Разгосударствление не может осуществляться по такому направлению как?

12 ответов на вопрос “Разгосударствление не может осуществляться по такому направлению как?”

  1. MixFix.TV Ответить

    3) ожидаемая норма прибыли
    4) уровень процентной ставки
    Задание№160
    Дана кривая производственных возможностей экономики.

    При производстве 10 ед. товара А и 6 ед. товара В объем выпуска товаров А и В может быть увеличен соответственно…
    1) товара А до 15 ед., при 8 ед. товара В
    2) товара А до 20 ед. и товаров В до 8 ед.
    3) товара А до 15 ед. , при 6 ед. товара В
    4) товара А до 20 ед. и товаров В до 12 ед.
    Задание№161
    Предприятие за неделю выпускает и реализует 100 наборов посуды. Если затраты на сырьё и материалы составляют 12000 ден. ед., затраты на электроэнергию для обслуживания производства – 3000 ден. ед., заработная плата работников – 5000 ден. ед., постоянные издержки – 3000 ден. ед., то средние валовые издержки производстваравны…
    1) 230 ден. ед.
    2) 170 ден. ед
    3) 150 ден. ед.
    4) 280 ден. ед.
    Задание№162
    Роль учётной (дисконтной) ставки в Российской Федерации выполняет…
    1) норматив обязательных резервов
    2) ставка рефинансирования
    3) ставка банковской комиссии
    4) ставка процента по депозитам коммерческих банков в Центральном банке
    Задание№163
    Рыночными субъектами не является(ются)
    1) государство
    2) фирма
    3) деньги
    4) домохозяйства
    Задание№164
    Основой бесплатной формы приватизации может быть…
    1) ваучер
    2) аукцион
    3) тендер
    4) аренда
    Задание№165
    Разгосударствление не может осуществляться по такому направлению, как…
    1) создание многообразных форм хозяйствования
    2) формирование новых организационных структур
    3) признание каждого работника и трудового коллектива равноправными участниками присвоения
    4) возложение на государство дополнительных функций хозяйственного управления
    Задание№166
    Развитие механизма мобильности ресурсов возможно за счет…
    1) проведения антиинфляционной политики
    2) проведения фискальной политики
    3) лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов
    4) формирования информационного рынка
    Задание№167
    Социально-экономические отношения характеризуются…
    1) отношениями собственности
    2) разделением труда
    3) организацией производства
    4) отношениями потребления
    Задание№168
    Наращивание инвестиций в макроэкономическом масштабе может привести…
    1) к дефициту товаров и росту цен
    2) к сокращению ВВП и инфляции в краткосрочном периоде
    3) к росту инфляции и перепроизводству
    4) к росту ВВП и способствовать достижению полной занятости
    Задание№169
    Любая точка, находящаяся и на изокванте, и на изокосте, означает…
    1) комбинацию количества используемых ресурсов
    2) объем продукта в денежном выражении
    3) сумму издержек производства
    4) количество производимого продукта
    Задание№170
    В долгосрочном периоде для фирмы на рынке монополистической конкуренции характерно
    1) прекращение производства
    2) максимизация экономической прибыли

  2. Elsaesser Ответить

    Сущность
    разгосударствления и приватизации,
    принципы.
    Этапы
    приватизации.
    Способы
    приватизации предприятий.
    Организация
    и порядок проведения приватизации.
    Оценка
    объектов приватизации
    Сущность
    разгосударствления и приватизации,
    принципы

    Эффективность
    функционирования хозяйствующих субъектов
    во
    многом зависит от степени их хозяйственной
    самостоятельности, которая обеспечивается
    в процессе разгосударствления экономики.
    Разгосударствление
    представляет
    собой передачу государством функций
    непосредственного руководства
    производственно- коммерческой
    деятельностью самим хозяйствующим
    субъектам (физическим
    или юридическим лицам). При этом
    государство со­храняет
    за собой функции регулирования.
    Разгосударствление
    осуществляется в двух направлениях:
    пу­тем расширения самостоятельности
    хозяйствующих субъектов без
    изменения
    отношений собственности и путем
    разгосударствления
    собственности
    (рис. 1).
    Сущность
    первого направления состоит в передаче
    органами государственного
    управления основных управленческих
    функций хозяйствующим
    субъектам, в результате чего расширяется
    их са­мостоятельность.
    Это обеспечивается путем предоставления
    пред­приятиям
    широких экономических прав и полномочий
    по оплате труда,
    ценообразованию, оптимизации
    государственного заказа, развитию
    горизонтальных связей, становлению
    арендных отноше­ний,
    управлению имуществом и т.д. При всей
    важности этого на­правления
    разгосударствления экономики оно
    недостаточно эф­фективно, так как не
    меняет основу экономических отношений
    -отношения
    собственности. Сохранение монополии
    государствен­ной
    собственности предопределяет не полную,
    а относительную,

    ограниченную
    хозяйственную самостоятельность.
    Поэтому ради­кальным
    направлением разгосударствления
    экономики является разгосударствление
    собственности.
    Разгосударствление
    собственности

    это разрушение моно­полии
    государства, осуществляемое как путем
    создания новых предприятий,
    основанных на негосударственных формах
    собст­венности,
    так и путем реформирования государственных
    унитар­ных предприятий. В результате
    разгосударствления и приватиза­ции
    государственная собственность не
    ликвидируется полностью, уменьшается
    лишь ее доля в национальной экономике,
    что позво­ляет
    включить в экономические отношения
    негосударственные предприятия и создать
    экономическую систему, основанную на
    многообразии
    форм собственности.
    Рациональным
    направлением разгосударствления
    является соз­дание
    новых предприятий негосударственных
    форм собственности. В
    этом случае государственная собственность
    сохраняется, не за­трагиваются интересы
    широких слоев населения. Новые предпри­ятия
    создаются, как правило, на основе
    индивидуальных частных капиталов,
    что предопределяет их небольшие размеры.
    Возникая и действуя
    на многих важнейших направлениях
    научно-технологиче­ского прогресса,
    малый бизнес нередко закладывает
    фундамент но­вых производств и даже
    отраслей экономики.
    Для
    создания новых предприятий негосударственных
    форм соб­ственности
    (частных, кооперативных, акционерных)
    необходимо первоначальное
    накопление капитала у отдельных граждан
    или воз­можность
    получить необходимые средства в кредит.
    Кроме того, требуется реальная возможность
    приобретения на рынке средств производства
    (сырья, материалов, топлива, оборудования,
    зданий, сооружений
    и т. п.). Кризисные проявления в переходной
    экономике,
    неразвитость рынков ценных бумаг и
    средств производства за­трудняют
    и сдерживают этот процесс. Поэтому не
    случайно вновь создаваемые
    предприятия негосударственных форм
    собственности занимаются
    не производственной, а посреднической
    и торговой деятельностью.
    В
    связи с этим в странах с административно-командной
    эконо­микой
    осуществляется реформирование
    государственной собст­венности
    путем разгосударствления предприятий
    и приватизации.
    Разгосударствление
    предприятий

    процесс преобразования унитарных
    государственных предприятий в открытые
    акционер­ные
    общества.
    Приватизация

    это процесс приобретения физическими
    и юри­дическими
    лицами права собственности на объекты,
    принадлежа­щие
    государству. В результате оно полностью
    или частично утрачи­вает
    права владения, пользования и распоряжения
    государственной собственностью,
    а государственные органы – право
    непосредствен­ного
    управления ею. Приватизированные
    предприятия становятся частными.
    Все
    направления разгосударствления экономики
    тесно взаимо­связаны.
    Расширение самостоятельности хозяйствующих
    субъек­тов
    создает предпосылки для развития
    предпринимательства, появ­ления
    предприятий различных форм собственности.
    И наоборот, разгосударствление
    собственности сопровождается ослаблением
    влияния
    государства в хозяйственной сфере.
    Процесс
    разгосударствления и приватизации
    базируется на следующих
    принципах:
    Сочетание
    возмездного и безвозмездного способов
    приватизации
    – одна часть государственного имущества,
    подлежащего при­ватизации,
    передается в собственность граждан
    бесплатно, а другая продается физическим
    и юридическим лицам, основанным на
    него­сударственной
    форме собственности.
    Право
    каждого гражданина на часть безвозмездно
    передаваемой
    государственной собственности вытекает
    из общенародно­го
    характера государственной собственности
    и практически реа­лизуется
    путем выдачи приватизационных чеков.
    Дифференциация
    методов, форм и процедур приватизации

    использование различных способов,
    методов и процедур при приватизации
    конкретных предприятий .Необходимость
    его соблюде­ния вытекает из отраслевых,
    территориальных и других особенностей
    каждого предприятия. Приватизируемые
    объекты различаются размерами
    производства, значимостью и
    конкурентоспособностью продукции,
    уровнем технической оснащенности,
    финансовым по­ложением
    и т.д. Эти факторы предопределяют
    специфику прива­тизации
    каждого из них. Так, небольшие предприятия
    могут быть проданы на аукционе, крупные
    преобразованы в акционерные об­щества,
    которые различаются составом акционеров,
    и т.д. Дан­ный
    принцип практически реализуется путем
    разработки инди­видуальных
    проектов приватизации каждого
    предприятия. Диф­ференцированный
    подход позволяет осуществить приватизацию
    государственных предприятий наиболее
    эффективным способом и
    создать для покупателей самые
    благоприятные условия при од­новременном
    соблюдении интересов продавца
    (государства).
    Разграничение
    компетенции по осуществлению приватизации
    между органами государственной власти
    и управления раз­
    личных
    уровней предопределяется масштабами
    процесса приватизации.
    Реформирование государственной
    собственности требует слаженной
    работы всех участников этого процесса
    на основе раз­граничения
    их компетенций.
    Предоставление
    определенных социальных гарантий
    чле­нам
    трудовых коллективов приватизируемых
    предприятий – за­щита прав и интересов
    наемных работников при смене собствен­ника
    в результате приватизации.
    Контроль
    за осуществлением приватизации со
    стороны государства – вся работа по
    приватизации осуществляется под
    контролем
    со стороны государства. Уполномоченные
    государством
    органы
    устанавливают предприятия, подлежащие
    приватизации;
    проводят
    оценку стоимости приватизируемых
    объектов, определяют способы приватизации
    и т.д. Контроль за осуществлением
    приватизации
    позволяет предотвратить нарушение
    законодатель­ных актов и защитить
    интересы трудящихся.
    Обеспечение
    широкой гласности процесса приватизации

    освещение
    средствами массовой информации условий
    и хода приватизации;
    регулярное ознакомление граждан с
    перечнем привати­зируемых
    объектов; создание комиссии по
    преобразованию пред­приятия
    с участием членов трудового коллектива;
    предоставление возможности
    всем заинтересованным лицам в случае
    ущемления их
    прав при приватизации обращаться в
    суд, арбитраж и другие ор­ганы.
    Соблюдение принципа гласности не только
    позволяет при­влечь
    для участия в приватизации широкие
    слои населения, но и обеспечить
    контроль за ее ходом.
    Постепенность
    и поэтапность -реформирование
    государственной
    собственности осуществляется не разово,
    а в течение опре­деленного
    периода времени. Необходимость соблюдения
    этогопринципа
    обусловлена сложностью процесса
    приватизации, охва­том
    большого количества предприятий и их
    многообразием, эко­номической
    ситуацией в стране.
    Соблюдение
    законности в правовом государстве
    является
    обязательным при решении
    любых задач. Особое значение оно
    приобретает
    в процессе приватизации, которая
    затрагивает имущественные
    интересы всех граждан и государства в
    целом.
    Принципы
    приватизации:

    Сочетание
    возмездного и безвозмездного способов
    приватизации.
    право
    каждого гражданина РБ на часть
    безвозмездно передаваемой государственной
    собственности.
    Дифференциация
    методов, форм и процедур приватизации.
    Разграничение
    компетенции между органам государственной
    власти и управления
    различных
    уровней.
    Предоставление
    определенных социальных
    гарантий
    членам трудовых коллективов
    приватизируемых
    предприятии.
    Контроль
    за осуществлением приватизации со
    стороны государства.
    Обеспечение
    широкой гласности процесса приватизации.
    Постепенность
    и поэтапность.
    Соблюдение
    законности.
    Этапы
    приватизации.

    Приватизация

    это передача государственной собствен­ности
    за плату или безвозмездно в частную
    собственность.
    Формы
    собственности в нашей
    стране
    определяются Консти­туцией Республики
    Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября
    1996 г.) и Гражданским кодексом Республики
    Беларусь. В соот­ветствии
    с этими основополагающими документами
    в нашей стране
    существуют две формы собственности —
    государствен­ная
    и
    частная.
    Государственная
    собственность выступает в виде
    республи­канской
    и коммунальной (собственность
    административно-территориальных
    единиц).
    Исключительную
    собственность государства составляют
    нед­ра,
    вода, леса. В собственности государства
    находятся также земли
    сельскохозяйственного назначения.
    Реформирование
    государственной собственности в Беларуси
    началось
    в 1991 г. в соответствии с Основными
    положениями Программы
    перехода Белорусской ССР к рыночной
    экономике и
    было
    напрямую связано с необходимостью
    повышения эффек­тивности
    всего
    хозяйственного комплекса страны.
    К
    началу рыночного реформирования общая
    численность объектов
    государственной собственности, подлежащих
    разгосу­дарствлению
    и приватизации, составила 8,7 тыс., в том
    числе 3,4 тыс. (39,2 %) — республиканской и
    5,3 тыс. (60,8 %) -коммунальной
    собственности. В общей численности
    объектов промышленные
    предприятия составили 14,7
    %,
    строительст­ва — 11,2, транспорта —
    4,5, торговли и общественного пита­ния
    — 23,3, бытового обслуживания — 3,8, прочих
    отраслей народного хозяйства — 42,5 % .
    За период после начала рыноч­ных
    реформ (1991—2003 гг.) реформировано 3909
    предприя­тий, из них преобразовано в
    акционерные общества 1801 госу­дарственное
    предприятие, выкуплено арендным
    предприятием 724,
    продано на аукционе (по конкурсу) 1384.
    Численность ра­ботающих
    на предприятиях и в организациях частной
    формы собственности
    в 2003 г. составила 46,1 % всех занятых в
    эконо­мике
    страны1.
    Главными
    задачами разгосударствления и приватизация
    яв­ляются:
    • формирование
    необходимой для рыночной экономики
    сре­ды,
    обеспечивающей конкуренцию, развитие
    предпринима­тельства,
    многообразие форм собственности, видов
    хозяйствую­щих
    субъектов;
    усиление
    хозяйственных и трудовых мотивации,
    повыше­ние
    эффективности использования созданного
    в стране экономического
    потенциала и стимулирование его
    приумножения;
    создание
    возможности самовыражения гражданам,
    задействование
    их энергии, предприимчивости, инициативы;
    • увеличение
    поступлений средств в бюджет за счет
    прода­жи
    государственного
    имущества, связывание средств предпри­ятий,
    отвлечение части денег с потребительского
    рынка и та­ким
    образом способствование
    его стабилизации.
    В
    преобразовании форм собственности в
    Беларуси выделя­ются
    три
    этапа.
    На
    первом
    этапе (1991
    1992
    гг.)
    осуществлялась
    привати­зация
    только за денежные средства, в основном
    по инициативе «снизу».
    Заинтересованные в приватизации трудовые
    коллек­тивы
    предприятий обращались в органы
    приватизации со свои­ми
    предложениями о выкупе государственного
    имущества.
    Такие
    предприятия после приватизации
    преобразовались в коллективные
    (народные) предприятия, а впоследствии
    — в ак­ционерные
    общества или общества с ограниченной
    ответствен­ностью.
    До 1993 г. приватизация проходила на основе
    отдель­ных
    временных нормативных актов и в целом
    не имела законо­дательной
    базы.
    Второй
    этап
    приватизации
    начался с принятием в 1993 г. законов
    «О разгосударствлении и приватизации
    государствен­ной
    собственности в Республике Беларусь»,
    «Об именных при­ватизационных
    чеках», Государственной программы
    привати­зации,
    других законодательных и нормативно-правовых
    актов. При
    приватизации каждого объекта 50 % стоимости
    оплачива­лось деньгами и 50 % — чеками
    «Имущество». Средние и круп­ные
    предприятия промышленности, строительства,
    транспорта могли преобразоваться в
    открытые акционерные общества. На
    конкурсы
    и аукционы выставлялись малые предприятия
    ком­мунальной
    собственности, а также объекты
    незавершенного строительства.
    Принятая в 1994 г. Программа неотложных
    мер по
    выходу экономики Республики Беларусь
    из кризиса преду­сматривала
    наряду с преодолением спада производства
    осуще­ствление разгосударствления
    и приватизации, развитие малого переднего
    бизнеса. Это позволило значительно
    активизировать процесс
    приватизации. Если в 1991—1992 гг.
    негосударствен­ными стали 251 предприятие
    республиканской и коммуналь­ной
    собственности, то в 1993—1994 гг. — 876
    предприятий. В числе преобразованных
    в акционерные общества более 50 круп­ных
    предприятий: Мозырский нефтеперерабатывающий
    завод, Брестский
    и Новогрудский заводы газовой аппаратуры,
    Пинский
    деревообрабатывающий комбинат, Витебский
    чулочно-трикотажньй
    комбинат, Минский часовой завод, завод
    холо­дильников
    «Атлант» и др.
    Третий
    этап

    этап совершенствования стратегии и
    такти­ки
    преобразований отношений собственности.
    Его основные направления
    определяются указами Президента
    Республики Беларусь
    «О мерах по совершенствованию
    реформирования го­сударственной
    собственности» (март 1995 г.), «Об
    упорядоче­нии
    распоряжения государственным имуществом»,
    «Об особом праве
    («золотой акции») государства на участие
    в управлении акционерными
    обществами» (ноябрь 1997 г.).
    В
    1998 г. принят Декрет Президента Республики
    Беларусь «О
    разгосударствлении и приватизации
    государственной соб­ственности в
    Республике Беларусь», который позволил
    обеспе­чить
    единую государственную политику по
    реформированию государственной
    собственности, усилить социальную
    направлен­ность
    этого процесса, создать благоприятные
    условия для привлечения
    отечественных
    и иностранных инвесторов. В 2000 г.
    разработана
    и одобрена Постановлением Совета
    Министров Концепция
    управления государственным имуществом
    в Рес­публике
    Беларусь на 2001—2005
    годы.
    За
    годы приватизации (с 1991 по 2003 г.) в Беларуси
    смени­ли форму собственности 3909
    госпредприятий,
    или около
    27
    % общего числа зарегистрированных в
    стране (рис. 5.7).

    Рис.
    5.7.
    Динамика
    разгосударствления
    и
    приватизации
    государственной
    собственности
    в
    Республике
    Беларусь
    Численность
    работающих на разгосударствленных и
    (или) приватизированных
    предприятиях составляет около 860 тыс.,
    или чуть более 19 % числа занятых в народном
    хозяйстве страны.
    Из
    общего количества разгосударствленных
    предприятий 26,2 % относились к республиканской
    собственности. Среди них наибольший
    удельный вес занимают предприятия
    про­мышленности,
    строительства, перерабатывающие
    предприя­тия
    АПК. В промышленности наиболее динамично
    приватизи­ровались
    предприятия легкой и деревообрабатывающей
    отрас­лей,
    производства строительных материалов.
    Из
    2844 реформированных объектов коммунальной
    фор­мы собственности 1153 (40,5 %) относятся
    к торговле, 558 (19,6 %) — перерабатывающие
    и обслуживающие предприятия АПК, 411
    (14,5 %) — объекты бытового обслуживания,
    244 (8,6 %) — предприятия общественного
    питания.
    В
    Республике Беларусь, согласно
    законодательству, исполь­зуются
    следующие методы приватизации:
    преобразование
    государственных организаций в
    акцио­нерные
    общества (ОАО);
    выкуп
    арендованного имущества арендной
    организацией;
    продажа
    на аукционе и по конкурсу.
    Наиболее
    распространенным методом разгосударствления
    являлось
    преобразование предприятий в акционерные
    общества. Такой
    метод использовался для 46,1 % реформированных
    за 1991 — 2003 гг. государственных организаций
    (объектов), в том числе для 78,8 % объектов
    республиканской и 33,3 % объектов
    коммунальной
    формы собственности.
    Следует
    отметить, что с преобразованием,
    предприятий в ак­ционерные общества
    в большинстве из них сохранится большая
    доля
    акций, принадлежащих государству. Кроме
    того, государ­ство
    может использовать «золотую акцию» как
    особое право уп­равления
    акционированным предприятием. В
    Республике Бе­ларусь
    2/3 ОАО имеют в уставном фонде долю
    государства более 25 %. В них и без введения
    «золотой акции» государство конт­ролирует
    принятие собранием акционеров наиболее
    важных ре­шений,
    утверждаемых как не менее чем тремя
    четвертями, так и
    простым большинством голосов.
    В
    результате осуществления разгосударствления
    и привати­зации
    в Беларуси существенно расширился
    негосударственный сектор экономики.
    Доля работающих на негосударственных
    предприятиях
    в 2003 г. составила 47,1 % общей численности
    за­нятых в экономике, в том числе в
    промышленности — 58, строи­тельстве
    — 65, торговле и общественном питании —
    76 %.
    В
    последние годы в Республике Беларусь
    преобладает «то­чечное»
    реформирование объектов государственной
    собствен­ности
    исходя из оценки экономической
    эффективности, воз-
    Способы
    приватизации предприятий.

    Приватизация
    государственных предприятий осуществляется
    путем
    продажи их по конкурсу или на аукционе,
    а арендованных – пу­тем
    вы купа арендованного имущества трудовым
    коллективом.
    Продажа
    по конкурсу

    это такой способ приватизации, при
    котором покупатель приватизируемого
    объекта определяется на| основе
    конкурсного отбора. Им становится
    победитель конкурса, предложение
    которого отвечает условиям конкурса и
    наилучшим образом соответствует
    критерию, установленному продавцом
    государственного имущества.
    Этот
    способ приватизации применяется в тех
    случаях, когда я от
    будущего собственника требуется
    выполнение определенных’ требований
    (условий конкурса) по дальнейшему
    использованию | объекта.
    Условия
    и критерии конкурса определяются
    органами прива­тизации
    для каждого объекта с учетом его
    особенностей. Они, как : правило, содержат
    следующие требования:
    сохранение
    обязательств по производству конкретных
    видов
    продукции,
    товаров и услуг, профиля предприятия
    на определен­ный срок;
    проведение
    природоохранных мероприятий;
    сохранение
    или создание новых рабочих мест;
    обеспечение
    безопасных условий труда;
    финансирование
    и порядок использования объектов
    соци­альной сферы, входящих в
    имущественный комплекс предприятия,
    в течение определенного срока.
    Выполнение
    условий конкурса обязательно для всех
    участни­ков. При этом предложение
    более качественного выполнения
    требований,
    чем предусмотрено условиями конкурса,
    не дает преиму­ществ
    перед другими участниками. Победитель
    определяется по критерию
    конкурса.
    В
    качестве критерия конкурса по продаже
    объектов государст­венной
    собственности используются:
    наивысшая
    цена, предложенная участником конкурса;
    объем
    и эффективность обоснованных в
    бизнес-плане инве­стиций,
    которые участник конкурса намерен
    использовать на развитие
    приватизируемого объекта.
    Первый
    критерий используется при продаже по
    конкурсу тех
    объектов, в развитии и повышении
    эффективности которых заинтересовано
    государство.
    Второй
    критерии целесообразно применять в тех
    случаях, когда уровень развития и
    эффективность приватизируемого объек­та
    удовлетворяют общественным потребностям,
    однако сущест­вует
    необходимость соблюдения определенных
    требований при его
    эксплуатации.
    Использование
    наивысшей цены в качестве критерия
    конкурса
    но
    продаже объектов государственной
    собственности делает этот
    способ
    приватизации на первый взгляд похожим
    на продажу на
    аукционе.
    Продажа
    на аукционе

    это такой способ приватизации, при
    котором
    объекты государственной собственности
    продаются на открытых
    торгах.
    В
    зависимости от механизма проведения
    торгов различают аукционы
    на повышение («английский») и на понижение
    цены
    («голландский»).
    На
    аукционах на повышение цены продаются,
    как правило, действующие
    предприятия или другие объекты,
    представляющие интерес
    для потенциальных покупателей, в
    результате чего цена на
    торгах повышается. Покупателем становится
    участник аукциона,
    предложивший максимальную цену. Начальная
    цена при продаже
    объекта на аукционе принимается равной
    его оценочной стоимости,
    рассчитанной имущественным методом.
    Если объект выставляется на торги
    вторично, то стартовая цена снижается
    на 20
    %, а если в третий раз, на 50 % оценочной
    стоимости.
    На
    «голландских» аукционах продаются
    неиспользуемые или
    неэффективно
    используемые объекты. Процедура
    проведения
    торгов
    зависит от поведения участников аукциона.
    Если при объявлении
    стартовой цены один из участников
    аукциона изъявляет желание
    купить объект, он становится победителем.
    Если при объ­явлении стартовой цены
    купить объект хотят два и более участни­ка,
    аукционная цена повышается. Победителем
    аукциона стано­вится участник,
    предложивший максимальную цену. Если
    при объявлении
    стартовой цены нет желающих купить
    объект, цена снижается.
    Победителем становится участник
    аукциона, первым изъявивший
    желание купить объект по объявленной
    аукционной цене.
    Если в ходе торгов при снижении цены
    два и более участника изъявляют
    желание купить объект, цена повышается.
    Победите­лем аукциона становится
    тот, кто согласен купить по максималь­ной
    цене. При продаже объектов на «голландском»
    аукционе цена в
    ходе торгов может снижаться на 80 %.
    Различают
    аукционы без условий и с условиями.
    Аукционы без условий
    проводятся в том случае, если от будущего
    собственника не
    требуется соблюдения каких-либо условий
    по дальнейшему ис­пользованию
    приватизируемого объекта. Это отличает
    продажу на аукционе
    от продажи по конкурсу по критерию
    наивысшей цены. Кроме того, эти способы
    приватизации отличаются процедурой
    выявления победителя. При продаже по
    конкурсу цена определяется
    каждым участником исходя из личных
    соображений (оценка объекта,
    перспектив его развития, финансовых
    возможностей и т.п.) без учета предложений
    других покупателей. На заседании
    конкурсной комиссии вскрываются конверты
    с предложениями участников
    конкурса и определяется победитель,
    предложения ко­торого
    соответствуют условиям конкурса и
    содержат наивысшую цену. В этом смысле
    конкурс является закрытым. При продаже
    на * аукционе цена формируется под
    влиянием поведения всех участ­ников
    торгов.
    Процедура
    проведения отличает продажу по конкурсу
    по кри­терию наивысшей цены от продажи
    на аукционе с условиями, ко­торый
    проводится в тех случаях, когда спрос
    на объект высокий и от
    будущего собственника требуется
    выполнение определенных условий по его
    использованию.
    При
    продаже объектов государственной
    собственности на аукционе с
    условиями покупателю могут предъявляться
    следующие требования:
    сохранение
    назначения или профиля объекта
    приватизации;
    сохранение
    или создание новых рабочих мест;
    выполнение
    инвестиционных программ;
    сохранение
    исторического характера объекта
    приватизации,
    являющегося
    историко-культурной ценностью.
    Предъявление
    других условий на аукционах не допускается.
    Аукцион
    начинается с оглашения правил проведения
    аукци­онных торгов и шага аукциона.
    Шаг аукциона определяется аук­ционистом
    в пределах от 5 до 5 % от предыдущей
    названной цены.
    Торги продолжаются до тех пор, пока
    остается только один участник,
    желающий приобрести объект по новой
    объявленной цене.
    Продажа
    по конкурсу, на аукционе обладает рядом
    преиму­ществ
    по сравнению с другими способами
    приватизации. Она спо­собствует
    формированию реального единоличного
    хозяина, осо­бенно
    в том случае, когда объекты приобретаются
    физическими лицами.
    Эти способы обеспечивают равные права
    прямого участия
    в приватизации всем гражданам, как
    работающим, так и не ра­ботающим
    на данном предприятии. При продаже по
    конкурсу, на аукционе
    происходит однoмoмeнтнaя смена собственника,
    в рёзультате
    чего ускоряются процессы перехода к
    рынку.
    Вместе
    с тем продажа по конкурсу, на аукционе
    требует наличия
    у покупателя большого количества
    денежных средств, что ог­раничивает
    участие в приватизации малообеспеченных
    слоев на­селения. Эти способы
    приватизации наименее предпочтительны
    для
    трудовых коллективов, так как снижается
    вероятность приобретёния
    объектов в собственность юридического
    лица, созданного членами
    трудового коллектива, вследствие роста
    цены.
    Продажа
    по конкурсу и на аукционе ограничивает
    возможно­сти
    участия в приватизации широкого круга
    граждан и не позволя­ет
    практически реализовать чековую
    приватизацию.
    Выкуп
    трудовым коллективом

    такой способ приватизации, при котором
    трудовой коллектив, внеся в бюджет
    сумму, равную стоимости
    арендованного имущества, становится
    его собствен­ником.
    Выкуп
    арендованного имущества представляет
    собой типичный акт купли-продажи, при
    котором государство-собственник продает
    сданное paнеe
    в аренду, но принадлежащее ему имущество.
    При этом трудовой коллектив выступает
    в роли покупателя.
    В
    зависимости от способа платежа различают
    единовременный
    выкуп и выкуп в рассрочку. При
    единовременном выкупе
    денежные
    средства и приватизационные чеки
    вносятся в бюджет одноразово
    в полной сумме, после чего трудовой
    коллектив стано­вится
    собственником приватизируемого
    предприятия.
    При
    недостаточности средств для разовой
    выплаты стоимости арендованного
    имущества может использоваться выкуп
    в рассрочку.
    Выкуп
    в рассрочку

    такой способ платежа, при котором
    денежные
    средства и приватизационные чеки
    вносятся в бюджет по час­тям.
    Свидетельство о праве собственности
    выдается трудовому кол­лективу
    после внесения первого взноса. Выкуп в
    рассрочку исполь­зуется в тех случаях,
    когда у покупателя недостаточно средств
    для единовременного
    выкупа.
    Выкуп
    арендованного имущества в рассрочку
    осуществляется на
    следующих условиях:
    • первый
    взнос должен быть не меньше 30 % стоимости
    иму­щества;
    продолжительность
    рассрочки не может превышать один год;
    стоимость
    имущества, подлежащего оплате в течение
    перио­да
    рассрочки (за исключением первого
    взноса), индексируется
    с
    учетом инфляции в порядке, установленном
    действующим законодательством,
    и в сроки, оговоренные договором
    купли-прода­жи;
    покупатель сохраняет за собой право
    досрочной оплаты;
    до
    полной оплаты продажной цены покупатель
    не имеет пра­ва
    распоряжаться основными фондами и
    объектами незавершен­ного
    строительства.
    Недостатком
    оплаты в рассрочку в отличие от
    единовременно­го выкупа является
    рост вследствие инфляции неоплаченной
    стои­мости
    имущества в течение периода приватизации,
    что практически
    означает увеличение его продажной цены.
    Эта ситуация иден­тична
    той, которая складывается при использовании
    для разового выкупа
    заемных средств. В этой связи возникает
    необходимость экономического обоснования
    каждого способа платежа и выбора из них
    наиболее предпочтительного для трудового
    коллектива.
    Преимуществом
    данного способа приватизации является
    то, что
    он позволяет реально соединить в одном
    лице наемного работ­ника
    и собственника, что способствует
    согласованию их интере­сов
    и повышению на этой основе эффективности
    хозяйствования.
    Кроме
    того, выкуп арендованного имущества
    организацией арендаторов
    позволяет сохранить после приватизации
    сложившийся
    трудовой коллектив и накопленный им
    производственный опыт,
    что способствует повышению эффективности
    производст­ва в послеприватизационный
    период.
    В
    отличие от преобразования предприятия
    в акционерное обще­ства этот способ
    приватизации обеспечивает трудовому
    коллективу наибольшие выгоды в
    распределении дохода. В этом случае
    отпада­ет
    необходимость делиться прибылью с
    другими собственниками (акционерами).
    Существенным
    преимуществом для членов трудового
    коллек­тива
    является и то, что после выкупа
    арендованного имущества предприятие
    функционирует как общество с ограниченной
    ответ­ственностью,
    участники которого имеют в его имуществе
    пай, а не акцию, как акционеры, то есть
    владеют реальным, а не фиктивным
    капиталом.
    Вместе
    с тем выкуп арендованного имущества
    трудовым кол­лективом
    как способ приватизации имеет и негативные
    последст­вия.
    Прежде всего существует опасность
    неполучения от приватиза­ции
    ожидаемого результата. Это связано с
    тем, что имущество, не будучи
    государственным, передается в собственность
    тех же трудо­вых коллективов, которые
    владели им и использовали до приватизации
    на правах аренды. Этот способ приватизации
    не позволяет во­влечь
    в хозяйственную деятельность других
    собственников (нечле­нов трудовых
    коллективов), в том числе иностранных
    инвесторов, способных существенно
    повысить технологический и организаци­онный
    уровень производства, реформировать
    механизм функцио­нирования
    предприятия.
    Функционирование
    выкупленного трудовым коллективом
    пред­приятия
    как общества с ограниченной ответственностью
    в отличие от акционерного
    общества не позволяет привлекать
    дополнительные инвестиции,
    необходимые для обновления и расширения
    производ­ства.
    В результате сдерживается движение
    капиталов, что является важнейшим
    элементом саморегулирования в рыночной
    экономике.

  3. Chiter Ответить

    Разгосударствление
    и приватизация в системе государственного
    регулирования экономики.

    Разгосударствление —
    это совокупность мер по преобразованию
    государственной собственности,
    направленных на устранение чрезмерной
    роли государства в экономике. Оно
    означает снятие с государства большинства
    функций хозяйственного управления,
    передачу соответствующих полномочий
    на уровень предприятий, замену вертикальных
    хозяйственных связей горизонтальными.
    Разгосударствление не предполагает
    полного ухода государства из экономической
    сферы. Современное производство не
    может успешно развиваться без
    государственного регулирования, которое
    эффективно лишь в определенных пределах.
    Если эти пределы нарушены, то эффективность
    общественного производства снижается.
    Сегодня тенденция к разгосударствлению
    приняла общемировой характер.
    Разгосударствление
    может осуществляться по различным
    направлениям.

    1)
    разгосударствление процессов присвоения,
    признание каждого работника и трудового
    коллектива равноправным участником
    присвоения, демонополизация;
    2) создание
    многообразных форм хозяйствования,
    предоставление всем формам предприятий
    равных прав на свободу хозяйственной
    деятельности в рамках закона;
    3)
    возникновение новых организационных
    структур, новых форм предпринимательской
    деятельности (концерны, консорциумы,
    ассоциации и т.п.), между которыми ведущую
    роль играют горизонтальные связи.
    Таким
    образом, разгосударствление направлено
    на преодоление монополизма, развитие
    конкуренции и предпринимательства. Это
    центральная проблема перехода к рыночной
    экономике.
    Основными
    способами разгосударствления являются:
    1)
    либерализация рынков;

    2)
    коммерциализация;

    3)
    стимулирование создания и расширение
    сферы деятельности см
    ешанных
    предприятий (государственно-частных);
    4)
    денационализация.
    Из
    этих способов стоит отметить
    денационализацию государственной
    собственности, которая в подавляющей
    своей части носит непосредственный
    приватизационный характер. При этом
    собственность государственных предприятий
    может переходить не только в частные
    руки, но и к банкам, коллективам
    государственных предприятий, кооперативам.
    Все
    эти способы разгосударствления
    переплетаются, выражаясь в изменении
    собственности и совершенствовании
    хозяйственного механизма рыночной
    экономики.
    Известны
    два пути преодоления тотального выведения
    предприятий из-под прямого контроля
    государства, т.е. разгосударствления:
    через самоуправление или через
    приватизации.
    Приватизация
    в переходной экономике является
    преобладающей формой разгосударствления,
    с одной стороны, и наделения граждан
    собственностью за счет тех или иных
    форм перераспределения общественного
    имущества, с другой.
    Приватизация –
    одно из направлений разгосударствления
    собственности, заключающееся в передаче
    ее в частную собственность отдельных
    граждан и юридических лиц.
    Приватизация
    выполняет две функции. С одной стороны,
    она должна стать элементом экономической
    реформы, ядром радикальных преобразований,
    а с другой, – инструментом государственного
    регулирования долговременного характера.
    Непосредственными
    целями приватизации являются:
    1)
    сокращение задолженности государственного
    сектора;

    2)
    развитие рынка;

    3)
    стимулирование предпринимательства;

    4)
    формирование слоя мелких и средних
    собственников;

    5)
    расширение индивидуальных свобод;

    6)
    развитие народного капитализма;

    7)
    ослабление профсоюзов.

    Разгосударствление
    и приватизация могут осуществляться
    на основе:
    1)бесплатной
    передачи собственности;
    2)
    выкупа предприятий на льготных условиях;
    3)
    продажи акций;
    4)
    сдачи предприятий в аренду;
    5)
    продажа мелких предприятий с аукциона
    по конкурсу и без него.

  4. Doomwing Ответить

    Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности как основе формирования рыночного хозяйства, как оптимизации структуры предпринимательства.
    Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.
    СОБСТВЕННОСТЬ
    По форме присвоения
    Индивидуальная
    Личное подсобное хозяйство
    Трудовое хозяйство
    Индивидуальная трудовая деятельность
    Личная собственность
    Коллективная
    -Кооперативы
    – Коллективные
    предприятия -Арендные предприятия
    – Товарищества -Акционерные
    предприятия L Ассоциации и т. д.
    Государственная
    – Общегосударственная
    -Муниципальная
    -Образования
    на территории
    государства
    По форме права собственности
    Частная
    Граждан
    Юридических лиц (предприятий, объединений, организаций)
    Государственная
    Федеральная •Республик и других
    образований
    в составе
    государства •Муниципальная
    Совместная
    -Совместных предприятий и организаций
    По субъектам и объектам
    Объекты
    • Продукт
    • Рабочая сила Земля, природные
    ресурсы Жилые дома
    • Ценные бумаги и т. д.
    Субъекты
    Отдельные граждане – Коллективы, группы, семьи
    Государство Другие
    Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
    Разгосударствление не влечет полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушаются, эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.
    Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:
    1) разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;
    2) создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;
    3) формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.д.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.
    Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это — центральная проблема перехода к рыночной экономике.
    В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация.
    Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц
    Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность:
    • предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;
    • материальных и нематериальных активов предприятий;
    • долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ);
    • принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.
    Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что приватизация отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а разгосударствление охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики, в большей степени независимой от государства.
    Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.
    Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.
    В странах с развитой рыночной экономикой и переходной экономикой цели приватизации различны (рис. 19.2).
    Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.
    Лидер приватизации — Великобритания — предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и ее функций частному сектору.
    Процесс приватизации — длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе 10—15 лет, в России еще не закончен.
    В ходе приватизации в России созданы разнообразные видьгинди-видуальной и коллективной собственности, перешедшей в хозяйственное владение трудовых коллективов и акционеров. В индивидуальной и частной собственности к 1998 г. было почти 80% промышленных и 85—90% коммерческих структур.
    К сожалению, реформирование ключевых отраслей и либерализация производственно-экономических связей не обеспечили экономический рост — увеличение темпов развития и рост национального дохода на душу населения. Поспешная приватизация и криминализация экономики привели к резкому спаду производства, росту безработицы, деиндустриализации экономики. Десятки тысяч заводов и фабрик не смогли перестроить производство и связи, подверглись структурной деградации, организации работы на базе менее сложных технологически отсталых производств. За 1992—1998 гг. закрылось более 70 тыс. заводов в различных регионах страны.
    В России пучок прав собственности четко не определен и недостаточно эффективно защищен законодательно. Особенно ярко это видно на примере приватизированных предприятий. Права собственности в них «размыты» среди трех основных групп субъектов:
    1) работников предприятий;
    2) руководства тех же предприятий;
    3) так называемых внешних собственников (акционеров), в качестве которых чаще всего выступают частные фирмы и банки.
    Между ними зачастую идет борьба за обладание всем пучком прав или главными из них. В России произошла формальная передача прав собственности, но спецификация (четкое определение прав каждого собственника, разграничение элементов пучка, их законодательное закрепление и защита) находятся еще в процессе становления.
    3. Предпринимательство и теневая экономика
    Предпринимательство в экономической теории рассматривается как особый фактор производства, соединяющий три остальных фактора: труд, землю и капитал. Факторный доход фактора производства «предпринимательство» называется прибылью.
    Чтобы понять суть предпринимательства, важно провести различие между двумя типами экономической деятельности:
    • с одной стороны, это рутинная, шаблонная деятельность, повторяющая прошлое, предполагающая получение результатов известными способами;
    • с другой стороны, творческая, поисковая деятельность, связанная с выработкой новых идей и средств их реализации, или деятельность, направленная на достижение известных целей с помощью новых средств.
    Предпринимательство — хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью гюлучения доходов.
    В широком смысле слова предпринимательство — это хозяйственное новаторство.
    В узком смысле предпринимательство понимается как процесс создания нового бизнеса в условиях конкуренции.
    Предпринимательство характеризуется следующими чертами:
    1) не только свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее методов, не только самостоятельность, но главное — новаторство’,
    2) ответственность за принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск.

  5. Gamuro Ответить

    Приватизация является ключевым направлением разгосударствления.
    Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике [7]. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными (но не влечет полного ухода государства из экономической сферы, современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования).
    Цели разгосударствления [5]:
    – преодоление государственной монополии на регулирование экономики, превращение работников в реальных собственников;
    – создание и развитие конкурентных отношений в экономике;
    – совершенствование трудовых отношений путем введения разных форм собственности и возможности выбора сферы применения труда.
    Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:
    1) разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;
    2) создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;
    3) формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.д.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.
    Основными способами разгосударствления являются:
    1) либерализация рынков;
    2) коммерциализация;
    3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);
    4) денационализация.
    Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:
    – снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;
    – о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.
    Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
    Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

  6. *нО4НАйа бАб()4kа* Ответить

    Итак, ни одна из форм собственности не может быть идеальной и универсальной. Любая из них имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в областях с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и кооперативная формы собственности целесообразные в случаях, если необходимая концентрация средства. Частная собственность используется там, где не нужно значительное аккумулирование средств, где необходимые деньги или средства для ведения хозяйственной деятельности могут накапливаться индивидуально.
    Экономические системы отличаются одна от одной разнообразной степенью и формами собственности на средства производства. Классическая точка зрения по этому поводу такая. Во-первых, для определения отличия одной экономической системы от другой необходимо проанализировать форму собственности на средства производства, которая лежит в основе этой системы. Другая точка зрения сводится к тому, что индустриально развитые страны в основном различаются по двум признакам: 1) по форме собственности на средства производства и 2) способам, с помощью которых координируется и управляется экономическая деятельность.
    Итак, очевидно, что первая точка зрения отличается от второй довольно условно.
    В то же время частная собственность не всегда порождает систему “чистого” капитализма, а общественная собственность с ее централизованным господством — командную. Экономическая система гитлеровской Германии называлась авторитарным капитализмом, поскольку ее экономика находилась под жесточайшим контролем. Ею централизованно управляли, хотя практически стопроцентно сохранилась частная собственность
    В Югославии, наоборот, существовала экономическая система, основанная на общественной собственности в двух ее формах — государственной и коллективной (предприятия находились в собственности коллективов работников, профсоюзных организаций). Тем не менее, между предприятиями шла конкуренция, имело место свобода предпринимательства, то есть в целом экономика страны была погружена в рыночную среду, а сам югославский социализм получил название рыночного.
    Трансформация собственности в постсоциалистических странах своим основанием имеет разгосударствление и приватизацию. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни строится как авторитарно бюрократическое государство.
    Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Сама поэтому специфика украинской экономики, которая определялась тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности, что служит основой формирования рыночного хозяйства, метода оптимизации структуры предпринимательства.
    Разгосударствление и приватизация собственности: сущность, целые, задача
    Разгосударствление – это совокупность мероприятий по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление может осуществляться по таким направлениям:
    1) разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником экономической деятельности (демонополизация);
    2) создание разнообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;
    3) формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.д.), между которыми главную роль играют горизонтальные связи
    Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление государственного монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это — центральная проблема перехода к рыночной экономике.
    В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация— одно из направлений разгосударствления собственности, которая состоит в передачи ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Приватизация государственных и муниципальных предприятий Украины означает приобретение гражданами и юридическими лицами у государства и местных органов власти в собственность предприятий и их подразделений как целостных имущественных комплексов, материальных и нематериальных активов предприятий, паев, акций государства и местных органов власти, паев, акций предприятий в капитале других предприятий.
    Таким образом, расхождения между приватизацией и разгосударствлением сводятся к тому, что первая отображает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая есть понятием, которое охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создания условий Для Функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.
    Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и др.
    После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизированного предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества т.д.
    Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период.
    Процесс денационализации означает возвращение собственности прежним собственникам. Понятно, что в Украине такая форма разгосударствления через объективные и субъективные обстоятельства не может широко применяться.
    Важно понять, что приватизация не означает полного ухода государства от экономики и от ответственности за ту или другую социальную сферу и общее благосостояние граждан. Приватизация просто признает, что на первый план выходят качество и стоимость товаров и услуг, а не тот, кто их делает. В каждом частном случае государство по желанию может использовать свою власть, но обязательно нести ответственность по обеспечению производства тех или других товаров, предоставление тех или других услуг и гарантировать, чтобы их уровень отвечал необходимым стандартам. Тем не менее, государству нет необходимости делать товары или предоставлять услуги, если это желают и могут лучшее сделать частные предприниматели. В большинстве случаев частный сектор, который действует в условиях конкуренции, способен предоставить товары и услуги высокого качества, причем по более низким ценам.
    Основными целями и задачами приватизации является: развитие конкуренции и повышение эффективности государственного сектора; ускорение экономического роста с дальнейшим привлечением негосударственных инвестиций; устранение государственной монополии; создание полноценного рынка капитала, ценных бумаг; деление ответственности за внешний долг между правительством и большим бизнесом; уменьшение роли политической мотивации в принятии экономических решений; привлечение частного капитала в традиционно государственные области – – образование, культуру, здравоохранение, инфраструктуру; послабление влияния профсоюзов.
    Для Украины в особенности важными есть еще и такие цели и задачи:
    * формирование прослойки частных собственников-предпринимателей;
    *привлечение иностранных инвестиций;
    * содействие демонополизации экономики;
    * создание конкурентной среды;
    * повышение эффективности деятельности предприятий;
    *социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации
    В соответствии с действующим законодательством Украины приватизация государственной собственности осуществляется на основе таких принципов:
    -законность;
    -приоритет прав трудового коллектива предприятия, которое приватизируется;
    -обеспечение социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации;
    -приоритетное предоставление прав собственности гражданам Украины;
    -бесплатная передача части государственного имущества каждому гражданину Украины;
    -приватизация государственного имущества на платной основе с применением приватизационных бумаг;
    -соблюдение антимонопольного законодательства;
    -полное, своевременное и достоверное информирование граждан о всех действиях относительно приватизации.
    Мировая практика свидетельствует, что приватизацию можно осуществлять тремя основными путями. Первый — это процесс отказа от владения, на основе чего государственная собственность или права государства на управление предприятием передаются или продаются частным собственникам. Новыми собственниками могут быть: частные лица или фирмы, акционеры, работники приватизируемого предприятия, комбинация всех этих вариантов.
    Способов передачи государственной собственности в частные руки может быть несколько. Основными среди них есть:
    – открытая продажа (тендер) объектов приватизации на аукционе, конкурсе;
    – продажа части акций с целью обеспечения конкуренции покупателей;
    – выкуп объектов приватизации обществами покупателей, созданными работниками этих объектов;
    – выкуп государственного имущества, сданного в аренду. Государственное имущество можно приобрести за счет собственных и привлеченных средств покупателей, а также приватизационных бумаг особого вида — государственных ценных бумаг, которые предоставляют право на бесплатное получение в процессе приватизации части государственного имущества предприятий, государственного жилого и земельного фондов.
    Второй метод приватизации государственных предприятий — это метод контрактов. Он предусматривает, что правительство укладывает контракт с частной фирмой, соответственно которому последняя берет на себя обязательства по снабжению товарами или оказанию услуг, или осуществлению того ли иного вида деятельности, которые входят в круг государственных хозяйственных функций. Метод контрактов в определенных случаях имеет преимущества перед продажей государственной собственности. Например, сбор мусора, очищение сточных вод и т.д. Правительство, подписывая контракт, сохраняет за собой права контроля и ответственность перед гражданами за эффективность работы соответствующих структур. Преимущество метода контрактов состоит в том, что в сферу государственных услуг он вносит элемент конкуренции, которая, в свою очередь, приводит к снижению себестоимости и повышение качества слуг, поскольку предприниматель, рассчитывая на прибыль, будет стараться получить правительственный контракт, а потом привлечь и удержать потребителя.
    Третий метод приватизации – это система так называемых ваучеров (документов, которые удостоверяют выдачу кредита). По этой систем государство дает отдельным гражданам возможность повысить их покупательную способность. Как правило, это делается в форме сертификатов, за которые у государства или частных предпринимателей можно приобрести четко оговоренные права или имущество. Хотя ваучеры распространены лишь в нескольких промышленно развитых странах, они являются наилучшим средством обеспечения доступа к собственности на средства производства широкого круга прослоек населения.
    В Украине существует определенное разнообразие выкупа государственных предприятий трудовыми коллективами. Все их можно поделить на четырех основные группы. Первая — полный выкуп предприятия. Вторая – дробление предприятий и организаций и совершение многочисленных выкупов. Третья – выкуп вспомогательных производственных подразделов больших предприятий. К четвертой группе можно отнести выкуп предприятий, которые принадлежат местным органам власти.

    Важным элементом процесса приватизации становится преобразование государственных предприятий в акционерные компании. Наибольшей популярностью пользуются программы развития акционерной собственности членов трудовых коллективов. Вот почему необходимо выучить тот опыт, который есть в национальных программах участия нанимаемого персонала в собственности предприятий развитых стран мира. Внедрение этих программ разрешает достичь баланса между тремя ключевыми проблемами, которые вызовут в обществе наибольшее беспокойство в период приватизации, — социальной справедливостью с экономической эффективностью и поступлением средств в государственный бюджет.
    Таким образом, разгосударствление и приватизация государственного имущества — сложные и неоднозначные процессы, которые требуют детальной организационно-экономической подготовки нового уровня общей и экономической культуры, не допускают поспешности. В условиях переходной экономики, когда существует возможность социально-политической дестабилизации общества и все более четко проявляется должностная безнаказанность, необходима особенно четкая правовая процедура приватизации. Успех последней возможен лишь при активной поддержке большинства населения, когда каждому гражданину гарантируется его частица в общенародной собственности, и он станет полноправным субъектом этого процесса.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЛЯ БОЛЕЕ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
    1. Богиня Д., Волынский Г. Приватизация: цели, направления, проблемы.// Экономика Украины. – 1995. – №3.
    2. Гальчинский А. Историзм отношений собственности: методологический аспект анализа.// Экономика Украины. – 1993. – №9.
    3. Задорожний Г.В. Собственность и экономическая власть. – Х..: Основа, 1996.
    4. Зеленкин С.В., Ткаченко В.Н. Реформирование отношений собственности и налоговая система.//Государственный информационный бюллетень в приватизации. – 1998. – №5.
    5. Канов О. Государственная властність в экономической системе общества и некоторые теретичні аспекты.//Экономика Украины. – 1996. – №2.
    6. Канов О. Функции государственной властності: мексиканская модель.// Экономика Украины. – 1999. – №2.
    7. Онищенко О. и др. Проблемы реформирования отношений властності и организационных структур господорювання на селе.// Экономика Украины. – 1998. – №9.
    8. Рыбалкин В., Маличева Л. Акционерная собственность – основа социального рыночного хозяйства.// Экономика Украины. – 1998. – №2.
    9. Ледомская С., Ларцев В. Итоги сертификатной приватизации в Украине (1995-2000г.).// Экономика украины.- 2001. – №5. – С.14-22.
    10. Перевалов Ю., Басаргин В. Формирование структуры собственности на приватизированных предприятиях.// Вопросы экономики. – 2000. – №5. – С.75-91.
    11. Радыгин А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе (некоторые новые тенденции)// Вопросы экономики.-2001.- №5. – С.26-46.
    12. Стврк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточно-европейского капитализма.// Вопросы экономики. – Г., 1996. – №6.
    1. Дайте определения собственности как экономической категории.
    2. Назовите типы собственности, которые Вы знаете.
    3. Что есть формой реалізаії собственности.
    4. Назовите критерии отнесения отношений собственности к производственным отношениям.
    5. Что составляет экономическое содержание собственности.
    6. Как должно происходить становление разнообразных форм собственности за переходной экономики.
    7. Как влияет НТП на развитие форм собственности.
    8. Чем обусловлен существования государственной собственности в рыночной экономике.
    9. На чем базируется трансформация собственности в постсоциалистических странах.
    10. Дайте определения разгосударствления.Чем отличается роздержавленя и приватизация.

  7. Dadi Ответить

    Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.
    Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д.
    После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.
    Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона. В законе о приватизации продажа имущества с незначительными оговорками (льготная продажа части акций членам трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым коллективам безвозмездно) признается абсолютно преобладающей.
    Разгосударствление и приватизация могут быть осуществлены по-разному: с учетом национальных, экономических, исторических условий. Провозглашение государственной независимости Республики Узбекистан создало правовую базу для проведения в стране экономических реформ самостоятельно, на основе модели, предложенной Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым. Появилась возможность реализовать подлинно национальную, соответствующую местной специфике модель приватизации. Она уже оправдана практикой и ее смело можно назвать “узбекской моделью”.
    Многие страны, осуществляющие процессы приватизации, накопили свой опыт, выработали свои подходы в преобразовании форм собственности. Принципиально они отличаются между собой целями приватизации, динамикой и механизмом осуществления этого процесса, широтой охвата населения приватизационными процессами.
    С учетом особенностей собственной модели перехода к рыночным отношениям в Узбекистане наработаны и получили практическое подтверждение принципиальные подходы к осуществлению приватизации и формированию многоукладной экономики. В чем они состоят? Прежде всего, изначально в Узбекистане отказались от идеи чековой приватизации. При чековой приватизации объективно нельзя определить реальный вклад каждого жителя Республики в созданный производственный потенциал, который формировался трудом не одного поколения. Во первых, безвозмездное распределение чеков с последующим приобретением на них акций предприятий не создает армию собственников, а напротив, обесценивает наше богатство. Фактически бесплатно доставшееся имущество или часть его не будет по настоящему беречься, не будет реальной заинтересованности в его эффективном использовании. Во вторых, для того, чтобы эффективно функционировал чековый рынок, необходимо обладать культурой обращения с ценными бумагами. Отсутствие у большей части населения навыков обращения с ценными бумагами, четкого представления, в какие сферы, предприятия их выгодно вкладывать, а также тот факт, что значительная часть населения связана с сельским хозяйством, с введением чековой приватизации неминуемо привели бы к обострению социальной ситуации.
    Другая отличительная особенность приватизации в Узбекистане – это обеспечение программного подхода и поэтапного осуществления. В законе о разгосударствлении и приватизации однозначно определено, что вся работа по преобразованию форм собственности строится поэтапно и что государственное имущество может быть преобразовано в другую форму собственности только путем продажи новому собственнику.
    Всей этой работе придан последовательный, системный характер. Приняты и реализуются государственные программы приватизации.
    Социальная защита населения обеспечивается предоставлением каждому гражданину системы льгот с четкой адресной ориентацией. С учетом реальных обстоятельств решение проблемы приватизации сочетается с демонополизацией крупных производственных и управленческих структур.
    Для нормативно-правового обеспечения приватизации был разработан пакет законов и документов, определяющих формы собственности, порядок разгосударствления и приватизации, их основные принципы, объекты, формы, условия и методы осуществления, порядок выкупа и т.д. По принципу “от простого к сложному” правительством Республики Узбекистан были определены этапы приватизации в республике.
    Первый (1992-1993 гг.) – малая приватизация, в орбиту которой вошли торговля, сфера бытового обслуживания и мелкая, местная промышленность.
    Второй (1994-1995 гг.) – массовая приватизация, охватившая предприятия легкой, пищевой, фармацевтической промышленности, заготовительной сети, строительства, транспорта, связи, а также объекты базовых отраслей индустрии. Таким образом, в республике динамично происходит расширение влияния негосударственного сектора экономики. По итогам 1995 г. на его долю приходилось 67% национального дохода. Негосударственный сектор экономики в ряде отраслей доминирует: так, в сельском хозяйстве его доля составляет 97%, в товарообороте – 91%, в проведении подрядных работ – 62%. Быстрыми темпами растет число частных фирм.
    С 1996 начался третий этап приватизации, который является завершающим. Олий Мажлисом и Кабинетом Министров Республики Узбекистан определен поименный перечень объектов, не подлежащих приватизации. Все остальные предприятия и объекты, не вошедшие в этот перечень, подлежат приватизации.
    Приватизация как политико-экономический вопрос рассматривается с точки зрения трех аспектов: эффективность, распределение и стабильность.
    Эффективность. Как должно осуществляться право собственности, чтобы наиболее эффективно использовалось уже имеющееся движимое и недвижимое имущество в течение короткого срока (часто называется “статическая” эффективность)? Аналогичный вопрос касается эффективности инвестиций в новые производственные мощности и недвижимость, т.е. долгосрочной эффективности (часто называется “динамической” эффективностью).
    Распределение. Как альтернативные методы приватизации влияют на распределение доходов и богатства? Здесь также существует более короткая (распределение дохода) и более длительная перспектива (распределение аккумулированного дохода, т.е. богатства).
    Стабильность. Как альтернативные средства приватизации влияют в краткосрочном плане на такие макроэкономические переменные величины, как инфляция и безработица? И как процесс приватизации будет со временем влиять на структурную перестройку?
    Лидер приватизации – Великобритания предложила следующие ее способы: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и ее функций частному сектору.
    Н.Ридли – главный архитектор и проводник Британской программы приватизации – доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности потому, что госпредприятие работает на себя, а не на потребителя. Его финансирует не потребитель, а государство, что способствует появлению иждивенчества. Частный сектор ведет дело эффективнее, так как непризнание его деятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Н.Ридли рекомендует списать долг и заинтересовать собственников, чтобы сделать предприятие рентабельным. Нельзя считать, по его мнению, что приватизация может привести к тому, что собственность госсектора сосредоточится в руках только богачей, ибо существуют и бесплатные, и на льготных условиях формы приватизации.
    Приватизация – длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе – 10-15 лет. Правительство России волевым способом наметило приватизировать только в 1992 г. 50-60% государственных предприятии. По данным Госкомимущества Российской Федерации в январе 1992 г. было подано 1430 заявок на приватизацию, а в марте уже 11 тыс.
    При проведении приватизации нужна очень большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Начинать приватизацию целесообразно с продовольственных структур, торговли и сферы услуг. Чтобы собственность не досталась мафии, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.
    Схема 9.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *