Урок в 10 классе что такое общество?

11 ответов на вопрос “Урок в 10 классе что такое общество?”

  1. poltur Ответить

    Урок 1
    ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО.
    План урока.
    Понятие “общество”.
    Взаимосвязь общества и природы.
    Сферы общественной жизни и их взаимодействие.
    Общественные науки, их особенности.
    Общество в узком смысле:
    Круг людей объединенных общими целями, интересами, происхождением, уровнем жизни (акционерное общество, общество книголюбов, дворянское собрание, крестьянская община, высшее общество);
    Регион (российское общество, приморцы);
    По национальному признаку (русский народ, армянская диаспора);
    Отдельное конкретное общество, страна, государство;
    Исторический этап в развитии человечества
    (феодальное общество, капиталистическое общество);
    Человечество в целом .
    Общество в широком смысле:
    Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
    Прошлое, настоящее и будущее человечества.



    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    ОБЩЕСТВО
    Первоосновой взаимодействия людей является
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Совокупность индивидов, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    ЧЕЛОВЕК
    (ОБЩЕСТВО)
    Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды.
    Не только целесообразность, но и целепологание. Способность выходить за рамки опыта.
    ЖИВОТНЫЕ
    Приспособление к существующим природным условиям.
    Целесообразность поведения, направляемое инстинктом.
    Отличия деятельности человека от
    поведения других живых существ.
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    Важным условием жизни человека является
    КОЛЛЕКТИВНОСТЬ!
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    Общество – это коллектив коллективов (семья, трудовой коллектив, одноклассники, спортивная команда).
    Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например социальная группа, профессия, национальность, религиозная принадлежность, называется общностью

    Многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности, называются ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ!
    Общество – это определенный способ существования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей.
    Общество – это всегда совокупность людей
    Общество – это совокупность общественных отношений, складывающиеся между людьми
    Материальные отношения (производственная сила общества)
    Духовные отношения (возникают и проходят через сознание людей)
    Общество и природа.
    ОБЩЕСТВО
    Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира.
    В чем состоит обособление общества от природы?
    Общество и природа.
    ОБОСОБИТЬСЯ, – выделиться из общего, занять особое, изолированное положение.
    И.В. Мичурин: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача».
    ОБЩЕСТВО
    Сознание, воля.
    ПРИРОДА
    стихия
    Субъективные законы развития
    Создает культуру – вторую природу
    К чему привела такая установка сегодня?
    Общество и природа.
    ОБЩЕСТВО
    Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.
    ПРИРОДА
    Оказывает воздействие на развитие стран и народов
    Влияет на естественную среду обитания человека
    «+» или «-»
    Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом
    Материальная культура – здания, транспортные средства, предметы быта, приборы, оборудование и т.д.
    Духовная культура – знания, язык символы, ценности, правила и нормы поведения
    Экономическая
    сфера
    Социальная
    сфера
    Политическая
    сфера
    Духовная
    сфера
    Общество – это сложная динамическая система, которая состоит из нескольких подсистем (сфер) общественной жизни
    Связанная с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями)
    Связанная со специализированным духовным производством (искусство, наука, философия, мораль)
    Связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ
    Связанная с организацией общества и управления им, система институтов управления
    ● традиционное (доиндустриальное, аграрное)
    ● индустриальное
    ● постиндустриальное
    (информационное)
    Типология обществ
    Черты сравнения
    Традиционное
    Индустриальное
    Постиндустриальное
    Время возникнове-
    ния
    10 тыс. лет
    назад
    в результате аграрной революции
    XIXв.
    промышленная революция
    (Англия)
    70-80 гг. XXв.
    Основной фактор производства
    земля
    (главное богатство)
    капитал
    знания
    Основной продукт производства
    пища
    промышленная продукция
    услуги
    Основные черты производства
    ручной труд
    (соха, плуг)
    применение техники
    автоматизация производства, компьютеризация общества
    Характер труда
    индивидуальный труд
    стандартная
    деятельность
    творческое
    начало в труде
    Занятость
    населения
    основа – с/х
    (75%)
    основа –
    промышлен-ность (85%)
    основа –
    информация
    (70% – услуги)
    Основной вид
    экспорта
    сырье
    продукция
    производства
    услуги
    Социальная
    структура
    сословия,
    классы,
    замкнутость
    соц. структур
    классы,
    подвижность и открытость соц. структур
    дифференциация в зависи-мости от
    уровня образования и квалифика-ции
    Продолжи-
    тельность жизни
    40-50 лет
    70 лет
    более 70 лет
    Воздействие человека на
    природу
    локальное,
    неконтроли-руемое
    глобальное,
    неконтроли-
    руемое
    глобальное,
    контролируемое
    Взаимодей-
    ствие с другими странами
    несуществен-
    ное, закрытость
    стран
    тесное
    открытость
    общества
    Политическая
    жизнь
    монархия, власть выше закона, отсутствие политических свобод
    Парламен-
    таризм, многопартий-ность, провозглашение политич. свобод
    гражданское
    общество, политический плюрализм
    Духовная жизнь
    мало образован-ных людей, религиозные ценности
    вера в науку, массовая культура, подготовка специалистов
    особая роль науки, образования
    Общественные науки
    Обществознание – это школьная учебная дисциплина, под которой понимается некий синтез базовых знаний общественных наук.
    Науки, которые изучают общество и человека в нем
    Эстетика
    Политология
    Социология
    Юриспруденция (правоведение)
    Экономика (экономическая теория)
    Этика
    Культурология
    Этнология
    Общественные науки
    Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.
    Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.
    История – наука о прошлом человечества.
    Культурология – наука, изучающая культуру общества.
    Лингвистика – наука о языке.
    Политология – наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
    Психология – наука о развития и функционирования психики человека.
    Социология — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.
    Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.
    Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.
    Философия – наука о всеобщих законах развития общества.
    Этика – наука о морали.
    Эстетика – наука о прекрасном.

  2. 017 Ответить

    Что такое общество?
    Определений очень много:

    В узком смысле –

    Примеры:

    Функции общества
    производство материальных благ и услуг;
    распределение продуктов труда (деятельности);
    регламентация и управление деятельностью и поведением;
    воспроизводство и социализация человека;
    духовное производство и регулирование активности людей.
    Развитие взглядов на общество:
    Мифологическое мировоззрение.
    Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).
    Теогония (происхождение богов).
    Антропогония (происхождение человека).
    Древнегреческие  философы:
    Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе человечества и государства.
    Эпоха  средневековья – влияние Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.
    Возрождение (XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.
    XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости).
    XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм человеческого состояния.
    Локк –  общее равенство, свобода распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей.
    Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.
    С XVI века – утопический социализм, (Социализм – всеобщее равенство людей) его первый этап продлился по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей.
    В конце XVIII века начинается новый этап представителями которого были Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Они критиковали капитализм, пытаясь обосновать неизбежность наступления нового строя.
    Сен-Симон делил общество на две группы: 1) Паразиты (дворяне, рантье (кредиторы), военные); 2) Труженики (индустриалы); при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.
    Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.
    Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.
    В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции.
    До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.
    Суть общества во взаимоотношении между людьми.

    В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:


    Адаптация общества к потребностям в потребительских товарах – связь природы и общества.
    Поддержка установленных эталонов  для жизни общества.
    Определение коллективных целей и мобилизация ресурсов для их исполнения.
    Установка и сохранение связей между элементами общества.
    Основные сферы общественной жизни
    Деятельность людей и отношения между ними
    Учреждения (организации)
    Экономическая
    Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения
    Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
    Социальная
    Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий
    Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
    Политическая
    Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями
    Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
    Духовная
    Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления
    Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.
    Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система.
    1.       Целостная  система взаимосвязей различных социальных структур и подсистем, имеющая сверхсложный и иерархический характер.
    3.         Самодостаточное, так как  способно своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
    4.        Динамичное, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
    5.      Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи, с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.
    6.         Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым.
    Типы обществ и их характеристика:
    Традиционное общество (от древних цивилизаций до XVII е.)
    Экономическая сфера общественной жизни:
    —        господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла;
    —        экстенсивная технология и ручные орудия труда;
    —        человек максимально приспосабливался к окружающей среде и подчинялся ритмам природы;
    —        господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности;
    —        распределение материальных благ зависит от положения человека в социальной иерархии.
    Социальная сфера общественной жизни:
    —        социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна;
    —        социальная мобильность отсутствует: на протяжении всей жизни человек остаётся в одной и той же социальной группе;
    —        основными социальными ячейками являются община и семья;
    —        поведение человека в обществе регулируется корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами;
    —        в общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимаются как осуществление божественного промысла.
    Политическая сфера общественной жизни:
    —        господство Церкви и армии;
    —       монархия, деспотия;
    —        человек полностью отчуждён от политики;
    —        власть не представляется человеку большей ценностью, чем право и закон;
    —        общество консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям;
    —        изменения в обществе происходят медленно и спонтанно, без сознательного вмешательства людей.
    Духовная сфера общественной жизни:
    —        индивидуальность, самостоятельность не поощряются;
    —        социальная группа диктует личности нормы поведения;
    —        человек не анализирует своё положение в мире, и не подвергает анализу явления окружающей действительности;
    —        количество образованных людей невелико; устная информация преобладает над письменной;
    —        превалирует духовная, а не экономическая сфера человеческого бытия;
    —       повышенная религиозность.
    Пример:
    Основные модели стран современного Востока:
    1) Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг): западно-капиталистический путь развития. Характерно: – в экономике свободный конкурентный рынок;
    – государственное регулирование хозяйства;
    – гармоничное использование традиций и новаций.
    2) Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа нефтедобывающих государств):
    – западноевропейская экономика сочетается с глубоко не перестроенной своей традиционной внутренней структурой.
    – многопартийность.
    – демократические процедуры.
    – европейский тип судопроизводства.
    3) Африканские страны: отличаются отставанием и кризисами (большинство африканских стран, Афганистан, Лаос, Бирма).
    В экономике значительную роль играют западные структуры. Весомую роль занимает отсталая периферия. Скудность природных ресурсов. Неспособность к самообеспечению, низкий уровень жизни, характерно стремление к выживанию.
    Индустриальное общество (с XVII в. до конца XX в.)
    Экономическая сфера общественной жизни:
    —        экономической базой является промышленность, основанная на машинной технике;
    —        увеличение объёма основного капитала, снижение долговременных издержек на единицу продукции;
    —        повышение производительности труда в сельском хозяйстве, разрушение натуральной замкнутости;
    —        замена экстенсивного хозяйства интенсивным и простого воспроизводства расширенным;
    —        зарождение и развитие рыночной экономики;
    —        развитие научно-технического прогресса;
    —        человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет её себе;
    —        стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения;
    —        возрастает благосостояние населения;
    —       Образование монополий.
    —     Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.
    —       Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.
    —      Территориальный раздел мира.
    —     Экономический раздел мира.
    Социальная сфера общественной жизни:
    —        значительная социальная мобильность;
    —        резкое сокращение удельного веса крестьянства в составе населения;
    —        развитие процесса урбанизации;
    —        появление новых классов: промышленного пролетариата и буржуазии, укрепление средних слоев;
    —        аристократия приходит в упадок.
    Политическая сфера общественной жизни:
    —        возрастание роли государства;
    —        постепенное появление демократического режима;
    —        господство права и закона;
    —        человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
    Духовная сфера общественной жизни:
    —        значительная трансформация системы ценностей;
    —        человек автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами;
    —        индивидуализм, рационализм личности;
    —        освобождение сознания от влияния религии;
    —       развитие массовой культуры;
    —        человек стремится к самосовершенствованию.
    Пример:
    Западноевропейская цивилизация – индустриальное общество.
    Для него характерны:
    1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.
    2) Влияние НТР на производство и управление.
    3) Радикальные изменения всей общественной структуры.
    Информационное, или постиндустриальное, общество (конец XX — начало XXI в.)
    Экономическая сфера общественной жизни:
    —        на первый план выдвигается сфера услуг;
    —        индивидуализация производства и потребления;
    —        увеличение удельного веса мелкосерийного производства;
    —        предпочтение отдаётся ресурсосберегающим, энергосберегающим и наукоёмким технологиям;
    —       компьютеризация;
    —        развитие информационных технологий.
    Социальная сфера общественной жизни:
    —        стирание классовых различий;
    —       профессиональная дифференциация в обществе зависит от уровня знаний;
    —        сближение размера доходов различных групп населения, ведущее к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса;
    —        увеличение роли каждого отдельного человека в обществе;
    —        зависимость повседневной жизни общества от имеющейся информации.
    Политическая сфера общественной жизни:
    —        усиление роли государственного прогнозирования;
    —       демократия консенсуса;
    —       политический плюрализм, сильное гражданское общество
    Духовная сфера общественной жизни:
    —        ведущие роли в обществе принадлежат науке, знаниям и информации;
    —       непрерывное образование.
    Пример:  США, Япония и т.д.
    Общество и природа
    Исторический период
    Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом –
    Античность
    Природа — совершенный космос, противоположный хаосу. Принцип — жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое
    Средневековье
    Природа — результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом — душой. Принцип — возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа — результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога
    Возрождение
    Природа — источник радости, наслаждения. Принцип — единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека
    Новое время
    Природа — объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумньш человеком Принцип — господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой
    Современность
    Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип — партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы

    Основные институты общества
    Важнейшим компонентом общества как системы считают социальные институты.

    Появление социального института обусловлено:
    • потребностью общества;
    • наличием средств удовлетворения этой  потребности;
    • наличием необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов;
    • возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет  узаконить профессионально-правовую основу его деятельности.
    Социологи выделяют 5 таких потребностей:
    Воспроизводство рода;
    Безопасность и социальный порядок;
    Получение знаний;
    Социализация подрастающих поколений;
    Решение духовных проблем. Поиск смысла жизни.
    Выполнение потребностей  способствует созданию того или иного социального института.


    Признаки социального института

    Так как в ходе исторического прогресса у людей возникают новые потребности, то появляются новые виды деятельности и соответственно новые социальные институты.

    Предпосылки:
    1) возникновение  определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и  политических условий;
    2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и правил поведения;
    3)  освоение индивидами новых социальных норм и ценностей,  формирование на основе систем потребностей личности ценностных  ориентации и ожиданий.
    Известный социальный исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации.
    Это потребности:
    • в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
    • в производстве продуктов и услуг;
    • в распределении благ (и привилегий);
    • в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;
    • в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);
    • в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

    Социальные институты делятся на главные и вспомогательные (неглавные).

  3. SODAX Ответить

    Урок по обществознанию в 10 классе.
    Учитель .
    Тема: «Что такое общество»
    Литература:
    Обществознание. 10 класс. , . Москва. «Просвещение»2011 г.
    Цель урока: Познакомить учащихся с элементным составом, структурой общества, социальными институтами.
    I/ Ориентировочно-мотивационный этап.
    Тест по теме « Развитие знаний об обществе»
    Первым трудом по обществознанию можно считать: А. «Политику» Аристотеля.
    Б. «Капитал» К. Маркса.
    В. «Государство» Платона.
    Г. «Государя» Н. Макиавели.
    Ответ: в.
    Платон разделил общество на: А. два класса.
    Б. четыре класса.
    В. три класса.
    Ответ: в
    Отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеральную( внешних сношений) считается: А. Ж.Ж. Руссо.
    .
    .
    Г. Дж. Локк.
    Ответ: г
    4. Если материальный мир может быть предметом точного измерения и анализа, то почему таковым не может стать социальный мир? На этот вопрос первым попытался ответить:
    А. .
    .
    В. .
    .
    .
    Е. Дж. Локк
    Ответ: д
    Основоположником теории классов и социального конфликта является: А. .
    .
    В. .
    .
    .
    Е. Дж. Локк.
    Ответ: б
    6.Основателем классической экономики считается:
    .
    В. .
    Ответ: г
    Главное произведение Н. Макиавелли: А. «Государь»
    Б. «Государство»
    В. «Капитал»
    Г. «Диалоги»
    Ответ: а
    Знаменитый труд « Закат Европы» создал: А. Алексис де Токвиль.
    Б. Эдуард Бернетт Тайлор.
    В. Освальд Шпенглер
    Ответ: в
    Теорию культурно-исторических типов выдвинули: А. Алексис де Токвиль.

    Б. Эдуард Бернетт Тайлор.
    В. Освальд Шпенглер.
    Г. Льюис Генри Морган.
    Д. .
    Ответ: д
    Культурно – исторические типы различаются по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов: А. религиозного.
    Б. культурного.
    В. научного.
    Г. политического.
    Д. духовного.
    Е. экономического.
    Ответ: а, б, г, е.
    Определяющим фактором развития промышленности выступает: А. индустриальное общество.
    Б. доиндустриальное общество.
    В. постиндустриальное общество.
    Ответ: в
    В каком обществе главным институтами являются церковь и армия: А. в индустриальном.
    Б. в доиндустриальное.
    В. в постиндустриальном.
    Ответ: б
    Переходом, от какого общества (типа хозяйства) к какому явилась неолитическая революция: А. от охоты и собирательства к земледелию.
    Б. от земледелия к индустриальному обществу.
    В. от капиталистического к социалистическому.
    Г. от традиционного к современному.
    Ответ: а.
    Учитель: Тема сегодняшнего урока вы видите на экране. С понятием «общество» мы знакомы.
    Актуализация определения понятия « Общество»
    Учащиеся дают 4 определения общества, с которыми они знакомились в 8-9 классах.
    Общество –
    этап исторического развития человечества. система отношений. форма объединения людей, сложившееся в процессе совместной деятельности обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней.
    Примеры. В каком значении употреблено понятие общество в следующих высказываниях?
    А. Двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество.

    (коллектив)
    Б. За сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей.
    (конкретный этап)
    В. Пришельцы обнаружили на земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием.
    ( как система)
    Г. В обществе в отличие от природы действует закон ускорения.
    ( как человечество в целом)
    Учитель: Сегодня мы должны изучить строение общества, познакомиться с элементным составом и структурой общества.
    II. Ориентировочно-исполнительский этап.
    Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системной подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система- это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку характеризуется рядом признаков.
    Наиболее простым признаком общества как системы является его качественная обособленность. Т. е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы.
    Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения. Которая означает, что данная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей.
    Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы.
    Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений. Состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей. Иными словами любая система обладает совокупностью элементов, т. е. элементным составом и структурой, как совокупностью отношений между элементами. Исходя из выше сказанного, социум как система состоит из элементов – индивидов и их объединений, находящихся между собой в взаимодействии, т. е. каким то образом структурировано и прежде всего своей совокупной деятельностью. Следовательно, общество можем определить как совокупность индивидов и их объединений.

    1. Элементный состав общества в теории систем элемент определяется как наименьшая дробная часть целого, сохраняющего качественную определенность. Элементом общества является индивид – наиболее общее и абстрактное понятие, включающее в себя всю совокупность его свойств и отношений, в силу чего оно недостаточно информировано, а потому нуждается в уточнении и конкретизации. Индивид может выступить как человек, личность, гражданин. Личность характеризует индивида с позиции его автономности и независимости от других и общества в целом. Личностью можно назвать индивида, который обладает возможностью выйти из общественного производства без ущерба для благосостояния своего и своей семьи. В психологическом плане личностью становится индивид, который способен формировать собственное мнение и защищать вопреки мнения большинства. Таким образом личность обязательно связана с обществом и может формироваться только при наличии проявления активности в обществе. Индивид как гражданин характеризует взаимосвязь с государством. Определяется его правовой статус, политическое, экономическое положение в обществе. Гражданин является полноправным гражданином социума, обладает не только правами, но и обязанностями по отношению к обществу и государству, т. е. политико-правовая характеристика индивида.
    2. Семья- первая общественная объединение, которое человек застает родившись. ( характеристика видов браков семей в разное время развития общества). Главная функция семьи это воспроизводство и социализация индивида, а так же экономическая функция при реализации которой она превращается в экономическую ячейку общества, став важнейшим элементом социума.

    3. Корпоративные объединения, которые создаются с целью ведения совместной хозяйственной деятельности посредством объединения имущества. Денежных средств или трудовых усилий его участников. Корпоративные объединения представляют собой основную производственно-хозяйственную, финансовую или более широко экономическую единицу общества. Они могут выступить в форме АО, Товариществ, Предприятий.
    4. Общественные организации, представляют собой объединения по политическим, духовным, творческим, религиозным, профессиональным и прочим интересам. Общественные объединения это добровольное самоуправляемое некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественных организаций. Виды общественных объединений:
    -Общественная организация ( предусматривает членство, совместную деятельность участников, направленную на защиту и достижения уставных целей.),
    -общественное движение (массовое движение, участники которого не имеют членства, преследует социальные, политические и иные общественно-полезные цели),
    – общественный фонд ( не имеющие членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые используются на общественно-полезные цели),
    – общественное учреждение ( не имеющие членчтва, ставящие своей целью оказание конкретных вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям),
    – орган общественной самодеятельности ( не имеющих членства, его цель совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы; результат его деятельности удовлетворение потребности неограниченного круга лиц).

    II/ Функции и институты общества – как способ сосуществования людей, общество должно функционировать т. е. выполнять определенный набор функций:
    производство материальных благ и услуг воспроизводство и социализация человека духовное производство и регулирование активности людей. распределение продуктов труда регламентация и управление деятельностью и поведения Для реализации этих функций формируется соответствующие структуры, т. е. организации ( институты) и отношения.
    Социальный институт это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей, регулируемое сводом социальных норм. Социальный институт – это реальная совокупность людей, которая трудится в определенной сфере. Это исторически сложившиеся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленное на удовлетворение потребностей общества.
    Приведите примеры социальных институтов, которые функционируют в различных сферах общества. Задание №1
    В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.
    Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.
    В системе политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
    В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

    В структуру религиозных институтов ( на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве),епископата, крещения, исповеди, монашества и т. п.
    Внутри социального института родства, наряду с основными институтами семьи и брака, развиваются институты материнства и отцовства, побратимства, наследования, имя – наречения и др.
    Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.
    В процессе удовлетворения потребностей возникают между социальными институтами связи и отношения. Совокупность этих связей и отношений составляет структуру общества. Именно структура придает разрозненным элементам целостность и качественную определенность и дает возможность назвать данную совокупность системой. Чем сильнее внутренние связи и отношения, тем выше надежность и устойчивость системы.
    Общество- это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.
    Экономическая, или материально-производственная сфера – это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.
    Социальная сфера – это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями( классами, нациями, социальными слоями и т. п.), их ролью в жизни общества.
    Политическая, или политико-правовая сфера – это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.

    Духовная сфера – это область общественной жизни, связанная, со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов. В рамках, которых создаются и распространяются духовные ценности.
    Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказывается на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.
    III. Рефлексия.
    1.Элементы общества: индивид, семья, корпоративные объединения, общественные некоммерческие объединения.
    2. Функции общества: производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация человека, духовное производство и регулирование активности людей, распределение продуктов труда, регламентация и управление деятельностью и поведения
    4.Социальные институты: экономические институты, политические институты, правовые институты.
    3. Общественные отношения: Экономические, социальные, политические, духовные.
    Учитель: Сейчас я хочу вам предложить небольшую игру. Игра называется «Синквейн». В переводе с французского языка означает 5 строчек. Это игра поможет вам применить ваши знания в другой ситуации, способствует развитию аналитического мышления.
    Правила игры: Дается одно слово – существительное, которое пишется на первой строчке. На второй строчке нужно написать два прилагательных, которые характеризуют данное слово. На третьей –три глагола. На четвертой – четыре слова: пословицу, поговорку которая будет отражать характер данного слова. На пятой напишем одно слово на основе собственного мнения.
    Например:
    1.общество
    2.многофункциональное, сложное
    3.развивает, создает, радует
    4.нельзя быть свободным от общества.
    5.коллектив
    А сейчас попробуйте сами. По следующим словам: личность, экономика. институт, любовь, дискуссия.
    IV. Домашнее задание § 1, вопрос 1, 2, составьте таблицу «Общественные науки».

  4. UZVРђR Ответить

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
    Урок 1
    ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО.

    План урока.
    Понятие “общество”.
    Взаимосвязь общества и природы.
    Сферы общественной жизни и их взаимодействие.
    Общественные науки, их особенности.
    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения.
    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Страна, государство, регион.
    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Исторический этап в развитии человечества.



    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Человечество в целом.

    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    Все эти понятия раскрывают узкие, частные смыслы понятия “общество”.
    Так что же такое «ОБЩЕСТВО»?




    Исторический этап в развитии человечества.
    Круг людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи .
    Страна государство, регион.
    Человечество в целом.
    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    Что такое общество?
    ОБЩЕСТВО
    это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    ОБЩЕСТВО
    Первоосновой взаимодействия людей является
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Совокупность индивидов, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.


    Общество как совместная жизнедеятельность людей

    ЧЕЛОВЕК
    (ОБЩЕСТВО)
    Чем отличается деятельность людей от поведения других живых существ?
    ЖИВОТНЫЕ
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    ЧЕЛОВЕК
    (ОБЩЕСТВО)
    Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды.
    Не только целесообразность, но и целепологание. Способность выходит за рамки опыта.
    ЖИВОТНЫЕ
    Приспособление к существующим природным условиям.
    Целесообразность поведения, направляемое инстинктом.
    Отличия деятельности человека от
    поведения других живых существ.


    Общество как совместная жизнедеятельность людей

    ЧЕЛОВЕК
    (ОБЩЕСТВО)
    Отличия деятельности человека от
    поведения других живых существ.
    ЖИВОТНЫЕ
    В 1010 году
    В 1010 году
    В 2010 году

    ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ
    Общество как совместная жизнедеятельность людей

    Жизнь человека обеспечивается взаимодействием с другими людьми.
    Ребенок становится человеком только в среде людей.
    Важным условием жизни человека является
    КОЛЛЕКТИВНОСТЬ!
    Кто из этих литературных героев полноценный человек?


    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    Общество – это коллектив коллективов (семья, трудовой коллектив, одноклассники, спортивная команда).
    Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например социальная группа, профессия, национальность, религиозная принадлежность, называется общностью


    Многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности, называются ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ!
    Общество как совместная жизнедеятельность людей
    Можно ли назвать общественными отношениями?
    Общественные отношения имеют надличностный, надшдивидуалъный характер!
    «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».
    К. Маркс:
    Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл данного высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
    Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
    Общество и природа.

    ОБЩЕСТВО
    Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира.

    В чем состоит обособление общества от природы?
    Общество и природа.

    ОБОСОБИТЬСЯ, – выделиться из общего, занять особое, изолированное положение.
    И.В. Мичурин: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача».
    ОБЩЕСТВО
    Сознание, воля.
    ПРИРОДА
    стихия
    Субъективные законы развития
    Создает культуру – вторую природу
    К чему привела такая установка сегодня?
    Общество и природа.

    ОБЩЕСТВО
    Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.
    ПРИРОДА


    Оказывает воздействие на развитие стран и народов
    Влияет на естественную среду обитания человека
    «+» или «-»
    Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений: моральных, правовых, политических и т.д.
    Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надшдивидуалъный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т.д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *