Развитие мозга как читать быстрее запоминать лучше и добиваться больших целей р сайп?

11 ответов на вопрос “Развитие мозга как читать быстрее запоминать лучше и добиваться больших целей р сайп?”

  1. Я не бабник просто романтик! Ответить

    Роджер Сайп
    Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей
    Roger Seip
    Train Your Brain for Success
    Read Smarter, Remember More, and Break Your Own Records
    Издано с разрешения John Wiley & Sons International Rights Inc. и Alexander Korzhenevski Agency
    © Freedom Personal Development, 2012 All rights reserved. This translation published under license with the original publisher John Wiley & Sons, Inc.
    © Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014
    Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
    Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»
    © Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)
    * * *
    Эту книгу хорошо дополняют:
    Помнить все
    Артур Думчев
    Правила мозга
    Джон Медина
    Жизнь на полной мощности!
    Джим Лоэр и Тони Шварц
    Цельная жизнь
    Лес Хьюитт, Джек Кэнфилд и Марк Виктор Хансен
    Предисловие
    Люди не реализуют свой потенциал полностью.
    Почти все (и уж точно те, кого заинтересовала эта книга) хотят значительно улучшить свои результаты: расти, преуспевать и влиять на мир. Но большая часть данного им Богом потенциала остается незадействованной.
    Стремясь расти и развиваться как личность, большинство делают две прискорбные ошибки. Во-первых, они ищут ответы не в себе, а вовне. Они уверены, что кто-то уже создал чудо-средство, нужно только его разыскать – и все в их жизни изменится.
    Конечно, никто не признается, что ищет волшебное средство. Но в глубине души большинство и в самом деле надеются, что в один прекрасный день оно появится.
    Смирившись наконец с тем, что такого средства нет, люди совершают вторую ошибку: чрезмерно усложняют процесс роста. Рьяно взявшись за дело и пытаясь взвалить на себя личную ответственность, все, кроме немногих мудрецов, чересчур усложняют те простые шаги, благодаря которым достигается огромный личностный рост.
    В этой великолепной книге нет чудодейственных средств. Она проста без чрезмерных упрощений. Вы найдете в ней основные навыки и непреложные истины, существующие уже тысячи лет, но все равно отсутствующие в жизни большинства людей. Они увлекательны в освоении, интересны для изучения и поразительно легки в применении.
    Я более двадцати лет знаю Роджера Сайпа, работаю и путешествую с ним. Я вижу, как он сам делает то, чему учит в этой книге. Самой своей жизнью Роджер доказывает: понимая и применяя изложенные здесь основные принципы, вы побеждаете.
    И хотя волшебных средств нет, результаты кажутся чудом. Запоминать информацию в три раза лучше! Читать в два, три или даже четыре раза быстрее! Формулировать цели так, чтобы облегчить путь к ним, и распоряжаться временем, чтобы его хватало на все действительно важное!
    Правда, со стороны кажется, будто это невозможно?
    Это впечатление обманчиво. Здесь даны только основы, которые освоит каждый, кто серьезно подойдет к изучению этой книги. И это только начало!
    Принципы и утверждения, изложенные здесь, действительно работают. Они оказались эффективными для тысяч людей – таких же, как вы. Нужно иметь смелость поверить, что вам тоже под силу создать нечто выдающееся, что у вас хватит способностей для усвоения этой гениально простой информации и ответственности для ее применения. Будьте свободными!
    Эрик Плантенберг,
    президент Freedom Personal Development,
    создатель Abundant Living Retreat[1]
    Введение
    Как бить рекорды
    Первое в своей взрослой жизни выступление мотивационного оратора я услышал в возрасте 19 лет – в мае 1989 года в Нэшвилле, в конце тренинга для продавцов, который проводила Southwestern Company[2]. Оратора звали Морт Атли, и он сделал одно из самых расхолаживающих заявлений на моей памяти.
    «Большинство людей не получают от жизни того, чего хотят».
    «Ну и тоска», – подумал я. Морту платят кучу денег за то, чтобы он мотивировал людей, а он выходит на сцену и заявляет, что большинство не получают от жизни желаемого. В моем 19-летнем мозгу пронеслось: «Спасибо за совет, Морт. А сейчас ты, наверное, заявишь, что во Франции говорят по-французски. Большинство не получают от жизни того, чего хотят, – да ну? А зачем я, по-твоему, вообще тебя слушаю?»
    Я не хотел быть в таком большинстве, и вы наверняка тоже. Если бы вы желали быть середнячком – с финансовыми проблемами, недомоганиями и нехваткой времени, мешающими получать удовольствие от жизни, – то не читали бы эту книгу. Однако нужно понимать, что в вашем мозге есть много неосознанных схем мышления и поведения, которые вам мешают. Вот одна из них.
    У вас есть сильное стремление быть посредственным.
    Начиная с младших классов, из-за системы обучения и присущего нашему мозгу стремления к безопасности у нас появляется сильное неосознанное желание быть как все. Мы хотим слиться с толпой, стать посредственными.
    Почему я начинаю с этого? В основном потому, что, если вы серьезно настроены жить так, как действительно хотите, для начала нужно понять: даже в самом процветающем и продвинутом с точки зрения технологий обществе в истории человечества быть посредственностью паршиво!
    Но, как я уже говорил, вы же не хотите быть середнячком. Поздравляю! Читая эту книгу, вы уже показываете, что посредственность не для вас. Вы хотите бить рекорды! Из моей книги вы узнаете основные принципы, которые за много веков доказали свою эффективность, помогая людям и компаниям достигать постоянного роста во всех областях: профессиональной, финансовой, физической, эмоциональной, духовной, – а также во всех видах отношений. У успеха есть прекрасная особенность: его просто достичь. Не легко, но просто. Усвойте основы, старательно применяйте их, и вы точно добьетесь желаемого.
    Итак, прежде чем мы пойдем дальше, выполните небольшое упражнение. Подумайте, что сейчас вы считаете своей важнейшей целью, и запишите ее.
    Я серьезно: не читайте дальше, пока не выполните это упражнение. Запишите цель, которая для вас важнее всего.
    А теперь перечитайте ее и представьте, что желаемое уже сбылось. Вообразите, будто заработали нужную сумму, получили повышение по службе, избавились от лишних 9 кг или встретили свой идеал.
    Как вы себя чувствуете? Здорово, правда? Полагаю, это неплохой старт. Книга объяснит вам, как взять зернышко идеи и прорастить его так, чтобы оно принесло не просто мимолетное ощущение радости, а плоды в виде реального результата, причем эффективно, радостно и увлеченно.
    Начнем с трех особенностей мышления, влияющих на успех. Понимая эти идеи и применяя их, вы автоматически начнете движение к своим целям. Чем лучше вы их понимаете, тем быстрее и легче достигнете своих целей.
    вернуться
    1
    Подразделение Freedom Personal Development, занимающееся вопросами реализации человеческого потенциала в разных областях жизни. Прим. ред.
    вернуться
    2
    Southwestern Company (сейчас Southwestern Advantage) – американская частная компания, занимающаяся обучением студентов методам прямых продаж (учебная литература, программное обеспечение, подписки на интернет-рассылки). Основана в 1855 году. Прим. ред.

  2. Malolace Ответить

    Мы могли бы продолжать в том же духе весь день, правда? Заметьте: когда вы дали названия своим спискам, ваш мозг сохранил их отдельно друг от друга. Мы уже дважды использовали телесные папки; вы можете делать это десятки раз одновременно, не боясь, что содержимое перемешается.
    Оптимальная забота о вашем мозгеОдна из причин именно такого содержания этих списков в том, что они подчеркивают решающий аспект тренировок вашего мозга: правильная забота об этом органе и его подпитка. Я много лет объясняю людям, что ум и мозг напоминают мышцу. Чем лучше ее упражнять и питать, тем сильнее она становится и тем дольше остается здоровой. Сейчас уже есть огромное количество исследований, результаты которых объясняют, как это происходит и почему. Здесь я изложу краткую версию – ведь не всем читателям важны подробные научные обоснования.
    (А если вам захочется их узнать, изучите материал по ссылке, приведенной в конце главы.)
    Рассмотрите пункты списка покупок: у вас 13 продуктов, которые известны своим положительным влиянием на здоровье мозга. Первые пять (два вида масла, авокадо, грецкие орехи и семга) содержат много жирных кислот омега-3, которые, по сути, выполняют функцию изоляции «электрических цепей» в вашем мозге. Остальные же: шпинат, черника, бобовые всех видов, брокколи, «суперфрукты», зеленый чай, йогурт и витамины – содержат много различных антиоксидантов, которые влияют не только на мозг, но и на сердечно-сосудистую систему. Мозг использует примерно в 10 раз больше кислорода, чем любая другая часть тела, а все, что полезно для сердца, полезно и для него. Йогурт – один из лучших источников благотворных для пищеварительной системы бактерий. Доктор Марк Хайман[8] одним из первых выявил важнейшую связь между здоровьем пищеварительной системы и здоровьем мозга; сейчас ее исследуют и постоянно обнаруживают что-то новое.
    Это понятие применимо и к нашему списку дел. В нем есть образы действий, которые улучшают интеллектуальные возможности мозга:
    • Кислородная маска – для правильного дыхания. Мы уже говорили, что один-два глубоких вдоха-выдоха смягчают реакцию «бей или беги», которая препятствует обучению. Регулярное глубокое дыхание насыщает кровь кислородом и повышает общую работоспособность мозга.
    • Кроссовки символизируют аэробные упражнения. Что хорошо для сердца, хорошо и для мозга.
    • Гимнастическое бревно и йог на нем. Теперь мы знаем, что физические упражнения любого вида с поддержанием равновесия (самая популярная форма – йога, есть и многие другие) помогают укрепить проводящие пути нервной системы.
    • Мозг, занимающийся тренировкой, символизирует упражнения для ума. Действия, которые заставляют его трудиться (например, кроссворды, судоку, словесные игры и т. д.), для него все равно что силовая тренировка для мышц.
    • Классная доска символизирует обучение в целом. Исследования здоровых людей в возрасте старше 80 лет показывают, что у них есть два общих качества: они ощущают сильную общность с другими и до сих пор учатся новому. Стремление к личностному развитию всю жизнь – чтение, прослушивание образовательных программ, обмен идеями с успешными людьми и т. д. – действительно улучшает здоровье вашего мозга.
    • Подушка символизирует сон. Сейчас мы знаем, что плохой отдых и недосыпание влияют на умственную деятельность во многом так же, как избыток алкоголя. Хорошо выспаться ночью – один из лучших способов укрепить здоровье мозга.
    Каждому из этих пунктов посвящены целые тома. Если же научные тонкости вас не интересует и вам просто хочется укрепить свой мозг, начните есть больше этих продуктов и выполнять больше этих действий. Ваш мозг отблагодарит вас.
    Следующая система хранения информацииВыше я пообещал, что по прочтении этой книги у вас будет две системы хранения. Мы поработали с телесными папками, и у вас, может быть, возник вопрос: «А какой будет вторая система?» Вы ее уже усвоили. Помните определение потенциальной системы хранения? Это все, что вы можете увидеть глазами или в воображении.
    Вернитесь к «списку единорога», который мы составили в предыдущей главе. Вы представляете его себе? Что шло под № 1? А № 6? № 18? Под каким номером была свеча? А паук? Внедорожник? Вы четко видите это, правда? «Список единорога» сам по себе – прекрасная система хранения, к тому же с числами.
    Выполним интересное упражнение с этой системой. Теперь, когда образы из «списка единорога» загружены в ваш мозг, представьте описанные ниже ситуации как можно ярче. Пусть они будут слегка безумными, все равно никто не узнает об этом! Разыграйте сценарии в уме, может быть, даже в виде мультфильмов. Потратьте на создание образов столько времени, сколько нужно, а потом пройдите краткий тест.
    1. Единорог раскрыл глаза и увидел, что на нем ярко-красными печатными буквами аэрозольной краской написана фраза возможности памяти.
    2. Электророзетка говорит на иностранном языке по памяти.
    3. Вы въезжаете на трехколесном велосипеде в огромный шкаф с папками, которые валятся во все стороны.
    4. Шестиклассники читают во внедорожнике.
    5. Ваша рука держит несколько рабочих инструментов.
    6. Вы читаете этикетку на банке пива, пьете пиво и сохраняете все это навсегда.
    7. Хоккейная клюшка прицеливается и загоняет пять шайб в ворота с характерным звуком трения по льду.
    8. Паук держит лупу и сосредоточенно смотрит через нее на ключ.
    9. Огромный воздушный шар (метров тридцать в диаметре) прыгает по полосе препятствий.
    10. Червонец изучает греческую мифологию, а потом раздумывает, в какое время придет его управленец.
    11. Вы два часа пользуетесь палочками для еды, чтобы бить рекорды поедания суши.
    12. Супермен заталкивает в пушку дюжину тарелок.
    13. Черная кошка обгрызает основание пирамиды.
    14. Тяжелая золотая монета едет на дельфине. У дельфина есть видение своего будущего и предназначения.
    15. Огромная статуя в виде знака доллара, светящаяся от переизбытка энергии.
    16. Громадная красно-бело-синяя свеча, из которой вы вынимаете пять отдельных рабочих инструментов.
    17. Волшебник держит песочные часы, на которых неоново-розовыми буквами несколько раз написано слово сила.
    Тест1. Что увидел единорог, раскрыв глаза?
    2. Как говорила электророзетка?
    3. Во что вы въехали на трехколесном велосипеде?
    4. Что шестиклассники делали во внедорожнике?
    5. Что вы держали в руке?
    6. Какие три действия вы проделали с банкой пива?
    7. Что и как делала хоккейная клюшка с шайбами? Сколько их было?
    8. Что держал паук? И на чем был сосредоточен его взгляд?
    9. По чему прыгал огромный воздушный шар?
    10. Что изучал червонец? Над чем он потом раздумывал?
    11. Как долго вы пользуетесь палочками для еды? И для чего?
    12. Какой герой заталкивал в пушку тарелки?
    13. Какую часть какого строения обгрызала черная кошка?
    14. На ком ехала тяжелая золотая монета? Что было у этого существа?
    15. Почему светился знак доллара?
    16. Сколько инструментов использовала свеча?
    17. Что держал волшебник? Какое слово было написано на этом предмете?
    Вы поняли, что помогло вам запомнить всего за несколько минут этот безумный текст? Загляните в оглавление, посмотрите на номера глав и ключевые слова в названии каждой из них. Да, вы только что заучили названия всех 17 глав этой книги в их точной последовательности. Ваша память оптимизировала эту книгу – поздравляю!
    Ключ к воспроизведению через длительный срок: интервальное повторениеЧасто вы узнаете информацию, которую важно запомнить на длительный срок – недели, месяцы или даже годы. В связи с этим у меня для вас опять есть три новости: плохая, хорошая и отличная.
    Плохая новость: необходимо повторение. Да, придется приложить усилия. Ведь это умение, а не фокус. И вам придется сосредоточиться и повторять информацию, чтобы она сохранилась надолго.
    Хорошая новость: вам не нужно заниматься повторением без конца. В процессе обучения и дети, и взрослые обычно испытывают стресс и тратят много лишнего времени. Чтобы сохранить информацию на длительный срок, следуйте схеме интервального повторения: через час, через день, через неделю. Когда вы находите информацию, которую ваш мозг должен удержать дольше суток, просто повторяйте ее в уме приблизительно с такими интервалами:
    • Через час, пока эта информация еще свежа в вашем уме.
    • Через день, после того как вы поспали и долго занимались чем-то другим.
    • Через неделю: если вы вернетесь к этой информации через 5–7 дней, нейронный путь для долгосрочного воспроизведения начинает укрепляться.
    Чтобы гарантировать сохранение информации, вы можете повторять ее и позже, лучше незадолго до ее использования. Например, быстро проговорите в уме имена людей, с которыми вам сейчас предстоит встреча; презентацию, которую сейчас будете проводить; если вы студент – то материал перед экзаменом. Главное – вам не нужно постоянно повторять информацию, чтобы удержать ее на длительный срок. Ключ – интервальное повторение.
    А вот и отличная новость: вы можете эффективно повторить что угодно за очень короткое время. В этих главах о тренировке памяти я несколько раз проверял вас с помощью выборочного метода. Повторяя пункты в случайном порядке, а не подряд, ваш мозг проделывает много эффективной работы за очень короткое время. Давайте сделаем это еще раз.
    Промежуточный тест (пройдите его в уме, ответы не нужно записывать)

  3. MrYouTube Ответить

    Первое в своей взрослой жизни выступление мотивационного оратора я услышал в возрасте 19 лет – в мае 1989 года в Нэшвилле, в конце тренинга для продавцов, который проводила Southwestern Company[2]. Оратора звали Морт Атли, и он сделал одно из самых расхолаживающих заявлений на моей памяти.
    «Большинство людей не получают от жизни того, чего хотят».
    «Ну и тоска», – подумал я. Морту платят кучу денег за то, чтобы он мотивировал людей, а он выходит на сцену и заявляет, что большинство не получают от жизни желаемого. В моем 19-летнем мозгу пронеслось: «Спасибо за совет, Морт. А сейчас ты, наверное, заявишь, что во Франции говорят по-французски. Большинство не получают от жизни того, чего хотят, – да ну? А зачем я, по-твоему, вообще тебя слушаю?»
    Я не хотел быть в таком большинстве, и вы наверняка тоже. Если бы вы желали быть середнячком – с финансовыми проблемами, недомоганиями и нехваткой времени, мешающими получать удовольствие от жизни, – то не читали бы эту книгу. Однако нужно понимать, что в вашем мозге есть много неосознанных схем мышления и поведения, которые вам мешают. Вот одна из них.
    У вас есть сильное стремление быть посредственным.
    Начиная с младших классов, из-за системы обучения и присущего нашему мозгу стремления к безопасности у нас появляется сильное неосознанное желание быть как все. Мы хотим слиться с толпой, стать посредственными.
    Почему я начинаю с этого? В основном потому, что, если вы серьезно настроены жить так, как действительно хотите, для начала нужно понять: даже в самом процветающем и продвинутом с точки зрения технологий обществе в истории человечества быть посредственностью паршиво!
    Но, как я уже говорил, вы же не хотите быть середнячком. Поздравляю! Читая эту книгу, вы уже показываете, что посредственность не для вас. Вы хотите бить рекорды! Из моей книги вы узнаете основные принципы, которые за много веков доказали свою эффективность, помогая людям и компаниям достигать постоянного роста во всех областях: профессиональной, финансовой, физической, эмоциональной, духовной, – а также во всех видах отношений. У успеха есть прекрасная особенность: его просто достичь. Не легко, но просто. Усвойте основы, старательно применяйте их, и вы точно добьетесь желаемого.
    Итак, прежде чем мы пойдем дальше, выполните небольшое упражнение. Подумайте, что сейчас вы считаете своей важнейшей целью, и запишите ее.
    Я серьезно: не читайте дальше, пока не выполните это упражнение. Запишите цель, которая для вас важнее всего.
    А теперь перечитайте ее и представьте, что желаемое уже сбылось. Вообразите, будто заработали нужную сумму, получили повышение по службе, избавились от лишних 9 кг или встретили свой идеал.
    Как вы себя чувствуете? Здорово, правда? Полагаю, это неплохой старт. Книга объяснит вам, как взять зернышко идеи и прорастить его так, чтобы оно принесло не просто мимолетное ощущение радости, а плоды в виде реального результата, причем эффективно, радостно и увлеченно.
    Начнем с трех особенностей мышления, влияющих на успех. Понимая эти идеи и применяя их, вы автоматически начнете движение к своим целям. Чем лучше вы их понимаете, тем быстрее и легче достигнете своих целей.

  4. Kelehelm Ответить

    Люди не реализуют свой потенциал полностью.
    Почти все (и уж точно те, кого заинтересовала эта книга) хотят значительно улучшить свои результаты: расти, преуспевать и влиять на мир. Но б ольшая часть данного им Богом потенциала остается незадействованной.
    Стремясь расти и развиваться как личность, большинство делают две прискорбные ошибки. Во-первых, они ищут ответы не в себе, а вовне. Они уверены, что кто-то уже создал чудо-средство, нужно только его разыскать — и все в их жизни изменится.
    Конечно, никто не признается, что ищет волшебное средство. Но в глубине души большинство и в самом деле надеются, что в один прекрасный день оно появится.
    Смирившись наконец с тем, что такого средства нет, люди совершают вторую ошибку: чрезмерно усложняют процесс роста. Рьяно взявшись за дело и пытаясь взвалить на себя личную ответственность, все, кроме немногих мудрецов, чересчур усложняют те простые шаги, благодаря которым достигается огромный личностный рост.
    В этой великолепной книге нет чудодейственных средств. Она проста без чрезмерных упрощений. Вы найдете в ней основные навыки и непреложные истины, существующие уже тысячи лет, но все равно отсутствующие в жизни большинства людей. Они увлекательны в освоении, интересны для изучения и поразительно легки в применении.
    Я более двадцати лет знаю Роджера Сайпа, работаю и путешествую с ним. Я вижу, как он сам делает то, чему учит в этой книге. Самой своей жизнью Роджер доказывает: понимая и применяя изложенные здесь основные принципы, вы побеждаете.
    И хотя волшебных средств нет, результаты кажутся чудом. Запоминать информацию в три раза лучше! Читать в два, три или даже четыре раза быстрее! Формулировать цели так, чтобы облегчить путь к ним, и распоряжаться временем, чтобы его хватало на все действительно важное!
    Правда, со стороны кажется, будто это невозможно?
    Это впечатление обманчиво. Здесь даны только основы, которые освоит каждый, кто серьезно подойдет к изучению этой книги. И это только начало!
    Принципы и утверждения, изложенные здесь, действительно работают. Они оказались эффективными для тысяч людей — таких же, как вы. Нужно иметь смелость поверить, что вам тоже под силу создать нечто выдающееся, что у вас хватит способностей для усвоения этой гениально простой информации и ответственности для ее применения. Будьте свободными!

  5. RYXUSIS Ответить

    Как вы когда-то научились учиться
    Скорее всего, вы входите в те 99 % людей, которые в школе научились учиться с помощью процесса механического запоминания. Это обучение с помощью простого повторения. Вы получали информацию (от учителя или из книги) и затем повторяли ее снова, снова и снова, пока она не запечатлевалась в вашем мозгу (как вы надеялись). Знакомый процесс?
    Как он служит вам сейчас? Полагаю, не очень хорошо. Чтобы это доказать, я предлагаю простой тест из двух вопросов.
    Вопрос 1. Вы когда-нибудь изучали биологию?
    Вопрос 2. Никуда не подглядывая, назовите все типы царства животных.
    На наших семинарах все участники отвечают на первый вопрос «Конечно», а второй загоняет их в тупик. И это нормально: не обязательно знать типы животного царства. Но, изучая биологию, вы точно проходили это. И если спросить: «Вы ее действительно выучили?» – ответ, скорее всего, будет отрицательным. Вы не выучили эту информацию, а вызубрили. На контрольной изрыгнули ее на бумагу, и на этом все закончилось. В школе этот метод вам помогал, но теперь вы понимаете, в чем проблема?
    Во время обучения в школе и вузе вы постоянно прибегали к этому приему, и у вас выработалась привычка учить так все. Наверняка теперь она оказывает вам плохую услугу. Да, механическое запоминание может обеспечить приличную оценку за контрольную, но жизнь не состоит из контрольных, о которых вы узнаете заранее. Поэтому нужен метод обучения, который принесет вам немного больше пользы. Именно о нем вы узнаете из первых шести глав этой книги, если будете готовы осваивать нечто новое и необычное…
    Индекс обучаемости
    Для получения любого результата существует конкретный образ мышления и действий. Наша обязанность – быть восприимчивыми и гибкими, чтобы перенимать эти способы мышления и действия.
    Билл Харрис, основатель компании Centerpointe Research Institute
    Польза, которую вы извлечете из этой книги или любой обучающей ситуации, во многом зависит от ваших индивидуальных особенностей. Этот материал изменит вашу жизнь, но только при соблюдении обязательного условия: если вы усвоите материал и будете применять его. А для этого нужно знать свой индекс обучаемости. Это показатель вашей готовности к обучению. Осознаете вы это или нет, индекс обучаемости вступает в игру каждый раз, когда вы пытаетесь овладеть новым навыком или лучше что-то понять. В нем два компонента, и каждый из них легко оценить по шкале от 1 до 10 (10 – высший балл).
    Первый компонент – ваше желание учиться. Это логично: чтобы извлечь максимум пользы из обучающей ситуации, вы должны хотеть усвоить то, что вам предлагается. И следующая новость должна обрадовать вас как ученика: ваше желание учиться – на очень высоком уровне, 9–10 баллов по этой шкале. Поздравляю! Я могу уверенно заявлять об этом, даже не зная вас: мне точно известно, что вы уже потратили что-то на себя. Вероятно, вы отдали деньги за эту книгу (спасибо!) или как минимум уделили ей какое-то время, чтобы дойти до этого этапа. Вы не пошли бы на это, не имея сильного желания учиться. Итак, оцените свое нынешнее желание учиться по шкале от 1 до 10.
    Запишите свой ответ.
    Со вторым компонентом индекса обучаемости дело обстоит немного сложнее. Это ваша готовность изменяться, и ее ни в коем случае нельзя переоценивать. Любому, кто читает эту книгу, присуще сильное желание учиться. Но никому не свойственна большая готовность изменяться. Причина – зона комфорта, о которой говорилось во введении: в нас от природы заложено стремление сохранять существующее положение дел и продолжать делать одно и то же, даже если это не приносит желаемых результатов. Я не отрицаю, что у вас может быть высокий показатель готовности к изменениям. Но если вы хотите повысить ее, придется действовать сознательно и целенаправленно. Это не произойдет по счастливой случайности. Итак, как вы оцениваете свою нынешнюю готовность изменяться?
    Запишите свой ответ.
    А теперь, имея на руках цифры, вы можете измерить свой индекс обучаемости, перемножив эти два показателя. Самый высокий возможный балл – 100 (10 ? 10). Сделайте это сейчас и посмотрите, что получится.
    Оценка желания учиться ? оценка готовности изменяться = общий индекс обучаемости.
    Заметьте: даже если ваше желание учиться тянет на 10 баллов, но готовность изменяться нулевая, то общий индекс обучаемости тоже равен нулю. Чтобы вы действительно чему-то научились, высокими должны быть оба показателя. Недостаточно выражать желание учиться – нужно учиться на самом деле! Вы взяли эту книгу, потому что хотите улучшить свою жизнь, правда? Конечно, и если вы действительно хотите этого, то должны начать меняться. Как говорят китайцы, безумие – «делать одно и то же снова и снова, ожидая другого результата»[3].
    Многие говорят, что это полезное упражнение, когда стоит цель выучить нечто новое. Индекс обучаемости – не повод для осуждения или расстройства, а просто полезный ориентир. Если у кого-то он выше вашего, это не значит, что тот человек лучше вас; это значит, что он будет достигать успехов быстрее.
    И я дам вам советы, которые помогут извлечь максимальную пользу из этих глав о тренировке памяти.
    Первый совет: не оценивайте процесс; оценивайте результат.
    Метод, которому вы здесь научитесь, точно дает результаты, но отличается от привычного. Поэтому у вас, скорее всего, возникнет мысль: «Как-то это странно». Все, кто учится тренировать свою память, переживают минимум один период, когда им кажется, будто все это только набор странноватых приемов. Это не так. И когда вы это поймете, рекомендую вам посмотреть на свой индекс обучаемости, избавиться от негативных мыслей и двигаться дальше. Не тратьте зря время и силы, пытаясь провести критический разбор или анализ этого процесса, – у вас будет достаточно времени на это потом, если такое желание сохранится. Вы научитесь гораздо быстрее, если не будете оценивать процесс.
    Но при этом вы должны оценивать свои результаты. Ведь так вас оценивают на работе, правда? Делайте то же самое: используйте этот процесс, выполняйте мои указания и посмотрите, что у вас получится. Думаю, вы будете поражены, увидев, как быстро можете улучшать свои способности.
    Второй совет: получайте удовольствие от работы над мозгом!
    Одно мы знаем наверняка: обучение в идеале – увлекательный процесс. У него есть две особенности.
    Во-первых, вспомните об удовольствии, которое вы ощущаете, когда учитесь чему-то новому. Вы когда-нибудь катались на водных лыжах? Сноуборде? Играли в нарды? Учились продавать? Преодолевали страх? Вам было приятно, когда это начало получаться, правда? Вашему мозгу нравится учиться новому, даже если вы не любили школу!
    Во-вторых, нам точно известно, что реакция мозга на стресс – «бей или беги» – дает самое неблагоприятное состояние для того, чтобы учиться чему-то новому. Эта реакция очень эффективна, если вы уже чему-то научились и достигли уровня неосознанной компетентности. Но она же отключает вашу способность приобретать новые умения или усваивать новую информацию. Вы вспомнили имя того знакомого позже только потому, что после его ухода глубоко вздохнули и расслабились. Пока вы ломали голову, общаясь с ним, ваш мозг испытывал то же, что солдаты в бою! Конечно, в более мягкой форме (в продуктовом магазине обстановка не такая напряженная, как на поле боя), но по сути химические процессы и мозговые волны такие же.
    Стресс – главный убийца ваших умственных способностей. Так что снизьте градус напряжения. Если вы на чем-то забуксовали или зашли в тупик, просто глубоко вздохните, скажите себе: «Вспомню позже», – и идите дальше. Вернитесь к этой проблеме позже. Зачастую этого хватит, чтобы заставить нейроны взаимодействовать нужным образом и привести вас к желаемому результату.
    вернуться
    3
    Авторство этой фразы также приписывается Альберту Эйнштейну. Прим. ред.

  6. Sadar Ответить

    Первая особенность мышления: успех дает подсказки
    Это значит, что достижение целей зависит не от волшебства, удачи или обстоятельств, а от вашего образа мышления и действий. Перечитайте цель, которую записали. Кому-нибудь уже удавалось добиться результатов, которые вы хотите повторить или превзойти? Трудно найти человека, который ответит «нет». Чего бы вы ни хотели достичь, у кого-то это уже получалось, и для вас это прекрасная новость. Кто бы ни добился желаемого результата, можете быть уверены: он сделал это не потому, что в чем-то лучше или удачливее вас, а благодаря определенному образу мышления и неким действиям. Если вы разовьете такие же модели мышления и привычки, то вам практически гарантированы подобные результаты. Успех дает подсказки. Следовательно, какими бы ни были ваши стартовые позиции, вы способны прийти к финишу. При этом, чтобы быстрее всего добраться до финиша, лучше всего найти того, кто это сделал, и подражать его действиям.
    Отличный пример этой идеи я нашел в интервью с очень успешным профессиональным рыбаком, который специализировался на ловле окуня. Он не раз выигрывал турниры, каким бы плохим ни был клев: он всегда ловил рыбу, даже когда другие терпели неудачу. Репортер спросил его: «Как вам это удается? В чем секрет вашего успеха?» Ответ рыбака подтверждает, что успех дает подсказки.
    Рыбак:-«Большинство людей считают, будто в ловле окуня главное – удача. Мол, если оказаться в нужном месте в нужное время с правильной приманкой, то поймаешь рыбу, а если не повезет – уйдешь с пустыми руками. Но я узнал, что на самом деле клев окуня можно предсказать на научной основе. Если взять конкретный водоем, то по сезону и погоде можно примерно определить, где будет рыба. Тогда проще решить, какие способы подачи приманки сработают, и я нахожу рыбу и экспериментирую с блеснами и способами подачи, пока не найду эффективную. Это просто. Иногда легче, иногда труднее, но всегда лучше всего срабатывает систематический подход».
    Журналист:-«Звучит так легко, будто это каждому под силу».
    Рыбак:-«Да, наверное, так».
    Журналист:-«Почему же тогда не у всех такой регулярный улов, как у вас?»
    Рыбак:-«Вспомните, что я сказал в самом начале. Большинство считают, будто в ловле окуня главное – удача. Они просто не понимают, что могут так сильно влиять на результат, и поэтому никогда не пытаются найти эффективные схемы действий. Они просто не знают об этом».
    В жизни все так же. Да, есть обстоятельства, и зачастую непростые, которые нужно преодолевать. Но ваш успех – производное не от обстоятельств, а от вашего поведения. Да, к большинству людей не приходит успех; достаток, отношения, здоровье так и остаются для них мечтой. Они считают, что им просто не везет. А вы находите успешных людей – ставших тем, кем хотите быть вы, добившихся нужных результатов – и подражайте их действиям. Успех дает подсказки. Это то, что можно и нужно создавать по чужому образцу.
    Вторая особенность мышления: что видите, то и получаете
    Говоря «что видите, то и получаете», люди чаще всего имеют в виду отсутствие «подводных камней», возможность верить человеку на слово или принимать ситуацию такой, какой она кажется. Я же о другом: картины, которые вы рисуете в своем воображении, обычно воплощаются в жизни. Чем занимаются спортсмены высокого класса перед самым выступлением? Они представляют себе желаемый результат: как мяч влетает в ворота, как они идеально выполняют программу. Каким бы видом спорта они ни занимались, мысленно они видят образцовый результат.
    А поступают так спортсмены потому, что знают: это работает. Они понимают: чем яснее они представят желаемый результат, тем скорее выступят так, чтобы добиться его. И опять-таки, это верно и в обычной жизни: чем четче вы представите желаемые результаты, тем выше вероятность, что ваши действия приведут к ним.
    Третья особенность мышления: что ищете, то и видите
    Вероятно, чаще всего в вашем воображении будут возникать картины, к которым вы приучите свой мозг. Одна из его частей, очень важная, может работать на вас или против вас. Это активирующая ретикулярная система (АРС), выполняющая роль «фильтра». Она обращает ваше внимание на то, что вы научите ее замечать, и отсеивает почти все остальное. Вы уже знакомы с работой этой части мозга, если, например, выбирали новую машину. Как только вы останавливались на определенной марке, где вы начинали видеть именно такие автомобили? Правильно – везде! И не потому, что они вдруг стали кучковаться вокруг вас; просто вы наконец повернули переключатель, который позволил вам их замечать. И не видеть их вы уже не могли. А теперь хорошая новость: вы можете применять АРС, чтобы достигать своих целей гораздо быстрее и легче. Позже я еще не раз вернусь к АРС; эта система очень полезна, если применять ее с толком.
    Вот крайне важная идея: ваш мозг работает всегда. На вас или против вас, но постоянно. И необходимо понять: «по умолчанию» он работает так, что это не всегда помогает вам в достижении желаемых результатов. В его деятельности имеются естественные тенденции, и здесь для вас есть три новости: плохая, хорошая и прекрасная.
    Плохая новость: зона комфорта сковывает вас
    Одна из самых сильных тенденций работы мозга называется гомеостатическим импульсом; это желание сохранять нынешнее положение дел. Я подробнее вернусь к этому позже, а пока подчеркну, что в результате эволюции мозг приобрел сильную способность к выживанию; ему исключительно хорошо удается оберегать вашу жизнь. Может быть, вам не нравится, в какой ситуации вы сейчас находитесь, но факт остается фактом: она пока не привела к вашей гибели. В результате ваш мозг счел ее безопасной и будет прибегать к странным уловкам, чтобы вы и дальше в ней оставались. Знакомы ли вам случаи, когда человек похудел на 9 кг, набрал их снова и опять похудел, и так 4–5 раз? Погасил все задолженности по кредитам, а потом снова нахватал долгов? Или раз за разом вступал в отношения с представителями одного типажа? Все это примеры гомеостатического импульса, широко известного под названием «зона комфорта».
    Это плохая новость, потому что рост в зоне комфорта невозможен; расти можно только за ее пределами. Мне очень нравится иллюстрация этой идеи (рис. 1).

  7. Optimist Ответить

    Повторю: изучайте список не дольше 5 минут. Потом запишите эти 20 пунктов в первоначальном порядке, не подглядывая на этот список. Начинайте.
    Ну, как результат? Если вы похожи на большинство других людей, то не очень. Когда участники наших семинаров проходят этот тест, их средний балл – около 6 (из 20). Если у вас вышло больше, поздравляю! Если нет – не беспокойтесь. Этот балл нужен только для оценки исходных данных. Но из средних результатов теста нужно извлечь два важных урока относительно тенденций работы вашего мозга, которые можно обернуть себе на пользу.
    Первая тенденция: правило «7 ± 2»
    В отсутствие четкой системы мозг способен справляться максимум с 5–7 единицами информации одновременно (а скорее с 3–5). Если вы пытались выучить этот список из 20 пунктов путем механического запоминания, то, наверное, поняли одну закономерность: первые 5–7 пунктов запомнились хорошо, а потом начались трудности. Если это так, не беспокойтесь: проблема не в вас, а в том, что вы действовали бессистемно. Вас ограничивала способность памяти справляться с небольшим числом единиц информации.
    Кстати, если вы все-таки запомнили больше 7 пунктов, то наверняка не ограничились простой зубрежкой. Некоторые участники наших семинаров получают в тесте оценку в 10 или больше баллов, и никто из них не прибегает к механическому запоминанию. Они придумывают аббревиатуру или какую-то историю с участием этих объектов либо замечают в списке некую закономерность – о ней я вскоре расскажу. Будьте уверены, что без метода или системы ваш мозг способен эффективно справляться примерно с 7 единицами информации (плюс-минус две).
    Вторая тенденция: первичность и недавность
    Одна из самых частых закономерностей, которые мы наблюдаем в результатах исходного теста, называется первичность и недавность. Если вам нужно запомнить ряд данных, мозг обычно эффективно фиксирует информацию в начале и конце, а в середине возникают трудности. Опять же это не значит, что с вами что-то не так: первичность и недавность – естественная особенность работы мозга.
    Конец ознакомительного фрагмента.
    Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
    Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
    Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Добавить комментарий для Я не бабник просто романтик! Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *