С какого года по указу петра 1 новый год в россии празднуют 1 января?

30 ответов на вопрос “С какого года по указу петра 1 новый год в россии празднуют 1 января?”

  1. ЗLIou_KlIOuN Ответить

    На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот» 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.
    В то же время в канун привычного нам зимнего Нового года на Руси отмечали Васильев день. К этому празднику было принято готовить разнообразные блюда из свинины – считалось, что так святой Василий Кесарийский обязательно увеличит поголовье скота в каждом хозяйстве и обеспечит безбедную жизнь. Для того, чтобы получить богатый урожай, в этот день совершали еще и обряд «посевания». Рано утром дети обходили дома и рассыпали там яровую пшеницу, которую затем тщательно собирали и хранили до весны – периода настоящего сева. За совершение обряда дети получали сладкие подарки и складывали их в самодельные разноцветные рукава.

    Зима на Руси
    Источник: pinterest.ru

    Новый год в Государстве Российском

    После Крещения Руси к нашим предкам пришел византийский календарь, согласно которому празднование Нового года приходилось на 1 сентября. В этом тоже была своя логика: когда сельскохозяйственные работы завершены и урожай собран, можно было начинать новую жизнь и готовиться к следующему сезону. Кроме того, считалось, что именно в первый сентябрьский день Бог сотворил мир. На протяжении нескольких столетий Новый год отмечали дважды: официально – осенью и по старым обычаям – весной. В XV веке, когда Русь освободилась от ордынской зависимости, Московский государь Иван III приказал установить единую дату, и празднование Нового года перенесли на сентябрь как для русской церкви, так и для мирян.
    С 1495 года 1 сентября в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Царь и митрополит (затем – патриарх) возглавляли праздничное шествие, которое проходило под звон колоколов. В XVII веке эту традицию дополнили: теперь монарх, его свита и бояре выходили к народу в нарядных одеждах и поздравляли с праздником. После торжественной церковной службы в домах Новый год отмечали песнями, плясками и угощениями, но называли его тогда иначе – «Первый день в году».

    Елочный торг. Художник Генрих Манизер
    Источник: pinterest.ru

    Приказ веселиться и ставить ели

    Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год – 20 декабря 1699 года – царь издал новый указ, в котором подробно изложил, какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января.
    Предписания Петра Великого на этом не заканчивались. По велению государя все дома должно было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. Поскольку о подобной традиции в России было известно немногое, образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Правда, после смерти государя о елках скоро позабыли, и нарядное дерево стало символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е годы XIX века.

    Юбилейная марка, посвященная петровскому указу
    Источник: stamps.ru
    Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья, сшитые по европейской моде.
    Шумные торжества продолжались до 6 января и окончились крестным ходом. Здесь Петр Великий вновь отверг древние традиции, и не шел вслед за представителями духовенства в богатом облачении. Вместо этого он надел мундир и остался на берегу Москвы-реки в окружении солдат Семеновского и Преображенского полков, наблюдая за процессией.

    Новогодний бал-маскарад в XIX веке
    Источник: fotostrana.ru
    С тех пор празднование Нового года постоянно проводилось в ночь с 31 декабря на 1 января. В начале двадцатого столетия у праздника появился еще один символ – Дед Мороз, «прообразом» которого считают то языческого колдуна по имени Трескун, то святого Николая Чудотворца. В годы Первой мировой войны Новый год отмечали уже не так пышно, как желал Петр I – многим не хотелось повторять традиции немцев. После Октябрьской революции новогодние празднества то запрещали, то разрешали вновь. Окончательное возрождение Нового года случилось в 1930-х: главный зимний праздник все же был реабилитирован, он вернулся ярким, шумным, волшебным. И таким остался до наших дней. А нерабочим днем 1 января объявили только в 1947 году.
    Обложка: ruspekh.ru
    Смотрите также:
    Кошки, водка, башмаки: топ-5 необычных указов российских государей
    «Оценили по достоинству»: самые необычные награды в истории России
    Любимые детские игрушки: история от Древней Руси до Советского Союза
    Призреть и обучить: как Петр Великий беспризорников спасал
    Баня, ртуть и капустный сок: как лечились на Руси

  2. CheZZ Ответить

    В ночь с 31 декабря 1699 на 1 января 1700 года император собственноручно запустил в небо на Красной площади первую ракету, ознаменовав начало праздничного салюта.
    Впоследствии фейерверки и празднование Нового года становится неотъемлемым атрибутом всё новых военных побед. Так было, например, и в 1711 году, когда страна была вынуждена вести войну на два фронта — со Швецией на севере и с Турцией на юге, что было естественно весьма затруднительно. Подписание мирного договора с Турцией и отказ от некоторых крепостей на юге позволил России развязать руки для более успешных военных действий против Швеции, что и предопределило дальнейшую победу в Северной войне. По этому поводу 1 января 1712 года в Петербурге был сожжён фейерверк. Устроителем грандиозного действа стал Меншиков — первый губернатор Петербурга.Тогда же начало было положено и традиции украшения домов. В соответствии с петровским указом жилища надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями — по образцам, выставленным в Гостином дворе.
    Правда, прижилась эта традиция далеко не сразу – после смерти Петра указ об украшении домов ветвями елей и сосен был почти забыт. По странной иронии, в основном его соблюдали питейные заведения, в то время само слово “ёлка” стало синонимом трактира — отсюда и выражения “поднять ёлку” (выпить), “идти под ёлку” (идти в питейное заведение), а самих пьяных какое-то время именовали просто “ёлкиными”. Даже Пушкин в “Истории села Горюхина” описывал “древнее общественное здание (то есть кабак), украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла”.

    Главным на новогоднем торжестве в петровские времена было не застолье, а массовые гуляния. Причём Пётр не только сам принимал участие в таком увеселении, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, даже осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной — на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.
    Описывают историки и ещё один обычай, принятый в петровские времена. Якобы после праздника неумолимый государь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближённых (около 100 человек). Двери обеденной залы при этом запирались на ключ, чтобы никто не мог покинуть праздничное застолье до трёх часов следующего дня. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие. Как уж тут не вспомнить современную череду январских праздников, а также их не самые полезные для здоровья последствия.
    Но настоящий размах новогодние празднества в России приобрели лишь в первой половине XIX века: именно с этого времени в моду входят как новогодние ёлки в домах, так и встреча гостей, новогодний ужин, приуроченные к празднику балы, а также распитие шампанского, завоевавшее широкую популярность после победы над Наполеоном. Позже, как считается, вместе с немецкими купцами придут в Россию и ёлочные игрушки. Впрочем, первая публичная ёлка в истории появится в России только в 1852 году — праздничное дерево установили на Екатерингофском вокзале.

  3. Trueworker Ответить

    7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:
    Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.
    А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.
    Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.

  4. ShadowLight Ответить

    Новый год на Руси вплоть до XV века приходился на день весеннего равноденствия в марте. Предшествовали празднику 12 дней колядования, когда по деревням ходили ряженые, пели песни и получали за это угощение. Также было принято разбрасывать у порогов изб зерно, чтобы урожай лучше народился.
    Колядования
    Когда на Руси было принято православие, языческие обряды встречи нового года изменились. В 1495 году перенесли начало нового года на первое сентября, так как считалось, что в этот день Богом был сотворён наш мир. На празднование царь вместе с патриархом церкви выходили на главную площадь и открывали шествие. В те времена первый день в году проводили как и любой другой праздник: приглашали гостей, накрывали стол и организовывали танцы.

    Почему начало нового года при Петре I перенесли на другую дату

    Первые петровские реформы были направлены на искоренение всех старинных традиций. Когда Пётр I побывал в Голландии, то увидел, как там весело и ярко встречают первый день нового года. Ему захотелось такого же веселья и у себя на родине. Кроме того, царь по примеру европейских стран решил ввести в России григорианский календарь. Полностью перевести Россию на григорианское летоисчисление не удалось, церковные праздники всё-таки отмечались по юлианскому календарю.
    В декабре 1699 года был издан указ Петра I о Новом годе. Он чётко регламентировал порядок проведения праздника и праздничных увеселительных мероприятий.

    Что говорилось в указе Петра I о праздновании Нового года

    Фрагмент указа Петра I «О праздновании Нового года»
    В новом указе царь подробно расписал, что должны делать его подданные, так как традиции празднования Нового года сильно изменились по сравнению с прошлым. Так, бедняки должны были украсить ворота своих домов еловыми и сосновыми ветками. Люди из более высоких сословий обязаны были нарядить любое дерево перед своим домом, украсив его по своему вкусу и разумению. Для того, чтобы россияне лучше поняли задумку царя, была организована выставка в петербургском Гостином дворе, где были показаны наряженные деревья.
    Кроме этого, в указе о праздновании Нового года было написано, что отныне его будут встречать весёлыми огненными потехами и фейерверками. Каждому, кто владел пушкой, ружьём или оружием, в Новогоднюю ночь предписывалось сделать несколько выстрелов. А на перекрёстках и улицах Петербурга должны были всю ночь гореть огромные костры.
    Сам царь Пётр I тоже принимал участие в празднованиях. Во главе своей многочисленной свиты он ездил по улицам Петербурга, заходил в дома знатных людей и пировал с ними.

    Как отреагировали люди на перемены

    Ни простому люду, ни боярам со служивыми петровские перемены не пришлись по душе. Последним особенно не понравилось то, что царь заставил их одеться в иностранные кафтаны, это порушило все прежние уклады жизни. Новые традиции встречи года казались людям очень неудобными и непривычными. Им было непонятно, к чему такой шум, песни, пляски и канонада пушек и ружей. Хоть в прошлом празднование наступления Нового года и было весёлым и бурным, но не настолько, как в петровские времена.
    Конечно, с течением времени россияне привыкли к новым новогодним традициям, полюбились им и салюты, и пушечные залпы ровно в полночь, и балы-маскарады, и украшения деревьев и домов.
    Читайте также: Как Пётр I боролся с коррупцией

  5. милашка скарими глазками Ответить

    Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово. А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды. Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января ( 1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.
    А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси
    Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

    Празднование Нового года в языческой Руси

    Как праздновался новый год в языческой древней Руси – один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.
    Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.
    На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, – последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали – значит, наступил новый год.

    Празднование нового года после крещения Руси

    Вместе с христианством на Руси (988 г. – Крещение Руси) появилось новое летоисчисление – от сотворения мира, так и новый европейский календарь – Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

    По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.
    Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

    Нововведения Петра I в празднование нового года

    В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, – в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты – от Сотворения мира и от Рождества Христова.
    Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает “впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова”.

    Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
    В Петровском указе писалось: “…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…”. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.
    Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

    Новый год при советской власти. Смена календаря.

    После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
    24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял “Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря”. Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: “…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день – считать 15-м и т. д.” Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
    Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.
    В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете “Правда” появилась статья Павла Петровича Постышева “Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!”. Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, – в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником “радостного и счастливого детства в нашей стране”, – прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
    В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.

    Старый Новый год


    Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.
    Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.
    Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

    Новый год в Православной церкви

    Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.
    В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.
    Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на “Новоюлианский” календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.
    В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. “Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни”, – сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.
    Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.

  6. ..:::КнОпосьКа::: Ответить

    Указ и празднование
    Если посмотреть на указ Петра Первого, то сразу становится понятен не только светский характер того, что предписывалось делать как простому люду, так и знатным лицам, бывшим боярам и тогдашним дворянам. В указе отмечать Новый год велено было после «должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви». Император велел также украшать дома и ворота ветками ели или сосны:
    «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своём, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевёловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки».
    Таким образом, мы видим и закрепление традиции празднования Нового года непременно при украшении домов внутри и снаружи елью. Традиция эта никуда не делась и сегодня.

    Фото: FOTOGRIN / Shutterstock.com
    Известно, что Пётр Первый любил салюты и широкие гуляния. Когда император ездил в Европу «за науками», то его внимание привлекли всевозможные традиции пускать фейерверки. Затем они стали неотъемлемой частью разгульных петровских ассамблей. И разумеется, встреча нового не только года, но и XVIII века, прозванного не случайно «галантным», уже не могла обойтись без светского платья для тех, кто мог себе его позволить, шумных гуляний и запуска салютов:
    «Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своём дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть».
    Отметим, что и та традиция сегодня у нас живее всех живых. Разве что на Красной площади не происходит никакого единого новогоднего салюта, однако там каждую новогоднюю ночь собираются десятки тысяч москвичей и, как это модно говорить сейчас, гостей столицы. На Красной площади проходят не менее шумные, яркие и красочные мероприятия, чем те, что были в петровское время. О запуске салютов и говорить нечего — грохот в новогоднюю ночь уже стал неотъемлемым атрибутом, и без него праздник точно не был в нашем сознании самим собой, как без «зелёных красавиц» и традиционного салата оливье.
    Что же ещё бросается нам в глаза в знаменитом петровском указе?

  7. I love you Александра Ответить

    В указе императора всея Руси от 15 декабря 1699 года написано: «Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор», – читаем в книге Сергея Князькова «Картины по русской истории», размещённой в коллекции «Новый год и Рождество в России» на портале Президентской библиотеки. Редкие издания и богатый иллюстративный материал, представленные в подборке, раскрывают историю новогодних праздников, рассказывают, как отмечали Новый год и Рождество в разные времена.
    До Петра I новый год начинался в России первого сентября. Однако царь, вернувшись из путешествий по Европе, захотел приблизиться к её уровню во всем, начиная с установления даты первого дня нового года по григорианскому календарю, – рассказывается в книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу». В 1699 году Пётр I в последний раз праздновал с патриархом Андрианом Новый год по древнему обычаю.
    В 1700 году, понимая, что празднование Нового года 1 января идет вразрез со старыми обычаями, Пётр I решил провести в Москве невиданное доселе торжественное действо. Накануне во всех церквях началось полночное бдение. Пётр со своим многочисленным двором был на праздничной службе в Успенском соборе, молясь «усердно и истово». А потом улицы первопрестольной и её крепостные стены озарились ярким фейерверком. «Полыхала в зимнем небе иллюминация, горели костры и смоляные бочки подобно факелам, закрепленные на длинных шестах, – пишет Божерянов в книге «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу». – Потехи и увеселения продолжались до самого Рождества. И все это время городские улицы и площади украшали высокие лохматые лесные гостьи – вечнозеленые ели».
    Традицию наряжать новогоднюю ёлку царь Пётр «подсмотрел» у немцев, для которых это вечнозеленое хвойное дерево испокон веков являлось символом вечной молодости, бессмертия и  долголетия. Этот обычай показался Петру I очень красивым, поэтому в уже упоминавшемся указе «О праздновании Нового года», процитированном в книге Сергея Князькова «Картины по русской истории», он предписал: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…»
    До самой своей кончины Пётр I следил за тем, чтобы торжества по случаю наступления Нового года в России проходили не хуже, чем в заморских государствах. В канун праздника император поздравлял и собственноручно щедро одаривал наиболее знатных вельмож и фаворитов, принимал участие в придворных гуляниях и забавах.
    Праздновать наступление Нового года предписывалось в течение 7 дней. Сергей Князьков отмечает, как последовательно и неутомимо Пётр I приучал Северную столицу к пышным балам и ассамблеям, заимствованным из Европы: «Всюду чувствуется, что здесь, на берегу Невы, усиленно, лихорадочно, торопливо бьётся пульс животворящей деятельности, превращающий старое царство Московское в Империю Всероссийскую».
    Тон задавал сам государь-император: в книге Александра Корниловича «Новый год в 1724 году» можно найти по этому поводу интересные подробности: «В 6 часов утра Пётр и вся Императорская фамилия отправилась в крытых санях из Зимнего дворца на Петербургскую сторону в Собор Святой Троицы, к слушанию обедни. Государь пел в тот день на клиросе с певчими, и Сам читал Апостол… Государь был в Преображенском мундире, зелёным с красным откладным воротником, и красном камзоле, оба обложенные золотым позументом, в чулках полосатых, белых с синим, и в башмаках из кожи северного оленя мехом вверх… Обед приготовлен был в Сенате, где дожидался Государя Дипломатический корпус».
    При Екатерине II стали проводить торжественные балы-маскарады. При Николае I произошла демократизация новогодних и иных празднеств. Об этом пишет Алексей Греч в изданном в 1851 году справочнике «Весь Петербург в кармане»: «Балы в течение зимы бывают самые блистательные в Дворянском собрании и обыкновенно после полуночи превращаются в маскарады, на которые имеют вход все сословия».
    Во второй половине XIX – начале XX века постепенно формируется и образ главного героя Нового года – Деда Мороза, дарящего детям подарки. На открытке «С Новым Годом!» из коллекции Президентской библиотеки изображены двое маленьких детей, спящих в кроватке с балдахином, на втором плане – человек в карнавальном костюме, с бородой, держащий в руках игрушки. Это ещё не окончательная «редакция» Деда Мороза, ведь его образ рождался постепенно.
    С двадцатых годов прошлого века Новый год в советской России не отмечали, 1 января было обычным рабочим днём. Но искоренить праздник так и не удалось: ёлки просто «ушли в подполье».
    О традиции всеобщего семейного единения вспомнили в 1935 году, когда кандидат в члены Политбюро Павел Постышев выдвинул в  газете «Правда» предложение о том, чтобы вернуть гражданам праздник новогодней ёлки, закрепив его в сознании как светлый и счастливый момент детства. В 1937 году вышло распоряжение партии и правительства «О праздновании Нового года в СССР», а в Колонном зале Дома союзов прошла первая официальная елка СССР с красной, вместо рождественской, звездой на верхушке.
    Прежде на ветвях зелёных красавиц висели игрушки религиозной тематики, однако новые времена требовали новых идей. И тогда предприятие «Москабель» открыло новый цех по производству ёлочных украшений. Теперь на шарах изображали Ленина, Сталина, самолеты, танки и красные звезды. С 1947 года 1 января стало считаться нерабочим днём.
    В фонде Президентской библиотеки представлен богатый иллюстративный материал, посвящённый Новому году: открытки, рисунки, фотографии. Среди них – изображения зимнего Петербурга, заснеженные Ростральные колонны, Медный Всадник, величавые здания Сената и Синода, где располагается Президентская библиотека.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *