Сколько астронавтов высадилась на поверхность луны в программе аполлон?

11 ответов на вопрос “Сколько астронавтов высадилась на поверхность луны в программе аполлон?”

  1. Vudokinos Ответить

    “Аполлон-11” – первая в истории высадка на Луну, 20 июля 1969 года. Нил Армстронг и Эдвин Олдрин оставались на Луне 21,5 часов, и на 2,5 часа выходили на поверхность. Всё это время пилот командного модуля Майкл Коллинз ожидал их на окололунной орбите. Астронавты установили в месте посадки флаг США, разместили комплект научных приборов и собрали 21,55 кг образцов лунного грунта, которые были доставлены на Землю.
    “Аполлон-12” – вторая высадка на Луну, 19 ноября 1969 года. Экипаж: Чарльз Конрад, Ричард Гордон и Алан Бин. Посадка примерно в 1500 км от “Аполлона-11”. Целью было фотографирование Луны, сбор грунта, проведение сеансов телевизионной связи с Землёй и многое другое. Также перед экипажем стояла задача найти на Луне аппарат “Сервейер-3” и доставить его на Землю, чтобы изучить влияние длительного пребывания в лунных условиях.
    “Аполлон-13” – экспедиция, проходившая 11-17 апреля 1970 года. Экипаж: Джеймс Ловелл, Джон Суаргейт, Фред Хейз. Во время этого полёта произошла серьёзная авария (взрыв на корабле), что привело к огромному количеству проблем в дальнейшем. Вернуть экипаж удалось с огромным трудом. На время операции по спасению экипажа ряд стран, в том числе СССР, объявили режим радиомолчания на использовавшихся частотах.
    Именно во время этой экспедиции прозвучала знаменитая фраза “Хьюстон, у нас проблема”.
    Интересный факт: за несколько месяцев до полёта вышел фильм «Потерянные» с очень схожим сюжетом — в результате аварии на корабле трое астронавтов «застревают» на орбите Земли с ограниченным запасом кислорода. Непосредственные очевидцы назвали множество совпадений между фильмом и событиями миссии «Аполлон-13». Но самое любопытное то, что инженеры технической поддержки “Аполлона” признавались, что этот фильм повлиял на ход их рассуждений после аварии и помог прийти к правильному решению.
    “Аполлон-14” – 3 высадка на Луну, 5 февраля 1971 года. Экипаж: Алан Шепард, Стюарт Руса, Эдгар Митчелл. Было произведено 2 выхода длительностью примерно по 4,5 часа каждый. Производился сбор образцов, масштабная фото- и видео- съёмка.
    На корабле в специальном контейнере летали около 500 семян деревьев, и эти деревья были посажены по всей территории США. (На 2016 год известно местонахождение 75 деревьев).
    “Аполлон-15” – 4я высадка на Луну, 30 июля 1971 года. Основной акцент делался на научные исследования. Экипаж: Дэвид Скотт, Альфред Уорден, Джеймс Ирвин. Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток (чуть менее 67 часов). Общая продолжительность трёх выходов на лунную поверхность составила 18 ч 30 мин. На Луне экипаж впервые использовал лунный автомобиль, проехав на нём в общей сложности 27,9 км. Было собрано и затем доставлено на Землю 77 килограммов образцов лунного грунта.
    “Аполлон-16” – 5я высадка на Луну, 21 апреля 1972 года. Ещё одна миссия с акцентом на научные исследования. Экипаж: Джон Янг, Томас Маттингли и Чарльз Дьюк. На лунную поверхность были впервые доставлены: детектор космических лучей и ультрафиолетовая фотокамера. До полёта «Аполлона-17» миссии «Аполлон-16» принадлежали рекорды самого продолжительного пребывания на лунной поверхности (71 час 2 минуты), наибольшей продолжительности лунных ВКД (20 часов 14 минут) и наибольшей массы собранных и доставленных на Землю образцов лунной породы (95,7 кг). Кроме того, астронавты привезли на Землю 3793,5 м фото- и киноплёнки, отснятой на Луне и окололунной орбите.
    “Аполлон-17” – 6я и последняя высадка на Луну, 11 декабря 1972 года. Экипаж: Юджин Сернан, Роналд Эванс, Харрисон Шмит. Астронавты оставались на Луне чуть более трёх суток, 74 часа 59 минут 40 секунд. За это время они совершили три выхода из корабля общей продолжительностью 22 часа 3 минуты 57 секунд. Было собрано и привезено на Землю 110,5 кг образцов лунной породы.

  2. *_*ЧеЛкАсТиК _ ГуЛяЕт *_* Ответить

    У экипажа оставалось всего несколько секунд на то чтобы исправить ситуацию, или же центру полётов пришлось бы включить систему САС чтобы увести корабль от ракеты, после чего её взорвать. К счастью в составе команды управления полётом в тот момент находился 24-летний Джон Аарон. Он предложил переключить электронную систему обработки сигналов на запасной источник питания (дословно это звучало как «Try SCE to AUX») на что руководитель полётов и CAPCOM (ответственный за всю связь с астронавтами) ответили: «Что? Что это такое?», а после объяснения роли этой штуки CAPCOM-у и пересылки команды астронавтам они услышали уже от одного из них (Пита Конрада) «Что это за фигня?».

    Положение данного переключателя на панели
    К счастью Алан Бин был знаком с этим переключателем (по некоторым из многочисленных тестов, которые они проходили) и быстро её нашёл. Не смотря на то что миссия и жизнь самих астронавтов только что висела на волоске, Чарльз Конрад смог выдавить из себя шутку сказав «я думаю, что нам нужно немного больше всепогодных тестов». Миссия была спасена, а Джон Аарон в итоге получил прозвище «ракетный человек со стальными глазами» — всего спустя полгода он будет участвовать уже в спасении следующего корабля (Аполлона-13), подбирая режим оживления командного модуля в ходе подготовки его входа в атмосферу (этот момент был неплохо обыгран в одноимённом фильме).
    Я думаю, что у читателя к этому моменту вполне мог возникнуть резонный вопрос: «причём тут всё-таки вандализм?». Дело в том, что основной целью миссии Аполлона-12 было достижение спускаемого аппарата Сервейер-3 и сборка части его деталей и образцов краски для сувениров дальнейших анализов. А так как лунный автомобиль появился только к Аполлону-15 — все 177 метров которые после посадки оставалось до Сервейера-3 (ближе садиться было нельзя из-за риска загрязнения образцов от выхлопа ракетного двигателя) астронавтам пришлось преодолеть пешком (при том что место посадки действительно оказалось мягким — толщина пылевого слоя в этом районе было значительно больше места посадки Аполлона-11).

    Картина «погладь котэ Сервейер», на фото изображён Пит Конрад рядом со спускаемым аппаратом, на линии горизонта виднеется Лунный модуль и направленная антенна связи.
    Уже на поверхности Луны с ними случился очередной казус: Алан Бин случайно направил на Солнце цветную камеру которая должна была снимать их выход на поверхность (хотя его просили этого не делать у астронавтов была инструкция не направлять камеру в сторону Солнца). Это вывело камеру из строя и почти сразу после этого трансляцию выхода пришлось прекратить. Камеру в итоге решили вернуть обратно на Землю в назидание нерадивым астронавтам для того чтобы уточнить причину выведшую камеру из строя. В качестве образцов с Сервейера-3 им удалось снять камеру (на которой были обнаружены стрептококки, которые по разным версиям или пережили 2,5 года пребывания на поверхности Луны, или были занесены на поверхности прибора уже на Земле из-за некачественной стерилизации), ковш которым проводилась оценка механических свойств грунта, ряд других деталей, пробы отслоившейся краски и прочий мусор.
    Надо сказать, что дублирующий экипаж Аполлона-12 ничуть не уступал основному в плане юмора и напечатал на инструкциях к выходам на поверхность (которые астронавты носили на манжетах скафандров) вместе с несколькими безобидными шутками и рисунками:


    Будь осторожен!

    Это приятное место для посещения, но…

  3. Maunris Ответить

    Параллельно с работами по ракетам-носителям создавался и корабль “Аполлон”. Он состоял из орбитального (командного) модуля, в который входили двигательный отсек и отсек экипажа, и лунного модуля (кабины). Общая масса “Аполлона” с двигателями и запасом топлива составляла около 44 тонн. В нем могли разместиться три астронавта. Лунный модуль имел массу около 14,5 тонн, высоту семь метров; состоял из двух ступеней ? посадочной, снабженной посадочным шасси, и взлетной, на которой имелась герметическая кабина астронавтов.
    По программе полета с помощью двигателей третьей ступени ракеты-носителя и орбитального модуля корабль “Аполлон” выводился на орбиту искусственного спутника Луны. Двое астронавтов переходили из него в лунную кабину, которая затем отделялась от орбитального модуля и садилась на Луну. Третий астронавт оставался в орбитальном модуле на орбите искусственного спутника Луны. После завершения миссии на Луне лунный модуль с астронавтами взлетал, стыковался с аппаратом, ожидающим на орбите. Астронавты переходили в орбитальный модуль, а лунная кабина отделялась и падала на Луну. Орбитальный модуль с тремя астронавтами возвращался на Землю.
    С 1964 года по 1968 год велась отработка полетов лунных кораблей “Аполлон” в беспилотном варианте. С использованием ракет-носителей “Сатурн-5” были произведены два запуска корабля “Аполлон” без экипажа — 9 ноября 1967 года (“Апполон-4”) и 4 апреля 1968 года (“Апполон-6”).
    Запуски кораблей с экипажем начались значительно позже, чем предусматривалось первоначальным планом. 27 января 1967 года при наземной подготовке в кабине экипажа “Аполлона” из-за короткого замыкания в аппаратуре в кислородной атмосфере корабля возник пожар. Погибли три астронавта.
    НАСА отменило все планировавшиеся полеты. Несостоявшаяся миссия получила название “Апполон-1”. Корабль срочно доработали, были введены дополнительные меры безопасности.
    11 октября 1968 года ракетой “Сатурн-1В” был выведен на орбиту первый американский трехместный пилотируемый корабль “Аполлон-7”. В состав экипажа вошли астронавты: Уолтер Ширра (командир корабля), Дон Эйзел и Уолтер Каннингем. В полете, длившемся 10,7 суток (163 витка), был тщательно проверен космический корабль без лунной кабины. 22 октября 1968 года корабль благополучно произвел посадку в Атлантическом океане.
    21 декабря 1968 года ракета-носитель “Сатурн-5” вывела на траекторию полета к Луне “Аполлон-8” с астронавтами Фрэнком Борманом (командир корабля), Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом. Это был первый в мире полет космического корабля с экипажем к Луне. 24 декабря корабль был выведен на орбиту искусственного спутника Луны, совершил на ней 10 оборотов, после чего стартовал к Земле и 27 декабря 1968 года приводнился в Тихом океане. Во время полета проверялась навигация и система управления на трассе Земля ? Луна, орбите вокруг Луны, трассе Луна ? Земля, вход командного модуля с экипажем в атмосферу Земли со второй космической скоростью и точность приводнения в океане. Астронавты провели фотографирование Луны и навигационные эксперименты, а также телевизионный сеанс.
    Во время полета корабля “Аполлон-9”, состоявшегося 3-13 марта 1969 года, лунный модуль и командно-служебный модуль испытывались совместно на орбите искусственного спутника Земли. Были проверены способы управления всем космическим лунным комплексом “в сборе”, связь между кораблями и Землей, сближение и стыковка. Двое астронавтов в лунном модуле отстыковались от командного модуля, отошли от него, а затем испытывали системы сближения и стыковки.
    Во время полета корабля “Аполлон-10”, состоявшегося 18-26 мая 1969 года, были проверены все этапы и операции лунной программы, кроме самой посадки на поверхность Луны. Лунный модуль опускался до высоты 15 километров над поверхностью Луны.
    16 июля 1969 года был запущен космический корабль “Аполлон-11” с астронавтами Нилом Армстронгом (командир корабля), Майклом Коллинзом и Эдвином Олдрином на борту. 19 июля корабль был переведен на орбиту вокруг Луны. 20 июля астронавты Армстронг и Олдрин, перейдя в лунный модуль, отстыковались от командного модуля. В этот же день лунная кабина, пилотируемая Армстронгом, успешно прилунилась на освещенной Солнцем поверхности на экваторе в юго-западной части Моря Спокойствия. 21 июля на поверхность Луны ступил первый человек ? Нил Армстронг, а через 20 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин. Астронавты, одетые в скафандры с автономной ранцевой системой жизнеобеспечения, перемещались по лунной поверхности в пределах 30 метров от лунного модуля, установили телевизионную камеру, сейсмометр, лазерно-радарный отражатель для измерения расстояния от Земли до Луны с высокой точностью, развернули рулон алюминиевой фольги для улавливания частиц благородных газов в солнечном ветре, собрали 22 килограмма образцов лунных пород, фотографировали, вели телефонный разговор с Землей, установили флаг США, оставили на Луне пять медалей с изображениями погибших космонавтов и астронавтов и памятную табличку со словами: “Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 года новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества”.
    По истечении одного часа 44 минут в кабину вернулся Олдрин, а через 10 минут после него Армстронг. В течение всего периода пребывания астронавтов на Луне велась телевизионная передача на Землю.
    Связь астронавтов, находившихся на Луне, с астронавтом в командном модуле осуществлялась через наземные станции НАСА. 21 июля Армстронг и Олдрин стартовали с Луны, пробыв на ней 21 час 36 минут.
    Пристыковавшись к командному модулю, они перешли в него. Отделив лунный модуль, астронавты вышли на траекторию полета к Земле. 24 июля “Апполон-11” успешно приводнился в Тихом океане.
    Вслед за первой лунной экспедицией США отправили еще шесть. 14-24 ноября 1969 года состоялся полет космического корабля “Апполон-12”, во время которого два астронавта, прилунившись, совершили по два выхода на поверхность Луны.
    Во время полета космического корабля “Апполон-13”, состоявшегося 11-17 апреля 1970 года, посадка на Луну была отменена в связи со взрывом в двигательном отсеке, поставившим под угрозу жизнь экипажа. Корабль, облетев Луну, приводнился в Тихом океане. Астронавты не пострадали.
    31 января 1971 года стартовал космический корабль “Аполлон-14”. 5 февраля 1971 была совершена очередная посадка лунного модуля. За два выхода из лунной кабины на поверхность Луны два астронавта из 224 запланированных научно-исследовательских операций выполнили 215. Общая продолжительность пребывания их на Луне составила 33 часа 14 минут. 9 февраля 1971 года экипаж пилотируемого космического корабля вернулся на Землю.
    26 июля 1971 года был произведен запуск космического корабля “Аполлон-15”. 30 июля лунный модуль совершил посадку на Луну. В ходе этой экспедиции впервые для перемещения по лунной поверхности использовался двухместный вездеход. Астронавты совершили три выхода на поверхность Луны общей продолжительностью 18 часов 37 минут, за которые проехали на вездеходе 28,1 километра и собрали 77 килограммов грунта. “Аполлон-15” вернулся на Землю 7 августа 1971 года.
    16 апреля 1972 года взлетел корабль “Аполлон-16”. 21 апреля лунный модуль совершил посадку. Астронавты совершили три выхода на поверхность Луны. В своих передвижениях по ней они также использовали вездеход. Во время последнего выхода астронавты оставили его в 100 метрах от лунного модуля, чтобы телевизионная камера смогла передавать на Землю старт взлетной ступени. Полет проходил до 27 апреля 1972 года.
    7 декабря 1972 года ракетой-носителем “Сатурн-5” был запущен очередной космический корабль США “Аполлон-17” с астронавтами Юджином Сернаном, Рональдом Эвансом и Харрисоном Шмиттом на борту. 11 декабря произошла посадка на Луну лунного модуля с астронавтами Сернаном и Шмитом. Они совершили три выхода на поверхность, во время которых занимались изучением образующихся минералов поверхностных слоев Луны, зондированием окололунного пространства. В своих передвижениях по Луне использовали вездеход. Астронавты собрали 110,4 килограмма образцов лунных пород. Экипаж космического корабля вернулся на Землю 19 декабря 1972 года.
    Полетом “Аполлона-17” завершилась программа исследования Луны. Запланированные еще три полета астронавтов на Луну с их высадкой на нее были отменены, так как конгресс США отказал в выделении денежных средств на эти цели.
    После этого был запущен еще только один космический корабль “Аполлон” в рамках совместной программы экспериментального полета “Аполлон”-“Союз”. Программа возникла из желания СССР и США разработать совместные спасательные процедуры и технические средства на тот случай, если какой-либо космический экипаж окажется на орбите в безвыходном положении. Полет “Аполлона”, который был почти идентичен космическому аппарату, который вращался вокруг Луны, продолжался с 15 по 24 июля 1975 года, а участвовавшего советского космического корабля “Союз-19” с 15 по 21 июля. Во время него были успешно выполнены несколько маневров сближения и стыковочных операций, после чего корабли разделились и летали автономно вплоть до возвращения на Землю.
    Технологический задел, полученный при реализации “Лунной программы” стал основой для последующих космических достижений США, включая создание “шаттлов”.
    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

  4. граф Ответить

    Говорить сегодня о том, что земляне не были на Луне, некорректно и невежливо по отношению к людям, принимавшим участие в этом грандиозном проекте. Всего к Луне было отправлено шесть экспедиций, которые завершились высадкой человека на поверхность нашего спутника. Своими стартами ракет к Луне американцы дали шанс человеческой цивилизации по-настоящему оценить масштабы космоса, взглянуть на нашу планету со стороны. Последний полет к земному спутнику состоялся в декабре 1972 года. После этого ракетные пуски в сторону Луны не осуществлялись.
    Можно только догадываться об истинных причинах сворачивания столь грандиозной и масштабной программы. Одной из версий, которой придерживается сегодня большинство экспертов, является высокая стоимость проекта. По сегодняшним меркам на космическую программу по освоению Луны было потрачено более 130 млрд. долларов. Нельзя сказать, что американская экономика с натугой тащила лунную программу. Высока вероятность того, что просто возобладал здравый смысл. Особой научной ценности полеты человека на Луну не имели. Данные, с которыми сегодня работает большинство ученых и астрофизиков, позволяют достаточно точно сделать анализ того, что представляет собой наша ближайшая соседка.

  5. Mokree Ответить

    Ровно 50 лет назад, 21 июля 1969 года, со словами «Это один маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества», астронавт Нил Армстронг ступил на поверхность Луны.
    След на Луне. Фото: NASA
    Как это было?
    Широко известно, что американская программа высадки человека на Луну – «Аполлон», была ответом на успехи в космосе Советского Союза. Она была запущена с целью поднять моральный дух обиженной сверхдержавы после: сначала запуска первого советского спутника и, особенно, после первого космического полёта Ю.Гагарина 12 апреля 1961 года. Через 43 дня после этого тогдашний президент США Джон Кеннеди поставил перед NASA задачу к концу десятилетия отправить человека к спутнику Земли.
    Вид на Землю с Луты. Фото: NASA
    Испытав шок от космических успехов Советского Союза в NASA были в замешательстве – Чем можно на это ответить? Агентство подготовило для президента Кеннеди несколько вариантов на выбор. Среди них был и проект изучения Луны с помощью пилотируемых космических полетов. Он был задуман не военными стратегами ради показухи, типичной для времен “холодной войны”, и не политиками, обеспокоенными национальным престижем. Его автором стал один из крупнейших ученых ХХ века, человек, который посвятил себя изучению вопросов, связанных с происхождением Земли.
    Физик Гарольд Юри предложил NASA начать программу по изучению Луны ещё в 1950-х годах. Юри считал, что поскольку на Луне нет атмосферного воздействия и выветривания ее поверхности, то там могли сохраниться очень древние геологические реликты раннего периода Солнечной системы, которые уже давно исчезли на Земле.
    Под эту идею и была предложена амбициозная программа, направленная на проверку его теорий с использованием управляемых аппаратов для составления карт Луны. Кульминацией программы должна была стать посадка на поверхность Луны космического модуля с людьми на борту.
    Лунный посадочный модуль Аполлон-16. Фото: NASA
    Вначале Кеннеди сомневался, т.к. никаких гарантий на успех не было, а ему предстояло убедить конгресс выделить под программу огромные деньги. По слухам, его окончательно убедил вице-президент Линдон Джонсон словами: -“Быть вторыми в космосе значит быть вторыми во всем”.
    Когда программа высадки наконец заработала, в ней приняли участие более 400 тысяч человек. Иногда даже инженеры сомневались в том, что ее можно осуществить. Заставить работать каждую ступень ракеты “Сатурн-5” казалось непреодолимым препятствием. Серьезной проблемой стала безопасность командного модуля после того, как в результате пожара во время испытаний погибли три астронавта.
    Ракетоноситель Саеурн 5 на стартовой позиции. Фото: NASA
    Тем не менее в декабре 1968 года, всего второй пилотируемый по программе корабль – «Аполлон-8» впервые облетел Луну и успешно вернулся на Землю. А 16 июля 1969 «Сатурн 5» с астронавтами на борту поднялся с мыса Канаверал для их доставки с одного космического тела на другое. (По воспоминаниям «аксакалов» NASA, они сами больше всех были потрясены, что всё сработало 🙂 )
    Около миллиона человек собралось возле космодрома во Флориде, чтобы своими глазами увидеть старт первой лунной миссии, а по телевидению за ним наблюдало более миллиарда людей.
    Двигатель последней ступени ракеты-носителя включился через 2 часа 44 минуты и 22 секунды после старта и проработал 347 секунд, после чего корабль начал самостоятельное движение к Луне.
    Старт Аполлон-11 с мыса Канаверал во Флориде.
    Ещё через 55 часов Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в спускаемый модуль, а Майкл Коллинз остался в командном. Через 76 часов после старта корабль достиг орбиты Луны и ещё через 24 часа модули были расстыкованы.
    Схема полётов к Луне по программе Аполлон.

    Схема перестыковки орбитального и посадочного модулей Аполлонов на пути с Земли к Луне
    Прилунение было возможно в автоматическом режиме, но Армстронг еще на Земле решил, что на высоте примерно 100 метров возьмет управление на себя, сказав при этом: “Автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки”.
    Посадочный модуль Аполлон-11, снятый с орбитального модуля, на фоне Луны и Земли. Фото: NASA
    Он как в воду глядел, потому что перейти на ручной режим пришлось даже раньше. Во-первых, автоматическая программа вела корабль в заваленный камнями кратер диаметром около 180 метров. Армстронг перелетел его, чтобы избежать переворачивания при посадке. Во-вторых, во время снижения бортовой компьютер по неизвестной причине зажег аварийный сигнал.
    Внутри лунного модуля Аполлон-11. Фото: NASA
    Оператор в Хьюстоне верно предположил, что лампочка загорелась из-за перегрузки компьютера, который должен был одновременно управлять посадкой и поддерживать связь с орбитальным модулем, и посоветовал Армстронгу и Олдрину не обращать на сигнал внимания (впоследствии он получил за это специальную награду NASA).
    В центре управления полётами Аполлонов. Реставрация к 50-летию полёта Аполлона-11.
    Лунный модуль опустился в Море Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу. Согласно утверждённому плану, перед выходом астронавтам полагалось поспать, но они заявили, что все равно не уснут, и медицинский руководитель полета разрешил сначала погулять по Луне, а отдохнуть перед стартом.
    Стойка лунного модуля Аполлон-11 на поверхности Луна. Фото NASA
    Нил Армстронг ступил на поверхность Луны в 2часа 56 минут по Гринвичу 21 июля 1969 года.
    Шаг по Луне. Фото: NASA
    Олдрин вышел через пятнадцать минут после Армстронга. “Аполлон-11” пробыл на Луне 21 час 36 минут.
    Базз Олдрин возле лунного модуля. Фото: NASA
    Первым делом астронавты опробовали разные способы передвижения по Луне, и нашли самым удобным обычную ходьбу. Затем установили телевизионную камеру и американский флаг на проволочном каркасе (Конгресс еще до полета отверг идею NASA установить флаг ООН), в течение двух минут поговорили по радио с президентом Никсоном, собрали 24,9 кг лунных камней и грунта (при максимально допустимом весе 59 кг), установили два научных прибора – сейсмометр и отражатель лазерного излучения – и вернулись на корабль. Пришлось повозиться с одной из двух солнечных панелей сейсмометра, которая автоматически не развернулась, и ее приводили в рабочее положение вручную. Армстронг оставался вне корабля 2 часа 10 минут, Олдрин – чуть больше полутора часов. Системы жизнеобеспечения в скафандрах были рассчитаны на четыре часа у каждого.
    Базз Олдрин готовит лунное оборудование к установке. Фото: NASA
    Базз Олдрин развёртывает предварительный комплект научных инструментов Аполлона. Фото: NASA
    Вернувшись на борт, астронавты выбросили наружу мешок с мусором, проверили бортовые системы, пообедали куриным супом, ветчиной и пирогом с финиками, проспали около семи часов (Армстронг в гамаке, подвешенном над кожухом двигателя взлетной ступени, Олдрин – свернувшись на полу), еще раз слегка перекусили, и в 17 часов 57 минут 21 июля дали старт на возвращение.
    Выброшенный мешок с мусором Аполлона-11. Фото: NASA
    Все понимали, что первые люди на Луне рискуют, но лишь через 30 лет, когда за истечением срока давности были опубликованы секретные документы Белого дома и NASA, стало по настоящему ясно, насколько сильно.
    Известна заранее заготовленная речь Ричарда Никсона на случай гибели астронавтов,. Спичрайтеры президента США написали президентское обращение к нации: – “Судьба распорядилась так, что людям, полетевшим на Луну ради мирного ее освоения, суждено упокоиться там в мире. Их оплакивают их семьи и друзья; их оплакивает их отечество; их оплакивают народы мира; их оплакивает сама родина Земля, рискнувшая направить двоих своих сыновей в неизведанную даль. За ними последуют другие и непременно найдут дорогу домой”, – говорилось в тексте речи, которая, к счастью, не была произнесена.
    Базз Олдрин возле установленного на поверхности Луны американского флага. Фото: NASA
    Ученые весьма серьезно относились к метеоритной опасности. Многие полагали, что поверхность Луны находится под непрерывным обстрелом мелких частиц, а с учетом космических скоростей, даже пылинка обладает убойной силой крупнокалиберной пули. И это не подтвердилось.
    Лунный посадочный модуль Аполлон-11, установленные научные приборы и маршруты космонавтов на поверхности Луны.
    В случае разгерметизации скафандра во время лунной прогулки астронавт мог прожить всего две минуты – недостаточно, чтобы добежать до корабля, подняться по лесенке и протиснуться в узкий люк.
    Подъём лунного модуля. Фото: NASA
    Командный и сервисный модули, сфотографированные с орбиты Луны. Фото: NASA
    Больше всего опасались, что лунный модуль не сможет взлететь из-за неисправности двигателя или бортовых систем. В этом случае астронавты были бы обречены на мучительное ожидание конца в течение примерно трех суток – пока не иссякнет воздух и опасное “ЧП”, едва не погубившее экспедицию, произошло при выходе из корабля. С трудом двигаясь в тесном отсеке в громоздких скафандрах, кто-то из астронавтов – вероятнее всего, Олдрин – задел одну из кнопок на пульте управления. Вернувшись на борт, путешественники сразу увидели на полу кусочек черной пластмассы. Невероятно, но факт: из примерно двухсот кнопок и тумблеров пострадала именно та, которая включала зажигание двигателя для взлета с Луны, а дублирование ее не было предусмотрено!
    Когда астронавты доложили о случившемся на Землю, в протоколе переговоров единственный раз за весь полет появилась запись: “Долгая пауза”. В конце концов, астронавты стартовали, потыкав в образовавшуюся дырку шариковой ручкой. При этим им пришлось пережить неприятные минуты. Протокол сохранил слова Олдрина, несколько раз докладывавшего в Центр управления полетом: “No fire!” (“Нет зажигания!”). Оказалось, клапан гелиевого баллона во втором топливном баке не сразу сработал, и топливо не поступало в двигатель.
    Вид на Землю, снятый с борта Аполлона 11. Фото: NASA
    Зато полет на Землю прошел без происшествий. Стыковка с орбитальным модулем, где ждал Майкл Коллинз, состоялась примерно через три часа. 24 июля, через 195 часов 15 минут 21 секунду от начала экспедиции, “Аполлон-11” приводнился в Тихом океане в точке с координатами 13 градусов 30 минут северной широты и 169 градусов 15 минут восточной долготы.
    Возвращение экипажа Аполлона-11 на Землю. Фото: NASA
    Проекция старта Аполлона-11 на монумент Джорджа Вашингтона перед Белым Домом, на праздновании 50-ти летия первой высадки человека на Луну.
    Интересные ссылки:
    1. Интерактивная карта высадки «Аполлон 11» – http://lroc.sese.asu.edu/featured_sites/view_site/59
    2. Интерактивная трансляция полёта «Аполлон 11» – https://apolloinrealtime.org/11/
    3. Галерея снимков «Аполлон 11» в Национальном Архиве США к 50 лентию миссии – https://hi-tech.mail.ru/news/apollo_11_50_let/gallery/36408/

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *