Речь воспитателя как основной метод обучения грамматически правильной речи?

20 ответов на вопрос “Речь воспитателя как основной метод обучения грамматически правильной речи?”

  1. Fokelv Ответить

    Елена Клишева
    Формирование грамматически правильной речи у дошкольников
    Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматического строя языка.
    При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис — словосочетания и предложения.
    Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, — логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую абстрагирующую силу, возможность типизировать явления языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.
    Некоторые особенности становления грамматического строя речи детей преддошкольного и дошкольного возраста изучены в психологии; в физиологии установлена условно-рефлекторная основа грамматической стороны их речи. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. «На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что и приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю языка».
    Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не происходит. Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.
    В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Например, ребенок усвоил функцию предмета, обозначаемую окончанием -ом, –ем: мячиком, камнем (творительный падеж). По этому типу он образует и другие слова («палочком», «иглом», не зная, что существуют другие склонения, имеющие иные окончания. Взрослый исправляет ошибки, закрепляя употребление правильного окончания -ой, -ей.
    Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь, расширяется сфера общения. Вновь усваиваемые слова ребенок не всегда успевает запомнить в новой для него грамматической форме, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму.
    На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны детской речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребенком грамматического строя языка: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления».
    Овладение грамматикой как наукой осуществляется в школе. Уже в начальных классах ставится задача сознательного усвоения основных грамматических правил и законов. У детей-школьников формируют ряд грамматических понятий (о составе слова, о частях речи и т. д., они заучивают и осмысливают определения (имени существительного, спряжения и т. д., в их активный словарь входят грамматические термины. Появляется новое отношение к своей речи.
    В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.
    В соответствии с этим можно наметить (в общей форме) основные задачи работы на каждом возрастном этапе. В младшем и среднем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов — с помощью приставок. В старших группах, помимо этого, идет совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, исключений морфологического порядка, усвоение способов словообразования всех частей речи, в том числе причастий. В этот период важно формирование ориентировки ребенка на звуковую сторону слов, воспитание интереса и критического отношения к образованию словоформ, стремление к правильности своей речи, умение исправить ошибку, потребности узнавать грамматические нормы.
    Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.
    В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя. Там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот, если речь воспитателя неряшлива, если он может позволить себе сказать «Чего ты делаешь?» или «Не залазь на горку», – даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность педагога.
    Е. И. Тихеева, требуя абсолютной грамотности воспитателя, призывала к повышению культуры речи всех окружающих ребенка людей. Постоянно заботясь о совершенствовании грамматической стороны речи, воспитатель повышает культуру речи не только детей, но и родителей. Можно познакомить их с морфологическими ошибками ребенка («зажгал» вместо зажег, «мышов» вместо мышей, посоветовать, как от них избавиться. В случае необходимости полезно поговорить об особенностях речи родителей, так как нередки случаи нарушения ими грамматических норм («екай», «не трожъ» и др.). Следует шире использовать художественную литературу, фольклор, дающие образцы литературного и народного языка. Итак, можно найти много способов создания культурной речевой среды.
    Методы и приемы обучения грамматически правильной речи.
    Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно, на любом занятии воспитатель может и должен исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеют такие занятия, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка.
    На таких занятиях все внимание детей бывает привлечено только к нужной грамматической форме. Слово, его изменение, словосочетание или предложение становятся содержанием их умственной работы. Ребенок начинает осознавать, как надо говорить, стремится сказать правильно, грамотно, красиво. Удобная, деловая обстановка занятия способствует тому, что дети не отвлекаются, все слышат объяснения и указания воспитателя, сознательно следят за качеством речи товарищей.
    Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки, особенно из специального наглядно-методического альбома «Говори правильно» О. И. Соловьевой. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5—10 мин, таким образом они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно использовать игровые персонажи, особенно при повторении материала (участие в игре Петрушки, Буратино и т. д.). Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе. Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и т. д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. В работе над грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребенок, сопоставив речевой материал, учился подмечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при изменении слов. Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми. Так, например, воспитатель дает задание на составление предложения с глаголом хотеть как во множественном числе, так и в единственном или же предлагает сочетать с прилагательным существительные не только среднего рода, но также женского и мужского. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей (в повседневной речи возможна некоторая неустойчивость в употреблении правильных форм). Работа над какими-то двумя-тремя формами может быть программным содержанием занятий в течение месяца; занятия по различным частям речи чередуются.
    Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. На первых занятиях ведущую роль играет образец речи педагога. Особенно подчеркнуто произносится затрудняющая детей часть слова (ездит, ездим). Возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучиться правильно говорить. В старших группах уместно дать мотивировку учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напомню вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибок».
    В работе над правильной речью находит место и такой эффективный прием, как сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т. д.). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы. Проводя упражнения на закрепление окончаний, на чередование звуков, воспитатель должен подчеркнуто произносить исходную и образуемую формы: скакать — скачи; махать — машу; носки — носков, но чулки — чулок. Возможно хоровое проговаривание трудной формы.
    Если ошибка устойчива и ребенок «не слышит» правильной формы, полезно употребить сопряженную речь, а за ней – отраженную. Находят свое место и такие приемы, как исправление, подсказ. Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей вне занятий
    Формирование грамматической стороны речи ребенка — постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.
    Работа вне специальных занятий — это в основном исправление ошибок детей. При этом внимание ребенка должно быть остановлено на правильной форме. Исправлять ошибку нужно доброжелательно, тактично и не в моменты эмоционального состояния, творческого подъема ребенка. Не следует повторять ошибку,— лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если воспитатель дает ребенку аналогичные примеры. Повторение ребенком подсказанного педагогом слова или предложения уместно на занятиях по развитию элементарных математических представлений, в дидактической игре, в то время как в процессе рассказа, беседы достаточно, если ребенок только услышал поправку.
    Исправление на занятиях делается громко, чтобы его восприняли все дети. Иногда (особенно в старших группах) вместо подсказа бывает достаточно замечания («Ты опять сказал неправильно, вопроса-напоминания («Ты забыл, как нужно говорить слово «пальто», укоризненного взгляда или жеста.
    Желательно, чтобы воспитатель объяснил детям, что не нужно обижаться на товарищей, которые поправляют ошибку, ведь они хотят помочь научиться говорить правильно, красиво.
    Иногда педагогу приходится сталкиваться с влиянием на ребенка неправильной речи кого-то из его родных («А моя мама говорит: «Склизко». У нас все говорят: «Красивше»). В этом случае воспитатель может поговорить с родителями малыша, убедить их в правильности своих требований, попросить объяснить дочери (сыну, что им в детстве не удалось правильно выучить это слово и теперь они будут учить его вместе и т. д.
    Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.
    Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
    В настоящее время неопровержимо установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родители своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному ходу. Нельзя забывать и о том, что дефекты речи взрослых, как в зеркале, отражаются в речи ребенка.
    Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами, умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая внимания на многие другие стороны его формирования. Навыки чтения и письма не являются показателем развития дошкольника. Формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, т. к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью. Основные составляющие речевого развития детей: звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь. Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи являются использование заданий, упражнений и дидактических игр.
    Например, очень полезно родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов-классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи. Очень полезна такая традиция, как коллективное чтение в семье, которое объединяет всех её членов, воспитывает любовь к литературе. Пересказ знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов, которые родители могут записывать в так называемые книжки-малышки с иллюстрациями детей. В них дети могут рассказывать об экскурсиях в лес, парк, зоопарк, цирк. Об интересных случаях, поездках, событиях. Разыгрывание сказок с заместителями.
    Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, можно предложить «Играть с детьми на кухне». Для этого можно использовать простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичек домик и придумать рассказ о том кто в домике живет и т. д., игры на обогащение словаря «Какие слова вытащим из супа, компота, салата?», «Вкусные слова» (кислые, сладкие, «Чудесный мешочек» (угадывание фруктов и овощей на ощупь). С целью развития грамматического строя речи – игра «Сварим варенье» (из яблок – яблочное, «Приготовим сок» (яблочный, «Посчитай до пяти» (одна слива, две сливы… пять слив). По дороге в детский сад и домой можно играть в игры: «Что я видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко», «Упрямые слова». В выходной день родители могут «подарить» ребёнку новое слово, объясняя его значение, что является расширением словаря ребёнка.
    И главное, участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым, каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Родители должны действовать сообща, устанавливая дисциплинарные и учебные правила, быть последовательными, не противоречить друг другу, давая указания ребенку. Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок является индивидуальностью.
    Список, используемых источников:
    1. Бородич А. М. Методика развития речи. – М., 1981.
    2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984. —223 с., ил.
    3. Интернет ресурсы / https://studfiles.net/preview/5301272/page:26/

  2. Opidora Ответить

    Олеся Чепорнюк
    Методика формирования грамматически правильной речи
    Методика формирования грамматически правильной речи
    Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определённое значение. Так, в формах кукла и куклы окончание а говорит об единственном числе и женском роде, окончание ы – о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж.
    Освоение грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
    Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ре-бёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.
    Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи.
    Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
    Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
    Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и пр.) требует владения приёмами логической связи всех видов простых и сложных предложений.
    Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подго-товки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологиче-ским и лексическим уровнями языковой системы.
    Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создаёт предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы («можно», «нельзя», «правильно», «неправильно»).
    Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он нескован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.
    В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.
    В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчёркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
    В изучении грамматического строя речи дошкольников А. Г. Арушанова выделяет несколько направлений.
    Первое направление связано с исправлением (предупреждением) неточ-ностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных и пр.).
    Второе направление – выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности.
    Третье направление связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования.
    Задачи рассматриваются в трёх направлениях:
    1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).
    2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правиль-ному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
    3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
    Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.
    В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребёнка вырабатывается определённый динамический стереотип при изменении имён существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребёнок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определённых грамматических форм.
    Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребёнок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их. Однако, на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической так и синтаксической стороны речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребёнком грамматического строя языка. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым. В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя.
    Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии.
    Наиболее типичные морфологические ошибки в речи детей
    1. Неправильные окончания имён существительных.
    А) родительный падеж, множественное число: с окончанием – ей: карандашов, ежов, дверёв, этажов; с нулевым окончанием – ночов, девочков, дверков, куклов, книгов, пуговицев.
    Б) родительный падеж, единственное число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке.
    В) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён суще-ствительных: папа подарил мне слонёночек; Серёжа поймал сом.
    Г) предложный падеж неодушевлённых имён существительных мужского рода: в лесе, в саде, в носе.
    2. Склонение несклоняемых имён существительных: на пальте, на пиа-нине, кофий, кофию, в кине.
    3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных: ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.
    4. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, тёплая молоко, платье зелёная.
    5. Образование глагольных форм.
    А) повелительное наклонение: искай, спей, скакай, ехай, склади.
    Б) изменение основы глагола: искать – искаю, плакать – плакаю, мочь – можу, плескать – плескаю, рисовать – рисоваю.
    В) спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь, есть – едишь (ешь, давать – дадишь (дашь, спать – сплют (спят).
    6. Неправильная форма причастий: сломатая, сошитая, оборватая.
    7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярче, хуже, плохее, чистее, красившее.
    8. Окончание местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, в этим кармане, у тебе новая платья.
    9. Склонение числительных: двое домов, идите по двоим, с двумями.
    У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки:
    «одень» вместо надень, «раздень» вместо сними;
    – Мы ходим за ягодам и грибам.
    Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются парал-лельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.
    Синтаксические ошибки (нарушение порядка слов в предложении):
    – На первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «Куклу мама принесла»;
    Неправильно иногда оформляется союзная связь:
    – Опускается союз или часть союза: «Вот ещё лопнул шар у дяди, пото-му…нажал сильно».
    Морфологический строй речи включает почти все грамматические фор-мы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, отвлечённые свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа, падежа.
    Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).
    В предложении существительное является одним из важнейших компо-нентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
    Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный, изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.
    Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).
    Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала, мальчик читал, солнце сияло).
    Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (иди, беги, бежим, пусть бежит, идёмте) к образованию сослагательного наклонения (играл бы, читал бы).
    Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.
    Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, падеже, с полными и краткими прилагательными (весёлый, весел, весе-лы, со степенями сравнения (добр – добрее, тихий – тише).
    В процессе обучения дети овладевают и другими частями речи: место-имениями, наречиями, союзами, предлогами.
    В словообразовании детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).
    Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель, префиксальный – (писать – переписывать, смешанный (застольный, разбежаться)
    Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник).
    Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детёнышей животных (зайчонок, лисёнок, предметов посуды (сахарница, конфетница, направления движения (ехал – поехал – выехал).
    В синтаксисе детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
    Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Особое внимание необходимо уделить правильному порядку слов в предложении.
    Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и правильном использовании лексики в предложениях разного типа. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.
    Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьёвой, А. М. Бородич. Основные её положения:
    Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осозна-вать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
    Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребёнка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
    – Не повторять за ребёнком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно. Нужно сразу дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить его.
    – Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно.
    – С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок за-ключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребёнок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек».
    – Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоя-тельно исправлять их.
    – В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей.
    – При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчи-вым, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собе-седником.
    К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приёмов при использовании других методов.
    Дидактические игры и игры-драматизации проводятся с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.
    Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматиче-ских навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме словесных игр. К каждой дидактической игре чётко определяется программное содержание. Обязательные требования к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль.
    Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссёром бывает сам воспитатель, позднее – ребёнок (День рождение куклы).
    Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования. К. Д. Ушинским были разработаны образцы упражнений для «первоначального учения родному языку».
    Словообразование:
    – гнездо птицы или птичье гнездо,
    – хвост лошади или…
    – хвост лисицы или…
    Морфология:
    – железо тяжело, но свинец ещё тяжелее,
    – лошадь высока, но верблюд ещё(выше,
    – белка хитра, но лисица ещё(хитрее) и пр.
    Е. И. Тихеевой были разработаны упражнения для развития речи дошкольников, в том числе и для развития её синтаксической стороны: на распространение предложений, на добавление придаточных предложений.
    Рассматривание картин, в основном, сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.
    Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи.
    А. М. Бородич выделяет активные приёмы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. На первоначальном этапе ведущую роль играет образец речи педагога. Возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучиться правильно говорить.
    В работе над правильной речью используется и такой эффективный приём, как сравнение. Используются и такие приёмы, как исправление и подсказ.
    Используются и такие приёмы, как создание проблемных ситуаций; во-просы подсказывающего и оценочногохарактера; привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно и пр.
    В морфологии, синтаксисе и словообразовании используют типичные только для этого раздела приёмы работы с детьми. В словообразовании, например, используется приём раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара».

  3. miledi Ответить

    Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно, на любом занятии воспитатель может и должен исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеют такие занятия, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка.
    На таких занятиях все внимание детей бывает привлечено только к нужной грамматической форме. Слово, его изменение, словосочетание или предложение становятся содержанием их умственной работы. Ребенок начинает осознавать, как надо говорить, стремится сказать правильно, грамотно, красиво. Удобная, деловая обстановка занятия способствует тому, что дети не отвлекаются, все слышат объяснения и указания воспитателя, сознательно следят за качеством речи товарищей.
    Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки, особенно из специального наглядно-методического альбома «Говори правильно» О. И. Соловьевой.
    Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5—10 мин, таким образом они составляют лишь часть занятия по развитию речи.
    Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно использовать игровые персонажи, особенно при повторении материала (участие в игре Петрушки, Буратино и т. д.). Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.
    Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и т. д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. В работе над грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребенок, сопоставив речевой материал, учился подмечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при изменении слов.

  4. MaGa_RuLiT Ответить

    ольга шишкина
    Консультация для воспитателей «Приёмы формирования грамматически правильной речи»
    Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени от полного отсутствия речи или лепетного его состояния до развёрнутой речи,но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
    Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи,причём первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи,а на третьем,более высоком уровне,у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи,словарного запаса и грамматического строя. На первом этапе обучения основная задача логопедического воздействия-вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений,расширить объём понимания речи. ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
    Проговаривание ситуации-взрослый использует ситуативные моменты режима,игры,прогулки,называет предметы которые ребёнок берёт,называет действия,которые совершает ребёнок или взрослый с этим предметом,называет те ощущения которые испытывает ребёнок.
    Выполнение поручений:попросить ребёнка принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Использование предметных или сюжетных картинок с целью научить детей понимать названия действий;научить понимать вопросы что?кто?у кого,которые помогают выяснить объект действия. -На занятиях можно использовать такие дидактические игры:”Выбери игрушку”,”Подскажи нужное слово”,”Выбери и назови что нужно Петрушке-игрушке”.
    Затем идёт формирование составления предложений из 2-3 слов. С этой целью нужно учить детей отвечать на вопросы,поставленные к несложным сюжетным картинкам. Учить детей подбирать названия предметов к названию действия:идёт кто,стоит что?и т. д. Используются игровые приёмы:например,найти,что висит,что стоит,а что лежит. На этом периоде нужно научить детей договаривать слова,словосочетания в разучиваемых потешках,стихотворениях:например,села птичка. (на окошко).Дети договаривают слово на окошко. На разных этапах усвоения родного языка виды работ над слоговой структурой слов варьируются. Используются разные игры и приёмы:вслушивание в звучание слова,различение и правильное произнесение звуков,самостоятельное вычленение их из слова,анализ его звуковой и слоговой структуры,активные действия со словами (собственное рифмотворчество,стихотворчество). Используют дидактические игры:”Подскажи Петрушке звук”,”Какое слово задумано?”,”Какой звук потерялся?”.
    При недоразвитии речи усвоение звуковой стороны языка протекает медленно и своеобразно. Появляющиеся звуки дети долгое время смешивают между собой,как по месту,так и по способу артикуляции. Дефекты произношения у разных детей проявляются по разному и это надо учитывать при коррекции звукопроизношения. Дети с недоразвитием речи нуждаются в работе по формированию конкретных понятий. Учитывая всё это можно запланировать экскурсии в лес,на почту и т. д. Эти мероприятия являются важнейшим средством достижения задачи.
    В этих видах деятельности роль воспитателя и логопеда не сводится к простой передаче конкретных знаний,здесь ставится перед детьми проблемная ситуация,которая требует самостоятельного (коллективного) размышления,сравнения предметов,явлений.
    Используя различные приёмы и методы работы по развитию лексического запаса и грамматического строя нужно придерживаться определённых этапов обучения:
    -Накопление конкретных представлений об окружающем мире,расширение тематического словаря,временных понятий,обобщающие понятия (мебель,транспорт посуда) и т д.
    После этого можно переходить к составлению предложений из 3-4 слов. Где сначала дети учатся составлять простые предложения с однородными членами предложения,а потом перейти к составлению разных видов сложного предложения. Где надо следить за правильным синтаксическим и грамматическим оформлением всего предложения.

  5. terem Ответить

    Татьяна Кондратьева
    Современные методы и приемы обучения развитию речи дошкольников
    Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
    Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества.
    Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. К сожалению, занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т. д. Поэтому больше внимания по развитию речи уделяется в образовательных учреждениях. Для работы по развитию речи используются разнообразные методы и приемы. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка.
    Цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирование не только правильной, но и хорошей устной речи. Задачи:
    1. Развитие словаря.
    2. Воспитание звуковой культуры речи.
    3. Формирование грамматического строя речи.
    4. Развитие связной речи.
    5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.
    6. Ознакомление с художественной литературой.
    Методы развития речи.
    Современный ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может сориентироваться в нем. “Переработать” ребёнку всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Поэтому занятия по развитию речи является важной составляющей общего развития дошкольников.
    Развитие речи — процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи (языка, характеризующими в свою очередь развитие навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
    Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.
    В методике обучения родному языку условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.
    Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще, нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства – это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов.
    Непосредственные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.
    Словесные методы в детском саду используются реже. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ, рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах, обобщающая беседа (старших дошкольном возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору).
    Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.).
    Практические методы направлены на:
    обучение детей применять полученные знания на практике;
    – усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.
    В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.
    К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи, игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом, игры-инсценировки, хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.
    В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
    Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
    Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
    Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.
    Вывод. Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.
    Приёмы развития речи.
    Прием является основным элементом метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов, однако по роли наглядности и эмоциональности их можно разделить на словесные, наглядные, игровые.
    Наиболее широкое распространение в детском саду приобрели словесные приемы. К ним относятся: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.
    Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко, громко и неторопливо.
    Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
    Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Широко используется в словарной работе – для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
    Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера, организационные и дисциплинирующие.
    Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
    Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.
    В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.
    Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По своему содержанию вопросы разделяются на:
    основные (требующие констатации (репродуктивные, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда)
    вспомогательные (поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями, отвечающие на вопросы: почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
    Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.
    Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. — также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
    Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или действия по замыслу. Вызывают интерес и повышают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
    Практические методы (игровые приемы) направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, также показ положения органов артикуляции, при произнесения звуков, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
    Вывод: Приёмы, предлагаемые методикой, направлены на:
    – накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности;
    – воспитание культуры поведения детей;
    развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи.

  6. Чистосовестный Ответить

    Светлана Меттик
    Методы и приемы развития речи в ДОУ
    1. Актуальность.
    Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырём основным видам речевой деятельности.
    Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.
    Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:
    – является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передаёт их);
    – является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов (т. е. речь используется для того, что бы повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и т. д.);
    – используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;
    – является средством удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в приобщении в определённой группе лиц (человек, как существо социальное не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживать и сопереживать). Поэтому тема «Методы и приемы развития речи в детском саду» актуальна.
    Цель работы: воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении детей.
    Задачи развития речи:
    1. Воспитание звуковой культуры речи.
    2. Обогащение и активизация словаря воспитанников.
    3. Формирование грамматического строя речи.
    4. Обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.
    2. Система работы по развитию речи в детском саду:
    1. Роль развития речи
    Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
    Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.
    Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
    2. Методы развития речи.
    Современный ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может сориентироваться в нем. “Переработать” ребёнку всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Поэтому занятия по развитию речи является важной составляющей общего развития воспитанников.
    Развитие речи — (или онтогенез речи, от англ. Language development) процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи (языка, характеризующими в свою очередь развитие навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
    Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.
    В методике обучения родному языку условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.
    Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства – это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.
    Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ,рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах,обобщающая беседа (старших дошкольном возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору).
    Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.).
    Практические методы направлены на:
    -обучение детей применять полученные знания на практике;
    – усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.
    В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.
    К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи, игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом, игры-инсценировки,хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.
    Вывод. Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.
    3. Приёмы развития речи.
    Прием является основным элементом метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов, однако по роли наглядности и эмоциональности их можно разделить на словесные, наглядные, игровые
    Наиболее широкое распространение в детском саду приобрели словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.
    Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко, громко и неторопливо.
    Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
    Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Широко используется в словарной работе – для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
    Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера, организационные и дисциплинирующие.
    Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
    Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.
    В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.
    Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По своему содержанию вопросы разделяются на:
    • основные (требующие констатации (репродуктивные, отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда)
    • вспомогательные (поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями, отвечающие на вопросы: почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
    Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.
    Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. — также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
    Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, какдействия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или действия по замыслу. Вызывают интерес и повышают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
    Игровые приемы (практические) могут быть словесными (образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого) инаглядными (показ иллюстративного материала (картинки, игрушки, движения или действия, также показ положения органов артикуляции при произнесения звуков).
    Вывод. Приёмы, предлагаемые методикой, направлены на:
    – накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности;
    – воспитание культуры поведения детей;
    развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *