Урок обществознания в 10 классе что такое общество?

9 ответов на вопрос “Урок обществознания в 10 классе что такое общество?”

  1. Yggfym Ответить

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
    Урок 1
    ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО.

    План урока.
    Понятие “общество”.
    Взаимосвязь общества и природы.
    Сферы общественной жизни и их взаимодействие.
    Общественные науки, их особенности.
    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения.
    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Страна, государство, регион.
    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Исторический этап в развитии человечества.



    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Человечество в целом.

    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Все эти понятия раскрывают узкие, частные смыслы понятия “общество”.
    Так что же такое «ОБЩЕСТВО»?




    Исторический этап в развитии человечества.
    Круг людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи .
    Страна государство, регион.
    Человечество в целом.
    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    ОБЩЕСТВО
    Первоосновой взаимодействия людей является
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Совокупность индивидов, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.


    Общество как совместная жизнедеятельность людей

    ЧЕЛОВЕК
    (ОБЩЕСТВО)
    Чем отличается деятельность людей от поведения других живых существ?
    ЖИВОТНЫЕ
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    ЧЕЛОВЕК
    (ОБЩЕСТВО)
    Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды.
    Не только целесообразность, но и целепологание. Способность выходит за рамки опыта.
    ЖИВОТНЫЕ
    Приспособление к существующим природным условиям.
    Целесообразность поведения, направляемое инстинктом.
    Отличия деятельности человека от
    поведения других живых существ.


    Общество как совместная жизнедеятельность людей

    ЧЕЛОВЕК
    (ОБЩЕСТВО)
    Отличия деятельности человека от
    поведения других живых существ.
    ЖИВОТНЫЕ
    В 1010 году
    В 1010 году
    В 2010 году

    ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ
    Общество как совместная жизнедеятельность людей

    Жизнь человека обеспечивается взаимодействием с другими людьми.
    Ребенок становится человеком только в среде людей.
    Важным условием жизни человека является
    КОЛЛЕКТИВНОСТЬ!
    Кто из этих литературных героев полноценный человек?


    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    Общество – это коллектив коллективов (семья, трудовой коллектив, одноклассники, спортивная команда).
    Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например социальная группа, профессия, национальность, религиозная принадлежность, называется общностью


    Многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности, называются ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ!
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    Можно ли назвать общественными отношениями?
    Общественные отношения имеют надличностный, надшдивидуалъный характер!
    «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».
    К. Маркс:
    Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл данного высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
    Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
    Общество и природа.

    ОБЩЕСТВО
    Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира.

    В чем состоит обособление общества от природы?
    Общество и природа.

    ОБОСОБИТЬСЯ, – выделиться из общего, занять особое, изолированное положение.
    И.В. Мичурин: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача».
    ОБЩЕСТВО
    Сознание, воля.
    ПРИРОДА
    стихия
    Субъективные законы развития
    Создает культуру – вторую природу
    К чему привела такая установка сегодня?
    Общество и природа.

    ОБЩЕСТВО
    Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.
    ПРИРОДА


    Оказывает воздействие на развитие стран и народов
    Влияет на естественную среду обитания человека
    «+» или «-»
    Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т.д.
    Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надшдивидуалъный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т.д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми.

  2. ^_^BioSferA^_^ Ответить

    Общество
    как сложная динамичная система


    Тест по § 2
    Вариант 1
    1. К особенностям
    общества как системы
    не
    относится
    :
    а) наличие
    множества уровней, подсистем элементов
    б) завершённость, линейность
    развития в) альтернативность развития
    г) наличие разнокачественных элементов.
    2. В политической
    жизни нашей страны возник институт
    парламентаризма. Какую функцию общества
    как системы иллюстрирует данный пример:
    а) интеграции
    б) адаптации в) целедостижения г)
    поддержания образца.
    3. Верны ли
    суждения:
    а)
    верно А б) верно Б в) верны оба г) оба
    неверны.
    А. Соотношения
    сфер общественной жизни характеризуется
    их независимостью друг от друга;
    Б. Соотношение
    сфер общественной жизни характеризуется
    их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием.
    4. В стране К.
    политический строй общества тормозит
    развитие экономики. Этот пример
    иллюстрирует:
    а)
    цикличность как основу существования
    общества б) сложное строение основных
    сфер общества б) постоянное изменение
    общественной жизни г) соотношение сфер
    общественной жизни..
    5. Соотнеси.
    Социальные институты:

    1. Армия 2. Материнство 3. Обмен 4. Деньги
    5. Партия. Виды
    социальных институтов:

    а) экономические институты б) политические
    институты в) институт брака и семья
    Вариант 2
    1. К числу основных
    подсистем общества относится:
    а)
    государство б) религия в) экономика
    г) класс предпринимателей.
    2. Главным
    политическим институтом является:
    а)
    институт многопартийности б) институт
    судебной власти в) институт
    полномочных представителей президента
    г) институт государства.

    3. Верны ли
    суждения:
    а)
    верно А б) верно Б в) верны оба г) оба
    неверны.
    А. Общество как
    система характеризуется самодостаточностью;
    Б. Общество как
    система характеризуется самоуправляемостью.
    4. Деятельность
    средств массовой информации (СМИ)
    направлена на удовлетворение потребностей
    людей в получении объективных сведений
    о развитии общества, его достижениях и
    проблемах. Какая дополнительная
    информация позволит сделать вывод о
    том, что СМИ являются институтом,
    действующим в духовной сфере жизни
    общества:
    а)
    отсутствие интеграции в социально-политическую
    структуру общества б) наличие гарантий
    от контроля и регуляции со стороны
    общества в) наличие учреждений,
    снабжённых материальными средствами
    для определённого вида деятельности
    г) отсутствие системы правовых норм,
    регулирующих соответствующую деятельность.
    5. Найдите в
    приведённом списке ключевые институты
    с точки зрения организации общества и
    запишите цифры, под которыми они указаны:
    а) власть
    б) судебная экспертиза б) собственность
    г) завод д) побратимство е) семья.
    Общество как
    сложная динамичная система


    Тест по § 2
    Вариант 1
    1. К особенностям
    общества как системы
    не
    относится
    :
    а) наличие
    множества уровней, подсистем элементов
    б) завершённость, линейность
    развития в) альтернативность развития
    г) наличие разнокачественных элементов.
    2. В политической
    жизни нашей страны возник институт
    парламентаризма. Какую функцию общества
    как системы иллюстрирует данный пример:
    а) интеграции
    б) адаптации в) целедостижения г)
    поддержания образца.
    3. Верны ли
    суждения:
    а)
    верно А б) верно Б в) верны оба г) оба
    неверны.
    А. Соотношения
    сфер общественной жизни характеризуется
    их независимостью друг от друга;
    Б. Соотношение
    сфер общественной жизни характеризуется
    их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием.
    4. В стране К.
    политический строй общества тормозит
    развитие экономики. Этот пример
    иллюстрирует:
    а)
    цикличность как основу существования
    общества б) сложное строение основных
    сфер общества б) постоянное изменение
    общественной жизни г) соотношение сфер
    общественной жизни..
    5. Соотнеси.
    Социальные институты:

    1. Армия 2. Материнство 3. Обмен 4. Деньги
    5. Партия. Виды
    социальных институтов:

    а) экономические институты б) политические
    институты в) институт брака и семья
    Вариант 2
    1. К числу основных
    подсистем общества относится:
    а)
    государство б) религия в) экономика
    г) класс предпринимателей.
    2. Главным
    политическим институтом является:
    а)
    институт многопартийности б) институт
    судебной власти в) институт
    полномочных представителей президента
    г) институт государства.

    3. Верны ли
    суждения:
    а)
    верно А б) верно Б в) верны оба г) оба
    неверны.
    А. Общество как
    система характеризуется самодостаточностью;
    Б. Общество как
    система характеризуется самоуправляемостью.
    4. Деятельность
    средств массовой информации (СМИ)
    направлена на удовлетворение потребностей
    людей в получении объективных сведений
    о развитии общества, его достижениях и
    проблемах. Какая дополнительная
    информация позволит сделать вывод о
    том, что СМИ являются институтом,
    действующим в духовной сфере жизни
    общества:
    а)
    отсутствие интеграции в социально-политическую
    структуру общества б) наличие гарантий
    от контроля и регуляции со стороны
    общества в) наличие учреждений,
    снабжённых материальными средствами
    для определённого вида деятельности
    г) отсутствие системы правовых норм,
    регулирующих соответствующую деятельность.
    5. Найдите в
    приведённом списке ключевые институты
    с точки зрения организации общества и
    запишите цифры, под которыми они указаны:
    а) власть
    б) судебная экспертиза б) собственность
    г) завод д) побратимство е) семья.

  3. $herik Ответить

    Что такое общество?
    Определений очень много:

    В узком смысле –

    Примеры:

    Функции общества
    производство материальных благ и услуг;
    распределение продуктов труда (деятельности);
    регламентация и управление деятельностью и поведением;
    воспроизводство и социализация человека;
    духовное производство и регулирование активности людей.
    Развитие взглядов на общество:
    Мифологическое мировоззрение.
    Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).
    Теогония (происхождение богов).
    Антропогония (происхождение человека).
    Древнегреческие  философы:
    Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе человечества и государства.
    Эпоха  средневековья – влияние Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.
    Возрождение (XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.
    XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости).
    XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм человеческого состояния.
    Локк –  общее равенство, свобода распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей.
    Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.
    С XVI века – утопический социализм, (Социализм – всеобщее равенство людей) его первый этап продлился по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей.
    В конце XVIII века начинается новый этап представителями которого были Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Они критиковали капитализм, пытаясь обосновать неизбежность наступления нового строя.
    Сен-Симон делил общество на две группы: 1) Паразиты (дворяне, рантье (кредиторы), военные); 2) Труженики (индустриалы); при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.
    Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.
    Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.
    В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции.
    До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.
    Суть общества во взаимоотношении между людьми.

    В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:


    Адаптация общества к потребностям в потребительских товарах – связь природы и общества.
    Поддержка установленных эталонов  для жизни общества.
    Определение коллективных целей и мобилизация ресурсов для их исполнения.
    Установка и сохранение связей между элементами общества.
    Основные сферы общественной жизни
    Деятельность людей и отношения между ними
    Учреждения (организации)
    Экономическая
    Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения
    Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
    Социальная
    Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий
    Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
    Политическая
    Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями
    Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
    Духовная
    Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления
    Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.
    Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система.
    1.       Целостная  система взаимосвязей различных социальных структур и подсистем, имеющая сверхсложный и иерархический характер.
    3.         Самодостаточное, так как  способно своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
    4.        Динамичное, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
    5.      Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи, с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
    6.         Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым.
    Типы обществ и их характеристика:
    Традиционное общество (от древних цивилизаций до XVII е.)
    Экономическая сфера общественной жизни:
    —        господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла;
    —        экстенсивная технология и ручные орудия труда;
    —        человек максимально приспосабливался к окружающей среде и подчинялся ритмам природы;
    —        господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности;
    —        распределение материальных благ зависит от положения человека в социальной иерархии.
    Социальная сфера общественной жизни:
    —        социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна;
    —        социальная мобильность отсутствует: на протяжении всей жизни человек остаётся в одной и той же социальной группе;
    —        основными социальными ячейками являются община и семья;
    —        поведение человека в обществе регулируется корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами;
    —        в общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимаются как осуществление божественного промысла.
    Политическая сфера общественной жизни:
    —        господство Церкви и армии;
    —       монархия, деспотия;
    —        человек полностью отчуждён от политики;
    —        власть не представляется человеку большей ценностью, чем право и закон;
    —        общество консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям;
    —        изменения в обществе происходят медленно и спонтанно, без сознательного вмешательства людей.
    Духовная сфера общественной жизни:
    —        индивидуальность, самостоятельность не поощряются;
    —        социальная группа диктует личности нормы поведения;
    —        человек не анализирует своё положение в мире, и не подвергает анализу явления окружающей действительности;
    —        количество образованных людей невелико; устная информация преобладает над письменной;
    —        превалирует духовная, а не экономическая сфера человеческого бытия;
    —       повышенная религиозность.
    Пример:
    Основные модели стран современного Востока:
    1) Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг): западно-капиталистический путь развития. Характерно: – в экономике свободный конкурентный рынок;
    – государственное регулирование хозяйства;
    – гармоничное использование традиций и новаций.
    2) Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа нефтедобывающих государств):
    – западноевропейская экономика сочетается с глубоко не перестроенной своей традиционной внутренней структурой.
    – многопартийность.
    – демократические процедуры.
    – европейский тип судопроизводства.
    3) Африканские страны: отличаются отставанием и кризисами (большинство африканских стран, Афганистан, Лаос, Бирма).
    В экономике значительную роль играют западные структуры. Весомую роль занимает отсталая периферия. Скудность природных ресурсов. Неспособность к самообеспечению, низкий уровень жизни, характерно стремление к выживанию.
    Индустриальное общество (с XVII в. до конца XX в.)
    Экономическая сфера общественной жизни:
    —        экономической базой является промышленность, основанная на машинной технике;
    —        увеличение объёма основного капитала, снижение долговременных издержек на единицу продукции;
    —        повышение производительности труда в сельском хозяйстве, разрушение натуральной замкнутости;
    —        замена экстенсивного хозяйства интенсивным и простого воспроизводства расширенным;
    —        зарождение и развитие рыночной экономики;
    —        развитие научно-технического прогресса;
    —        человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет её себе;
    —        стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения;
    —        возрастает благосостояние населения;
    —       Образование монополий.
    —     Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.
    —       Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.
    —      Территориальный раздел мира.
    —     Экономический раздел мира.
    Социальная сфера общественной жизни:
    —        значительная социальная мобильность;
    —        резкое сокращение удельного веса крестьянства в составе населения;
    —        развитие процесса урбанизации;
    —        появление новых классов: промышленного пролетариата и буржуазии, укрепление средних слоев;
    —        аристократия приходит в упадок.
    Политическая сфера общественной жизни:
    —        возрастание роли государства;
    —        постепенное появление демократического режима;
    —        господство права и закона;
    —        человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
    Духовная сфера общественной жизни:
    —        значительная трансформация системы ценностей;
    —        человек автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами;
    —        индивидуализм, рационализм личности;
    —        освобождение сознания от влияния религии;
    —       развитие массовой культуры;
    —        человек стремится к самосовершенствованию.
    Пример:
    Западноевропейская цивилизация – индустриальное общество.
    Для него характерны:
    1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.
    2) Влияние НТР на производство и управление.
    3) Радикальные изменения всей общественной структуры.
    Информационное, или постиндустриальное, общество (конец XX — начало XXI в.)
    Экономическая сфера общественной жизни:
    —        на первый план выдвигается сфера услуг;
    —        индивидуализация производства и потребления;
    —        увеличение удельного веса мелкосерийного производства;
    —        предпочтение отдаётся ресурсосберегающим, энергосберегающим и наукоёмким технологиям;
    —       компьютеризация;
    —        развитие информационных технологий.
    Социальная сфера общественной жизни:
    —        стирание классовых различий;
    —       профессиональная дифференциация в обществе зависит от уровня знаний;
    —        сближение размера доходов различных групп населения, ведущее к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса;
    —        увеличение роли каждого отдельного человека в обществе;
    —        зависимость повседневной жизни общества от имеющейся информации.
    Политическая сфера общественной жизни:
    —        усиление роли государственного прогнозирования;
    —       демократия консенсуса;
    —       политический плюрализм, сильное гражданское общество
    Духовная сфера общественной жизни:
    —        ведущие роли в обществе принадлежат науке, знаниям и информации;
    —       непрерывное образование.
    Пример:  США, Япония и т.д.
    Общество и природа
    Исторический период
    Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом –
    Античность
    Природа — совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип — жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое
    Средневековье
    Природа — результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом — душой. Принцип — возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа — результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога
    Возрождение
    Природа — источник радости, наслаждения. Принцип — единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека
    Новое время
    Природа — объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумньш человеком Принцип — господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой
    Современность
    Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип — партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы

    Основные институты общества
    Важнейшим компонентом общества как системы считают социальные институты.

    Появление социального института обусловлено:
    • потребностью общества;
    • наличием средств удовлетворения этой  потребности;
    • наличием необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов;
    • возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет  узаконить профессионально-правовую основу его деятельности.
    Социологи выделяют 5 таких потребностей:
    Воспроизводство рода;
    Безопасность и социальный порядок;
    Получение знаний;
    Социализация подрастающих поколений;
    Решение духовных проблем. Поиск смысла жизни.
    Выполнение потребностей  способствует созданию того или иного социального института.


    Признаки социального института

    Так как в ходе исторического прогресса у людей возникают новые потребности, то появляются новые виды деятельности и соответственно новые социальные институты.

    Предпосылки:
    1) возникновение  определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и  политических условий;
    2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и правил поведения;
    3)  освоение индивидами новых социальных норм и ценностей,  формирование на основе систем потребностей личности ценностных  ориентации и ожиданий.
    Известный социальный исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации.
    Это потребности:
    • в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
    • в производстве продуктов и услуг;
    • в распределении благ (и привилегий);
    • в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;
    • в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);
    • в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

    Социальные институты делятся на главные и вспомогательные (неглавные).

  4. твой пупсик Ответить

    Тип
    Название материала
    Автор
    Опубликован
    документ
    Общество. Что такое общество? (Методическая разработка урока для 10 класса. Базовый уровень)
    Бережная Ольга Николаевна
    17 Фев 2016
    разное
    Презентация урока обществознания Что такое общество 6 класс
    Марушко Геннадий Евгеньевич
    20 Мар 2015
    презентация
    Презентация урока “Что такое общество”
    Тарасова Людмила Александровна
    20 Мар 2015
    презентация
    Презентация урока обществознания “Что такое общество”
    Аминов Айдар Мансурович
    26 Мая 2015
    презентация
    Что такое общество?
    Ковалевский Станислав Александрович
    20 Мар 2015
    документ
    Что такое общество.
    Головчанская Нина Валерьевна
    20 Мар 2015
    документ
    что такое общество
    Волкова Надежда Вячеславовна
    31 Мар 2015
    документ
    Мини ЕГЭ по теме “Что такое общество”, 8, 10 класс.
    Бриченко Лариса Витальевна
    20 Мар 2015
    презентация
    Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Материалы для выступления на заседании НОУ “Атлантида” “Что такое проект”
    Коновалова Ольга Леонидовна
    1 Апр 2015
    презентация
    презентация “Что такое общество?” Обществознание. 6 класс.
    Васильева Марина Николаевна
    20 Мар 2015
    документ
    конспект “Что такое общество”
    Лозяная Людмила Владимировна
    20 Мар 2015
    документ
    Что такое общество?
    Рогожина Лидия Николаевна
    31 Мар 2015
    презентация
    Презентация по обществознанию “Что такое общество”.
    Чупров Леонид Александрович
    6 Июн 2015
    презентация
    Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме “Что такое общество?”
    Фомина Валентина Леонидовна
    20 Мар 2015
    разное
    урок обществознания в 8 классе “Что такое общество”
    Алиева Юлия Даудовна
    20 Мар 2015
    презентация
    урок по окр. миру “что такое общество?” школа2100
    Крысина Татьяна Григорьевна
    5 Апр 2015
    видео
    Что такое кипение?
    Алентова Марина Александровна
    10 Июн 2015
    видео
    Что такое культура?
    Ворцепнева Дарья Владимировна
    10 Мая 2015
    видео
    Что такое культура?
    Ворцепнева Дарья Владимировна
    10 Мая 2015
    документ
    Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
    Назарова Ирина Петровна
    21 Мар 2015
    разное
    Методическая разработка урока по алгебре для 7 класса по теме “Что такое разложение на множители и зачем оно нужно”.
    Фаткуллина Аниса Ринатовна
    14 Фев 2016
    презентация
    Методическая разработка «Что такое хорошо и что такое плохо?»
    Прокопович Алла Борисовна
    30 Мар 2015
    документ
    Методическая разработка занятия по теме ” Что такое хорошо, что такое плохо”
    Козлова Галина Анатольевна
    31 Мар 2015
    документ
    Что такое психогимнастика
    Баженова Оксана Анатольевна
    10 Апр 2015
    презентация, документ
    Что такое конфликт?
    Харламова Екатерина Леонидовна
    10 Ноя 2015
    документ
    Что такое дисграфия?
    Лященко Алла Григорьевна
    10 Дек 2015
    документ
    Разработка урока чтения “Что такое хорошо и что такое плохо”
    Южакова Тамара Борисовна
    6 Апр 2015
    разное
    “Что такое ФГТ” (консультация для педагогов)
    Сусла Нина Александровна
    31 Мар 2015
    документ
    методическая разработка по теории для 1 класса 2.1. Что такое физическая культура? 2.3.2. Бег
    Пестрякова Валентина Николаевна
    8 Апр 2015
    документ
    классный час для 2 класса “Что такое хорошо, и что такое плохо”
    Щенёва Раиса Николевна
    1 Апр 2015
    разное
    Интеллектуальная игра “Что такое хорошо и что такое плохо” для учеников 2-го класса
    Лопанцева Людмила Ивановна
    4 Ноя 2015
    документ
    Методическая разработка урока обществознания “Общество как система” для 10 класса
    Зуева Ольга Брониславовна
    20 Мар 2015
    документ
    Конспект урока по ФГОС “Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?”
    Петрова Юлия Константиновна
    31 Мар 2015
    документ
    Конспект урока по чтению В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”
    Королева Татьяна Николаевна
    18 Окт 2015
    разное
    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ”что такое авторитет родителей?” Консультация для родителей «Что такое авторитет родитлей?»
    Жаманова Светлана Зейнулловна
    31 Мар 2015
    документ
    Консультация для родителей на тему: “Что такое хорошо и что такое плохо?
    Логинова Екатерина Викторовна
    26 Окт 2015
    документ
    Что такое песочная терапия? Консультация для родителей. «Что такое песочная терапия?»
    Семёнова Елена Вячеславовна
    29 Дек 2015
    документ
    Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования?»
    Крохичева Ирина Сергеевна
    2 Дек 2015
    документ
    Классный час для младших школьников “Что такое хорошо и что такое плохо”
    Ефремова Светлана Леонидовна
    31 Мар 2015
    документ
    “Что такое хорошо и что такое плохо?”- семинар для педагогов ДОУ.
    Ануфриева Ирина Викторовна
    5 Апр 2015

  5. Thorgalis Ответить

    Разделы:
    История и обществознание
    Цель: формирование понимания учащихся
    о многовариантности общественного развития, об
    общественном прогрессе.
    Задачи:
    Выяснить глобальные проблемы современности.
    Уметь определять, чем объясняется многообразие
    путей и форм общественного развития, объяснять,
    что такое процесс глобализации.
    Продолжить формирование умений анализировать,
    работать с текстовой информацией.
    Высказывать свою точку зрения, отвечать на
    поставленные вопросы, рассуждать, делать выводы.
    Способствовать развитию умений работать в
    группе.
    Оборудование: доска, тетрадь, ноутбук
    с проектором с выходом в интернет, учебник
    обществознание под редакцией Боголюбова Л.Н. для
    10-го класса, Степанько С.Н. «Поурочные планы по
    обществознанию по учебнику под редакцией
    Боголюбова Л.Н. в 10 классе», Боголюбов Л.Н.
    «Задания и тесты по обществознанию»,
    дидактические материалы.
    Тип урока: изучения нового материала.
    Форма урока: использование активных и
    интерактивных методов преподавания.
    План:
    I. Изучение нового материала (работа в группах,
    исследовательский метод, поисковый метод)
    Экологический кризис.
    Проблемы войны и мира в современных условиях
    Проблема «Север – Юг»
    Проблема народонаселения
    II. Написание синквейна
    III. Домашнее задание, подготовиться к тестовому
    опросу.
    ХОД УРОКА
    Класс поделен на 4 группы. В группах выбирают
    ведущего, секретаря, хронометриста, лаборанта,
    интегратора.
    Правила:
    Регламент
    Толерантность, уважение мнения другого.
    Умение слышать и слушать.
    Доброжелательность.
    Активность.
    Перед началом работы учитель выдвигает
    обязательное условие: все учащиеся должны
    участвовать в обсуждении итогов работы. Одни
    будут представлять результаты, другие –
    задавать вопросы или отвечать на них. Оценка
    ставится за логику построения ответа, за
    отношение к работе, за активность. Ответ должен
    быть аргументированным.
    I этап
    1. Введение.
    Вводная речь учителя, постановка им проблемы.
    2. Решите проблему:
    Существуют две точки зрения на роль глобальных
    проблем в развитии человечества. Одни
    утверждают, что разрешить их не удастся, а
    появление их предвещает близкий крах
    современной цивилизации. Другие считают, что
    люди найдут приемлемые средства решения
    глобальных проблем, а сам совместный поиск
    оказывает интегрирующее воздействие на
    человечество, сближает народы, способствует
    становлению единой цивилизации. Какова ваша
    точка зрения?
    II этап
    1. Определение понятия.
    Учащиеся получают задание сформулировать
    определение понятия. Должны изобразить
    графически или нарисовать. (5 минут.)
    1. Экологический кризис
    2. Глобализация
    3. Международная торговля.
    4. Глобальные проблемы.
    2. Представление результатов работы группы.
    Все участник группы должны участвовать в
    работе.
    На выступление группы 3 минуты и на ответы 2
    минуты.
    III этап
    1. Изучение основной проблемы. Работа в группах,
    исследовательский метод.
    Учитель предлагает школьникам обсудить
    вопросы.
    I группа:
    1. Чем вызван экологический кризис?
    2. В результате американских атомных взрывов над
    японскими городами Хиросима и Нагасаки
    радиоактивное вещество рассеялось по всей
    планете. Изучение годовых колец деревьев
    показывает, что прах японцев присутствует в
    годовом кольце 1945 года всех деревьев, в том числе
    и тех, что произрастают на территории нашей
    страны, например в Сибири.
    Сделайте все возможные выводы из приведенного
    факта.
    3. По международным опросам обеспокоены
    негативным влиянием ухудшающейся экологической
    ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан
    США, 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан.
    Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему
    мнению, объясняется столь значительный разброс
    мнений?
    II группа:
    1. Существуют различные объяснения причин
    милитаристского духа, свойственного человеку и
    порождающего многочисленные войны.
    Одни считают, что как и у животных, у человека
    срабатывает программа разделения на «своих»
    (однокашники, соседи, земляки и т.д.) и «чужих». По
    отношению к последним моральный запрет «не убий»
    значительно ослабевает.
    Существует, также теория, согласно которой, чем
    более сокрушительно от природы вооружение
    животного (яд, клыки и т. д.), тем сильнее действуют
    инстинктивные запреты не наносить ущерба
    ближнему. Человек и его ближайшие предки были
    слабо вооружены. Поэтому естественная мораль
    человека была и остается слабой, в то же время он
    стал самым вооруженным видом на Земле. Вот это
    противоречие и является источником бесконечных
    разрушительных войн.
    Каково ваше отношение к представленным позициям?
    Обоснуйте свой ответ.
    2. Почему в XX веке разрушительность войн резко
    возросла? Связано ли это лишь с
    совершенствованием военной техники? «Нет, –
    утверждают многие исследователи, – сейчас стало
    легче убивать». Древний человек, поражающий
    своего соплеменника каменным топором, должен был
    встретиться с противником в ближнем бою. При
    всей ненависти, которую испытывал
    нападающий, ему приходилось смотреть
    противнику прямо в глаза. Вид пролившейся крови в
    конце концов отрезвлял. Солдат в окопе, не видя
    своего противника, может слышать крик боли. С
    созданием средств массового уничтожения и этот
    контакт исчезает: нажимается нужная кнопка и
    межконтинентальная ракета с атомными
    боеголовками летит к странам противника, а
    человек, нажавший кнопку, остается лишенным
    любого конкретного отношения к убиваемым людям.
    Согласны ли вы с этими рассуждениями? Чем, на ваш
    взгляд, можно ослабить такой эффект
    «невоспринимаемых последствий»?
    3. Отдельные стратеги ядерных держав внушают,
    что войны не так уж страшны. Их можно
    «ограничить», «локализовать», предоставив
    погибнуть в них, конечно, же противнику, а самим
    как-нибудь и где-нибудь отсидеться, выжить.
    Они не рассматривают проблему войны и мира в
    качестве глобальной, угрожающей «единому дому
    человечества». Может быть, они правы? А что по
    этому поводу думаете вы? Свой ответ поясните.
    III группа
    1. В чем заключается проблема «Север – Юг»?
    2. В 90-м г., несмотря на неурожай, правительство
    Судана продало странам Европейского сообщества
    400 тысяч тонн сорго-основного продукта питания в
    Судане. В этом же году правительство страны
    заплатило Китаю 60 млн. долларов за поставку
    оружия, которое затем было использовано против
    жителей юга Судана.
    Прокомментируйте эти факты. Какие факторы –
    природные или политические – стали главной
    причиной массового голода, охватившего страну в
    1991 году?
    3. Известно, что больше всего пестицидов и
    химикатов используют страны, страдающие от
    нехватки продуктов питания, Объясните причины и
    покажите последствия этой сельскохозяйственной
    политики.
    IV группа
    1. Многие исследователи считают, что
    продолжающийся рост населения уже превысил
    допустимую норму. В ближайшем будущем возможны
    следующие сценарии развития событий:
    – страны сознательно введут ограничения
    рождаемости,
    – резко возрастет число умерших голодной
    смертью,
    – одна из ядерных держав попытается захватить
    источники невозобновляемых ресурсов, что в свою
    очередь может привести к ядерной войне.
    – Какой из этих вариантов вам представляется
    наиболее вероятным?
    – Возможны ли другие пути развития событий?
    2. Наблюдения над животными показывают, что с
    резким ростом популяции у некоторых ее
    представителей снижается забота о собственной
    гигиене и поддержании в чистоте мест обитания.
    Именно такие подавленные, «опустившиеся»
    животные становятся носителями инфекций и
    паразитов, а следовательно способствуют вспышке
    массовых заболеваний, которые, в свою очередь,
    ведут к сокращению численности группы.
    Как вы думаете, действует ли подобный механизм
    регулирования численности в человеческих
    сообществах? Объясните свой вывод.
    3. Россия относится к такой группе стран, где
    демографические проблемы имеют иной характер и
    связаны с сокращением численности населения,
    уменьшением доли его трудоспособной части. Как
    демографическая ситуация ближайшего будущего
    может отразиться на экономическом развитии
    страны?
    Учащиеся представляют результаты обсуждения
    проблемы в группах, задают друг другу вопросы.
    IV этап
    Итоговая дискуссия.
    – Что свидетельствует о том, что глобальные
    проблемы затрагивают судьбы всего человечества?
    – В чем выражается противоречивость процесса
    глобализации?
    V этап
    1. Подведение итогов работы.
    2. Написание синквейна.
    3. Основные выводы, к которым учащиеся могли бы
    прийти в ходе урока.
    – Напишите о своем отношении к проблеме урока:
    глобализация, глобальные проблемы
    современности.
    – Насколько актуален и интересен он для вас?
    27.06.2014

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *