Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали о народном герое?

8 ответов на вопрос “Прочитайте справочную статью о ермаке что нового вы узнали о народном герое?”

  1. Cradle7772 Ответить

    Отряд Ермака и его атаманов получил приглашение от Строгановых вступить к ним в службу, защищать их городки от нападения соседних инородцев. Вовремя несения службы созрела мысль о военной экспедиции в Сибирь. Отправляясь в поход, Ермак и казаки были убеждены в большой государственной значимости своего дела Да и Строгановы не могли не желать успеха Ермаку и поражения татарам, от которых так часто страдали их городки и слободы. При сборе в поход Ермак показал себя хорошим организатором и предусмотрительным командиром. Изготовленные под его присмотром струги были легки и подвижны, и лучшим образом отвечали условиям навигации по мелким горным рекам,
    1 сентября 1581 года Строгановы отпустили на сибирского султана казаков, присоединивши к ним ратных людей из своих городков. Всего войска стало 850 человек. Флотилия состояла из 30 судов. Воспользовавшись удобным моментом, когда хан Кучум был занят войной с ногаями, Ермак вторгается в его земли.
    Всего за три месяца отряд проделал путь с реки Чусовой на реку Иртыш. По Тагильским перевалам Ермак вышел из Европы и спустился с “Камня’ -Уральских гор – в Азию. Путь по Тагилу был пройден без происшествий. Струги легко неслись по течению реки и скоро вошли в Туру. Здесь начинались владения Кучума. Практически без боя сдались войску Ермака Епанчин городок.
    Плывя по Туре, казаки долго не встречали никакого сопротивления.
    Прибрежные селения сдавались без боя. Но Ермак знал, что главное сражение ждет его на берегах Иртыша, где находится ставка Кучума, и собрались основные силы татар, поэтому торопился. Струги лишь на ночь приставали к берегу. Казалось, что сам атаман бодрствовал целыми сутками; сам расставлял ночные дозоры, всюду успевал распорядиться и везде успевал. Получив известие об Ермаке, Кучум и его окружение потеряли покой. По приказу хана укреплялись городки на Тоболе и Иртыше. Воинство Кучума представляло обычное феодальное ополчение, набиравшееся в принудительном порядке из ‘черных” людей, плохо обученных военному делу. Ядро составляла ханская конница- Таким образом, оно имело перед отрядом Ермака только численное превосходство, но гораздо уступало в дисциплине, организованности и храбрости. Меж тем, в устье реки Тобол отряд Ермака разгромил полчища мурзы Карачи – главного сановника Кучума. Это привело Кучум а в ярость, он собирает войско и посылает навстречу Ермаку своего племянника царевича Маметкула, который бал разбит в бою на берегу Тобола. Через некоторое время на Чувашовом мысу, на берегу Иртыша разгорелся грандиозный бой, которым с противной стороны руководил сам Кучум. В этом бою войска Кучума были разбиты, Маметкул ранен, Кучум бежал, а его столицу занял Ермак. Это было окончательное поражение татар. 26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутую неприятелем Сибирь. Весной 1583 года Ермак посылает к Ивану Грозному посольство из 25 казаков во главе с Иваном Кольцо. Отряд отвез к царю дань – пушнину – и послание о присоединении Сибири к России. Доклад Ермака был принят царем, он прошает ему и всем казакам их прежние “вины” и направляет в подмогу отряд стрельцов в количестве 300 человек во главе с Семеном Болховским,

  2. valzevoy Ответить

    Сегодня мы живем в богатой энергоресурсами стране, можем пользоваться благами цивилизации — автомобили, электричество и тепло, красивая мебель, вкусная еда и т.д. Мы также можем в любой момент посетить любой город Сибири. Все это для нас стало привычным, а Сибирь — крупнейшая в мире кладовая природных ресурсов, нам известна и понятна. Но когда-то для русских Сибирь была практически неизведанным краем, населенным суровыми кочевыми племенами. Поход в Сибирское ханство был сродни героическому подвигу. Именно такой подвиг совершил казак Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом верных людей. И именно Ермак остался в народной памяти, как легендарный покоритель Сибири.
    В 1555 году Сибирский хан Едигер перешел в российское подданство, пытаясь найти защиту от набегов кочевников с юга. С этого момента русские купцы начали вести выгодную торговлю с жителями Сибири, а в русскую казну стал поступать налог с сибирского населения — ясак. Однако недолго длились такие отношения. Через восемь лет ханским престолом завладел хан Кучум, потомок Чингизхана. Он прекратил посылать ясак и возобновил набеги на русские поселения Пермской земли. Русские купцы, сделавшие ставку на развитие торговли с сибирским регионом стали терять доходы. И тогда в 1581 году на средства купцов Строгановых для похода в Сибирь против хана Кучума был снаряжен отряд казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Используя огнестрельное оружие, мобильный отряд казаков разбил плохо вооруженные войска местных правителей и хана Кучума и вошел в столицу Сибирского ханства Кашлак (Сибирь). Однако сил для окончательного покорения Сибири у маленького казачьего отряда просто не хватило. Несколько раз люди Ермака отбивали атаки хана Кучума, но отряд Ермака «таял» на глазах. В 1585 году отряд Ермака и сам легендарный атаман погибли в неравном бою. Тем временем в Сибирь уже начали проникать новые отряды и вскоре на территории Сибирского ханства были построены русские крепости Тюмень, Тобольск, Тара, Берёзов, Обдорск и др. Кучум откочевал на юг и оказывал сопротивление русским отрядам до 1598 года. 20 августа 1598 года он был разбит тарским воеводой Андреем Воейковым на берегу реки Обь .
    До сих пор могила Ермака не найдена. Казачий атаман Ермак Тимофеевич погиб 6 августа 1585 года. Согласно популярной легенде он утонул в реке Иртыш, которую пытался переплыть, спасаясь от нападения отряда сибирского хана Кучума. На атамане в этот момент были две тяжелых кольчуги, подаренные царем Иваном Грозным в благодарность за Сибирский поход. Тело героя впоследствии было поднято и захоронено. О месте захоронения в источниках нет единого мнения. Ряд исследователей утверждают, что искать могилу следует в Башкортостане. Эта версия основывается на находке в Миякинском районе захоронения, которое некоторые воспринимают как возможное место перезахоронения Ермака. В качестве аргументов этой версии предлагается странное поведение местного населения, которое отказывается предоставлять какую-либо информацию об этом захоронении, и доказательства того, что в могиле похоронен какой-то русский почти 500 лет назад. Мол, это время примерно соответствует времени первых походов русских в Сибирь. На мой взгляд эта версия несостоятельна по одной простой причине – между Миякинским районом и Тобольским, где погиб Ермак, более 1100 км. Скорее всего, эта версия – лишь попытка властей башкирского района выдать желаемое за действительное. Каждому региону хочется найти могилу легендарного героя именно у себя.

  3. live_1973 Ответить

    Мокроусова Ольга
    ученица 11 класса МБОУ гимназии №76.
    Учитель Балавинцева Н.Н.
    ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
    Образ Ермака в фольклоре, литературе и изобразительном искусстве.


    Велика заслуга Ермака перед Родиной.
    Он подлинный наш национальный герой
    Академик А.П.Окладников.
    Каждый человек должен знать историю своего края, помнить своих героев, их храбрые подвиги. Нужно равняться на них, ведь, по словам М.Горького, в жизни каждого человека есть место подвигам.
    Немало национальных героев есть и на Донской земле. С их славными именами связаны многие события, значимые для всего российского государства. Одним из таких национальных героев является Ермак, покоритель сибирского ханства, донской казак. Его подвиг до сих пор остаётся в памяти людей. Он действительно стал народным героем.
    В Новочеркасске возле Вознесенского кафедрального воинского собора стоит замечательный памятник Ермаку, а в самом соборе находится уникальная фреска, с которой Ф.С.Казачинский написал картину «Сборы Ермака в поход на Сибирь». Впервые побывав с родителями в Новочеркасске и увидев третий по величине собор в Европе, построенный в 1892-1905 годах по проекту А.А.Ященко, я была потрясена вовсе не  огромным и необыкновенным по своей красоте собором, а гордым видом могучего казацкого атамана, грозно смотрящего с высокого берега на тихий Дон, мерно текущий среди вольной степи. В течение нескольких минут я не могла отвести взгляда от этой непокорной фигуры на высоком пьедестале в центре города. Конечно, я много слышала о Ермаке и раньше, но никогда ещё эта личность так меня не заинтересовывала. Бронзовый Ермак в одежде казацкого атамана, со стягом в руке, под золотыми лучами осеннего солнца выглядел очень впечатляюще. Меня бросило в дрожь при одной мысли о том, что когда-то этот человек наводил ужас на врагов нашей страны. И, конечно же, я не упустила возможности получить более подробную информацию об этом важном историческом лице. В Новочеркасске есть очень большой краеведческий музей, в котором собрано много интересного и полезного материала об истории Донского края. Сотрудники музея были очень добры и охотно помогли мне в поисках. После обширной экскурсии по музею и подробного экскурса в историю Донского казачества мне посоветовали посетить краеведческий отдел в Новочеркасской библиотеке, что я и сделала. Пробыв в библиотеке более трёх часов, я пересмотрела огромное количество книг, рассказывающих о подвигах Ермака и его дружины, об их великих походах. Некоторые книги я взяла домой, где продолжила изучение этой темы. К своему удивлению, я узнала, что жизнь этого героя интересует не только меня.
    Четыреста лет уже волнует нас личность Ермака. Казацкий атаман, совершивший с небольшим отрядом героический сибирский поход, стал легендой.
    Известно, что победа Ермака над ханом Кучумом сняла угрозу для русской земли с востока, укрепила границы, положила начало мирному освоению Сибири. Но многое ещё в далёком XVI веке остаётся загадкой. Не утихают споры учёных о дате и месте рождения Ермака, о его жизни, предшествующей сибирскому походу, о появлении на Дону. В памяти народа Ермак остался справедливым человеком, честным и храбрым воином, по-государственному мыслящим атаманом. Из уст в уста, от предков к потомкам, передавали казаки былины и песни. С ними казаки отправлялись в дальние походы, их сберегали в своей памяти. Красочен и своеобразен донской песенный фольклор. «Какая размашистая поэзия,- писал о донских песнях В.Г.Белинский,- сколько в ней силы и простору душевного!» Судя по песенному творчеству казаков, Ермак Тимофеевич – один из   самых почитаемых народных героев.
    Славит донская земля казацкого атамана Ермака, сына Тимофеева. До сих пор живут о нём песни, предания, легенды. Они памятны своей связью с прошлым и в то же время современны глубоко нравственным смыслом: возвеличивается личность, способная на высокий героический подвиг; поэтизируются поступки, мотивированные чистыми чувствами – достоинством, гордостью, жаждой справедливости.
    Общим для устных произведений о Ермаке является героическое содержание. Каждое из них воспевает деяния, жизненно значимые для всего народа. Больше всего песен на Дону о воле как самой заветной мечте.
    Как на речке, на реке, было на Камышинке,
    Собиралися там, соезжалися они, люди вольные,
    Люди вольные сбиралися, они беспачпортные,
    То донские, гребенские казаки, они со яицкими.
    Атаманом был у них, братцы, Ермак Тимофеевич,-
    поётся в одной из народных песен.
    Согласно многочисленным преданиям, Ермак освобождает Дон, заселяет его беглыми, организует Войско Донское, изобретает порох, помогает взять Казань и Астрахань, покоряет Сибирь, чтобы было куда переселить казаков с Дона.
    Как бы ни объяснялся в преданиях факт появления казачества, Ермаку отводится первостепенная роль: Ермак Тимофеевич привёл наших предков на Дон при Грозном… Ермак возглавил первых вольников… До Ермака казаков не было… Казаки пошли от Ермака… Ермак создал казачество…
    В одной из народных песен говорится о том, как казаки выбрали Ермака атаманом:
    Они думушку гадали всё великую,
    Думу крепкую гадали, заединую:
    «Вот кому из нас, ребятушки, атаманом быть,
    Да кому из нас, ребятушки, есаулом слыть?
    Атаманом быть Ермилу Тимофеичу.»
    Когда Ермака выбирают казаки атаманом, он проявляет способности предводителя, увеличивает и укрепляет свой отряд. С честью проходит Ермак испытание властью. В любой ситуации ведёт он себя как атаман в народном понимании идеальный. Собрав войско, Ермак противопоставляет себя и царю, и внешним врагам, борьбу с которыми казаки считают первым своим делом.
    Благодаря эмоциональной образности песня приобретает особую ёмкость и передаёт смысл реальных событий. Донской край, сохранивший исторически сложившуюся культуру, по праву называют одним из самых поэтических. Песни и предания о Ермаке, связанные идейно-художественным единством, несут цельное представление о событиях той эпохи.
    Подвиги Ермака интересовали и многих известных писателей. П.Н.Краснов, П.П.Ершов, Л.Н.Толстой, Анатолий Иванов, В.А.Жуковский, П.М.Карамзин в своих произведениях описывали его жизнь и походы. Василий Гнутов написал замечательный исторический роман «Подвиг Ермака». Действие романа охватывает Дон, Западные районы России, Приволжские и Приуральские районы, Сибирь. Герой раскрывается в общении с казаками, местными жителями, в битвах, экстремальных ситуациях похода. Автор обстоятельно и объективно показывает переход казаков от вольной полуразбойной жизни к «государственной» службе как возможности заслужить «прощение прежних вин» и исполнить долг перед Отечеством. «Взять Сибирь до наступления зимы – в этом наше спасение… В Сибири мы найдём кров и пищу и славу добудем!»- решают казаки. Читая эти строки, невольно вспоминаешь слова из народной песни «Ермак у Ивана Грозного»:
    Ой ты гой еси, Ермак сын Тимофеевич,
    Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!
    Я прощаю тебя да и со войском твоим,
    За твою-то ли службу мне за верную,
    И я жалую тебе, Ермак, славный тихий Дон!
    В описании различными авторами характера Ермака всегда подчёркиваются его благородство, мужество и умение грамотно распорядиться данной ему властью. «Смелой душой своей чуял Ермак, что зовут его Строгановы на славный подвиг… И вот, собрав вокруг себя своих удальцов, обратился к ним Ермак с такой речью:
    Гей вы думайте, братцы, вы подумайте,
    И меня, Ермака, братцы, послушайте.
    …Перейдём мы, братцы, горы крутые,
    Доберёмся мы до царства басурманского,
    Завоюем мы царство Сибирское,
    Покорим его мы, братцы, Царю Белому
    «…Любо нам, Ермак Тимофеевич, с тобой идти! Любо покорить царя Сибирского  и подарить его Московскому православному царю! Любо… Аминь!..»- так в романе «Ермак Тимофеевич – покоритель Сибирского царства. 1582г.» П.Н.Краснов показывает преданность дружины Ермака своему атаману.

    Несколько сот казаков под предводительством  Ермака смело вступили в войну с татарским ханом Кучумом, властителем Сибирского ханства. 25 октября 1581 года после ожесточённой битвы Ермак занял столицу Кучума, расположенную на реке Иртыш. Это была первая победа русских в тех краях. Об этой славной победе пишет Аполлон Коринфский в стихотворении «Бегство богов»:
    А Обью-рекой подплывал на стругах
    Ермак – победитель героем,
    С крестом на груди и со стягом в руках,
    Сопутствуем огненным боем.
    Настойчиво в донских преданиях упоминается, что причиной гибели Ермака была кольчуга, полученная в подарок от Ивана Грозного, «она-то и потянула на дно». В литературе авторы придерживаются такой же точки зрения. К.Рылеев в стихотворении «Смерть Ермака» так пишет об этом:
    Но сила року уступила…
    …Лишивши сил богатыря
    Бороться с ярою волною
    Тяжёлый панцирь – дар царя –
    Стал гибели его виною…
    Образ Ермака привлекал внимание не только писателей, но и многих художников. Пожалуй, самой известной картиной о Ермаке является картина В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная им в 1895 году. Присоединение Сибири к Московской Руси – важное событие в истории формирования русского государства. Решающее сражение на берегу Иртыша послужило сюжетом грандиозного полотна. В ледяной воде сибирской реки встречаются две стихии – дружина Ермака и татарское войско. Ермак, стоя под стягом, уверенно и решительно руководит наступлением. Суриков даёт почувствовать, что казаки выйдут из этой схватки победителями. Достигает он этого выверенными композиционными приёмами. Тщательно пишет художник одежду своих героев. Здесь простые казацкие кафтаны, узорный кафтан есаула, блестящие доспехи Ермака, отороченные мехом папахи, тяжёлые, подбитые крупными гвоздями сапоги.

    Художник М.В.Нестеров, одним из первых оценивший «Покорение Сибири Ермаком», писал о своём впечатлении: «…я вижу драму, в которой люди во имя чего-то бьют друг друга, отдают свою жизнь за что-то им дорогое, заветное. Суровая природа усугубляет суровые деяния… Впечатление растёт, охватывает меня, как сама жизнь…»
    «Покорение Сибири» – лучшая по колориту суриковская картина в Государственном Русском музее. Поражает богатство красочной палитры Сурикова. Мрачные серые и коричневые тона подчёркивают суровость осенней сибирской природы и трагизм человеческой борьбы и гибели.
    «Умер Ермак, погиб в Иртыше, в отчаянной схватке с татарами, но умерло только бренное тело его. Сам он, великий донской атаман, жив и доныне. Жив в песнях казачьих старых и новых,- »   так о великом казаке писал П.Н.Краснов в романе «Смерть Ермака».
    Не забыли Ермака и потомки. В Тобольске, главном городе Западной Сибири, первом покорённом Ермаком, поставлен ему, по велению императора Николая I, в 1838 году памятник с надписью: «Покорителю Сибири Ермаку». Другой памятник поставлен в 1904 году на пожертвования донцов в Новочеркасске, в войске Донском, на родине Ермака. На Дону есть Ермаковская станица, есть Ермаковы хутора и не один донец носит славное имя Ермаково, «как бы в воспоминание, что деды его ходили в славный поход с Ермаком и смелою битвой завоевали родной Руси целое великое Сибирское царство!»
    Я считаю, что  Ермак поистине является нашим национальным героем, поступки которого нельзя забывать. Я горжусь, что живу в краю, имеющем таких славных героев.

  4. vadik2299 Ответить

    Сочинение по “Капитанской дочке”
    В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева, включенная в водоворот исторических событий. При всей сжатости самого повествования, тема восстания Пугачева изложена достаточно полно и законченно: от начала восстания до поражения и гибели Пугачева.
    Основную причину восстания – угнетение народа – Пушкин в своем романе полностью не раскрывает, однако ее довольно легко понять. Автор в целом ряде небольших замечаний в различных главах романа говорит о недовольстве народа и о жестокости правительства. «Башкирцы народ напуганный, да и киргизцы проучены», – говорит капитан Миронов, а что значит «проучены» мы видим в сцене допроса схваченного башкирца. «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… Эхе!- сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году.  Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах». Впоследствии мы узнаем, что у башкирца вырезан язык. Неудивительно, что именно этот «изувеченный» башкирец оказывается верхом на перекладине с веревкой в руках в момент казни коменданта. В этой же главе, в историческом отступлении о «возмущении» казаков в 1772 г., сказано: «Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубергом». Весь рассказ о восстании построен так, что сомнений в его «естественности» не возникает.
    Для нас сейчас все это – давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий – из числа и дворян, и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались! Если для дворян Пугачев был “злодеем”, “извергом”, то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, эта личность постепенно приобрела легендарные черты, воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом царе, “заступнике”.
    Один из самых ярких писателей второй половины 18 века, А.П. Сумароков, называл Пугачёва “варваром”, “псом бешеным”, “врагом Отечества”, превзошедшим “тигра и аспида”, “свирепым Атреем”, т.е. сыноубийцей и клятвопреступником.
    В “Стансе граду Синбирску на Пугачёва” он писал:
    Убийца сей, разив, тираня благородных,
    Колико погубил отцов и матерей!
    В замужество дает за ратников негодных
    Почтенных дочерей.
    Не зря вспомнился исторический труд Пушкина о Пугачёве, а именно следующие строки Пушкина-историка: “Имя страшного бунтовщика гремит ещё в краях, где он свирепствовал. Народ живо ещё помнит кровавою пору, которую – так выразительно – прозвал он “пугачёвщиною” (“История Пугачёва”).
    Но тут возникает что-то непонятное – то у Пушкина “страшный бунтовщик”, то вдруг возникает образ “посаженого отца”. В чём же здесь дело? Действительно, ситуация на первый взгляд странная и удивительная. В историческом труде Пушкина, написанном на основе фактов, Пугачёв – злодей, способный на низкие и подлые поступки, предательство в любви и дружбе, а в повести – яркая и цельная личность, воплощающая лучшие черты русской натуры с её щедростью и широтой души, высокими нравственными принципами, силой и удалью.
    Именно Пугачёв, вольно или невольно, определяет судьбу действующих лиц произведения. Емельян Пугачёв изображён фактически главным героем. Он впервые появляется в повести Пушкина “Капитанская дочка” при романтических обстоятельствах, во время метели, представая странной, неясной, несколько мрачной личностью. Во второй же раз он предстаёт уже величественным “государем”.
    В «Капитанской дочке» вождь кровопролитной и длительной крестьянской войны впервые был изображён обычным человеком, вызывающим несомненное сочувствие, воплотившим в себе многие черты русского национального характера: мятежную жажду свободы, удаль, живой и острый ум. Пугачёв справедлив, великодушен, отзывчив. Он кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Но автор не идеализирует бунтовщика. За свою свободу Пугачёв платит чужими жизнями.
    В исторических трудах Пугачёв, как правило, изображается злодеем. Пушкин, как он сам говорил, стремился к объективности. По словам А.С. Пушкина, его задача – изобразить Пугачёва в соответствии с «истиной исторической», для чего писатель долго работал над документальными источниками.
    Пугачёв был талантливым от природы человеком, наделённым неукротимой энергией, отвагой, незаурядными военными способностями, административной хваткой. Но его представление о цели восстания были традиционными для такого рода движения. Идеал виделся в казацко-крестьянском, «вольном» государстве со своим мужицким царём, сделать всех вечными казаками, пожаловать землю, волю, земельные, лесные, сенные, рыбные угодья. Как говориться пожаловать крестом и бородой., освобождение от рекрутских наборов и поборов, казнить дворян, помещиков и не праведных судей. Таковы были положения Пугачёвских манифестов. Объективно, восстание было направлено против российской государственности.
    В повести «Капитанская дочка» Пугачев, с одной стороны, дан как историческая личность – талантливый руководитель военных действий повстанцев против правительственных войск 1773 – 1774гг.
    Пушкин изображает Пугачева талантливым, смелым руководителем крестьянского восстания, подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева. Для Пушкина он выражал национальный характер русского народа. Пугачев — подлинный представитель народа.
    Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и “готовности ему помочь”. Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя “важный вид” и улыбаться, добродушно подмигивать.
    Возможно, именно описанное выше определило решение Пушкина придать своему историческому роману форму воспоминаний. Скорее всего, именно поэтому ему нужен был «свидетель» событий, непосредственно в них участвовавший, знакомый с фактами жизни Пугачева, взаимоотношениями руководителей восстания. Интонация разговоров Гринева и Пугачева – доверительная, что очень важно в человеческих отношениях как в романе, так и в нашей жизни.
    Пушкин ставил перед собой нелегкую задачу — показать двойственность позиции Гринева: осуждая, не принимая восстания, он вынужден был свидетельствовать не только о кровавых расправах Пугачева, но и о его великодушии, гуманности, справедливости и щедрости.
    Довольно интересное изображение Пугачева встречается в следующем эпизоде. Петр Андреевич Гринев, подъезжая к Оренбургу,где ему предстоит служить верой и правдой государю-императору, попадает в буран. Пока его кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Гринёву снится страшный сон.
    Мужик с черной бородой лежит в постели отца Петра Андреевича, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мертвыми телами. «Страшный мужик» «ласково кличет» его, приговаривая: «Не боись, подойди под мое благословение». В самый апогей сновидения Петр просыпается.
    Сон пропитан эмоциональными переживаниями героя. Петр Андреевич обеспокоен, ему страшно, ужас и недоумение охватывают его. Гринёв сам признаёт, что это “сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”.
    Вскоре перед нами предстаёт следующая, вполне реальная сцена. Мужиком с бородой оказывается Емельян Пугачёв. Теперь уже не «отец-самозванец», а «царь-самозванец» приезжает в крепость, где живёт Петр, Маша и её родители.
    В данном произведении сон не только раскрывает эмоции и переживания Петра Андреевича Гринёва, а предсказывает грядущие события, то есть является вещим. Почему же Пушкин рассказывает нам вещий сон? Неужели готовит нас к страшному завершению одной из сюжетных линий повести, связанной с судьбой Пугачёва? Безусловно, это так, но сон раскрывает ещё и двойственный характер Емельяна Пугачёва: с одной стороны, перед нами «страшный мужик», который убивает людей, да ещё так страшно, топором, проливая много крови, а с другой – он же «ласково кличет» и хочет благословить Петрушу, словно родной отец!
    Вторая встреча Гринева с Пугачевым происходит в Белогорской крепости, во время страшных событий. Именно тогда-то Пугачеву и вспомнилась щедрость молодого барина Петра Гринева. Узнав Петрушу, разбойник дарит ему жизнь.
    В главе VII- «Приступ» – мы видим уже предводителя народного восстания. Во главе осаждающих крепость «на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблей в руках: это был сам Пугачев». Он отдает «повеления», в его образе чувствуется уже величие, сила. Отмечена его смелость: «картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди … » Вот Пугачев сидит «в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Он окружен народом, встретившим его с хлебом и солью. Рассказчик не скрывает жестокости Пугачева: «Унять старую ведьму» – и по приказанию Пугачева жену капитана Миронова казнят. Но расправа с офицерами Белогорской крепости, сопротивляющимися восстанию, воспринимается как нечто понятное и неизбежное в ходе ожесточенной борьбы. И здесь же отмечается способность Пугачева к добрым движениям сердца. Пугачев помиловал по просьбе Савельича офицера Гринева: он вспомнил заячий тулупчик и стакан вина. «Долг платежом красен».
    В сцене беседы Пугачева с Гриневым раскрываются многие положительные качества предводителя восстания. Мы видим, что Пугачев близок к народу, справедлив. Ему свойственны народная мудрость и проницательность. Это позволяет герою трезво оценивать и свои силы, и возможности народного войска.
    Первый важный разговор Пугачева с Гриневым происходит в Белогорской крепости после окончания «военного совета». Неожиданно для рассказчика Пугачев предлагает Гриневу служить ему с усердием, великодушно обещая щедро наградить за верную службу: «…Я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья». Но Гринев тверд в своих убеждениях: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Пугачев проявляет милость и доброту – отпускает Гринева. Но мы чувствуем, что отказ Гринева его огорчает…
    Зеркальные сцены повести с участием Пугачева дают читателю возможность понаблюдать за реакцией этого человека на разные события и самому сделать вывод о чертах его характера.
    Например, резко противопоставлены Пугачёв и генерал и в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. С какой бессердечностью отнёсся генерал к Маше! И наоборот, какое человеческое сочувствие проявил Пугачёв! «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» — закричал он. И едет сам в Белогорскую крепость выручать невесту Гринёва.
    Также, в восьмой главе описывается военный совет у Пугачёва, а в десятой — у генерала. Они даны не менее контрастно. У Пугачёва идет живое, свободное обсуждение событий, в результате которого принимается смелое, правильное решение. Сатирически зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, «что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринёв, оказалась «гибельна для жителей».
    Знаменательно, что роман завершается кровавой сценой, написанной уже самим автором — издателем мемуаров Гринева. Опираясь на «семейственные предания», он писал, что Гринев «присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».Пугачев знал, что ждет его, и шел безбоязненно по избранной дороге.
    Важнейшая черта образа Пугачева – превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак — человек с собственным именем, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из “бродяги” превращается в “великого государя”. В нем проступают то черты хитрого и изобретательного казака, то мудрость народного вождя и полководца. Превращения следуют одно за другим: властный и грозный “государь” оборачивается искренним и милосердным спасителем “его благородия” и “красной девицы”, нетерпеливый и скорый на расправу человек становится рассудительным и примиряющим.
    Большое внимание Пушкин уделяет описанию внешности Пугачева. Особенно его привлекают две детали: борода и глаза. Борода – черная, с проседью. Глаза выдают в нем человека сильного, не лишенного наблюдательности. Автор характеризует их как “живые”, “сверкающие”, “ястребиные”, “огненные”.
    В повести постоянно упоминаются глаза Пугачева: “живые большие глаза так и бегали”, “прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости”, “глаза у Пугачева сверкали”. Эта деталь необходима для создания его динамического портрета.
    Немаловажной деталью портрета Пугачева является его одежда.
    Вот каким предстает перед нами Пугачев-бродяга в главе «Вожатый»:
    “Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицоегоимело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”.
    А вот Пугачев-царь из главы «Приступ» – “Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев”.
    “Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо”.
    Сам образ “великого государя” “Капитанской дочки” очень многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения.
    Пушкин использует многообразные художественные средства для создания образа Пугачева, к числу которых относится речевая характеристика. Когда Пугачев говорит простым, народным языком, к которому он привык, его речь звучит плавно и красиво. Поговорки и присказки придают ей музыкальность. Но как только Пугачев напускает на себя царскую, с его точки зрения, важность (“Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать”), он начинает выглядеть смешно (Гринев сам называет сцену казни “ужасною комедией”).
    При описании поведения Пугачева прослеживается детскость, наивность, желание подражать другому миру, против которого он восстал.
    И все же главное в образе Емельяна Пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Он ассоциирует себя с орлом, который живет “всего-навсего только тридцать три года”, но зато пьет “живую кровь”.
    Вся сцена построена так, что сказка поэтически-непосредственно передает тайный смысл реальной жизни Пугачева: все известное о нем убеждает нас – не может этот человек орлиной натуры жить по законам ворона, не видит он смысла в долгой жизни, если нужно питаться мертвечиной. Есть иная жизнь – пусть недолгая, но свободная: «…лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!» Большинство простых людей считало его настоящим царем и относилось к нему с уважением, встречало хлебом-солью, называло «наш батюшка».
    Постепенно Пугачев начинает понимать, что дело его обречено и даже самые ярые сторонники могут в любой момент предать его. «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою» (эти слова Пугачева оказались пророческими). Но как человек целеустремленный Пугачев не мог отказаться от начатого им дела. Он не мог оставить людей, которые поверили и пошли за ним: «Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал».
    В повести мы видим Пугачева с нескольких сторон: он благороден, ибо пощадил Гринева, помог ему спасти Машу Миронову и наказал бесчестного Швабрина, но он и жесток. Как писал Ф. М. Достоевский, Пугачев отличается «зверством, а вместе беззаветным русским добродушием».
    Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: “Емеля! Емеля! — думал я с досады, — зачем не наткнулся ты на штык или неподвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать”.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *