Утренняя служба в церкви в воскресенье во сколько начинается?

9 ответов на вопрос “Утренняя служба в церкви в воскресенье во сколько начинается?”

  1. видео Baby Ответить

    Православное богослужение необычно! Некоторые его отличительные черты заметны, как только вы переступаете порог храма, и могут привести в замешательство. Другие его особенности становятся очевидными со временем. Приведу некоторую справочную информацию, которая может помочь вам почувствовать себя на православном богослужении более уверенно: двенадцать фактов, о которых нужно знать, оказавшись в православном храме впервые.
    1. Это что за беспорядок?
    В самом начале службы может сложиться впечатление, что в храме неразбериха: люди проходят в переднюю часть храма, молятся перед иконостасом (рядом икон, стоящих перед алтарем), целуют различные предметы, зажигают свечи, несмотря на то, что уже идет служба. Вообще, когда вы вошли, служба уже шла, хотя на дверях было ясно написано: «Начало Божественной литургии в 9:30». Вы явно смутились, что опаздываете, однако эти люди пришли еще позже и теперь перемещаются по храму. Что здесь происходит?

    По воскресениям в православной церкви происходит одна Евхаристическая служба* – Божественная литургия, ей предшествует утреня [в греческих и славянских Церквах литургия служится после утрени – ред.]. Между этими службами нет перерыва, как только заканчивается одна, начинается другая, поэтому время начала службы указывается предположительно. В общей сложности во время воскресной службы священнослужитель проводит в алтаре более трех часов, «пребывая в свете», как выразился один священник. Благодаря тому, что все находятся в постоянном движении, нет такого момента, когда все сидят на скамьях, кротко ожидая начала входного стиха и поглядывая на стрелки часов, приближающихся к 9:30. Православные верующие могут прибывать в разное время утрени или начала литургии, то есть где-то в продолжение часа. Когда бы они ни пришли, служба наверняка уже идет, но это не мешает им исполнить положенные по прибытию в храм личные молитвы.
    Это отвлекает новичков и даже может быть воспринято как неуважение, но вскоре вы начинаете понимать, что это не просто формальность, а глубоко личное проявление веры. Конечно, это не оправдывает тех, кто опаздывает, но, к сожалению, в перечне добродетелей многих православных верующих пунктуальность зачастую отсутствует.
    2. Стой за Христа!
    В православной традиции верующие выстаивают почти всю службу. В самом деле. В некоторых православных храмах даже нет стульев, не считая нескольких, стоящих по краям помещения, для тех, кто в них нуждается.
    В любом случае, если вам слишком тяжело постоянно стоять, можете присесть. Никто не станет возражать, да и вряд ли кто обратит на это внимание. Со временем вы привыкнете к длительному стоянию.
    3. Сим победиши
    Можно без преувеличения сказать, что мы часто крестимся. Мы осеняем себя крестным знамением при упоминании Святой Троицы, когда прикладываемся к кресту или к иконе и еще много раз в течение Божественной литургии.

    Но это не значит, что все должны вести себя одинаково. Некоторые осеняют себя крестом трижды подряд, другие, перекрестившись, касаются правой рукой земли. Войдя в храм, некоторые верующие могут подойти к иконе и сотворить «метания» – перекреститься, коснуться правой рукой пола, и, проделав так дважды, поцеловать икону, а затем еще раз повторить «метание».
    Со временем это перестанет быть сложным, но поначалу кажется, что это доступно только посвященным, и вы боитесь сделать что-нибудь не так. Будьте спокойны, вам необязательно немедленно следовать их примеру.
    Мы крестимся правой рукой справа налево, в отличие от католиков и протестантов – англикан Высокой церкви. Мы складываем пальцы особым образом: большой палец и два следующих соединяются вместе, а оставшиеся два пальца прижимаются к ладони.
    Как и всеми нашими действиями, этим Православие побуждает нас исповедывать свою веру. Попробуйте разгадать, какой символ за этим стоит? (Три пальца, сложенных вместе, символизируют Троицу, два пальца, опущенных к ладони – две природы Христа, а также Его сошествие на землю).
    Это тоже требует тренировки. Но если поначалу вы будете не совсем точно складывать пальцы, никто не станет обличать вас в ереси.
    4. Коленопреклонение
    Как правило, мы не молимся на коленях. Иногда мы падаем ниц. Но не так как падают ниц католики, распластавшись по полу. Мы преклоняем колена, опираемся руками о пол и касаемся его лбом.

    Это выглядит как на фотографиях с какого-нибудь среднеазиатского богослужения, и представителям западной культуры это кажется невидалью. Вначале чувствуешь себя неловко, падая ниц, но все остальные делают это естественно и впоследствии неловкость проходит. Женщины замечают, что земные поклоны удобнее делать в широких юбках, а стоять удобнее в обуви без каблуков. Иногда мы делаем земной поклон и тут же поднимается, как во время молитвы св. Ефрема Сирина, которая часто произносится во время Великого Поста. Бывает, что мы поклоняемся и задерживаемся так на некоторое время, как делают в некоторых общинах в некоторых местах Евхаристической молитвы.
    Не все делают земные поклоны. Некоторые верующие преклоняют колена, другие стоят со склоненной головой, сидящие могут наклониться вперед и сидеть согнувшись. Робко стоять также не возбраняется. Никто не обратит внимания, если вы не станете падать ниц. Для православия более свойственны разнообразные формы выражения личной религиозности, чем ощущение, что за тобой наблюдают и могут оскорбиться, если ты делаешь, что-то неправильно.
    Один из бывших священников Англиканской церкви в Америке признался, что на его решение стать православным больше всего повлиял вид припадающих в земных поклонах верующих. Он подумал тогда, что именно так следует предстоять перед Богом.


    5. Люблю и целую.

    Мы целуем святыни.
    Когда мы заходим в церковь, мы целуем иконы (у Иисуса принято целовать стопы, а у святых десницу). Вскоре вы обращаете внимание, что некоторые целуют Святую Чашу, некоторые – край риз священника, когда он приходит мимо, причетники целуют его руку, когда подают ему кадило, в конце службы мы все становимся в очередь, чтобы поцеловать крест.
    Когда мы говорим, что «приложились» к чему-либо – это означает, что мы осенили себя крестным знамением и поцеловали этот предмет.
    Перед причастием мы целуем друг друга («Приветствуйте друг друга лобзанием любви (1 Петр. 5:14) (сегодня в России целование мира сохранилось среди духовенства – прим.ред.). Когда католики и протестанты Высокой церкви совершают «преподание мира», они обнимаются, пожимают друг другу руки, или слегка касаются друг друга щеками – это обычное приветствие представителей западной культуры. У православных другая культура: греки и арабы целуются в обе щеки, славяне – троекратно. Поддайтесь инициативе близстоящих, и старайтесь не столкнуться носами.
    На типичное обращение: «Христос посреди нас» отвечают: «Есть и будет». Не бойтесь, если вы забудете, что отвечать. Здесь не произносят обычного для протестантов приветствия: «Мир Господа да пребудет с вами», неуместно будет также сказать что-нибудь вроде: «Какая замечательная у вас церковь». Целование мира – это литургическое действие, знак мистического единства. Беседы и общение оставьте на потом.
    6. Освященный и жертвенный хлеб
    К причастию могут приступать только православные, но частички освященного хлеба могут вкушать все.

    Это происходит так: кто-то из прихожан печет круглый хлеб для причастия и на нем делается оттиск печатью. Во время подготовительной службы перед литургией священник вырезает из печати сегмент и откладывает его в сторону. Он называется «Агнец». Оставшаяся часть хлеба разрезается на части, кладется в большую корзину и благословляется священником. Во время Евхаристической молитвы Агнец пресуществляется в Тело Христа, а вино в Чаше в Его Кровь. И тут происходит удивительное: священник опускает Агнца в Чашу с вином. Когда мы причащаемся, мы подходим к священнику друг за другом, широко открывая рты, и он дает нам с золотой ложечки частичку хлеба, пропитанного вином. Он также читает над нами молитву, называя наше имя или имя святого, которое мы получили при крещении или миропомазании (таинство принятия в Церковь через помазание священным маслом).
    Пройдя мимо священника, мы подходим к алтарнику, который держит корзину с освященным хлебом. Люди берут частички для себя или своих неправославных знакомых. Если вас кто-то угощает частичкой освященного хлеба, не пугайтесь – это не причастие. Это символ братства.
    Случайные посетители иногда обижаются, что их не допускают к причастию. В Православии считается, что Причастие шире личных отношений с Христом. Оно удостоверяет вероисповедание исторического православного учения, подчинение определенному православному епископу, и преданность определенной православной общине. Тут нет каких-то привилегий, стать верным Православной Церкви может каждый. Но Евхаристия – это сокровище Церкви, и оно сберегается для тех, кто связал себя с Церковью. Это похоже на откладывание супружеских отношений до брака.
    Еще одна причина того, почему мы оберегаем Евхаристию от всеобщего доступа, в том, что мы относимся к ней серьезнее многих других христианских конфессий. Мы верим, что это воистину Тело и Кровь Христовы. Мы не приступаем к причастию, не исповедовавшись в грехах перед священником и не примирившись с другими членами Церкви. Мы воздерживаемся от еды и питья, даже утренней чашки кофе, с полуночи перед причастием.
    Итак, мы подошли к теме поста. Когда новички узнают об этой православной традиции, они обычно с трудом в это верят. Мы воздерживаемся от мяса, рыбы, молочного, вина и растительного масла каждую среду и пятницу, а также на протяжении четырех промежутков года, дольше всего во время Великого поста перед Пасхой. В общей сложности это занимает около полугода.
    Здесь, как и везде, возможны вариации. Посоветовавшись со священником, люди решают, в какой мере они могут держать эти посты, как с физической, так и духовной точки зрения – чрезмерная строгость вскоре может привести к расстройству и подавленности. Пост это личное дело каждого человека. Как сказал св. Иоанн Златоуст в своей пасхальной проповеди, это праздник для всех, кто постился, и кто не постился: «воздержанные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!»
    Важно отметить, что пост – это не жесткие правила, нарушив которые, вы подвергаетесь страшной опасности, и это не наказание за грехи. Пост – это упражнение для нашего роста и укрепления, лекарство для души.
    Посоветовавшись со священником, как с духовным врачом, вы можете выработать такую меру поста, которая будет держать вас в тонусе, но не сломает. Возможно, в следующем году вы сможете осилить больше. Со временем, пережив опыт братского поста совместно с любящей общиной, многие люди обнаруживают, что им начинает нравиться постится.


    7. Почему нет общей исповеди?

    Мы считаем, что у нас нет одинаковых грехов, они все индивидуальны. Во время литургии нет отдельной исповедальной молитвы. Православные должны регулярно исповедоваться священнику лично.
    Роль священника более, чем в других конфессиях напоминает роль духовного отца. К нему не обращаются просто по имени, а произносят перед именем «отец». У его жены тоже есть своя определенная роль матери прихода, и ее тоже называют по особенному, в зависимости от культуры: по-арабски «Khouria», по-гречески «Presbytera», и то и другое значит жена священника, а по-русски «матушка», что означает «мать».
    Еще одну особенность составляет Символ Веры, который произносится или поется, в зависимости от прихода. Если вы произнесете по привычке или намерено «И от Сына исходящего», вас никто не поддержит. Филиокве появилось в Символе Веры шесть столетий после его составления, а мы придерживаемся оригинальной версии. Посетители из общин Высокой церкви отмечают, что мы не кланяемся и не преклоняем колена на словах «и воплотившегося».
    Также мы не перестаем восклицать «Аллилуйа» во время Великого Поста, как делают монахини англиканской общины, более того, великопостная утреня у нас особенно изобилует этим восклицанием.
    8. Музыка.
    Около семидесяти пяти процентов службы занимает пение прихожан. Православные не используют музыкальных инструментов во время службы. Обычно пение ведет небольшой хор, поющий а капелла, степень участия прихожан в пении отличается в разных приходах. Музыкальный стиль также бывает разным, начиная от одноголосного пения в восточных традициях Арабской церкви и заканчивая европейским звучанием четырехголосной гармонии в Русской Церкви, с множеством вариаций между ними.
    Это беспрерывное пение поначалу ошеломляет, кажется, что вы ступаете на стремительно движущийся эскалатор, и вас несет в течение полутора часов, пока вы с него не сойдете. Кто-то справедливо заметил, что литургия – это одна беспрерывная песнь.
    Каждую неделю поется почти одно и то же, и это препятствует утомлению. Каждое следующее воскресение служба меняется совсем незначительно, основные молитвы и песнопения идут в одном порядке, и вскоре вы уже будете знать их наизусть. Тогда вы начнете ощущать присутствие Божье, что почти невозможно сделать на том этапе, когда вы переключаетесь, то на чтение молитвослова, то на текст литургии, то на изучение приходского листка.
    9. Редакторы бессильны
    Разве нельзя сказать это короче? Зачем эти лишние эпитеты? Нельзя ли еще раз ужать этот текст, пусть довольно точный и меткий? Но тогда это будет уже не православное богослужение. Православные всегда постараются выразиться как можно пространнее. В православном вероисповедании, молитвы много не бывает, это относится и к другим его аспектам. Когда священник или дьякон возглашает: «Исполним** молитву нашу Господеви…», будьте уверены, что стоять придется еще минут пятнадцать.
    Изначально литургия длилась более пяти часов, это показывает, что люди в те времена горели сердцами к Господу. Св. Василий Великий в своей редакции литургии сократил ее продолжительность до двух с половиной часов, а позднее (около 400 года) св. Иоанн Златоуст еще сократил это время до полутора часов. Обычно по воскресеньям служится литургия св. Иоанна Златоуста, но в некоторые дни (воскресения Великого поста, Крещенский Сочельник), мы служим более длинную литургию св. Василия Великого.
    10. Взбранная Воевода
    Неизменная черта православного богослужения – почитание Девы Марии, «Непобедимой Воеводы» всех христиан. Мы называем ее также Богородицей или Божьей Матерью. Она способствовала нашему спасению, сделав физически возможным воплощение Бога в человека. Но, несмотря на Ее почитание, как сказано в Евангелии: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:48), это не означает, что мы верим в волшебные силы Ее или других святых или считаем их полубогами. Когда мы поем «Пресвятая Богородица, спаси нас», мы не рассчитываем, что Она дарует нам спасение в вечности, а просим Ее молитв о нашем заступлении и возрастании в вере.

    Мы просим молитв Девы Марии и других святых так же, как мы просим молитв друг у друга. Они ведь не умерли, а просто отошли в иной мир. Мы окружаем себя иконами для напоминания о том, что все святые невидимо соучаствуют в нашей молитве. 11. Трое врат.
    В каждом православном храме перед алтарем стоит иконостас. Иконостас означает «стойка для икон» и он может элементарно представлять собой большую икону Христа справа и икону Богородицы с младенцем слева. В более обустроенном храме алтарь может представлять собой украшенную иконами перегородку. Некоторые типы иконостасов закрывают алтарь от взоров, кроме тех моментов, когда центральные врата открыты.

    В самом простом варианте иконостаса с двумя большими иконами есть три входа. Центральный, непосредственно перед алтарем, называется Святыми или Царскими вратами, потому что во время Евхаристии через них к молящимся выходит сам Царь Славы. Святыми вратами пользуется только священник или дьякон с Чашей в руках. По обе стороны от икон, если это упрощенный иконостас, находятся двери с изображенными на них ангелами, они называются Дьяконские врата. Ими пользуются алтарники и другие служители, однако без особой надобности заходить и выходить из алтаря не разрешается. Служителями алтаря – священниками, дьяконами, алтарниками могут быть только лица мужского пола. Женщины могут участвовать во всех остальных сферах церковной жизни. Женский вклад ценится наравне с мужским еще со времен первых мучеников; взглянув в сторону алтаря, всегда можно увидеть Богоматерь и других святых жен. Во многих православных храмах женщины трудятся наравне с мужчинами: управляют хором, пишут иконы, ведут уроки, читают Апостол и участвуют в приходском совете.
    12. Куда податься американцу?
    Перелистывая Желтые страницы любого мегаполиса, можно обнаружить большое количество православных церквей: Греческую, Румынскую, Русскую, Антиохийскую, Сербскую и множество других. Неужели Православие настолько национально ориентировано? Не являются ли эти разделения свидетельствами богословских распрей и расколов? Отнюдь нет. Все эти православные церкви это одна Церковь. Национальная принадлежность указывает на то, к чьей юрисдикции относится приход и какому епископу подчиняется.
    В Северной Америке 6 миллионов православных, а по всему миру их 250 миллионов, поэтому православная община занимает среди всех христиан второе место по величине.
    Несмотря на такое национальное многообразие, поразительно, что православие едино в богословских и нравственных вопросах. Православные по всему миру единодушно придерживаются проповеданных апостолами фундаментальных христианских принципов, которые передаются из поколения в поколение епископами – апостольскими преемниками. Кроме того, они верны апостольским устоям морали: аборты, половые отношения вне семьи так же считаются грехом с православной точки зрения.
    Кто-то, возможно, объяснит это единство исторической случайностью. Однако, мы объясняем это воздействием Святого Духа.
    К чему тогда такое многообразие национальных церквей? Эта национальная принадлежность наглядно отражает географические особенности. Северная Америка тоже представляет собой географическое единство, когда-нибудь у нас также будет единая национальная церковь: Американская Православная Церковь. Так должно было быть изначально, но ввиду сложных исторических предпосылок этого не произошло. Вместо этого, каждая эмигрировавшая в США православная этническая группа произвела свою собственную церковную структуру. Подобное многообразие православных юрисдикций это не более чем временное недоразумение, для преодоления этих ненужных преград ведутся усиленные молитвы и большая работа.
    В настоящий момент крупнейшими юрисдикциями в Америке являются Греческая Православная Митрополия, Православная Церковь в Америке (русского происхождения) и Антиохийская Митрополия (арабского происхождения). Литургии во всех них в основном одинаковые, возможно, с некоторыми особенностями в языке и музыке.
    Поначалу православие поражает своей необычностью, но со временем это чувство проходит. Все больше и больше начинаешь себя чувствовать в нем как дома, и постепенно оно вас приведет в ваш истинный дом – в Царство Небесное.
    Перевела с английского специально для портала «Православие и мир» Марина Леонтьева

  2. Maukazahn Ответить

    Что такое вечерняя служба

    Во сколько начинается вечерняя служба в церкви? Началом суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Поэтому первой службой получается вечерняя. Основной тематикой этого богослужения – воспоминания о событиях Священной истории Ветхого Завета: о сотворении мира Господом, первородном грехе предков, о служении пророков и законодательстве Моисея. Также христиане благодарят Господа за прожитый день.
    После вечерни принято проводить повечерие. Зачастую это общественные молитвы на сон грядущий. В них вспоминается о сошествии Христа в ад и вызволение праведников от власти дьявола.
    В полночь служат полунощницу. Во время данной службы напоминают о Втором пришествии Христа и Страшном Суде.

    Что называют утренней

    После вечерней службы происходит проведение утренней. Утренней называют самое длительное богослужение. Его принято проводить перед восходом солнца. Во время проведения принято вспоминать о событиях земной жизни Христа. Также читают большое количество как покаянных, так и благодарственных молитв.
    О том, во сколько начинается утренняя служба в церкви, желательно уточнить в храме, который Вы посещаете. Начало во времени может отличаться, но незначительно.
    В районе 7 часов утра проводят богослужение, которое называют 1-й час. Это короткая служба. Во время которой говорят о пребывании Христа на суде первосвященника.
    Около 9 часов проводят 3-й час. При ее проведении вспоминают о событиях, которые происходили в Сионской горнице, где на апостолов был послан Дух Святой, а Спасителю преторий Пилат вынес смертный приговор.

  3. Mnegda Ответить

    Служба великому святому, память которого приходится в период пред- или попразднства, всегда соединяются со службой праздника (предпразднства). Устав такой службы можно найти в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также некоторые указания можно найти в 22-й храмовой главе Типикона и в месяцеслове (см. последования 11 января, 23 апреля, 30 апреля, 8 мая, 9 мая, 9 августа). В данный период, как и в период пения Октоиха, в честь бденного святого или храмового праздника совершается всенощное бдение, а если случится празднование памяти полиелейного святого, то совершается Великая вечерня и полиелейная утреня.
    Малая вечерня
    Совершается только в случае празднования памяти бденного святого.
    Стихиры на «Господи воззвах…»:
    стихиры святого на 4; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника347 (предпразднства).
    Стихиры на стиховне:
    стихиры святого с их припевами: «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника.
    По «Ныне отпущаеши…»:
    тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства).
    Великая вечерня Поется
    «Блажен муж…»

    Стихиры на «Господи воззвах…»
    Для малой вечерни стихиры праздника можно брать из чинопоследования службы данному празднику.
    на 8: стихиры праздника348 – 3 и стихиры святого на 5; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника (в субботу – догматик воскресный уходящего гласа).
    Совершается вход, поется прокимен дня.
    Паремии святого – 3 (если совершается празднование апостолу и читаются паремии из Нового Завета, то царские врата на время чтения паремий остаются открытыми).
    Стихиры на литии (если служится бдение) – стихиры праздника (со стиховни данного дня без припевов) и стихиры святого; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника
    Стихиры на стиховне: стихиры святого349 с их припевами; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника.
    По «Ныне отпущаеши…»:
    Если совершается служба бденному святому – тропарь святого (дважды) и тропарь праздника (предпразднства) единожды350, а в службе полиелейному святому – тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства).
    Малое повечерие (если не совершается бдение)
    Канон не поется, кроме периода предпразднства Рождества Христова и Богоявления, когда поется трипеснец предпразднства (см. 20 декабря).
    По Трисвятом – кондак святого; «Слава, и ныне» – кондак праздника (см. 52-ю главу Типикона).
    Полунощница (если не совершается бдение)
    В праздники полиелейных святых совершается вседневная (в субботу – субботняя) полунощница по чину без особенностей.
    Однако в праздники бденных святых, если по какой-либо причине не совершается всенощное бдение, служится праздничная полунощница со следующими особенностями (см. 2-ю храмовую главу):
    По 1-м Трисвятом: тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства).
    По 2-м Трисвятом: кондак святого; «Слава, и ныне» – кондак праздника (предпразднства). Затем «Господи, помилуй» (12 раз), после чего сразу следует молитва «Преславная Приснодево…» (т. е. молитва «Помяни, Господи, в надежди…» опускается).
    Утреня
    По «Бог Господь…»:
    тропарь праздника (предпразднства) – дважды; «Слава» – тропарь святого; «И ныне» – тропарь праздника (предпразднства). Кафизмы: по Уставу.
    Седальны по кафизмам:
    седален святого – 2 раза; «Слава, и ныне» – седален праздника (если в чинопоследовании службы святому имеется два седальна по одной кафизме, то 1-й седален читается один раз; «Слава» – второй седален; «И ныне» – седален праздника (предпразднства)).
    Поется полиелей: и величание святого со стихами избранного псалма.
    Седальны по полиелее: седален святого – 2 раза; «Слава, и ныне» – седален праздника351 (предпразднства).
    Если в Минее находятся два седальна, то читается 1-й седален один раз; «Слава» – второй седален; «И ныне» – седален праздника (предпразднства).
    Прокимен и Евангелие – святого.
    Стихира на 50-м псалме – святого.
    Канон
    Праздника на 6 и канон святого на 8.
    Ирмосы праздничного канона.
    Катавасия – рядовая по Уставу; поется по каждой песни (чаще всего в по-празднство, кроме периодов попразднства Рождества Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, на катавасию поются те же самые ирмосы празд-ничного канона).
    По 3-й песни:
    кондак и икос праздника (предпразднства); седален святого (два раза);
    «Слава, и ныне» – седален праздника (предпразднства). Если в службе святому содержится два седальна, то после кондака и икоса праздника (предпразднства) читается 1-й седален святого (один раз); «Слава» – 2-й седален святого; «И ныне»
    – седален праздника (предпразднства).
    По 6-й песни:
    кондак и икос святого.
    По 9-й песни:
    светилен святого (два раза); «Слава, и ныне» – светилен праздника (предпразднства)352.
    Стихиры на «Хвалите» на 6:
    3 стихиры праздника (предпразднства) со стиховни утрени рядовой службы Минеи и 3 стихиры святого; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – праздника (предпразднства).
    По Великом славословии:
    тропарь святого;
    «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства).
    На часах
    На 1-м и 6-м: тропарь праздника (предпразднства); «Слава» – тропарь святого; «И ныне» – богородичен часа.
    По «Отче наш…» – кондак праздника (предпразднства).
    На 3-м и 9-м: тропарь праздника (предпразднства); «Слава» – тропарь святого; «И ныне» – богородичен часа.
    По «Отче наш…» – кондак святого.
    Литургия
    Антифоны изобразительные.
    Блаженны на 8:

    а) в предпразднство – 4 из 3-й песни канона предпразднства и из 6-й песни канона святого;
    б) в попразднство – 4 из рядовой353 песни канона праздника и 4 из 6-й песни канона святого.
    Тропари и кондаки по входе:
    В Господском храме:
    – в предпразднство или попразднство Господского праздника:
    тропарь праздника (предпразднства) и тропарь святого;
    «Слава» – кондак святого;
    «И ныне» – кондак праздника (предпразднства).
    – в предпразднство или попразднство Богородичного праздника:
    тропарь храма, тропарь праздника (предпразднства), тропарь святого; кондак храма; «Слава» – кондак святого;
    «И ныне» – кондак праздника (предпразднства).
    В Богородичном храме:
    – в предпразднство или попразднство Господского праздника:
    тропарь праздника (предпразднства) и тропарь храма, тропарь святого; кондак храма;
    «Слава» – кондак святого;
    «И ныне» – кондак праздника (предпразднства).
    На основании последования 15 сентября можно кондак храма спеть на «И ныне», а кондак праздника – перед «Славой».
    – в предпразднство или попразднство Богородичного праздника:
    тропарь праздника (предпразднства), тропарь святого;
    «Слава» – кондак святого;
    «И ныне» – кондак праздника (предпразднства).
    В храме святого:
    тропарь праздника (предпразднства), тропарь храма, тропарь святого; кондак храма;
    «Слава» – кондак святого;
    «И ныне» – кондак праздника (предпразднства).
    В случае празднования памяти бденного святого тропарь и кондак храма в храме святого не поются.
    Прокимен, аллилуия:
    В предпразднство:
    – если совершается память бденного святого – только святого;
    – в день памяти полиелейного святого – дня354 и святого. В попразднство (любого святого) – праздника и святого.
    Апостол и Евангелие:
    В предпразднство:
    – если совершается память бденного святого – только святого;
    – полиелейного святого – рядовые (накануне самого праздника – два рядовых: настоящего дня и грядущего) и святого.
    В попразднство (любого святого) – рядовые и святого. Задостойник праздника (только в попразднство). Причастны:
    В предпразднство:
    – бденному святому – только святого;
    – полиелейному святому – дня и святого.
    В попразднство – праздника и святого.
    О святом на 6 или малом святом, если случится в период предпразднства или попразднства в седмичный день
    Устав такой службы можно найти в 12 главе Общей Минеи («О святем, емуже
    поется на 4 или на 6 в предпразднствах и попразднствах кроме недели»), а также в Месяцеслове Типикона (см. последование 7 сентября, 9 сентября, 15 сентября, 20 ноября, 22 ноября и др.). В данный период, как и в период пения Октоиха, совершаются вседневные вечерня и утреня.
    Вечерня
    Кафизма рядовая по Уставу. В неделю вечера и во все те дни, накануне которых совершалось бдение, кафизмы нет.
    Стихиры на «Господи воззвах…», на 6:
    Служба одному святому:
    3 стихиры праздника (предпразднства) и 3 стихиры святого;
    «Слава» – стихира святого;
    «И ныне» – стихира праздника (предпразднства).
    Двум святым:
    3 стихиры 1-го святого и 3 стихиры 2-го святого;
    «Слава» – стихира 1-го святого;
    «И ныне» – стихира праздника (предпразднства).
    Входа нет.
    Стихиры на стиховне:
    стихиры праздника (предпразднства) с их припевами;
    «Слава» – стихира святого;
    «И ныне» – стихира праздника (предпразднства).
    Если стихира «Славы» отсутствует, то на «Слава, и ныне» полагается стихира праздника (предпразднства).
    По «Ныне отпущаеши…»:
    Служба одному святому: тропарь святого;
    «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства).
    Двум святым:
    тропарь 1-го святого;
    «Слава» – тропарь 2-го святого;
    «И ныне» – тропарь праздника (предпразднства).
    Если же тропарь святому не указан, то поется только тропарь праздника (предпразднства).
    Малое повечерие Канон не поется, кроме следующих случаев:
    – в предпразднства Рождества Христова и Богоявления поется трипеснец препразднства;
    – если служба одному из святых выносится на повечерие, то в этих случаях на повечерии поется канон этому святому (например, 9 сентября, 30 декабря и др.)
    По Трисвятом:
    кондак праздника (предпразднства).
    Полунощница
    Совершается вседневная полунощница (в субботу – субботняя) по Уставу без особенностей.
    Утреня
    По «Бог Господь…»:
    Служба одному святому:
    тропарь праздника (предпразднства) – дважды. «Слава» – тропарь святого; «И ныне» – тропарь праздника (предпразднства).
    Двум святым:
    тропарь праздника (предпразднства) – единожды, тропарь 1-го святого; «Слава» – тропарь 2-го святого; «И ныне» – тропарь праздника (предпразднства).
    Если святой не имеет тропаря, то поется только тропарь праздника (предпразднства) – трижды.
    Кафизмы по Уставу (в период зимнего расписания читаются только две кафизмы, а третья кафизма переносится на вечерню грядущего дня).
    Седальны по кафизмам:
    седален праздника (предпразднства); «Слава, и ныне» – еще раз этот же седален355.
    Канон
    Служба малому святому: канон праздника (предпразднства) на 8; канон святого на 4.
    Катавасия – ирмос канона святого; поется по каждой песни.
    По 3-й песни:
    кондак и икос (если есть) святого; седален святого;
    «Слава, и ныне» – седален праздника (предпразднства).
    По 6-й песни:
    кондак и икос праздника.
    По 9-й песни:
    – если есть светилен святому – светилен святого; «Слава, и ныне» – праздника (предпразднства).
    – если светилен святому не указан, то читается светилен праздника 2 раза (через «Слава, и ныне»). Если имеется два светильна, читается 1-й светилен праздника; «Слава, и ныне» – 2-й светилен праздника (предпразднства).
    Служба святому на 6: канон праздника (предпразднства) на 6 и канон святого на 6.
    Катавасия – ирмос канона святого; поется по каждой песни.
    По 3-й песни:
    кондак и икос праздника (предпразднства). седален святого (дважды);
    «Слава, и ныне» – седален праздника (предпразднства).
    По 6-й песни:
    кондак и икос святого.
    По 9-й песни:
    светилен святого (дважды);
    «Слава, и ныне» – праздника (предпразднства).
    Служба двум святым: канон праздника на 6; канон 1-го святого на 4; канон 2-го святого на 4;
    Катавасия – ирмос канона 2-го святого; поется по каждой песни.
    По 3-й песни:
    кондак и икос (если есть) 1-го святого; кондак и икос (если есть) 2-го святого; седален 1-го святого;
    «Слава» – седален 2-го святого;
    «И ныне» – седален праздника (предпразднства).
    По 6-й песни:
    кондак и икос праздника (предпразднства).
    По 9-й песни:
    светилен 1-го святого; «Слава» – светилен 2-го святого; «И ныне» – светилен праздника (предпразднства). Если в Минее светильны святым не указаны, то дважды читается светилен праздника (см. выше). «Всякое дыхание…» не поется.
    Стихиры на «Хвалите» (если есть):
    Здесь возможны два случая:
    1) Стихиры праздника (предпразднства) на 4; «Слава» – стихира святого;
    «И ныне» – стихира праздника (предпразднства) (см., например, 22, 23 января, 3 января и др.).
    2) Стихиры святого на 4; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника (предпразднства) (см., например, 16, 20 сентября, 29 декабря).
    Однако чаще всего хвалитные стихиры в Минее отсутствуют и потому не поются вовсе (как на вседневной утрени в случае богослужения шестеричному святому).
    Славословие не поется.
    Стихиры на стиховне:
    стихиры праздника (предпразднства) с их припевами; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника (предпразднства).
    Если в Минее стихира святого отсутствует, то на «Слава, и ныне» поется стихира праздника (предпразднства).
    По «Благо есть…»:
    Служба одному святому:
    тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства). Двум святым:
    тропарь 1-го святого; «Слава» – тропарь 2-го святого; «И ныне» – тропарь праздника (предпразднства).
    На часах
    Служба одному святому:
    тропарь праздника (предпразднства); «Слава» – тропарь святого; «И ныне» – богородичен часа. Кондак праздника (на всех часах). Двум святым – тропари:
    – на 1-м и 6-м часах – тропарь праздника (предпразднства); «Слава» – тропарь 1-го святого; «И ныне» – богородичен часа.
    – на 3-м и 9-м часах – тропарь праздника (предпразднства); «Слава» – тропарь 2-го святого; «И ныне» – богородичен часа.
    Кондак праздника (предпразднства) на всех часах.
    Литургия
    Антифоны, изобразительные. Блаженны на 8: В предпразднство:
    – если святой имеет Блаженны – 4 тропаря из 3-й песни канона предпразднества и 4 из 6-й песни канона святого.
    – если святой не имеет Блаженн – 4 тропаря из 3-й песни и 4 из 6-й песни канона предпразднства.
    В попразднство:
    – если святой имеет Блаженны – на 8: 4 тропаря из рядовой песни канона праздника и 4 из 6-й песни канона святого.
    – если святой не имеет Блаженн – тропари из рядовой песни канона праздника на 6356.
    Входной стих:
    В попразднство Господского праздника: «Приидите поклонимся и припадем
    ко Христу, спаси ны Сыне Божий…» (после слов «Сыне Божий» добавляется припев 2-го антифона праздника).
    В попразднство Богородичного праздника:
    «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий, молитвами Богородицы поющия Ти: Аллилуйя»357
    .
    Тропари и кондаки по входе:
    Если служба совершается одному святому (малому или шестеричному), то порядок пения тропарей и кондаков такой же, как и в случае празднования памяти полиелейного святого в период пред- или попразднства (см. пункт «О бденном или полиелейном святом, если случится в период предпразднства или попразднства двунадесятого праздника в седмичный день»).
    Если случится память двух святых в период пред или попразднства, то порядок пения тропарей и кондаков будет следующий:
    В Господском храме:
    – в предпразднство или попразднство Господского праздника:
    тропарь праздника (предпразднства) и тропарь 1-го святого;
    тропарь 2-го святого;
    кондак 1-го святого;
    «Слава» – кондак 2-го святого;
    «И ныне» – кондак праздника (предпразднства).
    – в предпразднство или попразднство Богородичного праздника:
    тропарь храма, тропарь праздника (предпразднства), тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства).
    В Богородичном храме:
    – в предпразднство или попразднство Господского праздника:
    тропарь праздника (предпразднства) и тропарь храма, тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства)358.
    – в предпразднство или попразднство Богородичного праздника:
    тропарь праздника (предпразднства), тропарь 1-го святого;
    тропарь 2-го святого;
    кондак 1-го святого;
    «Слава» – кондак 2-го святого;
    «И ныне» – кондак праздника (предпразднства).
    В храме святого:
    тропарь праздника (предпразднства), тропарь храма, тропарь 1-го святого;
    тропарь 2-го святого;
    кондак храма; кондак
    1-го святого;
    «Слава» – кондак 2-го святого;
    «И ныне» – кондак праздника (предпразднства).
    Прокимен, аллилуия, – праздника и святого (если есть). В предпразднство – прокимен дня359 и святого (кроме предпразднства Преображения Господня, когда поется только дневной прокимен).
    Апостол и Евангелие – рядовые360
    и святого (если есть).
    Задостойник – праздника (только в попразднство).
    Причастны:
    – в предпразднство – дня и святого;
    – в попразднство – праздника и святого.

  4. Kenin Ответить

    С одной стороны, ответ на этот вопрос чаще всего такой же, как на вопрос: «Во сколько начинается Литургия», поскольку почти во всех немонастырских храмах единственная утренняя служба — это и есть Литургия.
    Другое дело, что в некоторых церквях (там, где только один священник) исповедь иногда проходит не во время богослужения, а перед ним, и поэтому те, кто хочется исповедаться или причаститься, приходят раньше.
    А вот в монастырях утренние службы начинаются гораздо раньше, поскольку там проводится полный суточный круг богослужений.
    Например, перед литургией в монастырях обязательно читаются Часы (это небольшая служба, которая включает в себя чтение определенных молитв и отдельных псалмов), а в большинство дней служится еще и полунощница, которая может начинаться и в 6 утра, и раньше.

    Кроме того, устав некоторых монастырей предполагает еще, допустим, и ежедневное утреннее чтение акафистов, и молитвенное правило, которое также будет проходить в храме. Поэтому в некоторых монастырях утренние службы, по факту, растягиваются на несколько часов, а Литургия, как и полагается, венчает этот цикл.
    Это не значит, что причащающимся мирянам нужно присутствовать на всех монастырских службах — они предназначаются в первую очередь для насельников монастыря (монахов, послушников и трудников). Главное прийти к началу Литургии.

    Во сколько начинается вечерняя служба в церкви

    Как и в случае с утренними службами, конкретное время начала вечернего богослужения определяется уставом храма или монастыря (их всегда можно найти или на сайте или на дверях храма). Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов.
    Сама служба, в зависимости от дня или устоев того или иного храма, продолжается от полутора часов до трех. В монастырях в торжественные дни вечернее богослужение может продолжаться гораздо больше.
    Вечернее богослужение является обязательным для тех, кто собирается на следующее утро причаститься. Это связано с тем, что в Церкви принят суточный круг богослужений, который начинается вечером, а утренняя Литургия венчает его.
    Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
    И еще в Фейсбуке!
    Присоединяйтесь!

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *