Руководящая и направляющая роль в обществе кпсс как ядра политической системы была закреплена в?

10 ответов на вопрос “Руководящая и направляющая роль в обществе кпсс как ядра политической системы была закреплена в?”

  1. Пират Ответить

    Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
    Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР “.
    Борьба за отмену или изменение 6-й статьи союзной Конституции развернулась на I Съезде народных депутатов, который начал свою работу 25 мая 1989 года. В острых прениях на съезде сформировалось два направления сторонников перестройки – умеренное, во главе с Михаилом Горбачевым, и радикальное, в виде возникшей Межрегиональной депутатской группы (МДГ), сопредседателями которой стали Юрий Афанасьев, Гавриил Попов, Борис Ельцин, Виктор Пальм и Андрей Сахаров. Члены Межрегиональной группы возглавили растущую в стране оппозицию власти и потребовали полного уничтожения советской политической системы.
    На съезде они требуют отменить 6 статью Конституции, закрепляющую руководящую роль КПСС, и признать политический плюрализм, внедрить рыночные механизмы в экономику, деидеологизировать управление и т.п.
    Рупором радикального направления стали журнал Огонек”, газеты “Московские новости”, “Московский комсомолец”, “Аргументы и факты”.
    Одним из инициаторов кампании за отмену 6-й статьи Конституции СССР был Андрей Дмитриевич Сахаров. Став одним из сопредседателей МДГ, именно он настоял на том, чтобы включить требование отмены 6-й статьи в программные документы “межрегионалки”.
    Позже отмену 6-й статьи стали называть “поправкой депутата Сахарова”.
    На II Съезде народных депутатов СССР, который открылся 12 декабря 1989 года, 6-я статья вызвала бурную полемику. Перед открытием Съезда МДГ обратилась с призывом к всеобщей политической забастовке в поддержку требований об отмене 6?й статьи. На первом утреннем заседании выступил Андрей Дмитриевич Сахаров с требованием включить в повестку дня вопрос о 6-й статье Конституции.
    Но большинство на Съезде отказалось включить вопрос в повестку дня. Михаилу Горбачеву удалось уговорить депутатов вообще не обсуждать вопрос о 6?й статье Конституции.
    4 февраля 1990 года в Москве прошли массовые митинги, на улицы столицы вышло по меньшей мере 200 тысяч человек. Это была самая мощная и хорошо подготовленная акция протеста, главным лозунгом которой стало требование отменить 6-ю статью Конституции СССР.
    На другой день – 5 февраля 1990 года состоялся расширенный пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС и установлении многопартийной системы.
    Анатолий Собчак так писал об этом событии: “Практически все, выступавшие на том пленуме, негативно отнеслись к предложению генсека об отмене 6-й статьи. Более того – в самых резких тонах клеймили “так называемых демократов”, говорили о дискредитации партии и социализма и были настроены весьма решительно. А потом так же единодушно проголосовали за”.
    Согласно решению Пленума ЦК КПСС, на III Внеочередном съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) “в порядке законодательной инициативы” был внесен проект “Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам политической системы (статьи 6 и 7 Конституции СССР)”.
    14 марта 1990 года был принят закон “Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР”.
    Статья 6-я Конституции была изложена в следующей редакции: “Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами”.
    Вместо обычного для советской системы “коллегиального главы государства” – Президиума ВС СССР, был учрежден пост Президента СССР с большими полномочиями. Он был и Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности председателя правительства СССР, Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР.
    Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию с ВС СССР. Поначалу был создан и Президентский совет, который был упразднен в ноябре 1990 года ввиду неработоспособности.
    Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Решения этого Совета принимались большинством не менее двух третей голосов.
    Хотя по Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, но в первый раз “в порядке исключения” он был избран народными депутатами СССР.
    20 марта 1991 года был принят закон, по которому упразднялся Совет Министров СССР и создавалось правительство нового типа – Кабинет Министров СССР при Президенте, с более низким статусом и более узкими функциями, нежели традиционный Совмин.
    Отмена 6-й статьи Конституции СССР фактически санкционировала создание других политических партий. К этому времени их было в стране немало. Видное место среди них занимали партии демократической ориентации – Крестьянская, Аграрная, Народная, Демократическая партии России. Они выступали за создание правового государства, проведение экономических и политических реформ.
    В октябре 1990 года был принят закон СССР “Об общественных объединениях”, признавший наличие в стране многопартийности.
    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

  2. Gum Ответить

    Введение 2

    Глава 1. Исторический аспект принятия Конституции 1977 г. 4

    1.1
    Причина разработки новой Конституции
    4
    1.2
    Процесс создания Конституции 1977 гг.
    9

    Глава 2. Характеристика Конституции 1977 г. 13

    2.1
    Новеллы и структура Конституции 1977
    г.
    13
    Заключение 18
    Литература 29

    Введение

    Конституция 1977 г. вошла в историю как
    “Конституция развитого социализма”.
    Была принята на внеочередной сессии
    Верховного Совета СССР девятого созыва
    7 октября 1977 г. Конституция состояла из
    преамбулы (введения), 9-ти разделов, 21
    главы, 174 статей. В преамбуле в обобщенном
    виде был оценен исторический путь,
    пройденный советским обществом за 60
    лет после победы Октябрьской революции,
    дана характеристика советского общества
    как “развитого социалистического
    общества, как закономерного этапа на
    пути к коммунизму”. В разделе I “Основы
    общественного строя и политики СССР”
    были закреплены общие принципы
    социалистического строя и основные
    черты развитого социалистического
    общества. В разделе I в первой главе
    “Политическая система” зафиксировано,
    что СССР “есть социалистическое
    общенародное государство, выражающее
    волю и интересы рабочих, крестьян,
    интеллигенции, трудящихся всех наций
    и народностей страны”. В статье 6
    раздела I законодательно закреплялась
    руководящая и направляющая роль КПСС,
    являвшейся ядром политической системы
    развитого социалистического общества.
    Законодательно закреплялась важная
    роль в политической системе общества
    профсоюзов, комсомола и других массовых
    общественных организаций. В главе второй
    “Экономическая система” было
    зафиксировано, что основу экономической
    системы СССР составляет социалистическая
    собственность на средства производства,
    существующая в двух формах: государственная
    (общенародная) и колхозно-кооперативная.
    В третьей главе “Социальное развитие
    и культура” определялось, что социальной
    основой СССР является нерушимый союз
    рабочих, крестьян и интеллигенции. В
    разделе II Конституции “Государство
    и личность” содержались права и
    свободы граждан. Полностью сохранив
    права и свободы, гарантированные
    советскому народу Конституцией 1936 г.,
    новая Конституция расширила перечень
    прав и свобод советских граждан. В
    частности к числу политических прав и
    свобод были добавлены: право участвовать
    в управлении государственными и
    общественными делами, в обсуждении и
    принятии законов и решений
    общегосударственного и местного
    значения; право вносить в государственные
    органы и общественные организации
    предложения об улучшении их деятельности,
    критиковать недостатки в их работе;
    право на судебную защиту от посягательств
    на честь и достоинство, жизнь и здоровье,
    на личную свободу и имущество и др.
    Раздел III Конституции был посвящен
    национально-государственному устройству
    СССР. В нем были сохранены принципы
    федеративного устройства СССР. Новая
    Конституция усиливала гарантию прав
    суверенных республик. Конституция
    закрепила широкие права за депутатами
    Советов, являвшихся “полномочными
    представителями народа в Советах
    народных депутатов”.

    Глава 1. Исторический аспект принятия Конституции 1977 г.

    1.1 Причина разработки новой Конституции

    Главную причину и необходимость
    разработки новой Конституции, по нашему
    мнению, следует связать с существенным
    изменением политического режима в
    стране. Чуть далее будет назван целый
    ряд официально объявленных предпосылок
    появления новой Конституции (с нашими
    комментариями), однако основной все же
    можно назвать именно эту. Хотя общество
    по-прежнему оставалось строго
    организованным на условиях руководства
    им со стороны одной политической партии,
    оно уже встало на путь освобождения от
    режима личной власти, произвола,
    беззакония и всеобъемлющего страха –
    режима, публично осужденного прежде
    всего самой правящей партией.
    Кстати, именно тогда, когда шаги, сделанные
    в этом направлении, закрепили необходимые
    результаты и стало очевидным, что режим
    в прежнем страшном виде уже не будет
    реставрирован (у нового руководства
    хватало своих ошибок и перекосов, но
    этот итог был очевиден), встал вопрос о
    разработке новой Конституции и была
    образована Конституционная комиссия.
    Заслушав и обсудив доклад первого
    секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета
    Министров СССР Н.С. Хрущева, Верховный
    Совет СССР постановлением от 25 апреля
    1962 г. решил “образовать комиссию для
    подготовки проекта новой Конституции
    СССР” и утвердил ее состав во главе
    с Н.С. Хрущевым. 1Естественно, с приходом на руководящие
    посты Л.И. Брежнева он стал Председателем
    Конституционной комиссии (постановление
    Верховного Совета СССР от 11 декабря
    1964 г). Состав ее несколько раз
    корректировался, но принцип формирования
    оставался неизменным – в комиссию входили
    первые лица союзного партийного и
    государственного руководства, а также
    представители от союзных республик,
    автономных республик, автономных
    областей, национальных округов, от
    различных слоев общества – рабочих,
    крестьян, науки, просвещения и т.д.
    При разработке проекта Конституции все
    уперлось в то, какое общество мы имеем
    или строим на новом этапе. Оставаться
    на позициях диктатуры пролетариата,
    как сущности общества и власти, было
    невозможно: никакой “классовой борьбы”
    уже не было, поэтому отдавать приоритеты
    в обществе и государстве одним социальным
    слоям и считать другие как бы стоящими
    на втором плане – уже не имелось даже
    надуманных оснований.
    Чтобы отойти от прежних догм и создать
    новую концепцию общества (иначе говоря,
    новые догмы), требовалось время. Как
    известно, родилась теория зрелого,
    развитого социалистического общества.
    И только тогда, когда она была создана
    (а на это ушло около 15 лет), разработка
    проекта Конституции пошла более быстрыми
    темпами. Как отмечал один из непосредственных
    участников подготовки Конституции СССР
    1977 г. на последнем этапе А.И. Лукьянов,
    разработка проекта Конституции проходила
    в период завершения строительства
    зрелого социализма. Это заняло сравнительно
    продолжительный промежуток времени:
    отдельные черты зрелого социализма
    постепенно приобретали комплексный,
    всеобъемлющий характер. Потребовались
    глубокое теоретическое осмысление
    нового этапа развития социалистического
    общества, разработка партией концепции
    зрелого социализма. Без такой концепции
    нельзя было создать принципиально новый
    Основной Закон.
    В чем же более детально виделись черты
    созданного общества, а следовательно
    – причины принятия новой Конституции:
    1) Экономические предпосылки нового
    Основного Закона его создатели видели
    в следующем: в Конституции 1936 г.
    указывалось, что экономическую основу
    СССР составляют социалистическая
    система хозяйства и социалистическая
    собственность, утвердившиеся в результате
    ликвидации капиталистической системы
    хозяйства и отмены частной собственности.
    Теперь же социализм развивается на
    своей собственной экономической основе.
    Развитие экономики страны характеризуется:
    безраздельным господством социалистической
    собственности, высоким уровнем технической
    оснащенности народного хозяйства,
    использованием достижений научно-технической
    революции, превращением экономики СССР
    в единый мощный народнохозяйственный
    организм.
    2) В социальной структуре общества
    определяющими при подготовке Конституции
    стали такие позиции: сохранение за
    рабочим классом положения ведущей силы
    общества, рост его численности (1936 г. –
    1/3, 1977 г. – 2/3 населения страны), это –
    десятки миллионов образованных,
    технически грамотных, политически
    зрелых людей, активность которых и
    участие в управлении государством
    значительно возросли; изменилось и
    колхозное крестьянство, современный
    крестьянин родился и вырос в колхозе,
    его психология сформировалась уже на
    социалистической, коллективистской
    основе, подлинно народной, социалистической
    стала интеллигенция (в том числе и по
    происхождению) в связи с ростом уровня
    культуры народа и роли науки возрастает
    удельный вес интеллигенции в жизни
    общества. Все слои общества вместе,
    дружно и без малейшего противостояния
    решают единые задачи. Таким образом,
    изменение социальной структуры общества,
    духовного облика составляющих его
    слоев, нерушимый союз рабочих, крестьян
    и интеллигенции, рост социальной
    однородности общества – все это называлось
    важной составляющей в числе причин
    появления Конституции СССР.
    3) Принципиальный аспект теории состоял
    в том, что с построением зрелого
    социализма, переходом на идейно-политические
    позиции рабочего класса всех слоев
    населения советское государство,
    возникшее как государство диктатуры
    пролетариата, переросло в общенародное
    государство. Это означало, по концепции
    того периода, во-первых, что расширилась
    социальная база государства: в первые
    годы советской власти – союз рабочего
    класса и беднейшего крестьянства; с
    30-х годов – союз рабочего класса и
    колхозного крестьянства (правда, другого
    крестьянства практически и не было); ко
    времени принятия Конституции 1977 г. –
    нерушимый союз рабочих, крестьян и
    интеллигенции. Во-вторых, государство
    превратилось в общенародную организацию,
    выражающую интересы всего народа, всех
    социальных групп и слоев населения;
    в-третьих, неизмеримо большими по объему
    стали творческие, созидательные функции
    государства. И эти факторы следовало
    учесть в новой Конституции.
    4) По созданной концепции, в решении
    задач строительства коммунистического
    общества активно участвуют не только
    государство, но и негосударственные
    организации. Чтобы всех их консолидировать,
    в теорию и конституционную терминологию
    вводилось понятие “политическая
    система советского общества”. Все
    организации (государственные и
    общественные) интегрируются в рамках
    политсистемы общества, которая служит
    интересам социалистического народовластия.
    Создается мощная государственно-общественная
    связка для управления и государственными,
    и общественными делами. Это единство
    направления в развитии политической
    системы, принципы и механизм ее
    функционирования надо было также
    отразить в Основном Законе.
    5) Всеми процессами в стране руководила
    Коммунистическая партия. Ее роль никем
    не воспринималась, конечно, через право
    граждан на объединение, хотя именно в
    посвященной ему ст.126 Конституции 1936 г.
    фиксировалось положение партии в стране.
    Поэтому возникла идея отразить в
    Конституции место КПСС как ядра
    политической системы общества, ее
    возможности и масштабы направляющего
    воздействия на всю внутреннюю жизнь
    страны и ее внешнюю политику.
    6) В области национально-государственного
    строительства в Конституции предполагалось
    решить ряд задач: исходить не только из
    юридического, но и фактического равенства
    наций; отразить ту степень единства
    советских людей, при которой возникла
    их новая историческая общность –
    многонациональный советский народ;
    учесть интеграционные процессы в СССР,
    когда многие вопросы требуют единства
    подходов к их решению на уровне Союза
    ССР (фактор, который позже стал поводом
    для критики чрезмерной централизации
    руководства страной), в том числе создание
    экономики СССР как единого
    народнохозяйственного комплекса;
    отразить высокий уровень развития
    республик, их все более активное участие
    в делах СССР, в остальном – самостоятельное
    решение вопросов своего ведения,
    обеспечение комплексного развития
    территорий республик.
    7) Намечалось отразить в Конституции
    условия дальнейшего развития советской
    демократии – участие трудящихся в
    управлении государственными и
    общественными делами, повышение роли
    общественных организаций и органов
    общественной самодеятельности населения,
    народного контроля, общественного
    мнения.
    8) Успехи хозяйственного и социально-культурного
    строительства, по мнению создателей
    Конституции, позволили существенно
    раздвинуть масштабы реализации многих
    уже имеющихся прав и свобод граждан,
    что давало возможность расширить их
    объем и гарантии. Одновременно появилась
    перспектива закрепить на конституционном
    уровне еще ряд прав и свобод, которые
    ранее либо вообще не существовали, либо
    отражались (и не всегда полно) в текущем
    законодательстве.
    9) Еще одной причиной принятия новой
    Конституции было и то, что за время
    действия прежнего Основного Закона
    появилось много нового в организации
    и деятельности государственных органов.
    10) Наконец, нельзя сбрасывать со счетов
    и внешнеполитические причины появления
    новой Конституции. Она должна была
    демонстрировать силу СССР, его ведущие
    позиции в мире, наличие социалистического
    содружества, соответствующие устои
    внешней политики советского государства.
    Подводя итоги, можно констатировать,
    что был ряд объективных предпосылок
    появления новой Конституции: стремление
    укрепить в политическом режиме начала
    законности, предотвратить даже саму
    возможность массового произвола,
    унижения личности; переход от постулатов
    власти одной части общества (диктатуры
    пролетариата) к общенародному государству
    и участию в осуществлении функций
    народовластия всех слоев общества;
    необходимость закрепления в Конституции
    широкого круга прав и свобод граждан,
    более четких полномочий государственных
    органов, соотношения возможностей Союза
    и республик. Конечно, эта Конституция
    также должна была стать идеологизированным
    документом, отражать “нерушимое
    единство” общества и всех народов
    страны, гармоничность развития, всеобщее
    признание руководящей роли КПСС,
    “грандиозные успехи” именно
    социалистического пути человечества,
    модель “настоящего” социализма и
    т.п. Однако идеологическое содержание
    не заслоняет конструктивистской роли
    данного Основного Закона, хотя, пожалуй,
    именно в этой Конституции идеологические
    и политико-юридические начала переплетаются
    сильнее, чем в иных конституциях.

  3. BuHuLLIkO Ответить

    12 марта 1990 года начал работу 3-й съезд народных депутатов СССР, главными решениями которого были учреждение поста президента СССР и отмена 6 статьи Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС, закреплявшей ее политическую монополию в обществе.
    6-я статья впервые появилась в Конституции 1977 года, раньше ее не было. Она говорила о руководящей и направляющей роли КПСС, называя ее “ядром его политической системы, государственных и общественных организаций”. С юридической точки зрения она закрепляла однопартийную систему и запрещала, по сути, выборы на конкурентной основе. Однако для советской системы это была не новость, прямого действия статья не имела, и до 1977 года КПСС в своем  монополизме обходилась вполне успешно без нее. Наконец, что такое “руководящая роль”, с юридической точки зрения, звучит не очень конкретно. 6-я статья была лишь одним из проявлений догматизма брежневского “застоя”, носила декларативный идеологизированный характер, как во многом и сама Конституция 1977 года. Однако борьба за ее отмену в какой-то момент стала символом и во многом самоцелью борьбы против КПСС в принципе.
    Впервые об отмене этой статьи заговорили с подачи академика Андрея Сахарова, еще на Первом съезде народных депутатов в мае 1989 года. Реформаторам казалось, что, избавившись от этой статьи, страна чуть ли не сама собой пойдет по пути прогрессивных преобразований. Однако они были в меньшинстве, обсуждать вопрос делегаты не стали. На Втором съезде в декабре 1989 года борьба продолжилась. Уже оформилась немногочисленная, но активная Межрегиональная депутатская группа, руководителями которой были Борис Ельцин, Андрей Сахаров (он умер во время работы съезда через несколько часов после произнесения речи против 6-й статьи), Анатолий Собчак и другие. «Сейчас мы живем в состоянии глубокого кризиса доверия к партии и к руководству, из которого можно выйти только решительными политическими шагами, – говорил на съезде Сахаров в своей последней публичной речи. – Отмена статьи 6 Конституции и других статей Конституции, которые к ней примыкают, – это сегодня политический акт. Это важнейший политический акт, который именно сейчас необходим стране, а не через год, когда будет завершена работа над новым текстом Конституции. Тогда это все будет уже поздно».
    К тому времени в Советском Союзе проявилась большая неравномерность в темпах продвижения по пути политических реформ на фоне почти полного отсутствия реформ экономических. Неравномерность эта обретала все более разрушительный характер. Радикал-реформаторы в основном сконцентрировали свои усилия на борьбе с советским наследием. Консерваторы же ничего не могли предложить взамен конструктивного. Руководство страны во главе с Михаилом Горбачевым все меньше контролировало ситуацию. Консерваторы по-прежнему были в большинстве. Дискуссии носили больше идеологический характер. Вместо того, чтобы обсуждать реформы и остановить сползание страны к экономической катастрофе и распаду, на том же Втором съезде до хрипоты спорили о советских символах и наследии.
    За две недели съезд (а он был главной законодательной властью в стране) не принял ни одного важного закона. Горбачев упирался как мог, чтобы не дать низвергнуть этот идеологический фетиш. Все силы были направлены именно на это. Мировоззрение подавляющего большинства участников этого собрания было по-советски идеологизированным. Однако за их многословными декларациями не стояло предложений о каких-то конкретных качественно разработанных законах, которые могли бы вывести страну из кризиса. Притом, что в радикально настроенных республиках Прибалтики уже вовсю набирало силу движения за отделение от СССР. Важную роль в этом сыграла борьба радикалов за разоблачение «пакта Молотова-Риббентропа», а также за осуждение преступлений сталинизма. На фоне отсутствия конструктивной реформаторской — прежде всего в экономической сфере – повестки со стороны руководства страны именно этот «негативный» радикализм и доминировал в политической повестке дня. Время для спасения страны ускользало.
    В своей последней публичной речи академик Сахаров также предрек массовые волнения за отмену 6-й статьи. Они и начались. Уже после его смерти, в феврале 1990 года. Первая такая манифестация – ни с кем, разумеется, не согласованная, но разогнать ее уже не могли – состоялась в Москве 4 февраля. По данным милиции, на нее вышли 300 тыс. человек. По данным организаторов – полмиллиона. Демонстрация была организована за пару дней, хотя в стране не было ни мобильных телефонов, ни Интернета. Ксероксы и ротапринты и то были под жестким контролем. Однако листовки и объявления были напечатаны и распространены.
    Руководство страны дрогнуло. Уже на следующий день состоялся расширенный Пленум ЦК КПСС, на котором Горбачев выступил с компромиссным предложением: учредить пост президента СССР (предполагалось, что этот пост займет он сам), а статью 6 отменить. Большинство участников пленума первоначально были против обоих предложений. Но привычка поднимать руки за предложения руководства, даже если с ними не согласен, возобладала. Решения приняли. Теперь их предстояло оформить уже на съезде народных депутатов, пришлось его собирать срочно и во  внеочередном порядке. Соответствующие поправки были внесены в Конституцию уже 14 марта. Вскоре в стране появились и новые партии – Демократическая, Народная, Крестьянская, Аграрная. Однако ни одна из них не дожила до наших дней, а сама по себе многопартийность оказалась не панацеей для излечения СССР.
    История борьбы за отмену 6-й статьи, с одной стороны, и упрямое нежелание руководства страны во главе с Горбачевым, с другой, показало, сколь много усилий в годы перестройки было потрачено впустую, на борьбу с фетишами или, наоборот, за ложные цели и ложные принципы (со стороны Горбачева это было именно так). Отстояв всего на три лишних месяца существование уже бессмысленной к тому времени 6-й статьи Конституции, генеральный секретарь, ставший президентом, скоро окончательно утратил контроль за процессами в стране, а сама страна развалилась.
    Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *