Укажите какое понятие было взято элькониным как критерий выделения?

12 ответов на вопрос “Укажите какое понятие было взято элькониным как критерий выделения?”

  1. Darad Ответить

    — в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
    — от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).
    Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:
    — кризис новорожденности;
    — младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;
    — кризис одного года;
    — ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;
    — кризис трех лет;
    — дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая игра;
    — кризис семи лет;
    — младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность;
    — кризис 11 — 12 лет;
    — подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками;
    — кризис 15 лет.
    Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью — учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет). Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности. Этот шаг был подготовлен работами А.В. Запорожца и П.Я. Гальперина, посвященными анализу строения и формирования предметного действия. А.В. Запорожец считал, что психические процессы являются разновидностями ориентировочных процессов. Так, восприятие — это ориентировка в свойствах и качествах предметов, мышление — ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции — ориентировка в личностных смыслах. При исследовании произвольных движений и их формирования у детей Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки как ведущей части действия и о прохождении ориентировкой нескольких этапов — от внешней, развернутой, к внутренней, свернутой. П.Я. Гальперин изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действия — ориентировки, исполнения и контроля — наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно. Постепенно (поэтапно) происходит интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное действие. Итак, в каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части — ориентировочную и исполнительную. Фаза ориентировки предшествует исполнению. Она особенно развернута на начальных этапах освоения нового предметного действия. Именно ориентировочная часть действия подвергается интериоризации, что и составляет основное содержание функционального развития психики.
    В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа:
    — в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий;
    — в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.
    Происходит закономерное чередование одних возрастов (в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы) с другими возрастами (когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности). Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем, младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных смежных возраста как бы сцеплены друг с другом, и эта «сцепка» (или, говоря словами Д.Б. Эльконина, «эпоха») воспроизводится на протяжении всего детства (или периодически повторяется).
    Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал предположение, что закономерность опережающего развития ориентировки по сравнению с исполнительной частью действует не только в функциональном, но и в возрастном развитии психики: в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем — операционально-технической. С точки зрения Эльконина, периодически возникает разрыв между уровнем развития операциональной и мотивационной сторон деятельности, одна вырывается вперед и опережает другую, и необходимо изменить деятельность, чтобы отстающая сторона достигла необходимого уровня развития. Движущие силы развития связаны с противоречием, которое складывается в процессе овладения ребенком мотивационной и предметной сторонами деятельности. Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает
    идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм самодвижения в психическом развитии.

  2. Kevin Mattzeo Ответить

    Периодизация (по Л.С. Выготскому) включает в себя следующие стадии развития психики:
    кризис новорожденности;
    младенчество (2мес – 1год);
    кризис 1 года;
    раннее детство (1-3 года);
    кризис 3 лет;
    дошкольный возраст (3-7 лет);
    кризис 7 лет;
    школьный возраст (8-12лет);
    кризис 13 лет;
    пубертатный возраст (14-17лет);
    кризис 17 лет.
    Факторы психического развития
    Биологический фактор включает прежде всего наследственность: наследуются темперамент и задатки способностей. Биологический фактор включает в себя особенности протекания внутриутробного развития и сам процесс рождения.
    Средовой фактор влияет на психическое развитие опосредованно. Выделяют природную среду и среду социальную.
    Активность – третий фактор психического развития.
    В. Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов (пересечения биологического и социального фактора) в развитии.
    Л.С. Выготский подчёркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.
    В развитии ребёнка выделяются «сензитивные периоды развития» – периоды наибольшей чувствительности к определённого рода воздействиям. Например, сензитивиый период для развития речи -от года до 3 лет.
    Л. С. Выготским выдвинут тезис о ведущей роли обучения в психическом развитии. Чтобы обучение было развивающим, оно должно опираться на зону ближайшего развития ребёнка («расстояние» между уровнем актуального развития ребёнка и уровнем возможного развития).
    Л. С.Выготский определил четыре закономерности детского развития:
    цикличность;
    неравномерность;
    «метаморфозы»;
    сочетание процессов эволюции и инволюции.
    А. Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович (1930) показали, что в основе развития лежит практическая деятельность субъекта. Введение понятия «деятельность» акцентирует активность субъекта развития.
    Д. Б. Эльконин указал путь развития – организацию детской деятельности, соответствующей данному возрасту.
    Необходимым условием психического развития является общение ребёнка со взрослым (М.И. Лисина). Исследования показали, что общение со взрослым на каждом из возрастных этапов выполняет свои специфические функции.
    Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды.
    Л. С. Выготский различал три группы периодизаций:
    Первая группа — построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Например, периодизация Р.Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения.
    Вторая группа — используется внутренний критерий, например, развитие детской сексуальности (Зигмундт Фрейд) или появление и смена зубов (П.П. Блонский).
    Третья группа – периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
    Развёрнутая периодизация психического развития ребёнка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным (1904-1984) и представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971).
    Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:
    социальная ситуация развития;
    ведущая деятельность;
    основные новообразования.
    Д. Б. Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное А.Н. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. Ведущая деятельность – это главная деятельность по её значению для психического развития:
    внутри неё возникают другие, новые виды деятельности (в игровой – элементы учебной);
    в ведущей деятельности формируются или перестраиваются психические процессы;
    от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период изменения личности ребёнка.
    Даниил Эльконин выдвинул идею о чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.
    Периодизация по Д.Б. Эльконину
    кризис новорожденности;
    младенчество (2 месяца – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым;
    кризис 1 год;
    ранний возраст (1-3 года) – предметно-орудийная деятельность;
    кризис 3 лет;
    дошкольный возраст (3-7) – ролевая игра;
    кризис 7 лет;
    младший школьный возраст (8-12) – учебная деятельность;
    кризис 11-12 лет;
    подростковый возраст (11-15) – интимно-личностное общение со сверстниками;
    кризис 15 лет;
    В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет).
    Периодизация развития личности по З. Фрейду. Личность по З. Фрейду проходит в своём развитии несколько психосексуальных стадий:
    Оральная стадия (от рождения до 1 года) В этот период центром чувственной стимуляции и наслаждения для ребёнка является рот.
    Анальная стадия (1-1,5 до 3 лет). Эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника.
    Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Чувственные наслаждения ребёнка сосредоточены на гениталиях (комплекс Эдипа и Элекгры).
    Латентная стадия (до 12 лет) период временного прерывания сексуального развития ребёнка
    Генитальная стадия (с 12 лет) обусловлена биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие.
    Если на какой-либо из этих психосексуальных стадий развития психики дети испытывают слишком сильную фрустрацию или слишком большое удовлетворение, может произойти фиксация на потребностях этой стадии. Например, привязанность либидо к оральной зоне у взрослого даёт о себе знать остаточным оральным поведением – курением, жеванием резинки, алкоголизмом и т.п.
    Периодизация развития личности по Э. Эриксону. По Эриксону особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растёт ребёнок.
    На каждой стадии развития психики ребёнок приобретает определённое личностное новообразование, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. В каждом личностном качестве заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть и позитивным, и негативным.
    Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу. Л. Колберг провёл эксперимент, в котором выявил моральные суждения и этические представления детей разного возраста.
    1-й уровень – доморальный. На 1 стадии ребёнок ориентируется на наказание и ведёт себя хорошо, чтобы его избежать, на 2 стадии -ребёнок ориентируется на поощрение.
    2-й уровень – конвенциональная мораль (соглашение). Стремится вести себя исходя из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений. Одобрение других – характерно для 3 стадии, ориентация на авторитет – для 4 стадии.
    3-й уровень – автономная мораль. Моральные нормы становятся собственным достоянием личности.
    Все дошкольники и большинство семилетних детей находятся на доморальном уровне (70%). Доморальное сознание сохраняется в 10 лет-у 30% детей ив 13-16 лет у 10% детей. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на 2-ом уровне. Только 10 % подростков поднимаются до высшего уровня морального сознания. Индивидуальные различия здесь велики.
    Стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта представляет собой смену периодов, в течение которых происходит становление основных интеллектуальных структур.

  3. Цветы_для_ванны Ответить

    — в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
    — от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).
    Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:
    — кризис новорожденности;
    — младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;
    — кризис одного года;
    — ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;
    — кризис трех лет;
    — дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая игра;
    — кризис семи лет;
    — младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность;
    — кризис 11 — 12 лет;
    — подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками;
    — кризис 15 лет.
    Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью — учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет). Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности. Этот шаг был подготовлен работами А.В. Запорожца и П.Я. Гальперина, посвященными анализу строения и формирования предметного действия. А.В. Запорожец считал, что психические процессы являются разновидностями ориентировочных процессов. Так, восприятие — это ориентировка в свойствах и качествах предметов, мышление — ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции — ориентировка в личностных смыслах. При исследовании произвольных движений и их формирования у детей Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки как ведущей части действия и о прохождении ориентировкой нескольких этапов — от внешней, развернутой, к внутренней, свернутой. П.Я. Гальперин изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действия — ориентировки, исполнения и контроля — наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно. Постепенно (поэтапно) происходит интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное действие. Итак, в каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части — ориентировочную и исполнительную. Фаза ориентировки предшествует исполнению. Она особенно развернута на начальных этапах освоения нового предметного действия. Именно ориентировочная часть действия подвергается интериоризации, что и составляет основное содержание функционального развития психики.
    В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа:
    — в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий;
    — в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.
    Происходит закономерное чередование одних возрастов (в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы) с другими возрастами (когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности). Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем, младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных смежных возраста как бы сцеплены друг с другом, и эта «сцепка» (или, говоря словами Д.Б. Эльконина, «эпоха») воспроизводится на протяжении всего детства (или периодически повторяется).
    Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал предположение, что закономерность опережающего развития ориентировки по сравнению с исполнительной частью действует не только в функциональном, но и в возрастном развитии психики: в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем — операционально-технической. С точки зрения Эльконина, периодически возникает разрыв между уровнем развития операциональной и мотивационной сторон деятельности, одна вырывается вперед и опережает другую, и необходимо изменить деятельность, чтобы отстающая сторона достигла необходимого уровня развития. Движущие силы развития связаны с противоречием, которое складывается в процессе овладения ребенком мотивационной и предметной сторонами деятельности. Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает
    идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм самодвижения в психическом развитии.

  4. Malafym Ответить

    7
    ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. А. Н. Леонтьевым Понятие ведущая деятельность в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятельности, в одном возрастном периоде, обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно – потребностной, а на сменяющем его этапе развитие операционально – технической сферы. Д. Б. Элькониным

    8
    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВЕДУЩЕГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) непосредственно – эмоциональное общение младенца со взрослым ; 2) предметно – манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства ; 3) сюжетно – ролевая игра, характерная для дошкольного возраста ; 4) учебная деятельность школьников ; 5) интимно – личностное общение подростков ; 6) профессионально – учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.

    9
    СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ Социальная ситуация развития сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет : Л. С. Выготским 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом ( А. Н. Леонтьев ); А. Н. Леонтьев 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми ; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте.

    10
    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ Психологическое новообразование – это : психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период ; новообразование – обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов ( например, наглядно – действенное мышление в раннем детстве ) до отдельных свойств личности ( скажем, рефлексия в подростковом возрасте ).

    11
    Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий ( периодов ) психического развития развития

    12
    Д. Б. Эльконин В основе периодизации следующие критерии : социальная ситуация развития ведущая деятельность возрастные новообразования

    13
    Все типы деятельности Д. Б. Эльконин подразделяет деятельность в системе « ребенок – общественный взрослый » ( ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов, норм и отношений ) деятельность в системе « ребенок – общественный предмет » ( усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и развитие интеллектуальной, операционно – технической сферы )

    14
    Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой ( когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью учебной, характерной уже для младшего школьного возраста ) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет ) кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет ).

    15
    Д. Б. Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом : кризис новорожденности ; младенчество (2 месяца 1 год ) непосредственно – эмоциональное общение со взрослым ; кризис одного года ; ранний возраст (1 3 года ) орудийно – предметная ( предметно – манипулятивная ) деятельность ; кризис трех лет ; дошкольный возраст (3 7 лет ) ролевая игра ; кризис семи лет ; младший школьный возраст (812 лет ) учебная деятельность ; кризис лет ; подростковый возраст (11 15 лет ) интимно – личное общение со сверстниками ; кризис 15 лет.

    16
    Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина

    17
    Согласно гипотезе Д. Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа : в возрастах первого типа ( это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст ) у ребенка развивается преимущественно общественно – мотивационная сторона некоторой деятельности ; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий ; в возрастах второго типа, следующих за первыми ( это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность ), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.

    18
    Младенчество Социальная ситуация « Мы » – ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. Ведущая деятельность Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений. Кризисы 0-2 мес. кризис новорожденности ( переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни ). 1 год – кризис первого года жизни ( распад Пра – Мы ) Новообразование кризиса Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования. Сфера Развития – Мотивационно – потребностная.

    19
    Период Ранний возраст (1-3 года ) Социальная ситуация Распад « Пра – Мы », приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений. Ведущая деятельность Предметно – орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие – центральная линия развития. Кризисы Кризис « я сам » (3 года ). Симптоматика : негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса : перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка. Новообразование кризиса Ребенок называет себя, используя местоимение « я » – становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого. Сфера развития Познавательно – умственная.

    20
    Период Дошкольный (3-7 лет ). Социальная ситуация Распад совместной деятельности с взрослым. Ведущая деятельность Сюжетно – ролевая игра. Развитие мотивационно – потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование – наглядно – образное мышление. Кризисы Кризис 6-7 лет. Симптоматика : потеря непосредственности, манерничанье, симптом горькой конфеты. Суть кризиса : формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру Новообразование кризиса Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно – полезную деятельность. Сфера развития Мотивационно – потребностная.

    21
    Период Младший школьный (7-11 лет ) Социальная ситуация Ребенок – « близкий взрослый » и « ребенок – социальный взрослый ». Ведущая деятельность Учебная ( предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий ). Центральная линия – интеллектуализация. Кризисы Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости Новообразование кризиса возникновение представления о себе как « не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлинной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими. Сфера развития Познавательная сфера, интеллект.

    22
    Период Младший подростковый возраст (12-15 лет ) Социальная ситуация Господство детского общества над взрослым. Ведущая деятельность Интимно – личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения. Кризисы Кризис 15 лет. Формирование эго – идентичности, рождение индивидуального самосознания. Новообразование кризиса Открытие « Я », возникновение рефлексии – на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности. Сфера развития Мотивационно – потребностная, усвоение моральных норм.

    23
    Период Старший подростковый возраст (15-17 лет ). Социальная ситуация Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться. Ведущая деятельность Учебно – профессиональная. Кризисы Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость. Новообразование кризиса Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе. Сфера развития Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование.

    24
    Теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития Показана взаимосвязь между интеллектуальным развитием и становлением личности человека как социального индивида. Возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали.

    25
    Теоретическое и практическое значение гипотезы о периодичности процессов психического развития Открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами. Гипотеза направлена на разделение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам развития человека.

    26
    Ограничения : в периодизацию не включен период перинатального развития, так как другие закономерности нет зрелых возрастов, так как предположение о кардинальном изменении законов развития в зрелом возрасте

  5. tycooner Ответить

    — кризис одного года;
    — ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;
    — кризис трех лет;
    — дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая игра;
    — кризис семи лет;
    — младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность;
    — кризис 11 — 12 лет;
    — подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками;
    — кризис 15 лет.
    При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью — учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет).
    В каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части — ориентировочную и исполнительную. Фаза ориентировки предшествует исполнению. В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа:
    — в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий;
    — в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.
    Закон чередования видов деятельности. Происходит закономерное чередование одних возрастов с другими возрастами. Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем, младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных смежных возраста как бы сцеплены друг с другом, и эта сцепка (или, говоря словами Д.Б. Эльконина, эпоха) воспроизводится на протяжении всего детства (или периодически повторяется).
    Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал предположение, что закономерность опережающего развития ориентировки по сравнению с исполнительной частью действует не только в функциональном, но и в возрастном развитии психики: в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем — операционально-технической. Движущие силы развития связаны с противоречием, которое складывается в процессе овладения ребенком мотивационной и предметной сторонами деятельности. Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм самодвижения в психическом развитии.
    ЭПОХА
    РАННЕЕ ДЕТСТВО
    ДЕТСТВО
    ОТРОЧЕСТВО
    СТАДИЯ
    МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
    РАННИЙ ВОЗРАСТ
    ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
    МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
    МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
    СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
    ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Эмоционально-непосредственное общение
    Орудийно-предметная деятельность
    Сюжетно-ролевая игра
    Учебная деятельность
    Личностное общение
    Учебно-профессиональная деятельность
    СФЕРА ЛИЧНОСТИ
    Мотивационно-потребностная
    Операционально-техническая
    Мотивационно-потребностная
    Операционально-техническая
    Мотивационно-потребностная
    Операционально-техническая







    Кризис новорожденности
    Кризис 1 года
    Кризис 3лет
    Кризис 7 лет
    Кризис 12-13 лет
    Кризис 15 лет
    Кризис 18 лет

    Большие кризисы развития (кризисы отношений)

    Малые кризисы развития (кризисы мировоззрения)
    Периодизация Л.С. Выготского (в предыдущем вопросе)
    31. Психологические интерпретации кризисов развития в различных направлениях возрастной психологии.
    См. вопрос 14
    32. Ступени образования и их системная организация.
    Основной закон образования может быть выражен предельно кратко в следующей формуле: образование является всеобщей общественной формой развития человека. Образование есть всеобщая форма развития — никакой другой нет. Есть образование человека и, значит, есть его созревание, взросление, овладение богатствами культуры. Прекращается образование — останавливается развитие, человек погибает как человек. Образование это общественная форма развития. Организованное в систему (в яслях, детских садах, школах, вузах, университетах и т.д. и т.п.), или неорганизованное (на улице), образование строит и реализует “программы жизни и развития человека” как отдельного индивида, так и всех людей. Вместе с тем, образование, согласно основному закону, является очень сложным процессом и системой, в которой в органическом единстве соединены как искусственные, так и естественные компоненты. Образование представлено как комплекс трех основных процессов, которые конституируют все особенности образования на различных его ступенях. Этими процессами являются: воспитание, обучение, духовестие.
    Воспитание — это деятельность по созданию пространства гармонического развития личности. Со времени эпохи Возрождения в теориях воспитания преобладает точка зрения, согласно которой в человеке должна быть гармония интеллектуального, нравственного и физического. Мы говорим о принципиально иной гармонии. Мы говорим, что развитие личности должно проходить в гармонии свободы, самостоятельности и ответственности как фундаментальных свойств, характеризующих поступки личности. А поступки и их развитие и есть сущностная действительность личности.
    Обучение — это деятельность по передаче новому поколению исторически выработанных и культурно фиксированных способов деятельности. И относительно этого процесса современная дидактика продолжает с настойчивостью повторять тезисы, сформулированные к середине XIX-го столетия: обучение осуществляется в рамках учебных предметов, которые, в свою очередь, являются редуцированной формой научных предметов. Мы говорим о передаче способов человеческой деятельности, а значит общественной. Индивидуальная деятельность и ее способы — это редуцированные формы способов организации коллективной деятельности. Поэтому обучение — это всегда социальное обучение, а его у нас в школе просто нет.
    Духовестие — это диалог учителя с учениками, целью которого является формирование широкого плюралистического сознания, способного устремляться к поиску добра, правды и красоты и осуществить эти стремления.
    Суть второго закона образования – закона периодизации – заключается не в простом отделении одного периода развития от другого и установления границ между ними. Дело в том, что смена эпох и периодов характеризуется сложной диалектикой смен ведущей мотивации в возрастах: “душевным переворотом” и кризисами развития. Каждый кризис развития — это изменение всей структуры индивидуальности и соотношения основных определяющих развития субъективности (души) человека. Второй закон образования гласит, что для нормального развития человека и возможности его перехода с одной ступени образования на другую необходимы кризисы. Однако этот же закон формулирует требование нормальности кризиса. Кризис оказывается положительным, с точки зрения полноценного образования, только при смене определенных периодов. Уже в 60-е годы Д.Б. Элькониным и раньше Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия были заложены основы формулы второго закона образования, выраженные в принципе смены ведущих типов деятельности (изменение соотношения мотивационной и операциональной сторон деятельности) на разных этапах развития ребенка. Основным и принципиальным следствием этого закона является требование соответствия педагогической деятельности и ступеней систематического образования межкризисным эпохам развития.

  6. Гocпaжa Ўdaчa™ Ответить

    Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды:
    — кризис новорожденности;
    — младенчество (2 месяца — 1 год);
    — кризис одного года;
    — раннее детство (1 — 3 года);
    — кризис трех лет;
    — дошкольный возраст (3 — 7 лет);
    — кризис семи лет;
    — школьный возраст (8—12 лет);
    — кризис 13 лет;
    — пубертатный возраст (14—17 лет);
    — кризис 17 лет.
    Вопросы возрастной периодизации развития психики подробно рассматривались в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других.
    Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным и представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971). В развитии детей. Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития». Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:
    1. Социальная ситуация развития;
    2. Ведущая деятельность;
    3. Основные новообразования.
    Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. С жизнью ребенка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику.
    Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.M. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.
    Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития:
    — в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);
    — в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
    — от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).
    Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:
    — кризис новорожденности;
    — младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;
    — кризис одного года;
    — ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;
    — кризис трех лет;
    — дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая игра;
    — кризис семи лет;
    — младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность;
    — кризис 11 — 12 лет;
    — подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками;
    — кризис 15 лет.
    Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного возраста замещается другой ведущей деятельностью — учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис. В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет). Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности. Этот шаг был подготовлен работами А.В. Запорожца и П.Я. Гальперина, посвященными анализу строения и формирования предметного действия. А.В. Запорожец считал, что психические процессы являются разновидностями ориентировочных процессов. Так, восприятие — это ориентировка в свойствах и качествах предметов, мышление — ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции — ориентировка в личностных смыслах. При исследовании произвольных движений и их формирования у детей Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки как ведущей части действия и о прохождении ориентировкой нескольких этапов — от внешней, развернутой, к внутренней, свернутой. П.Я. Гальперин изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действия — ориентировки, исполнения и контроля — наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно. Постепенно (поэтапно) происходит интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное действие. Итак, в каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части — ориентировочную и исполнительную. Фаза ориентировки предшествует исполнению. Она особенно развернута на начальных этапах освоения нового предметного действия. Именно ориентировочная часть действия подвергается интериоризации, что и составляет основное содержание функционального развития психики.
    В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности в каждом возрастном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа:
    — в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий;
    — в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.
    Происходит закономерное чередование одних возрастов (в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы) с другими возрастами (когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности). Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем, младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных смежных возраста как бы сцеплены друг с другом, и эта «сцепка» (или, говоря словами Д.Б. Эльконина, «эпоха») воспроизводится на протяжении всего детства (или периодически повторяется).
    Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал предположение, что закономерность опережающего развития ориентировки по сравнению с исполнительной частью действует не только в функциональном, но и в возрастном развитии психики: в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем — операционально-технической. С точки зрения Эльконина, периодически возникает разрыв между уровнем развития операциональной и мотивационной сторон деятельности, одна вырывается вперед и опережает другую, и необходимо изменить деятельность, чтобы отстающая сторона достигла необходимого уровня развития. Движущие силы развития связаны с противоречием, которое складывается в процессе овладения ребенком мотивационной и предметной сторонами деятельности. Гипотеза периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм самодвижения в психическом развитии.
    В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман проанализировали две наиболее авторитетные модели возрастной периодизации — концепцию Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина. По их мнению, обе эти концепции страдают «несбалансированностью» и «неполнотой». Э. Эриксон выдвигает на первый план внутренние источники развития, а Эльконин — внешние, средовые. Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и периодизации понятие «со-бытийная общность»/одновременно схватывающее две стороны развития — его объект и источник. В построении любой человеческой (со-бытийной) общности участвуют, по крайней мере, двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности). Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии:
    I. Оживление (от рождения до 12 месяцев) — общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность.
    II. Одушевление (11 месяцев — 6,5 лет) — общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.
    III. Персонализация (5,5— 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.
    IV. Индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.
    V. Универсализация (39 лет и старше) — выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Бого-человечество как соучастник в построении и собеседник в осмыслении универсального со-бытия. Слободчиков и Цукерман уверены в большой практической ценности схем периодизации, сравнивая их значение с эволюционным древом в биологии или таблицей Менделеева в химии: «Если общая карта развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна, пустоты в том культурно-образовательном пространстве, которое они строят для обеспечения оптимальных (с точки зрения определенных культурных ценностей) путей развития для людей разных возрастов».
    В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспериментальное изучение идея кризисов в психическом развитии. Новообразования критических периодов были проанализированы Л.И. Бершедовой как формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития. В работах К.Н. Поливановой показано, что в онтогенетическом развитии в критические возрастные периоды происходит взаимопереход реальной и идеальной форм, вскрыт сложный внутренний механизм этого взаимодействия. В этой логике критический возраст с необходимостью включает целый ряд последовательных этапов. Обращается внимание на то, что в поле зрения психологов должны попасть не только новообразования возраста, но и «исчезновения» (признаки нормальной возрастной инволюции); возрастная динамика должна рассматриваться не только с точки зрения взрослого (с позиции достигнутого ребенком соответствия культурной норме возраста и психофизиологической норме созревания), но и с учетом детских критериев «самочувствования». Все чаще современные психологи обращают внимание на новые тенденции общественной жизни в постиндустриальную информационную эпоху. Конец XX — начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни. События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению К.Н. Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой «лестницы возрастов» к неопределенности индивидуального развития.
    Некоторые исследователи в качестве альтернативы периодизационному подходу предлагают развивать психологию жизненных событий. Многое в этой проблеме остается еще не изученным, но путь ее исследования теоретически освещен достаточно отчетливо.

  7. Matrix Ответить

    Критерии:
    Ведущая деятельность (Леонтьев) – деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
    Социальная ситуация развития – своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
    Новообразование– те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
    Периодизация Л.С. Слободчикова:
    1 ступень – оживление (от рождения до 1 года); становление человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных, функциональных органов.
    2 ступень – одушевление (от 1 года до 5–6 лет); развитие собственных (субъектных) средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей.
    3 ступень – персонализация (от 6 до 18 лет); оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.
    4 ступень – индивидуализация (от 17 до 42 лет). Индивидуализация – обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и в собственной жизни.
    5. Универсализация – восхождение к предельной полноте реальной жизни, откровение духовного единства себя и Мира.
    Д.Б. Эльконин

    Периодизации психич. раз-ия Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущ. д-ти.
    Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития и новообразованиями. Социальная ситуация развития — это совершенно своеобразное для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. Накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Так происходит смена психологических возрастов. Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается медленно, эволюционно. В критические периоды развитие совершается бурно, стремительно. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода.

  8. Каждому своё Ответить

    Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) — советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка.
    Идеи Л. С. Выготского о социально-культурной обусловленности возрастного развития развил Эльконин Д. Б. Он предложил другое понимание детского психического развития.
    Э. рассматривал ребёнка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и мир человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребёнок-вещь» и «ребёнок-взрослый». Вещь, обладая определёнными физическими свойствами, заключает в себе общественно выработанные способы действий с нею. Это общественный предмет, действовать с которым ребёнок должен научиться. Взрослый тоже не только человек, а представитель какой-то профессии, носитель видов общественной деятельности с их специфическими задачами и нормами отношений. Деятельность ребёнка внутри систем «ребёнок-вещь» и «ребёнок-взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
    В то же время эти системы отношений осваиваются ребёнком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребёнка, Э. выделил две группы.
    В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребёнка на нормы отношений между людьми. Это отношения типа «человек-человек» (игра дошкольников, личное общение подростка и т.п.).
    Вторую группусоставляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребёнка раннего возраста, учебная деятельность школьника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «человек-вещь».
    Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.
    Закон периодичности Эльконина звучит следующим образом: «К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек-человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек-вещь. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Следовательно, кризисы служат границами возрастов.
    (Под расхождением Э. понимает то, что одни люди более коммуникабельны, другие лучше работают именно с предметами.И когда возникает сильное расхождение, наступает кризис и начинается новый период, акцент в котором делается именно на развитие отстающего вида деятельности).

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *