Проанализируйте статью 106 конституции рф и расскажите какие законы?

13 ответов на вопрос “Проанализируйте статью 106 конституции рф и расскажите какие законы?”

  1. Nelar Ответить

    О компании
    История
    Наш коллектив
    Регистрационные документы
    Новости компании
    Наши услуги
    Защита по уголовным делам
    Ведение дел в арбитражных судах
    Ведение дел в гражданских судах
    Сопровождение бизнеса
    Регистрация юридических лиц
    Охранные услуги
    Детективные услуги
    Юридические услуги по наследству и завещанию
    Защита авторских прав
    Юридические услуги при переустройстве, перепланировке помещений
    Разрешения на привлечение на работу
    иностранных специалистов
    Регистрация индивидуальных
    предпринимателей
    Справка
    Справочная информация
    Безопасность
    Библиотека
    Наши процессы
    Наши партнеры
    Контакты
    Новости
    Skype
    Вопрос – ответ
    День добрый!Трасса М4 ДОН……обязан ли я оплачивать проезд на…»
    Здравствуйте помогите пожалуйста ответить на данные вопросы.…»
    Здравствуйте, меня обвинили в покушении на жизнь, т е типо не сбила на…»
    Моя тетя обвиняет мою маму в незаконном получении алиментов ее мужа на…»

    В Вашем броузере запрещена работа JavaScript.
    Разрешите JavaScript, или многие возможности сайта будут Вам недоступны.

    Статья 106

    Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
    а) федерального бюджета;
    б) федеральных налогов и сборов;
    в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
    г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
    д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
    е) войны и мира.

    Комм. Студеникина М.С.
    Эта статья так же, как и ст.100—105, касается «разделения труда» между двумя палатами Федерального Собрания, но теперь уже в аспекте установления двух разных видов процедур одобрения верхней палатой федеральных законов, принятых Государственной Думой.
    Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч.3 ст.105), что призвано обеспечить учет его мнения в законотворческом процессе. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон по существу на своем заседании. Таково общее правило, вытекающее из ч.4 ст.105 Конституции Российской Федерации. Статья 106 фиксирует исключение из этого общего правила, перечисляя законы, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.
    Все законы, обозначенные в ст.106, принимаются по вопросам, относящимся к исключительному ведению Российской Федерации (см. п.«ж», «з», «к», «н» ст.71 Конституции), причем выбраны лишь наиболее важные проблемы, связанные с регулированием отношений в таких сферах, как бюджет, финансы, таможенное дело, международные договоры, защита безопасности государства. Эти вопросы, безусловно, затрагивают интересы как Федерации в целом, так и ее субъектов.
    Перечень составлен с учетом мировой практики федеративных государств, где вопросы именно такого характера решаются верхними палатами парламента, в которых мнение составляющих Федерацию частей представлено наиболее полно. Через обязательное обсуждение в верхней палате, где на равноправной основе работают представители всех субъектов Федерации, происходит согласование интересов Федерации и ее субъектов.
    Кроме названных в ст.106 законов обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы. Такой вывод следует из сопоставительного анализа ст.106 и 108 Конституции (см. комментарий к ст.108).
    Сокращение перечня законов, рассмотрение которых в Совете Федерации является обязательным, возможно только путем внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Что касается расширения этого перечня, то этот вопрос может быть решен самим Советом Федерации.
    В ст.106 ничего не говорится о сроках «обязательного рассмотрения». В связи с этим возникла необходимость разъяснить, распространяется ли общий четырнадцатидневный срок, установленный ч.4 ст.105 Конституции для рассмотрения и одобрения федеральных законов в Совете Федерации, на законы, перечисленные в ст.106, или Совет Федерации может самостоятельно установить сроки «обязательного рассмотрения» в своем Регламенте. По этому поводу 23 марта 1995г. было вынесено постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании ч.4 ст.105 и ст.106 Конституции Российской Федерации.
    В постановлении отмечается, что рассмотрение в Совете Федерации закона, подлежащего в соответствии со ст.106 Конституции обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться, согласно ч.4 ст.105 Конституции, не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации. Если Совет Федерации в течение 14 дней не завершил рассмотрение этого закона, то он не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении или отклонении.
    В соответствии с Регламентом Совета Федерации началом рассмотрения в Совете Федерации закона, подлежащего в соответствии со ст.106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается принятие им решения о включении вопроса о рассмотрении данного федерального закона в повестку дня своего заседания (ч.2 ст.111 Регламента Совета Федерации).
    По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст.106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.
    В случае переноса рассмотрения закона на другое заседание Совета Федерации само рассмотрение должно быть завершено принятием решения об одобрении или отклонении закона не просто на следующем, а на следующем очередном заседании (ч.4 ст.112 Регламента Совета Федерации), что дает гарантию против возможного искусственного затягивания членами Совета Федерации сроков обязательного рассмотрения закона.

  2. Mejar Ответить

    В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
    а) федерального бюджета;
    б) федеральных налогов и сборов;
    в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
    г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
    д) статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации;
    е) войны и мира.
    Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 марта 1995 г. установил:
    Рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться согласно ч. 4ст. 105 Конституции РФ не позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации.
    Если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не завершил рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении.
    Толкование, содержащееся в п. 1 и 2 настоящего постановления, не распространяется на федеральные законы, признаваемые самим Советом Федерации подлежащими обязательному рассмотрению в Совете Федерации, если они приняты Государственной Думой по вопросам, не перечисленным в ст. 106 Конституции РФ. Следовательно, конституционный срок в четырнадцать дней предусматривает не завершение рассмотрения закона Советом Федерации, а только его начало. Начав рассмотрение закона в четырнадцатидневный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, Совет Федерации обязан путем голосования принять решение об одобрении либо отклонении закона. При этом истечение указанного срока не освобождает Совет Федерации от данной обязанности. Закон, принятый по любому из вопросов, перечисленных в ст. 106, не может считаться одобренным, если Совет Федерации не завершил его рассмотрения. Соответственно, закон в этом случае не подлежит подписанию главой государства. Если рассмотрение в Совете Федерации федеральных законов, принятых по вопросам, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ, не завершено в установленный ч. 4 ст. 105 срок, оно должно быть продолжено на следующем заседании Совета Федерации и завершено принятием решения.

  3. Klim Ответить

    Статья 106
    Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
    а) федерального бюджета;
    б) федеральных налогов и сборов;
    в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
    г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
    д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
    е) войны и мира.

    Комм. Студеникина М.С.
    Эта статья так же, как и ст.100—105, касается «разделения труда» между двумя палатами Федерального Собрания, но теперь уже в аспекте установления двух разных видов процедур одобрения верхней палатой федеральных законов, принятых Государственной Думой.
    Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч.3 ст.105), что призвано обеспечить учет его мнения в законотворческом процессе. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон по существу на своем заседании. Таково общее правило, вытекающее из ч.4 ст.105 Конституции Российской Федерации. Статья 106 фиксирует исключение из этого общего правила, перечисляя законы, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.
    Все законы, обозначенные в ст.106, принимаются по вопросам, относящимся к исключительному ведению Российской Федерации (см. п.«ж», «з», «к», «н» ст.71 Конституции), причем выбраны лишь наиболее важные проблемы, связанные с регулированием отношений в таких сферах, как бюджет, финансы, таможенное дело, международные договоры, защита безопасности государства. Эти вопросы, безусловно, затрагивают интересы как Федерации в целом, так и ее субъектов.
    Перечень составлен с учетом мировой практики федеративных государств, где вопросы именно такого характера решаются верхними палатами парламента, в которых мнение составляющих Федерацию частей представлено наиболее полно. Через обязательное обсуждение в верхней палате, где на равноправной основе работают представители всех субъектов Федерации, происходит согласование интересов Федерации и ее субъектов.
    Кроме названных в ст.106 законов обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы. Такой вывод следует из сопоставительного анализа ст.106 и 108 Конституции (см. комментарий к ст.108).
    Сокращение перечня законов, рассмотрение которых в Совете Федерации является обязательным, возможно только путем внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Что касается расширения этого перечня, то этот вопрос может быть решен самим Советом Федерации.
    В ст.106 ничего не говорится о сроках «обязательного рассмотрения». В связи с этим возникла необходимость разъяснить, распространяется ли общий четырнадцатидневный срок, установленный ч.4 ст.105 Конституции для рассмотрения и одобрения федеральных законов в Совете Федерации, на законы, перечисленные в ст.106, или Совет Федерации может самостоятельно установить сроки «обязательного рассмотрения» в своем Регламенте. По этому поводу 23 марта 1995г. было вынесено постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании ч.4 ст.105 и ст.106 Конституции Российской Федерации.
    В постановлении отмечается, что рассмотрение в Совете Федерации закона, подлежащего в соответствии со ст.106 Конституции обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться, согласно ч.4 ст.105 Конституции, не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации. Если Совет Федерации в течение 14 дней не завершил рассмотрение этого закона, то он не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении или отклонении.
    В соответствии с Регламентом Совета Федерации началом рассмотрения в Совете Федерации закона, подлежащего в соответствии со ст.106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается принятие им решения о включении вопроса о рассмотрении данного федерального закона в повестку дня своего заседания (ч.2 ст.111 Регламента Совета Федерации).
    По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст.106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.
    В случае переноса рассмотрения закона на другое заседание Совета Федерации само рассмотрение должно быть завершено принятием решения об одобрении или отклонении закона не просто на следующем, а на следующем очередном заседании (ч.4 ст.112 Регламента Совета Федерации), что дает гарантию против возможного искусственного затягивания членами Совета Федерации сроков обязательного рассмотрения закона.

  4. Auririn Ответить

    1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
    2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
    3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
    4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
    5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

    Глава 8. Местное самоуправление

    Статья 130

    1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
    2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Статья 131

    1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
    2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

    Статья 132

    1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
    2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

    Статья 133

    Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции

    Статья 134

    Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

    Статья 135

    1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
    2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
    3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

    Статья 136

    Поправки к главам 3?8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

    Статья 137

    1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
    2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

    Заключительные и переходные положения

    1. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
    День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
    Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации ? России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
    В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора ? Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ? действуют положения Конституции Российской Федерации.
    2. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
    3. Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации ? России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.
    4. Совет Министров ? Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Российской Федерации, установленные Конституцией Российской Федерации, и впредь именуется ? Правительство Российской Федерации.
    5. Суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
    После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
    6. Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.
    До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
    7. Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года.
    8. Совет Федерации на свое первое заседание собирается на тридцатый день после избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент Российской Федерации.
    9. Депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации. На депутатов Государственной Думы ? членов Правительства Российской Федерации не распространяются положения настоящей Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей.
    Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

  5. Buzanin Ответить

    Последняя редакция Статьи 107 Конституции РФ гласит:
    1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
    2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
    3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

    Комментарий к Ст. 107 КРФ

    1. В практике применения комментируемой статьи возникли вопросы о том, что означает выражение “принятый федеральный закон” и кто направляет его Президенту РФ для подписания и обнародования. Были случаи, когда Совет Федерации первого созыва рассматривал принятый Государственной Думой федеральный закон после истечения предусмотренного частью 4 ст. 105 Конституции 14-дневного срока, а Президент получал федеральный закон для подписания и обнародования и от одной, и от другой палаты Федерального Собрания.
    В Постановлении от 22 апреля 1996 г. N 10-П по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции РФ (СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2253) Конституционный Суд п. 1 и 2 резолютивной части истолковал комментируемую часть статьи следующим образом: под “принятым федеральным законом”, по смыслу комментируемой части, понимаются:
    – закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в соответствии с ч. 1-4 ст. 105 Конституции;
    – закон, повторно принятый Государственной Думой после отклонения Советом Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции;
    – закон, одобренный обеими палатами Федерального Собрания после отклонения Президентом в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи.
    Совет Федерации обязан в течение пяти дней направить Президенту для подписания и обнародования федеральный закон независимо от того, одобрен он Советом Федерации путем голосования или без рассмотрения (молчаливо). Только в том случае, если федеральный закон, отклоненный Советом Федерации, повторно принят Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции, сама Государственная Дума в указанный срок и направляет этот федеральный закон Президенту. Следует отметить, что в Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 655; с изм. и доп.) 10 июля 1998 г. было внесено положение, согласно которому принятый Государственной Думой федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ и не рассмотренный палатой в установленный 14-дневный срок, на 15-й день со дня поступления федерального закона из Государственной Думы направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу. Таким образом, спорный ранее вопрос получил исчерпывающее нормативное регулирование. Однако оно несколько изменено в ст. 110 действующего Регламента от 30 января 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм. и доп.), которая новеллизована 29 мая 2002 г. и предусматривает, что принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации без рассмотрения федеральный закон по истечении 14-дневного срока, исчисляемого со дня, следующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации, направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума. Новеллизация дала возможность Совету Федерации фактически продлить 14-дневный срок на один день.
    На практике, к сожалению, и позднее имели место случаи, когда Cовет Федерации рассматривал федеральные законы, не подпадающие под действие ст. 106 Конституции, после истечения установленного 14-дневного срока, нарушая тем самым и Конституцию, и свой Регламент, и отмеченное Постановление Конституционного Суда РФ. В известной мере это было обусловлено тем, что члены Совета Федерации совмещали свою функцию парламентариев с функциями руководителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Ныне, когда такое совмещение исключено, никаких объективных оснований для несоблюдения указанного 14-дневного срока уже нет.
    2. В комментируемой части не вполне ясно, охватывает ли установленный для Президента РФ 14-дневный срок и подписание, и обнародование федерального закона. Термин “обнародование” в законодательстве часто употребляется как синоним термина “официальное опубликование”, за исключением некоторых законодательных актов. Это недвусмысленно вытекает и из правовой позиции Конституционного Суда РФ, которая сформулирована в п. 6 мотивировочной части Постановления от 24 октября 1996 г. N 17-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 ФЗ от 7 марта 1996 г. “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об акцизах” (СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5202) и согласно которой дата выпуска “Собрания законодательства Российской Федерации”, содержащего текст федерального закона, не может считаться днем его обнародования, ибо это дата подписания в печать и адресаты закона в этот день еще не получают информации о содержании закона. Сравнительное толкование конституционного текста, особенно формулировки второго предложения ч. 3 комментируемой статьи, приводит к выводу, что 14-дневный срок относится только к подписанию федерального закона, но не к его обнародованию, которое может иметь место позднее, причем подчас по объективным причинам. Например, в соответствии с Конституцией Президент подписал федеральный закон на 14-й день по его получении из Федерального Собрания, а обнародовать в этот день оказывается физически невозможно – “Российская газета” и “Парламентская газета” уже вышли; более того, это может оказаться невозможно и на следующий день, если он праздничный или для обеих газет выходной. “Собрание законодательства Российской Федерации” выходит вообще еженедельно, и выход в свет соответствующего выпуска может иметь место даже через несколько дней после подписания содержащегося в нем федерального закона.
    Учитывая, что текст федерального закона и сопутствующие материалы, которые бывают весьма обширны, подлежат тщательному изучению Президентом и его аппаратом, вряд ли было бы правильно сокращать срок для подписания федерального закона, с тем чтобы успеть его обнародовать.
    К тому же и для комментируемой статьи остается открытым вопрос о том, какие дни имеются в виду – календарные или рабочие. Практика и здесь склонна понимать эти дни как календарные, хотя бывали случаи несоблюдения срока.
    Если считать, что Президент связан 14-дневным сроком только для подписания федерального закона, то возникает вопрос о том, в течение какого времени после подписания федеральный закон должен быть обнародован. Поскольку в Конституции подписание и обнародование федерального закона упоминаются в тесной связи, напрашивается вывод, что интервал между этими действиями не должен быть сколько-нибудь значительным. Очевидно, что распоряжение об обнародовании Федерального закона Президент обязан отдать немедленно по его подписании, а само обнародование должно иметь место в ближайшее время.
    Наряду с термином “обнародование” Конституция употребляет и термин “опубликование” и более узкий термин “официальное опубликование” (см. комм. к ч. 3 ст. 15). ФЗ от 14 июня 1994 г. “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; с изм. и доп.) говорит в ст. 5 об опубликовании актов Федерального Собрания и его палат в печатных изданиях или в виде отдельных изданий, о доведении до всеобщего сведения (обнародовании) по телевидению и радио, о рассылке государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, о передаче по каналам связи, о распространении в машиночитаемой форме. Как следует из этого текста, под обнародованием понимается только доведение федерального закона до всеобщего сведения по телевидению и радио, а под опубликованием – воспроизведение его текста в печати или на магнитных носителях. ФКЗ от 30 мая 2001 г. “О чрезвычайном положении” (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277; с изм. и доп.) также различает обнародование и опубликование. Например, в его ст. 6 сказано: “Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию”. А согласно ч. 1 ст. 7 этого ФКЗ, после обнародования указа о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту его заседания в возможно короткие сроки без специального вызова. Следовательно, обнародование акта влечет в данном случае правовые последствия еще до его официального опубликования.
    Вряд ли это можно считать адекватным толкованием конституционных терминов: весьма сомнительно, чтобы комментируемая часть обязывала Президента РФ доводить федеральный закон до всеобщего сведения только посредством радио и телевидения, не говоря о том, что с помощью этих СМИ уяснить точное содержание законодательного текста весьма трудно, а подчас и невозможно, если объем его значителен. Скорее всего, разработчики данных федеральных законодательных актов просто не позаботились о точном употреблении конституционных терминов, равно как и редакторы конституционного текста не унифицировали терминологию ч. 3 ст. 15 и ст. 107 и 108. Конституционный Суд РФ в изложенной выше правовой позиции истолковал оба термина в соответствии с логикой Конституции. К тому же в ч. 2 ст. 12 ФЗ от 4 марта 1998 г. “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” сказано, что Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона РФ о поправке к Конституции РФ подписывает его и осуществляет официальное опубликование. В ст. 110 Регламента Совета Федерации сказано, что федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования, хотя часть 2 ст. 132 Регламента Государственной Думы от 22 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп.) предусматривает направление федерального закона после преодоления возражений Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования, воспроизводя конституционную формулу. В упомянутых же выше законодательных актах вместо термина “обнародование” лучше было бы использовать термины “оглашение” или “оповещение”.
    Согласно ч. 1 ст. 3 упомянутого ФЗ 1994 г., официальное опубликование федеральных законов должно иметь место в течение 7 дней после дня их подписания Президентом. Таким официальным опубликованием, согласно ч. 1 ст. 4, считается первая публикация полного текста федерального закона в “Парламентской газете”, “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”. На практике законодательные тексты появляются в “Парламентской газете” и “Российской газете” раньше, чем в “Собрании законодательства”, еженедельные выпуски которого выходят в свет значительно позже обозначенной на них даты. Публикация федеральных законов в любых прочих изданиях официальным опубликованием не является.
    Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если другой порядок вступления в силу не предусмотрен в них самих. Закон РФ о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.
    3. Комментируемая часть устанавливает так называемое право вето (от лат. veto – запрещаю) Президента РФ в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов и возможность его преодоления Федеральным Собранием. Вето Президента является, таким образом, не абсолютным, а отлагательным (суспенсивным). Цель данного института заключается в том, чтобы дать Президенту возможность воспрепятствовать вступлению в силу федерального закона, в котором имеются неприемлемые, с точки зрения Президента, положения. В то же время Конституция дает возможность Федеральному Собранию добиться вступления в силу данного федерального закона при условии, что он поддерживается квалифицированным большинством состава обеих палат.
    3.1. Первое предложение комментируемой части управомочивает Президента в течение 14-дневного срока отклонить впервые поступивший к нему на подпись федеральный закон и обязывает Государственную Думу и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассмотреть данный федеральный закон. Из текста Конституции следует, что Президент, даже если не согласен с каким-то отдельным положением федерального закона, отклоняет федеральный закон целиком.
    В п. 3 резолютивной части указанного выше Постановления от 22 апреля 1996 г. Конституционный Суд РФ установил, что отклонение федерального закона Президентом, согласно комментируемой части, означает принятое в течение 14 дней по получении федерального закона решение об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа. Мотивировка отклонения необходима потому, что при повторном рассмотрении федерального закона палаты Федерального Собрания должны представлять себе, какие законоположения вызвали возражения Президента и почему.
    Важно подчеркнуть, что, как упомянуто в п. 5 мотивировочной части Постановления, решение Президента об отклонении федерального закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, значения вето не имеет и юридических последствий не порождает.
    Далее в п. 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда говорится, что не является отклонением федерального закона в смысле комментируемой части возвращение Президентом федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, возможное только в случае нарушения палатой установленных Конституцией требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур. По таким основаниям Президент как гарант Конституции в силу ч. 2 ее ст. 80 неоднократно возвращал в Федеральное Собрание федеральные законы без рассмотрения их по существу. В п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда указано, что Президент имеет право на такое возвращение только в случае, если нарушение конституционных требований в какой-либо палате ставит под сомнение результаты волеизъявления палат и само принятие федерального закона. Такой федеральный закон не считается принятым в смысле ч. 1 комментируемой статьи.
    Конституционный Суд в п. 4 резолютивной части указанного Постановления истолковал также конституционное указание на то, что повторное рассмотрение палатами Федерального Собрания отклоненного Президентом федерального закона должно проводиться в установленном Конституцией порядке. Это означает, что на рассмотрение такого федерального закона распространяются положения ч. 1 и 3 ст. 105, положение ч. 4 ст. 105 о 14-дневном сроке для Совета Федерации в толковании, которое дано Постановлением Конституционного Суда от 23 марта 1995 г. N 1-П по делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ (СЗ РФ. 1995. N 13. Ст. 1207), а также положения ч. 1 и 3 ст. 107 Конституции. Совет Федерации в данном случае не вправе ограничиваться молчаливым одобрением федерального закона.
    В отношении предусмотренного комментируемой частью 14-дневного срока, так же как и в предыдущих случаях, не установлено, в каких днях этот срок исчисляется – в календарных или в рабочих.
    Если Государственная Дума внесет в федеральный закон, вызвавший возражения Совета Федерации, какие-либо изменения, он считается принятым заново, и тогда в отношении прохождения его применяются без каких-либо оговорок положения ч. 3 ст. 104, ч. 2-5 ст. 105 и ст. 106 Конституции, а затем и комментируемая статья.
    3.2. Второе предложение комментируемой части определяет условия, при которых вето Президента считается преодоленным, а сам он обязывается подписать федеральный закон в течение 7 дней и обнародовать его. Это имеет место в том случае, если ни одна из палат при повторном рассмотрении не внесла в федеральный закон никаких изменений и одобрила его установленным в Конституции квалифицированным большинством голосов – двумя третями общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционный Суд в п. 2 резолютивной части своего Постановления от 12 апреля 1995 г. N 2-П по делу о толковании ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 3 ст. 117 и ч. 2 ст. 135 Конституции Российской Федерации (СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1451) разъяснил, что положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы следует понимать как предусматривающее голосование и определение результатов раздельно по палатам, при том что, согласно п. 1 резолютивной части, общим числом членов каждой палаты считается конституционное число, т.е. удвоенное число субъектов РФ для принятия решения в Совете Федерации и 450 депутатов Государственной Думы. Для преодоления вето Президента в отношении федерального закона требуется, следовательно, не менее 300 голосов в Государственной Думе и не менее 115 голосов в Совете Федерации (с 1 июля 2007 г. – 113, с 1 января 2008 г. – 112).
    Согласно положениям гл. 15 действующего Регламента Государственной Думы, федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, передается Советом Государственной Думы в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента об отклонении федерального закона, принятого Государственной Думой, после чего ответственный комитет вносит на рассмотрение Государственной Думы проект ее постановления, в котором может предложить Государственной Думе одно из следующих решений:
    а) согласиться с решением Президента РФ об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;
    б) принять федеральный закон в редакции Президента РФ;
    в) создать по предложению либо с предварительного согласия Президента РФ специальную комиссию для выработки согласованного текста федерального закона с учетом предложений Президента;
    г) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.
    О дате и времени повторного рассмотрения федерального закона, отклоненного Президентом РФ, не позднее чем за три дня до его рассмотрения на заседании Государственной Думы сообщается Президенту.
    Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом, начинается с выступления полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе либо иного официального его представителя. Затем выступает представитель ответственного комитета, и по предложению ответственного комитета принимается одно из вышеуказанных решений. Если палата решает провести перед голосованием обсуждение, то в нем участвуют представители депутатских объединений. Заключительное слово предоставляется представителю ответственного комитета. Постановление Государственной Думы о согласии с решением Президента об отклонении федерального закона и о снятии его с дальнейшего рассмотрения принимается большинством голосов общего числа депутатов Государственной Думы.
    Если Государственная Дума по предложению ответственного комитета не согласилась с решением Президента об отклонении федерального закона и не сняла его с дальнейшего рассмотрения, то председательствующий на заседании Государственной Думы ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.
    Решение о принятии федерального закона в редакции Президента принимается большинством голосов общего числа депутатов Государственной Думы. Этот федеральный закон в течение пяти дней направляется в Совет Федерации. В случае если Государственная Дума не согласилась с предложением ответственного комитета принять федеральный закон в редакции Президента, председательствующий на заседании Государственной Думы ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.
    Если Президент РФ отклонил федеральный закон и не предложил Государственной Думе создать специальную комиссию, то ответственный комитет может запросить у Президента предварительное согласие на создание специальной комиссии. Если же Президент предложил Государственной Думе создать специальную комиссию либо дал предварительное согласие на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы о создании специальной комиссии с указанием срока работы в составе комиссии избранных в нее депутатов. В противном случае ответственный комитет предлагает Государственной Думе либо снять федеральный закон с рассмотрения, либо одобрить его в ранее принятой редакции. То же имеет место, если Государственная Дума не согласилась с предложением ответственного комитета создать специальную комиссию.
    Если создается специальная комиссия, Государственная Дума избирает в ее состав депутатов и сопредседателя от Государственной Думы, образующих депутацию Государственной Думы в специальной комиссии. Это постановление направляется Президенту РФ и в Совет Федерации. Сопредседатель специальной комиссии и другие ее члены – депутаты Государственной Думы обязаны присутствовать на заседаниях комиссии. Депутаты, не входящие в состав специальной комиссии, вправе присутствовать на ее заседаниях и участвовать в обсуждении федерального закона с правом совещательного голоса.
    При принятии решения специальная комиссия действует по принципу “одна сторона – один голос”, при этом члены специальной комиссии от Государственной Думы принимают решение большинством голосов их общего числа. Решение специальной комиссии считается принятым, если по каждому предложению Президента стороны пришли к единому мнению. До подписания заключительных протокола и сопоставительной таблицы федеральный закон в редакции специальной комиссии направляется сопредседателем специальной комиссии от Государственной Думы в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для проведения правовой и лингвистической экспертиз. По окончании работы специальной комиссии ее сопредседатель от Государственной Думы вносит на повторное рассмотрение Государственной Думы федеральный закон в редакции специальной комиссии, завизированный сопредседателями специальной комиссии, заключение по нему Правового управления Аппарата Государственной Думы, решение специальной комиссии и сопоставительную таблицу, содержащую текст федерального закона, к которому имеется поправка специальной комиссии, текст поправки, новую редакцию текста федерального закона с учетом поправки специальной комиссии, краткую мотивировку решения специальной комиссии.
    Если сторонами не преодолены разногласия хотя бы по одному предложению Президента, специальная комиссия принимает решение о прекращении дальнейшей работы, которое подписывается ее сопредседателями и направляется в ответственный комитет. Он информирует Государственную Думу об итогах работы специальной комиссии и вносит на рассмотрение палаты проект постановления, в котором предлагает Государственной Думе снять федеральный закон с рассмотрения либо одобрить его в ранее принятой редакции. То же имеет место в случае, если установленный срок деятельности специальной комиссии истек, выработка согласованного текста федерального закона не завершена, ее депутация в специальной комиссии не внесла в Государственную Думу проект постановления о продлении срока работы депутации или соответствующее постановление не было принято Государственной Думой.
    При рассмотрении федерального закона в редакции специальной комиссии с докладом выступает сопредседатель специальной комиссии от Государственной Думы. Затем может выступить полномочный представитель Президента в Государственной Думе либо иной официальный представитель Президента. По мотивам голосования могут выступить представители депутатских объединений. Федеральный закон в редакции специальной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы. Принятие федерального закона в редакции специальной комиссии оформляется постановлением Государственной Думы. В случае отклонения федерального закона в редакции специальной комиссии председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.
    Решение об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции принимается большинством не менее чем в две трети голосов общего числа депутатов и оформляется постановлением палаты. Одобренный в ранее принятой Государственной Думой редакции федеральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации. Если предложение об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции не набрало необходимого числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Результат голосования оформляется постановлением Государственной Думы.
    Регламент Совета Федерации в гл. 14 требует, чтобы вместе с текстом федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, в Совет Федерации направлялись письмо Президента РФ, постановление Государственной Думы о повторном рассмотрении федерального закона, стенограмма заседания Государственной Думы, на котором повторно рассматривался отклоненный Президентом федеральный закон, заключение комитета (комитетов) Государственной Думы на письмо Президента. Федеральный закон, отклоненный Президентом и одобренный Государственной Думой в ранее принятой редакции, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется Председателем Совета Федерации или по его поручению заместителем Председателя в комитет (комиссию) Совета Федерации, который ранее давал по нему заключение, а также членам палаты.
    До одобрения Государственной Думой в ранее принятой редакции отклоненного Президентом РФ федерального закона Совет Федерации может принять предложение Государственной Думы о направлении его представителей для работы в специальной комиссии.
    Комитет (комиссия) Совета Федерации, который ранее давал заключение по федеральному закону, отклоненному затем Президентом РФ, рассматривает высказанные в письме Президента замечания, а также текст федерального закона, одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, и принимает по нему повторное заключение. Если ранее заключение по федеральному закону готовили несколько комитетов (комиссий) Совета Федерации, то повторное заключение готовится теми же комитетами (комиссиями).
    При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, Совет Федерации вправе проголосовать вопрос без обсуждения или обсудить федеральный закон. В случае недостаточной подготовленности вопроса Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание палаты. Такое решение принимается большинством голосов числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем четвертью голосов общего числа членов палаты. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае принятия решения о переносе вопроса на следующее заседание Совета Федерации рассмотрение должно быть завершено на очередном заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении этого федерального закона. Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, то этот федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.
    При повторном рассмотрении Советом Федерации федерального закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, он считается одобренным Советом Федерации в ранее принятой редакции, если решение об этом было принято большинством не менее чем в две трети голосов общего числа членов Совета Федерации. Если же за одобрение федерального закона проголосовало менее двух третей общего числа членов Совета Федерации, федеральный закон считается отклоненным палатой. Решение Совета Федерации об отклонении или одобрении в ранее принятой редакции федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.
    Федеральный закон, одобренный Советом Федерации и Государственной Думой в ранее принятой редакции, и постановление Совета Федерации о его одобрении в пятидневный срок со дня принятия постановления направляются Председателем Совета Федерации Президенту для подписания и официального опубликования. Постановление Совета Федерации об отклонении указанного федерального закона вместе с федеральным законом в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации в Государственную Думу.
    В практике палат Федерального Собрания бывали случаи неоднократного голосования по повторно рассматриваемому федеральному закону, если сразу требуемое квалифицированное большинство получить не удавалось. Конституционность такой практики вызывает сомнения, ибо по существу она означает выкручивание рук парламентариям.
    3.3. В мае и июне 1997 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин отказался подписать повторно принятый Федеральным Собранием ФЗ “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации”, ссылаясь на то, что при повторном его рассмотрении была нарушена конституционная процедура. В числе прочего это относилось к предусмотренному Регламентом Совета Федерации голосованию опросным путем посредством подписных листов.
    Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 6 апреля 1998 г. N 11-П по делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом РФ, между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый ФЗ “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации” (СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1879) подтвердил обязанность Президента подписать и обнародовать принятый Федеральный закон, указав, что это не препятствует обращению в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности этого Федерального закона, в частности и по порядку принятия. В п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционный Суд отметил, что Президент не вправе оценивать конституционность Регламента Совета Федерации, поскольку такая оценка – прерогатива Конституционного Суда, в который Президент может обратиться с соответствующим запросом.
    После избрания в 2000 г. Президентом РФ В.В. Путина, а особенно после выборов в Государственную Думу 2003 г., давших квалифицированное большинство в палате избирательному объединению “Единая Россия”, и изменения порядка формирования Совета Федерации (см. комм. к ч. 2 ст. 96) конфликтных ситуаций между Президентом РФ и палатами Федерального Собрания не возникало. Это относится и к законодательной деятельности.

Добавить комментарий для Buzanin Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *