Русский язык 5 класс что такое текст?

6 ответов на вопрос “Русский язык 5 класс что такое текст?”

  1. rocki_balna Ответить

    Ход урока

    1. Речевая разминка. Реализация домашнего
    задания


    Начнем разминку с подготовленного дома
    “бинома фантазии”, тренирующего воображение,
    развивающего речь. Итак, чей “бином фантазии”
    будет интересней сегодня? Рука – береза.
    Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали
    маленькие тексты. А что такое текст? Сегодня на
    уроке мы попытаемся выяснить это.

    2. Формирование новых понятий, умений, навыков

    1. Повторение понятия текста
    Задание 1
    : Прочитайте две записи и
    попробуйте определить, чем они отличаются.

    Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку.
    Художник нарисовал птицу.
    Оса – это насекомое. У неё шесть лапок. Ещё у осы
    есть жало.

    Задание 2
    : Пронумеруйте предложения. Можно
    ли поменять их местами? Почему?

    Повадился медведь в деревню ходить. Чуть
    стемнеет – косолапый тут как тут. Решили
    охотники поймать зверя. Привезли они ловушку,
    мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и
    был таков.

    Задание 3
    : Прочитайте запись. Почему её
    трудно читать? Найдите границы предложений.

    Однажды мальчик и дельфин купались в море и
    играли друг с другом вдруг мальчик оказался
    верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял
    направление к берегу.

    2. Индивидуальное задание
    : сообщение ученицы
    о красной строке.
    Задание: послушайте сообщение и запишите в
    тетрадь, что такое красная строка, зачем она
    нужна. (Красная строка – это отступ в начале
    строки, с помощью которого выделяем каждую новую
    часть, т.е. новую мысль)

    3. Упражнение “Понаблюдайте”

    а) Работа с учебником. § 100

    Задание:
    прочитайте материал учебника и
    ответьте на вопросы.
    Какая группа
    предложений является текстом? Почему нельзя
    назвать текстом два других высказывания? Что
    такое текст?
    б)
    Устное лингвистическое изложение по
    видимому тексту.

    Задание
    : прочитайте два определения и § 100
    , найдите общие признаки текста. Расскажите, что
    такое текст. Чем отличается текст от предложения?
    Запишите признаки текста и запомните их.
    Вариант 1

    Текст имеет свои черты, не свойственные
    предложению. Отдельные части текста
    объединяются не только союзами и союзными
    словами, но и другими средствами: использованием
    синонимов, местоимений или повтором одних и тех
    же слов, некоторых словосочетаний и предложений.
    Текст – это цельность и завершённость, а
    предложения часто этими свойствами не обладают.
    Содержание текста – это описание фактов,
    событий, места действия и времени протекания
    этого действия, рассуждения автора, движения
    сюжета и т.п. Текст – это выражение основной
    мысли, идеи произведения. Текст может быть и
    очень большим (например, роман), и очень маленьким
    (например, справка).

    Энциклопедический словарь юного филолога.
    Языкознание
    Вариант 2

    Текст – это сочетание предложений, связанных
    по смыслу и грамматически.
    Основные средства грамматической связи
    предложений в тексте – порядок предложений,
    порядок слов в предложениях, интонация и др.
    В тексте предложения связаны не только общей
    темой, нои определённой идеей, основной мыслью.
    Тема – это то, о чём говорится в тексте.
    Основная мысль текста – это то, к чему он
    призывает, чему учит, ради чего он написан.

    Е. Никитина. Русская речь. 5 класс

    3. Беседа по содержанию прочитанного
    Задание:
    отвечая на вопросы, сформулируйте
    и запишите тезисы. Что такое тезисы? (Тезисы – это
    основные положения какой-либо статьи, доклада,
    сочинения и т.д.)

    Из чего состоит текст?
    Как связаны между собой предложения в тексте?
    Как связаны предложения лексически и
    грамматически?
    В чем выражается связь предложений в тексте по
    смыслу?
    Какие признаки есть у текста, кроме названных?
    Что значит “текст цельный”?
    Что значит текст “завершенный”?

    Тезисы “Признаки текста”

    Законченность, завершенность, цельность (ничего
    нельзя убрать, сократить).
    Единство темы (описание фактов, событий, места
    действия и времени, рассуждения автора и т.д.)
    Главная (основная) мысль, вытекающая из сюжета
    (т.е. идея текста, то, что хотел сказать нам автор
    своим текстом)
    Заголовок (в заголовке очень часто выражены
    либо тема повествования, либо идея. Заголовок –
    это “вход” в текст, как в некое здание).
    Связанность изложения (по смыслу и
    грамматически).
    4.
    Знакомство с опорной схемой.


    Расскажите о тексте, опираясь на схему

    (Текст – это несколько предложений, связанных
    по смыслу и грамматически.
    Смысловая связь осуществляется благодаря тому,
    что предложения в тексте объединены темой. Это
    единство темы поддерживается лексикой на одну
    тему, повторами, однокоренными словами,
    синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о
    чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется
    самое главное. Это основная мысль – то, что
    говорится о данной теме.
    Грамматическая связь создаётся благодаря
    определённому порядку предложений, порядку слов,
    интонации, трёхчастной структуре.)

    5. Работа с текстом
    Задание:
    прочитайте небольшой рассказ
    Валентина Катаева.

    В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с
    сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две
    маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и
    пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя,
    поклонился пню и побрёл дальше.
    Весь день приходили в лес разные люди,
    кланялись пню и шли дальше.
    Возгордился старый пень и говорит деревьям:
    – Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла
    бабушка – поклонилась, пришли девочки –
    поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один
    человек не прошёл мимо меня, не поклонившись.
    Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный… И
    вы тоже мне кланяйтесь.
    Но деревья молча стояли вокруг него во всей
    своей гордой осенней красоте.
    Рассердился старый пень и ну кричать:
    – Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
    Но тут прилетела маленькая быстрая синичка,
    села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои
    золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
    – Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи!
    Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И
    люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя
    опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё
    обобрали.

    Докажите, что это текст. Найдите признаки
    текста.

    Можно ли его назвать законченным, завершенным?
    В рассказе множество персонажей: бабушка с
    сумкой, старик с мешочком, две девочки, синичка.
    Можно ли сказать, что все они объединены одной
    темой?
    Какова, по-вашему, главная мысль (идея) рассказа?
    Не показался ли вам этот рассказ
    притчей, басней, в котором осуждается не столько
    старый бедный пень, сколько кичливый,
    высокомерный человек, мнение которого о себе
    явно завышено? Старый пень – аллегория
    человеческого характера. Какой урок можно
    извлечь из данного текста?
    Как бы вы назвали этот рассказ? ( “Старый пень”,
    “Притча о гордом человеке”, “Ты не царь!”) Какое
    название (заглавие) содержит в большей степени
    его идеи?
    Почему в тексте выделено несколько красных
    строк? Как мы их называем?
    Разделите текст мысленно на части. Сколько их у
    вас получилось?

    6. Словарно-лексическая работа
    Микротема – наименьшая составная часть темы
    целого текста.

    Микротекст – часть текста, в котором
    раскрывается микротема.

    Абзац – часть текста, которая раскрывает
    содержание подтемы, или микротемы.

    7. Работа с текстом

    Членение текста на микротемы и составление
    плана. Определения стиля речи
    Текст делится на абзацы – микротемы. Когда мы
    пишем изложение, то всегда составляем план.
    Теперь вы будете знать, что в плане столько
    пунктов, сколько микротем.
    П л а н
    Грибники вокруг старого пня.
    Речь пня перед деревьями. (Старый пень
    возгордился).
    Молчание деревьев.
    “Я ваш царь!”
    “Ничего ты не царь”

    4. Итоги урока


    Понравился ли вам рассказ – притча В.П. Катаева?
    Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте
    вы узнали на уроке?

    5. Домашнее задание


    Осмыслить опорную схему, подготовиться к
    воспроизведению её по памяти; § 100.
    Подобрать стихотворение об осени и записать его
    в тетрадь. Устно доказать, что это текст.
    Сочинить “бином фантазии”: борода – самовар.
    24.08.2009

  2. Лилия Шкляева Ответить

    Признаки текста. 5 класс.
    1. Заглавие (или возможность его).
    2. Тема (то, о чем (или о ком) говорится в тексте).
    3. Основная мысль (то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан. Может быть выражена в заглавии или в одном из предложений в тексте. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать).
    4.Делимость на части (начало, основная часть, конец).
    5. Связность (по смыслу и структурно (цепная, параллельная связь; лексические, морфологические и другие средства связи предложений в тексте).
    6. Композиционная завершенность.
    7. Тип речи (в текст может быть использован один тип речи (описание, повествование, рассуждение) или несколько (например: повествование с элементами описания).
    8. Стилистическое единство (стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный).
    9. Авторство.
    10. Адресность (кому предназначен текст, для кого создан).
    Признаки текста. 5 класс.
    1. Заглавие (или возможность его).
    2. Тема (то, о чем (или о ком) говорится в тексте).
    3. Основная мысль (то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан. Может быть выражена в заглавии или в одном из предложений в тексте. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать).
    4.Делимость на части (начало, основная часть, конец).
    5. Связность (по смыслу и структурно (цепная, параллельная связь; лексические, морфологические и другие средства связи предложений в тексте).
    6. Композиционная завершенность.
    7. Тип речи (в текст может быть использован один тип речи (описание, повествование, рассуждение) или несколько (например: повествование с элементами описания).
    8. Стилистическое единство (стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный).
    9. Авторство.
    10. Адресность (кому предназначен текст, для кого создан).
    Признаки текста. 5 класс.
    1. Заглавие (или возможность его).
    2. Тема (то, о чем (или о ком) говорится в тексте).
    3. Основная мысль (то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан. Может быть выражена в заглавии или в одном из предложений в тексте. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать).
    4.Делимость на части (начало, основная часть, конец).
    5. Связность (по смыслу и структурно (цепная, параллельная связь; лексические, морфологические и другие средства связи предложений в тексте).
    6. Композиционная завершенность.
    7. Тип речи (в текст может быть использован один тип речи (описание, повествование, рассуждение) или несколько (например: повествование с элементами описания).
    8. Стилистическое единство (стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный).
    9. Авторство.
    10. Адресность (кому предназначен текст, для кого создан).
    Признаки текста. 5 класс.
    1. Заглавие (или возможность его).
    2. Тема (то, о чем (или о ком) говорится в тексте).
    3. Основная мысль (то, к чему текст призывает, чему учит, ради чего написан. Может быть выражена в заглавии или в одном из предложений в тексте. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать).
    4.Делимость на части (начало, основная часть, конец).
    5. Связность (по смыслу и структурно (цепная, параллельная связь; лексические, морфологические и другие средства связи предложений в тексте).
    6. Композиционная завершенность.
    7. Тип речи (в текст может быть использован один тип речи (описание, повествование, рассуждение) или несколько (например: повествование с элементами описания).
    8. Стилистическое единство (стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный).
    9. Авторство.
    10. Адресность (кому предназначен текст, для кого создан).

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *