Тургенев как хороши как свежи были розы анализ стихотворения?

11 ответов на вопрос “Тургенев как хороши как свежи были розы анализ стихотворения?”

  1. Жeneчka Ответить

    «Как хороши, как свежи были розы…» – трудно найти стихотворную строку, судьба которой сложилась бы столь необычно. Ее автор – поэт Иван Мятлев. Вдохнул новую жизнь в слова современника Пушкина знаменитый русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. В сентябре 1879 года он написал стихотворение в прозе, в котором известная фраза стала не только названием, но и повторилась в тексте шесть раз.
    Произведение «Как хороши, как свежи были розы» посвящено воспоминаниям пожилого человека. Лирическая миниатюра пронизана горечью и сожалением о прекрасных днях молодости. Размышления автора о бренности бытия, о смысле жизни возвышенны и торжественны, что характерно для романтических произведений Тургенева.
    Стихотворение мастерски построено на антитезе: светлые картины прошлого чередуются с изображением мрачного настоящего. Такому противопоставлению служат, в первую очередь, поэтические образы прекрасных свежих роз и одинокой гаснущей свечи, а также многочисленные эпитеты и метафоры. Противоположны и времена года. События прошлого происходят теплым летом, а настоящего – морозной зимой. Очень важен в тексте и символ света: «горит одна свеча», «вечер тихо тает и переходит в ночь», «все темней и темней», «свеча меркнет и гаснет».
    Противопоставление действительности и мира воспоминаний подчеркивается с помощью синтаксиса и пунктуации. При описании дня сегодняшнего автор неоднократно использует многоточия. Предложения короткие и простые. Прошлое Тургенев описывает сложными, развернутыми конструкциями. Созданию настроения грусти и безнадежности способствуют частые повторы не только поэтической строки о розах, но и другие: «звенит да звенит», «все они умерли… умерли», «темней да темней».
    «Как хороши, как свежи были розы» – очень музыкальное произведение. Мелодичность слов помогает читателю переживать вместе с лирическим героем. Мы различаем звуки вальса, ворчание самовара, детский смех. С помощью аллитерации явно слышится треск горящей свечи, покашливание и старческий шепот. При описании прошлого открытые гласные звуки «а», «о» оживляют текст, а повторение закрытых узких гласных «и», «е» создает атмосферу легкости и тишины. В картинах настоящего на первый план выходят звуки «з», «с», «ж», «х».
    В миниатюре Тургенева сюжет отсутствует. Образ юной девушки из воспоминаний лирического героя скорее напоминает идеал, как и немного приукрашенная картина семейной жизни. Реальны ли эти воспоминания или в них отражены несбывшиеся мечты героя?
    Вряд ли теперь это важно. Грусть, холод, одиночество и единственный товарищ – старый пес. Тургенев создал невероятно трогательную и вечную картину ускользающего времени и одинокой старости.

  2. Mirahuginn Ответить

    Учитель: ребята, вы, когда слушали, вам не хотелось, чтобы читали чуть
    быстрее? (ответы) Я, прежде чем выбрать эту запись, прослушал еще массу
    разных записей, были записи и за 3 минуты, и за 2 с половиной, компактно,
    быстро, для урока просто идеально, но все же я остановился на этом варианте,
    как вы думаете – почему??
    Ученики: именно эта запись подчеркивает настроение текста.
    Учитель: кто произносит это стихотворение? (автор). Кто лирический герой?
    Какой он? Как он будет говорить? (медленно, хрипло) потому что это не
    юность молодая, когда хочется, чтобы все было быстро, на самом деле
    интонация передает настроение текста.
    Учитель: когда вы читали, слушали текст, вы заметили, что в тексте есть
    очень яркие языковые приемы, какие, самый яркий, вы должны были его
    заметить.
    Ученики: повтор одной и той же строчки «Как хороши, как свежи были
    розы…»
    Учитель: как называется у нас такой прием? (лексический повтор). Нам
    важно не просто увидеть прием, а понять, для чего он, что он делает?
    Ученики: показывает разные оттенки, делит текст на смысловые части, как в
    песни припев делит песню на куплеты.
    Учитель: сколько частей у нас получается? (ответ – 6) скажите, первая часть,
    та, что мы уже прочитали, она будет относиться к основному содержанию,
    передавать какие факты, относиться к биографии, к жизни героя? (ответ – нет),
    тогда у нас получится 1 часть и еще 5 главных частей, с которыми мы и будем с
    вами работать. То есть, мы скажем, что лексический повтор делит наш текст на
    какие­то смысловые отрезки, сколько раз повторилось строка? (ответ – 7). 7 –
    такое сакральное, священное число определенную гармонию в текст тоже
    приносит. Хорошо, другой прием, увидели еще?
    Ученики: синтаксис, многоточие и так далее.

  3. Thordiri Ответить


    И.С.Тургенев «Как хороши, как свежи были розы…»
    Лингвистический анализ миниатюры

    «Стихотворения в прозе» 1878-1882
    Как можно объяснить обращение Тургенева к новому жанру?

    Какова роль рефрена в миниатюре?
    «как хо-ро-ши, как све-жи бы-ли ро-зы!» /- -/- -?/- -?/- -?/- -?/- Что символизирует роза?

    Как переплетены мотивы молодости и старости в данном стихотворении?
    прошлое
    Где-то, когда-то, стих
    Теперь, зима
    настоящее
    прошлое
    Юное лицо, как бьется сердце
    Темно, мороз
    настоящее
    прошлое
    Семейная деревенская жизнь
    Все умерли
    настоящее


    Звукопись в стихотворении
    прошлое
    настоящее
    «о», «а» («к а к х о р о ши…»), («но к а к о н а мне д о р о г а »),
    «е», «и» («л е тн и й в е ч е р т и хо та е т и п е р е ход и т в ночь, … пахн е т р е з е дой и   л и пой»)
    «ш», «ч» («Нагорев ш ая све ч а тре щ ит…», «стар ч еский ш епот»
    «глухой ка ш ель»)

    Какие мотивы звучат в этом стихотворении?
    Какое место занимали эти мотивы в творчестве писателя?

    Символы света в миниатюре
    горит одна свеча… зажигаются звёзды… темнеет в комнате… «свеча меркнет и гаснет»…

    «Как хороши, как свежи были розы…».
    «Наконец, свеча меркнет и гаснет…» «Старый пёс – мой единственный товарищ…» «Мне холодно…» «Я зябну… И все они умерли… умерли…»

    Д/з: Какие мотивы повторяются в стихотворении И.Северянина «Классические розы»?
    Сравните в сочинении-миниатюре произведения И.С.Тургенева и И.Северянина.

  4. Zular Ответить

    Задачи урока:
    формировать навык анализа текста на основе единиц взаимодействия единиц разных уровней; умение видеть ключевые слова и понимать их значимость в образной системе художественного произведения;
    -развивать чувство слова, умение наслаждаться красотой родного языка.
    Использованы:
    – стихотворение  в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
    – стихотворение И.Мятлева «Розы»
    – стихотворение И.Северянина «Классические розы»
    Ход урока
    Учитель – Сегодня мы поговорим о стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были прозы…»
    Стихотворение читают вслух четыре ученика
    Учитель – Почему это произведение – стихотворение в прозе?
    Ученик – Это произведение соединяет определённые черты этического и лирического произведений. Для него характерны с одной стороны внешняя определённость повествователя в пространстве и во времени («Теперь зима…», «Я сижу…» и др.); сюжетное решение художественной идеи; причинно-следственная часть между частями текста, а с другой – непосредственность и сиюминутность переживаний; повышенная эмоциональность; бессюжетность.
    Учитель – Какие особенности композиции стихотворения вы видите?
    Ученик – Особенностью композиции стихотворения, на наш взгляд, является сочетание двух художественных миров: мира повествовательного монолога и мира внесюжетных включений посредством звенящей повторяющейся строки «как хороши, как свежи были розы…»
    Учитель – Я рада, что вы заметили самое главное. Учёный – лингвист Н.М.Шанский назвал композицию этого тургеневского произведения рельефно-прослоечной. В создании образной системы художественного произведения, помимо композиции, важно сочетание всех языковых единиц. Но особая роль здесь принадлежит лексике.
    Учитель – А. Блок однажды заметил: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся , как звёзды».
    Попробуем и мы выделить в стихотворении Тургенева ключевые слова, которые определяют образную систему произведения. Прежде всего уточните, какие основные темы стали предметом раздумий Тургенева в стихотворении?
    Ученик – Мне кажется, что тема жизни, молодости и тема смерти, старости.
    Учитель – Согласна. Какое слово, по-вашему, относительно нейтрально и связывает символически обе темы, оба художественных мира?
    Ученик – Я думаю, это слово «свеча». Она горит, освещая прошлое, настоящее и будущее лирического героя.
    Учитель – Каков же, на ваш взгляд, символический смысл образа свечи?
    Ученик – Свеча – символ жизни. Свеча догорает – жизнь уходит. Автор использует глаголы «трещит», «меркнет», «гаснет», чтобы придать этому символу большую яркость, подчеркнуть неотвратимость конца.
    Учитель – Назовите слова, входящие в тематические ряды «смерть» – «жизнь»; «звуки, краски смерти и жизни».
    Отрицательно окрашенные  –
    Положительно окрашенные  +
    старость, смерть
    зима
    мороз злится
    скучный старческий шепот
    темная комната
    низкий потолок
    холод
    одиночество
    шепот                  темнота
    кашель
    скрип
    Свеча горит
    Звуки\
    краски
    юность,
    жизнь
    летний вечер
    воркотня патриархального самовара
    смех, молодые голоса
    уютная комната
    небо и звезды
    тёплый воздух
    весёлый шум семейной жизни
    смех                светлые
    вальс               русые
    голоса             алые
    Учитель – Можно ли перечисленные ряды слов назвать синонимами? антонимами?
    Ученик – Эти ряды слов, по-нашему мнению, можно назвать синонимами и антонимами только в рамках контекста. Вне текста, в системе языка они не являются ни синонимами, ни антонимами. Их образность проявляется лишь при сопоставлении лексики повествовательного монолога и лексике лирических включений при обозначении душевного состояния героя.
    Учитель – Как соотносятся настроение лирических включений и повествовательного монолога?
    Ученик – Мы чувствуем, что эти два настроения резко противопоставлены.
    Учитель – Какие языковые единицы способствуют созданию настроения повествовательного монолога?
    Ученик – Нам кажется, что особую роль в создании настроения повествовательного монолога играют ритм, интонация, особенно в конце текста, усиливая ощущение уходящей жизни. Короткие предложения, многоточия, повторы создают ощущение прерывистого дыхания, затрудненности речи и одновременной завершённости жизни лирического героя.
    Учитель – Благодаря чему создаётся образность лирических вступлений?
    Ученик – Образность первого лирического вступления создаётся, на наш взгляд, языком романтического описания. Это проявляется в утончённости и изысканности, одухотворённости переживаний. Глаголы состояния, мы считаем, подчёркивают внешнюю неподвижность: «вечер тает; пахнет резедой; девушка сидит и смотрит». Но за видимой неподвижностью встаёт образ внутренней жизни, жизни мысли и чувства: – задумчивые глаза; вопрошающие губы. Всё это позволяет непосредственно проникнуть в мир души лирического героя.
    Ученик – Второе лирическое включение напоминает нам стиль раннего Гоголя. Здесь безыскусная радость жизни, поэзия быта передаётся через отбор языковых средств. Это оценочная лексика: весёлый шум, уютная комната, воркотня; уменьшительно-ласкательные суффиксы: глазки, головки, старенькое. Глаголы, рисующие активное действие, словно отражают, как жизнь души перетекает в жизнь внешнюю: слышится шум; голоса звучат… Это реалистическая поэзия, которая легла основана на единстве поэтического и бытового.
    Учитель – Очень хорошо. А сейчас вспомните стихотворение И.Мятлева «Розы», строчка из которого стала заглавием и лейтмотивом тургеневского текста. В чём своеобразие тургеневского текста?
    Ученик – Прелесть стихотворения И.Мятлева мы ощутили в незатейливости и простодушии, искренности и непосредственности переживаний.
    Учитель – Что изменил И.С.Тургенев в первой строке этого стихотворения?
    Ученик – И.С.Тургенев поставил в конце первого предложение многоточие (было обстоятельство места), хотя это предложение у автора эмоционально окрашено. И строка приобрела вместо конкретного более общий смысл, не ограниченный временем. Пусть живые розы увяли, их красота и свежесть живут в неумирающих строчках И.С.Тургенева. Просто «розы» превращаются в символ – «розы воспоминаний».
    Учитель – Какое ещё стихотворение, написанное по мотивам мятлевского, вспоминается вам?
    Ученик – В 1925 году Игорь Северянин создал стихотворение «Классические розы». В его основе тоже лежит игра буквальным и символическим значениями слова. Розы как символ вечности и неисчерпаемости человеческого существования превращаются, на наш взгляд, в буквальное «цветы» – признание значимости и оригинальной прелести творчества поэта.
    Учитель – Я думаю, что теперь вам будет проще почувствовать философский подтекст произведения И.С.Тургенева. С чем он связан, по-вашему?
    Ученик – Мы увидели, как пересекаются в рамках стихотворения художественный мир лирических включений и повествовательного монолога. А это значит – пересекаются мир жизни, радости, молодости и мир темноты, бесцветной старости, смерти.
    Ученик – И мы начинаем размышлять не только о лирическом герое стихотворения, но и об общих законах человеческого существования, где молодость и старость, жизнь и смерть сливаются в вечном, гармоничном круговороте бытия.
    Учитель – О чём же заставил вас задуматься сегодняшний урок, стихотворение И.С.Тургенева?
    Ученики говорят о том, что лучшие страницы русской классической литературы открывают читателю сокровенные уголки его собственной души.
    Домашнее задание:
    выучить стихотворение в прозе наизусть;
    зашифровать его для взаимодиктанта.

  5. Пабло Эспиноса Forever Ответить

    «Как хороши, как свежи были розы…»
    Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
    Как хороши, как свежи были розы…
    Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
    Как хороши, как свежи были розы…
    И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
    Как хороши, как свежи были розы…
    А в комнате всё темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот…
    Как хороши, как свежи были розы…
    Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс* не может заглушить воркотню патриархального самовара…
    Как хороши, как свежи были розы…
    Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…
    Как хороши, как свежи были розы…
    Сентябрь, 1879
    Примечания
    Как свидетельствует черновой автограф, Тургенев первоначально хотел дать другую концовку стихотворению. Оборвав наполовину заключительную цитату «Как хороши, как свежи…», Тургенев стал писать дальше: «Нет, не стану думать о розах», но, не закончив фразу, зачеркнул ее и дописал цитату: «были розы», очевидно, не желая нарушать общий меланхолический тон стихотворения.
    Стихотворение, первая строка которого дала заглавие данному произведению и повторяется затем несколько раз в его тексте в качестве лейтмотива, принадлежит И. П. Мятлеву и было впервые напечатано в 1835 г. под заглавием «Розы». Начальная строфа его читается так:
    Как хороши, как свежи были розы
    В моем саду! Как взор прельщали мой!
    Как я молил весенние морозы
    Не трогать их холодною рукой!..
    Первый раз на это стихотворение, начальная строка которого долгие годы звучала в памяти Тургенева, указал А. Ф. Кони в заметке «Певица Полина Виардо Гарсия» (Рус Ст, 1884, май, с. 403). Впоследствии Н. А. Янчук в «Литературных заметках» (Известия ОРЯС, 1907, кн. 4, с. 251–255), процитировав полностью это стихотворение по рукописному альбому 1840-х годов, напомнил о том, что строка, популяризированная Тургеневым, стала крылатой фразой и заглавием для вдохновленных им произведений скульптуры и музыки. Так озаглавлена, например, скульптура В. А. Беклемишева (Третьяковская галерея в Москве), изображающая молодую женщину с розой на коленях. На ту же тургеневскую тему с варьирующимся лейтмотивом («Как хороши тогда, Как свежи были розы», «Как хороши теперь, Как свежи эти розы» и т. п.) в 1886 г. написал стихотворение К. Р. («Новые стихотворения К. Р.». 2-е изд. СПб., 1900, с. 11–12). Популярность этой фразы-цитаты в словесном обиходе подтверждает В. В. Маяковский («Писатели мы») (см.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М., 1955, с. 250–251).
    Ланнеровский вальс. — Вальсы И. Ф. К. Ланнера (1780–1843), дирижера, скрипача и композитора, были по манере близки к вальсам Штрауса-старшего и завоевали популярность благодаря мелодичной выразительности и изяществу. В повести «Ася» Тургенев упоминает звуки старинного ланнеровского вальса: «…я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы» (наст изд., т. 5, с. 156). Вальс Ланнера упомянут также в поэме А. Григорьева «Видения» (1846):
       Ланнера живой
    Мотив несется издали, то тих,
    Как шепот страсти, то безумья полн
    И ропота, как шумный говор волн…

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *