Сколько раз подряд может избираться президент рф?

15 ответов на вопрос “Сколько раз подряд может избираться президент рф?”

  1. potap55 Ответить

    Статья 80
    1. Президент Российской Федерации является главой государства.
    2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
    3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
    4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
    Статья 81
    1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
    2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
    3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
    4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
    Статья 82
    1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
    “Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.
    2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.
    Статья 83
    Президент Российской Федерации:
    а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
    б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
    в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
    г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
    д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
    е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
    е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
    ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
    з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
    и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
    к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
    л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
    м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
    Статья 84
    Президент Российской Федерации:
    а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
    б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
    в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
    г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
    д) подписывает и обнародует федеральные законы;
    е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
    Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании статей 84 (пункт “б”), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1)
    Статья 85
    1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
    2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
    Статья 86
    Президент Российской Федерации:
    а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
    б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
    в) подписывает ратификационные грамоты;
    г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
    Статья 87
    1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
    2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
    3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
    Статья 88
    Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
    Статья 89
    Президент Российской Федерации:
    а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
    б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
    в) осуществляет помилование.
    Статья 90
    1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
    2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
    3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
    Статья 91
    Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
    Постановление Конституционного Суда РФ по делу По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2)
    Статья 92
    1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
    2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
    3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
    Постановление Конституционного Суда РФ по делу По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2)
    Статья 93
    1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
    2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
    3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

  2. bsl_nn Ответить

    Россия была союзной республикой в составе СССР, и в ней в 1978 году была принята собственная конституция, которая в основном повторяла союзную. При этом главные политические решения все равно принимались руководством Коммунистической партии, так что конституция имела скорее ритуальный характер.

    Как была принята Конституция? После распада СССР политики собрались и придумали все с нуля?

    После распада СССР и превращения России в независимое государство ее основным законом стала конституция РСФСР 1978 года. Но всем было понятно, что этот документ устарел. Например, там изначально ничего не говорилось о президенте. Этот пост, по сути, учредили специально для самого популярного политика страны Бориса Ельцина. При этом парламент, согласно нормам конституции, имел беспрецедентно широкие полномочия даже по сравнению с западными парламентскими республиками: он провозглашался высшим органом власти, которому было подотчетно и правительство, и судебная власть.
    Почти сразу между парламентом страны и президентом Борисом Ельциным началась борьба за власть. Полномочия разграничивала конституция, но беда была в том, что, по закону, в нее было очень легко внести поправки, так что этот документ был крайне нестабильным. В 1990 году было принято 53 поправки, в 1991 году — 29, в 1992 году — целых 258.
    Парламент и президент предлагали свои проекты новой конституции, но так и не смогли достичь компромисса. Ситуация не была уникальна на постсоветском пространстве. Аналогичные конфликты, вызванные тем, что советские нормы плохо работали в новых условиях, происходили в Белоруссии и в Казахстане. В обеих этих странах они завершились силовым разгоном парламента. На Украине настолько острого противостояния не было, но зато там много раз менялась форма правления — с президентской на парламентскую и обратно.
    В России конституционный кризис закончился расстрелом парламента в октябре 1993 года и победой Ельцина. На голосование 12 декабря того же года был вынесен только его вариант проекта Конституции. Среди авторов называют тогдашнего вице-премьера Сергея Шахрая, земляка Ельцина юриста Сергея Алексеева, мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Собчак, заместителем которого тогда работал Владимир Путин, был одним из самых последовательных сторонников сильной президентской власти.
    Прошедшее 12 декабря голосование часто называют референдумом, но на самом деле, по закону, президент не мог быть инициатором референдума. Тем не менее в указе Ельцина речь шла о «всенародном голосовании». Согласно этому указу, для принятия конституции на участки должно было прийти больше 50% избирателей, из них свыше половины должны были проголосовать за. Если бы состоялся полноценный референдум, нужно было бы, чтобы проект одобрили больше 50% от общего числа граждан страны.
    По официальным данным, проголосовало 54,8% избирателей, из них 58,4% — за принятие Конституции. Ходили слухи о фальсификации голосования, но их опровергали.

    Правда, что российская Конституция списана с французской? Или с американской?

    Считается, что в главном вопросе — о президентской или парламентской форме правления — разработчики Конституции РФ ориентировались на Францию. Французский и российский президенты названы «гарантами Конституции». Они назначают главу правительства и, по представлению премьера, остальных министров. Оба имеют право наложить свое вето на закон и могут распустить парламент. Оба издают указы, имеющие силу закона, пока таковой не будет принят парламентом.
    Дальше начинаются отличия, и неслучайно Шахрай называет французское влияние на российскую Конституцию «мифом». В чем-то французский президент сильнее российского: например, для роспуска парламента ему достаточно согласия премьер-министра, а президент России должен провести сложную, многоступенчатую процедуру. Кроме того, компетенция самого парламента во Франции ограничена перечнем вопросов, по которым он может издавать законы, а в России депутаты могут регулировать все сферы жизни.
    Но в остальном полномочия президента России шире. Французский президент может отправить премьера в отставку, только если это решение поддержит парламент. Российский — в любой момент. Во Франции ограничена не только компетенция парламента, но и сфера применения президентских указов, в России — нет. Оба президента имеют право отклонять законы, но французский парламент может преодолеть вето простым большинством голосов, а российский — только двумя третями.
    Еще меньше российская Конституция похожа на американскую. По сути, единственное, что взято у США, — это именно труднопреодолимое право вето, а также право на издание указов в любой сфере. В остальном полномочия американского президента существенно уже: он не может распускать конгресс, а основных чиновников назначает только с его согласия. Срок полномочий президента России сначала был такой же, как у президента США, — четыре года, но в 2008-м Дмитрий Медведев увеличил его до шести лет. Во Франции чуть раньше семилетний срок заменили пятилетним.
    По словам Шахрая, изначально разработчики Конституции планировали свести функции президента к регулированию споров между другими органами власти. Сам он называл это «российской моделью британской королевы». Ельцин потребовал расширить собственные полномочия, причем, по утверждению Шахрая, за этим стояло правительство, которое хотело, чтобы президент брал на себя самые непопулярные решения. Из-за необычно большого объема полномочий президента Россию иногда называют «суперпрезидентской республикой», причем это определение появилось задолго до прихода к власти Владимира Путина.

    Путин у власти уже 18 лет. Так можно или нельзя править больше двух сроков подряд?

    Путин впервые был избран президентом в 2000 году, переизбран на второй срок в 2004 году, в 2008-м не баллотировался и еще дважды был избран — в 2012 и 2018 годах.
    Часть третья статьи 81 Конституции гласит, что «одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Сергей Шахрай признается, что именно он включил слово «подряд» в текст Конституции, и теперь затрудняется сказать почему — «так у меня в голове сидело».
    Еще один соавтор документа, Виктор Шейнис, подтверждает, что слово попало в документ по инициативе юристов Ельцина, и большого значения ему не придали, поскольку «никто не допускал, что Борис Ельцин в силу возраста мог бы, отработав два срока и переждав один, вновь стать президентом».
    В 1998 году группа депутатов Госдумы обратилась в Конституционный суд с вопросом о том, засчитываются ли 1991–1996 годы за полноценный первый срок Ельцина, учитывая, что он был избран до принятия новой Конституции. Они опасались, что Ельцин захочет баллотироваться на новый срок и в 2000 году. В определении суда говорится, что два срока полномочий подряд составляют «конституционный предел», из чего противники Путина делают вывод, что его избрание в 2012 и 2018 годах, на третий и четвертый срок, прямо противоречило Конституции.
    Но Конституционный суд отвечал на конкретный вопрос депутатов о выборах 2000 года, на которых, по мнению Госдумы, «на должность президента Российской Федерации может быть избрано лишь лицо, не занимавшее ранее эту должность».
    Суд с доводами депутатов согласился, и в полном виде фраза о «конституционном пределе» звучит так: «Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством действующий президент Российской Федерации занимает свою должность второй срок подряд. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации… не допускает».
    Получается, что определение Конституционного суда касалось только тогдашней ситуации и конституционности возможного переизбрания Ельцина конкретно в 2000 году.
    О том, что в нынешнем виде российская Конституция разрешает переизбираться после перерыва, косвенно свидетельствуют политические дискуссии в США. Двадцать вторая поправка к конституции этой страны запрещает одному и тому же человеку избираться на пост президента более двух раз. В 2000 году, незадолго до своего ухода, тогдашний президент Билл Клинтон заявил, что, скорее всего, выиграл бы выборы и в третий раз. Поэтому, по его мнению, было бы неплохо еще раз изменить закон и запретить избираться больше двух раз не вообще, а только подряд — то есть сделать как в России.
    Даже некоторые оппозиционные политики признают, что попытка доказать, будто Путин нарушил Конституцию, бесперспективна, а лучший способ в дальнейшем избежать подобных ситуаций — просто убрать слово «подряд» из текста.
    Сам Путин в 2012 году заявил, что считает эту идею «разумной», хотя тут же оговорился, что его это не коснется, потому что «закон обратной силы не имеет». Никаких изменений с тех пор внесено не было.

  3. asd20013 Ответить

    — Путин занимал должность Президента Российской Федерации два срока? — Да, занимал.
    — Два срока в которые Путин занимал должность Президента Российской Федерации были подряд? — Да, подряд.
    — Путин может занимать должность Президента Российской Федерации более? — Нет, не может.
    — В указанной норме что-то говорится о третьем сроке? Нет.
    Т.е. наречие «подряд» использовано применительно к двум срокам, что два срока возможны только подряд. В любой другой трактовке, а трактовать Конституцию нужно не в пользу Путина или любого другого кандидата, а в пользу Конституции, наличие слова «подряд» опровергает сам ограничивающих смысл данной нормы и основы конституционного строя РФ, которые не могут быть нарушены ни одной из статей Конституции РФ (Статья 16 пункт 2). Следовательно объективный Конституционный суд будет трактовать статью 81 пункт 3 в соответствии с основами конституционного строя, которые прямо говорят что никто не может присваивать власть в Российской Федерации и высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы. Детальные комментарии кандидата юридических наук Владимира Пастухова по трактованию нормы Конституции о сроках президенства рекомендую почитать вот здесь.
    Проще говоря: если ли бы Конституция позволяла кому-либо побыть президентом два срока подряд, затем сделать паузу и снова побыть президентом два срока подряд, то так бы в Конституции и было написано — конкретно, а не однословным намёком в одной из статей. Следовательно трактовки о третьем сроке являются расширительными и никак из действующей Конституции не вытекают. При том, что Конституция, как единый документ со встроенным механизмом «защиты от дурака» как раз и исключает подобные казусы, поскольку провозглашает ряд принципов конституционного строя, которые одно слово «подряд» не в коей мере перевесить не может.
    Сейчас о самом главном, Конституционный Суд РФ вынес определение № 134-О которое не подлежит обжалованию и является общеобязательным и прямо говорит: «Два срока полномочий подряд (прим. мои 8 лет по состоянию на 2008 год), о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго “Заключительные и переходные положения”, не допускает
    Под катом я разместил скриншот данного определения, взятого, по иронии судьбы, с сайта ЦИКа.

  4. minakov_ml Ответить

    Порядок избрания и осуществления полномочий также прописывается в Федеральном Законе “О выборах Президента Российской Федерации”. В пункте 5 статьи 3 говорится, что на выборы не имеет права выдвигаться гражданин, в настоящее время занимающий пост главы государства второй срок подряд.
    То есть здесь тоже не разъясняется возможность избрания президента более двух раз с перерывом. Проблема, как выясняется, в том, что при составлении Конституции вообще не учитывалась такая возможность. По признанию Сергея Шахрая, это он вписал слово “подряд” в 81 статью. При этом, Шахрай не подразумевал возможности избрания на третий срок и сам не помнит, какой смысл вкладывал в это наречие. Авторы основного закона просто не смогли предположить, что оно внесет неясность, позволяющую трактовать положения Конституции двояко.
    В итоге, можно говорить уверенно о том, на какой срок избирается президент РФ, но по-прежнему неясно предельное количество переизбраний.

    Так законно ли избрание в третий и четвертый раз?

    Исходя из вышесказанного, формального нарушения закона в выдвижении В. В. Путина в 2012 и 2018 годах нет. И все же это не значит, что нынешний глава государства находится у власти законно. Многочисленные нарушения ФЗ “О гарантиях избирательных прав…” были допущены как в ходе избирательной компании, так и в день голосования.

    Однако основная проблема российской Конституции не в ее содержании, а в плохом знании ее текста гражданами России. По статистике, 40 % россиян никогда не читали основной закон. А тот, в свою очередь, не может исполнять сам себя. Ведь ответственность за исполнения закона лежит на власти. А как написано в самой Конституции, “единственным источником власти в России является ее многонациональный народ”.

  5. yura_programmer Ответить

    Таким правом располагаются только граждане в возрасте от 35 лет, которые прожили на территории Российской Федерации как минимум десять лет.
    Сколько раз подряд можно становиться президентом РФ? Такой вопрос возникает у многих людей, и вот ответ на него: один и тот же человек не может и не имеет права осуществлять избрание на должность главы России не более двух раз подряд. (но может вновь избираться, после перерыва в один срок).
    Порядок выборов в точности описан в федеральном законе под номером 19 «О выборах Президента РФ». По условиям этого закона, каждый участник избрания во главе государства обязан предъявить в ЦИК как минимум два миллиона подписей, сделанными лицами, которые являются гражданами России. Те, кто не выполняют данное условие, автоматически выбывают из участия в выборах.
    Выбирать главу РФ, в соответствии с конституцией, могут все граждане России, достигшие возраста 18 лет.

    На сколько избирается президент РФ

    На какой срок избирается президент РФ? Изначально время правления в России составляло — пять лет. Но в дальнейшем, время правления было сокращено до четырёх лет. Однако в 2012 году, вновь произошли изменения в Конституции и теперь президентство в России увеличилось до шести лет.
    Как проголосовать на выборах.
    Так как выборы проходят на всей территории России, то в вашем городе обязательно будет пункт избирательной комиссии. Обратитесь в ЦИК, чтобы узнать, где именно вы сможете проголосовать.
    Дату голосования назначают, не позднее чем за три месяца, но обычно, дата известна гораздо раньше. После назначения даты, начнут выдвигать кандидаты, с которыми вы сможете ознакомиться и выбрать подходящего вам.
    Выбрав своего кандидата и дождавшись даты голосования, придите в пункт избирательной комиссии (обязательно возьмите с собой паспорт) и проголосуйте.

    Какими правами обладает президент РФ

    В соответствии с четвёртой главной Конституции РФ глава государства обладает следующими полномочиями:
    Может назначать, председателя Правительства (с согласия Государственной думы).
    Обладает правом являться председателем на заседаниях Правительства.
    Давать Государственной думе список людей для назначения их на должность главы Центрального банка также, имеет право освободить его от должности.
    Лично формировать и править Советом безопасности РФ.
    Составлять свою администрацию и править ею.
    Назначать на должность представителей президента.
    Назначать на должности в верховное командование Вооружёнными силами государства.
    Назначать выборы в Государственную думу и распускать её в случаях, которые прописаны в Конституции РФ.
    Предлагать свои законопроекты Государственной думе.
    Подписывать и обнародовать принятые им законы, или же отклонять их и отправлять на дальнейшие доработки в Государственную думу.
    Может лично править и осуществлять руководство внешней политикой.
    Вести переговоры и заключать договоры от лица государства.
    Осуществлять помилование.
    Все изданные указы и законопроекты обязаны соответствовать Конституции Российской Федерации.

    Откуда президент ведёт свою деятельность

    В начале 2009 года, официальными резиденциями лидера Российской Федерации являлись:
    Кремль в Москве.
    «Горки-9» в Московской области.
    «Бочаров Ручей» в Сочи.
    «Долгие Бороды» или «Валдай» в Новгородской области.
    Во время пребывания главы государства в рабочем кабинете Кремля, над Большим Кремлёвским дворцом поднимают президентский штандарт.
    Местами для приёма иностранных гостей на высшем уровне являются:
    «Русь» в Тверской области.
    замок Майендорф в Московской области.
    Неофициальные резиденции главы государства:
    «Сосны» в Красноярске.
    «Волжский Утёс» в Самарской области.
    «Ангарские хутора» возле Иркутска.
    Президент после отставки.
    После окончания президентского срока, бывший глава государства имеет право на ежемесячные денежные выплаты размером в 75% от заработной платы нынешнего Президента России. Причём эти выплаты пожизненные.
    Если человек, находящийся на президентском сроке, умирает, то его родственники обладают правом на пособие, равное шестикратной минимальной пенсии по старости на день смерти главы государства.
    Даже когда президентский срок подходит к концу, президент продолжит обладать неприкосновенностью (не будет преследоваться по уголовным делам, не будет подвержен задержанию или допросу со стороны правоохранительных органов).

    Список президентов Российской Федерации

    Борис Николаевич Ельцин — являлся главой государства с 1991 по 1999 год, срок его правления составил 3096 дней.
    Владимир Владимирович Путин — был президентом с 2000 по 2008 год, в 2012 году вновь возглавил страну. (В соответствии с конституцией).
    Дмитрий Анатольевич Медведев — находился в должности главы государства с 2008 по 2012 год, срок его правления составил 1461 день.
    Интересные факты.
    Как вы уже знаете, раньше главу государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации выбирали на 4 года, но Путин стал первым лидером государства, правящим на протяжении шести лет.
    У главы Российской Федерации есть свой сайт в интернете, на котором он лично принимает обращения граждан страны.

  6. Vedmak222 Ответить

    Не хотелось поднимать эту тему, потому как для меня она казалось очевидной, но учитывая, что данная тема всплыла в блоге уважаемого мной Андрея Илларионова (http://aillarionov.livejournal.com/390689.html), дам с профессиональной точки, некоторые разъяснения, почему нет основании говорить, что Путин не может избираться третий раз на должность Президента.
    Я не сторонник Путина, но, как говорится: истина дороже.
    Итак, начнем с пресловутой части 3 статьи 81 Конституции РФ.
    «3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.»
    Казалось бы, понимание этого предложения должно быть однозначным, что не допускается более двух сроков подряд занимать определенную должность. Но нет, сторонниками иной точки зрения, приводится в качестве аргумента определение Конституционного Суда РФ от от 05.11.1998 №134-О “По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго “Заключительные и переходные положения” Конституции Российской Федерации”. При этом суть этого определения не рассматривается а выдергивается из контекста одна фраза: «Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго “Заключительные и переходные положения”, не допускает.»
    Этого определения, я коснусь позднее, а, сперва, все же посмотрим на часть 3 статьи 81 Конституции РФ.
    Не вдаваясь в подробности правил толкования права (закона), остановимся на том, что норма, записанная в законе, выражает волю законодателя. Говоря простым языком: законодатель, прописывая определенное предложение, имел в виду определенный смысл или замысел, который он вкладывал в это предложение. Сразу оговоримся, что ни один законодатель не вкладывает «двойной» смысл в норму права, если, конечно, не действует под чьим-то принуждением.
    При разработке и принятии действующей Конституции принуждения не было. Было два варианта. Они то и помогут нам понять волю законодателя. Этот способ толкования в юриспруденции называется историческим.
    Прежде всего, стоит обратиться к истории возникновения института президентства в нашей стране.
    Институт президентства был введен в СССР путем внесения изменений в Конституцию СССР от 14 марта 1990 года.
    Об ограничении пассивного права – права быть избранным на должность президента СССР в Конституции СССР была следующая норма: «Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.».
    В РСФСР институт президентства был введен в Конституцию позднее: 24 мая 1991 года. Эти изменения уже имели иное изложение: «Одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.» (ст.121.2).
    Итак, на лицо разница между изложенными статьями, которая делает явным смыл слова «подряд», то есть по сравнению с вариантом Конституции СССР, Конституция РСФСР ограничивала только возможность избрания на два срока подряд, предоставив возможность избираться в дальнейшем, по истечении срока (сроков), когда на должность президента избран другой кандидат.
    Такая же разница была и в проекте конституции РФ, один из которых разрабатывался конституционной комиссией, другой – администрацией Президента.
    В проекте, разработанном конституционной комиссией, были те же ограничения пассивного избирательного права относительно должности Президента, что и, ранее, в Конституции СССР: «Никто не может быть избран на должность Президента РФ более двух раз.» (ст.93 проекта). Президентский же проект, действующий сейчас, расширил пассивное избирательное право, в корне переделав смысл: «…не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Как видим, здесь речь идет даже не об избрании, а о занятии должности двух сроков подряд, тем самым смысл нормы в корне изменился. То есть речь идет о том, что количество избраний не ограничено, а вот занимать должность подряд больше двух сроков запрещено.
    Итак, исходя из исторического толкования, воля законодателя, выраженная в приведенной выше норме Конституции, определяется достаточно просто: избираться сколько угодно раз, но занимать должность не более двух сроков подряд.
    Теперь перейдем к структуре законодательных актов. На первом месте по верховенству стоит Конституция, за ней по иерархии следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные законы дают легальное и полное описание норм, установленных в Конституции. Проще говоря, разъясняют детали тех или иных норм и прав, закрепленных в Конституции. И не должны противоречить ей. Пока нормы федерального закона не оспорены или их неконституционность не выявлена в ходе правоприменительной практики (что встречается больше как нонсенс), федеральный закон считается соответствующим Конституции и обязательным к применению.
    Для ст.81 Конституции существует два нормативных акта, которые разъясняют ее положения. Это ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и ФЗ «О выборах Президента…».
    И что же говорит ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» относительно возможности избираться Президентом РФ? Ст.4 говорит следующее: «Федеральным законом могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность (Президент РФ – ст.2) более установленного количества сроков подряд…» То есть речь идет не об абсолютном ограничении пассивного избирательного права запрещением избираться должность более определенного количества раз, а о временном ограничении пассивного избирательного права, выраженного в ограничении права на занятие должности подряд несколько сроков.
    Так как здесь идет отсылка к иному Федеральному закону, а именно ФЗ «О выборах Президента…» смотрим, что написано в нем (ст.3): «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.» Вот вам и последнее, и еще более полное, уточнение нормы, содержащейся в ч.3 ст.81 Конституции.
    А как же определение Конституционного Суда, про которое речь шла вначале?
    Прежде всего обратимся к ФКЗ «О Конституционном суде».
    Статья 71: «Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах…4 (толкование Конституции) части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.»
    Цитируемый же акт Конституционного Суда называется определением, следовательно, в качестве толкования нормы права (ст.81), содержащейся в Конституции, он рассматриваться не может.
    Дальше смотрим, о чем вообще была речь в этом определении: «Государственная Дума просит разъяснить, является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, избранного до вступления в силу ныне действующей Конституции Российской Федерации и осуществлявшего установленные Конституцией Российской Федерации полномочия со дня ее вступления в силу, сроком, предусмотренным статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, т.е. является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, указанный в пункте 3 раздела второго “Заключительные и переходные положения” Конституции Российской Федерации, первым из двух сроков, предусмотренных ее статьей 81 (часть 3). Государственная Дума полагает, что на следующих выборах на должность Президента Российской Федерации может быть избрано лишь лицо, не занимавшее ранее эту должность.» То есть речь идет о взаимосвязи двух статей и порядке исчисления срока (считать ли первый срок Ельцина первым сроком в понимании ч.3 ст.81). Но речи о том, что данная норма является аналогом нормы, закрепленной ранее в конституции СССР и проекте конституции РФ («Никто не может быть избран на должность Президента более двух раз») не идет.
    И что же отвечает Конституционный суд в резолютивной части определения? Он отвечает на тот вопрос, который был перед ним поставлен: «Производство по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго “Заключительные и переходные положения” Конституции Российской Федерации прекратить в связи с отсутствием неопределенности в их понимании, поскольку в соответствии с ними Президент Российской Федерации до выборов в июне – июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд.» Ни слова о толковании этой нормы в ином смысле….
    Ну а цитируемую так часто фразу надо тоже читать в совокупности со всем текстом: «Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством действующий Президент Российской Федерации занимает свою должность второй срок подряд. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго “Заключительные и переходные положения”, не допускает.» То есть речь идет о том, что действующий президент (Ельцин) не может избираться на следующих выборах. И ничего более.
    Так что с формальной юридической точки зрения говорить о нелегитимности избрания или выдвижения Путина оснований нет. А вот с фактической точки зрения, учитывая, что президентская власть, как была, так и оставалась у Путина, несмотря на формального Президента, – наоборот. Однако получить формальных доказательств этого сейчас невозможно.

  7. sochikp Ответить

    И налицо попытка Ксении Собчак оспорить его регистрацию кандидатом в президенты на нынешних выборах (правда, как и следовало ждать, немедленно отвергнутая Верховным судом).
    Попытаемся разобраться — тем паче, что большинство из спорящих вряд ли помнит, почему и в какой обстановке принималось определение КС. В Конституционный суд тогда по инициативе фракции «Яблоко» обратилась группа депутатов (представляли их в КС Алексей Захаров и Елена Мизулина), попросившая о трактовке указанной статьи Конституции.
    Суть дела была проста: на 2000 год были запланированы президентские выборы, и часть сторонников Бориса Ельцина яростно доказывала, что раз Борис Николаевич был избран в 1991 году президентом РСФСР, а не России, и до принятия Конституции, то его избрание в 1996 году является первым, с которого начинается отсчет тех двух сроков, которые нельзя президентствовать «подряд». И, следовательно, в 2000 году он может избираться еще раз.
    Оппоненты Ельцина — в том числе, авторы запроса в КС, — считали иначе, полагая, что с 1996 года Ельцин отбывает не первый, а второй срок, и в третий раз подряд избираться не может.
    КС встал на их сторону — в противном случае оставалось бы непонятным, президентом какой страны Ельцин был в 1993—1996 годах. При этом в 1991—1993 годах это была та же самая страна, просто в декабре 1991 года специальным законом было изменено ее название — с «РСФСР» на «Российская Федерация», и соответственно президент РСФСР стал именоваться президентом РФ. А потому срок правления в 1991—1996 годах, конечно же, идет «в зачет» двух указанных сроков.
    Решение КС имело важнейшие последствия — Ельцин, поняв, что избираться в 2000 году не сможет, начал поиски преемника, которые известно, чем закончились.
    Теперь вернемся к спорам нынешним — и фразе из определения КС о «конституционном пределе».
    Можно (и, на мой-то взгляд, именно это — верная позиция) трактовать ее как абсолютный максимум — если кто-то замещал должность президента два срока подряд, то больше избираться ему нельзя. Это означает неконституционность четвертого срока Владимира Путина. Более того, ставится под сомнение его нынешний срок — ведь вопрос о том, может ли он избираться в третий раз, после «рокировки», должен был встать еще в 2012 году. Но тогда почему-то об определении КС 1998 года никто не вспоминал…
    Впрочем, есть и другая трактовка части третьей 81-й статьи: после перерыва в правлении, можно опять избираться президентом, не нарушая Конституцию. И эту позицию, — исходя из буквального понимания норм права (а суды только так обычно их и применяют), — отстаивают достаточно много юристов. В том числе те, которые скептически относятся к действующему президенту, а значит, в этом случае он имеет право в 2018 году избираться снова. И бороться с ним надо на выборах, не уповая на назначенный по его же представлению Верховный суд.

  8. roma1313 Ответить

    1. Определение Конституционного Суда от 5 ноября 1998 г. № 134-О:
    «Два срока полномочий подряд составляют конституционный предел, превышения которого конституция РФ не допускает».
    2. Определение Верховного Суда РФ от 25 сентября 2001 г. (Дело N 74-Г01-34):
    «…Запрет на избрание одного и того же лица президентом более двух раз установлен … ст. 81 ныне действующей конституции РФ…».
    3. В 2010 году под редакцией Председателя Конституционного Суда В.Д. Зорькина был издан Комментарий к Конституции РФ:
    “Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти ДВУМЯ КОНСТИТУЦИОННЫМИ СРОКАМИ означает и реальные ограничения этой власти.
    ограничение занятия должности Президента ДВУМЯ СРОКАМИ, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы – палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 ст. 81 Конституции служит гарантией политического развития России “.
    Огромное, я бы даже сказал, подавляющее внимание оппозиционных сил в настоящее время приковано к вопросу о нелегитимности сидящего в Кремле лица.
    Легитимность/нелегитимность – это вопрос отдельный и, безусловно, важный и правильный, однако в настоящее время абсолютно замалчивается вопрос нелегальности его 3-го президентского срока.
    Источником легитимности выборного должностного лица является факт волеизъявления народа на выборах. (К слову сказать, с этим из рук вон плохо, потому что к реальным путинским 40% нагло и прямо под его, путинские, камеры жулики и воры дорисовали аж 20%).
    Источником же легальности выборного должностного лица является ЗАКОН, который содержит правовую норму о пределе нахождения одного и того же лица на данной должности.
    Что касается должности Президента РФ, то такой предел установлен в ч.3 ст.81 Конституции РФ. Таким образом, мы имеем конституционный предел для одного и того же лица в течение всей его жизни занимать должность Президента РФ.
    Конституция РФ, ст.81 ч.3:
    «ОДНО И ТО ЖЕ ЛИЦО НЕ МОЖЕТ ЗАНИМАТЬ ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БОЛЕЕ ДВУХ СРОКОВ ПОДРЯД».
    До этого момента все замечательно, но после того как произносится в виде дословной цитаты вышеприведенная статья Конституции РФ, сразу же (мгновенно!) откуда ни возьмись возникает многоголосье, которое наперебой указывает: «так ведь написано же, что подряд нельзя, а не подряд можно!».
    Все тоже было бы замечательно, если бы не одно НО: в соответствии с законодательством РФ это вышеозначенное многоголосье в принципе не может возникнуть! Как так? – спросите вы. Очень просто: все эти разноголосые фразы про «подряд-неподряд» – это фактически есть толкование Конституции, что прямо запрещено законодательством РФ, а исключительное (монопольное) право толкования Конституции принадлежит целиком и полностью специально созданному институту, а именно Конституционному Суду РФ.
    Таким образом, многоголосье «подряд-неподряд» просто-напросто НЕЗАКОННО и поэтому никак не может приниматься в расчет для уяснения смысла ч.3 ст. 81 Конституции РФ.
    Здесь может появиться голосишко с галерки, мол, «но даже сам Путин сказал, что ему можно, потому что он не подряд».
    Еще раз (для гениев): НИ ОДИН СУБЪЕКТ, за исключением Конституционного Суда РФ, НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ПРАВА ЗАНИМАТЬСЯ ТОЛКОВАНИЕМ Конституции РФ.
    Вопрос: Путин является Конституционным Судом РФ?
    Ответ: Эээ, нет (вроде бы…).
    Вопрос: имеет ли право Путин, не являясь Конституционным Судом РФ, заниматься толкованием Конституции РФ?
    Ответ: Эээ…
    Вопрос: Еще вопросы есть?
    Таким образом, выяснив все вопросы относительно незаконности самостоятельного толкования Конституции РФ, далее мы обратимся для толкования ч.3 ст. 81 Конституции РФ к специально созданному для этого органу – к Конституционному Суду РФ.
    Конституционный Суд РФ по запросу Государственной Думы РФ сделал Определение № 134-О от 5 ноября 1998 г. “По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго “Заключительные и переходные положения” Конституции Российской Федерации”.
    Определение Конституционного Суда от 5 ноября 1998 г. № 134-О:
    «ДВА СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ПОДРЯД СОСТАВЛЯЮТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРЕДЕЛ, ПРЕВЫШЕНИЯ КОТОРОГО КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ДОПУСКАЕТ».
    http://constitution.garant.ru/act/president/12113545/#1000
    Подчеркнем еще раз особо для любителей покричать «подряд-неподряд»: вышеприведенная формулировка есть ЕДИНСТВЕННОЕ ЗАКОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ ч.3 ст.81 Конституции РФ. Единственное.
    Нет не так.
    ЕДИНСТВЕННОЕ.
    Так лучше (это для любителей покричать «подряд-неподряд»).
    Данное определение Конституционного Суда является крайне интересным для изучения. Прежде всего, в этом определении в явном виде появляется интересный момент, который в тексте ч.3 ст. 81. Конституции РФ присутствует имплицитно (неявно), а именно: в этом определении Конституционного Суда появляется новое понятие «конституционный предел».
    Что это такое? Дело в том, что данное толкование Конституционного суда в явном виде раскрывает сущность ч.3 ст.81 Конституции РФ, которая (статья), таким образом, есть факт установления конституционного предела полномочий для одного и того же лица.
    Но тут обескураженные любители покричать «подряд-неподряд», опомнясь, скажут, мол, «а мы не понимаем, что такое предел, и тем более, там вон тоже написано же, что подряд нельзя, а значит, не подряд можно».
    Но это уже будет, конечно, откровенное жульничество, потому что если вы не знаете значение слова «предел», то его можно посмотреть в толковом словаре, например, в словаре Ожегова и в словаре синонимов:
    Определение слова «предел» в словаре Ожегова:
    «ПРЕДЕЛ – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИЛИ ВРЕМЕННА́Я ГРАНИЦА ЧЕГО-Н.; ТО, ЧТО ОГРАНИЧИВАЕТ СОБОЮ ЧТО-Н.»
    Определение слова «предел» в словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений (под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999)
    ПРЕДЕЛ – ЭТО:
    АПОГЕЙ, ВЫСШАЯ ТОЧКА, МАКСИМУМ, ПИК, КОНЕЦ, ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ, ЗЕНИТ, ПОТОЛОК, КРАЙНЯЯ СТЕПЕНЬ.
    Таким образом, господа-непонимайки, выберите любое другое слово из словаря синонимов вместо не понимаемого вами слова «предел». Какое вам больше нравится? Апогей? Высшая точка? Максимум? Конец? Потолок? Выбирайте любое.
    Таким образом, выбрав понравившийся синоним слова «предел», давайте переформулируем Определение Конституционного суда РФ от 5 ноября 1998 года:
    «Два срока полномочий подряд составляют АПОГЕЙ, превышения которого конституция российской федерации, не допускает».
    «Два срока полномочий подряд составляют ВЫСШУЮ ТОЧКУ, превышения которой конституция российской федерации, не допускает».
    «Два срока полномочий подряд составляют МАКСИМУМ, превышения которого конституция российской федерации, не допускает».
    «Два срока полномочий подряд составляют КОНЕЦ, превышения которого конституция российской федерации, не допускает».
    «Два срока полномочий подряд составляют КРАЙНЮЮ СТЕПЕНЬ, превышения которой конституция российской федерации, не допускает».
    «Два срока полномочий подряд составляют ПОТОЛОК, превышения которого конституция российской федерации, не допускает».
    А теперь спросите себя: если бы Конституция позволяла занимать пост с перерывом, то, следовательно, появляются ДВА ПРЕДЕЛА (ДВА АПОГЕЯ, ДВЕ ВЫСШЕЙ ТОЧКИ, ДВА МАКСИМУМА, ДВА КОНЦА, ДВЕ КРАЙНЕЙ СТЕПЕНИ, ДВА ПОТОЛКА)?
    (В реальности же, если быть более точным, в случае возможности перерыва между сроками, появляется БЕСКОНЕЧНОЕ МНОЖЕСТВО пределов, апогеев, высших точек, максимумов, концов, крайних степеней и потолков).
    Тогда вопрос к вам: как вы себе представляете ДВА АПОГЕЯ? Если значение слова «апогей» – это «высшая степень какого-нибудь состояния» (Брокгауз и Ефрон, 1907-1909). Вы, простите, как себе представляете ДВЕ высших степени какого-нибудь состояния? А бесконечное множество высших степеней какого-нибудь состояния?
    Правильно, НИКАК.
    Таким образом, слово «предел» (через его определение и его синонимы) содержит в себе признак ЕДИНСТВЕННОСТИ. Пример: предел для жизни – смерть. После этого предела не бывает снова жизни, после перерывчика. И т.д. со всеми мыслимыми примерами.
    Более того, в формулировке есть еще один признак единственности. Если вы внимательно прочиатете это определение, то вы с удивлением обнаружите, что конституционным пределом называн ЕДИНИЧНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР объекта “2 срока подряд”. Ведь написно НЕ “много раз по «2 срока подряд»”, НЕ “сколько угодно раз по «2 срока подряд»”, НЕ “сколько влезет по «2 срока подряд»”! Нет ничего даже близко похожего в Определении КС. А что же есть? А есть ЕДИНОЖДЫ «2 срока подряд», то есть в формулиовке идет речь об ОДНОМ-ЕДИНСТВЕННОМ экземпляре объекта «2 срока подряд», то есть просто о «2 сроках подряд», как о единично разрешенном временном отрезке, и ничего более.
    Следовательно, Определение Конституционного Суда от 5 ноября 1998 года через понятие «конституционный предел» устанавливает для одного и того же лица в течение всей его жизни ЕДИНСТВЕННО возможный максимальный период занимать должность Президента РФ, и этот период равняется двум последовательно (подряд) идущим срокам.
    Учитывая данное Определние Конституционного Суда, спустя 3 года Верховный Суд РФ произвел собственное определение.
    Определение Верховного Суда РФ от 25 сентября 2001 г. (Дело N 74-Г01-34):
    «…ЗАПРЕТ НА ИЗБРАНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЛИЦА ПРЕЗИДЕНТОМ РСФСР БОЛЕЕ ДВУХ РАЗ БЫЛ УСТАНОВЛЕН СТ. 121.2 КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1978 Г. (В РЕДАКЦИИ ОТ 24 МАЯ 1991 Г.), А ПРЕЗИДЕНТА РФ – СТ. 81 НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ РФ…»
    http://sudbiblioteka.ru/vs/text_big1/verhsud_big_12481.htm
    http://www.lawrussia.ru/texts/legal_864/doc864a869x382.htm
    Обратите внимание, в данном определении Верховного Суда даже не содержится всеми любимого слова «подряд», поскольку Верховный Суд однозначно указал, что правовая норма состоит именно в принципиальном запрете одному и тому же лицу занимать должность Президента РФ более двух раз.
    Далее, обратите внимание, как в данном Определении Верховный Суд подробно разъясняет, каково общее количество разрешенных сроков, и каков порядок их исчисления:
    Цитата:
    «Со вступлением в действие Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, принятого 22 сентября 1999 г. (после вступления в силу Конституции Республики Саха (Якутия), в его п. 5 ст. 18 было установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
    В связи с этим возникла необходимость приведения Конституции Республики Саха (Якутия) в соответствие с указанным Федеральным законом в части порядка исчисления этих сроков – они должны исчисляться подряд.
    Однако, удовлетворяя заявление прокурора и граждан П. и А. о признании противоречащим федеральному законодательству второго предложения ст. 67 Конституции Республики Саха (Якутия) в полном объеме, суд не учел, что положение Конституции Республики Саха (Якутия) о количестве сроков (не более двух), на которые может быть избран Президент Республики Саха (Якутия), и после принятия указанного выше Федерального закона сохраняет силу.
    В то же время в части порядка исчисления этих сроков имеется несоответствие пункту 5 статьи 18 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, согласно которому они исчисляются подряд».
    Конец цитаты.
    Можно ли здесь поставить точку в толковании ч.3 ст.81 Конституции РФ?
    ДА.
    И действительно, после 2001 года не было никакого судебного производства в части толкования ч.3 ст.81 Конституции РФ. И это совершенно оправдано, поскольку Конституционный Суд РФ в 1998 году осуществил толкование ч.3 ст.81 Конституции РФ, а Верховный Суд РФ в 2001 году на основании этого толкования вынес собственное определение. Таким образом, совокупно два эти акта судопроизводства дают нам окончательный итог:
    правовая норма состоит в категорическом запрете одному и тому же лицу занимать должность Президента РФ более двух раз;
    использование слова «подряд» никак не меняет сути этой правовой нормы.
    ТОЧКА.
    Однако решения законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти необходимо как-то донести до общества, при этом надо учитывать, что далеко не все граждане обладают юридическим образованием и способны понимать канцелярский язык официальных документов. Для этого существуют специальные издания, именуемые Комментариями и публикуемые юристами высочайшей квалификации.
    На наше счастье, в 2010 году под редакцией Председателя Конституционного Суда В.Д. Зорькина был издан Комментарий к Конституции РФ (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева, Эксмо, 2010). Напомню, что В.Д. Зорькин входил в состав Конституционного Суда РФ в 1998 году во время принятия Судом Определения о толковании ч.3 ст.81 Конституции РФ.
    В данном комментарии дано следующее пояснение ч.3 ст.81 Конституции РФ:
    “Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.
    Учитывая положение Президента как “первого” должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы – палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 ст. 81 Конституции служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти “.
    http://kommentarii.org/konstitutc/page88.html

  9. Shushtank Ответить

    Как ранее сообщал “Ъ”, тема возможного изменения баланса властей поднималась в этом году спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Два источника “Ъ”, близких к администрации президента, отмечали, что изменение Конституции в пользу парламентской республики может дать президенту возможность занять другую должность, обеспечивающую ему контроль над происходящим,— например, во главе правящей партии, Совета безопасности или правительства.
    Замдиректора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин по итогам пресс-конференции сделал вывод, что Владимир Путин намерен покинуть свой пост после 2024 года, но будущие президенты могут оказаться более ограниченными в своей власти. «Президент уходит, но не очень далеко. Он анонсировал изменения не на уровне персоналий, а на уровне конструкций»,— уверен эксперт.
    Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает, что глава государства призвал общество к широкой дискуссии: «До этого тему обсуждали только отдельные политики. Теперь она открыта на самом высоком уровне»,— уверен эксперт. Господин Костин считает, что широкая дискуссия по поводу Конституции нужна еще и потому, что изменения в ней не должны нести конъюнктурный характер. По мнению политолога Виталия Иванова, Владимир Путин просто констатировал, что в настоящее время не намерен менять Основной закон страны ради получения права выдвинуться еще раз, но «готов менять соответствующие норму лишь для следующих президентов». «Но до 2024 года еще очень долго»,— говорит эксперт. Политолог Евгений Минченко считает, что Владимир Путин — «буквалист», а значит сказанное им следует воспринимать буквально: «Я думаю, что это был ответ не столько про Конституцию, сколько про третий срок в 2024 году. И он дал четкий ответ, что не будет баллотироваться».
    Политолог Екатерина Курбангалеева считает, что президент пока не принял решение, а хочет понаблюдать за реакцией элит и общества, от которой и будет зависеть его решение. «Не стоит исключать и обратный эффект, когда обсуждение спровоцирует встречную волну поддержки»,— отмечает она.
    Никакие детали «транзита власти» в 2024 году президент не раскрыл, проигнорировав вопрос журналиста «Комсомольской правды» о том, как «это может происходить». Еще одну попытку узнать позицию президента по одному из обсуждаемых вариантов «транзита» предприняла журналист РБК. Глава государства проигнорировал вопрос, может ли он после ухода с поста президента России возглавить созданное вместе с Белоруссией Союзное государство.
    Как ранее сообщал “Ъ”, согласно исследованию ФОМ на 1 декабря этого года 68% опрошенных выступают за изменение Конституции. Это рекордный результат начиная с 2003 года. 17% опрошенных считают, что вносить правки в Конституцию не следует. При этом 56% респондентов согласны с тем, что Основной закон следует периодически пересматривать, а 31% — что делать это необходимо только в исключительных случаях. 40% опрошенных социологами россиян никогда не читали Конституцию.
    «50 зарегистрированных партий — это уже нормально»
    Отвечая на вопрос “Ъ” о роли Владимира Ленина в российской истории, Владимир Путин подверг критике советскую однопартийную систему, заявив, что «фундаментальной ошибкой» коммунистов стало то, что они связали судьбу государства с судьбой своей партии.
    Нынешняя российская Конституция закрепляет идеологическое и политическое многообразие. Однако «Единая Россия» создавалась как партия большинства, которая большинство и должна удерживать, и фактически была близка к формированию политической системы с доминированием одной партии. На съезде 2016 года, чтобы укрепить позиции партии, Владимир Путин назвал ЕР «точкой сборки» для страны. Нынешние слова господина Путина могут поставить под вопрос будущее ЕР как единственной партии власти. Ранее “Ъ” писал, что в Кремле в преддверии выборов в Госдуму в 2021 году изучают российский партийный ландшафт и партийные повестки, которые вызывают интерес потенциальных избирателей, с целью создания новых партий или ребрендинга существующих. Ряд собеседников “Ъ” не исключил появления новой партии до думских выборов. После пресс-конференции источник в Администрации президента подтвердил эти намерения, отметив, что около 30% граждан не имеют представительства в парламенте страны.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *