В 945 году древлянами был убит какой князь?

8 ответов на вопрос “В 945 году древлянами был убит какой князь?”

  1. DanizelDosGames Ответить

    «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О СМЕРТИ ИГОРЯ

    В год 6453 (945). Сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, – поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите вы с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом и сказали: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя навстречу ему из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у города Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.
    Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)

    КОНЕЦ: ИГОРЬ СНОВА ПОШЕЛ НА ДРЕВЛЯН

    Рассмотрев занесенные в летопись предания об Игоре, мы видим, что преемник Олега представлен в них князем недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным уже племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад из греческого похода, потому что не уверены в своем мужестве и боятся бури. Но к этим чертам Игорева характера в предании прибавлена еще другая – корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею, а Игорь, отпустив дружину домой, остался почти один у древлян, чтоб взятою еще данью не делиться с дружиною – здесь также объяснение, почему и первый поход на греков был предпринят с малым войском, да и во втором не все племена участвовали.
    Соловьев С.М. История России с древнейших времен

    ТАК КТО ЖЕ УБИЛ ИГОРЯ?

    Любопытно, что в «Истории» византийского автора второй половины X века Льва Диакона, младшего современника событий, обстоятельства гибели Игоря описаны несколько отлично от русской летописи. По версии Льва, Игорь, «отправившись в поход на германцев, был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Упоминание о германцах очень загадочно. Возможно, Лев Диакон действительно перепутал древлян с германцами.
    Наша летопись не знает жутких подробностей смерти Игоря. Но не являются ли косвенным намеком на них слова, которые летописец приписывает древлянским послам, сброшенным по приказанию Ольги в яму, где их и засыпали живьем: «Пуще нам Игоревой смерти». Здесь как будто подразумевается какая-то особо жестокая смерть; на этом основании историки делают вывод, что летописцу было знакомо то предание, которое было известно и Льву Диакону. Выходит, что рассказ «Истории» не только не противоречит, но и даже как бы подтверждает повествование летописи о гибели Игоря от рук древлян.
    Поведение самого Игоря во всей этой истории выглядит абсолютно нелогичным и странным. Почему его дружина вдруг почувствовала себя нищей, если князь, согласно Повести временных лет, незадолго перед этим совершил поход на Византию и получил «дань» с греков? И с какой стати Игорь увеличил по желанию своей дружины дань с древлян и попытался собрать ее дважды или даже трижды? Ведь согласно сообщению Константина Багрянородного, древляне были «пактиотами» русов. Следовательно, как уже было сказано выше, зависимость здесь не была односторонней: вероятно, термин «пактиоты» предполагал двусторонние отношения, выплату дани по договору-«пакту». Игорь же своим решением этот «пакт» нарушил, о чем и сообщили ему древляне: «Зачем снова идешь? Забрал уже всю дань». О том, что Игорь действовал «незаконно», свидетельствует и сам летописец, сообщая, что Игорь отправился к древлянам под давлением дружины, без малейшего повода и появление его сопровождалось насилием по отношению к «пактиотам». Не случайно и то, что древляне применили к Игорю позорную казнь, которой у различных народов с древности наказывались разбойники и прелюбодеи, а самого его в переговорах с Ольгой они именовали «волком», то есть так, как у славян традиционно именовался преступник, вор. Похоже, появление Игоря в земле древлян выглядело и в глазах древлян, и в глазах летописцев авантюрой, грабежом, а не сбором дани.
    Странность и «незаконность» поведения Игоря подтверждается тем, что в земле древлян он появился один, со своей дружиной, в то время как обычно, согласно все тому же Константину Багрянородному, в «кружение» отправлялись все архонты русов. Да и по отношению к дружине Игорь поступил нехорошо, так как, отослав основную ее часть восвояси, остался с наиболее близкими людьми, желая собрать еще больше богатств.
    Не менее странным кажется и поведение древлян. Было ли их восстание стихийным, вызванным только походом Игоря, или имело далеко идущие цели? Зачем, убив Игоря, они вступили в переговоры с Ольгой и предлагали ей в мужья Мала? Почему они были уверены в успехе своего посольства?
    Нужно учитывать и то, что летописный рассказ о событиях в земле древлян долгое время существовал в виде устных преданий. Записаны они были более чем через 100 лет (об этом, кстати, свидетельствует и указание летописца о том, как изменился за это время Киев). Летописец, собирая эти предания и допуская в своем рассказе противоречия, как будто о чем-то не договаривает, а в картине, которую он рисует, оказывается слишком много «белых пятен». Тем более удивительно, что, не проясняя некоторые моменты своего повествования, составитель Повести временных лет в то же время вносит в него как бы «лишние» детали, еще более запутывающие текст. Одна из таких деталей – упоминание о богато разодетых «отроках» воеводы Свенельда.
    Летопись косвенно намекает на причастность Свенельда к трагедии, разыгравшейся в Древлянской земле, однако ни разу его до этого не упоминает и не проясняет его роль в произошедших событиях. Возникшую проблему историки разрешили для себя быстро. Стоило только почитать Новгородскую первую летопись младшего извода, чтобы узнать о передаче Игорем Свенельду права сбора дани с уличей и древлян. Это объяснение источника обогащения Свенельда было признано удовлетворительным, но вопросы о роли Свенельда в событиях середины 40-х годов X века, об отношении воеводы к тому, что Игорь неожиданно решил отобрать у него право сбора дани, остались без ответа. Но так как летописи молчали об этом, то молчали и историки. Последним надо отдать должное – многие исследователи летописей еще в XIX веке стремились разрушить этот заговор молчания, заставить летописи разговориться и заполнить таким образом пробелы в древней русской истории, достигавшие 20-30 лет.
    Любопытно, что богатство Свенельда бросилось в глаза воинам Игоря осенью, перед полюдьем, следовательно, воевода добыл его не сбором дани с уличей и древлян. Таким образом, богатство Свенельда к уличам и древлянам не имеет никакого отношения. Похоже, что и с выступлением древлян Свенельд никак не связан. Если бы Игорь в 6453 (945) году решил отобрать сбор дани с древлян у «заворовавшегося» Свенельда и собрать ее сам, а воевода не подчинился воле князя и поднял против него восстание, то тогда Игорь должен был бы начать сбор дани с наказания мятежника. Он же его будто и не замечает, собирает дань, отпускает дружину, потом едет к мятежникам, чуть ли не один, и те его, конечно же, убивают. Поведение Игоря выглядит более чем странным. Если Свенельд был мятежником, то восстание должно было начаться еще до того, как Игорь появился в земле древлян, при этом собрать дань, хотя бы и один раз, ему вряд ли бы удалось. В летописном рассказе о восстании древлян не чувствуется присутствие никакой посторонней силы вроде Свенельда. У Свенельда и древлян совершенно разные причины для недовольства Игорем.
    Кто же все-таки убил Игоря? Наверное, это были древляне, так как летописи прямо говорят об этом и их рассказ, как было сказано выше, подтверждается сообщением Льва Диакона.
    Королев А.С. Некоторые загадочные обстоятельства гибели в земле древлян киевского князя Игоря Старого

    ДОБРЫЙ КНЯЗЬ МАЛ УБИЛ ИГОРЯ-БЕЗЗАКОННИКА

    Древляне, казнившие Игоря по приговору веча, считали себя в своем праве. Послы, прибывшие в Киев сватать за древлянского князя вдову Игоря Ольгу, заявили ей: «Бяше бо мужь твой акы вълк, въсхыщая и грабя. А наши кънязи добры суть, иже распасли суть Деревьску землю…» Перед нами снова, как и в случае с вятичами, выступает союз племен с его иерархией местных князей. Князей много; в конфликте с Киевом они несколько идеализируются и описываются как добрые пастыри. Во главе союза стоит князь Мал, соответствующий «свет-малику», «главе глав» у вятичей. Он чувствует себя чуть ли не ровней киевскому князю и смело сватается к его вдове. Археологам известен его домениальный город в древлянской земле, носящий до сих пор его имя – Малин. Примечательно, что в начале Игорева полюдья никто из этих князей не протестовал против сбора дани, не организовывал отпора Игорю, все, очевидно, было в порядке вещей. Добрые князья убили Игоря-беззаконника тогда, когда он стал нарушителем установившегося порядка, преступил нормы ренты. Это еще раз убеждает нас в том, что полюдье было не простым беспорядочным разъездом, а хорошо налаженным важнейшим государственным делом, в процессе исполнения которого происходила консолидация феодального класса и одновременно устанавливалась многоступенчатая феодальная иерархия.
    Рыбаков Б.А. Рождение Руси

  2. Гаджетник Ответить


    К концу X века между различными славянскими объединениями сложились достаточно прочные торговые и военные союзы, первенство в которых принадлежало полянам с их центром – Киевом. Именно этот город на протяжении многих лет выступал инициатором при организации военных походов объединённых сил восточных славян на Византию, Хазарию и на соседние кочевые племена. Киевские князья стали выступать от лица славян в спорах с соседними государствами, будь то Волжская Булгария или даже германские племенные союзы, и восточные славяне не возражали против первенства полян. Чем больше возвышался Киев, тем меньшее сопротивление оказывали восточные славяне его гегемонии.
    Однако многие славянские племенные союзы имели князей из своей среды и лишь формально подчинялись киевской власти. К таким союзам относились и древляне, имевшие свой центр – город Искоростень, их земли были окружены густыми непроходимыми лесами и болотами. В древлянской земле в середине X века сидели свои князья, самостоятельно собиравшие налоги со своих вотчин, хотя и дававшие Киеву дань.
    С 912 по 945 год киевским князем был Игорь, сын Рюрика, от которого у него остался на службе воевода Свенельд, возглавлявший варяжскую дружину. Воевода совершил несколько удачных походов в землю уличей, и завоевал её центр, город Пересечен. За воинские успехи и преданную службу князь щедро одаривал его, и в 942 году Свенельд получил от Игоря право на сбор дани в древлянских владениях.
    Наступил 945 год, к будущей весне киевскому князю было необходимо собрать большое количество дани, в виде товаров, с подвластных ему племён. Ведь было потеряно много человеческих жизней и потрачено огромное количество средств, для оплаты наёмникам ради заключения договоров о мире и торговле с Византийской империей. Игорь решил сам совершить объезд подвластных ему земель, в том числе и древлянских. К этому его вынудила опустевшая казна, а княжья дружина давно не получала денежного довольствия и ставила князю в пример воинов воеводы, сильно обогатившихся после удачных походов. Всё могло бы обойтись, сдержись Игорь в тот момент, когда не хватало средств, и дружина выказывала неудовольствие, но князю быстрей хотелось пополнить казну.
    В то время племенем древлян управлял князь Мал, человек честолюбивый от природы и всеми силами желавший полной независимости своих земель от киевского владычества. Не смотря на упорство Игоря, он дал обычную дань, так как имел собственный здравый взгляд на вещи. Но на обратном пути домой киевский князь, под влиянием окружавших его людей, с частью воинов решил вернуться в Искоростень, желая получить ещё. Древляне, узнав про это, говорили своему князю, что если повадился волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если его не убить. Мал послал на встречу с Игорем послов, чтобы тот возвращался в Киев, ведь вся дань им была получена, но он не послушал и подступил к древлянскому городу. Этим киевский князь настроил против себя местное население, и оно во главе со своим князем, оказало сопротивление дружине Игоря, всех их перебило, включая его самого.
    Княгиня Ольга, супруга убитого киевского князя, решила наказать непокорное племя. Когда древлянские послы прибыли в Киев с предложением к ней выйти замуж за Мала, были все убиты. Вместе со своим малолетним сыном Святославом и воеводой Свенельдом, Ольга летом 946 года выступила в поход к Искоростеню, ведя киевскую дружину. В ходе сражения войска древлян были разбиты, их остатки заперлись в городе. После длительной осады, длившейся почти всё лето, столица непокорного племени была побеждена и полностью сожжена.
    Итоги восстание древлян в 945г.
    В итоге на древлян была возложена огромная дань. Это племя лишилось своей княжеской ветви, и уже ни когда не смогло оказать сопротивления Киевским князьям.

  3. милое олицетворение зла Ответить

    Убийство древлянами Игоря 945 г.


    После последнего похода в Константинополь (944 год) князь Игорь жил со всеми в мире и даже на сбор дани отправлял своего воеводу Свенельда. Собирая дань в городах, Свенельд обогатился сам и обогатил свою дружину. Дружина князя Игоря стала высказывать недовольство: “Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам”.
    В связи с этим осенью 945 года Игорь решил самолично отправиться в полюдье, за сбором дани и свершением суда. Прибыв в земли древлян по словам летописца Игорь со своей дружиной стал брать дань больше чем обычно и чинил всякого рода насилие над древлянами. Собрав дань дружина совместно с Игорем отправилась назад в Киев, но по дороге домой Игорь неожиданно передумал возвращаться. Сказав дружине “Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу еще”, он отпустил большую часть своей дружины. Сам же остался с небольшим числом ратников и возвратился, чтоб взять еще дани с древлян.
    Древляне, узнав, что Игорь опять идет, начали думать с князем своим Малом: “Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас разорит”. Порешив так, они послали сказать Игорю: “Зачем идешь опять? Ведь ты взял всю дань?” Но Игорь не послушался их, тогда древляне, вышедши из города Коростеня, убили Игоря. Есть сведения, что “сего несчастного князя привязали к двум деревам, разорвали надвое”. Так, по преданию, погиб князь Игорь.
    автор статьи В. Боков


  4. Nuaris Ответить

    Похожие статьи

    02-10-2018 | Рио-де-ЛА-Плата
    Вице-королевство Рио-де-ЛА-Плата
    Вице-королевство Рио-де-ЛА-Плата и кризис колониальной Испании, 1776—1809 гг.

    02-10-2018 | Распад, СССР
    Причины распада СССР
    Причины распада СССР – Внутренние причины

    02-10-2018 | Нравы в СССР
    Нравы в СССР
    Нравы в СССР

    02-10-2018 | Белоомут
    Белоомут после 1917 года
    Белоомут после 1917 года

    Культура

    Книги и Литература

    Интернет

    Финансы

    Спорт

    Туризм

    Товары

    История

    Мистика

    Отношения

    Семья

    Ремонт

    Игры

    Мода

    Медицина

    Кулинария

    Государство

    Авто

    Увлечения

    Психология

    Дизайн

    Разное

    Наука

    Образование

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *