Сколько улиц в кургане было в 19 веке?

9 ответов на вопрос “Сколько улиц в кургане было в 19 веке?”

  1. я И еСтЬ сМыСл Ответить

    http://kurgan.pro/audio-guide/okn-istoriya.mp3В соответствии с решением Курганской городской Думы № 255 от 16 сентября 2009 года «О дате основания города Кургана», в качестве таковой стали считать 1679 год. Обоснование этой даты было предложено доктором исторических наук, профессором Курганского государственного университета В.В.Менщиковым. Первое упоминание о слободе Царево Городище на реке Тобол относится ко времени проведения переписи Львом Поскочиным, проведенной в 1680 – 1681 годах. В этом документе датой основания поселения, в 1782 году получившего статус города Кургана, назван 1679 год. Поскочинская перепись является наиболее близким к тому периоду истории официальным документом, а, следовательно, наиболее точным.

    До этого решения датой основания Кургана официально считался 1782 год, когда по указу императрицы Екатерины II уже существующей слободе Царев Курган был присвоен статус города и новое название, то есть Курган. Существуют и другие мнения относительно даты основания города, в частности, рассматривался 1662 год. Журнал «Наука и жизнь» в № 6 за 1978 год, ссылаясь на «Полное собрание законов Российской империи», относит основание города к 1553 году, то есть ко времени появления здесь будущего сибирского хана Кучума и его родственников. Эта же дата значится и в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. По книге «Списки населенных мест Тобольской губернии» 1904 года Курган был основан в 1633 году.
    Существуют и иные попытки  значительно удревнить наш город. Следует учитывать, что эти даты зачастую основаны на краеведческих исследованиях конца XVIII-XIX века, когда вал и ров вокруг погребального комплекса раннего железного века «Царев Курган» рассматривались местным населением как остатки татарских укреплений, то есть старого городища. Кроме того, в источниках XVII века название «Царево городище» использовалось не только по отношению к нашему населенному пункту, но и по отношению к Тюмени и не идентифицированной до сих пор крепости на Исети, что также приводило к спорам вокруг даты основания.

    Проникновение русского населения в Среднее Притоболье долгое время затруднялось сопротивлением местных групп населения, например представителей племени табын, вошедших затем в состав  башкир и сибирских татар. Кроме того, с конца XVI века и до ухода в Поволжье в 1670-1680-х гг. здесь кочевали калмыки, находившиеся в тесном союзе с Кучумовичами, наследниками сибирского хана Кучума. С точки зрения местного населения их претензии на эти земли были оправданы как принадлежностью к потомкам Чингиз-хана через его внука Шибана, так и политической преемственностью с предшествующими объединениями, то есть Тюменским и Сибирским ханствами. Под контролем династии Шибанидов Лесостепное Притоболье находилось с середины XIII века.  После поражения Кучумовичей, ухода калмыков и вхождения местных племен в состав Московского государства период краткого мирного затишья начинается активизация русского освоения  этих земель. Хотя одновременно с этим на местные пастбища претендуют казахские племена, которые и были основными противниками русских в Притоболье до начала XIX века. В конце XVII — первой половине XVIII века слобода неоднократно разорялась кочевниками и  в ней находился постоянный военный гарнизон.
    Считается, что укрепленное поселение Царево городище (Царев Курган) было основано слободчиком Тимофеем Невежиным. Первое название — Царёво Городище — поселение получило по Царёву кургану. Его первое подробное описание оставил известный учёный-энциклопедист и путешественник-естествоиспытатель Пётр Симон Паллас, который побывал в Курганской слободе в апреле 1771 года. Он писал: «Сим именем называется чрезвычайной величины курган, о коем никакого не осталось предания, и неизвестно, воздвигнут ли оный древними обитателями сея страны, как памятник какого важного происшествия, или как гробница, покрывающая тело какой ни есть знатной особы. Холм сей имеет в окружности около 240 аршин… К южной стороне от великого сего холма лежит к реке еще несколько маленьких, и видны различныя могильныя насыпи… В шести верстах от оного прибыл я в слободу Царёво-Курганскую или Царёво городище, которая своё название от вышеупомянутого должна производить».

    Анализ чертежей С.У.Ремезова показывает, что не ранее лета 1697 году поселение могло быть перенесено ниже по течению Тобола и получило название — Царекурганская (Царёво-Курганская) слобода. Вскоре после этого здесь была построена церковь, что говорило о благосостоянии местного населения. Причины переноса пытались объяснить еще известные краеведы Н.А.Абрамов и Р.Г.Игнатьев в XIX веке. Они предположили, что перенос связан с обвалом берега Арбинского яра и последовавшим расселением слободы. Однако следует обратить внимание на, то что русская крепость оставалась на старом месте, на Арбинском яру. Причем она была в начале 1700-х гг. обновлена и сохраняла свое оборонительное значение вплоть до 1740-х гг. При этом, по данным В.Д.Пузанова, период 1695-1699 г. характеризуется спадом казахских набегов на Притоболье, что также могло быть одним из факторов постепенного увеличения количества деревень слободы. Не менее важным было то, что на новом месте (в районе современной Троицкой площади г.Кургана) можно было организовать переправу на другой берег Тобола, что позволяло более активно использовать пойменные заливные луга и участвовать в торговле. При этом не ясно то, как жители организовывали оборону слободы с учетом удаленность самой крепости от поселения приблизительно на 8 верст. Первая крепость на новом месте была построена не ранее 1720-х гг., и именно тогда стало возможным окончательно перенести слободу на новое место.
    В начале XVIII века городище превратилось в военную крепость, которая, как и многие другие сибирские оборонительные пункты, защищала новые русские земли от набегов степных кочевников, в том числе казахов. К середине XVIII века слобода имела тройную линию укрепления и насчитывала около тысячи служилых людей и 28 пушек. Гарнизон крепости был самым крупным во всем Притоболье.  С освоением русскими новых земель на юге и востоке, само название «крепость» постепенно утрачивает свое оборонительное значение и со временем превращается в понятие «центр» — как административный, так и торговый.

    19 (30) января 1782 года императрица Екатерина II подписала Указ об образовании Тобольского наместничества, в составе которого был создан Курганский уезд. Курганская слобода получила статус города с наименованием Курган. Первым городничим Кургана стал Иван Петрович Розинг.
    Деление города на усадьбы (именно так назывались участки под застройку), которые отчасти оказали влияние и на современную нумерацию домов, основывается во многом на плане межевания 1786 года, который был призван организовать правиль­ную («планную») застройку города. Согласно этому про­екту каждый квартал делился на равное количество усадеб: по пять усадеб с одной и с другой стороны улиц. Размер усадьбы — 17 сажень по ули­це и 30 сажень вглубь квартала. Воплотить это сразу не удалось, поскольку уже имеющиеся дома не всегда вписывались в план. Как это ни странно звучит, на помощь пришли городские пожары, особенно самый крупный из них 1864 года. Именно после него город приобретает знакомый нам вид. Правда, одновременно с этим в городе фактически полностью исчезают деревянные здания более раннего времени, кроме нескольких домов на ул.Береговой (Климова).

    В начале века в городе были открыты: первое учебное заведение, первая городовая больница, пожарное депо со смотровой вышкой. Жители города активно участвовали в Отечественной войне 1812 года. Учитывая удалённость от центра России, город использовался властями как место политической ссылки, в том числе для декабристов и участников польских восстаний. Со временем город становится центром торговли продуктами земледелия и скотоводства (хлеб, сало, мясо, масло, кожи). Промышленность была представлена в основном предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. В 1856 году в Кургане было 3576 жителей, две каменных церкви, 7 каменных домов. В конце века были открыты: телеграфная станция, первое фотографическое заведение, страховое общество, детский приют, ночлежный дом, столовая для бедных.
    Со строительством Транссибирской магистрали город начал быстро расти. В мае 1894 года устроен телефон для нужд городской полиции. В 1897 году в городе насчитывалось 10 тысяч 63 жителя. В 1904 году население города составило — 19912 человек. Интересно то, что по переписи 1910 г. в Кургане проживало 13611 мещан, что составляло 38,1% от общего числа населения. По количеству этой группы населения Курган стоял на первом месте в Тобольской губернии.

    В начале ХХ века в городе проходят забастовки рабочих, основывается Курганское отделение РСДРП. Позже будет арестовано руководство отделения. Основываются и закрываются через некоторое время кинотеатры. 15 апреля (1 мая) 1914 была пущена первая электростанция.
    Перед Октябрьской революцией 1917 г. Курган был развитым промышленным и культурным городом. Его население составляло около 40 тысяч человек. Работало 49 предприятий с шестью тысячами рабочих; действовали две больницы на 100 коек. Образованием занимались мужская и женская гимназии, церковно-приходские и ремесленные школы, уездное и приходские училища. Была открыта публичная библиотека, которую посещали более тысячи человек. Также работали театр, цирк, два электротеатра (кинотеатра), пять фотографий, две типографии, два книжных магазина.

  2. comforteagle Ответить


    Свое название город получил от памятных захоронений кочевников. О них русский путешественник-естествоиспытатель XVIII века академик Петр Палас писал:
    «Сим именем называется чрезвычайной величины Курган, о коем никакого не осталось предания, и неизвестно, воздвигнут ли оный древними обитателями сея страны… или как гробница. Покрывающая тело ни есть какой знатной особы. Холм сей в окружности имеет 240 аршин».
    Во второй половине XVII века на берегу реки Тобол, у большого насыпного кургана, древней сарматской могилы, тюменским крестьянином Тимофеем Невежиным было основано укрепленное поселение Царево городище (Царев Курган). За свою историю поселение много раз отбивалось от нападения кочевников (джунгар, казахов и других), выгорало дотла и возрождалось заново.
    Крепость в числе других на юге Западной Сибири защищала новые русские земли от степняков. К середине XVIII века слобода имела тройную линию укрепления и насчитывала около тысячи служилых людей и 28 пушек. Гарнизон крепости был самым крупным во всем Притоболье.
    С освоением русскими новых земель на юге и востоке, само название «крепость» постепенно стало утрачивать свое оборонное значение и со временем превратилось понятие «центр» – как административный, так и торговый.
    Первое упоминание о слободе Царево Городище на реке Тобол относится ко времени проведения переписи Львом Поскочиным, проведенной в 1680 – 1681 годах. В этом документе датой основания поселения, в 1782 году получившего статус города Кургана, назван 1679 год. Поскочинская перепись является наиболее близким к тому периоду истории официальным документом, а, следовательно, наиболее точным. В 1785 году городу присвоен герб, в описании которого говорилось:
    «…в зеленом поле два серебряных кургана: по имени города сего и в знак, что оные при самом городе находятся».
    Ссыльный декабрист А. Розен отмечал в 1832 г.:
    «Город имеет три улицы продольные с перекрестными переулками. Строения все деревянные, кроме двух каменных домов». На этих трех улицах были сосредоточены все присутственные места, храмы, больницы, торговые ряды и площади.
    С середины XIX века город стал центром торговли продуктами земледелия и скотоводства (хлеб, сало, масло, мясо, кожи). В 1884г. была дана следующая характеристика региону:
    «Промышленная и торговая деятельность губернии, ограничиваясь преимущественно удовлетворением насущных потребностей местного населения, не совершенствуется по недостаткам капиталов, предприимчивости и технических знаний, а также при неудобстве путей сообщения. Вследствие этих причин фабричное производство весьма незначительно. Заводская же промышленность, хотя и имеет развитие и направлена преимущественно на сырые продукты страны, но не заключает в себе достаточной предприимчивости…»
    Среди наиболее крупных предприятий того времени можно отметить следующие:
    – мукомольный завод Смолина, мельницы купцов Меньшикова и Дунаева,
    – салотопенные заводы Смолина и Березина,
    – кожевенный завод Гальстона,
    – винокуренные заводы Смолина и братьев Ушаковых,
    – Смолинский пивоваренный завод.
    Однако со строительством Транссибирской магистрали, которая прошла через Курган, город начал быстро расти. В 1897 году через Курган было открыто сквозное движение от Челябинска до Иркутска.
    Железная дорога способствовала проникновению в Зауралье не только русского, но и иностранного капитала. В 1896г. датская фирма «Полизен» открыла свою контору в Кургане по экспорту сибирского сливочного масла. Датская фирма «Брюль и Тегерсен» в 1907г. основала экспортную свинобойню, оснащенную машинами и холодильниками. В это же время появились и колбасно-беконные предприятия «Унион». Мясо в различном виде экспортировалось в торговые центры России, Англии, Германии, стран Скандинавского полуострова. В период с 1842 по 1913 годы число различных предприятий в Кургане и в Зауралье в целом выросло с 31 до 116.
    Перед Октябрьской революцией 1917 г. Курган был развитым промышленным и культурным городом. Его население составляло около 40 тысяч человек. Работало 49 предприятий с шестью тысячами рабочих; действовали две больницы на 100 коек. Образованием занимались мужская и женская гимназии, церковно-приходские и ремесленные школы, уездное и приходские училища. Была открыта публичная библиотека, которую посещали более тысячи человек. Также работали театр, цирк, два электротеатра (кинотеатра), пять фотографий, две типографии, два книжных магазина.
    За время гражданской войны власть в Кургане несколько раз переходила из рук в руки. В августе 1919г. сводным отрядом под командованием Н.Д. Томина из города были выбиты колчаковцы. И в течение года окончательно установилась советская власть. Из-за нестабильной политической и экономической обстановки пострадали многие предприятия и заводы, нередки были пожары. Основная часть промышленности была восстановлена лишь через несколько лет.
    В период Великой Отечественной войны из западных районов страны в Курган было эвакуировано 15 промышленных предприятий и около 20 тыс. человек. Так во вновь созданный завод «Уралсельмаш» (впоследствии «Кургансельмаш») вошли предприятия из Гомеля, Кировограда, Москвы. Возобновили свою работу в Кургане: Трикотажная фабрика (Одесса), Черкесский машиностроительный завод (далее – КЗДС), Кременчугский завод Главстройдормаша (позднее – «Кургандормаш»).
    Также на территории города были развернуты госпитали для раненых бойцов Красной Армии, были сформированы 32-й запасной лыжный полк и 165-я стрелковая дивизия.
    6 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Курганская область из 32 районов Челябинской области и 4 районов Омской области. Административным центром области стал город Курган.
    14 июня 1982 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Курган награжден орденом Трудового Красного Знамени в связи с 200-летием получения статуса города и за успехи в народном хозяйстве.

  3. bvgonya Ответить

    В городе, застроенном почти исключительно деревянными домами, не редкостью были пожары. Для защиты от них в 1823 году была куплена первая огнегасительная машина, а в 1830 году было выстроено деревянное пожарное здание с каланчой, на которой во время пожара поднимали шары: один шар – если пожар в первой части города, два шара – если во второй. После сильных пожаров 1860-х годов, когда выгорело две трети города, стали активно строиться каменные и полукаменные дома в один и два этажа.
    В городе из восьми улиц (не считая многочисленных переулков) работали 15 магазинов и 33 лавки «съестных припасов», а также более сотни частных лиц торговали мясом, рыбой, хлебом, колбасой и кондитерскими изделиями. Для приезжих были открыты четыре постоялых двора, 14 харчевен и одна гостиница.
    Дворянская улица в городе Кургане (ныне ул. Советская). Конец XIX – начало ХХ вв.
    Нижние торговые ряды в городе Кургане. Конец XIX – начало ХХ вв.
    Троицкая улица в городе Кургане (ныне ул. Куйбышева). Конец XIX – начало ХХ вв.
    К концу века выросла и окрепла курганская промышленность. Наиболее крупными являлись винокуренный, пивоваренный и мукомольные заводы Д.И. Смолина, оснащенные по последнему слову техники. Смолин первым установил на своих заводах паровые машины системы «Танге» и локомобили (динамо-машины) Шуккерта, которые приводили в действие механизмы и освещали цеха электричеством – за двадцать лет до строительства первой городской электростанции. Использование самого современного по меркам того времени оборудования помогало добиться очень высокого качества продукции. Крупчаточная мука с мельницы Д.И. Смолина весьма высоко ценилась на рынке, ее сбывали не только по всей Тобольской губернии, но и в Омске, Петропавловске, Иркутске, Нижнем Новгороде и Москве.
    Винокуренный завод Д.И. Смолина. 1895 год.
    Д.И. Смолин, крупнейший промышленник Зауралья.
    «Может быть, не каждому известно, – писала «Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год», – что турок получает коровье масло из Сибири, лондонская гостиница освещается стеариновой свечей из сибирского сала, пуховая шляпа, покупаемая европейцем, приготовлена из шерсти сибирского зайца, сапоги, красующиеся на ногах немца, выделываются в Лейпциге из сибирской кожи…».
    Кроме электричества в Зауралье приходят и другие технические новинки. Уже в конце 80-х годов XIX века в Кургане успешно действовала телеграфная станция, через которую за год проходило более восьми тысяч депеш; с 1894 года для служебного пользования открыты восемь телефонных станций. С 1884 года купцом Шубиным была «заведена» типография для выполнения частных заказов, а в 1891 году открывает свое фотоателье Алексей Иванович Кочешев – замечательный фотограф, благодаря работам которого мы и сегодня можем увидеть Курган таким, каким он был в конце XIX – начале XX века.
    Фотография А.И. Кочешева. Курган, начало ХХ века.
    Курганский фотограф конца XIX – начала ХХ веков А.И. Кочешев.
    Проведение через Курган в 1893-1894 годах железной дороги способствовало небывалому экономическому подъему. Железная дорога сразу же «приблизила» Зауралье к европейской России. Значительно увеличился поток товаров, идущий к столичным центрам и через порты – в страны Европы. Две транспортные конторы – «Надежда» и «Россия», открытые на станции Курган, едва справлялись с объемом перевозок. Подводы, нагруженные мясом, сырыми кожами, салом, маслом, патокой, круглосуточно тянулись к товарным дворам.
    Привокзальная площадь. Курган, 1915 г.
    Железнодорожный мост через Тобол у города Кургана. 1913 г.
    Конец XIX века — время бурного развития маслоделия в Зауралье. В 1894 году петербургский купец А.А. Вальков открыл в селе Утятском первую в Курганском уезде маслодельню, а вскоре здесь началась маслодельная лихорадка. К 1900 году в Курганском уезде было уже 60 маслозаводов.
    Маслодельный завод купца А.А. Валькова в с. Утятском Курганского уезда. Конец XIX – начало ХХ вв.
    В 1896 г. датская фирма «Паллизен» начинает экспорт зауральского сливочного масла. Годом позже открываются контора М.Д. Кучкова, отправляющая за границу яйца и масло, и контора торгово-промышленного Товарищества «Бр. В. и Н. Бландовы», работавшая для Лондона. В 1898 году открываются конторы Э.Ф. Эсман, с отправкой продукции в Данию и Англию, и «Густав Беккер» – с отправкой масла, яиц и дичи в Германию. Еще через год в Кургане появляется отделение знаменитой фирмы Г.Г. Фиента, также отправляющей масло, дичь и живность в Лондон, открывается датская фирма «Карл Гольбек».
    Курган постепенно превращается в центр сибирского маслоделия. Из Зауралья маслоделие распространилось на всю Западную Сибирь, где к 1913 г. было уже более 4 тысяч маслодельных заводов. В Кургане была открыта контора Союза сибирских маслодельных артелей, управляющая тобольскими и отчасти томскими производителями масла. В объединение входило 27 артелей и маслозаводов. 80 % всего масла союз отправлял в Англию, 12 % – в Германию, 8 % шло на внутренний рынок. Союз Сибирских маслодельных артелей возглавил А.Н. Балакшин, став его первым и бессменным руководителем. Организация имела свои конторы в Москве, Берлине, Лондоне. Благодаря деятельности Союза Россия к 1912 г. по экспорту масла вышла на второе место в мире, уступив Дании.
    А.Н. Балакшин, директор Союза Сибирских маслодельных артелей
    Здание главной конторы Союза сибирских маслодельных артелей. Курган, начало ХХ в.
    Погрузка масла в вагоны на станции Курган. 1910 г.
    Группа специалистов-маслоделов на Курганской сельскохозяйственной выставке. 1901 г.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *