С какой целью в пьесу введен образ дикого?

6 ответов на вопрос “С какой целью в пьесу введен образ дикого?”

  1. nodirjon Ответить

    Практически незаметной читателям остаётся одна сцена из жизни Дикого. Кудряш рассказывает, что однажды один человек грубил Дикому и поставил того в неловкое положение, из-за чего над купцом ещё две недели смеялись. То есть Дикой на самом деле вовсе не такой, каким хочет казаться. Именно смех является показателем его незначительности и неуместного пафоса.
    В одном из действий хмельной купец «откровенничает» с Марфой Игнатьевной. Кабаниха говорит с ним на равных, с её точки зрения Савл Прокофьевич был бы менее спесив, если в Калинове был человек богаче Дикого. Но Дикой не соглашается, вспоминая, как бранил мужика, а после извинялся, кланяясь тому в ноги. Можно сказать, что в его речах реализуется типичная черта русского менталитета: «знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу». Дикой признаётся: «я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Кабаниха замечает, что часто Савл Прокофьевич специально пытается вызвать в себе агрессию, когда к нему приходят просить займы. Но Дикой парирует — «Кому своего добра не жалко!» Хоть купец и привык вымещать свою злобу на женщинах, с Кабанихой он осторожничает: она хитрее и сильнее его. Возможно, именно в ней он видит куда более сильного тирана, чем он сам.
    Роль Дикого в «Грозе» Островского ясна. Именно в этом персонаже воплощено такое понятие, как самодурство. Дикой алчный никчёмный человек, возомнивший себя вершителем судеб. Он капризный и безответственный, как Тихон, точно так же любит пропустить рюмку водки. Однако за всей этой тиранией, хамством и невежеством скрывается обыкновенная человеческая трусость. Даже грозы Дикой боится. В ней он видит сверхъестественную мощь, кару Господню, поэтому как можно скорее пытается от грозы спрятаться.
    Благодаря такому концентрированному образу можно выделить множество общественных изъянов. Например, чинопоклонничество, взяточничество, скудоумие, ограниченность. Наряду с этим можно говорить также и об эгоизме, падении моральных принципов и насилии.

  2. Zargas Ответить

    («Пьяная ночь»)
    31.Соотнесите стихотворения Н.А. Некрасова с жанром лирического произведения:
    a)«Вчерашний день, часу в шестом»,
    «Размышления у парадного подъезда»
    б) «Вор», «Утро»
    а) «стихотворные новеллы»
    б) стихотворные рассказы
    32. Вставьте пропущенное слово: « Из смежных деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобищино, Горелово, Неелово. … тож».
    33. Завязкой в произведении является:
    а) момент возникновения конфликта
    б) наивысший накал страстей
    в) начало произведения
    г) эпилог
    д) первое появление главного героя
    34.Литературный критик, соратник Н.А.Некрасова по журналу «Современник»
    а) Белинский
    б) Дружинин
    в) Писарев
    г) Гончаров
    д) Добролюбов
    35. Герой сказа Н.С.Лескова «Левша» являющийся воплощением талантливости русского народа?
    а) Платов
    б) Николай I
    в) Александр I
    г) граф Чернышов
    д) Левша
    36. Определите жанр «Очарованного странника» Н.С.Лескова:
    а) роман
    б) рассказ
    в) трагедия
    г) сказ
    д) повесть
    37. Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина, главного героя «Очарованного странника» Н.С.Лескова?
    а) Измаил
    б) Казачок
    в) Монах
    г) Иван
    д) Голован
    38. Произведение Н.С.Лескова, ставшее своеобразным ответом и скрытой полемикой с пьесой А.Н.Островского «Гроза»?
    а) «Запечатленный ангел»
    б) «Леди Макбет Мценского уезда»
    в) «Тупейный художник»
    г) «Кадетский монастырь»
    д) «Очарованный странник»
    39. Как заканчивается очерк Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского Уезда» для главной героини?
    а) выходит замуж за Сергея
    б) попадает на каторгу
    в) разочаровывается в Сергее и бросает его
    г) раскаивается в содеянном
    д) погибает
    40.Какова, по словам Л.Н.Толстого, основная идея романа «Война и мир»?
    а) мысль семейная
    б) идея примирения наций
    в) мысль народная
    г) идея противопоставления дворянской и народной жизни
    д) любовная история.
    41.Назовите жанр произведения Л.Н.Толстого «Война и мир»
    а) социально-психологический роман
    б) любовный роман
    в) поэма
    г) роман-эпопея
    д) повесть
    42. С какого времени начинается действие в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?
    а) 1812 год
    б) 1807 год
    в) 1805 год
    г) 1825 год
    д) 1856 год
    43. Как относится к Наполеону Пьер Безухов в 1812 году?
    а) Как к великому человеку
    б) Как к антихристу
    в) Как к политическому деятелю
    г) Как к самозванцу, захватившему власть
    д) Не проявляет никакого интереса
    44. С какой целью князь Андрей Болконский едет на войну в 1805 году?
    а) хочет сменить наскучившую ему жизнь
    б) мечтает о славе
    в) хочет сделать себе карьеру
    г) уезжает от жены, которую не любит
    д) ради защиты Отечества
    45. Какова основная черта характера Наташи Ростовой?
    а) любовь к народу
    б) поэтичность
    в) доброта
    г) полнота ощущения жизни
    д) равнодушие к окружающим.
    46. С какой целью князь Андрей Болконский едет на войну в 1812 году?
    а) хочет сменить наскучившую ему жизнь
    б) мечтает о славе
    в) хочет сделать себе карьеру
    г) уезжает от жены, которую не любит
    д) ради защиты Отечества
    47. С кем дрался Пьер Безухов на дуэли?
    а) с Денисовым
    б) с Несвицким
    в) с Ростовым
    г) с Долоховым
    д) с Курагиным.
    48. В образе Наташи Ростовой Л.Н.Толстой воплотил свое представление …
    а) о красоте внешней
    б) о воспитании девушки
    в) о романтической героине
    г) о месте и назначении женщины в обществе
    д) о типичной представительнице дворянства
    49. Почему в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» происходит превращение Дмитрия Старцева в Ионыча?
    а) Он приспособился к окружающей среде
    б) Он деградировал, как личность, не сумев противостоять обществу
    в) Он внутренне всегда был таким
    г) Он стал таким после отказа Котика
    д) Он не любил свою профессию
    50. Какому герою пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» принадлежат слова: «Вся Россия наш сад».
    а) Ане
    б) Лопахину
    в) Пете Трофимову
    г) Раневской
    д) Гаеву
    51. Какой прием использует А.П.Чехов в рассказе «Ионыч» для раскрытия деградации героя?
    а) гипербола
    б) портретная характеристика
    в) гротеск
    г) сравнение
    д) ирония
    52. Как определил сам А.П.Чехов жанр «Вишневого сада»?
    а) комедия
    б) водевиль
    в) трагедия
    г) фарс
    д) драма
    53. Кто становится хозяином вишневого сада после его продажи в одноименной пьесе А.П.Чехова?
    а) Аня
    б) Лопахин
    в) Раневская
    г) Гаев
    д) Петя Трофимов
    54. Кем был по профессии главный герой рассказа А.П.Чехова «Ионыч»?
    а) врачом
    б) артистом
    в) учителем
    г) писателем
    д) юристом
    55. Какое из произведений М.Горького не относится к его ранним романтическим произведениям?
    а) «Песня о Соколе»
    б) «Макар Чудра»
    в) «На дне»
    г) «Песня о Буревестнике»
    д) «Старуха Изергиль»
    56. Рассказ М.Горького, в котором героиня рассказывает легенды и историю своей жизни.
    а) «Макар Чудра»
    б) «Мой Спутник»
    в) «Старуха Изергиль»
    г) «Челкаш»
    д) «Дед Архип и Ленька»
    57. Кто из героев пьесы М.Горького «На дне» говорит: «Человек—это звучит гордо!»?
    а) Актер
    б) Пепел
    в) Бубнов
    г) Барон
    д) Сатин
    58. Произведение М.Горького, в котором ведется спор о правде?
    а) «Песня о Соколе»
    б) «Макар Чудра»
    в) «На дне»
    г) «Песня о Буревестнике»
    д) «Старуха Изергиль»
    59. Бунин И.А. родился:
    а) в Нижнем Новгороде
    б) в Воронеже
    в) в Киеве
    г) в Таганроге
    д) в Москве
    60. В 1920 году Бунин И.А. эмигрирует за границу и до своей смерти в 1953 году живет…
    а) в Германии
    б) во Франции
    в) на Цейлоне
    г) в Италии
    д) в Португалии
    61. В произведении А.И.Куприна «Гранатовый браслет» Желтков дарит главной героине…
    а) колье
    б) серьги
    в) кольцо
    г) ожерелье
    д) браслет
    62. В финале повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» звучит музыка …
    а) Моцарта
    б) Чайковского
    в) Бетховена
    г) Баха
    д) Сальери
    63. В журнале Мережковского «Новый путь» появился первый сборник стихов А.Блока…
    а) «Стихи о Прекрасной Даме»
    б) «Нечаянная радость»
    в) «Из посвящений»
    г) «Снежная маска»
    д) «Страшный мир»
    64. Определите жанровую принадлежность «Двенадцати» А.Блока:
    а) лирическое стихотворение
    б) драма
    в) баллада
    г) поэма
    д) новелла
    65. Кто из перечисленных писателей не относится к литературе второй половины XIX века?
    а) А.И.Куприн
    б) Л.Н.Толстой
    в) А.Н.Островский
    г) А.П.Чехов
    д) А.С.Пушкин
    66. Сторонником какого литературно-поэтического направления был А.Блок в раннем творчестве?
    а) акмеизм
    б) футуризм
    в) не принадлежит ни к какому
    г) символизм
    д) имажинизм
    67. Кому посвящен поэтический цикл А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»?
    а) Н.Волховой
    б) Л.Менделеевой
    в) А.Ахматовой
    г) неизвестной женщине
    д) М.Цветаевой
    68. Какое из перечисленных произведений не принадлежит И.А.Бунину?
    а) «Гранатовый браслет»
    б) «Митина любовь»
    в) «Ночлег»
    г) «Темные аллеи»
    д) «Господин из Сан-Франциско»
    69. Кто из перечисленных героев не является героем рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»?
    а) Ларра
    б) Данко
    в) автор
    г) Старуха Изергиль
    д) Челкаш
    70. Главную героиню повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» звали…
    а) Софья
    б) Вера
    в) Анастасия
    г) Анна
    д) Ольга
    71. Где возник замысел романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»?
    а) в Москве
    б) в своем имении
    в) в Петербурге
    г) на каторге
    д) за границей
    72. Композиция романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
    а) 3 части
    б) 6 частей
    в) 4 части
    г) 6 частей и эпилог
    д) 5 частей
    73. Кому из героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит эта комната: «Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф»?
    а) Разумихину
    б) Раскольникову
    в) Свидригайлову
    г) Порфирию Петровичу
    д) Лужину
    74. Какая часть романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» рассказывает о подготовке и совершении преступления?
    а) 1
    б) 4
    в)2
    г) 5
    д)3
    75.Узнайте героя романа Ф. Достоевского по описанию: «Он был замечательно хорош собою, тонок и строен…».
    а) Мармеладов
    б) Свидригайлов
    в) Разумихин
    г) Порфирий Петрович
    д) Раскольников
    76. Кто из героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» является для автора нравственным идеалом?
    а) Р. Раскольников
    б) Сонечка
    в) Порфирий Петрович
    г) Катерина Ивановна
    д) Дуняша
    77. О ком из своих героев Ф. Достоевский пишет: «их воскресила любовь»?
    а) о Раскольникове и Сонечке
    б) о Катерине Ивановне и С. Мармеладове
    в) о Разумихине и Дуняше
    г) о Свидригайлове и Дуняше
    д) о Лужине и Дуняше
    78. Когда у главного героя романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» наступает раскаяние?
    а) сразу после убийства
    б) никогда не наступает
    в) после знакомства с Порфирием Петровичем
    г) на каторге
    д) после разговора с Сонечкой
    79. В романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Р. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы из-за:
    а) семьи Мармеладовых
    б) денег и драгоценностей
    в) матери и сестры
    г) случайно
    д) ради проверки своей теории
    80. Кому из героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежат слова: «Я не старушонку убил, я себя убил»?
    а) Разумихину
    б) Раскольникову
    в) Свидригайлову
    г) Порфирию Петровичу
    д) Лужину
    81. Узнайте героя романа Ф. Достоевского по описанию: «Он был до того худо одет, что иной даже привычный человек посовестился бы в таких лохмотьях выходить на улицу»
    а) Мармеладов
    б) Миколка
    в) Разумихин
    г) человек в черном
    д) Раскольников
    82. Часть романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание», в которой содержится описание подготовки преступления и его совершение.
    а) первую часть
    б) пятую часть
    в) вторую часть
    г) весь роман
    д) первых три части
    83. Кто из героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» по профессии юрист?
    а) Порфирий Петрович
    б) Разумихин
    в) Свидригайлов
    г) Лужин
    д) Заметов
    84. Кому первому признается Р. Раскольников в своем преступлении?
    а) Разумихину
    б) матери
    в) сестре
    г) Сонечке
    д) Порфирию Петровичу
    85. Что символизирует последний сон Р. Раскольникова, который он видит на каторге?
    а) Он вновь совершает преступление
    б) Герой раскаивается в содеянном
    в) Понимает, к чему может привести его теория
    г) Понимает правду Сони
    д) Ничего не символизирует
    86. В романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» у каждого героя свой «исход». Кто из героев заканчивает жизнь самоубийством?
    а) Мармеладов
    б) Лужин
    в) Разумихин
    г) Свидригайлов
    д) Раскольников
    Ключи
    к тестовым заданиям
    1.Д
    2.В
    3.А
    4.Д
    5.Д
    6.В
    7.А-Г,Б-Д,В-Б,Г-А,Д-В
    8.В
    9. Матрена Тимофеевна
    10. Савелий
    11.Г
    12.Б
    13.Б
    14.Д
    15.Д
    16.А
    17.Б
    18.Б
    19.А
    20.В
    21.В
    22.Д
    23.Д
    24.Б
    25.А
    26.В
    27.А
    28.В
    29. Пустопорожней
    30.Яким Нагой
    31. А-Б
    32.Неурожайка
    33.А
    34.Д
    35.Д
    36.Д
    37.Д
    38.Б
    39.Д
    40.В
    41.Г
    42.В
    43.Б
    44.Б
    45.Г
    46.Д
    47.Г
    48.Г
    49.Б
    50.В
    51.Б
    52.А
    53.Б
    54.А
    55.В
    56.В
    57.Д
    58.В
    59.Б
    60.Б
    61.Д
    62.В
    63.А
    64.Г
    65.Д
    66.Г
    67.Б
    68.А
    69.Д
    70.Б
    71.Г
    72.Г
    73.Б
    74.А
    75.Д
    76.Б
    77.А
    78.Г
    79.Д
    80.Б
    81.Д
    82.А
    83.А
    84.Г
    85.В
    86.Г
    Литература
    Основная
    БИККУЛОВА И.А. Русская литература XIX века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч.2: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М. Дрофа, 2006.-478, (2) с.
    ЗОЛОТАРЕВА И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ( вторая половина XIXв).М.: «ВАКО», 2003, 368 с.
    ОБЕРНИХИНА Г.А. Биккулова И.А. Лейфман И.М. Русская литература XIX века. 10 класс. Профильный уровень: Книга для учителя. -М.: Дрофа, 2006.- 335, (1) с.
    ОБЕРНИХИНА Г.А. Литература: Практикум: Учебное пособие для студ. сред.проф.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 272с.
    ОБЕРНИХИНА Г.А. . Литература: учебник для студ.проф.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-656с.
    ОБЕРНИХИНА Г.А., Марцыяка Е.В.Литература: книга для преподавателя: методическое пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2008._176с.
    САВИНА Л.Н. Уроки литературы в 10 классе. Поурочные планы. Часть I,-
    Волгоград: Учитель, 2002.-64с.
    Дополнительная
    БОГОМОЛОВА Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных курсов высших учебных заведений: Учеб.пособие.-
    М. Высшая школа, 1982. – 367 с.
    ГЕНЕРАЛОВА Н.С.,НИКУЛИНА М.Ю. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к Единому государственному экзамену. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.- 256с.
    МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КОЛЛОКВИУМА, посвященного 180-летию Л.Н. Толстого, сентябрь 2008, ИПКиППК
    РОГОВИК Т.Н., НИКУЛИНА М.Ю. ЕГЭ. Репетитор. Литература. Эффективная методика.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.- 224с.

  3. Kazilkis Ответить

    Тест по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
    Вариант 1
    1. С какой целью автор начинает и заканчивает действие пьесы на берегу Волги?
    А) Волга играет существенную роль в сюжете пьесы;
    Б) для создания композиционного контраста между ширью жизни природы и узостью жизни обывателя;
    В) Волга в пьесе – символ свободы.
    2. Какова роль объемной экспозиции в пьесе?
    А) знакомство с местом и обстоятельствами действия;
    Б) знакомство  с героями;
    В) знакомство с положительным героем – Кулигиным..
    3. Определите кульминацию пьесы?
    А) решение Катерины взять ключ;
    Б) публичное покаяние Катерины;
    В) финальный  монолог Катерины и ее решение бросится в Волгу.
    4.Какова основа власти самодуров в пьесе «Гроза»?
    А) материальная и моральная от них зависимость людей;
    Б) действующее российское законодательство;
    В) сложившиеся вековые традиции;
    5. С какой целью в пьесу введён эпизодический образ страницы?
    А)  развитие сюжета;
    Б)  усиление комизма;
    В) подчеркнуть невежество героев пьесы;
    6. Кого боится Дикой?
    А) того, кто физически сильнее его;
    Б) того, от кого он материально зависим;
    В) высшего по общественному положению.
    7. Определите героя пьесы по цитатам
    А) «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
    Б) «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив».
    В) «Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об не порасскажут!
    Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает»
    8. Вставьте пропущенные слова:
    А) «Да как знаю я теперича, что недели две никакой… надо мной не будет»
    Б) « А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто… в этом столбе летают и поют».
    В) «Я понимаю, что всё это наше… , а все таки не привыкну никак».
    9. Определить какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:
    А) «И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать».
    Б) «В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то!»
    В) «Мне только проститься с ним, а там… а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный позор!»
    10*. Какие традиции романтизма использовал А.Н. Островский при создании
    Образа Катерины?
    Вариант 2
    1. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
    А) помещичье-дворянской;
    Б) купеческой;
    В) аристократический.
    Г) народной
    2. Определите завязку конфликта пьесы:
    А) разговор Кулигина и Бориса;
    Б) диалог Катерины и Кабанихи;
    В) диалог Катерины и Варвары.
    3. Какое определение нравам города Калинова дал Кулигин в разговоре с Борисом?
    А) непросвещённые;
    Б) дикие;
    В) жестокие.
    4. Какую роль играет в пьесе образ грозы?
    А) просто природное явление;
    Б) подталкивает Катерину на исповедь;
    В) символ божьего возмездия за грехи.
    5. С какой целью в пьесу введён образ Дикого?
    а) показать  ещё один тип самодура;
    Б) для развития сюжета;
    В) нет определенной причины.
    6. Кого боится Кабаниха?
    А) Бога;
    Б) перемен в жизни;
    В) никого и ничего.
    7. Определите героя пьесы по цитате:
    А) «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»
    Б) «…матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была,
    и представить страшно».
    В) «Собрался совсем, и лошади уже готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется».
    8. Вставьте пропущенные слова:
    А) «Ты только одна во всём городе умеешь меня…»
    Б) «Вот, братец ты мой, … лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу».
    В) «Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а …»
    9. Определите какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:
    А) «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
    Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
    Б) «А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю»
    В) «Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные клаузы строчат на ближних».
    10*. Какие мотивы и образы русского фольклорного жанра вы заметили в пьесе? Каким образом они отражаются на характеристике Катерины и других героев?

Добавить комментарий для Zargas Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *