Тест как научный метод психологического исследования должен быть?

23 ответов на вопрос “Тест как научный метод психологического исследования должен быть?”

  1. Легенда Ответить

    Тест – это стандартизированные задания, требующие решения, ответа или описания, направленные на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний, обладающих максимальной информативностью. Предназначен для качественной и количественной оценки изучаемых свойств .
    Стандартизированные (единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста) задания позволяют подвергнуть полученные ответы математико-статистической обработке и получить характеристики, отличающие одного человека от других. Полученные результаты с помощью тестов могут сравниваться с результатами-нормами (обычное или средние выполнение теста по выборке: возрастные, умственные,, которые получены при обследовании статистически значимой группы определенного возраста, пола, национальности и т.д.
    Тестирование используется при проф. ориентации, изучении уровня усвоения знаний, изучении уровня индивидуального развития. В зависимости от своего предназначения тесты делятся на: тесты достижений ( осуществляют контроль успешности – школьной, профессиональной, спортивной), тесты интеллекта (направленные для выявления умственного потенциала инидивида – iq, шкала Бине-Симона и Стэнфорл-Бине, Векслер,), креативности ( для изучения творческих способностей личности-кружочки, варианты использования той или иной вещи), личностные тесты ( измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения – ценностные ориентации, кеттел, леонгард, русалов, КоммунОргСпос), проективные тесты, т.е. основанные на актуализации переживаний человека с помощью специальных стимулов (незаконченные предложения, свободный рисунок, пятна Роршаха). Тесты должны обладать надежностью и валидностью.
    Надежность – один из критериев качества, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше надежность, тем тем относительно свободнее тест от погрешностей измерения. Устойчивость или согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, если изучаемое свойство не меняется. (ретестовая) о, 6 : 0,8 удовлетворительная ретест надёжность.
    Валидность – это адекватность интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования, содержанию основного понятия и применению результатов тестирования. Действительно ли данный тест измеряет то, что предназначен измерять. Ценность, пригодность теста. Валидность методики всегда определяется по отношению к чему-то конкретно. Одна методика может оказаться валидной для одного свойства, а для другого нет.
    Основные виды:
    – теоретическая – соответствие данных получаемых с помощью психодиагностической методики теоретическим представлениям о свойстве, изучаемом с помощью данной методики. (16pf – этот тест по отношению к собственной теории структуры личности кеттела валиден, но тот же тест по отношению к Фрейду будет не валиден! Не существует ни одной методики теоретически валидной вообще)
    – эмпирическая – соответствие данных, получаемых с помощью теста реальному поведению испытуемых.
    – внутренняя – соответствие всех единиц из которых методика состоит, тому свойству, для изучения и оценки которого методика предназначена.
    – внешняя – соответствие данных, получаемых с помощью теста, данным других тестов, изучающих это же свойство.
    Точность (способность теста с достаточной точностью оценивать количественно изучаемые свойства-определяют по количеству групп на которые можно разделить испытуемых, имея ввиду степень развитости у них психологического свойства)и однозначность (методика считается однозначной, если те признаки, которые в ней используются для изучения или измерения того или иного свойства, однозначно соответствуют этому свойству и не отражают ничего другого кроме него) тестовых психодиагностических методик. Так же не существует абсолютно однозначных.

  2. Fleys Ответить

    Эмпирические методы– наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод.
    Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.
    Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.
    Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной степени опосредованно через наблюдение внешней деятельности.
    Объективное наблюдение должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которым вообще может удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.
    Первое основное требование – наличие четкой целевой установки.
    В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный характер.
    Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:
    а) определение задачи и цели;
    б) выбор объекта, предмета и ситуации;
    в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;
    г) выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи);
    д) обработка и интерпретация полученной информации.
    Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.
    Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.
    Экспериментальный метод– это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:
    – исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;
    – экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;
    – в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;
    – в результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.
    Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психологического процесса.
    Эксперимент как метод возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение в психологии. Но изменился сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность.
    Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента. Его основная тенденция – сочетать экспериментальность исследований с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы проводить изучение явлений в лабораторных условиях, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Роль естественного эксперимента велика при изучении познавательных возможностей человека на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности.
    И наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы.
    Психодиагностические методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.
    В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и т.п.
    Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово “тест” означает “проба” или “испытание”. Тест– это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.
    К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.
    Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам: 1) опрос “лицом к лицу” – интервью, проводимое исследователем по определенному плану; 2) заочный опрос – анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.
    В стандартизированном интервьюформулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.
    Анкетирование(заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.
    Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получить материал для глубокого анализа.
    Метод беседыявляется вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.
    Метод изучения продуктов деятельностишироко используется в исторической психологии, в детской психологии.
    Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.
    Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.
    К методам психологической коррекции принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия.
    Современная психология различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще всего и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной , но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психокоррекционные методы– это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей; включают аутотренинг, групповой тренинг.
    Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировкаполучила широкое распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка – действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тренировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:
    1) выработка умения полностью расслаблять мышцы тела;
    2) использование активной роли представлений, чувственных образов;
    3) регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.
    Комплекс упражнений, составляющий суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту резервных способностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга.
    Под групповым тренингомобычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Что касается методов социально-психологического тренинга, то здесь существует множество классификаций, но, по сути, все они выделяют две большие, частично пересекающиеся области – групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссиииспользуется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение получил метод ролевых игр.
    В настоящее время практика группового тренинга представляет собой бурно развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг в нашей стране используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т.п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми и т.п.
    Методы обработки данных – это анализ материала; включают в себя количественный (применение математической статистики, обработка данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

  3. ALDEBARAN Ответить

    – методы организации исследований (лонгитюдный, сравнитель­ный);
    – методы сбора фактического материала (самонаблюдение, наб­людение (внешнее, включенное), анкетирование, беседа, опросники (открытые, закрытые), изучение продуктов деятельности, тесты (успешности, достижений, проективные), эксперимент (естествен­ный, лабораторный (с использованием аппаратуры и без нее);
    – методы обработки материала (качественный и количественный анализы).
    Следует подчеркнуть, что любая самостоятельная наука имеет только ей присущие методы. Такие методы есть и у психологии. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные.
    Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испы­туемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. С выделением психологии в самостоятельную на­уку субъективные методы получили первоочередное развитие и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.
    Объективные данные можно получить с помощью эксперимента – метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с други­ми феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента.
    Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделиро­вания. Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяют­ся, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как пра­вило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов.
    Модели могут быть техническими, логическими, математическими, киберне­тическими и т. д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отноше­ния между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлени­ях. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, По своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетиче­ское моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирова­ние основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
    Развитие компьютеров и программного обеспечения для них дало толчок к мо­делированию психических явлений на основе законов работы ЭВМ, так как ока­залось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассужде­ний при решении задач близки к операциям и логике, на основе которых работают компьютерные программы. Это привело к попыткам представить и описать пове­дение человека по аналогии с работой компьютера. В связи с этими исследовани­ями стали широко известны имена американских ученых Д. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама, а также российского психолога Л. М. Веккера.
    В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):
    I группа – организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
    II группа – эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
    III группа – методы обработки данных, включающие: количестенный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
    IV группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
    Основные методологические принципы, которые необходимо соблюдать при любом методе:
    · метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;
    · научный метод психологии должен быть объективным;
    · соблюдение генетического (эволюционного) принципа;
    · необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.
    Любое исследование имеет следующие этапы:
    1) подготовительный (первый) этап исследования, в ходе ко­торого изучается литература по интересующему вопросу и проводит­ся первичное знакомство с испытуемыми. Наиболее часто для этого используют такие методы, как наблюдение, беседа, анкета. Этот этап завершается определением предмета исследования, основных его гипотез и разработкой исходных позиций построения методики.
    2) Второй этап – это этап создания методики исследования. Здесь определяется метод организации исследования (лонгитюдный или сравнительный и возможные их сочетания), выбираются основные методы сбора фактического материала, готовится необходимое экс­периментальное оборудование.
    3) Третий этап – основной сбор фактического материала с по­мощью тех методов, которые выбраны для данного исследования.
    4) Четвертый этап – качественный и количественный анализ ма­териалов исследования, их интерпретация и изложение полученных результатов.
    Требования, предъявляемые к организации психологического исследования
    1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование – это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т.д.
    2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере, эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.
    3. Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
    4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.
    5. Исследователь (или экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.
    6. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.
    7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
    8. Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.
    Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное – как он работал. Каков характер ошибок?

  4. SUPER Car Ответить

    Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза. Диагноз как основная цель диагностики может устанавливаться на разных уровнях.
    Первый уровень – симптоматический или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается конста­тацией особенностей или симптомов (признаков).
    Второй уровень – этиологический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их воз­никновения.
    Третий уровень – уровень типологического диагноза, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека.
    Современная психодиагностика используется в таких практических областях как: 1) здравоохранение; 2) расстановка кадров, подбор и профориентация; 3) прогнозирование социального поведения, например, ста­бильности брака, законопослушности; 4) консультатив­ная психотерапевтическая помощь; 5) образование; 6) судебная психолого-психиатрическая экспертиза; 7) прогнозирование психологических последствий изменения среды; 8) психология личности и межличностных отно­шений.
    Широкое использование психодиагностики отмечается в консультативной и психотерапевтической практике. По своим целям консультативное и психотерапевтическое вмешательство совпадает с тем, которое используется при лечении больных – избавление человека от страда­ний и ликвидацию причин, его вызвавших.
    Это вмеша­тельство, однако, отличается от медицинского в двух существенных аспектах: 1) природа неблагополучия кро­ется не в болезненных процессах, происходящих в орга­низме человека, а в особенностях его личности, в специфике жизненной ситуации и характере взаимоотно­шений с окружающими; 2) обращающийся за помощью объективно не является и субъективно не признает себя больным.
    В какой бы форме не осуществлялась психологическая помощь: в форме психологического консультиро­вания или в форме немедицинской психотерапии, – она базируется на глубоком проникновении в личность обра­тившегося за помощью, в его чувства, переживания, ус­тановки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Для такого проникновения могут исполь­зоваться специальные психодиагностические методы.
    Основными методами психодиагностики являются тестирование и опрос, методическим воплощением кото­рых являются, соответственно, тесты и опросники, кото­рые называются также методиками.
    Методики обладают следующими особенностями:
    1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;
    2) они представляют информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности и т.д.);
    3) информация посту­пает в виде, позволяющем дать качественное и количе­ственное сравнение индивида с другими людьми;
    4) информация, полученная с помощью психодиагностиче­ских методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.
    Тестирование.Тестирование предполагает, что обследуемый вы­полняет заданную деятельность (это может быть реше­ние задач, рисование, рассказ по картине и др.), т.е. проходит определенное испытание. На основании ре­зультатов испытаний исследователь делает выводы о на­личии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого. Отдельные тесты представляют стандартные наборы заданий и материала, с которым ра­ботает испытуемый; стандартной является процедура предъявления заданий и процедура оценки результатов.
    Тесты весьма разнообразны. Существуют тесты вербальные (словесные) и невербальные (рисунчатые). Обычно выделяют две группы тестов – стандартизиро­ванные и прожективные (проективные).
    В данном случае понятие «стандартизация» ис­пользуется несколько в ином смысле, чем было сказано выше. В психодиагностике различают две формы стан­дартизации: в одном случае идет речь о единообразии инструкций, процедуры обследования, способов регист­рации результатов и т.д. при применении того или иного теста – и в этом плане стандартизированными являются все тесты. В другом случае речь идет о том, что данные, полученные на основании той или иной методики, могут быть соотнесены со специально разработанной и обосно­ванной шкалой оценок.
    Тест, ориентированный на оценку, называ­ется стандартизированным тестом. Среди стандартизированных тестов распростра­нены:
    а) тесты интеллекта;
    б) тесты специальных способностей. О специальных способностях можно говорить в двух планах: как о способностях в какой-либо области психической деятель­ности (перцептивные способности – способности в обла­сти восприятия; мнестические способности – способности в области памяти; способности к логическому мышле­нию), либо как о способностях к определенному виду де­ятельности (лингвистические, музыкальные, способности к управленческой деятельности, педагогические и т.п.);
    в) тесты креативности, предназначенные для из­мерения творческих способностей.
    Однако есть тесты, ориентированные на иное: они выявляют не оценочные показатели (как, например, уровень развития какого-либо свойства), а качественные особенности личности, не оцениваемые по какому-либо критерию. Иными словами, ответы испытуемого не оце­ниваются как правильные или неправильные, а показатели – как высокие или низкие. К этой группе тестов от­носятся проективные тесты.
    Проективные тесты основаны на том, что в раз­нообразных проявлениях индивида, будь-то творчество, интерпретация событий, высказывания и т.д. воплощает­ся его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания. Ма­териал, который предъявляется обследуемым, может тол­коваться ими разнообразными способами. Главным оказывается не объективное его содержание, а субъек­тивный смысл, то отношение, которое он вызывает у об­следуемого.
    Ответные действия обследуемых не толкуются как правильные или неправильные. Они составляют для диагноста ценность как таковые, как индивидуальные проявления, позволяющие делать выводы о личностных особенностях.
    Опросники.Опросниками называют методики, материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми он дол­жен или согласиться или не согласиться.
    Ответы даются либо в свободной форме (опросники «открытого типа») или выбираются из вариантов, предлагаемых в опроснике (опросники «закрытого ти­па»).
    Различают опросники-анкеты и личностные оп­росники.
    Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, опросники инте­ресов и установок (например, опросник, выявляющий предпочтительный выбор из перечня профессий, или оп­росник, выявляющий установку-отношение к определен­ной социальной группе).
    Личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют несколько групп:
    а) типологические опросники разрабатываются на основе определения типов личности и позволяют от­нести обследуемых к тому или иному типу, отличающе­муся качественно своеобразными проявлениями.
    б) опросники черт личности, измеряющие выра­женность черт – устойчивых личностных признаков.
    в) опросники мотивов.
    г) опросники ценностей.
    д) опросники установок.
    е) опросники интересов.
    Анализ методов психологического исследования показывает, что они не являются изолированными и мо­гут входить составной частью один в другой.
    ЛЕКЦИЯ 3.
    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
    И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *