Приведите три примера общественных благ и объясните почему государство?

3 ответов на вопрос “Приведите три примера общественных благ и объясните почему государство?”

  1. A_kak_To_Tak Ответить

    Двадцать третье задание также связано с приведенным текстом, но оно несколько сложнее, чем 21 и 22 – поэтому за него можно получить не 2, а 3 первичных балла. В нем нужно давать характеристику различных понятий и приводить примеры к ним, основываясь не столько на данных текста, сколько на собственных знаниях из курса обществознания. Иногда требуется и находить формулировки, приведенные авторами.
    Нужно помнить, что 3 балла можно получить только за полностью правильно выполненное задание – например, если требуется привести 3 признака федерации в устройстве России, приводятся все 3 и правильно.
    Если же допущена одна ошибка, выпускник получает 2 первичных балла. Если допущено две ошибки, выпускник получит 1 первичный балл, и если все написано неверно – не получит вообще.
    Получается, что даже если написать хоть что-то правильно, можно получить несколько баллов – а при поступлении в университет решающим может оказаться даже один балл. На экзамене может попасться текст по любому из блоков – политика, право, экономика, человек и общество, социальные отношения. Для успешного выполнения этого задания нужно «набить руку» – прорешать много тестовых вариантов. Давайте рассмотрим примеры некоторых текстов и заданий к ним.

    Разбор типовых вариантов задания №23 ЕГЭ по обществознанию

    Первый вариант задания

    Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.
    Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.
    Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.
    (по А. В. Петрову)
    Какой процесс в по­ли­ти­че­ской сфере об­ще­ствен­ных отношений, с точки зрения автора, со­про­вож­да­ет­ся ста­нов­ле­ни­ем ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го общества? Опи­ра­ясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, на­зо­ви­те три любых ин­сти­ту­та граж­дан­ско­го общества, ис­клю­чая профсоюзы.
    На первый вопрос ответ дать совсем несложно – он дан в самом начале текста: социально-экономические изменения … сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Получается: становление институтов гражданского общества относится к трансформации гражданского самосознания, что следует из определения гражданского общества: системы общественных институтов, отношений, которые являются самостоятельными и не зависят от государства, занимаются созданием условий для реализации потребностей людей. То есть люди сами создают эти общественные организации и институты, что само по себе возможно только при изменении гражданского самосознания.
    Автор отмечает, что параллельно с этим процессом происходит демократизация политических отношений. Главное – не написать в ответе «социально-экономические изменения», ведь это является как бы обобщением происходящих процессов трансформации гражданского самосознания и демократизации политических отношений.
    Переходим ко второму вопросу. Профсоюзы писать нельзя, так как они уже указаны в тексте. Вспомним структуру гражданского общества, разделив его институты по потребностям, удовлетворяемым ими.
    Потребности в участии в управлении жизни обществаПотребности в продолжении рода, общении, духовные и физические потребностиЖизненно важные потребности в еде, жилье, одежде – получение средств для их удовлетворения
    Политические партии, лоббистские организации (комитеты, советы), экологические организации, ассоциации избирателей, органы самоуправления, ассоциации потребителейСемья, церковь, творческие союзы, научные и культурные учреждения, спортивные секцииПрофсоюзы, производственные организации
    В качестве примеров можно привести любые из них.
    Один из вариантов ответа выглядит таким образом:
    Процесс – демократизация общественных отношений.
    Институты гражданского общества:
    семья;
    церковь;
    ассоциация потребителей.

    Второй вариант задания

    Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ — небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит…
    Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.
    Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов…
    Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто
    занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба…
    В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руководители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное…
    В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.
    Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.
    Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения – всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления.
    (Р. Строуп, Дж. Гвартни)
    Приведите три примера общественных благ и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).
    Давайте вспомним, что такое общественные блага. Это такие товары и услуги, которые удовлетворяют потребности большинства людей общества – ими могут пользоваться все люди. При их потреблении нет конкуренции, так как они доступны всем жителям государства, и нельзя запретить кому-то определенному пользоваться ими. За многие общественные блага платит государство – например, каждый может бесплатно гулять в городском парке; однако за их предоставление государство берет с населения налоги. Также к общественным благам относится образование, медицинское обеспечение, дороги, уличное освещение, транспортная система (например, метрополитен), маяки, библиотеки, а также – электронная почта, социальные сети, театры, оперы, деятельность федеральных органов власти, поддержание правопорядка. В первой части ответа можно перечислить любые три из них. А почему государство успешнее организовывает их производство? Ну, например, предоставление бесплатного школьного образования является частью социальной политики государства, потому что оно должно обеспечить начальный уровень образования своих граждан – получается, что некоторые общественные блага государство предоставляет из политических соображений.
    Также у государства имеется больше средств и возможностей для производства общественных благ – оно, в отличии от рынка, не руководствуется возможным размером прибыли от их продажи. Например, метрополитен и стоимость проезда в нем регулируется государством – поэтому стоимость проезда в нем одинакова на всех линиях. А если бы он принадлежал различным частным компаниям, то, скорее всего, пришлось бы платить отдельно за проезд на территории, являющейся собственностью одной компании, и отдельно – за проезд на территории, относящейся к другой компании.
    Также государство обеспечивает поступление налогов, которые население платит для обеспечения предоставляемых общественных благ – рассчитать отдельную стоимость, например, за использование уличного освещения, было бы трудно, поэтому здесь опять же целесообразно участие государства.
    Ответ может выглядеть так:
    Общественные блага:
    уличное освещение;
    бесплатное школьное образование;
    городские парки.
    Объяснения:
    у государства имеется больше возможностей для производства общественных благ, так как оно не руководствуется прибылью от их продажи, получая налоги с населения;
    организация производства общественных благ является частью социальной политики государства.

    Третий вариант задания

    Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений — общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».
    Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать…
    Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).
    Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:
    1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
    2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.
    3. Распределение этих товаров и услуг.
    4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
    5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.
    6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.
    Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности… И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.
    (Н. Смелзер)
    Автор упоминает институт семьи. Используя текст, факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте выполнение семьёй любых трёх социальных функций.
    Семья – небольшая группа людей, основанная на кровном родстве. Она выполняет различные функции:
    Репродуктивная – воспроизводство потомства;
    Воспитательная;
    Рекреационная;
    Первичной социализации – влияние семьи на становление личности ребенка;
    Экономическая, хозяйственно-бытовая – накопление богатства для членов семьи.
    Ответ может выглядеть так:
    Репродуктивная функция – например, в семье родилась девочка.
    Воспитательная функция – например, папа рассказывает ребенку о том, что нужно уступать место пожилым людям в автобусе.
    Экономическая функция – например, муж с женой вместе планируют семейный бюджет.

  2. Obzorshik ot boga Ответить


    Есть такие темы в обществоведении, которые относятся к разным сферам жизни общества. Одна из таких тем — общественные блага. Материал по данной теме можно использовать как для аргументации в заданиях на тему «политика», так и «экономика». И, кстати, именно такого уровня аргументации и требует ЕГЭ. Остальные классные аргументы вы можете подсмотреть в моем авторском видеокурсе по обществознанию.

    Понятие общественного блага

    Как-то недавно мы говорили про нематериальные блага. Также блага бывают частными и общественными. Собственно все они расположены на своеобразном спектре от «частного» полюса к «общественным».
    Общественными благами называют те товары, услуги и продукты, которыми могут пользоваться неограниченно все индивиды, и производятся обществом или государством. Эти вещи совсем не то, что частные блага: хотя производитель и несет затраты производство таких благ, ими могут пользоваться все люди.
    Рассмотрим интересные признаки таких благ. Первый из них — признак «неисключаемость» потребителей — то есть невозможно кому-то ограничить доступ к этой вещи. Например, парк. Его нужно содержать, но гулять в нем может кто угодно: от респектабельного бизнесмена до бомжика.
    Отсутствие соперников. В самом деле — при потреблении общественных благ отсутствует конкуренция за их обладанием. К примеру, едете вы на велосипеде по дороге. Дорога при этом и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты. Конечно есть водятлы, которым мало дороги, но их, я искренне надеюсь, меньшинство.

    Неделимость общественного блага означает, что потребитель не может как-то регулировать объем потребленных вещей. К примеру, государство нам предоставляет услугу защиты от внешних врагов, которые спят и видят, как бы нашу страну раскромсать на полузависимые государства. Так вот все россияне пользуются этим благом. При этом невозможно определить его объем: какие армии конкретно сейчас задействованы для обороны России, в каком количестве? Сколько установок «Искандер» хранят спокойный сон наших вечно чем-то недовольных граждан? Вот кто бы знал?

    Территориальная ограниченность потребления общественных благ. Это означает, что его потребителями могут быть представители данного сообщества граждан, которое занимает некую территорию. Хотя производить такие блага может вообще другое сообщество.
    К примеру, существует международное сообщество, которое обязало развитые государства внедрять экологически очистительные сооружения. Понятно, что, к примеру, жители Германии пользуются данным благом: дышат чистым воздухом, пьют чистую воду, гуляют на чистых улицах, живут в домах из экологически чистых материалов. Лепота!
    Про Россию, я, понятно, молчу — у нас только, к сожалению все на бумаге, а не в реале.
    В итоге, можно сказать, что существование общественных благ — пример несовершенного рынка, когда для их реализации требуется вмешательство государства.

    Виды

    Чистые общественные блага — существуют только в теории, они обладают всеми вышеназванными признаками этой категории вещей. Собственно, поэтому примеров нет. Почему не существуют эти блага в реальности? Ну смотрите: вы видите, как в парке люди гуляют, пользуются общественным благом, вы видите, что они реально наслаждаются погодой и парком. Но при этом  – все лавочки в парке как назло заняты, а вам приспичило посидеть. Поняли?
    Смешанные блага – представляют собой основную массу реально существующих общественных благ. Смешанные блага в свою очередь подразделяются на перегружаемые и переполняемые. Думаю, понятно, что те же парки и общественные места могут переполниться.
    Также для реальности характерно ограничение правила исключаемости потребителей. Например, все могут смотреть телевизор, но существует кабельное телевидение за дополнительную плату. То же самое как существуют платные дороги и пр.

    Также среди общественных благ выделяют такой интересный вид, как достойные и недостойные блага. Достойные — это такие, которые обществом предоставляются, но индивиды в силу так называемого суверенитета потребителя — не слишком их используют. Поэтому общество должно способствовать усиленному потреблению этих благ.
    К таким достойным благам можно отнести: бесплатное образование, театры, оперы и пр. Ну кто реально в школе учится? Да единицы. Остальные отсиживают свое бесплатное школьное образование.
    В свою очередь недостойные блага — те, потребление которых надо ограничивать. Например, потребление алкогольной продукции и пр.

    Примеры общественных благ

    Из всего вышесказанного может показаться, что общественными благами являются только государственные услуги. Действительно — само государство — нормальная такая услуга, которая дает нам: «бесплатное» школьное образование, дороги, освещает улицы, защищает нас от внешних вражин… И чем больше таких социальных благ, тем вернее такое государство мы может назвать социальным.
    К примеру, я знаю, что во многих высокоразвитых государствах каждое утро можно бесплатно затарится продуктами. И те, кому действительно тупо нечего есть — с голода точно не умрут. В Венгрии, Чехии в городах оборудованы точки тепла, где любой бомжик (или обычный гражданин) может согреться и поесть жаркого бесплатно.
    Во многих государствах пособие по безработице такое, что можно вообще не работать. К примеру, в Канаде оно составляет без малого 500 долларов в месяц (или в неделю — не помню). Словом — захочешь — не помрешь.
    Между тем общественными благами называются не только какие-то государственные услуги. Социальные сети, Youtube, бесплатные сервисы в Интернете: бесплатная почта, виртуальный диск на 30 гигабайт, бесплатные онлайн редакторы документов…, всего и неперечесть. Такие общественные блага предоставляют такие корпорации как Google Inc., ООО «Яндекс» и другие.
    А о социальных сетях я вообще молчу. Через скайп можно вообще бесплатно звонить в любую точку мира и устраивать целые телефонные или видеоконференции… Не сказка ли? Выходит, что не только государство предоставляет нам общественные блага, но и крупные корпорации.
    А вот зачем они это делаю — пишите в комментариях ваши предположения — обсудим!
    С уважением, Андрей Пучков

  3. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *