С какой сказкой появился чуковский в журнале жар птица?

8 ответов на вопрос “С какой сказкой появился чуковский в журнале жар птица?”

  1. Ararn Ответить


    Скажу сразу, Корней Иванович Чуковский был склонен к фантазированию, а потому в его записях сведения из личной жизни имеют в ряде случаев несколько вариантов. Посему добросовестные биографы вынуждены либо перечислять эти варианты, либо пространно доказывать правильность выбранной ими версии. У меня такой возможности нет, рассказываю наиболее убедительную, с моей точки зрения, историю жизни сказочника.
    Екатерина Осиповна Корнейчукова, мать будущего писателя, была женщиной смелой и решительной, что доставило много проблем и ей самой, и ее детям. Юная крестьянка из деревни Гамбурово Херсонской губернии, Екатерина уехала искать счастье в Одессу. «Счастьем» этим оказался сын врача, почетного гражданина Одессы С.М. Левенсона – Эммануил Соломонович Левенсон. Прожили они вместе почти 7 лет, причем Эммануил, поступив в институт в Петербурге, увез любовницу в столицу. Там женщина родила от него дочь Марию, а через 3 года, 19 марта 1882 года, сына Николая. Вскоре после рождения сына Левенсон женился на другой женщине и уехал в Варшаву. Поскольку незаконнорожденным детям отчество было не положено, мать записывала мальчика по-разному. В документах о рождении он значится Николаем Васильевичем Корнейчуковым.
    Екатерина Осиповна с детьми вернулась в Одессу. Левенсон изредка присылал ей денежные переводы, но детям мать сызмальства внушала, что у них никогда не было отца. Всю жизнь Чуковский мучался фактом своего незаконного рождения и безотцовщины.
    Корнейчукова стирала чужое белье и вышивала, тем содержала семью. Сына женщина отдала во Вторую одесскую прогимназию. Учился он в одном классе с будущим писателем Б.С. Житковым и с будущим отцом сионизма и основателем государства Израиль В.Е. Жаботинским. Последний стал близким другом Николая.
    В седьмом классе Корнейчукова исключили из гимназии за ненадлежащее поведение. Это был жестокий удар судьбы. Пришлось подростку подрабатывать: лучше всего у него получалось малярничать. Николай решил окончить гимназию экстерном, для чего купил самоучитель английского языка и со временем смог свободно читать английскую литературу. Аттестат он получил только в 1901 году.
    Вообще 1901 год стал знаменательным в жизни молодого человека. Во-первых, он влюбился в Марию Арон-Беровну Гольдфельд (отчество ее писалось и произносилось как Борисовна). Она была дочерью бухгалтера, причем родители девицы были против ее связи с нищим работягой. Во-вторых, Николай, тайком писавший заметки о жизни, прочитал их Жаботинскому, который уже работал тогда в газете «Одесские новости». Приятель отвел Корнейчукова к редактору газеты Израилю Моисеевичу Хейфецу, тому заметки понравились, и он опубликовал отрывок из рукописи – фельетон «К вечно-юному вопросу». В конце фельетона красовался псевдоним – Корней Чуковский. Это была разделенная на части настоящая фамилия автора. Так 27 ноября 1901 года молодой человек стал писателем. Позднее Чуковский произвольно ввел в свой псевдоним отчество Иванович, а после Октябрьской революции оформил себе официальные документы с именем Корней Иванович Чуковский.
    В 1903 году «Одесские новости» направили Чуковского собственным корреспондентом в Лондон. Перед отъездом он женился на Марии Гольдфельд. К концу года газета почти обанкротилась и перестала платить. Домой в Одессу удалось отправить только Марию. Корней застрял в Англии. Выручили сотрудники библиотеки Британского музея, которые, узнав, что он русский и сильно нуждается, поручили молодому человеку за ежедневную оплату составить каталог русских книг. 2 июня 1904 года жена сообщила, что у них родился сын Николай. А вскоре газета нашла деньги на вывоз своего корреспондента в Одессу.
    В дни революции 1905 года Чуковский перебрался в Петербург, где стал издавать сатирический журнал «Сигнал». После 4-го номера его арестовали за оскорбление царского величества. Выкупила журналиста из тюрьмы под залог жена великого русского писателя А.И. Куприна – Мария Карловна Иорданская. Суд Чуковского оправдал. В последующие 2 года Корней Иванович много работал как литературный критик, что и стало его основной специализацией. Он даже получил прозвище «Пинкертон критики». Анализ общественной жизни Российской империи, проведенный тогда К.И. Чуковским, дословно описывает Россию начала XXI века. Читайте и ужасайтесь.
    Осенью 1906 года Чуковский с женой и сыном впервые приехали в поселок Куоккала (ныне Репино) на Финском заливе. Семья сняла там зимнюю дачу, но осталась жить на долгие годы, лишь переезжали из дома в дом. В марте 1907 года родилась дочь Лидия. В 1910 году родился сын Борис. А в 1912 году, взяв деньги в долг, Чуковские купили себе в Куоккале дачу.
    Корней Иванович получил возможность много общаться со своими детьми, особенно с Колей. Тогда-то отец и столкнулся с литературой для детей и пришел в ужас: как таковой детской литературы в России не было. Имелись творения нескольких гениев, чьи произведения подходили для детского чтения. Но преобладали писания сюсюкающих подражательных бездарностей, представлявшихся публике детскими писателями. Всемирно признанная Великая советская литература для детей целенаправленно создавалась и организовывалась в первую очередь тремя ее столпами – Корнеем Ивановичем Чуковским, Самуилом Яковлевичем Маршаком и Алексеем Николаевичем Толстым. И появилась она только в XX столетии на базе, заложенной еще в дореволюционные годы.
    Поначалу Чуковский начал публиковать критические статьи о детском чтении. Считается, что этими статьями он повернул русскую литературу лицом к ребенку.
    В 1911 году издательство «Шиповник» предложило критику составить детский альманах. Так в 1912 году появился альманах «Жар-птица», который массовый читатель, давно приученный к кичу, не стал покупать. В книге была опубликована первая авторская сказка Корнея Чуковского «Собачье царство». Во время работы над альманахом сказочник подружился с художником М.В. Добужинским, сыгравшим впоследствии большую роль в создании Корнеем Ивановичем одной из лучших его сказок.
    Когда разразилась Первая мировая война, встал вопрос о призыве Николая Корнейчукова в армию. Писатель жил в ожидании призыва вплоть до февральской революции 1917 года, но, к счастью, пронесло.
    В конце 1916 года Корней Иванович опубликовал в журнале «Для детей» стихотворную сказку «Крокодил». И это было начало всеми нами любимого сказочника К.И. Чуковского. Рассказ писателя о роли его сына Коли в появлении «Крокодила» у биографов вызывает глубокие сомнения.
    В сентябре 1917 года, накануне Октябрьской революции, Чуковские успели переехать из Финляндии в Петербург. После революции критик получил постоянную работу только осенью 1918 года. Но какую! Его пригласили в молодое издательство «Всемирная литература» – заведовать англо-американской секцией. Одновременно Корней Иванович стал ведущим специалистом по творчеству Н.А. Некрасова.
    В феврале 1920 года у Чуковских родилась вторая дочка – Мария (Мурочка). Именно ее Корней Иванович называл вдохновительницей его лучших произведений. И действительно, уже в 1923 году сказочник опубликовал «Тараканище» и «Мойдодыра». Кстати, сегодня литературоведы четко опровергли сплетню, будто в «Тараканище» Чуковский изобразил И.В. Сталина. Предполагают, что в обеих сказках обличается мания величия Л.Д. Троцкого.
    Осенью 1924 года Чуковский и Добужинский прогуливались по Бармалеевой улице. Писатель спросил у художника:
    — Кто такой Бармалей?
    Оказалось, что был такой разбойник. И Добужинский посоветовал сочинить о нем сказку. Так Чуковский и поступил. Сказка «Бармалей» была опубликована в конце 1924 года. Поскольку ей нужен был положительный герой, писатель вспомнил недавно прочитанные им книги Лофтинга и ввел в сказку доктора Ойболита. Позднее имя доктора он изменил. Сказка «Айболит» была опубликована Чуковским в 1929 году. А в 1936 году он издал книжку «Доктор Айболит» – пересказ книги Лофтинга. Первые два произведения к третьей книге отношения не имеют.
    Однако дела обстояли не так уж и гладко. Первой ласточкой стала только-только написанная сказочником «Муха-Цокотуха» – в 1925 году ее запретили к печати, поскольку заподозрили в героине сказки скрытую принцессу! Вкупе с «Мухой» запретили «Крокодила». Впрочем, Корней Иванович не отчаивался. В том же году он создал «Телефон» и «Федорино горе». В 1926 году появилось «Краденое солнце», далее последовали «Путаница», «Чудо-дерево» и другие. И тогда же критика объявила все сказки Чуковского бессодержательными и имеющими двойное дно. Глава советских педагогов Н.К. Крупская потребовала их запрещения, став злейшим властным врагом сказочника.
    Вдобавок в июле 1926 году была арестована Лидия Чуковская. Она и в самом деле связалась с какой-то молодежной подпольной организацией. После хлопот отца девушку отпустили на поруки и сослали в Саратов.
    В 1927 году были запрещены как непонятные детям «Бармалей» и «Айболит».
    Наконец Н.К. Крупская выступила с большой статьей в газете «Правда» – «О «Крокодиле» Чуковского». Она обвинила сказочника в мещанской пошлости, ненависти к творчеству Некрасова и в буржуазной идейности. Статья означала изгнание Чуковского из литературы. Казалось, все кончено.
    Но через месяц Крупской ответил из Сорренто А.М. Горький. Поскольку его письмо в защиту Чуковского было опубликовано в той же «Правде», ясно, что оно было одобрено И.В. Сталиным, на дух не переносившим «дуру» Крупскую. Великий писатель со ссылками на В.И. Ленина построчно разобрал писанину жены вождя и на фактах продемонстрировал ее дурость. Горького поддержали в прессе такие могучие в те времена личности, как Алексей Толстой, Вячеслав Шишков, Юрий Тынянов, академик Евгений Тарле и др. Крупской от этих интеллигентских писаний не было ни жарко, ни холодно.
    Да и сказочнику от них легче не стало. Защитников его объявили «группой Чуковского», и возникла угроза их преследования. Несколько лет «группа Крупской» травила «группу Чуковского» в прессе и на различных собраниях и заседаниях, запрещая книги сказочника. Слово «чуковщина» стало синонимом «мещанской пошлости».
    В декабре 1929 года, уже после того, как поступила в продажу только-только опубликованная книжка «Айболит», в «Литературной газете» появилось письмо Корнея Ивановича с отречением от сказок и обещанием создать сборник «Весёлая колхозия». Обещание он не сдержал, сборник не издал, сказки продолжил сочинять.
    В ноябре 1931 года умерла от туберкулеза дочь писателя Мария (Мурочка). Случилось это в санатории в Алупке (Большая Ялта). Девочка заболела накануне отречения отца от сказок.
    Травля Корнея Ивановича прекратилась сама собой в 1933 году. Опубликовали книгу «От двух до пяти», она сделала писателя кумиром всех родителей страны Советов… О том, каким вышел из битвы с “группой Крупской” Чуковский, четко и полно сказал К.Г. Паустовский: «…тошнит от газетных фотографий сладчайшего и хитрейшего Чуковского, обнимающего прелестных деточек». Другие свидетели говорили о «лукавстве, граничащем с коварством», о «разящей иронии» сказочника, о том, что «из уст его потечет мед. Вот какая это ужаснейшая личность». Самое печальное, что современники замечали эти свойства в Чуковском всегда, но с 1930-х годов они стали в нем преобладающими.
    В годы Великой Отечественной войны писатель получил новый тяжелейший удар. В октябре 1941 года погиб возле деревни Уваровка под Можайском возвращавшийся из разведки Борис Чуковский. Сын Николай воевал в Ленинграде, прошел всю блокаду. Сам Корней Иванович с женой были эвакуированы в Ташкент. Там писатель создал в 1942 году «Одолеем Бармалея!»
    Сразу после войны началась публикация последней сказки Чуковского – «Приключения Бибигона». Она выходила частями в журнале «Мурзилка» за 1945-46 годы. К сожалению, произведение попало под кампанию, связанную со знаменитым постановлением ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», отчего публикация его была прервана на середине. С полным «Бибигоном» читатели смогли познакомиться только в 1963 году.
    21 февраля 1955 года скончалась Мария Борисовна Чуковская. Подвело сердце.
    Последние годы жизни сказочник провел в великом почете на даче в подмосковном поселке Переделкино. Корней Иванович Чуковский умер от вирусного гепатита 28 октября 1969 года. Похоронили его на кладбище в Переделкино.
    © Виктор Еремин

  2. Bubandis Ответить

    Родился в Петербурге, мать – из крестьян Полтавской губернии, отец – студент. Детские годы прошли в Одессе, там же Чуковский учился в гимназии, из 5-го класса был исключен. Время своего взросления Чуковский впоследствии в автобиографической повести «Серебряный герб». Способный молодой человек должен был пробивать себе дорогу в жизнь упорным самостоятельным трудом. Он занимается самообразованием, изучает английский язык.
    Впервые выступил в печати в 1901 г. в газ. «Одесские новости», будучи ее корреспондентом в Лондоне. 1903-1904 гг. проводит в Англии, изучая английскую литературу. Вернувшись из-за границы, сотрудничает в ж. В. Брюсова «Весы» как критик, а также в других изданиях: «Нива», «Речь», «Русская мысль». В 1905 г. предпринимает попытку издавать собственный сатирический журнал «Сигнал».
    В 1907 г. опубликовал свои наблюдения над детской речью в работе «Детский язык». Внимание к детской речи и сочинения для собственных детей «направили» Чуковского в детскую литературу, но его труд литературного критика, ученого-филолога идет параллельно с переводческой работой, творчеством для детей.
    В 1908 г. выходит его книга критических статей «От Чехова до наших дней». В 1911 г. Чуковский – редактор нового журнала «Жар-птица», который после становится альманахом, и в котором он дебютировал как автор прозаической сказки для самых маленьких «Цыпленок».
    В 1911 г. выходит книга Чуковского «Критические рассказы». В 1912 г. он переезжает в Куоккалу, которая стала местом встреч петербургской культурной молодежи. С 1916 г. Чуковский редактирует приложение к «Ниве» «Для детей». В том же году выходит его первая стихотворная сказка «Крокодил», в которой угадывался стиль его будущих произведений.В январе 1918 г. выходит «рождественский» сборник произведений для детей «Елка», который «собирали» М. Горький и К. Чуковский. После Октябрьской революции Чуковский сотрудничает в новых издательствах, читает лекции в поэтических студиях и рабочих коллективах. 20-30-е годы – время активного писания для детей. Чуковский пишет стихотворные сказки «Мойдодыр», «Тараканище», а также издает сборники народных песен и стихов, адаптируя тексты для детского чтения («Домок», «Зайка», «Рыжий и красный», «Скок-поскок» и др.). Не одно поколение детей выросло на книге Чуковского «Детские народные песенки. Пятьдесят поросят» в обработке Чуковского с рисунками Ю. Васнецова, которая вошла в золотой фонд советской детской литературы для малышей.
    10 собственных стихотворных сказок К.Чуковского вышли одна за другой: «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Путаница», «Что делала Мура» (1924), «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе» (1926), «Айболит» (1929), «Краденое солнце», «Топтыгин и лиса» (1934). В этот период Чуковский много работает в ж. «Чиж», «Еж», «Костер», «Воробей», «Новый Робинзон», вокруг которых вырастало новое поколение детских писателей.
    В 1931 г. проходила 1-я Всероссийская конференция по детской литературе, одним из вопросов которой был вопрос об отношении к сказке. Чуковский – сказочник попал в число «буржуазных писателей», которые за основу своей работы «берут детский язык буржуазного ребенка».
    С началом Великой Отечественной войны Чуковский выступает как публицист. Он пишет книгу «Дети и война», затем сказку «Одолеем Бармалея».
    Чуковский был не только детским писателем, литературным критиком, он ученый-филолог, защитивший докторскую диссертацию, отдавший много времени текстологической работе. Широкому читателю он известен и как переводчик-популяризатор английской и американской литературы (переводы У. Шекспира, Д.Дефо, Р.Киплинга, У.Уитмена, М.Твена и др.). В 1941 г. Вышла его книга «Высокое искусство» о теории перевода.
    Одна из последних сказок Чуковского «Приключения Бибигона» строится как серия из 7 приключений, прозаическое повествование перемежается в ней со стихами.
    В 60-е годы в Переделкине рядом с домом, где он жил, Чуковский построил и подарил детям библиотеку, где встречался со своими читателями, читал им свои стихи, сказки, легенды. Имя Чуковского – детского писателя известно далеко за пределами России, его книги переведены на многие языки мира, а в нашей стране имеют свое продолжение в радиозаписях, в мультфильмах и кинофильмах.

    Литература о творчестве К. И. Чуковского.

    1. Корней Чуковский // Русская литература для детей: Учеб. пособие / Под ред. Т. Д. Полозовой. – М., 2000. – С.317-322.
    2. Корней Иванович Чуковский // Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература. – М.: АСТ, 1997. – С.417-420.
    3. Крючков П. Грустная сказка Корнея Чуковского / П. Крючков // Гео. – 2002. – № 9. – С.51-66.
    4. Минералова И. Г. Чуковский Корней Иванович / И. Г. Минералова // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта; Наука, 1997. – С. 481-485.
    5. Петровский М. С. Крокодил в Петрограде / М. С. Петровский // Петровский М. С. Книги нашего детства. – М.: Книга, 1986. – С. 7-56.
    6. Сарнов Б. Единственный Чуковский / Б. Сарнов // Литература (Прилож. к газ. «Пер. сент.»). – 1995. – № 44. – С. 2-3.
    7. Сатуновский Я. Корнеева строфа /Я. Сатуновский // Детская литература. – 1995. – № 1-2. – С. 19-25.
    8. Сивоконь С. Загадка высочайшего гнева: Сказка К. Чуковского «Одолеем Бармалея!»: триумф и падение / С. Сивоконь // Детская литература. – 2002. – № 3. – С. 70-75.
    9. Чуковская Л.К. Воспоминания о Корнее Чуковском / Л.К.Чуковская // Чуковская Л.К. Сочинения в 2-х т. Т.1: Повести. Воспоминания / Л. К. Чуковская. – М.,2000. – С.173-328.
    10. Чуковский Корней Иванович: [Портрет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2000. – № 2.
    11. Чуковский Корней Иванович // Писатели нашего детства: 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях. Ч.1. – М.: Либерея, 1998. – С. 403-411.
    12. Чуковский Корней Иванович // Сто великих имен в литературе. – М.: Слово, 1998. – С. 511-515.

    Праздник, посвященный творчеству К. И. Чуковского.

    Для детей I-II классов.
    Дети делятся на две команды. Заранее дается домашнее задание: 1) выучить отрывок из любого произведения поэта; 2) проинсценировать сказки «Муха-Цокотуха» и «Федорино горе».
    Праздник начинается вводной беседой о творчестве К.Чуковского. Далее ведущий говорит:
    -Сегодня мы проводим КВН, посвященный творчеству Корнея Ивановича Чуковского.
    Выходит Бармалей.
    Бармалей: Всем – привет! Привет! Привет!
    Мой вопрос, а ваш ответ!
    Заждались меня вы? (Все хором: Нет!)
    -Мы знакомы с вами? (Нет!)
    -Познакомимся тогда? (Да!)
    -Я любимец всех детей – добрый доктор… (Все: Айболит!).
    -Нет, я Бармалей, не угадали. Ну ладно, начинаем наш КВН.
    1-й конкурс «Чудо-дерево». На Чудо-дереве висят макеты книг-сказок К. И. Чуковского. На обложках этих книг названия частично стерлись, остались только первые буквы. Попробуйте отгадать все названия:
    Ай… (болит).
    Барм… (алей).
    Кро… (кодил).
    Мой… (додыр).
    Пут… (аница).
    Тара… (канище).
    Теле… (фон).
    2-й конкурс «Федорино горе». В названиях стихотворений К. И. Чуковского кто-то перепутал одну букву. Как правильно прочитать названия этих стихотворений?
    Гадость. Кармалей. Козауси и Мауси. Крашеное солнце. Кутаница. Мокдодыр. Муза-цокотуха. Пил на свете человек. Ужики смеются. Федорино море. Худо-дерево.
    3-й конкурс «Ехали медведи…». Вспомните стихи Чуковского и ответьте на вопросы:
    1.Как-то раз ехали медведи на велосипеде. А за ними львы, волки, зайчики, раки и комарики. А кто еще?
    2.Волки, раки, крокодилы, слоны, быки, носороги, обезьяны испугались таракана. А кто его проглотил?
    3.Однажды курочки закрякали, кошечки захрюкали, уточки заквакали, свинки замяукали. А что сделали воробышек и медведь?
    4.От мальчика убежали, улетели, ускакали: простыня, свечка, книжка, утюги, сапоги, пироги, кочерга, кушак, брюки, чулки и башмаки. А что еще?
    5.В Таврическом саду мальчик повстречал Крокодила и Кокошу. Кого он еще встретил?
    6.В гости к Мухе пришли букашки, блошки, козявочки, жуки-червяки, кузнечики, светлячок, сороконожки, клоп, мотыльки, бабочки, муравьи. А кто еще пришел?
    7.Сражались паук и комар. Кто победил?
    8.Какое отчество бело у Федоры?
    9.Доброму доктору помогли добраться до Африки волки и орлы. Кто еще помог ему?
    10.Таня и Ваня убежали в Африку. К кому они попали в плен?
    4-й конкурс – конкурс чтецов стихотворений Чуковского.
    5-й конкурс. Из отдельных строк, написанных на полосках бумаги, соберите стихотворение Чуковского и прочтите его.
    6.й конкурс. Инсценирование сказок «Муха-цокотуха» (1-я команда) и «Федорино горе» (2-я команда).
    7-й конкурс. Аукцион: назовите как можно больше зверей, птиц и насекомых из произведений Чуковского.
    8-й конкурс. Кроссворд. В выделенных клетках по вертикали должна получиться фамилия детского поэта (Чуковский).
    1.ч
    а
    с
    о
    к
    2.д
    р
    у
    ж
    о
    к
    3.к
    о
    м
    а
    н
    д
    и
    р
    4.р
    о
    т
    5.в
    о
    л
    ч
    и
    ц
    а
    6.о
    с
    а
    7.б
    е
    д
    н
    я
    ж
    к
    а
    8.з
    у
    б
    а
    у
    с
    и
    9.а
    й
    б
    о
    л
    и
    т
    По горизонтали:
    1.До болота идти далеко,
    До болота идти нелегко.
    «Вот камень лежит у дороги,
    Присядем и вытянем ноги».
    И на камень лягушки кладут узелок:
    «Хорошо бы у камня прилечь на …!»
    2.И сейчас же брюки, брюки
    Так и прыгнули мне в руки.
    А за ними – пирожок:
    «Ну-ка съешь меня, …!»
    3. «Я – Великий Умывальник,
    Знаменитый Мойдодыр.
    Умывальников Начальник
    И мочалок …!»
    4.А за ним и бутерброд:
    Подбежал и прямо в …!
    5.Я к Таврическому саду
    Перепрыгнул чрез ограду,
    А она за мною мчится
    И кусает, как …
    6.Тут и мыло подскочило
    И вцепилось в волоса,
    И юлило, и мылило,
    И кусало, как …
    7.И сказала скалка:
    «Мне Федору жалко».
    И сказала чашка:
    «Ах, она …!»
    8.У Котауси злые глазауси
    И злые-презлые …!
    9.И корь, и дифтерит у них
    И оспа, и бронхит у них,
    И голова болит у них,
    И горлышко болит.
    Они лежат и бредят:
    «Ну что же он не едет,
    Ну что же он не едет,
    Доктор …?»
    Подведение итогов. Награждение победителей.
    Н. А. Авдошина
    Перепечатка из ж. «Начальная школа». – 2003. – № 1. – С.100-101.
    Составитель: гл. библиотекарь РОДБ Черняева О. В.

  3. DиkаЯ_k0шkА_РыЖеЙ_МаSтИ Ответить

    Однако гимназию ему закончить не удалось, потому что он был исключен по причине «низкого» происхождения: мать, происходившая из крестьян, была прачкой и едва сводила концы с концами, а отец с семьей не жил. Пришлось самостоятельно проходить гимназический курс и изучать английский язык. Потом юноша сдал экзамен и получил аттестат зрелости.
    Он рано начал писать стихи и поэмы, а в 1901 году в газете «Одесские новости» появилась первая статья, подписанная псевдонимом Корней Чуковский. В этой газете он напечатал много статей на самые разные темы — о выставках картин, о философии, искусстве, писал рецензии на новые книги, фельетоны. Тогда же Чуковский начал писать дневник, который затем вел всю жизнь.
    Мечта стать писателем привела его в Петербург. Он предложил свои произведения нескольким столичным журналам, но получил отказ. Несмотря на это, 1903 год был для начинающего писателя полон событий: он познакомился со многими известными литераторами, осваивался с петербургской жизнью и посылал свои материалы в «Одесские новости», от которых в том же году поехал в Лондон.
    Он и здесь не терял времени даром: много занимался, совершенствовал свой английский язык, познакомился с известными английскими писателями Гербертом Уэллсом и А. Конан Дойлом, автором «Записок о Шерлоке Холмсе».
    Круг литературных интересов Корнея Чуковского продолжает расширяться. Теперь, кроме рецензий и переводов, он начинает писать стихи и даже роман в стихах. В сентябре 1904 года он вернулся на родину и стал выступать как литературный критик в петербургских журналах и газетах. С 1906 года Чуковский стал постоянным сотрудником журнала Валерия Брюсова «Весы». К этому времени он уже был знаком со многими видными деятелями русской культуры, подружился с известным художником Ильей Репиным, писателями Александром Куприным, Леонидом Андреевым, поэтом Александром Блоком и другими. Очерки о современных писателях составили книги «От Чехова до наших дней» (1908) и «Лица и маски» (1914).
    Тогда же Корней Иванович Чуковский начал записывать свои наблюдения за детьми, что и как они говорят. Он вел записи до конца жизни и составил из них книгу «От двух до пяти» со своими комментариями, в которых проявил себя не только как талантливый писатель, но и как замечательный педагог и ученый.
    Первое издание этой книги вышло в 1928 году под названием «Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы». Название «От двух до пяти» появилось только в дополнительном 3-м издании в 1933 году. Всего эта книга переиздавалась 21 раз, причем писатель каждый раз дополнял ее новыми примерами, которые к этому времени успевал записать.
    Писать для детей Корней Чуковский начал, казалось бы, случайно. Однажды ему как редактору надо было составить альманах «Жар-птица», и он написал для него свои первые детские сказки «Цыпленок», «Доктор» и «Собачье царство».
    Так неожиданно профессиональный критик, исследователь творчества Некрасова, переводчик стал детским писателем. Первым его знаменитым детским произведением стала стихотворная сказка «Крокодил». Позднее Корней Иванович вспоминал о том, как она появилась. Вместе с Максимом Горьким они задумали выпускать сборники детских произведений, и Горький предложил ему написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский никогда раньше не писал стихи для детей и подумал, что не справится с таким сложным поручением. «Но случилось так, — пишет он, — что я поехал в Гельсингфорс за своим маленьким сыном, который там заболел… Я вез его обратно в вагоне и для того, чтобы он не плакал и не хныкал, стал ему под стук колес рассказывать какую-то сказку, которую я уже давно хотел написать, но никогда у меня ничего не выходило».
    Мальчик успокоился и внимательно дослушал сказку. Когда через несколько дней сын поправился, Корней Чуковский уже и забыл, о чем ему рассказывал, но оказалось, что мальчик хорошо запомнил сказку и пересказал ее отцу. Так сказка в стихах «Крокодил» и появилась на свет. Это произошло в 1915 году. С тех пор произведения Чуковского стали любимым чтением для детей.
    Его стихи наполнены яркими необычными образами и словосочетаниями. Достаточно вспомнить «Мойдодыра», где всех нерях воспитывает «умывальников Начальник и мочалок Командир», или «Муху-Цокотуху — позолоченное брюхо» и др. Благодаря точным, четким рифмам стихи легко читаются и запоминаются.
    Многие свои сказки в стихах Корней Иванович Чуковский создал в 20-е годы. В 1923 году он написал «Мойдодыра» и «Тараканище», на следующий год — «Муху-Цокотуху» и «Чудо-дерево», в 1926 году —«Федорино горе» и «Телефон», в 1929 году — «Айболита».
    Замечательную сказку «Чудо-дерево» Чуковский посвятил своей маленькой дочери Муре, которая рано умерла от туберкулеза.
    Он писал собственные сказки для детей и пересказывал для них лучшие произведения мировой литературы — романы Даниеля Дефо, Р. Распэ, Р. Киплинга, У. Уитмена, библейские сюжеты и греческие мифы. Книги Корнея Ивановича Чуковского иллюстрировали лучшие художники того времени Ю. Анненков и М. Добужинский, и это добавляло популярности изданиям.
    Писатель общался с детьми не только посредством сказок. Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, он построил загородный дом, где поселился вместе с семьей. Каждое лето писатель проводил для своих детей и внуков, а также для всех окрестных ребят, которых набиралось до полутора тысяч, веселые праздники «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!»
    Он не оставлял и литературоведческую работу: в 1952 году выпустил капитальный труд «Мастерство Некрасова», который позже был удостоен Ленинской премии; его перу принадлежат книги воспоминаний о великих современниках и серьезные научные исследования по проблемам художественного перевода. А в 1962 году Корней Иванович Чуковский стал почетным доктором литературы Оксфордского университета в Великобритании.
    В 1969 году, который стал последним годом жизни писателя, он продолжал сочинять новые веселые стихи-загадки для малышей. В том же году в цикле статей «Признания старого сказочника» писатель вспомнил и проанализировал историю создания своих детских сказок. Вскоре после этого Корней Чуковского не стало.

  4. Kirilanim Ответить


    Корней Иванович Чуковский (1882-1969). Корней Иванович Чуковский (Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский часто ходил в дом к Житкову, где пользовался богатой библиотекой, собранной родителями Бориса.
    Но из гимназии будущего поэта исключили по причине “низкого” происхождения, так как мать Чуковского была прачкой, а отца уже не было. Заработки матери были настолько мизерными, что их едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.
    Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. А 1901 году появилась его первая статья в газете “Одесские новости”. Он писал статьи на самые разные темы – от философии до фельетонов. Кроме этого, будущий детский поэт вел дневник, который был его другом в течение всей жизни.
    В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем. Он ездил по редакциям журналов и предлагал свои произведения, но везде получил отказ. Это не остановило Чуковского. Он познакомился со многими литераторами, привык к жизни в Петербурге и нашел-таки себе работу – стал корреспондентом газеты “Одесские новости”, куда отправлял свои материалы из Петербурга. Наконец, жизнь вознаградила его за неиссякаемый оптимизм и веру в свои способности. Он был командирован “Одесскими новостями” в Лондон, где соврешенствовал свой английский язык и познакомился с известными писателями, в числе которых был Артур Конан-Дойль и Герберт Уэллс.
    В 1904 году Чуковский вернулся в Россию и стал литературным критиком, печатая свои статьи в петербургских журналах и газетах. В конце 1905 он организовал (на субсидию Л. В. Собинова) еженедельный журнал политической сатиры “Сигнал”. За смелые карикатуры и антиправительственные стихи он даже подвергался аресту. А в 1906 году стал постоянным сотрудником журнала “Весы”. К этому времени он уже был знаком с А. Блоком, Л.Андреевым А. Куприным и другими деятелями литературы и искусства. Позднее Чуковский воскресил живые черты многих деятелей культуры в своих мемуарах (“Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания”, 1940; “Из воспоминаний”, 1959; “Современники”, 1962). И ничто, казалось, не предвещало, что Чуковский станет детским писателем. В 1908 году он выпустил в свет очерки о современных писателях “От Чехова до наших дней”, в 1914 – “Лица и маски”.
    В 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты “Речь” в Великобритании, Франции, Бельгии. Вернувшись в Петроград в 1917 году, Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства “Парус”. Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни. Из них родилась известная книга “От двух до пяти”, которая впервые вышла из печати в 1928 году под названием “Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы” и только в 3-ем издании книга получила название “От двух до пяти”. Книга переиздавалась 21 раз и с каждым новым изданием пополнялась.
    Однажды Чуковскому надо было составить альманах “Жар-птица”. Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав к альманаху свои первые детские сказки “Цыпленок”, “Доктор” и “Собачье царство”, Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А.М. Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка “Крокодил” , опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
    Яркие, необычные образы, четкая рифма, строгий ритм делали его стихотворения быстро запоминающимися. За “Крокодилом” стали появляться все новые и новые стихотворения : “Мойдодыр” (1923 г.), “Тараканище” (1923 г), “Муха-цокотуха” (1924 г. под названием “Мухина свадьба”), “Бармалей” (1925 г.), “Федорино горе” (1926 г.), “Телефон” (1926 г.), “Айболит” (1929 г., под названием “Приключения Айболита”). А замечательную сказку “Чудо-дерево”, написанную в 1924 году, он посвятил своей маленькой дочери Муре, рано умершей от туберкулеза.
    Но Чуковский не ограничился только собственными сочинениями, он стал переводить для детей лучшие произведения мировой литературы: Киплинга, Дефо, Распэ Уитмена и др., а также библейские сюжеты и греческие мифы. Книги Чуковского иллюстрировали лучшие художники того времени, что делало их еще более привлекательными.
    В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом. Там он собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники “Здравствуй, лето!” и “Прощай, лето!”
    В 1952 году Чуковский опубликовал монументальный литературоведческий труд “Мастерство Некрасова”, который был удостоен Ленинской премии. А в 1962 году стал почетным доктором литературы Оксфордского университета.
    В 1969 году писателя не стало.

    Корней Иванович Чуковский: биография…

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *