Ууд по фгос что это такое простыми словами?

11 ответов на вопрос “Ууд по фгос что это такое простыми словами?”

  1. Andromazan Ответить

    Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    Функции универсальных учебных действий

    обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
    создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

    Виды УУД

    Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
    самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
    смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
    нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
    Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
    целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
    планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
    прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
    коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
    оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
    Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
    Общеучебные универсальные действия:
    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    структурирование знаний;
    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
    Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
    моделирование;
    преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
    Логические универсальные действия:
    анализ;
    синтез;
    сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
    подведение под понятие, выведение следствий;
    установление причинно-следственных связей;
    построение логической цепи рассуждений;
    доказательство;
    выдвижение гипотез и их обоснование.
    Постановка и решение проблемы:
    формулирование проблемы;
    самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
    Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
    постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
    управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
    Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД — уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
    Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
    соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
    соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
    Условия, обеспечивающие развитие УУД
    Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
    Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
    Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
    УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
    Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.

  2. Хитман Ответить


    Еще раз привожу расшифровку. УУД — универсальные учебные действия. Получается, что это действия, которые должен выполнять ученик во время изучения чего-либо. А почему универсальные? Ну, видимо, потому, что эти действия применимы к любому школьному предмету и к любой жизненной ситуации.
    Наши действия всегда на что-нибудь да направлены. То есть, мы делаем что-то, чтобы достичь чего-то.
    Если мы хотим получить кастрюлю борща, то чистим и режем овощи, варим бульон и т.д. Если с утра хотим иметь чистенькие сапожки, то вечером очищаем обувь от грязи.
    А на что же, судя по ФГОС, направлены универсальные учебные действия? О, друзья, здесь не все так просто. Для того, чтобы определить их направленность, нужно для начала разобраться с их структурой.

    Структура УУД


    Дело в том, что все УУД можно разделить на четыре группы:
    Регулятивные.
    Личностные.
    Коммуникативные.
    Познавательные.
    Ну вот, разделили. Теперь давайте разберемся с каждой из этих групп.

    Регулятивные


    Это от слова регулировать. Направлены на то, чтобы ученики начальных классов научились регулировать себя, свое время, свои энергозатраты. Чтобы все шло так, как нужно им, а не по какому-то неизвестному и непредсказуемому сценарию.
    Школьников учат выполнять следующие универсальные действия регулятивного характера:
    ставить цель;
    давать оценку;
    планировать свою деятельность;
    делать прогнозы;
    корректировать свои действия.
    Легче все это понять на примере.
    Мальчик Вася готовится к экзаменам.
    Какие же действия необходимо выполнить Васе, чтобы сдать экзамен на пятерку?
    Поставить цель. Цель Васи – пятерка на экзамене.
    Оценить ситуацию. Вася оценивает свои знания и понимает, что плохо знает большинство тем предмета.
    Прогнозирование. Вася дает свой прогноз – если он не будет учить темы, то пятерки ему не видать, если будет учить, то и пятерка будет.
    Планирование. План у Васи такой – каждый день, он будет повторять по три темы.
    Коррекция. До экзамена остается 10 дней, а в учебнике 40 невыученных тем. Вася понимает, что если он будет учить по три темы в день, то цель не будет достигнута. Он корректирует свои действия, начиная изучать по 4 темы в день.
    Согласитесь, такой подход к решению проблем мы применяем каждый день обычной жизни. Так что и нашим дорогим маленьким школьникам не помешает эти УУД сформировать.

    Личностные


    Я бы назвала их не действиями, а скорее способностями. Школьник учится:
    понимать себя самого;
    понимать людей;
    видеть, что близкому человеку нужна помощь и поддержка;
    сострадать;
    определять негативное влияние и противостоять ему.
    Также личностные УУД затрагивают патриотическую составляющую. Детей учат осознавать, что они — есть часть единой страны, единого народа.
    Как же этому учат? Ну во-первых, через вечные и добрые произведения поэтов и писателей на уроках литературного чтения. Уроки музыки, изобразительного искусства, технологии, так же способствуют развитию данного вида УУД.
    А, во-вторых, в начальной школе вводятся новые предметы. Например, такие как «Правила питания», где речь идет о здоровом образе жизни. И «Основы религиозной культуры и светской этики».

    Ну а узнать и понять лучше самого себя школьнику помогает портфолио. Личный документ ученика, в котором отражаются его успехи, достижения, взгляды на мир, цели, ценности и др.

    Познавательные

    Эти учебные действия направлены на получение новых знаний. Основаны на врожденной любознательности любого ребенка. В начальной школе эту любознательность и тягу к знаниям необходимо развивать, а не душить банальным зазубриванием материала. Кстати, развитие любознательности является неотъемлемой частью психологической подготовки ребенка к школе.

    Что же сделала школа? А школа сделала «хитрый ход конем»!  Она перешла от объяснительного метода обучения к действенному. Учителя теперь не отдают ученикам знания в готовом виде. Для того, чтобы что-то узнать, школьникам приходится потрудиться, то есть совершить определенные действия. Например, такие как:
    выдвижение гипотезы;
    поиск информации;
    анализ информации;
    обоснование результата;
    предоставление доказательств.
    Как вы думаете, почему в современной школе дети так много занимаются проектной и научно-исследовательской деятельностью? Именно для того, чтобы научиться познавательным универсальным действиям. Это потом и в средних классах пригодится, и в старших, и ВУЗе тоже. Так что не стоит расстраиваться по поводу того, что на дом все время проекты задают делать.

    Коммуникативные


    Это действия связанные с общением. Научиться им необходимо, поскольку мы живем не на необитаемом острове. Какие же это действия? А такие:
    ведение диалога;
    высказывание своей точки зрения;
    защита своей точки зрения;
    выслушивание чужого мнения;
    разрешение конфликтов.
    Научиться этому можно только на практике. По сути, находясь в коллективе сверстников, ребенок уже учится взаимодействовать с людьми. Плюс к этому, частенько в школе работу над заданиями дети выполняют в парах или даже в группах. Тут, хочешь не хочешь, а придется и свое мнение высказывать, и чужое выслушивать, и договариваться.
    Вот такие они, универсальные учебные действия. Которые не только в школе, но и во взрослой жизни пригодятся. И многим взрослым следовало бы им научиться.
    Может, тогда было бы меньше на нашей земле войн, и конфликтов.
    А в семьях — ссор и скандалов.
    Было бы меньше несчастных людей.
    Согласны? Поделитесь своим мнением в комментариях к статье.
    И еще один вопрос. А что ответил бы ваш ребенок, если бы вы спросили у него: «Что такое УУД?» Оказывается вариантов может быть много) Смотрите видео!

  3. Mejar Ответить

    Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе.
    Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Особую значимость приобретает  готовность обучающихся к поиску и переработке информации, осознанность умственной деятельности, способность к переносу освоенных навыков на другие области.
    В тексте Фундаментального ядра содержания общего образования читаем: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «УУД», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем  сознательного  и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин».
    Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
    Под УУД  в Концепции федеральных государственных стандартов  общего образования понимается   «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»
    «…умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»
    В традиционном образовании образовательный процесс в подавляющем большинстве случае основан на подборе необходимой для изучения информации и развитию психических процессов, и в меньшей степени – обучению эффективным приемам (операциям) как мышления, так и обучения в целом. Это значительно снижает общую эффективность образовательного процесса и негативно сказывается на развитии личности. Кроме того, обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности обучающихся, не стимулируя их саморазвития.
    Универсальный характер  УУД  проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного  развития личности; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области; создают условия для  обучающихся к решению жизненных задач.
    Заявленные ФГОС результаты обучения согласуются с моделью выпускника начальной школы, определяемой как личность с основами нравственного поведения и общеучебных навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе и обеспечивающих «умение учиться»; личность, способная к совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
    Функции УУД:
    обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
    создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
    обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
    Реализация формирования УУД направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов
    Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценносто-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
    Метапредметные результаты – освоенные обучающимися познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.
    Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению , а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
    К основным видам  универсальных учебных действий относятся  личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД
    Личностные УУД  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
    Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности  (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
    планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
    прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
    коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
    оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
    волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
    Познавательные УД  включают  общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.
    Общеучебные навыки:
    умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
    действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)
    Логические навыки:
    сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
    опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
    анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
    синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
    сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.
    Коммуникативные УУД  обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
    постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
    управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
    Формирование УУД в контексте учебной деятельности.
    При определении методологической основы формирования УУД младших школьников наиболее ценными являются положения  теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным и его последователями. В ее основу было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А. Валлок, Ж. Пиаже). Основное содержание теории составляет анализ процесса и условий перехода внешних, материализованных действий во внутренний, интеллектуальный план.
    Процесс формирования универсальных учебных действий подобен процессу формирования умственных действий и состоит в следующем:
    Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образец), которым оно в конечном итоге должно соответствовать. Это ознакомление – ориентировочная основа будущего действия. ООД – это система ориентиров и указаний,  сведений обо всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций).
    Выполнение действия во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций. В таком виде совершается и ориентировочная, и исполнительная, и контрольная части действия. Этот этап дает возможность обучаемым усвоить содержание действия, а обучающему осуществлять объективный контроль за выполнением каждой входящей в действие операции.
    Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы и их заменители. Перенесение действия в план громкой речи.
    Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком про себя.
    Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями с переходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля на уровень интеллектуальных умений и навыков (интериоризация). На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению. Теперь это уже акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь продукт этого процесса.
    Эти этапы должны учитываться учителем в процессе формирования всех без исключения универсальных учебных действий с учетом специфики учебного предмета или вида деятельности.
    Следует подчеркнуть, что использование теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным, позволяет качественно обучать детей с различными каналами восприятия. По правилам этой теории любое умственное действие, которое предстоит освоить ребенку, сначала необходимо развернуто, с пояснениями особо значимых моментов продемонстрировать, т.е. рассказать и показать. В таком виде информация становится доступной для аудиалов и визуалов. На втором этапе, когда обучающиеся должны выполнить соответствующие действия с предметами в материальном плане, к работе подключаются кинестетики. Громкое проговаривание алгоритма будущего умственного действия способствует осознанию, а значит, овладению действием.  Построение полной системы ориентиров не только сводит к минимуму количество ошибок, но и обеспечивает возможность самостоятельного контроля учеником правильности выполнения умственного действия на каждом этапе его формирования.
    При организации контрольной части действия необходимо знать, какой тип контроля должен быть обеспечен – пооперационный или по конечному продукту, как часто должен осуществляться контроль – при выполнении каждого задания или же лишь некоторых из них. Наконец, внешний контроль может производиться самим учеником или другим человеком.
    Методами мониторинговых исследований являются:
    анкетирование;
    сбор информации;
    собеседование;
    педагогическое наблюдение;
    педагогический анализ;
    психологическая диагностика.
    Средства мониторинга:
    анкеты для родителей и педагогов;
    карты наблюдений уроков и внеурочной деятельности;
    входящие, промежуточные и итоговые контрольные срезы;
    административные контрольные работы и тесты;
    компетентностные задания;
    социально-диагностические ситуации, в т.ч. психологические игры
    оценочные карты;
    портфолио ученика.
    тесты на определение уровня тревожности и мотивации.
    Потенциал системы Л.В. Занкова  для развития универсальных учебных действий.
    Известно, что Л.В. Занков был против того, чтобы рассматривать начальную школу как лишь пропедевтический этап в обучении школьников. Он настаивал на том, что начальные классы – это особый самоценный этап в жизни ребенка, в котором закладываются основы не только учения в средних и старших классах, но и всей последующей деятельности человека. Эта же мысль выражена в новых образовательных стандартах следующими словами: «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат».
    В  Стандарте принципиально новым являются Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в частности, к личностным и метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий.
    Рассматривая возможности учебно-методического комплекта системы Л.В. Занкова относительно развития УУД, можно утверждать, что  у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все группы УУД. Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять как аксиому то, что цель обучения –  развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, его осознанное отношение к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу личностных УУД.
    Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, то он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает  регулятивные УУД. Заметим еще раз, что без участия части названных действий невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне. Выполнять же действия по образцу можно без большей части перечисленных операций.
    Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс  познавательных УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, высказывается в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.
    Для решения учебных задач ребенку и для работы в зоне его ближайшего развития   учителю необходимо, чтобы у учеников на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации как  между учениками, так и между учениками и учителем.  Из этого следует, что часть выше названных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации. То есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут развиваться и  коммуникативные УУД.
    Таким образом, УМК системы Л.В.  Занкова обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта.
    «…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения…»    Академик РАО В.С. Лазарев.

  4. Ломая_системы Ответить

    Универсальные учебные действия по ФГОС.
    Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    Функции универсальных учебных действий:
    обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
    создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
    Виды универсальных учебных действий:

    Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
    – самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
    – смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
    – нравственно-этическая ориентация – действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
    Регулятивные УУД (обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности):
    – целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
    – планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
    – прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
    -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
    -коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
    -оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
    -саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
    Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
    Общеучебные универсальные действия:
    – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    -поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    -структурирование знаний;
    -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    -смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
    -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
    Особую группу общеучебных  универсальных действий составляют знаково-символические действия:
    -моделирование;
    -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
    Логические универсальные действия:
    – анализ;
    – синтез;
    – сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
    – подведение под понятие, выведение следствий;
    – установление причинно-следственных связей;
    – построение логической цепи рассуждений;
    – доказательство;
    – выдвижение гипотез и их обоснование.
    Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
    – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
    – постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    – разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
    – управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
    – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
    Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как “знание в действии”, способность использовать на практике полученные знания и навыки.

  5. SuperMetal Ответить

    Тема выступления: формирование  УУД по ФГОС .
    Задачи ,которые я ставила при подготовке своего выступления:
    Раскрыть и осмыслить понятие УУД,
    Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
    Познакомить с приемами, помогающими формировать УУД
    Изучить комплексные  контрольные работы
    Основными результатами образования в начальной школе, согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) , должны стать:
    – формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
    – воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
    – индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
    В основе реализации ФГОС лежит системно- ­деятельностный подход.  Приступая к работе, мы с опаской отнеслись к введению новых терминов,понятий. Сначала всем было страшно, но, изучив все нормативные документы, методическую литературу, учебники, стало понятно, что все не так страшно на самом деле. Все мы использовали его, только  до введения документа это было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы ,т.к. именно в деятельности формируются УУД. В этом вопросе и попробуем разобраться.
    Попробуем ответить , что такое УУД.
    В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
    В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
    Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо разобраться, какие бывают УУД.
    Личностные  действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
    Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего образования и самосовершенствования.
    Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
    Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
    Личностные:
    Осмысление (Смыслообразование)
    Осознание (Самоопределение)
    Принятие жизненных ценностей (Нравственно- этическое оценивание)
    Регулятивные:
    Целеполагание
    Планирование
    Прогнозирование
    Контроль
    Коррекция
    Оценка
    Саморегуляция
    Познавательные
    Общеучебные
    Логические
    Постановка и решение проблем
    Коммуникативные:
    планирование учебного сотрудничества;
    постановка вопросов
    разрешение конфликтов
    контроль, коррекция, оценка действий партнера
    умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
    владение монологической и диалогической формами речи
    Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.
    УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
    Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
    В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
    Рассмотрим приемы ,формирующие различные УУД
    УУД
    Виды заданий , приемы
    Личностные
    • Идеальный опрос
    •  Лови ошибку
    • Подведение итогов урока
    • Творческие задания, имеющие практическое применение
    • Самооценка событий
    Познавательные
    • «Найти отличия», «Найди закономерность и продолжи цепочку»
    • «Поиск лишнего»
    • «Задай вопрос»,»Отсроченная отгадка»
    • «Цепочки»,  «Да» и «Нет»
    • Составления схем-опор
    • Работа с разными видами таблиц
    • Составления и распознавание диаграмм
    • Работа со словарями
    Регулятивные
    • «Преднамеренные ошибки»
    • Поиск информации в предложенных источниках
    • Самоконтроль и Взаимоконтроль
    • Диспут
    • «Карта успешности»
    • Экспресс-контроль
    Коммуникативные
    • Составь задание партнеру
    • Отзыв на работу товарища
    • Групповая работа
    • «Подготовь рассказ на тему…»
    • «Объясни …», «Парный опрос»
    Рассмотрим примеры и попробуем определить какие учебные действия они формируют.
    Степень овладения УУД можно проследить при выполнении комплексной контрольной работы.
    Это может быть рассказ, сказка или информационная заметка.  Задания составлены с опорой на содержание текста или по его теме.
    Работа состоит из20 заданий — по 5 вопросов по литературному чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Задания расположены не по предметам, а вперемешку — от более лёгких к более сложным. К каждому заданию приведены три варианта ответа, из которых только один верный.
    Работа рассчитана на 60 минут. (Зачитать неск заданий)
    Мониторинг формирования и развития метапредметных УУД – это важный момент в подведении педагогом итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий год.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *