Шенграбенское сражение в романе война и мир какая глава?

6 ответов на вопрос “Шенграбенское сражение в романе война и мир какая глава?”

  1. Kulanadar Ответить

    В литературном бою при Шенграбене читатель сумеет отыскать все исторические факты. Лев Толстой тщательно описывает ход сражения. Силы русской армии – меньшие по численности (всего 35 тысяч солдат против стотысячного французского войска) – победили врага под Кремсом. После этой маленькой победы русские отступали в сторону Цнайма в надежде соединиться с другими силами своих армий. Союзники вызывали у Кутузова сомнения, которые оправдались, когда в дальнейшем австрийский корпус не вступил в бой.
    Под Шенграбеном армия австрийцев самостоятельно атаковала французов, но согласилась на перемирие, предложенное Мюратом: французы сильно превосходили маленький корпус Австрии.
    Кутузов планировал занять Цнайм раньше, чем там окажется французская армия – это был единственный выход из бедственного положения, в котором оказалась русская армия. Понимая, что движение войск продвигается слишком медленно, Кутузов принял стратегическое решение: послал отряд пол главенствованием генерала Багратиона. Этот семитысячный арьергард должен был задержать французов, даже если для этого придется пожертвовать всеми людьми. Кутузов, таким образом, пошел на шаг, который в шахматах называется гамбит: генерал стремился пожертвовать меньшим, чтобы получить большее, одержать стратегическое преимущество.
    Правда, в романе «Война и мир» Лев Толстой применил излюбленный прием писателей – гиперболу. Отряд Багратиона автор эпопеи уменьшил до четырех тысяч. В литературном Шенграбенском бою русский генерал больше суток удерживал неприятеля, чтобы спасти основную часть войск Кутузова.
    Лев Толстой описывает голодных, измученных тяжелым и длительным переходом солдат, которые героически отстаивают честь Российской империи в борьбе с превосходящими силами противника. Хитростью Багратион вынудил Мюрата предложить перемирие. Мир продлился три дня. Этой передышкой и воспользовался Кутузов, чтобы успешно добраться до Цнайма.

    Батарея Тушина

    Героизм Тушина заслуживает отдельного внимания. Двинувшись в отступление (после прорыва в бою с корпусом Леграна), авангард русской армии оставил эту батарею около Шенграбена. Как мы помним, в этом сражении русские выставили против деревни 12 орудий.
    Тогда Тушин решить совершить свой последний подвиг. Лев Толстой пишет, что у Тушина не было прямого приказа, как действовать, но боец сам решил, что деревню следует поджечь. Когда деревню охватило пламя, этот маневр Тушина отвлек французов, и основные силы Багратиона смогли безопасно отступить. Однако после сражения генерал осудил Тушина за то, что тот стрелял по деревне, а не отступил. Два орудия было потеряно. Но вины Тушина здесь не было, так как Жерков с солдатами, которым следовало прикрыть товарища, не сделали этого.
    Андрей Болконский выступил на стороне Тушина, так как видел, что солдат защищал орудие до последнего. Багратион принял к сведению слова князя: Тушина признали героем. Однако Тушин – не единственный выходец из простонародья, показавший себя героем на поле брани. Другой пример – незаметный командующий ротой Тимохин. Храбрость Тимохина позволила бойцу пойти на врага с маленькой и хилой шпагой. Вопреки скудному обмундированию, Тимохин обратил французов в бегство.

    Негативный пример показывает Долохов. Это бывший офицер, которого разжаловали в солдаты. Долохов – эгоист, бойца интересует лишь собственная выгода, а все его действия – корыстны. Долохов тоже храбро участвует в бою, получает ранение, но не оставляет поля сражения. Однако после боя солдат напоминает о своих заслугах, чего не скажешь о Тушине или Тимохине. Таким образом, если персонажи Тушина и Тимохина – это выражение истинного патриотизма, не требующего восхваления, то образ Долохова воплощает патриотизм ложный.

    Герои «Войны и мира» на фоне Шенграбенской битвы

    Лев Толстой использовал это событие для того, чтобы предоставить читателю психологический портрет основных действующих лиц. Этот прием характерен для эпопеи в целом.

    Андрей Болконский

    В жизни князя все сражения, в которых он принимал участие, имели определенное значение для духовного развития. Обычно предоставляют анализ влияния опыта, полученного в бою при Аустерлице, на становление личности князя, а после – характеристику рокового сражения при Бородино. Шенграбен словно остается в стороне.
    Любопытно, что до Шенграбенского противостояния Андрей Болконский был сторонником действий Наполеона. Однако ситуация с Тушиным, опыт Шенграбена способствовали переосмыслению князем собственных взглядов и позиции. Раньше Болконский мечтал о доблестных ратных свершениях. Подвиг – это непременно такой поступок, который совершается с осознанием значимости этого действия. Но это утверждение оказалось ложным, потому что на примере Тушина князь понял: иногда подвиг совершается так, что герой не подозревает о собственном героизме, это незаметный для самого героя поступок.
    В ситуации конфликта Багратиона и Тушина Болконский принимает сторону Тушина, хотя до этого героя отличало презрение к простым людям. Таким образом, Льву Толстому удается развивать одну из главных идей «Войны и мира» – мысль о народе, трансформацию отношения персонажей романа к обычным людям, не дворянского происхождения. Однако под Шенграбеном Андрей еще находится во власти ложного аристократизма, не ощущая родства с народом. В полной мере это ощущение придет к князю при Бородино. Шенграбен и Аустерлиц – это этапы становления жизненной позиции Андрея Болконского, системы ценностей, формирования нового взгляда на мир.
    Князь Андрей по приказу Багратиона совершал контрольный объезд войск перед сражением. Для Болконского было удивительно наблюдать, что при приближении к врагу армия не теряет боевого духа. Наоборот: ряды солдат – организованные и сплоченные, а бойцы – веселые и готовые ринутся в бой.

    Когда разразились первые взрывы орудий, Болконского ожидало еще одно удивление: князь вдруг увидел, что то, чего его учили, то, что он читал в книгах, не имеет ничего общего с практикой реального сражения. Несмотря на то, что бой происходил не по плану, многое было непредсказуемым, Багратиону как главнокомандующему удавалось сохранять спокойствие и выдержку. Это восхитило Андрея, ведь князь осознал, что самоконтроль полководца – это значительная часть победы.

    Николай Ростов

    Николенька Ростов – брат Наташи Ростовой. В начале повествования, юноша – подающий надежды студент, который, однако, оставляет университет, чтобы стать солдатом Павлоградского гусарского полка. Как мы помним, этот полк был в составе арьергарда русской армии, которая мужественного сражалась в битке под Шенграбеном. Семья юноши не была довольна таким решением сына. Поначалу Ростовы подумали, что Николай пожелал вступить в войну по примеру лучшего друга, однако юноша признал, что просто ощущает призвание к военной карьере.
    Когда Николай попал в разгар не самого легкого боя, юноша осознал, что оказался совершенно неподготовленным к войне. Как и Андрей Болконский, Николай Ростов отличался отвагой, храбростью и желанием ратной славы. Попав на поле сражения, столкнувшись лицом к лицу с врагом, Николай понимает, что его охватил страх. Ростов швыряет оружие в неприятеля, позорно убегая с поля боя. Во время бегства Николая ранят в руку. Все, чего хочет герой, – это скорейшее окончание ужаса войны. Ростов осознал собственную хрупкость. Война, смотрящая со страниц учебников и художественных произведения, не дает чувства близости к смерти. Получив ранение, Николай вдруг понял, что может погибнуть в бою. Под Аустерлицем Николай больше не спасался бегством.

    Позже Николай Ростов проявил себя героем во многих боях. Ему даже вручили Георгиевский крест. Однако воспоминания о Шенграбене надолго врезались в память героя. Николаю свойственная рациональность и рассудительность. Можно утверждать, что Шенграбен для молодого Ростова стал тем, чем Аустерлиц – для князя Андрея Болконского.

  2. Cereswyn Ответить

    Еще один образ на войне, вполне раскрывшийся как положительный герой – князь Багратион, который поражал своим спокойствием, невозмутимостью. Здравой рассудительностью и энергией он заряжал подчиненных. Рядом с ним солдаты чувствовали себя веселее и увереннее. Даже во время очередной получасовой перестрелки, когда из-за шума и дыма команды были неразборчивыми и ситуация вышла из-под контроля, Багратион показал выдержку и решимость в осуществлении дальнейших планов. Безбоязненно принимая удары французов, князь на личном примере демонстрировал отсутствие страха.
    Сражение при Шенграбене раскрывает также образы, которые выражают двоякое отношение к войне. Служить своей стране – патриотическая цель ротного командира Тимохина, который испытывает особое удовольствие от присутствия на поле боя на глазах у командующего состава. Такие попытки совершить отличительные подвиги сопровождаются желанием быть замеченным начальством, чтобы в будущем добиться более высокого положения.
    Обратить на себя внимание пытался и Долохов. Добиваясь награды, он храбро вступал в бой, понимая, что на поле каждая минута может стать последней. И это его не останавливало. Но за всеми его поступками скрывалось рьяное желание остаться замеченным князем. Ради награды Долохов настойчиво просит не забыть о его действиях.
    Череду неудачных событий, сопровождавших русскую армию, в Шенграбенском сражении помогает завершить поступок маленького с виду, застенчивого капитана артиллерии Тушина. Проявив собственную инициативу, он поджегает населенный пункт, где остановилось большое количество французских солдат. Большая часть времени неприятеля ушло на то, чтоб затушить огонь. Тем самым русская армия выиграла время, чтобы благополучно отступить. За нерешительным видом этого героя романа скрывалась бесстрашная натура. Не задумываясь о себе, он смело выполнял свой воинский долг, проявляя жалость и сострадание к раненым товарищам.
    Благодаря реалистичному изображению в романе эпизодов Шенграбенгского сражения, автор противопоставил характеры, мотивы поведения некоторых героев. Сравнение их показало, что правильное решение в сложной ситуации могут сделать только бескорыстные люди, способные на самопожертвование.

  3. Gardabar Ответить

    Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию.
    Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита.
    Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля.
    Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”. Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью.
    Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. Тимохин с такой отчаянной решимостью, с одной шпажкой, бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали.
    В этом сражении отличился разжалованный в солдаты Долохов. Он убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера и, получив ранение, остался в строю. Но после этого он докладывает полковому командиру о своих заслугах, просит запомнить их. Это характерно для Долохова – он прежде всего думает о себе. Даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.
    Другой истинный герой Шенграбенского сражения – артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения.
    Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов, которые вынуждены были тушить пожар, быстро разносимый ветром, что давало время для отступления нашим войскам. В ответ на действия Тушина неприятель выставил против его батареи десять орудий. Но батарея продолжала стрелять, хотя осталась без прикрытия, которое ушло по чьему-то приказанию в середине боя. Французы предполагали, что именно здесь были сосредоточены главные силы русских. Они и представить себе не могли “дерзость стрельбы четырех никем не защищенных пушек”.
    Но вот сражение окончено. Начальники частей со своими адъютантами и штаб-офицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые. Вызванный же “на ковер”, Тушин получает от Багратиона выговор за то, что оставил на поле боя орудия, хотя мог бы их взять, используя прикрытие. Тушин не оправдывается тем, что никакого прикрытия не было, боясь этим подвести другого командира. И лишь Болконский возражает Багратиону, высказывая свое мнение, что успехом дня наша армия “более всего обязана действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой”.
    Описывая в романе капитана Тушина, ротного командира Тимохина и других рядовых воинов, Толстой показывает, что от воли и усилий таких вот простых, обыкновенных, бескорыстных людей, а не от самодовольных и тщеславных начальников, мечтающих лишь о наградах и карьере, во многом зависит исход исторических событий.

  4. Cerus Ответить

    Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию.
    Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита.
    Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля.
    Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”. Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью.
    Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. Тимохин с такой отчаянной решимостью, с одной шпажкой, бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали.
    В этом сражении отличился разжалованный в солдаты Долохов. Он убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера и, получив ранение, остался в строю. Но после этого он докладывает полковому командиру о своих заслугах, просит запомнить их. Это характерно для Долохова он прежде всего думает о себе. Даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.
    Другой истинный герой Шенграбенского сражения – артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения.
    Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов, которые вынуждены были тушить пожар, быстро разносимый ветром, что давало время для отступления нашим войскам. В ответ на действия Тушина неприятель выставил против его батареи десять орудий. Но батарея продолжала стрелять, хотя осталась без прикрытия, которое ушло по чьему-то приказанию в середине боя. Французы предполагали, что именно здесь были сосредоточены главные силы русских. Они и представить себе не могли “дерзость стрельбы четырех никем не защищенных пушек”.
    Но вот сражение окончено. Начальники частей со своими адъютантами и штаб-офицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые. Вызванный же “на ковер”, Тушин получает от Багратиона выговор за то, что оставил на поле боя орудия, хотя мог бы их взять, используя прикрытие. Тушин не оправдывается тем, что никакого прикрытия не было, боясь этим подвести другого командира. И лишь Болконский возражает Багратиону, высказывая свое мнение, что успехом дня наша армия “более всего обязана действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой”.
    Описывая в романе капитана Тушина, ротного командира Тимохина и других рядовых воинов, Толстой показывает, что от воли и усилий таких вот простых, обыкновенных, бескорыстных людей, а не от самодовольных и тщеславных начальников, мечтающих лишь о наградах и карьере, во многом зависит исход исторических событий.
    Беру!

  5. MrRekor Ответить

    Они не трусливы эти люди, нет. Но они не могут забыть во имя общего блага себя, свое самолюбие, свою карьеру, свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и как бы ни показывали свою заботу о полке.
    Но, наряду с людьми типа Жеркова, Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга. Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой с особой симпатией показывает командира Тимохина, рота которого «одна удержалась в порядке» и, вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.
    А вот другой незаметный герой – капитан Тушин. Это «небольшой, сутуловатый человек». В его фигуре «было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». У него «большие, умные и добрые глаза». Тушин – это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Во время сражения он не знает ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением. С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. И его «батарея…не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия.
    Итак, изображая военные события, Толстой не только представляет широкие батальные картины Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, но и показывает психологию отдельной человеческой личности, вовлеченной в поток военных действий. Командующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны – все эти разнообразные участники войны, носители самой разной психологии показаны Толстым с поразительным мастерством в самых разнообразных условиях их боевой и «мирной» жизни. При этом писатель, сам бывший участник обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, «в крови, в страданиях, в смерти», с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, и, с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров – дворян.

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *