В чем разница академический бакалавриат и прикладной бакалавриат?

15 ответов на вопрос “В чем разница академический бакалавриат и прикладной бакалавриат?”

  1. Kelas Ответить

    В большинстве вузов России, в том числе в ТюмГУ, параллельно работают академический и прикладной бакалавриаты. Оба они дают полноценное звание бакалавра по избранному направлению обучения.
    Спешим сообщить, что через четыре года и «академисты», и «прикладники» получат совершенно одинаковые дипломы бакалавров. Отличие между профилями проявляется только во время обучения и заключается в распределении времени, отведенного на теоретическое и практическое освоение одних и тех же дисциплин.
    Как объясняют специалисты, прикладной бакалавриат – это бакалаврская программа, где основная, базовая, часть такая же, как предусмотрено стандартами, а дополнительная, практико-ориентированная, выводит на четкую квалификацию.
    В прикладном профиле увеличено время практических и лабораторных работ, больше времени отводится на учебные и производственные практики, на которых студенты обучаются работе в полевых, экспедиционных условиях, в научных лабораториях, на производственных предприятиях и в проектно-изыскательских институтах.
    Главное, что привлекает студентов в программе прикладного бакалавриата, – возможность выгодно трудоустроиться по окончании обучения.

    Программа академического бакалавриата направлена на создание теоретического фундамента. Практическая деятельность при этом присутствует в несколько меньшем объеме, так как предполагается, что основные навыки выпускник будет получать уже на работе. «Академистов» готовят к научно-исследовательской работе, настраивают на то, что они пойдут учиться дальше – на магистра.
    Таким образом, мы возвращаемся к изначальному постулату: на том и другом бакалавриатах выпускники получают базовую подготовку согласно государственным стандартам высшего специального образования.
    В ТюмГУ на очном отделении почти 3 десятка направлений подготовки академического бакалавритата и 8 – прикладного.
    Источник:
    Управление информационной политики ТюмГУ

  2. Kanter Ответить


    Предполагается, что, освоив четырехлетнюю программу практико-ориентированного бакалавриата, студенты станут ценными инженерными, техническими, социальными работниками с фундаментальной теоретической подготовкой высшего образования. Дефицит таких специалистов сейчас налицо, и их востребованность не вызывает сомнений. Поэтому решать, что лучше – прикладной или академический бакалавриат, практика или теория – только абитуриенту, опираясь на собственные представления о том, как должна сложиться карьера после окончания вуза.
    P. S. В марте 2018 года Минобрнауки изменениями в приказе № 1061 утвердило новый список специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, которую получают выпускники вузов. Из него исключены формулировки «академический» и «прикладной» бакалавр.
    В предыдущей редакции предлагалось делать записи в вузовских дипломах с уточнением академический или прикладной бакалавриат окончил выпускник.

    В актуальной версии приказа бакалавров унифицировали.

    Конкретного документа, официально объявляющего о завершении эксперимента с делением бакалавров на прикладников и академистов, редакции не удалось найти. Но ведущие вузы страны уже корректируют формулировки на своих сайтах.

    Перейти же на страницу факультета прикладного бакалавриата РЭУ имени Плеханова не получается.

    А в интервью «Независимой газете» в январе 2017 министр тогда еще единого Минобрнауки Ольга Васильева отметила:
    «Спорным моментом является и прикладной бакалавриат. Сегодня нет единого мнения насчет необходимости его повсеместного введения. Например, для педагогов».
    В 2019-м Ольга Юрьевна уже не вершит судьбы высшего образования (она возглавила Минпросвещения, курирующее детсады, школы и ссузы), но ведь в интервью она озвучила не свою собственную точку зрения. Да и в законе об образовании нет ни одного упоминания о прикладном или академическом бакалавриате, так что, скорее всего, эксперимент если и не окончен, то вошел в стадию анабиоза.

  3. хохол Ответить


    Высшее образование или высшее профессиональное образование не относится к обязательному во всем мире, но именно оно является таким уровнем, при достижении которого человек полностью усвоил все тонкости своего профессионального направления.
    Человек может дальше развиваться в научной среде, получая научную степень, но, что самое главное, он всесторонне развит. Это важнейший момент. Часто среди людей можно услышать фразы о том, что очень отличаются между собой люди с высшим образованием от людей без него и по взглядам на жизнь, и по умению излагать свои мысли, и по поведению, и даже по способу мышления. С этим можно согласиться. Так как именно высшая школа учит жизни, во всех отношениях.

    Что такое академический бакалавриат?

    Не так давно (2014 год) в России появилось разделение бакалавриата на академический и прикладной. Разделение введено намеренно, для отображения конкретной направленности программы, которую прослушал студент.
    Бакалавр – это степень или присуждаемая квалификация студентам, которые освоили и получили диплом первой ступени высшего образования. Бакалавриатом, в свою очередь, называется сам процесс обучения в высшей школе, по окончании которого учащиеся получают диплом степени бакалавра и соответствующую квалификацию. В конце обучения для подтверждения успешности учебы предусмотрено написание дипломной работы и её публичная защита перед комиссией.

    Главное отличие бакалавриата от обучения в магистратуре или специалитете заключается в его целях и практической ориентации. Во время бакалавриата студент усваивает все базовые знания и необходимые умения, которые пригодятся в профессиональной деятельности на работе по специальности.
    Программа же магистратуры основывается на изучении более сложных моментов, связей, задач по основным профильным предметам. Такое усложнение связано с тем, что после окончания магистратуры можно продолжать обучение в аспирантуре. Потом докторантуре, то есть, продолжать научную деятельность и получать ученые степени. Таким образом, и магистратура и бакалавриат получают фундаментальную базу знаний, только в магистратуре она поддается более углубленному рассмотрению. Нельзя сказать какая из этих двух ступеней хуже или лучше. Тут выбор только за абитуриентом и зависит от его взглядов на жизнь и свое будущее. Но если вы всё же заботитесь о своем уровне грамотности и образованности, поступайте учиться в университеты.

  4. Bluebreaker Ответить

    Бакалавры, у которых за плечами есть хорошая фундаментальная подготовка, могут успешно работать практически на любых инженерных или же экономических областях, вследствие чего уже получают более узкое специальное образование в соответствии с потребностями конкретного предприятия или организации.
    Новая уровневая система подготовки, присутствующая в современных вузах, позволяет каждому человеку выбрать наиболее оптимальную для него личную образовательную траекторию в соответствии с собственной жизненной ситуацией, а также интеллектуальными и финансовыми возможностями или же определенными профессиональными интересами. Не стоит забывать о том, что после того как человек получает диплом о высшем образовании, а также приобретает квалификацию «бакалавр», у него есть возможность продолжить обучение в магистратуре.

    Как он работает?

    В соответствии с требованиями Министерства науки и образования, более 50% общей трудоемкости образовательной программы в данном случае составляют исключительно практические занятия, что существенно больше по сравнению с тем, как ведется программа академического бакалавриата. В связи с данным фактом определенно нельзя сказать, что лучше – прикладной или академический бакалавриат, так как у них есть свои плюсы и минусы.

    Ориентированность на практику в данном случае выражается дополнительно в том, что бакалавров подготавливают для определенных предприятий тех или иных отраслей, вследствие чего в процессе составления и дальнейшей реализации образовательной программы будут учитываться также пожелания конкретных работодателей. Программа, использующаяся в бакалавриате прикладного типа, имеет нормативный срок освоения четыре года, на протяжении которых учащимся предоставляется профессиональная подготовка, ориентированная на практику и характерная для различных учебных заведений среднего специального образования. В то же время предоставляется и профессиональная теоретическая подготовка, которой и славится академический бакалавриат. Таким образом, рассматривая, что лучше – прикладной или академический бакалавриат, в первую очередь стоит отталкиваться от целей учащегося, а также интересующей его сферы деятельности.

  5. Gomuro Ответить

    В 2015 году система обучения в технических вузах радикально поменяется. В них кроме академического бакалавриата появится прикладной, в программе обучения которого большое место будет занимать производственная практика. Те, кто выберет обучение на этом уровне образования, смогут поступить в вуз по облегченной схеме. Студенты, закончившие его, сразу же приступят к работе. Дополнительные стажировки им не нужны. Выпускники этого уровня образования будут более востребованы работодателями.
    По мнению Минобрнауки прикладной бакалавриат поможет работодателям быстрее получить квалифицированных исполнителей, которые смогут работать на высокотехнологичном оборудовании. В 2013-2014 учебном году министерство выделило 3677 бюджетных мест для прикладного бакалавриата. В эксперименте участвовали 44 российских вуза, которые готовили специалистов по новой схеме.
    В настоящее время официальных стандартов для подготовки прикладных бакалавров пока еще нет. Поэтому учебные планы для обоих уровней образования почти одинаковы. Однако на самом деле до 50 % времени, отведенного на освоение программы обучения, прикладные студенты проводят на производственной практике. В некоторых вузах есть собственные лаборатории и производственные базы, где могут заниматься такие бакалавры. Вузы, у которых нет базы, договариваются о практике для своих студентов с работодателями.
    Первые два-три семестра и академические, и прикладные студенты будут учиться по одинаковой программе. Это позволит будущим бакалаврам сделать более осознанный выбор и решить, что им ближе — академическое образование или прикладное. После этого студенты, выбравшие второй уровень образования, максимально включаются в рабочий процесс.
    Минобрнауки планирует, что к 2020 году около 30 % студентов будут учиться по программам прикладного бакалавриата. Чиновники ведомства предполагают, что в перспективе поступить на этот вид бакалавриата будет легче, чем на академический. Планируется, что в 2015 году уровень отметок для поступления на академический бакалавриат вырастет. Баллы, необходимые для поступления на другой уровень образования, останутся без изменения. Вузы смогут самостоятельно определять проходные баллы ЕГЭ для каждого вида бакалавриата.
    Отдельные вузы осуществляют эксперимент на базе собственного колледжа, когда студенты последнего курса зачисляются для продолжения учебы в университет. Они получают два диплома. Работодатели считают, что такие выпускники будут иметь конкурентное преимущество на рынке труда.

  6. Thothis Ответить

    О путях этого развития — руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) Владимир Блинов.
    – Владимир Игоревич, когда прикладной бакалавриат только задумывался, речь шла о четырехлетних программах, как и для обычного бакалавриата. Теперь же, в рамках доработки Стратегии-2020, говорится о трехлетних программах. Сколько же все-таки лет нужно будет учиться на прикладного бакалавра: три или четыре?
    – Причина этого разночтения объясняется подвижностью педагогических концепций – тот самый случай, когда «хвост виляет собакой». Сначала появилось само понятие «прикладной бакалавриат», а потом оно стало наполняться разными смыслами. Сегодня есть два основных подхода к прикладному бакалавриату. Первый – что это подготовка рабочих с высшим образованием, второй – что это полноценный бакалавриат с расширенной прикладной частью, которая, прежде всего, ориентирована на трудоустройство. Мы придерживаемся второго подхода, разрабатываем соответствующую концепцию, а первый представляет собой в значительной степени слухи и домыслы.
    – Чем привлекателен для студентов прикладной бакалавриат в вашей интерпретации?
    – Главное, чем можно их привлечь, – выгодное трудоустройство. Что такое бакалавр вообще? Это степень, которая очень часто не содержит определенной квалификации. Кто такой, например, филолог или философ, непонятно – в дипломе должны содержаться еще какие-то уточняющие квалификации. Поэтому прикладной бакалавриат, с нашей точки зрения, – это всего лишь бакалаврская программа, где основная, базовая часть такая же, как предусмотрено в стандарте, а дополнительная, практико-ориентированная выводит на четкую квалификацию.
    Например, сегодня филологу, чтобы стать секретарем-референтом, нужно идти на курсы, а можно будет получить эту квалификацию в вузе, причем бесплатно, если человек учится на бюджетном месте. И те люди, которые поняли, что они не совсем филологи, то есть не писатели, не критики, что они не хотят рисковать на рынке труда, этой возможностью воспользуются. Если человек оканчивает филологический факультет, он пишет без ошибок, владеет иностранными языками, может легко поговорить на разные темы. Но если вдобавок к этому он знает делопроизводство, владеет компьютером и другими предметами, связанными с обеспечением деятельности руководителя, если соответствующую практику прошел, то он легко может работать референтом при серьезном боссе. В этом смысл прикладного бакалавриата.
    И это очень востребовано на рынке труда, потому что раньше секретарей-референтов готовили в ПТУ, в профессиональном колледже, высшего образования у них не было. А сегодня, если мы опросим руководителей, нужен ли им секретарь референт со средним образованием, все хором ответят: нет, только с высшим! А в нынешнем высшем образовании такой подготовки не предусмотрено.
    – Но почему все-таки четыре года обучения? Общее образование вместе с прикладной квалификацией нельзя дать быстрее?
    – Мы считаем, что программа должна быть четырехлетней, чтобы не снижать общего академического уровня бакалавра. А идея трехлетних программ связана всего лишь с тем, что предлагается назвать прикладным бакалавриатом программы, которые реализуют учреждения среднего профессионального образования (СПО) – колледжи, техникумы. Дескать, давайте переименуем программы колледжей – и туда с удовольствием пойдут люди. Получится практико-ориентированная подготовка без высшего образования, а называться будет тем же словом «бакалавриат», что и программы вузов. Меняем название, формально повышаем уровень образования – появляется привлекательность, а на самом деле ничего толком делать не надо. Возьмем лучшие колледжи, где срок обучения – 3-3,5 года, и на их примере это покажем. Эта идея оказалась не сильно состоятельной – так можно только путаницу создать в головах у людей.
    У меня есть еще одна версия возникновения идеи трехлетних программ. Лет десять назад обсуждалась возможность перехода к трехступенчатой системе высшего образования. Мы говорили о том, что возможно введение первой степени – двухлетней, после которой следуют собственно бакалавриат и магистратура. И эта «вилка» в Болонском соглашении есть до сих пор. Может быть, три года «выплыли» оттуда – после прохождения первого общеобразовательного цикла высшего образования человек еще год учится в бакалавриате и получает такой полу-диплом, то, что раньше называлось «незаконченное высшее образование».
    Но такой подход оказался невостребованным – все-таки имеет смысл давать полноценную бакалаврскую подготовку. Опять же путаница у людей возникнет. Сегодня мы даже не можем толком объяснить, кто такой бакалавр, вы спрашиваете, кто такой прикладной бакалавр, а если еще первую ступень ввести, совсем запутаемся. Не стоит сажать столько сосен, чтобы потом в них блуждать.
    – В 2010 году начался эксперимент по прикладному бакалавриату. Каковы его промежуточные итоги и дальнейшие перспективы?
    – Эксперимент проходит в соответствии с постановлением правительства – отобраны 56 учебных заведений, вузы и
    консорциумы, в которые входят вузы вместе с колледжами. Есть разные промежуточные результаты, в том числе оплошности. Например, поскольку программы экспериментальные, они не аккредитованы, и многих мальчиков призвали в армию на законном основании. Так что в ряде отраслей – например, в информационной – эксперимент сорвался, в группах были одни мальчики, и что с ними делать по возвращении из армии, неясно.
    Национальный фонд подготовки кадров сейчас ведет мониторинг эксперимента. Мы, со своей стороны, отслеживаем содержательную часть – смотрим, как обычная часть программы сочетается с прикладной, можно ли все это реализовать не на базе вуза, а на базе учреждения СПО. Вузы ведь должны не снижать теоретическую планку, а в колледжи можно отдать практико-ориентированную часть. И, надо сказать, наиболее устойчивой оказывается та система, где вуз реализует программу прикладного бакалавриата без помощи колледжа. Например, на факультете одна группа – обычные, академические бакалавры, другая – прикладные, то есть в вариативной части стандарта она ориентирована на прикладное обучение. Но и здесь есть опасность – что прикладную составляющую вузы сведут на нет, ограничатся обычным бакалавриатом.
    С моей точки зрения, очень неустойчиво, плохо организовано сетевое сотрудничество вузов и учреждений СПО. Связано это с финансовыми проблемами – есть сложности во взаиморасчетах. Мы надеемся на новый закон «Об образовании» – ту статью, где описываются возможности сетевого сотрудничества учебных заведений.
    – А почему вузы могут свести на нет прикладную часть? Ведь это в их интересах – обеспечить больше возможностей студентам для трудоустройства.
    – Дело в том, что выпускники многих направлений, специальностей и так пользуются спросом на рынке труда. Сколько бы ни ругали экономистов, юристов, они, если верить статистике, на рынке труда наиболее успешны. Делать что-то отдельное, прикладное вузам смысла нет, поскольку отрасли поглощают выпускников и дальше воспитывают их определенным образом. Есть отрасли, где иного бакалавриата, кроме прикладного, не может быть по определению – например, педагогика. Школе не нужен педагог-исследователь, ей учитель нужен. К квалификации бакалавра педагогики мы и так всегда прикладываем более конкретную квалификацию – учителя физики, информатики и проч.
    А есть отрасли, для которых нужно менять структуру подготовки – именно прикладные бакалавры там будут востребованы. Мечта работодателя – чтобы его техник с СПО имел более высокий уровень теоретической подготовки. Здесь мы видим удачные примеры у металлургов, еще в ряде технических сфер, на программы обычного бакалавриата накладываются конкретные профессиональные модули – подготовка по востребованным технологиям, с определенным местом трудоустройства в дальнейшем. Появляются признаки узкой квалификации на базе широкого бакалаврского образования.
    – Такая форма предполагает достаточно широкое сотрудничество с производственными предприятиями?
    – Конечно, прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование. Бакалавры-инженеры, готовые сразу же приступить к работе на конкретном оборудовании, будут очень востребованы. От работодателей требуется участие не только словом, но и делом, и в первую очередь это касается организации практики на производстве. К сожалению, пока эта идея реализуется не так успешно, как хотелось бы.
    Высшей школе вообще сложно организовать такую практическую подготовку, поскольку там есть системная проблема – склонность к теоретизированию. Всю практическую конкретику студенты должны постигать самостоятельно. Учреждения СПО, напротив, не способны обеспечить теоретическую подготовку, для этого у них нет профессорско-преподавательского состава, а для того, чтобы нормально обучить студентов практически вещам, нужно опять-таки сотрудничество с работодателем.
    Таким образом, прикладной бакалавриат, будучи массовой формой образования, может «работать» только при определенных условиях: когда есть конкретный работодатель, готовый участвовать в подготовке специалистов. Лучше всего, когда преподаватели техникума или колледжа работают на этом предприятии или хотя бы с ним сотрудничают. И тогда вузам выгодно сотрудничать с системой СПО: на себя взять теоретическую подготовку, а организацию производственной практики и все прикладные модули оставить техникуму.
    – В рамках обсуждения Стратегии-2020 говорилось, что в дальнейшем студенты будут иметь возможность выбрать академический или прикладной бакалавриат не только при поступлении, но и на втором или третьем курсе.
    – На мой взгляд, так и должно быть. При поступлении на первый курс ведь не все понимают, к чему они на самом деле стремятся: делать академическую карьеру или поскорее выходить на рынок труда. Если человек уверен в себе как в теоретике, ему, конечно, лучше поступать в магистратуру, а потом в аспирантуру. А если нет, то лучше выбрать более прикладную подготовку.
    Стандарты высшего образования третьего поколения позволяют человеку самостоятельно сделать свою программу более прикладной или более теоретической. Например, в рамках направления «Экономика» существует 33 профиля – от международных экономических отношений до бухгалтерского учета. В рамках ряда профилей могут существовать прикладные программы — к примеру, подготовка специалистов по налогообложению. Выпускник может стать не просто бакалавром экономики, но и готовым чиновником соответствующей службы.
    – Какие организационные и правовые меры нужно предпринять, чтобы все это можно было реализовать? Сейчас студенту 2-3 курса перейти с одной программы на другую довольно проблематично.
    – Да, и это связано с тем, что современный вуз, к сожалению, преследует свои интересы, а интересы студентов — для него дело второстепенное: как правило, для администрации обеспечение преподавателей часами важнее, чем качество обучения. С этим связаны такие устаревшие вещи в нашем высшем образовании, как деление на группы. Это ведь просто попытка «привязать» студента к расписанию, лишить его выбора, подменить выбор набором спецкурсов. А должно быть по-другому: базовые обязательные курсы, которые читаются потоку, и курсы по выбору, которые студент выбирает сам, а группы формируются уже в зависимости от того, кто что выбрал. Чтобы это осуществить, нужен полноценный переход на кредитно-модульную систему, а не просто расчет нагрузки преподавателей.
    Кроме того, нужен институт тьюторов – тех, кто помог бы студенту сориентироваться в программе, объяснил, какая последовательность курсов — образовательная траектория — куда его приведет.
    Естественно, нам нужен и другой институт оценивания квалификации выпускников. Существующие сегодня формы типа государственных экзаменов, дипломной работы опять же имеют смысл только для теоретиков.
    – При обсуждении Стратегии-2020 высказывалось мнение о том, что работодатели должны участвовать в итоговой аттестации студентов. Как вы считаете, реально ли это де-факто, а не де-юре?
    – Я считаю, что да, реально, а в ряде случаев — необходимо. Там, где речь идет, например, об обеспечении города учителями или завода инженерами, работодатель и его мнение должны быть на первом месте. Но есть свободные творческие профессии, где подготовка специалистов с учетом работодателей — необязательное условие. Например, трудно сказать, кто является работодателем будущего писателя.
    Проблема в том, что сейчас процесс итоговой аттестации выпускников бюрократизирован, существует огромное количество процедур. Например, аттестация учителей – сама по себе, аттестация выпускников педагогических университетов – сама по себе. И в чем здесь смысл? Поэтому, на мой взгляд, первое, что необходимо, – унификация этих процедур. Я думаю, следует выделить ряд прикладных отраслей, где работодатели могут и готовы участвовать в оценке квалификации. Там должно произойти делегирование полномочий по оценке квалификации выпускника от вуза к работодателю.
    А сейчас вуз сам учит, сам оценивает, сам присваивает квалификацию и выпускает на рынок труда. Если дипломы ряда престижных вузов еще пользуются доверием, то обо всех остальных такого не скажешь. И это лишний раз доказывает необходимость контактов с работодателем, его участия в оценке квалификации выпускников.
    – Когда речь шла о разработке стандартов третьего поколения, работодатели были не очень активны…
    – В среднем — да, не очень активны. Но есть, например, такие компании, как Объединенная авиастроительная корпорация, где стандарты читали внимательно и принимали участие в их обсуждении. Чтобы принять человека на работу, в этой компании есть свои тестирования и оценки квалификаций. Всем было бы проще, если бы эти тестирования можно было объединить с вузовскими процедурами. Есть и примеры, когда работодатели охотно сотрудничают с отдельными вузами – например, металлурги с Национальным исследовательским технологическим университетом «Московский институт стали и сплавов». Продвинутые работодатели уже не хотят брать на работу «кота в мешке» и пытаются влиять на подготовку кадров, в том числе, через стандарты.
    Беседовала Екатерина Рылько

  7. Naramar Ответить

    Бакалавриат — это высшее образование, подтвержденное дипломом бакалавра.
    Бакалавр — это ученая степень, которая присуждается лицам, окончившим соответствующую образовательную программу в ВУЗе.
    В России, а также остальных странах, участвующих в Болонском процессе, бакалавр — это форма законченного высшего образования, которая позволяет человеку работать на соответствующей должности. Обучение на данном уровне не должно быть меньше 4 лет. После окончания срока обучения проводятся государственные экзамены и защита выпускной работы, после чего выдается диплом о присвоении степени.

    На бакалавриат возможно поступление сразу после школы или колледжа, с соответствующим аттестатом об общем среднем образовании. По сути, это первый уровень высшего образования. Отличие от специалитета достаточно серьезное, он подразумевает получение знаний в более узкой сфере, бакалавриат же дает более обширные знания по специальности, общую базовую информацию по всем отраслям науки, имеющим отношение к выбранному направлению.
    Бакалавриат и магистратура — это два абсолютно разных уровня образования. После получения диплома бакалавра возможно поступление в магистратуру, где можно будет углубить свои знания по специальности. На вопрос, нужно ли продолжать обучение, ответить может только сам соискатель. Если есть желание заниматься преподавательской или научно-исследовательской деятельностью, то такое обучение необходимо. Однако обучение на степень бакалавра имеет свои особенности.

    Плюсы бакалавриата:

    Однозначно сказать, что лучше в условиях российской действительности специалитет или бакалавриат, достаточно сложно. Однако для признания диплома за границей гораздо выгодней быть бакалавром, так как этот уровень понятен и принят во всех странах Европы и США.
    Что лучше для студента? Если планируется дальнейшая научная деятельность, то лучше выбрать бакалавриат. В любом случае специалитет в России упразднен.
    Бакалавриат подразумевает более короткий срок обучения, нежели специалитет, а значит студенты смогут раньше приступить к работе.
    Возможность быстро сменить профессию. Данная степень позволяет пройти обучение на другой специальности за один год.
    Поступление и обучение в магистратуре для бакалавра бесплатно, так как является продолжением получения высшего образования. Для специалиста обучение в магистратуре платное.

    Минусы бакалавриата:

    Возможно ухудшение общего уровня образования, так как времени на обучение очень мало.
    Разработка соответствующих программ — это очень большие траты для ВУЗа и бюджета Министерства образования.

    Виды бакалавриата

    Существует два основных вида бакалавриата: прикладной и академический.
    Прикладной бакалавриат включает в себя образовательные программы, позволяющие овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками для работы. Цель прикладного бакалавриата — открытие возможностей для студентов после учебы приступать к работе без предварительной стажировки. По окончанию обучения наряду с дипломом присваивается квалификационный разряд.
    Академический бакалавриат, напротив, готовит скорее теоретиков, чем практиков. Программы данного уровня необходимы для подготовки людей к научно-исследовательской деятельности теоретического характера. По окончанию обучения выдается только диплом о присвоение степени бакалавра.

    Бакалавриат в других странах

    Степень бакалавра признана во всех странах, участвующих в Болонском соглашении, в том числе в странах Европы и в США. Соглашение подразумевает единый образовательный стандарт во всех странах, его принявших.
    Международный бакалавриат — это законченное высшее образование, которое не требует дальнейшего обучения, так что большинство студентов на этом и останавливаются. В различных странах сроки подготовки специалистов отличаются, но обычно они сжаты в 4–6 лет, только медицинские направления требуют более серьезной проработки в 5–7 лет.
    После получения соответствующей степени выпускник имеет право начать работу по специальности.
    В США российские школьники могут поступить на бакалавриат сразу после получения аттестата.
    В странах Западной Европы с этим чуть сложнее, так как подтверждение среднего образования более запутанное.
    Одной из основных особенностей бакалавриата в США является возможность закончить его раньше документального срока за счет увеличения количества предметов, изучаемых в семестре. Учебный план при этом достаточно размыт. Кроме этого, студент со степенью бакалавра имеет право продолжить обучение не только в магистратуре, но и сразу в докторантуре, что невозможно в России. При этом разница в уровне образования достаточно ощутима.
    Европа позволяет получить степень бакалавра чуть быстрее, от 3-х лет. Но при этом есть более серьезные требования к поступающим: вероятна сдача экзаменов и обязательно предоставление языкового сертификата. Конечно, практически во всех ВУЗах Европы есть обучение на английском языке, но оно платное, а для получения бесплатного образования необходимо в совершенстве знать язык принимающей страны.

    Структура раздела Уровни образования в России:
    Бакалавриат
    Магистратура
    Аспирантура
    Докторантура

  8. Vik Ответить

    Бакалавриат является первым уровнем высшего образования, обучение на котором на базе среднего полного образования длится четыре года, на базе среднего профессионального может длиться три года. Первые три года обучения на бакалавриате предполагают подготовку студентов как широких специалистов, и только на четвертом курсе появляется возможность выбрать определенный профиль. По окончанию обучения студенты получают степень бакалавра определенного профиля и диплом об оконченном высшем образовании. Данный диплом позволяет трудоустраиваться на должности, для которых требуется наличие высшего образования, при этом отсутствие узкой специализации предоставляет широкие возможности. Таким образом, бакалавриат – это высшее образование, полностью соответствующее мировым стандартам.
    В Российской системе образования не так давно были введены понятия академического и прикладного бакалавриата.
    Академический бакалавриат – это классическая форма получения образования по программе бакалавриата.
    Прикладной бакалавриат – это экспериментальная образовательная программа, предполагающая, наравне с академическим, обучение в течение четырех лет. Однако в самих программах обучения существуют различия.
    Программа прикладного бакалавриата характеризуется ориентацией на практическую профессиональную и теоретическую подготовку, что фактически является сочетанием программ среднего профессионального и высшего образования. Целью прикладного бакалавриата является подготовка рабочих и специалистов на высоком технологическом уровне для работы со сложными компьютерными технологиями. В программах прикладного бакалавриата много времени отводится практической подготовке студентов на предприятиях работодателей, лабораторным работам и написанию курсовых.
    После окончания любого вида бакалавриата у выпускников есть возможность продолжить получение высшего образования уже на второй ступени, поступив в магистратуру.

  9. Adozel Ответить

    4 февраля в ВШЭ прошло первое заседание рабочей группы Ассоциации ведущих вузов в сфере экономики и менеджмента (АВВЭМ) по развитию прикладного бакалавриата. Группа была создана в декабре прошлого года на общем собрании АВВЭМ, ее возглавила декан факультета беспрофильного бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Лариса Миэринь.
    Идея прикладного бакалавриата впервые начала обсуждаться в России пять-шесть лет назад. Она заключается в том, чтобы готовить квалифицированных исполнителей по программам высшего профессионального образования (ВПО), поскольку траектория начального и даже среднего профессионального образования (СПО) давно считается тупиковой, родители не хотят отдавать детей в ПТУ и техникумы. Идея в полной мере соответствует трендам государственной политики в сфере образования — президент и правительство требуют наладить подготовку высококвалифицированных рабочих и усилить прикладной компонент в высшем образовании, чтобы работодателям не приходилось доучивать выпускников вузов. К 2018 году не менее 30% студентов-бакалавров должны обучаться по программам прикладного бакалавриата.
    При обсуждении идеи прикладного бакалавриата на разных этапах ставился вопрос о сроках этого обучения, в частности предполагалось, что диплом прикладного бакалавра можно будет получить за два-три года. Однако, начиная эксперимент по реализации программ прикладного бакалавриата в 2010 году, Минобрнауки России не внесло никаких изменений ни в законодательство, ни в нормативную базу. Фактически эти программы реализуются в рамках действующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования с четырехлетним сроком обучения, в эксперименте участвуют 49 учреждений СПО и ВПО. Однако даже в этих весьма жестких рамках существуют разные представления о том, что такое прикладной бакалавриат.
    По словам начальника отдела Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Ирины Апыхтиной, интерес к прикладному бакалавриату очень высок — ректоры разных вузов обращаются в министерство с вопросами, можно ли открыть в вузе такие программы. Для работодателя само название «прикладной бакалавриат» наверняка окажется привлекательным. Проблема только в том, чтобы сформировать общепризнанную модель, и здесь министерство возлагает надежды на АВВЭМ. В свою очередь, исходя из пожеланий профессионального сообщества, оно готово скорректировать нормативную базу.
    На заседании рабочей группы было решено сделать первый шаг в обсуждении проблемы прикладного бакалавриата — проанализировать имеющийся опыт. В рабочую группу вошли представители разных вузов, причем не только участников эксперимента и не только обучающих экономике и менеджменту. Итогом обсуждения, которое, разумеется, не ограничится одним заседанием, должно стать, по словам Ларисы Миэринь, единое видение модели прикладного бакалавриата. Если профессиональное сообщество выработает такую модель, ее реализация может начаться в разных вузах в ближайшее время.
    На заседании рабочей группы свои модели представили несколько вузов: Финансовый университет при Правительстве РФ, Высшая школа экономики, консорциум Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» и Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» и Уральский федеральный университет (УрФУ).
    В экономической сфере
    Андрей Данилин, Наталья Гунявина и Марина Абрамова«Суть программы прикладного бакалавриата Финансового университета в том, чтобы объединить теоретическую подготовку из высшего образования и практико-ориентированную — из среднего», — рассказала Наталья Гунявина, директор Центра по обеспечению деятельности УМО Финансового университета. В эксперименте участвуют четыре колледжа — филиалы Финансового университета в Перми, Благовещенске, Уфе и Бузулуке. Поступив в колледж, на первом-втором курсе студенты получают фундаментальную подготовку в области финансов, на третьем-четвертом осваивают профессиональные модули, часть которых основана на стандарте специальности СПО «Банковское дело», а часть добавлена с учетом пожеланий работодателей.
    Наталья Гунявина считает, что программу прикладного бакалавриата нельзя разработать на базе действующего ФГОС высшего образования по направлению «Экономика», так как недостаточно времени на практическую подготовку. По ее мнению, необходимо сформировать особый перечень программ прикладного бакалавриата. С одной стороны, в него можно включить программы СПО, которые обеспечивают высокое качество практической подготовки, с другой — направления высшего образования, где студентов готовят «под конкретные виды устоявшейся деятельности» — например, бухгалтеров, банковских служащих. Чтобы больше времени отводить на практику, можно сделать прикладной бакалавриат пятилетним. Подобные прецеденты уже есть — например, увеличивают же до пяти лет срок обучения по направлению «Педагогическое образование», если выпускник получает специализацию не по одному профилю, а по двум (обычно так готовят учителей сельских школ, которые преподают сразу несколько предметов).
    Еще один пример — совместная программа прикладного бакалавриата Московской банковской школы (колледжа) Центрального банка РФ и Высшей школы экономики. Здесь предлагается другой подход. По словам проректора ВШЭ Сергея Рощина, для успешной реализации этой программы не нужно отходить от требований ФГОС высшего образования по направлению «Экономика», в том числе в сроках обучения. Это именно программа высшего образования, а не среднего, пусть даже студенты поступают в колледж, а не в Вышку, что было бы намного сложнее.
    На первом курсе студенты получают фундаментальные представления, необходимые для дальнейшего обучения, на базе ВШЭ — требования, которые к ним предъявляются, практически те же, что и на факультете экономики. Со второго курса предусмотрены практико-ориентированные модули, которые организуются при участии ЦБ РФ. Есть и внеурочная деятельность — международные студенческие конференции, посещение учреждений ЦБ РФ, VIP-лекции, стажировки и прочее. В целом же программа совместная — курсы читают и преподаватели ВШЭ, и преподаватели колледжа, причем в каждом конкретном случае принимается отдельное решение, кто из партнеров какую дисциплину будет вести. Роль работодателя в программе крайне важна. Как подчеркнула Полина Палехова, заместитель директора Московской банковской школы, Центробанк участвовал в разработке и корректировке программы, сформулировал перечень компетенций, которыми должны обладать выпускники. Студенты были набраны из разных регионов, причем многие — по направлению ЦБ РФ, который готов принять их на работу.
    В технической сфере
    Еще будучи ректором МИСиС, о необходимости введения прикладного бакалавриата говорил нынешний министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. На заседании рабочей группы подробнее об опыте МИСиС рассказал Андрей Данилин, заместитель начальника управления стратегического развития этого вуза.
    Программу прикладного бакалавриата МИСиС реализует совместно с РАНХиГС, причем от РАНХиГС в ней участвует структурное подразделение — колледж. Первые пять семестров (в том числе 20 недель практики) студенты учатся на базе колледжа в рамках среднего профессионального образования, затем еще три семестра — в рамках высшего образования (в том числе девять недель практики). Разумеется, есть элементы интеграции: пока студенты учатся в РАНХиГС, МИСиС предоставляет своих преподавателей и лаборатории для изучения некоторых дисциплин. По мнению Андрея Данилина, поскольку речь идет о направлении «Металлургия», грань между средним и высшим образованием ощущается более четко, чем при подготовке экономистов: читать дисциплины из вузовских программ студентам, получающим СПО, в этом случае достаточно сложно.
    В идеале выпускник программы МИСиС и РАНХГС — это технолог-эксперт, который разбирается в сварочном производстве и в металлургии, то есть является специалистом широкого профиля, который подготовлен не под конкретное рабочее место и поэтому не будет испытывать проблем в поиске работы. И хотя в программе участвует работодатель — сначала это была дочерняя компания РЖД, затем компания, занимающаяся рельсово-сварочным производством, — готовить студентов под конкретное предприятие бессмысленно: за четыре года спрос на рынке труда изменится. В перспективе МИСиС предполагает развивать прикладной бакалавриат в своих филиалах, где есть градообразующие и регионообразующие предприятия.
    Николай ЛысенкоГоворя об участии работодателей в подготовке прикладных бакалавров, проректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Николай Лысенко заявил, что «в этом смысле у нас весь бакалавриат прикладной — ни один учебный план без визы работодателя не подписывается». Но вводить в высшей школе элементы СПО, по его мнению, бессмысленно — это приведет к тому, что на программы прикладного бакалавриата будут поступать более слабые абитуриенты (попытка разделить бакалавриат на прикладной и академический была предпринята в ЛЭТИ еще в 2006 году, но от разделения впоследствии отказались).
    Так что сейчас экспериментальный прикладной бакалавриат в ЛЭТИ реализуется на базе колледжа с участием представителей вуза. На последнем году обучения студенты зачисляются в университет, часть курсов им перезачитывается по индивидуальной образовательной траектории. По словам Николая Лысенко, работодатели считают, что наличие двух дипломов позитивно скажется на «рыночной устойчивости» выпускников. Другой вопрос, во что такая устойчивость обходится студентам: фактически трудоемкость такой программы получается в 1,75 раза выше, чем «обычный» бакалавриат, так как выпускники по итогам обучения получают два диплома — колледжа и вуза, а это означает необходимость выполнения двух учебных планов.
    Еще одна программа, представленная на заседании рабочей группы, реализуется в УрФу. Заместитель проректора по учебной работе УрФУ Олег Ребрин (он принимал участие в заседании по телемосту) рассказал, что заказ на подготовку студентов по программе производственно-технологического бакалавриата вуз получил от Уральской горно-металлургической компании: «Работодатели буквально еженедельно бывают у нас, участвуют в софинансировании процесса и за каждую копейку спрашивают с нас достаточно жестко». Программа разработана на основе профессиональных стандартов Уральской горно-металлургической компании. От нее же получен четкий заказ на подготовку специалистов младшего и среднего управленческого звена, мастеров производственных участков и технологов третьей категории и ниже.
    По мнению Олега Ребрина, программа вполне укладывается в рамки ФГОС ВПО по направлению «Металлургия». Акцент сделан на практико-ориентированную подготовку, причем после второго курса по результатам практики можно получить рабочую профессию. Два с половиной года студенты учатся по единому плану, а затем делятся на четыре подгруппы для обучения по профилям, которые требуются работодателю, причем эта часть учебного плана корректируется под нужды работодателя (в частности, наиболее актуальна такая корректировка на последнем году обучения). Программа реализуется без участия учреждений СПО, за производственную часть отвечает учебный центр Уральской горно-металлургической компании. Университет присваивает степень бакалавра, а квалификацию дает работодатель на основе своей системы сертификаций профессиональных квалификаций. В отличие от выпускников техникумов выпускники этой программы, начиная работать в должности мастера, могут продвигаться в карьере, продолжая обучение в технологической магистратуре и аспирантуре.
    Высшее и среднее
    Заседание рабочей группы продолжалось почти три часа — участники обсуждали и представленные программы, и общие принципы прикладного бакалавриата.
    Наталия Дмитриевская и Сергей РощинОдна из самых дискуссионных проблем — соотношение элементов СПО и ВПО в программах прикладного бакалавриата. По мнению Евгении Бухаровой, директора Института экономики и бизнес-процессов и природопользования Сибирского федерального университета (она, как и уральский коллега, участвовала в заседании дистанционно), параллельная реализация программ СПО и ВПО чревата негативными последствиями. И без того много говорят о перепроизводстве плохих экономистов и юристов, а сращивание ВПО и СПО может привести к дальнейшему падению качества экономического образования: среднее образование не улучшим, а высшее ухудшим. Поэтому оптимальной представляется последовательная схема получения СПО и ВПО.
    Проректор ЛЭТИ Николай Лысенко считает оптимальной другую схему: студент, поступив в учреждение СПО, уже там начинает осваивать бакалаврскую программу, затем переходит в вуз, но при этом не теряется содержательная сторона ни одного из уровней образования, и он получает два диплома, две профессии. В связи с этим у директора программы развития ВШЭ Ирины Карелиной возник вопрос, нужен ли выпускникам прикладного бакалавриата диплом СПО. Может быть, вместо него студентам лучше получить набор профессиональных сертификатов, которые покажут работодателю, что они владеют прикладными профессиями, будь то слесарь или банковский служащий?
    Еще один вопрос — чем отличается прикладной бакалавриат от обычного профильного бакалавриата? По мнению начальника методического управления ВШЭ Александры Серовой, разница между прикладным бакалавриатом и профильным бакалавриатом в том, что студентов готовят в расчете на разные рабочие места. Выпускник прикладного бакалавриата — это все-таки не рабочий, уровень образования которого значительно ниже, но и не такой бакалавр, который сразу претендует на более высокую зарплату и считает себя (как правило, без должных оснований) руководителем среднего звена. Известно, что сейчас у выпускников бакалавриата завышенные зарплатные претензии, на которые работодатели не готовы откликнуться.
    На заседании рабочей группы обсуждались и другие вопросы. Например, должны ли программы прикладного бакалавриата реализовываться в сотрудничестве с конкретным работодателем, или же это может быть некая ассоциация работодателей? Должен ли прикладной бакалавриат открывать доступ к дипломам престижных вузов через профессиональные колледжи? Нужно ли увеличивать сроки обучения, оставляя прикладной бакалавриат разновидностью высшего образования? Являются ли представленные программы «эксклюзивными моделями», или же опыт ведущих вузов может тиражироваться? Так или иначе, однозначные ответы пока не найдены. Обсуждение путей развития прикладного бакалавриата продолжается.
    Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
    Фото Никиты Бензорука

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *