Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяется в двухмерной модели?

19 ответов на вопрос “Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяется в двухмерной модели?”

  1. WaStEr Ответить

    При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
    а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
    б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.
    Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.
    3. Уступка
    Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
    Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.
    4. Компромисс
    Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
    Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.
    При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.
    • Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.
    • Иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили. Предмет конфликта исчез.
    • Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс – это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. В предыдущем примере компромисс между двумя сотрудниками состоял в том, что никто из них не предпринимал ни прямых, ни косвенных активных действий по отношению друг к другу. Через три месяца должность, на которую они претендовали, была сокращена, каждый остался при своих интересах, а отсутствие ненужных «баталий» позволило сохранить между ними нормальные отношения.
    Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.
    Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс и консенсус по своей сущности отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.
    5. Сотрудничество
    стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.
    Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.
    • Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.
    • Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.
    Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

  2. Dairn Ответить

    1. Конфликтология как самостоятельное направление в социологии выделилась:
    а) в конце 50-х г. XIX века;
    б) в конце 50-х г. XX века;
    в) в начале XVII века.
    2. В группу методов управления конфликтами входят (исключите лишнее):
    а) структурные методы;
    б) метод картографии;
    в) опрос.
    3. Кому принадлежит фраза: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье не будут чувствовать вражды»:
    а) Конфуцию;
    б) Гераклиту;
    в) Платону.
    4. Динамика конфликта находит свое отражение в двух понятиях (исключить лишнее):
    а) этапы конфликта;
    б) фазы конфликта;
    в) содержание конфликта.
    5. На какой фазе конфликта возможности разрешения конфликта самые высокие:
    а) начальной фазе;
    б) фазе подъема;
    в) пике конфликта;
    г) фазе спада.
    6. Конфликт в переводе с латинского означает:
    а) соглашение;
    б) столкновение;
    в) существование.
    7. Конфликт как особый тип социального взаимодействия рассматривается в:
    а) психологии;
    б) социологии;
    в) педагогике.
    8. Ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц называется:
    а) конфликтными отношениями;
    б) конфликтной ситуацией;
    в) инцидентом.
    9. Конфликт равен:
    а) конфликтная ситуация + инцидент;
    б) конфликтные отношения + конфликтная ситуация;
    в) конфликтные отношения + инцидент.
    10. По степени вовлеченности людей в конфликты выделяют конфликты (исключите лишнее):
    а) межличностные;
    б) межгрупповые;
    в) классовые;
    г) межгосударственные;
    д) межнациональные;
    е) внутриличностные.
    11. Особым типом конфликта, целью которого является получение выгоды, прибыли или доступа к дефицитным благам называется:
    а) конфронтация;
    б) соперничество;
    в) конкуренция.
    12. Основными моделями поведения личности в конфликте являются (исключите лишнее):
    а) конструктивная модель;
    б) деструктивная;
    в) конформистская;
    г) нонконформистская.
    13. Какому типу конфликтной личности принадлежат следующие характеристики: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив, непоследовательность поведения, недостаточно хорошо видит перспективу, зависит от мнения окружающих, не обладает достаточной силой воли, излишне стремится к компромиссу:
    а) ригидному;
    б) сверхточному;
    в) «бесконфликтному».
    14. Одной из основных и эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов является:
    а) переговорный процесс;
    б) сотрудничество;
    в) компромисс.
    15. Профессиональный посредник называется:
    а) суггестором;
    б) медиатором;
    в) коллегой.
    16. Классически выделяют три варианта посредничества (исключить лишнее):
    а) дизъюнктивный;
    б) конъюктивный;
    в) субъективный;
    г) смешанный.
    17. Вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями, называется:
    а) манипуляцией;
    б) суггестией;
    в) гипнозом.
    18. К какой тактике относится прием «закрытая дверь»:
    а) ультимативной тактике;
    б) тактике выжимания уступок;
    в) тактике лавирования.
    19. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, называется:
    а) конфликтом;
    б) конкуренцией;
    в) соревнованием.
    20. Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимодействий, называются:
    а) конструктивными;
    б) деструктивными;
    в) реалистическими.
    21. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:
    а) К. Маркса и Ф. Энгельса;
    б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;
    в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;
    г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотта;
    д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томаса.
    22. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал:
    а) Ч. Освуд;
    б) В. Линкольн;
    в) Л. Томпсон;
    г) Р. Фишер;
    д) Ш. и Г. Боуэр.
    23. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:
    а) в 1972 г. в США;
    б) в 1986 г. в Австралии;
    в) в 1989 г. в Германии;
    г) в 1985 г. Швейцарии;
    д) в 1992 г. в России.
    24. В России центр по разрешению конфликтов был создан:
    а) в Москве в 1992 г.;
    б) в Санкт-Петербурге в 1993 г.;
    в) в Сочи в 1995 г.;
    г) во Владивостоке в 1993 г.;
    д) в Твери в 1998 г.
    25. Какой из приведенных методов относится к группе методов управлениями конфликтами:
    а) социологический метод;
    б) метод тестирования;
    в) метод картографии;
    г) метод наблюдения;
    д) метод эксперимента.
    26. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:
    а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим;
    б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;
    в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;
    г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;
    д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.
    27. Конфликтная ситуация — это:
    а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;
    б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;
    в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;
    г) причина конфликта;
    д) этап развития конфликта.
    28. Причина конфликта – это:
    а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;
    б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;
    в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;
    г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;
    д) то, из-за чего возникает конфликт.
    29. Конфликтогены – это:
    а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;
    б) проявления конфликта;
    в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;
    г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта;
    д) поведенческие реакции личности в конфликте.
    30. К какому типу кофликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка»:
    а) снисходительное отношение;
    б) негативное отношение;
    в) менторские отношения;
    г) нарушение этики;
    д) нечестность и неискренность.
    31. Управление конфликтами — это:
    а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;
    б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;
    в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
    г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
    д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.
    32. Содержание управления конфликтами включает:
    а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение;
    б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение;
    в) прогнозирование, регулирование, разрешение;
    г) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение;
    д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение.
    33. Предпосылками разрешения конфликта являются:
    а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
    б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
    в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности;
    г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе.
    34. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:
    а) конструктивная, рациональная, деструктивная;
    б) компромисс, борьба, сотрудничество;
    в) рациональная, иррациональная, конформистская;
    г) конструктивная, деструктивная, конформистская;
    д) борьба, уступка, компромисс.
    35. Кто из ниже перечисленных ученых разработал двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликте:
    а) К. Томас и Р. Киллмен;
    б) Х. Корнелиус и Ш. Фейр;
    в) Д. Скотт и Ч. Ликсон;
    г) М. Дойч и Д. Скотт;
    д) Р. Фишер и У. Юри.
    36. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяется в двухмерной модели:
    а) 1;
    б) 2;
    в) 3;
    г) 4;
    д) 5.
    37. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает:
    а) ригидный тип;
    б) неуправляемый тип;
    в) демонстративный тип;
    г) сверхточный тип;
    д) «бесконфликтный тип».
    38. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:
    а) обмену информацией;
    б) налаживанию добрых взаимоотношений;
    в) достижению взаимопонимания;
    г) расширению темы общения;
    д) усилению информационного воздействия на партнера.
    39. Технологии рационального поведения в конфликте — это:
    а) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтов на основе самоконтроля своих эмоций;
    б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;
    в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;
    г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;
    д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.
    40. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д. Скотт:
    а) визуализация, «заземление», проецирование, очищение ауры;
    б) визуализация, сублимация, проецирование, «заземление»;
    в) регрессия, сублимация, визуализация;
    г) визуализация, выдержка, сублимация, очищение ауры;
    д) сублимация, рационализация, регрессия, визуализация.
    41. Сколько моделей поведения партнеров в переговорном процессе выделяют в литературе по конфликтологии:
    а) 1;
    б) 2;
    в) 3;
    г) 4;
    д) 5.
    42. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель – выигрыш за счет проигрыша оппонента:
    а) «выигрыш – выигрыш»;
    б) «выигрыш – проигрыш»;
    в) «проигрыш – проигрыш»;
    г) «проигрыш – выигрыш»;
    д) «выигрыш – проигрыш» и «проигрыш – выигрыш».
    43. Внутриличностный конфликт – это:
    а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;
    б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;
    в) столкновение противоположно направленных мотивов личности;
    г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;
    д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.
    44. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе между эросом и танатосом, как природной основе внутриличностных конфликтов:
    а) З. Фрейду;
    б) А. Адлеру;
    в) К. Юнгу;
    г) Э. Фромму;
    д) К. Левину.
    45. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов:
    а) З. Фрейду;
    б) А. Адлеру;
    в) К. Юнгу;
    г) Э. Фромму;
    д) К. Левину.
    46. Формами проявления внутриличностных конфликтов являются:
    а) неврастения, эйфория, сублимация, идеализация, номадизм, рационализация;
    б) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализация;
    в) неврастения, эйфория, идеализация, проекция, рационализация, вытеснение;
    г) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, переориентация;
    д) компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение.
    47. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В.Линкольну связан с такими формами их проявления как: верование и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.):
    а) информационные факторы;
    б) поведенческие факторы;
    в) факторы отношений;
    г) ценностные факторы;
    д) структурные факторы.
    48. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений: + ±
    а) взаимно-положительный;
    б) взаимно-отрицательный;
    в) односторонне положительно-отрицательный;
    г) односторонне противоречиво-положительный;
    д) взаимно-противоречивый.
    49. К групповым конфликтам относятся конфликты:
    а) личность – группа;
    б) группа – группа;
    в) личность – группа и группа – группа;
    г) руководитель – коллектив;
    д) микрогруппа – микрогруппа внутри коллектива.
    50. Конфликт в обществе – это:
    а) конфликты в любых социальных группах;
    б) конфликты в больших социальных группах;
    в) конфликты между государствами;
    г) конфликты в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной);
    д) конфликты, субъектами которых выступают нации, государства, классы, партии, союзы и т. д.
    51. Политические конфликты – это:
    а) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе стремления к захвату политической власти;
    б) противоборство субъектов социального взаимодействия в период решения вопроса о политической власти;
    в) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением и ролью в системе власти;
    г) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением в обществе;
    д) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением в сфере политических отношений.
    52. Основным предметом политических конфликтов является:
    а) политический интерес;
    б) политическая власть в различных социальных структурах;
    в) государственная власть;
    г) политическое сознание людей;
    д) политические партии.
    53. Социальные конфликты – это:
    а) конфликты между государственными структурами по поводу реализации социальных гарантий граждан;
    б) конфликты между государственными и общественными структурами по поводу социальных гарантий граждан;
    в) особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением прав и гарантий в социальной сфере;
    г) особая форма противоборства граждан с властями за улучшение их социально-экономического положения;
    д) конфликт между гражданами и властями, выражающийся в гражданском неповиновении.
    54. Наиболее распространенными и острыми конфликтами духовной среды являются:
    а) религиозные конфликты; психологические конфликты; конфликты в сфере искусства;
    б) психологические конфликты; конфликты в сфере общественного сознания; религиозные конфликты;
    в) конфликты в сфере идеологии; конфликты в сфере общественной психологии; конфликты в массовом сознании;
    г) религиозные конфликты; идеологические конфликты; конфликты в сфере искусства;
    д) психологические конфликты; конфликты в сфере идей; конфликты на основе эстетических противоречий.
    55. Конфликт в организации – это:
    а) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации;
    б) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации и за ее пределами;
    в) конфликты между руководством организации и ее сотрудниками;
    г) конфликты между различными структурными элементами организации;
    д) конфликты по поводу организационной структуры коллектива.
    56. Семейный конфликт – это:
    а) конфликт между супругами;
    б) конфликт между родителями и детьми;
    в) конфликт родственников;
    г) конфликт между различными семьями;
    д) конфликт между любыми членами семьи.
    57. Сколько кризисных периодов в развитии семьи выделяют социологи:
    а) 2;
    б) 3;
    в) 4;
    г) 5;
    д) 6.
    58. Под конфликтами в сфере управления понимают:
    а) конфликт между субъектами и объектами управления;
    б) конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления;
    в) конфликты между субъектами управления различных уровней;
    г) конфликты между руководителем и подчиненными;
    д) конфликты в процессе принятия управленческих решений.
    59. Под глобальными конфликтами понимают:
    а) конфликты между регионами;
    б) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации;
    в) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности и возникающие между мировыми сообществами;
    г) конфликты, связанные с природными катастрофами;
    д) конфликты, которые несут угрозу существованию цивилизации.
    60. Предметом конфликтологии являются:
    а) конфликты;
    б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов,
    а также принципы и технологии управления ими;
    в) любые столкновения.
    61.Социо-биологическая теория конфликта выводит его причину из:
    а) социального неравенства людей
    б) естественной агрессивности человека вообще
    в) несовершенства человеческой психики
    62. Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:
    а) нехватка средств к существованию
    б) деньги
    в) престиж
    г) власть
    63. Заблаговременная подготовка возможного отступления на подготовленные позиции — это:
    а) рефлексивная защита
    б) рефлексивное управление
    в) рефлексивный прогноз
    64. Какая дилемма выбора модели поведения более всего типична для конфликта:
    а) стремление — избегание»
    б) двойное «стремление — избегание»
    в)»избегание — избегания»
    65. Стратегические методы разрешения конфликта:
    а) планирование социального развития
    б) конкретные требования к работе каждого
    в) система поощрения за инициативу 
    г) добросовестность
    66. В каком случае конфликт рассматривается на психологическом уровне:
    а)когда в его основе лежат личные противоречия
    б) таких случаев нет
    в) когда в его основе лежат групповые противоречия
    67. Поддержание сотрудничества как форма предупреждения конфликтов представляет собой деятельность:
    а)по укреплению нейтральных или дружеских взаимоотношений
    б) по регуляции взаимоотношений
    в) по выдвижению контрмотивов, способных заблокировать агрессивные намерения
    68. Чередование этапов развития конфликтной ситуации:
    а) произвольно
    б) не обязательно
    в) обязательно последовательно
    69. Забастовочный комитет можно определить как:
    а) организатор конфликта
    б) подстрекатель конфликта
    в) пособник конфликта
    70. Ролевое поведение участников конфликта детерминировано:
    а) своими социальными функциями и ролью
    б) личностными особенностями
    в) своими интересами
    г) ситуацией
    д) намерениями оппонентов
    71. Норма как фактор предупреждения конфликтов предполагает определенное воздействие. Какое:
    а) ценностное
    б) принудительное
    в) информационное
    72. Изживание «субкультуры насилия» как метод предупреждения конфликтов является:
    а) социальным
    б) психологическим
    в) культурным
    73. Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:
    а) конфликт — есть напряженность, деформация внутри системы, социальное бедствие
    б) конфликт присущ человеку как и всем животным
    в) конфликт функционален для социальных систем,
    г) созидателен
    д) конфликт происходит из-за разделения людей на классы
    74. Подкуп, кулуарные переговоры, обман характерны для какого метода разрешения конфликта:
    а) «сглаживание»
    б) «скрытых действий»
    в) «быстрого решения»
    75. Лицо, которое подталкивает других участников к конфликту называется:
    а) посредник
    б) пособник
    в) подстрекатель
    76. Стресс, сопровождающий любой конфликт, накладывает отпечаток на его протекание. Это суждение:
    а) не верно
    б) верно
    в) отчасти верно
    77. Метод практической эмпатии означает:
    а) многообразное воздействие на оппонента
    б) использование личностных особенностей оппонента
    в) психологическую «настройку» на оппонента
    78. К простой форме паталогической конфликтности относят:
    а) саботаж
    б) протест
    в) бойкот
    79. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления. Это суждение:
    а) не верно
    б) верно
    в) отчасти верно
    80. Возможность «беспредметного» конфликта:
    а) реальна в ряде случаев
    б) исключен
    в) реальна

  3. uje ne tot Ответить

    Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная американскими психологами К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии. Ее авторы исходили из положения о том, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы и интересы соперника. Отражение этих интересов может происходить более или менее осознанно. Основываясь на результатах исследований, авторы установили, что чем меньше в конфликте осознаны интересы (свои и соперника), тем больше поведение участников насыщено мощным эмоциональным напряжением. В качестве стратегий авторы выделили пять способов конфликтного взаимодействия: уход, уступка, компромисс, сотрудничество, соперничество. При анализе конфликтов на основе двухмерной модели Томаса – Киллмена следует учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
    1. Содержание предмета конфликта;
    2. Ценности межличностных отношений;
    3. Индивидуально-психологических особенностей личности.
    Приведем описание основных стратегий.
    Уступка или приспособление выражается в стремлении сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем сглаживания разногласий. При этом наблюдается готовность уступить, пренебрегая собственными интересами. Это выражается в уклонении от обсуждения спорных вопросов, в согласии с требованиями и претензиями. Эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.
    Уход или избегание, уклонение предполагает стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Наблюдается стремление выйти из ситуации не уступая и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий и возражений противоборствующей стороне. Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, а сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.
    Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Такое поведение ориентировано не на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность как для Вас, так и для соперника.
    Соперничество или противоборство, конкуренция выражается в стремлении настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, в занятии жесткой позиции непримиримости антагонизма в случае сопротивления. Могут быть формы соперничества, такие как применение власти, давление, использование зависимого положения соперника. Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Такая стратегия обычно применяется когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

  4. Gholbinaya Ответить

    Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и
    Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии.
    В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы
    противоположной стороны.
    В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы
    соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиг­раю. .?», «Что я потеряю…?», «Какое
    значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа
    он созна­тельно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принужде­ние, компромисс;
    уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит
    неосознанно, и тогда поведе­ние в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональ­ным
    напряжением и носит спонтанный характер.
    Оценка интересов в конфликте — это качественная характеристи­ка выбираемого поведения.
    В модели Томаса—Киллмена она соотно­сится с количественными параметрами: низким,
    средним или высо­ким уровнем направленности на интересы.
    Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфлик­те Томаса—Киллмена
    представлена на рис. 5.1.
    При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важ­но помнить, что уровень
    направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:
    Уровень направленности на интересы Сотрудничество
    Низкий Средний Высокий Уровень направленности на собственные интересы
    Рис. 5.1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса—Киллмена

    1) содержания предмета конфликта;
    2) ценности межличностных отношений;
    3) индивидуально-психологических особенностей личности. Особое место в оценке
    моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных
    отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников меж­личностные
    отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, парт­нерство и т. д.) не представляют
    никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным
    содержанием или край­ними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество).
    И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конф­ликтного взаимодействия,
    как правило, является существенной при­чиной конструктивного поведения в конфликте
    или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.
    На основе вышеизложенного представляется возможным допол­нить двухмерную модель
    Томаса—Киллмена третьим измерением — ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически
    она представлена на рис. 5.2.
    Рис. 5.2. Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте

    Разделы:Скорочтение – как читать быстрее |
    Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения |
    Проговаривание слов и увеличение скорости чтения |
    Угол зрения – возможность научиться читать зиг-загом |
    Концентрация внимания – отключение посторонних шумов
    Медикаментозные усилители – как повысить концентрирующую способность мозга |
    Запоминание – Как читать, запоминать и не забывать |
    Курс скорочтения – для самых занятых |
    Статьи |
    Книги и программы для скачивания |
    Иностранный язык |
    Развитие памяти |
    Набор текстов десятью пальцами |
    Медикаментозное улучшение мозгов |
    Обратная связь

  5. Migal Ответить

    Приспособление имеет место в том случае, когда уровень напористости является низким, а предрасположенность к сотрудничеству высокой, т. е. в ситуации прямо противоположной конкуренции. Вы можете уступить другому человеку, принеся свои интересы в жертву, из-за чего может показаться, что вы всегда готовы подчиняться. Однако такое поведение может быть и уловкой, рассчитанной на то, что спустя какое-то время вы возьмете свое. Представьте, например, что у вас есть что-то, что другой человек считает очень ценным. Отдайте это ему сейчас, и вы можете рассчитывать на то, что позже он сумеет вас отблагодарить. Данная ситуация немного похожа на продажу магазином товара себе в убыток с целью привлечения покупателей: магазин, делая вам большую скидку, рассчитывает на то, что вы будете относиться к этому торговому заведению с теплотой и для совершения последующих покупок выберете именно его, а не другие аналогичные магазины и к тому же расскажете о нем другим людям.
    Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса – КиллменаУклонение характерно для ситуаций, когда уровень напористости является низким и так же невелика предрасположенность к сотрудничеству. Иногда вы можете уходить от конфликта по дипломатическим причинам, потому что считаете, что не стоит тратить время на такое выяснение отношений по пустякам, особенно если вам предстоят еще столкновения по гораздо более важным для вас вопросам; может быть, вы уходите от конфликта, потому что просто не хотите тратить на него свои силы или потому, что знаете, что другая сторона гораздо сильнее заинтересована в разрешении конфликта, чем вы.
    Сотрудничество возникает в том случае, когда уровень напористости является таким же высоким, как и предрасположенность к сотрудничеству. При сотрудничестве вы избегаете конфронтации и очень сильно стараетесь понять основные интересы другой стороны. Часто переговоры оказываются неудачными потому, что каждая из сторон хочет «победить», а такой настрой мыслей препятствует совместному решению проблем и принятию необходимых решений. Люди в ходе переговоров стараются занять определенные «позиции» («Я хочу повышения зарплаты на 50% », «А я не собираюсь повышать вам зарплату»), а не руководствуются «интересами» («Мне нужна более высокая зарплата, потому что при нынешней зарплате я не могу обеспечивать свою семью»). При сотрудничестве стороны стремятся выяснить основные причины, из-за которых может возникнуть конфликт.
    Компромисс достигается тогда, когда и напористость, и пред-расположенность к сотрудничеству по силе своего проявления являются средними. Компромисс позволяет каждой стороне получить часть того, что она хотела бы иметь, в результате чего возникает мир, хотя и очень хрупкий. Если говорить о разнице, то от компромисса ближе до сотрудничества, чем от уклонения или конкуренции до сотрудничества, и поэтому многие при выборе компромисса могут чувствовать себя более комфортно, чем при некоторых других вариантах, даже несмотря на то, что они, возможно, хотели бы получить больше или отдали слишком много. Считайте этот вариант промежуточным на пути к полному сотрудничеству и используйте его для завоевания доверия и демонстрации добрых намерений.

  6. Бютур Ответить

    18. К какой тактике относится прием «закрытая дверь»:
    а) ультимативной тактике;
    б) тактике выжимания уступок;
    в) тактике лавирования.
    19. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, называется:
    а) конфликтом;
    б) конкуренцией;
    в) соревнованием.
    20. Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимодействий, называются:
    а) конструктивными;
    б) деструктивными;
    в) реалистическими.
    21. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:
    а) К. Маркса и Ф. Энгельса;
    б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;
    в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;
    г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотта;
    д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томаса.
    22. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал:
    а) Ч. Освуд;
    б) В. Линкольн;
    в) Л. Томпсон;
    г) Р. Фишер;
    д) Ш. и Г. Боуэр.
    23. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:
    а) в 1972 г. в США;
    б) в 1986 г. в Австралии;
    в) в 1989 г. в Германии;
    г) в 1985 г. Швейцарии;
    д) в 1992 г. в России.
    24. В России центр по разрешению конфликтов был создан:
    а) в Москве в 1992 г.;
    б) в Санкт-Петербурге в 1993 г.;
    в) в Сочи в 1995 г.;
    г) во Владивостоке в 1993 г.;
    д) в Твери в 1998 г.
    25. Какой из приведенных методов относится к группе методов управлениями конфликтами:
    а) социологический метод;
    б) метод тестирования;
    в) метод картографии;
    г) метод наблюдения;
    д) метод эксперимента.
    26. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:
    а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим;
    б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;
    в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;
    г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;
    д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.
    27. Конфликтная ситуация — это:
    а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;
    б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;
    в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;
    г) причина конфликта;
    д) этап развития конфликта.
    28. Причина конфликта – это:
    а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;
    б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;
    в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;
    г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;
    д) то, из-за чего возникает конфликт.
    29. Конфликтогены – это:
    а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;
    б) проявления конфликта;
    в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;
    г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта;
    д) поведенческие реакции личности в конфликте.
    30. К какому типу кофликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка»:
    а) снисходительное отношение;
    б) негативное отношение;
    в) менторские отношения;
    г) нарушение этики;
    д) нечестность и неискренность.
    31. Управление конфликтами — это:
    а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;
    б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;
    в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
    г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
    д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.
    32. Содержание управления конфликтами включает:
    а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение;
    б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение;
    в) прогнозирование, регулирование, разрешение;
    г) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение;
    д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение.
    33. Предпосылками разрешения конфликта являются:
    а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
    б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
    в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности;
    г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе.
    34. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:
    а) конструктивная, рациональная, деструктивная;
    б) компромисс, борьба, сотрудничество;
    в) рациональная, иррациональная, конформистская;
    г) конструктивная, деструктивная, конформистская;
    д) борьба, уступка, компромисс.
    35. Кто из ниже перечисленных ученых разработал двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликте:
    а) К. Томас и Р. Киллмен;
    б) Х. Корнелиус и Ш. Фейр;
    в) Д. Скотт и Ч. Ликсон;
    г) М. Дойч и Д. Скотт;
    д) Р. Фишер и У. Юри.
    36. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяется в двухмерной модели:
    а) 1;
    б) 2;
    в) 3;
    г) 4;
    д) 5.
    37. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает:
    а) ригидный тип;
    б) неуправляемый тип;
    в) демонстративный тип;
    г) сверхточный тип;
    д) «бесконфликтный тип».
    38. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:
    а) обмену информацией;
    б) налаживанию добрых взаимоотношений;
    в) достижению взаимопонимания;
    г) расширению темы общения;
    д) усилению информационного воздействия на партнера.
    39. Технологии рационального поведения в конфликте — это:
    а) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтов на основе самоконтроля своих эмоций;
    б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;
    в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;
    г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;
    д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.
    40. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д. Скотт:
    а) визуализация, «заземление», проецирование, очищение ауры;
    б) визуализация, сублимация, проецирование, «заземление»;
    в) регрессия, сублимация, визуализация;
    г) визуализация, выдержка, сублимация, очищение ауры;
    д) сублимация, рационализация, регрессия, визуализация.
    41. Сколько моделей поведения партнеров в переговорном процессе выделяют в литературе по конфликтологии:
    а) 1;
    б) 2;
    в) 3;
    г) 4;
    д) 5.
    42. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель – выигрыш за счет проигрыша оппонента:
    а) «выигрыш – выигрыш»;
    б) «выигрыш – проигрыш»;
    в) «проигрыш – проигрыш»;
    г) «проигрыш – выигрыш»;
    д) «выигрыш – проигрыш» и «проигрыш – выигрыш».
    43. Внутриличностный конфликт – это:
    а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;
    б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;
    в) столкновение противоположно направленных мотивов личности;
    г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;
    д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.
    44. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе между эросом и танатосом, как природной основе внутриличностных конфликтов:
    а) З. Фрейду;
    б) А. Адлеру;
    в) К. Юнгу;
    г) Э. Фромму;
    д) К. Левину.
    45. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов:
    а) З. Фрейду;
    б) А. Адлеру;
    в) К. Юнгу;
    г) Э. Фромму;
    д) К. Левину.
    46. Формами проявления внутриличностных конфликтов являются:
    а) неврастения, эйфория, сублимация, идеализация, номадизм, рационализация;
    б) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализация;
    в) неврастения, эйфория, идеализация, проекция, рационализация, вытеснение;
    г) неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, переориентация;
    д) компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение.
    47. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В.Линкольну связан с такими формами их проявления как: верование и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.):
    а) информационные факторы;
    б) поведенческие факторы;
    в) факторы отношений;
    г) ценностные факторы;
    д) структурные факторы.
    48. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений: + ±
    а) взаимно-положительный;
    б) взаимно-отрицательный;
    в) односторонне положительно-отрицательный;
    г) односторонне противоречиво-положительный;
    д) взаимно-противоречивый.
    49. К групповым конфликтам относятся конфликты:
    а) личность – группа;
    б) группа – группа;
    в) личность – группа и группа – группа;
    г) руководитель – коллектив;
    д) микрогруппа – микрогруппа внутри коллектива.
    50. Конфликт в обществе – это:
    а) конфликты в любых социальных группах;
    б) конфликты в больших социальных группах;
    в) конфликты между государствами;
    г) конфликты в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной);
    д) конфликты, субъектами которых выступают нации, государства, классы, партии, союзы и т. д.
    51. Политические конфликты – это:
    а) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе стремления к захвату политической власти;
    б) противоборство субъектов социального взаимодействия в период решения вопроса о политической власти;
    в) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением и ролью в системе власти;
    г) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением в обществе;
    д) противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных их положением в сфере политических отношений.
    52. Основным предметом политических конфликтов является:
    а) политический интерес;
    б) политическая власть в различных социальных структурах;
    в) государственная власть;
    г) политическое сознание людей;
    д) политические партии.
    53. Социальные конфликты – это:
    а) конфликты между государственными структурами по поводу реализации социальных гарантий граждан;
    б) конфликты между государственными и общественными структурами по поводу социальных гарантий граждан;
    в) особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением прав и гарантий в социальной сфере;
    г) особая форма противоборства граждан с властями за улучшение их социально-экономического положения;
    д) конфликт между гражданами и властями, выражающийся в гражданском неповиновении.
    54. Наиболее распространенными и острыми конфликтами духовной среды являются:
    а) религиозные конфликты; психологические конфликты; конфликты в сфере искусства;
    б) психологические конфликты; конфликты в сфере общественного сознания; религиозные конфликты;
    в) конфликты в сфере идеологии; конфликты в сфере общественной психологии; конфликты в массовом сознании;
    г) религиозные конфликты; идеологические конфликты; конфликты в сфере искусства;
    д) психологические конфликты; конфликты в сфере идей; конфликты на основе эстетических противоречий.
    55. Конфликт в организации – это:
    а) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации;
    б) конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации и за ее пределами;
    в) конфликты между руководством организации и ее сотрудниками;
    г) конфликты между различными структурными элементами организации;
    д) конфликты по поводу организационной структуры коллектива.
    56. Семейный конфликт – это:
    а) конфликт между супругами;
    б) конфликт между родителями и детьми;
    в) конфликт родственников;
    г) конфликт между различными семьями;
    д) конфликт между любыми членами семьи.
    57. Сколько кризисных периодов в развитии семьи выделяют социологи:
    а) 2;
    б) 3;
    в) 4;
    г) 5;
    д) 6.
    58. Под конфликтами в сфере управления понимают:
    а) конфликт между субъектами и объектами управления;
    б) конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления;
    в) конфликты между субъектами управления различных уровней;
    г) конфликты между руководителем и подчиненными;
    д) конфликты в процессе принятия управленческих решений.
    59. Под глобальными конфликтами понимают:
    а) конфликты между регионами;
    б) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации;
    в) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности и возникающие между мировыми сообществами;
    г) конфликты, связанные с природными катастрофами;
    д) конфликты, которые несут угрозу существованию цивилизации.
    60. Предметом конфликтологии являются:
    а) конфликты;
    б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов,
    а также принципы и технологии управления ими;
    в) любые столкновения.
    61.Социо-биологическая теория конфликта выводит его причину из:
    а) социального неравенства людей
    б) естественной агрессивности человека вообще
    в) несовершенства человеческой психики
    62. Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:
    а) нехватка средств к существованию
    б) деньги
    в) престиж
    г) власть
    63. Заблаговременная подготовка возможного отступления на подготовленные позиции — это:
    а) рефлексивная защита
    б) рефлексивное управление
    в) рефлексивный прогноз
    64. Какая дилемма выбора модели поведения более всего типична для конфликта:
    а) стремление — избегание»
    б) двойное «стремление — избегание»
    в)»избегание — избегания»
    65. Стратегические методы разрешения конфликта:
    а) планирование социального развития
    б) конкретные требования к работе каждого
    в) система поощрения за инициативу
    г) добросовестность
    66. В каком случае конфликт рассматривается на психологическом уровне:
    а)когда в его основе лежат личные противоречия
    б) таких случаев нет
    в) когда в его основе лежат групповые противоречия
    67. Поддержание сотрудничества как форма предупреждения конфликтов представляет собой деятельность:
    а)по укреплению нейтральных или дружеских взаимоотношений
    б) по регуляции взаимоотношений
    в) по выдвижению контрмотивов, способных заблокировать агрессивные намерения
    68. Чередование этапов развития конфликтной ситуации:
    а) произвольно
    б) не обязательно
    в) обязательно последовательно
    69. Забастовочный комитет можно определить как:
    а) организатор конфликта
    б) подстрекатель конфликта
    в) пособник конфликта
    70. Ролевое поведение участников конфликта детерминировано:
    а) своими социальными функциями и ролью
    б) личностными особенностями
    в) своими интересами
    г) ситуацией
    д) намерениями оппонентов
    71. Норма как фактор предупреждения конфликтов предполагает определенное воздействие. Какое:
    а) ценностное
    б) принудительное
    в) информационное
    72. Изживание «субкультуры насилия» как метод предупреждения конфликтов является:
    а) социальным
    б) психологическим
    в) культурным
    73. Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:
    а) конфликт — есть напряженность, деформация внутри системы, социальное бедствие
    б) конфликт присущ человеку как и всем животным
    в) конфликт функционален для социальных систем,
    г) созидателен
    д) конфликт происходит из-за разделения людей на классы
    74. Подкуп, кулуарные переговоры, обман характерны для какого метода разрешения конфликта:
    а) «сглаживание»
    б) «скрытых действий»
    в) «быстрого решения»
    75. Лицо, которое подталкивает других участников к конфликту называется:
    а) посредник
    б) пособник
    в) подстрекатель
    76. Стресс, сопровождающий любой конфликт, накладывает отпечаток на его протекание. Это суждение:
    а) не верно
    б) верно
    в) отчасти верно
    77. Метод практической эмпатии означает:
    а) многообразное воздействие на оппонента
    б) использование личностных особенностей оппонента
    в) психологическую «настройку» на оппонента
    78. К простой форме паталогической конфликтности относят:
    а) саботаж
    б) протест
    в) бойкот
    79. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления. Это суждение:
    а) не верно
    б) верно
    в) отчасти верно
    80. Возможность «беспредметного» конфликта:
    а) реальна в ряде случаев
    б) исключен
    в) реальна
    Тест по педагогической психологии
    КОНФЛИКТЫ
    Тесты для проверки знаний по психологии » Конфликты: некоторые основные понятия .Проверьте ваши знания краткого курса конфликтологии. Приведены задания касающиеся основных понятий и определений. Причины, участники, стили поведения в конфликтах. Тест состоит из 12 вопросов и может быть полезен в процессе подготовки к экзаменам.
    1.Конфликтная ситуация – это
    Стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

  7. Forcebringer Ответить

    · Соперничество или противоборство, конкуренциявыражается в стремлении настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, в занятии жесткой позиции непримиримости антагонизма в случае сопротивления. Могут быть формы соперничества, такие как применение власти, давление, использование зависимого положения соперника. Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Такая стратегия обычно применяется когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.
    · Компромисспредставляет собой стремление урегулировать разногласия путем двухсторонних уступок. Выражается в поиске такого решения. Когда внешне никто не выигрывает, но и не проигрывает. В этом случае интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Такая стратегия ведет к уменьшению недоброжелательности, позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Вместе с тем есть вероятность появления неудовлетворенности «половинчатыми» решениями.
    Было установлено, что особое место в оценке стратегий занимает ценность межличностных отношений (МЛО), с соперником. На практике мы встречаемся с ситуациями, когда относительно низкая ценность МЛО способствует или связана с различными деструктивными проявлениями в ходе конфликта и соответственно, выбором в качестве стратегии соперничества, проявляющегося в формах борьбы или принуждения.
    На основе выделения параметра ценности МЛО двухмерная модель Томаса-Киллмена была преобразована в трехмерную. (рис. 2).
    Некоторые исследователи в качестве основной характеристики поведения личности в конфликте выбирают стиль.
    Уровень Ценность МЛО
    направленности
    на интересы
    соперника Уступка Сотрудничество
    Высокий
    Компромисс
    Средний
    Уход Соперничество
    Низкий

    Низкий Средний Высокий Уровень направлен-
    ности на собственные
    интересы
    Рис. 1. Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте
    (по Томасу-Киллмену).
    Стиль поведения в конфликте
    Понятие стиля связано с инструментальной оснащенностью человека. Рассмотрим сущность понятий «стиль взаимодействия», «стиль общения», «стиль жизни», «стиль деятельности» и «индивидуальный стиль деятельности», «стиль активности», которые позволяют определить индивидуальный стиль поведения в конфликте.
    · Стиль взаимодействия (межличностного) –важнейший компонент, указывающий на то, как человек взаимодействует с окружающими его людьми. Различают продуктивный и непродуктивный стиль взаимодействия.
    · Стиль общения – конкретная характеристика выражения индивидуальной, устойчивой формы коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими.
    · Стиль жизни – стратегия для достижения индивидуальных ценностей и чувств в мире, в котором каждый индивид должен жить так, чтобы добиваться поставленных личных целей. Выделяют три стиля жизни – альтруистический, индивидуалистический, икарический (ориентированный на творчество).
    · Стиль деятельности – взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.
    · Индивидуальный стиль деятельности –это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности. Таким образом, понятие «индивидуальный стиль деятельности» показывает двойную обусловленность стиля индивидуальностью и средой.
    Стиль общения обычно рассматривается как частный случай стиля деятельности.
    · Стиль активности –многоуровневое и многокомпонентное образование, обусловленное системой разноуровневых индивидуальных свойств, направленных на достижение успеха в деятельности.
    · Индивидуальный стиль поведения в конфликте –это относительно устойчивая совокупность целей, осознаваемых или неосознаваемых личностью действий, операций и реакций, направляемых на разрешение конфликта или на выход из него.
    В результате исследований были выделены следующие ИСП в конфликте:
    1. Партнерский,направленный на распределение ответственности наравне с партнером. Ориентирован на убеждение;
    2. Прагматическийориентирован на манипуляцию;
    3. Психозащитныйимеет своей целью сохранение собственной ценности и внутренней интегрированности;
    4. Доминантныйнаправлен на регламентирование поведения партнера с целью завладеть инициативой и доминировать в процессе общения для достижения собственной цели;
    5. Контактный основанна влиянии на соперника и направлении хода его действий в нужном направлении;
    6. Самоутверждающийсявыражается в обесценивании поведения партнера с целью вывести его из состояния равновесия и навязать свою волю, решение.
    К рациональным или конструктивным стилям разрешения конфликта можно отнести партнерский, прагматический и психозащитный. К деструктивным стилям относятся доминантный, контактный и самоутверждающийся.
    Конструктивные стили в большей степени объясняются природной обусловленностью, а деструктивные стили зависят от личностных качеств.
    При выборе стратегии поведения необходимо учитывать типы конфликтных личностей.
    Типы конфликтных личностей.
    Исследования отечественных психологов Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряка, В.П. Захарова, Ю.А. Симоненко позволили описать пять основных типов конфликтных личностей.
    1. Демонстративный тип –любит быть в центре внимания, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, ценит хорошее отношение к себе. В тоже время избегает кропотливой систематической работы, планированием не занимается, рационально вести себя не умеет (хорошо удается эмоциональное поведение). Часто становится источником конфликта, но сам себя не считает таковым.
    2. Ригидный (негибкий) типотличается подозрительностью, завышенной самооценкой, прямолинейностью. Плохо воспринимает точку зрения окружающих, не считается с их мнением, малокритичен, болезненно обидчив.
    3. Неуправляемый типхарактеризуется импульсивностью, плохой предсказуемостью поведения, агрессивностью, несамокритичностью, высоким уровнем притязаний. В неудачах склонен обвинять других, не умеет грамотно планировать свою деятельность. Прошлым опытом обычно нн руководствуется, слабо соотносит свои поступки с целями и обстоятельствами.
    4. Сверхточный типотличается скрупулезностью в работе, предъявлении повышенных требований к себе и к окружающим, повышенной тревожностью, чувствительностью, обидчивостью. Часто проявляет несдержанность. Плохо разбирается в реальных взаимоотношениях в группе.
    5. Бесконфликтный типобладает внушаемостью, внутренней противоречивостью, неустойчивостью в оценках и мнениях, непоследовательностью поведения. Ориентируется на быстрый успех, поэтому склонен к излишним компромиссам. Не обладает силой воли и не задумывается над последствиями своих поступков.
    В результате изучения данной темы сформулируем вывод:
    · Универсальной реакцией человека на возникающие противоречия является стремление к преодолению дисгармонии, которое осуществляется путем выбора модели или стратегии поведения в конфликте. Реализация стратегии осуществляется индивидуально, в рамках стиля поведения в конфликте. Она опирается на учет типа конфликтной личности.

    ЛЕКЦИЯ «ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ» (ТЕМА 6)
    Часто в практической деятельности люди сталкиваются с возникновением переживаний, причиной которых является столкновение различных личностных образований в форме мотивов, целей, интересов, взглядов. Эти переживания могут привести к конфликту. Для обозначения таких конфликтов используются понятия личностного, внтуриличностного, внутреннего, итрасубъектного, психологического конфликта. Сущность личностного конфликта представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление. Описание и изучение таких конфликтов обнаруживает большое разнообразие.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *