При сносе дома как дают квартиры нанимателям?

16 ответов на вопрос “При сносе дома как дают квартиры нанимателям?”

  1. Azzar Ответить

    Итак, начнем с того, что жильё может быть в собственности или предоставляться по договору социального найма. Если жилье в собственности, оно принадлежит собственнику, и никто просто так не может взять и забрать его. В муниципальном жилье, предоставленном по договору соц. найма, проживающие только зарегистрированы (прописаны), но никаких прав собственности у них на это жилье нет. Даже, если ваша семья живет в этой квартире бог знает сколько лет, это жильё вы просто арендуете у государства. В зависимости от того в собственности квартира или нет, решается вопрос предоставления другого жилья взамен подлежащего сносу.

    Если жилье в социальном найме…

    Итак, если ваше жилье, находящееся в соц. найме, сносится или признано непригодным для проживания, то согласно статьям 86 и 87 ЖК РФ, вам должны предоставить другое благоустроенное жилое помещение также по договору соц. найма. При этом выделяемое жилье должно находиться в черте того же населенного пункта. Важным условием здесь является слово «благоустроенное». Это значит, что предоставляемое жилое помещение не должно быть менее благоустроенным, чем то, которое было у вас раньше. Под благоустроенностью понимается наличие коммунальных удобств, соответствие санитарно-техническим требованиям, при которых возможно проживание без причинения вреда здоровью. Санитарные и технические требования к жилым помещениям можно найти в дух документах.
    Положение об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденное приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529.
    Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
    Действие второго документа распространяется на все находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации жилые помещения независимо от формы собственности. [B=18]Если дело о выселении и предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма рассматривается в суде, суд обязан проверить, отвечает ли предоставляемое помещение степени благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта. Обратите внимание – п. 3 статьи 89 ЖК РФ предусматривает, что предоставляемое жилое помещение должно быть обязательно указано в решении суда о выселении. Также жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилью. А вот с количеством комнат и выделением отдельной квартиры, если до этого люди проживали в коммуналке, в законе есть определенный подвох. Сначала процитирую закон (п. 2 ст. 89 ЖК РФ): «Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире». Итак, что всё это значит? А значит это что:
    Если вы жили в отдельной квартире, то вам обязаны предоставить отдельную квартиру той же общей площади. Но при этом закон не говорит о том, что количество комнат в предоставленной отдельной квартире должно соответствовать количеству комнат в жилье, из которого вас выселили.
    Если выселяемый наниматель и члены его семьи занимали не менее двух комнат в коммуналке, то и получить он может те же две комнаты в коммуналке.
    До принятия в 2005 году нового жилищного законодательства, в Жилищном кодексе РСФСР существовали и дополнительные правила. Так, при предоставлении нанимателям жилых помещений по аналогичным основаниям не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. Также учитывалось состояние здоровья граждан, а также другие «заслуживающие внимания обстоятельства». Как мы видим, в новом ЖК РФ данные обстоятельства при предоставлении жилья в связи с переселением не учитываются. Однако на местном уровне субъекты РФ могут самостоятельно определять нормы, по которым выделяется жилье при переселении в связи со сносом домов. Эти нормы не могут быть хуже условий, обозначенных в федеральном законодательстве, к которому в том числе относится и Жилищный кодекс. Так, например, в Москве, в попытках избавиться от коммуналок, местное законодательство предусматривает выделение отдельного жилья каждой семье, проживающей в выселяемом жилом помещении. Этим активно пользовались граждане, желающие расширить свои квадратные метры за счет государства. Самая распространенная схема с советских времен, до сих пор пользующаяся популярностью: супруги разводятся и делают из квартиры коммуналку путем разделения лицевых счетов. Разведенные супруги по закону — два чужих человека, две семьи, соответственно имеющие право претендовать на отельное жильё. Но несмотря на то, что статья 89 ЖК РФ не обязывает государство учитывать интересы граждан при предоставлении другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением, не стоит забывать о существовании статьи 58 Жилищного кодекса. Статья называется «Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма». Данная статья по своей сути обозначает условия, которые необходимо учитывать при предоставлении жилых помещений по договорам соц. найма. В ней нет ограничений по тому, в каких ситуациях она применяется, а в каких нет. А значит, она применима для любой ситуации, когда гражданину предоставляется жильё в соц. найм. П. 1 ст. 58 ЖК РФ говорит о том, что заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Это значит, что имея разнополых детей, семья, проживающая в двухкомнатной квартире, вполне может претендовать на дополнительную комнату при переселении. Да и схема с разводом может сработать. Также п. 2 ст. 58 предусматривает, что если семья проживает в комнате в коммуналке или в однокомнатной квартире, то жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза. Иными словами, жители коммуналок всё-таки могут надеяться на расселение в отдельные квартиры. А у семей с детьми, ютящихся в «хрущевских однушках», есть надежда получить при переселении квартиру с отдельной комнатой для ребенка (детей). Учтены и интересы граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Для них тоже предусмотрено выделение жилого помещения с превышением норм.

    А если жильё в собственности….

    Если же квартира или другое жилое помещение находится в вашей собственности (куплено, приватизировано, получено в наследство и т. д.), то всё вышесказанное не имеет к вам никакого отношения. Выселение из собственности регулируется статьёй 32 Жилищного кодекса РФ. И если из жилья, предоставляемого по соц. найму, можно выселить без согласия зарегистрированных в нем граждан, то выселение из жилого помещения, находящегося в собственности, происходит только по согласию с собственником этого жилого помещения. На каких же условиях происходит выселение из собственности? П. 1 статьи 32 ЖК РФ гласит: «Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника». Иными словами, если государству понадобилась земля под вашим домом, то оно имеет право предложить вам выкуп за вашу собственность. Многие собственники в таких ситуациях больше всего опасаются, что предложенная государством сумма выкупа не будет соответствовать рыночной цене, что не даст возможность собственнику приобрести жилье, равноценное изымаемому. Посмотрим, что говорит закон о выкупной цене. П. 7 статьи 32 Жилищного кодекса оговаривает, что должна включать в себя выкупная цена жилого помещения: 1. рыночную стоимость жилого помещения; 2. убытки, которые несет собственник в связи с изменением места жительства; 3. расходы собственника на временное пользование иным жильем до приобретения в собственность другого помещения (в случае если соглашением не предусмотрено сохранение права пользоваться изымаемым жилым помещением до приобретения нового); 4. расходы на переезд; 5. расходы на поиск другого жилого помещения для приобретения в собственность; 6. расходы, связанные с оформлением права собственности на другое жилое помещение. Итак, выкупная цена вашей собственности по закону должна покрывать все ваши расходы, связанные с переменой места жительства. Если исходить из текста статьи, то при выкупе вашей собственности государство должно в том числе оплатить все ваши расходы. Вплоть до услуг агентов по недвижимости, осуществляющих поиск для вас нового жилья, и расходов на съем другого жилья, если новое вы ещё не приобрели, а из старого уже выселены. Всё это подразумевает значительные затраты. И поэтому, законом предусмотрена возможность предоставления по соглашению с собственником взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. Что это значит? А значит это, что взамен вашей квартиры, государство вам может предложить другую квартиру. Но если рыночная стоимость предлагаемой квартиры будет выше рыночной стоимости изымаемого жилья, вам предложат доплатить. Например, есть у вас однокомнатная квартира в «хрущевке». Старая, с обшарпанными стенами и потрескавшимся потолком. Естественно стоимость такой квартиры значительно отличается от стоимости однокомнатной квартиры в новостройке. Так вот, перед вами могут поставить выбор: либо компенсация, на которую ничего приличного вы себе приобрести не сможете, либо доплачивай за новую квартиру. В ситуации, когда у человека небольшие доходы, оба варианта тупиковые. И доплачивать нечем, и на выделенные деньги за ветхое жилье ничего не купишь. И обратите внимание, нигде в Жилищном кодексе не указано, что предлагаемое собственнику жилье должно быть того же метража или с тем же количеством комнат. Там лишь сказано, что стоимость предлагаемого на замену жилья может быть засчитана в стоимость выкупа. Конечно, собственник может и отказываться от предлагаемого выкупа или от предлагаемых взамен вариантов жилых помещений. Однако, не достигнув соглашения с собственником, государство имеет право решить вопрос в судебном порядке. Здесь стоит отметить следующие моменты:
    О том, что его квартира изымается, собственник должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за год.
    До истечения года со дня получения собственником такого уведомления выкуп жилого помещения допускается только с согласия собственника (п. 4 ст. 32 ЖК).
    Подвох: Значит по истечении года, если не будет достигнуто соглашение с собственником, выкуп может осуществляться в судебном порядке. Если вы внимательно почитаете статью 32 Жилищного кодекса, то вероятно обратите внимание, что всё вышесказанное относится к случаям сноса недвижимости собственника по причине изъятия земли под ней для нужд государства. А как регулируются правоотношения, если дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции? П. 10 ст. 32 ЖК гласит: «Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме…». Звучит как-то не очень… Совсем непонятно, в каком порядке происходит изъятие собственности в случае, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В этом случае мы обращаемся к статье 7 Жилищного кодекса, где в части 1 сказано: «в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)». Следуя этой норме, при сносе дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилищные права собственников жилых помещений обеспечивают, руководствуясь положениями статьи 32 ЖК РФ. Таким образом, по какой бы причине не сносился дом, изъятие помещений у собственников производится только путем выкупа или предоставления другого жилого помещения по соглашению с собственником или через суд.

    Практика применения

    На практике жилищный вопрос при сносе и выселении решается самым разнообразным способом. И если по Москве или Петербургу законодательство в этой сфере как-то отрегулировано на местном уровне, то в некоторых субъектах РФ муниципалитет руководствуется только Жилищным кодексом. Многое зависит от бюджета субъекта. Где-то проще выделить гражданам жилье взамен изымаемому под снос. Где-то выкуп жилья для государства более выгоден, чем предоставление другого. Часто и сами граждане, ожидая сноса дома, регистрируют в свои квартиры или дома большое количество родственников или фиктивно разводятся, а потом требуют от государства выделение жилплощади гораздо большей, чем имели в сносимом жилье. В любом случае недовольство присутствует с обеих сторон. Как будут развиваться события в отдельно взятой ситуации, сказать сложно. И если вы не согласны с условиями выкупа или обмена, предложенными местными властями, а сами власти не хотят идти вам на встречу, ищите хорошего юриста и готовьтесь к судам.

  2. Bazar Ответить

    В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса РФ предоставление жилья в связи со сносом дома является компенсационной мерой и государственной гарантией “неухудшения” тех жилищных условий, которые существовали до сноса дома. Государство предоставляет новое жилое помещение не в качестве улучшения жилищных условий “очередникам”, поэтому:
    1. Лица переселяемые в связи со сносом дома, получают жилое помещение (комнату/комнаты в коммунальной квартире/доме) равное по площади, количеству комнат, благоустроенности жилому помещению, в котором они проживали ранее.
    2. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в отдельных жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
    Соответственно, возможность предоставления раздельного жилья нескольким семьям, проживающим на одной жилплощади (на основании договора социального найма) и нуждающимся в улучшении жилищных условий, зависит от усмотрения местных властей и наличия у них необходимых жилых помещений, но с учетом обстоятельств, описанных выше.
    Обязанность по предоставлению раздельного жилья нескольким семьям при сносе дома наступает у местных властей в случае “совпадения” сноса жилья и очереди на улучшение жилищных условий нанимателя квартиры в сносимом доме. В данном случае, будет действовать общий механизм предоставления (улучшения) жилищных условий “очередникам”.
    Исходя из системного толкования жилищного законодательства, доказательством того, что в квартире проживает несколько семей, нуждающихся в расселении (улучшениях жилищных условий), являются:
    1. Документы, выдаваемые органами ЗАГСа: свидетельство о регистрации/расторжении брака нанимателей (членов семьи нанимателя), свидетельство о рождении ребенка;
    2. Документы, связанные с пользованием жилым помещением: договор социального найма, ордер на жилое помещение;
    3. Документы, подтверждающие проживание других членов семьи и иных лиц: письменное согласие нанимателя и его членов семьи на вселение в качестве совместно проживающих членов семьи иных граждан. Документы, подтверждающие ведение указанными лицами совместного хозяйства.
    Указанные документы подаются в администрации соответствующих населенных пунктов, районов, управ.

  3. Dut Ответить

    Этот вопрос возникает у всех жильцов, проживающих в аварийном доме по договору социального найма. Ведь у жильцов, имеющих квартиры в частной собственности, есть неоспоримые преимущества перед нанимателями:
    возможность получить бесплатно взамен квартиру такой же площади и в пределах того же населенного пункта;
    получение новой квартиры влечет за собой и передачу имущественных прав на нее, то есть новое жилье также будет в частной собственности получившего его гражданина;
    допустимость получения денежной компенсации вместо новой жилплощади
    На месте старых хрущовок возводятся современные дома
    Следует сказать, что до сноса дома можно успеть жилье приватизировать, ведь признание его аварийным не является преградой для приватизации.
    Окончательный срок для бесплатной приватизации продлен правительством еще на год и закончится 31 марта 2017 года, поэтому не приватизировавшим свои квартиры гражданам следует поторопиться, дабы окончательно не упустить эту возможность.
    Ст. 86 ЖК РФ гласит о том, что в случае если в доме, подлежащем сносу, находится неприватизированная квартира, с нанимателем договор социального найма расторгается. Такому гражданину предоставляется новое благоустроенное жилище, на которое тоже заключается аналогичный договор.
    Тут возникает несколько спорных с юридической стороны моментов. Если проживающий по договору социального найма гражданин стоял на учете для улучшения жилищных условий (то есть если площадь его квартиры не соответствовала норме предоставления жилплощади на одного человека), то в случае переселения жилье какой площади должны предложить ему власти.
    Мнения чиновников в этом вопросе существенно разнятся: одни считают, что новое жилище следует подбирать с учетом нормы жилплощади на человека, другие – что предоставлять следует жилье, соответствующее по размеру ранее занимаемому, но при этом право состоять на квартирном учете и место в очереди сохранить.
    Это не единственный спорный момент в вопросе переселения из аварийного жилья. Трактовка законодательных норм при этом полностью лежит на плечах органов местной власти. В случае отказа жильцов переселятся в предоставленные им новые квартиры, этот вопрос по инициативе органов местной власти будет решаться в суде. Только судебное решение дает право на принудительное выселение жильцов в обозначенное судом место.
    Аварийное жилье: компенсация или переезд? Консультационный видеоматериал:

  4. Muzuru Ответить

    https://rospravosudie.com/cour
    В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, и находится в границах данного населенного пункта.
    Согласно ст.28-5 Закона ЯНАО от 30.05.2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», гражданам проживающим по договорам социального найма в жилых помещениях, подлежащих сносу, предоставляются другие благоустроенные помещения по договору социального найма, равнозначные по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
    Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
    На это также указано в позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 мая 2013года №34-КГ13-2.
    Исходя из вышеизложенного, на ответчика надлежит возложить обязанность по предоставлению истцам жилого помещения вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом требований статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации – предоставить истцам жилое помещение на условиях договора социального найма общей площадью не менее ранее занимаемой
    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
    Решил:
    Исковые требования удовлетворить.
    Обязать Администрацию города Новый Уренгой предоставить ФИО на состав семьи включая ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте города Новый Уренгой, равнозначное ранее занимаемому помещению, общей площадью не менее
    Ваш случай, сожалею, но такова судебная практика иного не дано, количество зарегистрированных лиц и вписанных в ордер тут значения не имеет. Не будете выезжать — выселят принудительно.

  5. Grewn Ответить

    Совершенно иная ситуация, если Вы являетесь нанимателем. Так, в соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В силу ч.2 ст 89 ЖК РФ если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
    Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
    Таким образом, выселение в связи со сносом дома не является улучшением жилищных условий, поэтому по решению суда гражданам положено предоставление жилья при сносе дома равное по площади ранее занимаемому несмотря на то, что в однокомнатной квартире проживают разнополые лица либо образовались и проживают новые семьи. При выселении нанимателя жилого помещения в порядке ст. 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации жилая площадь, принадлежащая ему на праве собственности, учету не подлежит, соответственно площадь предоставляемого жилого помещения уменьшена быть не может. Вместе с тем, если граждане состоят на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то вправе на основании ст.57 ЖК РФ, обратиться в суд с иском либо встречным иском к Администрации о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В данном случае, жилое помещение будет предоставлено с учетом требований ЖК РФ, по норме предоставления, в том числе будут учитываться и правила ст. 58 ЖК РФ о вселении в одну комнату (однокомнатную квартиру) лиц разного пола без их согласия.
    У собственника в такой ситуации метры могут быть изъяты либо путем выкупа, либо по согласованию с ним ему дадут другое, «с зачетом его стоимости в выкупную цену». Все это делается с соблюдением прописанной в законе процедуры: местная власть направляет собственникам требование о сносе дома за свой счет, потом, если он это не делает, надо принять решение об изъятии участка под домом, и каждой квартиры собственников. Высший суд подчеркнул: обстоятельства соблюдения этой процедуры является существенными для правильного разрешения таких дел.

  6. the voice of life Ответить

    Снесение зданий производится с дозволения экспертной организации, основанного на постановлении соответствующего муниципалитета. С целью признания дома аварийным проводят обзор его конструкций с помощью различных экспертных учреждений, знакомятся с техдокументацией сносимого строения.
    В случае признания здания негодным для дальнейшей эксплуатации выносят решение о его сносе. Помимо аварийности здания есть иной повод для снесения — это необходимость применения местности, где сейчас стоит дом, для государственных целей. Но надо признать, что аварийность дома — наиболее частая причина сноса.

    По каким параметрам здание признают аварийным:
    физический износ конструкций, когда значительно сокращается их прочность;
    высокая вероятность разрушения от стихийных бедствий, повышение уровня вибрации и шума;
    частичная непригодность элементов строения (фундамент, несущие стены) вследствие пожара, взрыва и прочего. Тогда восстановление целостности здания технически исключено или бессмысленно.
    Чтобы старый дом был признан подлежащим к снесению, его износ должен составить 65–70%. После анализа, проведенного экспертной комиссией, администрация, отталкиваясь от соображений специалистов, принимает решение о снесении объекта.
    В документе фигурируют сроки расселения жильцов из аварийного жилья. Исходя из этого, устанавливается определенный промежуток времени, на который будут ориентироваться жильцы. В известность их ставят не позднее, чем за один год до выселения. В случае, когда условия проживания угрожают жизни обитателей дома, этот порядок не работает.
    Читайте также:
    Чем может быть опасна временная регистрация для собственника квартиры.

    Предоставление жилья собственникам при сносе дома

  7. $___Д@Ш@___$ Ответить

    добрый день,
    .   Порядок предоставления жилья  при переселении и освобождении жилых помещенийжителями г. Москвы, занимающими жилые помещения, определяется  правовыми актами г. Москвы (ст.13 ЖК).
    Горожанин в соответствии с Законом Москвы №21 от 31.05.2006 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» (http://base.garant.ru/385467/#block_13)
    имеет право при переселении:
    — получить квартиру по договору социального найма или для приобретения в собственность;
    — получить равноценную компенсацию (в денежной форме или равноценным помещением);
    — на сохранение района проживания при переселении (ст. 3 Закона № 21 от 31.05.2006)
    Предоставление комнат в коммунальных квартирах жителям коммуналок при переселении взамен их комнат не допускается (ч.3. ст.2 Закона №21 от 31.05.2006).
    В соответствии со ст.13. Закона №21 от 31.05.2006,переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде г. Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в предусмотренных законом случаях путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность.
    Размер площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать норме предоставления площади жилого помещения (18 кв. метров площади жилого помещения на одного человека).
    Размер субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность составляет 100 % и определяется в соответствии с правовыми актами г. Москвы (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=150425)
    Собственникам, освобождающим жилые помещения (жилые дома), по их выбору в денежной или натуральной форме предоставляется равноценное возмещение (компенсация) либо выкупная цена. Размер возмещения (компенсации) либо выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки
    Размер денежного возмещения (компенсации)собственнику должен соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения.
    Денежное возмещение (компенсация) собственнику предоставляется в безналичной форме и используется для приобретения жилого помещения либо в иных целях при наличии у собственника иного жилого помещения, в отношении которого собственник обладает правом пользования либо правом собственности.
    Возмещение (компенсация) в натуральной форме предоставляется собственнику в виде другого благоустроенного жилого помещения путем заключения договора мены или иного договора, определяющего переход права собственности на жилые помещения.
    Стоимость предоставляемого в порядке компенсации в натуральной форме жилого помещения должна соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения, за исключением случаев, определенных законом (ст.6. Закона №21).
    Под членами семьи понимаются: родственники, проживающие в одном жилом помещении и вселенные в него в качестве членов одной семьи. Данное правило не позволяет требовать отдельных жилых помещений переселенцам, которые фактически уже не являются одной семьей (бывшие супруги, взрослые дети и родители). Таким образом, несмотря на фактическое проживание отдельных семей в сносимом жилье, им может быть предоставлено одно жилое помещение, кроме случаев — наличие статуса очередников, причем числиться на очереди по улучшению жилищных условий необходимо по отдельным очередям.
    Органы исполнительной власти города на основании акта принимают решение по каждому жилому дому, подлежащему освобождению. В решении указываются основания освобождения, жилые дома, подлежащие освобождению, уполномоченные органы исполнительной власти или лицо, осуществляющее переселение граждан или выплачивающее возмещение, сроки освобождения или изъятия данного жилого помещения, общая площадь жилого дома.
    На основании данного решения заключаются договора либо соглашения о предоставлении жилых помещений в целях приобретения их в собственность гражданам.
    с уважением,
    Елена

  8. Nashakar Ответить

    Точная сумма выплаты определяется либо соглашением сторон, либо, если они не пришли к согласию, судом. В неё должна войти как рыночная стоимость квартиры, так и компенсация издержек, которые гражданин понесёт в связи с покупкой новой недвижимости и переездом. Если же гражданин не проживал в доме под снос, а сдавал его, то ему всё равно положена компенсация – уже упущенной выгоды. В целом установлено, что помимо стоимости жилья сумма компенсации должна также покрывать и все остальные расходы, которые граждане понесут из-за того, что им придётся менять место жительства, включая даже услуги риэлторов.

    Однако, всё так хорошо выглядит лишь в теории, на деле же жильё под снос, конечно, оценивается рынком далеко не так высоко, как квартира в доме в хорошем состоянии – в результате иногда предлагаются явно низкие компенсации, и приобрести за них жилую площадь аналогичного метража не представляется возможным, тогда-то и приходится обращаться к оценщикам, а затем и в суд за определением справедливой суммы возмещения.

    Процедура

    Начинается всё с предупреждения о сносе, которое, за исключением экстренных ситуаций, должно быть сделано за год. Раньше истечения этого срока производить выкуп можно, лишь если собственник согласен на это, а уже затем, если к моменту его исхода согласие ещё не достигнуто, он может быть проведён через суд.
    В течение этого времени собственник определяется с тем, нужно ли ему предоставить другое жильё на замену, или же он предпочитает денежную компенсацию, а также готовится к переезду. В первом случае останется дожидаться, пока новая квартира будет получена, после чего осмотреть её в присутствии уполномоченных лиц и поставить подпись на акте приёма-передачи – на этом процедура завершается.
    Если же собственник выбрал финансовое возмещение – из-за того ли, что его не устроили квартиры, предложенные муниципалитетом, или он уже имеет жильё, и ему не нужно другое, то составляется заявление в муниципалитет, в котором выражается желание получить компенсацию деньгами. Если согласие получено, составляется договор о передаче собственности, владелец съезжает и предоставляет расчёт компенсации. В сумму, помимо экспертной оценки стоимости квартиры, включаются затраты на переезд, наём жилья на время поиска нового, расходы, понесённые в связи с переездом, и тому подобные. Все они должны подтверждаться чеками и иными документами. Затем средства переводятся на его счёт – и на этом процесс завершается.

    Если квартира не приватизирована

  9. Shalitius Ответить

    Здравствуйте.
    Так же обратите внимание на соблюдение ваших правпри переселении из аврийного жилья.
    По вопросу обеспечения ваших прав дал разъяснение Президиум ВС РФ от
    29.04.2014 года.
    Если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной
    в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при
    определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого
    помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной
    квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных
    помещений, которые могут находится при такой комнате и использоваться
    исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также
    долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом
    (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной
    комнаты.

    Например, при рассмотрении дела по иску Г.В. и Г.О. к администрации города
    о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение установлено,
    что истцы по договору социального найма занимают комнату площадью 10,8 кв.м в
    трехкомнатной коммунальной квартире, состоящей из трех жилых комнат площадью
    17,3 кв.м, 11,4 кв.м и 10,8 кв.м, коридора площадью 5 кв.м, кладовой площадью
    1,4 кв.м и кухни площадью 9,6 кв.м.
    Заключением межведомственной комиссии города многоквартирный дом, в котором
    расположена указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.
    Суд первой инстанции, определяя размер жилого помещения, подлежащего
    предоставлению в связи с выселением (часть 1 статьи 89 ЖК РФ), исходил из того,
    что истцы пользуются в коммунальной квартире вспомогательными помещениями общей
    площадью 16 кв.м (площадь коридора, кладовой, кухни). Сложив общую площадь
    вспомогательных помещений квартиры (16 кв.м) и площадь жилого помещения, занимаемого
    истцами (10,8 кв.м), суд пришел к выводу о возложении на администрацию города
    обязанности предоставить истцам вне очереди комнату в коммунальной квартире
    общей площадью не менее 26,8 кв.м, в том числе жилой не менее 10,8 кв.м.
    Суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом суда и указал,
    что при расчете общей площади жилого помещения, представляющего комнату в
    коммунальной квартире, в ее размер не подлежат включению площади
    вспомогательных помещений коммунальной квартиры, а только те вспомогательные
    помещения, которые находятся в пределах такой комнаты. Делая данные выводы, суд
    апелляционной инстанции исходил из того, что они вытекают из положений части 5
    статьи 15 ЖК РФ.
    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
    Федерации, рассматривая дело в кассационном порядке, пришла к выводу, что судом
    апелляционной инстанции допущено неправильное толкование и применение положений
    части 5 статьи 15 ЖК РФ.
    Отметив, что ЖК РФ не содержит определения того, что составляет общую площадь
    комнаты, расположенной в коммунальной квартире, и не регулирует порядок
    определения доли площади помещений вспомогательного использования коммунальной
    квартиры, приходящейся на лиц, занимающих комнаты в такой квартире по договору
    социального найма, Коллегия указала на необходимость применения в данном случае
    в соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ по аналогии положений статей 15, 16,
    42 ЖК РФ.
    Исходя из содержания положений названных статей ЖК РФ в их взаимосвязи
    следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит
    включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений,
    которые могут находится при такой комнате и использоваться исключительно для
    обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади
    вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета,
    ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
    В связи с этим был признан несостоятельным вывод суда апелляционной
    инстанции о том, что исчисление размера площади мест общего пользования в
    коммунальной квартире, приходящейся на долю каждой комнаты, производится в
    других целях – в целях определения доли расходов собственника (нанимателя)
    комнаты в коммунальной квартире на содержание общего имущества в коммунальной
    квартире, а также для определения размера платы за содержание и ремонт жилья.
    Указанные выше правила исчисления общей площади комнаты как части коммунальной
    квартиры применяются и в целях определения общей площади жилого помещения в
    виде комнаты в коммунальной квартире как отдельного объекта прав (определение
    судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации №
    43-КГ13-2).
    Площадь жилого помещения, находящегося в собственности нанимателя или члена
    его семьи, не подлежит учету при определении площади жилого помещения,
    предоставляемого по договору социального найма в связи с выселением из
    аварийного жилья.

    По делу по иску прокурора в интересах С.Л., С.М., С.А., С.К. судом было
    принято решение о признании незаконным бездействия администрации муниципального
    района по непредоставлению истцам благоустроенного жилого помещения, возложении
    обязанности предоставить С.М., С.А. и С.К. по договору социального найма жилое
    помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в
    черте населенного пункта, благоустроенное применительно к условиям данного
    населенного пункта, общей площадью не менее 39,6 кв.м.
    При рассмотрении дела в апелляционном порядке судебная коллегия по
    гражданским делам верховного суда республики правомерно не согласилась с
    выводами районного суда о том, что жилое помещение должно быть предоставлено
    только троим из истцов, поскольку у С.Л. в собственности имеется однокомнатная
    квартира. Судебная коллегия по гражданским делам обоснованно указала, что
    в данном случае благоустроенное жилое помещение по договору социального найма
    должно быть предоставлено всем истцам, поскольку предоставление жилого
    посещения по договору социального найма в связи со сносом дома носит
    компенсационный характер.
    В отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору
    социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых
    помещениях (статья 57 ЖК РФ), наличие в собственности нанимателя по договору
    социального найма или члена его семьи другого жилого помещения не может служить
    основанием для отказа в предоставлении взамен жилого помещения, пришедшего в
    непригодное для проживания состояние, равнозначного благоустроенного жилого
    помещения по договору социального найма на основании статьи 89 ЖК РФ.
    Требования органа местного самоуправления о выселении нанимателя и членов
    его семьи из аварийного жилого помещения не могут быть удовлетворены, если
    будет установлено, что предлагаемое для переселения жилое помещение не отвечает
    уровню благоустроенности, достигнутому в данном населенном пункте, или может
    привести к ухудшению жилищных условий.
    По делам о выселении граждан из жилых помещений в аварийных домах,
    подлежащих сносу, суды при оценке степени благоустроенности предлагаемого для
    переселения жилого помещения в основном правильно руководствуются требованиями,
    определенными в Положении, а также нормативными актами органов местного
    самоуправления, которыми не могут быть снижены установленные Правительством
    Российской Федерации минимальные гарантии.
    В судебной практике имеются примеры отказа в удовлетворении исковых
    требований о выселении граждан из жилых помещений, находящихся в жилых домах,
    признанных аварийными и подлежащими сносу, если предлагаемые помещения не
    отвечали уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям
    данного населенного пункта.
    Например, городским судом было отказано в удовлетворении иска администрации
    муниципального образования к Т. и членам ее семьи о выселении из жилого
    помещения в связи с признанием его непригодным для проживания.
    Проанализировав положение об определении уровня благоустройства жилищного
    фонда муниципального образования, в соответствии с которым жилищный фонд
    считается благоустроенным, если он оборудован в том числе центральным
    отоплением независимо от источника поступления тепла (от ТЭЦ, котельной,
    индивидуального котла заводского изготовления или котла, вмонтированного в
    отопительную печь), суд пришел к выводу, что жилое помещение, в которое истец
    просит переселить ответчиков, не является благоустроенным применительно к
    условиям соответствующего населенного пункта ввиду отсутствия в квартире
    центрального отопления (имелось только печное), в связи с чем оно не
    соответствует требованиям, предъявляемым статьей 89 ЖК РФ.
    В другом деле судом было отказано в удовлетворении исковых требований
    администрации муниципального образования о выселении Е. и членов ее семьи из
    признанного непригодным для проживания жилого помещения, оборудованного
    центральным отоплением, в жилое помещение с печным отоплением. При этом суд
    указал, что хотя предложенное для переселения жилое помещение с печным
    отоплением и является благоустроенным применительно к условиям конкретного
    населенного пункта, в котором уровень благоустройства центральным
    теплоснабжением муниципального жилищного фонда достигнут только в 24,74% жилых
    помещений, однако данное жилое помещение не отвечает компенсационному характеру
    предоставления жилья в порядке статьи 89 ЖК РФ и ухудшит условия проживания
    ответчиков.
    В случае, если ответчик, возражающий против переселения в конкретное жилое
    помещение, ссылается на его непригодность для проживания, то юридически
    значимым обстоятельством, которое входит в предмет доказывания и подлежит
    исследованию судом, является установление соответствия предлагаемого жилого
    помещения санитарным и техническим правилам и нормам.

    Например, разрешая исковые требования администрации городского округа о
    выселении Б. из занимаемого жилого помещения с предоставлением благоустроенного
    жилого помещения в связи со сносом дома и о возложении обязанности на Б.
    заключить с муниципальным унитарным предприятием «Городское управление
    жилищно-коммунального хозяйства» договор социального найма на предоставленное
    жилое помещение, суд исходил в том числе из того, что жилое помещение, предлагаемое
    для переселения ответчика, представляет собой квартиру, созданную в результате
    перепланировки и переоборудования нежилых помещений в жилые, которая не
    соответствует установленным требованиям по естественному освещению, так как
    имеет отношение площади световых проемов к площади пола комнат и кухни менее
    параметров, предусмотренных пунктом 25 Положения. Кроме того, судом было
    установлено, что в нарушение пунктов 7 и 43 Положения в обследовании спорного
    жилого помещения представители органов, уполномоченных на проведение
    государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической
    безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, участие не
    принимали, заключение о соответствии жилого помещения
    санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам не
    представляли.
    С учетом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие достоверных и
    допустимых доказательств, подтверждающих завершение переустройства и
    перепланировки нежилых помещений в жилое, и возможность использования такого
    помещения в качестве жилого, несоответствие спорного жилого помещения
    установленным требованиям, суд пришел к правильному выводу об отсутствии
    предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.
    Предоставляемое в связи с выселением из аварийного жилья другое жилое
    помещение должно по общему правилу находится в границах того же населенного
    пункта, что и ранее занимаемое жилое помещение.

    Рассматривая вопросы, связанные с таким предъявляемым законом требованием к
    предоставляемому в связи с выселением жилому помещению, как нахождение его в
    границах данного населенного пункта, следует отметить, что не все суды проводят
    различие между понятиями «границы населенного пункта» и «границы муниципального
    образования».
    Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная
    единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка
    (город, поселок, поселок городского типа, село).
    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября
    2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
    Российской Федерации» в целях организации местного самоуправления в Российской
    Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы
    государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы
    муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования
    статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального
    района.
    Статьей 11 указанного федерального закона предусмотрено, что в территорию
    городского округа входят территория, состоящая из земель внутри городской черты
    соответствующего городского населенного пункта, прилегающие к территории
    городского населенного пункта земли общего пользования, территории традиционного
    природопользования населения соответствующего городского населенного пункта,
    рекреационные земли, земли для развития городского населенного пункта.
    Населенные пункты, расположенные на указанных землях, могут быть включены в
    состав территории городского округа.
    В соответствии с частью 1 статьи 2 названного выше закона муниципальный
    район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных
    территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное
    самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения
    межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением,
    которое не входит в состав муниципального района и органы местного
    самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного
    значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также
    могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам
    местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской
    Федерации.
    Таким образом, понятие «населенный пункт» применительно к статье 86 и части
    1 статьи 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого
    помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является
    равнозначным понятиям «муниципальное образование», «городской округ» или
    «муниципальный район», в связи с чем следует признать правильной практику тех
    судов, которые отказывают в удовлетворении исков администраций муниципальных
    образований о выселении граждан из непригодных для проживания жилых помещений в
    такие жилые помещения, которые хотя и находятся в границах городского округа
    или муниципального района, но расположены за пределами населенного пункта, в
    котором находится ранее занимаемое помещение.
    По вышеуказанным основаниям, например, Судебная коллегия по гражданским
    делам Верховного Суда Российской Федерации отменила в кассационном порядке
    определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда, указав, что
    занимаемое ответчиками по договору социального найма жилое помещение в доме,
    признанном аварийным, расположено во внутренней черте города Благовещенска
    (городское поселение), тогда как предоставляемое жилое помещение находилось на
    территории, прилегающей к городскому поселению – в селе Белогорье (сельское
    поселение), отстоящем от городской черты Благовещенска
    на 52 км, в связи с чем оно не
    отвечает такому необходимому в соответствии с частью 1 статьи 89 ЖК РФ
    критерию, как нахождение в границах данного населенного пункта (определение
    Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации №
    59-В10-14).
    К аналогичному выводу пришел областной суд, отменяя решение районного суда
    по делу по иску Ш. к администрации города о возложении обязанности
    предоставить жилое помещение в границах населенного пункта – города Омска. При
    рассмотрении дела установлено, что решением суда администрация города была
    обязана предоставить Ш. жилое помещение в связи с выселением из признанного
    непригодным для проживания жилого дома. Исполняя решение суда, ответчик принял
    постановление, которым предоставил истцам жилое помещение, соответствующее всем
    требованиям, изложенным в решении, но расположенное в микрорайоне «Крутая
    Горка».
    Принимая по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых
    требований в части возложения на ответчика обязанности предоставить Ш. жилое
    помещение в границах города Омска, коллегия указала, что микрорайон «Крутая
    Горка», хотя и отнесен административно к территории города Омска, однако
    является обособленным населенным пунктом – от территории города его отделяет 50
    километров территории Омского муниципального района Омской области. С учетом
    особенностей расположения микрорайона «Крутая Горка» (ранее имел статус
    рабочего поселка, поселка городского типа) коллегия пришла к выводу о том, что
    предоставленное Ш. жилое помещение не отвечает установленному статьей 89 ЖК РФ
    требованию, поскольку не находится в границах населенного пункта как
    территориального образования, имеющего сосредоточенную застройку в пределах
    установленной границы. При этом суд второй инстанции указал, что переселение
    (при отсутствии на это согласия нанимателя и членов его семьи) в другой
    населенный пункт в рамках реализации мер по ликвидации аварийного жилого фонда
    законом не предусмотрено.
    При оценке потребительских свойств жилых помещений, предлагаемых для
    переселения граждан, помимо обстоятельств, перечисленных в статье 89 ЖК РФ,
    необходимо учитывать и иные обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности
    или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого
    помещения.

    Так, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам
    городского суда было отменено решение районного суда об удовлетворении иска
    администрации района о выселении граждан из трех комнат в коммунальной квартире
    в отдельную трехкомнатную квартиру.
    При рассмотрении дела судом установлено, что занимаемая ответчиками
    квартира расположена на первом этаже аварийного дома, а предложенная для
    выселения – на 17 этаже многоэтажного жилого дома.
    Из выписки из амбулаторной карты одного из ответчиков следовало, что он
    является инвалидом второй группы с нарушением опорно-двигательного аппарата,
    нуждается в инвалидном кресле-коляске (с электроприводом), в связи с чем по
    состоянию здоровья ему рекомендовано проживание на нижних этажах
    многоквартирных домов.
    Руководствуясь положениями статьи 89 ЖК РФ и законными интересами
    ответчика, являющегося инвалидом, суд апелляционной инстанции пришел к
    правильному выводу, что хотя предоставляемая ответчикам квартира по площади и
    количеству жилых комнат и соответствует нормам действующего законодательства,
    однако с учетом состояния здоровья ответчика выселение в нее может привести к
    ухудшению его жилищных условий по сравнению с предыдущими условиями проживания.
    В другом деле, напротив, судом были отвергнуты выдвигавшиеся ответчиками
    возражения против переселения в угловую квартиру, расположенную на первом
    этаже, поскольку суду не было представлено доказательств того, что по состоянию
    здоровья этим лицам противопоказано проживание в такой квартире.
    В качестве оснований для возражения против переселения в предлагаемое жилое
    помещение гражданами зачастую приводятся доводы о том, что, например,
    недостаточное количество в районе предлагаемого проживания детских
    образовательных учреждений или лечебных учреждений определенного профиля,
    отдаленность от центра населенного пункта, мест обучения или работы приведет к
    ухудшению жилищных условий. Как показывает анализ судебных постановлений,
    доводы такого характера правомерно не принимаются во внимание судами при
    рассмотрении дел данной категории.

  10. Badi Ответить

    Дата публикации: 08.02.2017

    Проблемы, возникающие в связи с улучшением жилищных условий при переселении из сносимого жилья, стали весьма актуальны последние 10-15 лет. В разных регионах эти ситуации решаются по-разному.
    Согласно части 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    Жилищный кодекс РФ регулирует вопрос переселения из сносимого жилья лишь в общих чертах.
    В соответствии со статей 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
    Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 – 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
    Как уже было сказано выше, часть 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ относит данный вопрос к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Иными словами, Жилищный кодекс РФ устанавливает лишь основные права собственников и нанимателей сносимого жилья, которые не могут быть нарушены на уровне субъектов Российской Федерации. Сам же порядок предоставления жилья в связи со сносом дома и возможные варианты переселения регламентируются законодательством каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации.
    Рассмотрим порядок улучшения жилищных условий при переселении из сносимого жилья на примере города Москвы, где эти вопросы Законом города Москвы от 31.05.2006 №21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве”.

    В каком случае можно претендовать на улучшение жилищных условий

    В отношении собственников сносимого жилья статьей 7 Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве” предусмотрено, что собственнику, а также членам его семьи, состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.
    Таким образом, в отношении собственников сносимого жилья и членов их семьи предусматривается возможность улучшения их жилищных условий, но лишь в том случае, если до начала переселения собственник был поставлен на жилищный учет, и дал письменное согласие на улучшение своих жилищных условий.
    При этом, если собственники сносимого жилья намеренно совершили за последние пять лет гражданско-правовые сделки с жилым помещением, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, таким собственникам вместо улучшения их жилищных условий предоставляется, либо новое жилье, аналогичное по площади и количеству комнат сносимому жилью, либо выплачивается выкупная цена за сносимое жилье.
    Аналогичное правило предусмотрено Законом города Москвы от 31.05.2006 №21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве” и для нанимателей сносимого жилья, стоящих жилищном учете.
    Согласно статье 13 Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве”, при улучшении жилищных условий гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, могут быть предоставлены жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования или безвозмездная субсидия для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность.
    Таким образом, для нанимателей сносимого жилья, стоящих на жилищном учете, предусматривается возможность получения нового жилья по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования или безвозмездная субсидия для приобретения в собственность жилых помещений.
    При этом, если наниматели, стоящие на жилищном учете, откажутся от улучшения своих жилищных условий, то они будут переселены в аналогичное по количеству комнат новое жилье, с оставлением их на жилищном учете.

    Улучшение жилищных условий собственникам сносимого жилья

    Размер площади жилого помещения, предоставляемого собственникам при улучшении их жилищных условий, согласно статье 7 Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве”, должен http://www.sudmos.ru соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.
    Размер субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность составляет 100 процентов и определяется в соответствии с правовыми актами города Москвы. В результате улучшения жилищных условий собственник и члены его семьи снимаются в установленном законом порядке с жилищного учета.
    В данном случае предусматривается, либо право собственников сносимого жилья на улучшение своих жилищных условий путем получения 100-процентной субсидии для самостоятельного приобретения нового жилого помещения, либо право на получение ими нового жилья из жилищного фонда города Москвы, из расчета не менее 18 кв.м площади жилого помещения на человека, и с возможностью получения жилья, не превышающего нижеследующие размеры:
    1) на семью, состоящую из супругов, – однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;
    2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, – двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;
    3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, – двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;
    4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, – трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;
    5) на семью из четырех и более граждан – жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).
    В любом случае, улучшение жилищных условий собственников сносимого жилья влечет за собой снятие их с жилищного учета.

    Улучшение жилищных условий нанимателям сносимого жилья

    В отношении нанимателей-очередников предусматривается фактически та же норма предоставления, что и в отношении собственников-очередников, то есть не менее 18 кв.м площади жилого помещения на человека, с возможностью получения жилья, не превышающем нижеследующие размеры:
    1) на семью, состоящую из супругов, – однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;
    2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, – двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;
    3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, – двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;
    4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, – трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;
    5) на семью из четырех и более граждан – жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).
    При этом Законом города Москвы от 31.05.2006 №21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве” в отношении нанимателей сносимого жилья не предусматривается возможность выплаты им 100-процентной субсидии на приобретение нового жилья. То есть, в отличие от собственников-очередников, наниматели-очередники имеют право на получение субсидии лишь в размере, предусмотренном Приложением 3 к Закону города Москвы от 14 июня 2006 г. N29, в зависимости от количества лет их нахождения на жилищном учете, но не более 70 процентов от нормативной стоимости нового жилья.
    Кроме того, сложившейся судебной практикой по порядку применения Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве” признается, что в случае улучшения жилищных условий хотя бы части граждан, проживающих в сносимой квартире, допускается раздельное расселение такой квартиры. При таком раздельном расселении квартиры очередникам предоставляется отдельное жилье, согласно указанной выше норме предоставления, а остальной жильцам сносимой квартиры предоставляется аналогичное по количеству комнат новое жилье.
    Как видно из приведенных выше положений Закона города Москвы от 31.05.2006 №21 “Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве”, как собственники, так и наниматели жилых помещений, имеют возможность улучшить свои жилищные условия на этапе переселения из сносимого жилья. Основные требования для улучшения жилищных условий следующие:
    1) Жильцы (как собственники, так и нанимателя) сносимого жилья должны быть приняты на жилищный учет;
    2) За пять лет, предшествующие переселению из сносимого жилья, такие жильцы не должны совершать сделок, направленных на ухудшение своих жилищных условий;
    3) После получения извещения о предстоящем сносе жилого дома, вышеуказанные граждане должны письменно известить отселяющее их лицо о намерении улучшить свои жилищные условия;
    4) В заявлении об улучшении жилищных условий нужно четко указать способ улучшения жилищных условий (получение нового жилья из жилищного фонда города Москвы или получение субсидии на самостоятельное приобретение себе другого жилья).
    При этом, жильцы сносимого жилья должны четко осознавать, что после предоставления им нового жилья в порядке улучшения жилищных условий, или выплаты им субсидии на приобретение жилья, они будут сняты с жилищного учета. Поэтому к выбору вариантов представления нового жилья (или выплаты денежной компенсации) необходимо подходить со всей ответственностью, чтобы не допустить ошибок, в результате которых дальнейшее решение жилищных проблем отселяемых лиц может стать крайне затруднительным.
    Автор: Юрист Егоров Константин Михайлович
    Источник: Отдел по Жилищным Судебным Спорам

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *