Российская нация зачем путин вводит это понятие?

23 ответов на вопрос “Российская нация зачем путин вводит это понятие?”

  1. Felhathis Ответить

    На заседании Президентского совета по межнациональным отношениям в Астрахани произошло историческое событие: Владимир Путин поддержал идею Закона о российской нации. И даже поручил депутатскому корпусу и Агентству по делам национальностей такой закон написать. А в Москве начался Всемирный русский народный собор, посвященный неожиданной для таких церковных мероприятий теме — взаимоотношениям России и Запада. И там тема россиян как единой нации, противостоящей Западу, тоже прозвучала, но уже из уст патриарха Кирилла.
    В общем-то идея единого российского народа возникла сразу после распада СССР. Если граждан Союза объединяло то, что все они советуются и строят коммунизм, то что может объединять жителей 193 национальностей в капиталистической стране? Борис Ельцин придумал заменить слово «товарищи» на фразу «дорогие россияне и россиянки», которая, впрочем, не пользовалась успехом. И отменил строку о национальности в паспорте. Которую, кстати, лидеры национальных республик просят вернуть до сих пор.
    Хочу напомнить, что даже в советский период, когда все были «товарищами», и даже в Москве, избавленной в отличие от Карабаха от острого градуса в национальном вопросе, существовала нелюбовь южан к северянам и ревность русских к не совсем русским, но говорящим и поющим по-русски. Стандартный анекдот того времени. Диктор в филармонии объявляет: «Музыка Марка Фрадкина, стихи Яна Френкеля. «Мы — русские». Исполняет Иосиф Кобзон». Дальше можно смеяться, и смеялись гомерически.
    Лично мое мнение заключается в том, что бесполезно сплавлять все народы России в единую какую-то нацию. Тем более — делать это посредством голосования в Госдуме.
    Но логика Путина и тех, кто продвигал Закон о единой нации последние четверть века, тоже понятна. Почему в США все — американцы, а у нас есть русские, а есть чеченцы? Пусть уж все будут русскими. Вот только поможет ли этой идее какой-то дополнительный законодательный акт? В принципе в загранпаспорте и без всякого закона у всех граждан нашей страны написано слово Russia, и всех наших там называют русскими. Но для «внутреннего употребления» большинство татар все-таки предпочитают оставаться татарами, а дагестанцев вообще нет, потому что в этой республике нет такой нации, а есть лезгины, аварцы и другие. Они даже дагестанцами не хотят себя называть, а тем более — русскими.
    Кстати, депутаты, которым предстоит принимать, а возможно, и писать этот закон, оценивают задумку Путина о едином русском (российском) народе принципиально по-разному. Русскую идею активнее всех продвигала ЛДПР, поэтому первым о том, что в нем будет написано, я спросил у первого зампреда этой фракции в Госдуме Вадима Деньгина:
    «Жириновский всегда выступал за поправки в Конституцию, которые бы говорили о том, что в нашей стране есть цементирующая национальность. Чтобы мы заявили о себе, как о русской стране. Мы как партия выступаем за то, чтобы страна делилась на регионы по территориальному, а не национальному признаку, — сказал он. — Нас будут уважать и бояться, когда мы станем не набором разных народов, имеющих паспорт общего образца, а именно нацией. А сейчас очень важно, чтобы нас уважали и боялись, и когда Владимир Владимирович Путин давал рекомендацию принять такой закон — он скорее всего оглядывался на международную политику. Он хочет презентовать монолитную нацию. Заявить, что Россия — это русское государство, его цементирует русский народ. При этом ни один другой народ не ущемляется им. Ни одна религия не ущемляется, все интересы учитываются. Но чеченец, калмык, башкир, армянин всегда может сказать, что он — русский. И это право должно быть подтверждено законом, который дает ориентир, что все мы — русские».
    У одного из руководителей другой фракции Госдумы — КПРФ — Валерия Рашкина диаметрально противоположный взгляд на идею Путина, он даже видит в ней угрозу стабильности в стране:
    «Я бы очень осторожно касался такой тонкой материи, как национальный вопрос в России. У нас более 190 наций, и мы многократно наступали на грабли, пытаясь урегулировать по чьему-то велению национальные отношения. Россия — не США, а уникальная страна, где каждая народность не растворяется в общей массе, а остается собой. И традиции соседского проживания этих народов складывались веками, их нельзя урегулировать каким-то законом. Любая попытка отрегулировать взаимоотношения этих народов и назначить кого-то главным, изменить статус заканчивается очень болезненно. Второе — это конфессии. У нас многоконфессиональная страна, и никакую религию нельзя назвать главной. В советское время религии были практически под запретом, и это позволяло всех уравнивать. Но сейчас мусульманину будет очень трудно объяснить, что он русский, а значит, православный. Любое уравнивание, умаление исторической значимости одного народа или возвеличивание другого приведет к беде. Нельзя наступать медвежьей лапой на тонкий межнациональный лед. Нужно сто раз отмерить, прежде чем взяться за объединение российских народов в одну нацию. Эта идея нас больше разъединит, чем объединит».
    По крайней мере эта идея уже разъединила депутатов двух фракций, которые очень часто голосуют солидарно. Я уже упоминал в других публикациях про теорию ложного информационного повода: вбросить какую-то тему для обсуждения, чтобы не заметить реальную проблему. Ну, например, увлечь всех обсуждением темы синтетического российского народа, чтобы никто не заметил, как поднимают налог на имущество. Правда, самого Путина в этом ни разу не подозревал. На этот раз такое подозрение в адрес ВВП возникло у Валерия Рашкина:
    «Русская тема может быть средством отвлечения от социально-экономических проблем, от кризиса. Давайте наступим на всегда больную мозоль национального вопроса — и это отвлечет от насущных бед, от провального антисоциального бюджета, который сейчас проходит через Госдуму».
    Вот беда только в том, что такая «обманная» тема может не только отвлечь, но и породить очень серьезные проблемы.
    Читайте Путин отказал Европе в будущем, приведя пример изнасилованного мигрантом мальчика

  2. Malolace Ответить

    Разработчики закона, который условно называют законом «О российской нации», с самого начала столкнулись с серьезным препятствием — отсутствием самого понятия «российская нация», которое устраивало бы всех. Теперь проблема близка к разрешению: ученые РАН разработали словарь основных понятий в области национальной политики и межнациональных отношений. Как сообщил «Известиям» академик РАН Валерий Тишков, в созданном глоссарии устанавливается приоритет понимания российской нации как политической, а не этнической общности. Также там говорится, что Российская Федерация — это национальное государство с разнообразным этническим и религиозным составом населения и региональной спецификой.
    В РАН появился Научный совет по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений. Он создан в соответствии с поручениями президента для обсуждения важнейших проблем в сфере межнациональных (межэтнических) отношений и реализации Стратегии государственной национальной политики.
    Как сообщил «Известиям» сопредседатель совета, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН академик Валерий Тишков, 25 апреля, на первом заседании будут обсуждаться базовые категории и понятия в этой области. То есть начать решили с азов: что такое нация, этническая общность, межнациональные отношения.
    Последние десятилетия любое публичное упоминание таких понятий становится поводом для ожесточенных дискуссий, которые ни к чему не приводили.
    После октябрьского заседания президентского Совета по межнациональным отношениям в Астрахани, когда главе государства предложили принять закон «О российской нации», в СМИ и соцсетях долго спорили, что это такое и как это надо понимать. Дискуссии продолжились 2 марта на заседании рабочей группы по созданию концепции закона. Многих смущало в названии слово «нация», которое еще с советских времен вызывает негативные ассоциации у части общества. По словам Валерия Тишкова, члены рабочей группы пока не пришли к окончательному решению, как должен называться этот законопроект. Среди вариантов — «О российской нации» и «Об основах государственной национальной политики». Не исключено, что в окончательном варианте оба названия найдут отражение.
    Валерий Тишков отметил, что надо исходить из поручения президента, которое звучит так: «Президиуму Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям представить предложения о подготовке проекта нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)».
    — Главное сейчас найти смысл, содержание, что положить в этот закон: ответственность и разграничение полномочий органов государственной власти; какую миссию должны нести институты гражданского общества; вопросы, связанные с утверждением российской идентичности и патриотизма; преодоление напряженности и конфликтов, которые могут представлять риски для единства российского народа. Задача — найти этим вещам правовую форму, — сказал Валерий Тишков.
    Чтобы работа над законами не увязала в одних и тех же спорах о словах, ученые создали понятийный аппарат. К первому заседанию совета уже подготовлен небольшой терминологический словарь государственной национальной политики. В нем раскрываются следующие определения: автономия, в том числе этнотерриториальная и национально-культурная; ассимиляция; геноцид; групповые права; коренные (аборигенные) народы; ксенофобия; межнациональное (межэтническое) согласие; меньшинства; национализм; национальное государство; национальное самосознание (идентичность); нация; расизм; самоопределение; сепаратизм; этническая общность (этническая группа, этнос).
    К примеру, национальное государство определяется в глоссарии как государство с общей, контролируемой центральной властью хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. При этом оговаривается, что понятие «национальное государство» следует отличать от понятий «моноэтническое государство» и «полиэтническое государство».
    «Российская Федерация — национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой», — говорится в документе.
    В статье «Нация» отмечается, что в современных науке и праве под этим понимаются два типа человеческих сообществ: совокупность граждан одного государства (политическая, или гражданская, нация) и этническая общность (этнонация).
    «Члены политических наций отличаются общегражданским самосознанием, или национальной идентичностью, выражающейся в соотнесении гражданина со своей страной, что отражается прежде всего в названии ее жителей (напр., американцы, индийцы, испанцы, китайцы, мексиканцы, россияне, французы)», — говорится в словаре.
    При этом ученые обращают внимание, что в России этническое понимание нации сохраняет свое влияние, что отражается в политической и научной лексике и массовом сознании.
    «Часть экспертов, политиков и общественных активистов отрицают понимание российского народа как социально-политической и историко-культурной целостности в форме гражданской нации. Однако авторитетные опросы населения страны показывают, что российская идентичность («мы — россияне») стоит на первом месте среди всех других форм коллективной идентичности», — заключают авторы словаря.
    — Поликультурная страна всегда находится в поисках стратегии согласия разных культур и их диалога, — пояснил «Известиям» завкафедрой психологии личности психфака МГУ Александр Асмолов. — Принятие государственных решений без научного анализа, экспертной позиции по этнокультурной политике всегда может оказаться рискованным. Именно уменьшение рисков является одной из задач совета. Чтобы в обществе не было недопонимания и не возникало неправильного толкования национальной проблематики, и работают подобного рода экспертные группы.
    Помимо терминологического словаря на заседании рассмотрят «Краткий вариант понятий для глоссария законодательного акта» — эти материалы должны будут использоваться при разработке законодательства. В документе, в частности, определяется, что такое «многонациональный народ Российской Федерации». С этой формулировки начинается Конституция РФ, однако вокруг нее также время от времени возникают жаркие дискуссии.
    Глоссарий определяет многонациональный народ РФ как «общность граждан Российской Федерации различных национальностей, объединенных государственным единством, общими интересами и историко-культурными ценностями и осознающих свою принадлежность к общности российской нации».
    Российская нация, согласно глоссарию, — это гражданско-политическая общность, консолидированная на основе исторической российской государственности, члены которой обладают равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности.
    Кроме того, глоссарий дает три значения слова «народ»: это согражданство (российский народ, россияне), этническая общность (национальность), «в том числе коренные малочисленные народы Российской Федерации», либо вообще любое скопление людей.
    Краткий вариант понятий для глоссария законодательного акта 
    Государственная национальная политика (государственная политика в сфере межэтнических отношений) — система целенаправленных действий органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества по обеспечению конституционных прав народов и граждан Российской Федерации на этнокультурное развитие, обеспечение гармонизации межнациональных отношений и укрепление на этой основе единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)
    Гражданская идентичность — отождествление себя с гражданами страны, государственно-территориальным пространством, представление о государстве, обществе, стране, образ «мы» и чувство общности, солидарности, ответственности за дела в стране.
    Многонациональный народ Российской Федерации — общность граждан Российской Федерации различных национальностей, объединенных государственным единством, общими интересами и историко-культурными ценностями и осознающих свою принадлежность к общности российской нации.
    Межэтнические отношения — совокупность политических, социально-экономических, культурно-языковых и иных отношений между людьми разной этнической принадлежности в деловой, общественной и иных сферах общения.
    Российская нация — гражданско-политическая общность, консолидированная на основе исторической российской государственности, члены которой обладают равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности, общими историко-культурными ценностями, чувством принадлежности к единому народу, гражданской ответственностью и солидарностью.
    Этническая общность (группа) — сложившаяся на основе общей культуры и языка, компактно или дисперсно расселенная на территории Российской Федерации общность людей, члены которой обладаю общим самосознанием.
    Национальная (этническая) принадлежность — отнесение индивидом самого себя к определенной этнической общности на основе свободного волеизъявления.
    Народ — 1. Как согражданство (российский народ, россияне), 2. Как этническая общность (национальность), в том числе коренные малочисленные народы Российской Федерации, 3. Как любое скопление людей.

  3. Mr.Limbo Ответить

    Автор наивен и недопонимает угрозы местных национализмов и вообще этнической идентификации. Россия потому и сложилась как такая большая многонациональная страна, потому что государственные деятели и весь народ определил понимание русского как идентификации, а не как национальности, поэтому Россия и сложилась как многонациональное государство , как союз народов, что закреплено в федеративном устройстве государства. Если бы русские определяли русскость как национальность, то Россия была бы сейчас в границах 14-го века. Есть многонациональный народ России- российский народ, а употребление термина нации вообще некорректно, У нас нет российской нации, а есть многонациональный народ России. Считаю употребление термина “российская нация” вообще некорректным и опасным для единства государства. Завтра появятся законы о бурятской нации, башкирской нации и т.д. И к чему мы придем ? К распаду государства? Ведь русский – это самоидентификация, а никто не отменял самодентификацию национальностей народов России. Автор не жил, как я, в государстве Украина, где нация – одна бандеровская, а все кто думают иначе- сепаратисты и “враги народа” . Мне любой национализм и термин “нация” просто противны.

  4. КРУТОЙ-АДМИН Ответить

    На заседании Президентского совета по межнациональным отношениям в Астрахани произошло историческое событие: Владимир Путин поддержал идею Закона о российской нации.
    И даже поручил депутатскому корпусу и Агентству по делам национальностей такой закон написать. А в Москве начался Всемирный русский народный собор, посвященный неожиданной для таких церковных мероприятий теме — взаимоотношениям России и Запада. И там тема россиян как единой нации, противостоящей Западу, тоже прозвучала, но уже из уст патриарха Кирилла.
    В общем-то идея единого российского народа возникла сразу после распада СССР. Если граждан Союза объединяло то, что все они советуются и строят коммунизм, то что может объединять жителей 193 национальностей в капиталистической стране? Борис Ельцин придумал заменить слово «товарищи» на фразу «дорогие россияне и россиянки», которая, впрочем, не пользовалась успехом. И отменил строку о национальности в паспорте. Которую, кстати, лидеры национальных республик просят вернуть до сих пор.
    Хочу напомнить, что даже в советский период, когда все были «товарищами», и даже в Москве, избавленной в отличие от Карабаха от острого градуса в национальном вопросе, существовала нелюбовь южан к северянам и ревность русских к не совсем русским, но говорящим и поющим по-русски. Стандартный анекдот того времени. Диктор в филармонии объявляет: «Музыка Марка Фрадкина, стихи Яна Френкеля. «Мы — русские». Исполняет Иосиф Кобзон». Дальше можно смеяться, и смеялись гомерически.
    Лично мое мнение заключается в том, что бесполезно сплавлять все народы России в единую какую-то нацию. Тем более — делать это посредством голосования в Госдуме.
    Но логика Путина и тех, кто продвигал Закон о единой нации последние четверть века, тоже понятна. Почему в США все — американцы, а у нас есть русские, а есть чеченцы? Пусть уж все будут русскими. Вот только поможет ли этой идее какой-то дополнительный законодательный акт? В принципе в загранпаспорте и без всякого закона у всех граждан нашей страны написано слово Russia, и всех наших там называют русскими. Но для «внутреннего употребления» большинство татар все-таки предпочитают оставаться татарами, а дагестанцев вообще нет, потому что в этой республике нет такой нации, а есть лезгины, аварцы и другие. Они даже дагестанцами не хотят себя называть, а тем более — русскими.
    Кстати, депутаты, которым предстоит принимать, а возможно, и писать этот закон, оценивают задумку Путина о едином русском (российском) народе принципиально по-разному. Русскую идею активнее всех продвигала ЛДПР, поэтому первым о том, что в нем будет написано, я спросил у первого зампреда этой фракции в Госдуме Вадима Деньгина:
    «Жириновский всегда выступал за поправки в Конституцию, которые бы говорили о том, что в нашей стране есть цементирующая национальность. Чтобы мы заявили о себе, как о русской стране. Мы как партия выступаем за то, чтобы страна делилась на регионы по территориальному, а не национальному признаку, — сказал он. — Нас будут уважать и бояться, когда мы станем не набором разных народов, имеющих паспорт общего образца, а именно нацией. А сейчас очень важно, чтобы нас уважали и боялись, и когда Владимир Владимирович Путин давал рекомендацию принять такой закон — он скорее всего оглядывался на международную политику. Он хочет презентовать монолитную нацию. Заявить, что Россия — это русское государство, его цементирует русский народ. При этом ни один другой народ не ущемляется им. Ни одна религия не ущемляется, все интересы учитываются. Но чеченец, калмык, башкир, армянин всегда может сказать, что он — русский. И это право должно быть подтверждено законом, который дает ориентир, что все мы — русские».
    У одного из руководителей другой фракции Госдумы — КПРФ — Валерия Рашкина диаметрально противоположный взгляд на идею Путина, он даже видит в ней угрозу стабильности в стране:
    «Я бы очень осторожно касался такой тонкой материи, как национальный вопрос в России. У нас более 190 наций, и мы многократно наступали на грабли, пытаясь урегулировать по чьему-то велению национальные отношения. Россия — не США, а уникальная страна, где каждая народность не растворяется в общей массе, а остается собой. И традиции соседского проживания этих народов складывались веками, их нельзя урегулировать каким-то законом. Любая попытка отрегулировать взаимоотношения этих народов и назначить кого-то главным, изменить статус заканчивается очень болезненно. Второе — это конфессии. У нас многоконфессиональная страна, и никакую религию нельзя назвать главной. В советское время религии были практически под запретом, и это позволяло всех уравнивать. Но сейчас мусульманину будет очень трудно объяснить, что он русский, а значит, православный. Любое уравнивание, умаление исторической значимости одного народа или возвеличивание другого приведет к беде. Нельзя наступать медвежьей лапой на тонкий межнациональный лед. Нужно сто раз отмерить, прежде чем взяться за объединение российских народов в одну нацию. Эта идея нас больше разъединит, чем объединит».
    По крайней мере эта идея уже разъединила депутатов двух фракций, которые очень часто голосуют солидарно. Я уже упоминал в других публикациях про теорию ложного информационного повода: вбросить какую-то тему для обсуждения, чтобы не заметить реальную проблему. Ну, например, увлечь всех обсуждением темы синтетического российского народа, чтобы никто не заметил, как поднимают налог на имущество. Правда, самого Путина в этом ни разу не подозревал. На этот раз такое подозрение в адрес ВВП возникло у Валерия Рашкина:
    «Русская тема может быть средством отвлечения от социально-экономических проблем, от кризиса. Давайте наступим на всегда больную мозоль национального вопроса — и это отвлечет от насущных бед, от провального антисоциального бюджета, который сейчас проходит через Госдуму».
    Вот беда только в том, что такая «обманная» тема может не только отвлечь, но и породить очень серьезные проблемы.
    Источник
    Фото MK
    Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).

  5. Подруга Бога=) Ответить

    В стране пора принять закон о российской нации. Об этом заявил президент на совещании с Советом по межнациональным отношениям. Представители проживающих на территории России народов и этносов смогут, например, получить привилегии в получении гражданства. В профильном комитете Госдумы газете ВЗГЛЯД заявили, что готовы детально обсудить выдвинутые предложения.
    В понедельник в Астрахани президент Владимир Путин провел заседание своего Совета по межнациональным отношениям. Собравшиеся под председательством, как писала газета ВЗГЛЯД, обсуждали ключевые вопросы реализации Стратегии государственной национальной политики. «Мотивировочная часть какова? Почему должны взять и огромное количество людей, которые совершили правонарушение, находясь на территории РФ, амнистировать?»
    Бывший глава Миннаца, завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов предложил на заседании «идти от стратегии к федеральному закону», который должен вобрать в себя все новации, связанные с межнациональными отношениями. Он предложил и название закона – «О российской нации и управлении межэтническими отношениями». «Хорошее предложение», – цитирует ТАСС главу государства. «Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать – это прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать – это закон о российской нации», – приводит слова Путина «Интерфакс». «Некоторые вещи… список составить народов, этносов, и практическое применение было бы такое, чтобы люди имели преимущественное право получения гражданства и так далее, и… сделать акцент на тех, кто не имеет своей государственности. Идея сама по себе хорошая, давайте подумаем», – сказал Путин, комментируя прозвучавшее на заседании предложение. Путин пояснил, что можно столкнуться с определенными сложностями при реализации идеи, поскольку будут противоречия с законом о традиционных религиях. Он также отметил, что к традиционной религии относится буддизм, но государственности у буддистов нет, но при этом есть иудаизм с государственностью. «Идея сама по себе принимается. Давайте просто ее доработаем», – добавил Путин. Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод на заседании вручил президенту доклад, посвященный ксенофобии в стране. «Мне бы хотелось передать вам, Владимир Владимирович, доклад Московского бюро по правам человека: агрессивная ксенофобия, радикальный национализм, экстремизм в России в первой половине этого года, формы проявления, реакция властей», – сказал Брод. По его словам, правозащитный мониторинг показал, что количество инцидентов снизилось по сравнению с прошлым годом. «Здесь сыграла и грамотная деятельность правоохранительных органов, и правовая база, и печальным уроком послужили события на Украине, которые остудили головы многим радикальным националистам», – цитирует Брода РИА «Новости».

  6. Льдиночка Ответить


    Над всей Германией безоблачное небо
    — Конечно. Были и тогда, и сейчас реальные проблемы в этой области. Все-таки, и в то время, и сегодня страна у нас полиэтническая, в ней много языков и разных религий. Есть некая проблема нахождения «золотой середины», мультикультурализма, не переходящего во всеобщее обезличивание, и ее надо решать. В принципе, она как-то и решается. Уже много десятилетий и даже столетий считается, что русский язык надо знать, и его все знают, как и свой национальный язык. Тут нет ничего нового. Но когда начинают подчеркивать, что есть «государствообразующая нация» и другие, то о каком едином народе можно говорить? Получается, что все-таки «все равны, но некоторые равны более других».
    Если такой вопрос есть, то он должен обсуждаться не в узком кругу. Это требует участия знающих людей, например, писателей, которые представляют собой культуру, язык и над этим задумываются. Несколькими чиновниками, пусть даже и компетентными, такую серьезную проблему не решить. Нужно широкое обсуждение и возможно, что в результате него этот вопрос сам снимется.
    — Пока же президент просто поставил такую цель — разработать закон о российской нации.
    — На самом деле нужно обсуждать один большой вопрос: должны ли подчеркиваться какие-то этнические или религиозные особенности людей. Почему, допустим, православная церковь равна со всеми, но все-таки иначе, чем другие? За счет числа верующих? Есть ли в этом логика? Или почему надо ставить памятник Ивану Грозному, в то время как забывается, что в Казани это восторга вызвать не может? Мне кажется, это все какие-то политические игры.
    Беседовал Александр Желенин

  7. Keragas Ответить

    Пугаться ничего особо не стоит, это уже существующая стратегия национальной политики. Предложение Вячеслава Михайлова по названию закона – это его личное предложение, он разработчик формулировки “российская нация”, и все к ней прицепились, но суть не в названии, а в необходимости принятия отраслевого закона, поскольку такой закон есть и в сфере образования, и в других.
    Эта тема обсуждается уже больше года в профессиональном сообществе. Нормы права в сфере государственной национальной политики определяются более чем десятком законов и указов, но нет, например, определенного органа, который отвечал бы за социокультурную адаптацию мигрантов. Конечно, в законе должны быть отведены большие полномочия органам государственной власти, необходимо наводить структурную вертикаль в сфере госнацполитики.
    У нас есть госпрограмма, по которой мы работаем и живем с 2014 года, но нужно идти дальше и закреплять понятийный аппарат, разграничивать полномочия между органами власти разного уровня. В стратегии госнацполитики пункт 12 говорит, что многообразие национального состава является достоянием российской нации, а российская нация – это гражданская идентичность. И это не отменяет национальную идентичность, а идет параллельно с ней – вы можете быть чукчей и россиянином одновременно. Название закона – второе дело, но то, что необходимость его принятия назрела, говорят все эксперты.
    Работа над законом еще не началась, мы говорим о документе, которого нет. Закон за два дня не пишется.
    Опираясь на это разъяснение, Русская служба Би-би-си расспросила экспертов, нужен ли такой закон в настоящий момент и в принципе, а также что вообще представляет собой российская нация.

    Егор Холмогоров, публицист националистического толка:

    Закон о некоей “российской нации” нужен не больше, чем предписание участкового о переименовании меня в Юрия или Игоря. Это абсолютно бессмысленная затея, которая лоббируется господином Бариновым: кто-то хочет строить автодорогу, железную дорогу и иметь государственный подряд, так и здесь – только речь о строительстве наций.
    Ни к чему хорошему это не приведет, у нас в конституции записано, что Россия – многонациональная страна, где множество наций, и среди них – русская, которая это государство создала, и существуют другие, которые с разной степенью добровольности в состав его вошли, существуют определенные отношения между ними: и национальные автономии, и процессы ассимиляции, и, к сожалению, проявления сепаратизма, когда в 90-е русских убивали, а сейчас – мягко выдавливают из некоторых регионов.

  8. Felozan Ответить

    Советская нация существовала, как минимум, с 1941 года, и при всём признании величайшего вклада в победу русского, белорусского, украинского, казахского и любого другого народа СССР, победила в Великой Отечественной войне именно она. Странно было бы, однако, считать, что это была не общественно-политическая, а этническая общность.
    К 1980-м годам основы этой нации в результате внешнего воздействия и внутреннего разложения оказались существенно подточены, и удержать единство страны она не смогла. В свою очередь, русский народ, как общность одновременно этническая и культурно-историческая, не был наделён в СССР должным статусом и ресурсом, чтобы осуществить миссию “удерживающего” на территории всей страны.
    Ни в одном из новых независимых государств не существовало единых политических наций. Поэтому во всех из них присутствовал потенциал для межнациональных конфликтов. Где-то они нашли промежуточное решение, где-то вообще никакого решения не нашли и, судя по ряду признаков, вряд ли найдут, если политические обстоятельства в целом на территории бывшего СССР останутся неизменными.
    Выработка верной формулы общенационального единства, основанного на уважении самобытности всех населяющих нашу страну народов, будет делом непростым.
    Здесь в первую очередь надо преодолеть узкое понимание национализма, которое трансформирует его в шовинизм и этнорадикализм. Но надо преодолеть и примитивно понимаемый интернационализм, сторонники которого сводят суть этого понятия к приставке, забывая, что основное значение любого слова сосредоточено в корне.

  9. Роднуля Ответить

    В Астрахани анонсирован закон о российской нации
    Президент России Владимир Путин, выступая накануне в Астрахани на заседании Совета по межнациональным отношениям, поддержал предложение о создании Федерального закона о российской нации.«Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать – это прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать – это закон о российской нации», — заявил Владимир Путин, комментируя соответствующую инициативу. По его словам, в такой закон может вырасти стратегия по развитию национальных отношений в России. «Нашу стратегию, которую мы с вами вместе вырабатывали, её и преобразовывать – но только над этим нужно поработать тоже как следует», — заявил глава государства.
    Кроме того, президент поддержал идею проведения Года единства российской нации. «Мне кажется, хорошее могло бы быть мероприятие с привлечением всех, кто собрался сегодня здесь, в этом зале, для того чтобы мы вместе с вами поработали. Только выбрать нужно год. У нас уже какие?то планы есть по годам, нужно, чтобы одни мероприятия не накладывались на другие. Это могло бы быть очень большим знаковым, консолидирующим событием, которое коснулось бы практически каждого этноса, каждого народа, который проживает в России», — сказал российский лидер.
    Путин посетовал на то, что далеко не все ещё понимают, в какой красивой стране живут, поэтому для многих было бы интересно познакомиться с народами и этносами, населяющими Россию. С полной стенограммой заседания Совета по межнациональным отношениям можно ознакомиться здесь.
    Автором идеи о создании федерального закона о российской нации, высказавшем данную инициативу В. Путину стал завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), бывший министр по делам национальностей Вячеслав Михайлов. Он предложил и название закона – «О российской нации и управлении межэтническими отношениями». Позже в интервью ТАСС он рассказал подробности своей инициативы.
    По мнению Михайлова, закон о российской нации и управлении межэтническими отношениями позволит на высшем уровне закрепить понятие российской нации как «политического согражданства» и определить цель развития государства. Михайлов указал на то, что в Конституции РФ понятие «многонациональный народ Российской Федерации» не расшифровано, каждый трактует его по-своему. «Одни считают, что это гражданская нация, другие — что это нация наций, многоэтнический народ», — пояснил он. – «При этом в утвержденной в 2012 году Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года уже есть такое понятие, как российская нация». По словам Михайлова, недостаток стратегии в том, что она ограничена временными рамками. «Я считаю, что от стратегии надо идти к закону о российской нации», — сказал Михайлов, указав, что в законодательстве разных стран есть понятие о нации, «например, британской, американской, французской».
    Учёный полагает, что закон обозначит «общегосударственную линию». «Это расшифровка понятия «российская нация» не только как «гражданская нация», но и как особый вид цивилизации. Когда мы говорим «российская нация», это согражданство в стране с четко очерченными границами». По словам Михайлова, в понятии «российская нация» «не присутствует никакого этнического начала, это чисто политическое согражданство». «Российская нация в данном случае — это объединение всех граждан. Мы соединяем гражданскую, политическую нацию с этническими сообществами», — считает он.

    Экспертные оценки

    Николай Стариков:

    «Исходя из той информации, которую озвучили в СМИ 31 октября, пока сложно говорить о том смысле, который будет вкладываться в закон о российской нации. Название достаточно широкое, поэтому нужно подождать наполнения этого закона каким-то смыслом. Но прежде, чем мы получим эту информацию, пройдёт какой-то временной промежуток. Поэтому сейчас мне хотелось бы изложить своё видение этой проблемы.
    На сегодняшний момент очевидно, что острота межнациональных отношений во многом спала – благодаря ситуации беспрецедентного внешнего давления на РФ, экономических санкций, попыток втягивания в войну, которые ощущает каждый гражданин России вне зависимости от своей национальности. Как только мы чувствуем, что на нас идёт накат, мы объединяемся. Очень хорошо, что это чувство, эту возможность, эту способность к объединению граждане нашего государства мы никоим образом не растеряли после крушения Советского Союза и по пути так называемых реформ. Это первое.
    Второе. Для того, чтобы понять, каким образом нам развивать наше государство, мы должны себе задать вопрос: каким образом оно складывалось? Для любого, кто непредвзято изучает исторические факты, очевидно, что Россия – это свободный союз евразийских народов, который сложился вокруг русского народа. Важны именно три составные части этого определения: свободный союз; евразийские народы; вокруг русского народа. Это значит, что русский народ, безусловно, является государствообразующим в РФ. Но при этом уникальность нашего государственного объединения заключается в том, что ни один нерусский народ (народность), входящий в состав Российской империи и Советского Союза, никогда не подвергался никакому истреблению, попыткам лишить его национальной идентичности. Это богатейшая мозаика, где каждая из частей одинаково ценна, и вместе они составляют ту палитру, которая является ценностью Русского мира. Это значит, что в паспортах граждан России должна появиться графа «национальность». Даже в Конституции у нас написано, что народ – многонациональный. Это соответствует тому, что мы с вами и без Конституции знаем. Но в паспорте гражданина мы с вами не можем написать и не можем прочитать национальность человека. В Советском Союзе это было. Стесняться тут нечего. Тем, кто говорит, что у нас есть межнациональные браки и кто-то будет затруднён в определении своей национальности, я хотел бы сказать, что не видел ни одного человека, который не знал бы своей национальности, даже если его родители относятся к двум различным этносам.
    Поэтому, на мой взгляд, та законодательная инициатива, которая была вчера озвучена – это попытка на новом уровне начать обозначение терминами, наполнение смыслом такого же понятия, каким когда-то было «многонациональный советский народ». Говорить о том, что советского народа не существовало – неправильно. Великая Победа 1945 года была осуществлена именно великим советским народом.
    Советские люди в подавляющем большинстве жили дружно и даже не думали о национальных проблемах. Нас заставили об этом думать после 1991 года, когда ряду малых народов внушили мысль об их подавлении русскими, а многие русские стали остро чувствовать ущемление своей национальной идентичности. В СССР же всё это было преодолено. Но совершенно непонятно, на каком идеологическом основании – если в современной России нет объявленного проекта будущего – собираются строить новое единство этносов в РФ?
    Ведь государственный проект, цивилизационный проект строит общность людей, называемая народом. А для того, чтобы этот народ сложился, должна быть некая база – общность взглядов, культуры, идеологии. Сегодня мы видим попытки строительства этого государственного проекта, стимулирования развития, наполнения проекта Русского мира определённым смыслом. И сложность этого процесса – именно в том, что отсутствует идеологическая база. До сих пор не сформулированы те идеи, которые Россия должна нести миру.
    Давайте вспомним свой собственный опыт, Российская империя была православной империей, которая несла определённые идеи окружающему пространству. И несла их достаточно успешно – достаточно посмотреть на географическую карту. Советский Союз тоже имел сверхидею, которую нёс окружающему пространству. А вот те идеи, которые сегодня должна нести миру Россия, до конца не сформулированы. Потому что идеи рыночной экономики, либеральных догм, прав человека, которые никак не коррелируются с обязанностями того же самого человека, абсолютно вторичны по отношению к тем же самым идеям, которые мы, к сожалению, почерпнули у наших американских и всевозможных других партнёров.
    Поэтому в Астрахани направление обозначено правильное, но к нашему государственному автомобилю ещё не прикрутили колёса, без которых ему очень сложно двинуться дальше. Можно, конечно, нести его на руках, но далеким и успешным такой путь передвижения в метафизическом пространстве быть не может. Поэтому я и сказал, что мы должны с вами сейчас подождать, дав возможность авторам идеи, которая была вчера высказана, предъявить обществу чуть больше, чем название того законопроекта, о котором идёт речь. Потому что он может прорывным, новым и действительно закладывающим фундамент той цивилизационной идеи, которую наше государство будет нести миру. Но, к сожалению, есть вероятность, что этого может не произойти.
    А не может ли быть посланием от России к остальному миру именно наше уникальное евразийское умение жить, не подавляя, умение жить в мире самым разным этносам и даже расам – то, что объединяет и советский опыт, и имперский опыт, и средневековый, и дохристианский опыт? Умение жить в мире имеет название. Это – справедливость. Именно справедливость всегда была начертана на знамёнах России. И мы должны вернуть её имя на наши современные знамёна. Кстати, именно потому сегодня Россия так популярна в мире, так высок рейтинг нашего национального лидера, что те действия, которые Россия осуществляет на внешнеполитической арене, как раз справедливы. Мы на стороне справедливости. Мы выступаем за сохранение международного законодательства, за его соблюдение, за невозможность для сильных по своему произволу грабить, уничтожать, бомбить слабых. Всё это вызывает серьёзный отклик в мире, потому что недостаток справедливости там остро ощущается. Наверное, высшая миссия России и есть донесение до всего мира идеи справедливости.
    Когда мы действуем в том ключе, который Божьим промыслом изначально заложен в смысл существования Российского государства, тогда у нас всё прекрасно получается, мы развиваемся. Как только мы пытаемся играть в чужие игры по чужим правилам, у нас наступает сложный период нашей истории. Я думаю, что должны быть предприняты все усилия для того, чтобы наполнить этот новый законодательный акт необходимым для развития государства смыслом. Также мы должны помнить не только российский опыт, который, безусловно, богатый, но и общемировой. Давайте вспомним, каким образом развивались государства и каким образом они приходили в упадок.
    Далеко ходить за примерами не надо, можно вспомнить Византию. Когда в Восточной Римской империи все были ромеями, когда был сверхидея Православия, – государство развивалось, крепло и не только оставалось на плаву, но прекрасно существовало на протяжении многих веков в отличие от разрушенной Западной Римской империи. Как только начались межнациональные конфликты, как только внутри себя ромеи начали делиться на греков, армян, италиков, сирийцев, евреев, славян и так далее, государство было разрушено, и это достаточно печально сказалось практически на всех народах, которые входили в тогдашнюю Восточную Римскую империю. Точно то же мы видим и на примере Советского Союза, и Российской империи. Как только начиналось деление на национальные анклавы, государство разрушалось, ослабевало и распадалось. Здесь можно долго дискутировать над тем: что было первично: сначала распад государства, а потом всплеск националистических настроений или наоборот, но лично для меня очевидно, что если бы историческая общность «советский народ» была так же сильна в 1985-м, как в 1945-м, государство не могло бы распасться. Поэтому сначала бьют по этническому единству, потом неизбежно начинается разрушение государства.
    Подводя итог, хочу сказать, что авторы идеи о создания закона о российской нации понимают то, что произошло с Советским Союзом. И именно поэтому они пытаются сегодня создать новую общность, которая, безусловно, существует, но ещё не до конца выражена в тех смыслах, которые сегодня требуются. Поэтому надо приложить все усилия для того, чтобы эти смыслы появились, и тогда под наш государственный автомобиль нам удастся прикрутить колёса, необходимые для его движения вперёд.»

  10. Kajira Ответить

    В чем суть-то?
    Нас хотят превратить в кого-то типа американцев в США?
    Типа неважно русский ты или азербайджанец, или дагестанец, или татарин, если имеешь гражданство РФ, значит ты россиянин, значит тоже русский?
    Надеюсь, закон не определит, что де все, кто имеет паспорт РФ – это русские?
    ИБО:
    Если да, то это бред и откровенный геноцид.
    Если нет, то зачем нужен этот закон?
    (в то, что закон наоборот выделит русских в какую-то именно нацию с какими-то привилегиями верить не приходится, да и не нужно это по-моему)
    Если этот закон такой, о чем думаю, то пидец какой-то.
    Попробуйте наоборот, приехать в Таджикистан, Татарстан или Дагестан или Чечню, Абхязию, Азербайджан и тд. и сказать татарину, дагестанцу, чеченцу и тд,
    что их нация теперь включает в себя всех, кто живет в их стране: да я русский вроде бы, но т.к. я у тебя живу, считай, что я мусульманин, я такой же как ты или наоборот ты такой же как я, ты православный и тд.
    Ну бред же, что пдц какой лютый. Главное, что в реальности это мало что изменит именно в отношениях между людьми, между нациями. Т.к. взаимное уважение законами не насаждается (насильно мил не будешь). У каждого народа есть люди достойные уважения, но отдельные нации четко закрепили за собой не благожелательный имидж и законами исправить это нельзя.
    Поэтому эмоции надо отложить всторону. Закон – это механизм, правило. Если кто-то вводит его, значит делается это для чего-то конкретного, но точно не для того, чтобы вызвать бурю эмоций в виде волны патриотизма по-моему.
    Как вариант, можно предположить, что мы на краю большого шухера и например, дабы снискать больше народных масс в свои союзники, вплоть до защитников отечества ребятам из соседних республик этим законом как бы скажут, что типа они тоже россияне или могут ими очень легко стать. Но я например, в ребят таджиков, итак верю, что они встанут вместе с нами, может не все, но многие, за узбеков не скажу, хотя ничто не мешает в случае чего свалить им всем к себе на родину, со словами: ну что, теперь попробуйте без “чурок” обойтись.
    Это сообщение отредактировал dnaquest – 31.10.2016 – 20:53

  11. Gravelbrand Ответить

    Кому нужен “закон о российской нации”
    Путину понравилась идея написать закон о российской нации
    СМИ России: законом о российской нации Путин заигрывает с электоратом
    Сразу после совета он дал и поручение: до 1 августа 2017 года депутаты и эксперты должны были “представить предложения о подготовке проекта нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)”.

    Нации против

    Против идеи сразу же выступили главы национальных республик. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов заявил, что “закон о создании нации в природе существовать не может, он не принят фактически ни в одном государстве мира”.
    Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин говорил, что “за подобным поиском терминов они [национальные республики] потеряют свою самобытность, идентичность своего народа”.
    По словам замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимира Зорина, негативно отозвались об идее в Поволжье, в Якутии и на Северном Кавказе.
    “Национальные республики увидели [в названии] опасность в том, что будут какие-то преференции титульной нации, но это бред, такого не может быть. Негатив высказывался по названию, а не по сути”, – сказал Русской службе Би-би-си глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов.
    Идею раскритиковали даже в Русской православной церкви. Зампредседателя синодального Отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Александр Щипков в своей статье написал, что “прием данной концепции [российской нации] приведет к реализации доктрины “мира как сообщества регионов” и распаду единых национальных пространств Российской Федерации”.

    Сменить вывеску

    В итоге депутаты, эксперты и чиновники, принимавшие участие в обсуждении закона, решили вовсе отказаться от слов о “российской нации” и заявленного законопроекта. Специальная рабочая группа при президентском совете по межнациональным отношениям получила слишком много негативных отзывов о таком названии и о самом понятии “российской нации”, объяснял ее руководитель, академик РАН Валерий Тишков “Коммерсанту”.
    “Я не знаю, как будет называться, но точно не первоначальный вариант. Он вызвал большой резонанс, а закон должен, наоборот, убирать острые углы”, – сказал тогда руководитель ФАДН Баринов Интерфаксу.
    В итоге рабочая группа написала проект, который называется “Об основах государственной национальной политики” в России.
    Итоговый документ, подготовленный рабочей группой, состоит из 18 страниц и называется “Концепция правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)”.
    Русская служба Би-би-си ознакомилась с текстом проекта. В нем в общих чертах описаны цели и задачи государственной национальной политики, ее субъекты и полномочия госорганов.
    Под “российской нацией” авторы концепции понимают “сообщество народов Российской Федерации, граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою историческую и гражданскую общность (идентичность), политико-правовую связь с российским государством и российской культурой (согражданство)”.
    Среди целей государственной национальной политики, согласно документу, указаны обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности и языка, а также укрепление общероссийского гражданского самосознания (идентичности).

    Президенту не покажут

    Но обсуждение даже этого, нейтрального по названию, документа, пока решено отложить.
    Главной темой совета по межнациональным отношениям 20 июня станет реализация стратегии национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на региональном и муниципальном уровнях, говорится на сайте Кремля.
    Руководитель рабочей группы по “закону о российской нации” академик Тишков выступать не будет, рассказал он сам Русской службе Би-би-си. По его словам, тема “закона о российской нации” в повестке заседания с Путиным не стоит.
    “Президенту будет доложено о том, что рабочая группа подготовила предложения, но показывать то, что они написали, ему не будут. Это не юридический документ, а просто реферат”, – говорит собеседник Русской службы Би-би-си, участвовавший в разработке проекта.
    По его словам, дальше работать над неким нормативным актом будут правительство и администрация президента, но основная работа пройдет уже после президентских выборов 2018 года.
    “Никто до президентских выборов этот законопроект вносить не будет. Все приняли такое решение. Его сейчас положат под сукно, президенту доложат, что надо проработать, и все. До выборов будоражить этот вопрос не будет”, – уверен собеседник Русской службы Би-би-си.
    Откладывание темы российской нации связано с исправлением ошибок, считает первый зампредседателя комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин (КПРФ).
    “Какая-то группа подбросила эту идею в надежде, что она будет развиваться, и он [Путин] будет делать в том числе на ней избирательную кампанию – тема общеобъединяющей нации вокруг президента. Теперь они [администрация президента] мягко откатывают эту тему назад”, – сказал Рашкин Русской службе Би-би-си.
    “Они же не могут сказать, что президент сказал что-то, что не проработано. Поэтому все говорят, что будет закон о государственной национальной политике, а это совсем другое. А это все уже было – была стратегия национальной политики и т.д. Предложение президента не прошло”, – добавил он.
    Идея отложить эту тему на время после президентских выборов логична, считает политолог Аббас Галлямов. “Это исправление собственных ошибок. Эту тему вообще не надо было поднимать, объективного повода для этого не было. По теме национальностей всегда кто-то будет недоволен, это проблемы на ровном месте”, – рассуждает эксперт.
    По словам Галлямова, накануне выборов и так есть протестные настроения по социально-экономическим вопросам. “А поднимать тему межнациональных отношений лучше, когда нет роста протестных настроений, иначе люди будут канализировать свое недовольство через эту тему”, – полагает политолог.

  12. OneGuy Ответить


    Не существующий пока даже в проекте закон «о российской нации» вызвал столь резкую критику, что его уже решено переименовать. Такая реакция отнюдь не случайна, поскольку законопроект затрагивает основы национально-государственного устройства страны и вскрывает глубинные пласты исторического и этнического самосознания, которые власти долгое время предпочитали не трогать.
    На заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани 31 октября прошлого года разработать такой закон предложил завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов. В интервью ТАСС он пояснил, что цель принятия нового закона заключается в том, чтобы «на высшем уровне закрепить понятие российской нации как «политического согражданства» и определить цель развития государства». Побудительным мотивом для разработки законопроекта стало отсутствие понятия «российская нация» в конституции РФ, где использован термин «многонациональный народ», единой трактовки которого нет. При этом в «Стратегии государственной национальной политики до 2025 года» такое понятие есть, но время действия этого документа ограничено, тогда как закон будет действовать постоянно.
    Содержание нового закона формулируется пока его инициатором довольно размыто, но ясно, что «российская нация» будет внеэтнической. По словам В. Михайлова, закон должен обозначить «общегосударственную линию» и расшифровать сам термин «российская нация» не только в качестве гражданской нации, но и «особого вида цивилизации».
    «Когда мы говорим «российская нация», это согражданство в стране с четко очерченными границами», – считает он. При этом понятие нации в законе будет чисто политическим и не предусматривает никакого этнического наполнения.

    «Российская нация в данном случае – это объединение всех граждан, – пояснил он. – Мы соединяем гражданскую, политическую нацию с этническими сообществами».
    Каким образом это соединение должно произойти, из текста интервью не ясно, но, судя по планам изменить преамбулу конституции, которая должна звучать как «Мы, многонациональный народ (российская нация)», методы будут всеобъемлющими.
    В думской фракции «Единой России» поспешили заявить, что закон крайне нужен и важен, так как позволит укрепить национальное единство государства. «Единство российской нации – основа внутренней прочности России, – заявил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Николай Панков. – Мы видим сегодня, как во многих странах возрождаются и начинают диктовать свою политику националистические организации. Возрастает нетерпимость к чужому мнению, повторяются ошибки прошлого». По словам вице-спикера Госдумы Ирины Яровой «единство российской нации – это самое главное историческое достояние и преимущество России», а российский народ, «для которого вера и справедливость, достоинство и солидарность являются непреходящими ценностями, отстаивает и защищает ценности мира, равной и неделимой безопасности, достоинства и честности, национального суверенитета».
    Безусловно, укрепление национального единства, да еще и в условиях самого острого за последние тридцать лет противостояния с Западом, крайне актуально. Но вопрос в том, позволит ли новый закон действительно укрепить национальное единство, пусть и в его политической трактовке как общности всех граждан России независимо от их этнической и религиозной принадлежности, или же, напротив, станет спусковым крючком для процессов, которые будут развиваться в совершенно противоположном направлении?

    Сам по себе закон, даже самый идеальный, укрепить национальное единство не может, поскольку оно относится к ментально-психологической, а не юридической сфере. Нельзя заставить людей объединиться вокруг какой-то идеи, если они сами того не захотят и у них не будет для этого побудительных мотивов.
    С национальным единством еще сложнее, поскольку оно затрагивает целый пласт крайне чувствительных для людей моментов, связанных с их происхождением, языком, верой (или ее отсутствием), индивидуальным и коллективным сознанием, вобравшим исторический опыт предыдущих поколений.
    Экспертное сообщество, а также целый ряд общественных и религиозных организаций оптимизма по поводу закона не разделяют. Идея его принятия была встречена ими крайне настороженно. Законопроект, по их мнению, представляет для России большую опасность, поскольку способен взорвать ее изнутри, вновь сделав одним из главных пунктов внутриполитической повестки дня национальный вопрос.
    Многие эксперты отмечают советский, по сути, подход инициатора принятия нового закона к национальным проблемам. Если в СССР официально в качестве наднациональной общности существовал «советский народ», то В. Михайлов предлагает сделать нечто похожее, назвав его «российской нацией». «В законе практически нет реального содержания, – отметил в интервью Русской службе BBC доцент Школы философии Высшей школы экономики Кирилл Мартынов, – либо вы даете этническую интерпретацию российской нации, и тогда она определяется как православная с приоритетом русского этноса, либо вы даете гражданскую интерпретацию российской нации, тогда вы возвращаетесь к Конституции с ее словами о многонациональном народе и у вас нет пространства для маневра – нельзя сказать, что русская культура может иметь приоритет над другими культурами, раз уж у нас многонациональный народ». По его словам, «нации невозможно зафиксировать по указу сверху… [Инициатива] звучит абсурдно: это общественный договор наоборот, будто не нация создает государство, а государство кует нацию».
    Историк и социолог А.И. Фурсов в интервью телеканалу «День» саму идею принятия такого закона оценил словами лидера партии кадетов П.Н. Милюкова, произнесенными им на заседании Государственной Думы 1 (14) ноября 1916 г: «Глупость или измена?». Фурсов напомнил, что в СССР уже пытались создать «новую историческую общность» – советский народ, но «советскость» при этом довольно органично легла на русских, отчасти – белорусов и русское население восточной части Украинской ССР, которая Украиной никогда не являлась. Однако на национальной периферии – в Прибалтике, Закавказье, Средней Азии, как показали события поздней перестройки и 1990-х, никакой «советскости» не было, там ее воспринимали как «русскость». Сейчас предпринимается попытка наступить на те же грабли, только в худшей ситуации. В этой идее заложена бомба замедленного действия, поскольку если речь идет о русской нации, то внутри ее никаких делений быть не может, а в «российской нации», помимо татар, башкир и других этносов, могут появиться и русские субэтносы, такие как поморы, сибиряки, казаки и т.п. На Западе идея «политической нации» в Европе и «плавильного котла» в США рушится на наших глазах, и заимствовать их негативный опыт России нет никакого смысла.
    По мнению публициста Егора Холмогорова, последствия такого закона будут только негативные. «Ни к чему хорошему это не приведет, – заявил он в интервью Русской службе BBC, – у нас в Конституции записано, что Россия – многонациональная страна, где множество наций, и среди них – русская, которая это государство создала, и существуют другие, которые, с разной степенью добровольности, в состав его вошли, существуют определенные отношения между ними: и национальные автономии, и процессы ассимиляции, и, к сожалению, проявления сепаратизма, когда в 90-е русских убивали, а сейчас – мягко выдавливают из некоторых регионов.

    И сейчас единственное, на чем может строиться государство, – это то, что абсолютное большинство жителей абсолютного большинства регионов – русские, будь то бывший немецкий Калининград или некогда японский Южно-Сахалинск.
    Фактически предлагается: давайте все свалим в один котел, объявим его российской нацией, и будем ее строить. Но непонятно, на какой основе ее строить – чисто логически, строить надо на русской основе, как на основе большинства населения, а если на какой-то нейтральной, – то существует опасность, что русских искусственно отделят от корней».
    Против принятия закона выступила и Русская православная церковь. Руководитель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, выступая на заседании рабочей группы, по данным «Коммерсанта», отметил объединяющую роль русского народа, языка и культуры. Кроме того, закон о «российской нации», по его мнению, будет противоречить концепции «Русского мира», который объединяет всех русских, а не только тех из них, кто живет в России.
    На закон «о российской нации» негативно отреагировали и в национальных республиках РФ. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов заявил, что такой закон «в природе существовать не может», поскольку формирование наций – «объективный исторический процесс», а закон лишь регулирует общественные отношения. Взамен он предложил разработать «меморандум о российской нации, декларацию, комплексную программу развития межнациональных отношений», отметив, что формирование российской нации не отменяет самобытность других народов РФ. Депутат Госсовета Чувашии Виктор Ильин подготовку закона расценил как попытку нарушения 3-й статьи Конституции РФ, гласящей, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Против закона выступил и глава комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев, заявивший, что правовая база для национальной политики в РФ уже существует.
    Фактически национальные республики выступили против основной идеи закона, которая заключается в политическом «объединении» всех народов РФ в рамках единой гражданской нации, расценив ее как покушение на свои права и стремление нивелировать этнокультурные различия между народами России.
    Примечательно, что идею закона раскритиковало даже государственное информагентство РИА «Новости». «Общенациональное единство в нашей стране, как мне это видится, уже формируется и будет далее формироваться многоступенчато, – отмечает его обозреватель Михаил Демурин, – то есть не путём объединения отдельных представителей различных населяющих её народов в некую безнациональную общность (такая общность была бы химерой), а на межэтнической основе».
    Неожиданным результатом дискуссии стало предложение разработать закон о государствообразующей роли русского народа, которая в Конституции и других нормативно-правовых актах РФ сейчас никак не отображена. Так, член комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации этноконфессиональных отношений протоиерей Всеволод Чаплин предложил «снять разделение между элитой и народами и начать в обществе открытую дискуссию по основным проблемам», к которым он относит и вопрос о государствообразующей роли русского народа. Для этого предлагается принять не один, а сразу два закона – о российской нации и русском народе.
    «Нужно начинать с четкого, возможно, юридического определения места русского народа в структуре российской государственности, – заявил телеканалу «Царьград» Егор Холмогоров, – Когда это место будет определено и юридически закреплено, то от этой точки отсчета можно будет двигаться к законодательным определениям национальной политики». Иначе «… мы придем к серьезному внутреннему этническому кризису, когда будет нанесен ущерб русскому народу, в то время как на окраинах только возрастет сепаратизм». С необходимостью правового закрепления державообразующего статуса русских согласен и А.И. Фурсов.
    В идее «российской нации» действительно очень многое напоминает о «советском народе», и сходство это отнюдь не случайно. Достаточно вспомнить о том, что инициатор принятия закона В. Михайлов в прошлом – кадровый работник аппарата ЦК КПСС и специалист по истории КПСС. Тема его кандидатской диссертации – «Деятельность партийных организаций западных областей Украины по интернациональному воспитанию населения», докторской – «Деятельность КПСС по формированию и углублению интернационалистского сознания трудящихся западных областей Украины (1939 –1981 гг.)». Идея «советского народа», который в модернизированном виде можно назвать «российской нацией», из этой научной проблематики вытекает совершенно логичным образом. При этом интернациональное воспитание КПСС трудящихся западных регионов Украины, как известно, окончилось полным крахом, а его плоды отчасти можно наблюдать сегодня на Донбассе.
    Внедрение «в массы» идеи «российской нации» неизбежно будет подрывать национально-государственное устройство России, доставшееся ей в наследство от СССР.
    Дело в том, что русские как основной, государствообразующий народ РФ фактически не имеют сегодня своей «этнической» территории. В составе федерации есть национальные республики и «внеэтнические» края и области, которые носят «географические названия» (Курская, Орловская области, Приморский край и т.п.). Схожая ситуация была и в СССР, где его «становой хребет» – РСФСР – имела гораздо меньше прав, чем другие союзные республики, и являлась по отношению к ним главным экономическим донором. Весь постсоветский период эту ситуацию трогать просто боялись из опасений еще более обострить национальные отношения, которые в отдельных регионах и так были далеки от спокойных.
    Неудивительно, что сразу после «вброса» идеи о «российской нации» со стороны русских зазвучали требования принять аналогичный закон о русском народе, а со стороны национальных республик – не ломать существующую ситуацию и не трогать их этническую идентичность.

    В итоге закон, который было решено переименовать и назвать «Об основах государственной национальной политики», может привести совсем не к тем последствиям, на которые рассчитывали его разработчики. При этом тугой узел этнонациональных и этнорегиональных проблем в России остается, и, если она не хочет повторить судьбу СССР, потребует в будущем своего разрешения.
    Специально для «Столетия»
    Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.

  13. Kelenin Ответить

    Президент России Владимир Путин предложил поработать над созданием закона о российской нации. Об этом в понедельник, 31 октября, он заявил на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани, передает корреспондент «Ленты.ру».
    «Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать — это прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать — это закон о российской нации», — сказал глава государства.
    Путин предположил, что основой для закона может стать стратегия по развитию национальных отношений в России. «Нашу стратегию, которую мы с вами вместе вырабатывали, ее и преобразовывать — но только над этим нужно поработать тоже как следует», — пояснил он.
    Также президент поддержал идею провести год единства российской нации, однако отметил, что его нужно выбрать так, чтобы он не пересекался с уже объявленными.
    Еще в 2012 году Путин в послании Федеральному собранию говорил о «духовных скрепах», — после этого выражение вошло в обиход. «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи», — на эту фразу обратили внимание представители СМИ. Термин «духовные скрепы» использовали в своих работах российские государственные деятели и философы 1920-х годов.

  14. JoJokazahn Ответить

    Российскую нацию хотят объединить законодательно. Документ должен включать стратегию развития национальных отношений в РФ.
    В России может появиться закон о российской нации. Президент Владимир Путин поддержал такое предложение на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани. Глава государства предположил, что основой для закона может стать стратегия по развитию национальных отношений в России. При этом он отметил, что можно столкнуться с определенными сложностями при реализации идеи, поскольку будут противоречия с законом о традиционных религиях. Он также отметил, что к традиционной религии относится буддизм, но государственности у буддистов нет, но при этом есть иудаизм с государственностью.
    Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле предпочитают не развивать тему закона о единой нации до проработки ее экспертами. «Это пока выдвинуто как идея, которая была поддержана главой государства, и сейчас я не стал бы вдаваться в подробности. Давайте подождем, когда эксперты наработают эту тему», — сказал Песков.

    Пока сложно сказать, что из себя в юридическом контексте будет представлять закон о российской нации, однако, наверняка в законе будет дано четкое понятие о российской идентичности: что граждане РФ составляют единый социум с учетом их культурных ценностей и традиций, считает политолог, член экспертного совета Министерства по делам национальностей республики Северная Осетия – Алания Игорь Дулаев. По словам собеседника издания «Колокол России», сегодня можно говорить о сформировавшейся российской нации, в которую входят разные народы со своей этнографической идентичностью и объединенные общей территорией.

    «Когда мы говорим о российской идентичности: речь идет о демотическом подходе, когда, люди, проживающие на определенной территории составляют этнос. К примеру – осетины – это люди, проживающие на территории Осетии независимо от их национальности. Точно также: осетин, проживающий в Москве, не будет являться для меня членом моего социума, осетинской общности», – пояснил эксперт.
    «Несмотря на то, что Россия достаточно успешно проводит борьбу с международным терроризмом, по-прежнему есть угроза российской нации с идеологической, радикальной стороны. Кроме этого, есть угроза внутри самой России, которая возникает из-за ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране. При этом, – по мнению Игоря Дулаева, – несмотря на то, что Россия больше принадлежит к западной цивилизации, какие-то вещи и ценности для развития нашей страны на сегодняшнем этапе недопустимы. Поэтому российской нации со стороны Запада также есть определенная угроза. Сегодня очень важно знать, какие шаги государство будет предпринимать для защиты российской идентичности, которая включает в себя социальную психологию и культуру».

    Россия многонациональная страна, где проживает много национальностей, поэтому закон о российской национальности будет защищать не отдельную какую-то нацию, а всю российскую идентичность в целом, полагает политолог, глава Центра кавказоведения при МГУ Исмаил Агакишиев. При этом, как отметил собеседник издания «Колокол России», не стоит забывать, что государствообразующим народом был и остается русский народ, что необходимо как-то закрепить.

    Актуальность этого закона будет в том случае, если в современном понимании будет преодолена ущербность понятия русская нация. При этом русская нация должна стать стрежневой, основополагающей и государствообразующей, считает президент культурно-просветительского сообщества «Переправа», постоянный член Изборского клуба Александр Нотин. По мнению собеседника издания «Колокол России», сегодня это самый уязвимый момент, и если это не восстановить: не будет гармонии власти, общества и народа.
    «Русская нация от крещения Руси и до настоящего времени всегда стояла особняком, при этом интересы других наций и конфессий никогда не были ущемлены, а наоборот – только усиливала их. И если мусульманские народы могут прислониться к русскому народу, чувствуя себя в безопасности за счет православного народа, и продолжая собственное идентичное развитие, то русская, православная нация не может прирасти к другим конфессиям. Сегодня понятие русский: означает не наличие записи в паспорте или русские корни и кровь. Русским считается тот, кто внутри себя считает русским по принадлежности к нашей истории, памяти и земле. Поэтому в этом смысле слово русский не должно быть оскорбительным, так как, несет огромную смысловую нагрузку»», – резюмировал эксперт.
    Понятие российской нации выглядит несколько сомнительно и не совсем понятно, что подразумевается под этим понятием, считает политолог Александр Нотин. По его словам, есть российское общество, однако, в стране, где проживает более 200 национальной и 20 конфессий не может быть российской нации. Если вводить такое понятие и принимать закон о российской нации в обществе может произойти еще более запутанная ситуация, которая не приведет ни к чему хорошему.
    Между тем, кроме обсуждения закона о российской нации, на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани также прозвучало предложение провести в России Год единства российской нации. По словам Владимира Путина, это стало бы «знаковым консолидирующим событием, которое коснулось бы практически каждого этноса, каждого народа, который проживает в России».
    Анатолий Молчанов
    Фото: РИА Новости. Михаил Климентьев

  15. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *