Сделайте вывод о том как менялись взгляды на источники?

2 ответов на вопрос “Сделайте вывод о том как менялись взгляды на источники?”

  1. Граммотный Парниша Ответить

    в первой половине 80-х годов застойные явления в стали перерастать в предкризисные. хотя рост национального дохода имел положительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню прироста населения страны, что означало стагнацию, преддверие кризиса. в ноябре 1982 года на 76-м году жизни скончался генеральный секретарь цк кпсс л.и.брежнев, занимавший этот пост с 1964 года (с 1964 по 1966 г. – первый секретарь цк кпсс). сменивший его ю.в.андропов, бывший председатель комитета государственной безопасности (кгб), сделал попытку укрепить и трудовую дисциплину, обновить кадры. за пятнадцать месяцев его руководства было сменено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов. несколько оживилась , повысилась дисциплина. однако попытка усилить командные рычаги не смогла оказать должного воздействия.
    после смерти ю.в.андропова 6 февраля 1984 года генеральным секретарем был избран 73-летний к.у.черненко, который спустя год скончался, не внеся ничего заметного в политику государства. в марте 1985 года на пост руководителя партии был избран 54-летний секретарь цк по сельскому хозяйству м.с.горбачев, с именем которого связан новый этап в жизни советского государства, получивший название “перестройки” и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества.
    период “перестройки” можно разделить на два этапа: 1) 1985-1988 гг. – попытка добиться “ускорения” социально развития на основе сохранения административно-командной системы .2) 1989-1991 гг.- реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной .
    к середине 1991 года ситуация ознаменовалась глубоким политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения в стране (“путч” августа 1991 роспуском кпсс и вступлением государства в новый период.
    1. содержание “перестройки”.
    в начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу . в основу политики была положена концепция “ускорения социально- развития страны”. выдвинутая апрельским (1985 г.) пленумом цк кпсс и закрепленная xxvii съездом партии (март – апрель 1986 реформа нашла свое выражение в “основных направлениях и социального развития на 1986 – 1990 годы и на период до 2000 года.”
    под ускорением понималось повышение темпов роста. так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 – 2,5 раза. стратегия “ускорения” была основана на всемерной интенсификации производства на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки , эффективных форм , организации и стимулирования труда.
    чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд “кампаний”. основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми , введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. в конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания м.с.горбачева генеральным секретарем цк кпсс, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. в ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, виноградники. в итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году – 238 и 265, а в 1988 – 142 и 179 соответственно. жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров. 5 (*)
    вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно: – была подорвана база южных винодельческих районов, например, нагорного карабаха в азербайджане, молдавии и др; – увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками; – участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей; – значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию.
    впервые после войны был включен денежный станок.
    в результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался , кризисные проявления стали возрастать. общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими:

  2. Dagda Ответить

    Если рассматривать сущность человека как целостную систему, которая включает в себя все указанные равные сущности, то можно сказать, что она (сущность) обнаруживается в диалектике потребностей и деятельности и реализуется как разногласие между потребностями и возможностями их удовлетворения, обусловленными уровнем развития производственных сил, характером общественных отношений (прежде всего производственных), масштабностью и направленностью целей, а также мерой осознания человеком сущности мира своего бытия и собственной сущности, которые воплощены в равные свободы, а также характером, содержанием и направленностью деятельности. Беспрерывное решение и воспроизведение этого разногласия является сущностью общественного прогресса, который возникает как процесс становления и развития человеческой сущности.
    Раскрытие вопроса об источнике прогресса обусловливает необходимость анализа проблемы системы противоречий в границах сущности человека. Речь идет о противоречиях выявления взаимосвязей, между которыми разрешено рассматривать процесс исторического развития общества как процесс его самодвижения. Кроме того, раскрытие источника общественного прогресса как процесса становления и развития сущности человека делает необходимым выяснение основного противоречия общественного прогресса. Последнее важно и с той точки зрения, что в литературе, посвященной исследованию общественного прогресса, его основное противоречие и источник развития отождествляются.
    На самом деле понятие источника общественного прогресса более широко по объему, чем понятие основного противоречия. Источник общественного прогресса составляет систему взаимосвязанных противоречий разных уровней (порядков) сущности человека. Основное же противоречие – это противоречие той стороны сущности человека, которая является определяющей в его жизнедеятельности в формировании сущности человека как системы, целостности.
    Таким образом, основное противоречие общественного прогресса в целом есть противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения, обусловленными достигнутым уровнем производства. Здесь следует отметить, что речь идет не только о непосредственных жизненных потребностях человека как живого существа (пища, одежда, жилье), но и о потребностях в орудиях труда, удовлетворение которых есть необходимым условием удовлетворения исходных жизненных потребностей, их воспроизведением и рождением новых.
    Основное противоречие общественного прогресса не противопоставляется источнику общественного развития, а является определяющим относительно него. Итак, решение и воспроизведение основного противоречия осуществляется не само по себе, не изолированно от других, а во взаимодействии и под влиянием всей системы противоречий, которые характеризуют разные уровни (порядки) сущности человека.
    Следует подчеркнуть, что сама потребность возникает как противоречие. Поскольку человек есть сложная открытая система, которая может существовать, функционировать и развиваться только в непосредственном взаимодействии с условиями существования, то потребность как выражение противоречия между необходимостью существования системы и ограниченностью ее обеспечения приобретает качество внутреннего импульса жизнедеятельности. Решение этого противоречия становится возможным только во взаимодействии человека (благодаря деятельности) с окружающей действительностью.
    Удовлетворение потребностей в процессе деятельности ведет к возникновению новых потребностей, которые выражают (составляют) более высокий уровень развития человека. В свою очередь, новая потребность для своей реализации обусловливает необходимость в более совершенной деятельности, т.е. и основное противоречие, и источник общественного прогресса в целом реализуются в беспрерывном решении и воспроизведении себя в пределах сущности человека.
    Этот процесс проявляется как взаимодействие закона повышения потребностей и закона развития деятельности, взаимодействия, в котором потребность как импульс жизнедеятельности предопределяет необходимость деятельности. Последний выступает здесь, с одной стороны, как результат наличия и проявления потребности, с другой – как средство его удовлетворения и предпосылка рождения новой, более масштабной потребности. Новая потребность, возникнув как результат деятельности, становится предпосылкой развития деятельности, необходимой для своего решения. Итак, в наиболее общей форме источник общественного прогресса отображается в диалектике потребностей и деятельности.
    Однако этого общетеоретического уровня характеристики общественного прогресса и его источника как процесса становления и развития человеческой сущности недостаточно для анализа конкретного хода истории. Ведь в действительности сущность проявляется во взаимодействии с внешними явлениями, которые обусловливают неадекватность ее проявления.
    Следует подчеркнуть, что в отличие от природы, где противоречие как источник развития является вместе с тем и его движущей силой, в обществе проблема источника развития и движущих сил приобретает более сложный характер. Это поясняется тем, что в обществе объективные законы его развития реализуются через целенаправленную деятельность людей, заинтересованных в обеспечении необходимых условий удовлетворения своих потребностей, своего существования, функционирования и развития. Интересы людей, групп, классов (социальных субъектов)далеко не всегда совпадают с направлением действия объективных законов. Эта деятельность людей может или оказывать содействие поступательному развитию общества, или тормозить его. Поэтому под движущими силами общественного прогресса следует понимать те социальные силы, благодаря деятельности и взаимодействию которых осуществляется решение и воспроизведение противоречий, которые представляют собой источник развития общества.
    В зависимости от особенностей проявления и способа решения противоречий общественного прогресса, прежде всего антагонистических и неантагонистических, в истории общества выделяют два основных типа общественного прогресса: антагонистический и неантагонистический, хотя границы между ними бывают условными. Общим для этих типов общественного прогресса является то, что развитие общества, его поступательное восхождение от низших к высшим, более совершенным формам общественной организации начинается из производства и усовершенствования орудий труда в их взаимосвязи с удовлетворением и воспроизведением потребностей. Усовершенствование же орудий труда предопределяет необходимость развития и усовершенствования самого человека как главной продуктивной силы. Поэтому, как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, что уже с самого начала обнаруживается материальная связь людей между собой, связь, которая предопределяется потребностями и способом производства и есть такой же старой, как сами люди, связь, которая набирает все новых форм, а значит, представляет собой “историю”. Развитие производства предопределяет формирование и развитие производственных отношений, всей системы общественных отношений, которые, возникнув как результат производства, превращаются в его необходимую предпосылку.
    Важной особенностью первого типа общественного прогресса было то, что в условиях первоначального общества субъектом социальной деятельности выступала община. Потребности общины, процесс их удовлетворения и воспроизведения опосредствовали удовлетворение потребностей каждого индивида. Племенная община была первой предпосылкой присвоения людьми объективных условий как их жизни, так и той деятельности, с помощью которой эта жизнь воссоздается и приобретает предметные формы (деятельность как пастуха, охотника, земледельца и т.д.).
    На этом этапе истории община выступает как первая большая производительная сила. Осуществляя процесс производства, она обеспечивала свое существование и существование каждого индивида, т.е. основное противоречие общественного прогресса (между потребностями и достигнутым уровнем производства) в первоначальном обществе находилось в производительных силах, в содержании способа производства. Низкий уровень развития самого человека и орудий работы предопределяли необходимость совместного труда, непосредственную связь производителя с орудиями работы, общинную собственность на средства производства, равнозначное место членов общины в системе производства, распределение в интересах всей общины.
    Рассмотренная система была той социальной формой, на основе и в границах которой решалось и воссоздавалось основное противоречие. Движущей силой общественного прогресса здесь были объединенные действия членов общины, которые обеспечивали необходимые условия для ее существования и развития. Незрелому развитию производственных сил и системы общественных отношений отвечали низкий уровень свободы и творчества. Источник общественного прогресса в рамках его первого типа, возникал как противоречие между потребностями общины и возможностями их удовлетворения, обусловленными уровнем развития производительных сил, характером общественных отношений, масштабностью целей, а также уровнем свободы и творчества.
    С усовершенствованием орудий труда, развитием человека и его потребностей возрастала и производительность труда, которая обусловила распределение и специализацию труда внутри общины. Вследствие этого общественная собственность на средства производства уступает место частной собственности, равенство мест индивидов в системе производства – социальному неравенству.
    С разделением общества на классы возникает новый тип общественного прогресса, который включает в себя рабовладельческую, феодальную и капиталистическую формации. Главной производственной силой в этом обществе становятся угнетенные трудящиеся массы, которые, не имея собственности на средства производства, не могли пользоваться созданными ими благами, удовлетворять свои потребности. Для обеспечения своего существования угнетенные массы были вынуждены вести борьбу против эксплуататоров и господствующих производственных отношений. Необходимость этой борьбы определялась также тем, что с разделением общества на классы интерес господствующего класса стал движущим фактором производства в целом. Господствующие классы, обеспечивая удовлетворение своих потребностей и интересов, развивали в соответствии с ними и производство, которое в значительной мере осуществлялось за счет эксплуатации угнетенных. Человек рассматривался прежде всего как средство осуществления общественного прогресса.
    Таким образом, новый тип общественного прогресса характеризовался тем, что с разделением общества на классы основное противоречие его перемещалось из сферы производительных сил в сферу взаимосвязей между производительными силами и производственными отношениями. Итак, борьба передовых классов против отживших производственных отношений, реакционных социально-политических порядков есть решающей силой восходящего исторического развития.
    В условиях капитализма противоречие между производительными силами и производственными отношениями приобретает всё более острый характер. Общественный характер производства, суть которого состоит в том, что разные области производства переплетаются в единый производственный процесс, обусловливает потребность в планомерной организации производства, управлении всем этим процессом, а также в установлении распределения в интересах тех, кто осуществляет производство. На этапе становления капитализма и развития его как общественно-экономической формации, противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения находила свое выражение в обострении противоречий между рабочим классом и буржуазией.
    На современном этапе общественного развития капитализм, осуществив научно-техническую революцию и приспособив свои производственные отношения к имеющемуся уровню развития производительных сил, пошел классическим путем экономического либерализма. Тем самым это общество обнаружило значительные потенциальные возможности для прогрессивного развития. Особое значение приобрели интеграционные процессы, которые охватили практически все стороны социальной жизни. В этих условиях значительно усилилось влияние на развитие общества потребностей, от решения которых зависит не только его прогресс, но и само существование человечества. Указанные обстоятельства обусловили возникновение ситуации, в которой общечеловеческое приобретает приоритетное значение. Итак, на первый план выходят вопросы, связанные с общественным прогрессом и глобальными проблемами современности.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *