В чем разница между канцлером и президентом в германии?

13 ответов на вопрос “В чем разница между канцлером и президентом в германии?”

  1. Ygg Ответить

    Как и в любом европейском государстве, президент Германии является главой страны. Впервые в 1949 году приняли решение об избрании президента, после официального слияния ФРГ и ГДР, вследствие чего была создана общая для всей страны западногерманская система политического правления.
    С целью проведения выборов президента в Германии формируется Федеральное собрание, участниками которого являются депутаты парламента (бундестага) и отдельные представители (делегаты) некоторых земель, выбираемые для этого непосредственно земельными парламентами. Выборы осуществляются путем общего голосования сформированного собрания, а президентом становится кандидат, набравший большее число голосов. Вновь избранный федеральный президент будет возглавлять государство в течение 5 лет с правом переизбрания не более 1 раза.
    Чтобы стать кандидатом в президенты Германии нужно соответствовать таким критериям:
    возраст баллотирующегося должен быть более 40 лет;
    необходимо иметь гражданство Германии;
    гражданин должен обладать правом избираться в депутаты бундестага.
    Обратите внимание! Стать главой государства может любой гражданин Германии, независимо от своих политических взглядов.
    После выборов Президент приносит присягу на служение государству во благо народа.
    Сразу стоит заметить, что президент в Германии — это формальное должностное лицо, имеющее в большей степени репрезентативную функцию.
    К основным должностным обязанностям немецкого президента относятся:
    официальный прием международных представителей;
    посещение дружественных стран мира и участие в международных приемах с целью представления собственного государства;
    подбор главы правительства (канцлера) и представление его перед парламентом;
    принятие присяги от избранного главнокомандующего;
    может стать инициатором роспуска парламента (при невыполнении последним поставленных целей);
    наделен полномочиями назначать и отстранять министров, ранее заявленных канцлером;
    занимается утверждением и отстранением всех федеральных судей, служащих, офицеров и унтер-офицеров;
    заверяет и обнародует принятые законы;
    может использовать право помилования на федеральном уровне (но не амнистировать).
    Нужно добавить, что в большинстве случаев, его права назначать и снимать с должностей тоже сугубо формального характера, ведь предварительно принятие решений осуществляется другими органами власти неподконтрольными президентскому влиянию.

  2. IGYVOZERY Ответить

    Дело в том, что государство – это не просто властная пирамида с “самым главным” наверху, которому все подчиняются. Государственная власть организуется на основе распределения полномочий и системы противовесов (один орган ограничивает другой и, одновременно, не может вмешиваться в ряд его полномочий). Все это – страховка от узурпации власти. Так что, в нормально функционирующем государстве фактически нет “самого главного”, есть высшие органы в своей сфере полномочий, как минимум, в своей ветви власти. Есть высший законодательный орган власти (парламент), высший исполнительный (правительство) высший судебный (верховный суд, или несколько высших судов), ну и глава государства. У всех свои полномочия и своя область, куда никто вмешиваться не имеет права. Конфигурация взаимоотношений высших органов власти определяется формой правления в стране (несколько видов монархий, несколько видов республик). Германия – это парламентская республика по форме правления. Канцлер в Германии – это название для главы правительства страны, аналог премьер-министра. Президент же – глава государства. Да, несмотря на распространенное заблуждение, в парламентских республиках именно президент является главой государства. А у любого главы государства есть собственные, присущие только ему функции: дипломатические (подписание ряда международных договоров, приём верительных грамот послов, направление послов), верховное командование войсками, обнародование законов. И эти функции никому не передаются в любой форме правления. В парламентской республике только эти функции он и выполняет чаще всего, потому и говорят, что там Глава государства условно “слабый”. Но главой государства он быть от этого не перестаёт. В президентской республике к перечисленным функциям добавляется ещё целый перечень дополнительных функций, причём часто очень весомых (право назначения должностных лиц, право издания собственных нормативных актов и т.п.), кроме того, в президентской республике президент возглавляет правительство (соответсвенно, и всю исполнительную власть), там практически всегда нет должности премьер-министра (см. например, США). Система исполнительной власти – основной канал воздействия на общество, через неё подавляющее большинство функций государства и осуществляется. Соответственно, глава исполнительной власти – крайне важная фигура. Потому канцлер или премьер-министр в парламентских республиках и “на виду”. Равно как и президент в президентских – не столько, на самом деле, из-за полномочий главы государства, сколько из-за полномочий как раз главы исполнительной власти. Просто он “совмещает”, потому и заметен ещё больше. Зато в законодательной и судебной у президента в президентской республике руки связаны. Ну и да, есть ещё смешанные республики, как наша. У нас глава государства – усиленный центр власти, вынесенный за систему разделения властей, имеющий полномочия во всех ветвях (чем этот вид республики и проблематичен). Такой огромный набор полномочий и создаёт впечатление, что президент – это чуть ли не абсолютный монарх и так, вроде как, везде. Нет, так не везде, глава государства имеет вообще-то, как видите, довольно ограниченный собственный функционал. Но, тем не менее, передать его полномочия никому нельзя, потому и существует президент и канцлер, равно как и королева и премьер-министр, скажем.

  3. Saithilen Ответить

    Президент ФРГ представляет страну на международной арене, заключает соглашения с другими государствами, аккредитует и принимает послов. Согласно Основному закону ФРГ, он также участвует в формировании правительства. Так, именно федеральный президент формально вносит в парламент кандидатуру федерального канцлера и затем приводит его к присяге. Президент также имеет право распустить парламент, если кандидатура канцлера после трех раундов голосования не наберет в бундестаге абсолютное большинство голосов, или если федеральный канцлер утратил доверие парламента.
    Кроме того, президент назначает и освобождает от должности министров – но только по предложению федерального канцлера. Так что процедура назначения носит формальный характер и фактического влияния на состав кабинета президент не оказывает. Кроме того, в его обязанности входит назначение и освобождение от должности федеральных судей, чиновников федерального уровня и офицеров.
    Президент ФРГ последним после министров правительства и федерального канцлера ставит свою подпись под федеральными законами – только после этого они вступают в силу. В истории ФРГ было восемь случаев, когда президент отказался подписывать закон. Последние два произошли в 2006 году. Тогда президент Хорст Кёлер (Horst Kohler) не стал ставить свою подпись под двумя документами – поправками к закону об обеспечении безопасности полетов, от которых впоследствии было решено отказаться, и изменениями в закон об информации для потребителей.
    Наконец, федеральному президенту принадлежит право помилования на федеральном уровне. А вот правом объявлять амнистию президент ФРГ не обладает. Он также не наделен полномочиями верховного главнокомандующего: в мирное время эти функции исполняет министр обороны, а в случае войны – федеральный канцлер.
    Смотрите также:

  4. Thordirin Ответить

    В конкретном плане президент играет очень ограниченную роль. Он или она (до сих пор всегда «он») имеет некоторые полномочия и роль во время смены правительства, но даже они в основном формальные.
    На самом деле у него нет полномочий распускать Бундестаг (нижнюю палату парламента), когда он считает это целесообразным, он может сделать это только в том случае, если парламент не может договориться о канцлере или после неудачного вотума доверия. (Между прочим, есть некоторые юридические дебаты о том, какова роль президента в тех случаях, особенно когда провальный вотум доверия был фактически спровоцирован канцлером и его или ее большинством, чтобы спровоцировать новые выборы.)
    Президент также подписывает законы до того, как они будут приняты, и теоретически может применять своего рода «вето», которое должно быть решено тем или иным образом. Но он может делать это только в ограниченных условиях (см. Комментарии) и редко использует это для оказания влияния на практике. Это, однако, случается (в основном президент указывает на свою озабоченность, а закон не доходит до его стола). Президенты также передали статуты в федеральный конституционный суд.
    Помимо формальных полномочий, определенных в Конституции, ожидается, что президент будет политически нейтральным. Откровенные взгляды нынешнего президента являются сильным отходом от традиций. Даже тот факт, что он просто высказал мнение о коалиции в одном из федеративных государств, подвергся критике.
    Поэтому я не уверен, как здесь применима идея «разделения властей». И канцлер, и президент могут рассматриваться как часть исполнительной власти, но канцлер и правительство фактически имеют практически все исполнительные полномочия и играют важную роль в подготовке законодательства.
    Если вам необходимо провести аналогию, канцлер может (с большим количеством оговорок) рассматриваться как аналог президентов США или Франции (когда у них парламентское большинство, что не всегда было в этих странах) и, конечно, как премьер-министр в конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Дания, Швеция и др.). Как и в других парламентских республиках (Ирландия, Португалия, Италия), президент играет некую скромную роль, но название не должно вводить вас в заблуждение, полагая, что оно каким-либо образом похоже на президента США.

  5. JOHYVPAL Ответить

    Исполнительная власть Германии представлена Канцлером, Правительством и Президентом. В федеральный состав Правительства ФРГ входит Федеральный Канцлер и министры. Роль каждого из представителей того или иного уровня власти четко ограничена Конституционными нормами страны.

    Избирательный процесс заключается в формировании Бундестага (Парламента) путём свободного голосования граждан страны. Система выборов смешанная. Каждый избиратель имеет два бюллетеня: с перечнем кандидатов их округа и с партийным списком. Для партий установлен 5% барьер. Места в Бундестаге распределяются между партиями пропорционально полученным результатам по партийным спискам. В депутаты Бундестага попадают выигравшие в своих округах представители партий, оставшиеся места заполняют депутаты списочного состава.
    Депутаты Бундестага уполномочены избирать Канцлера. Процесс выборов на пост Федерального Канцлера проходит в три тура. Выдвигаемая Президентом и одобренная Бундестагом кандидатура возглавляет Правительство, утверждает списки кандидатов в министры и предоставляет их на рассмотрение Президенту. Канцлер осуществляет контроль за деятельностью министров, также в список его прямых обязанностей входит ведение векторной внешней и внутренней политики Республики. Фактически, в системе органов исполнительной власти данная должность наделена главенствующим статусом.
    Исполнительная власть Германии функционирует согласно трехступенчатой системе. Представлена она министерствами (осуществление политических задач); ведомствами среднего звена (надзирательный орган); ведомствами низшего звена (исполнительные функции). Состав министров вправе осуществлять вверенные ему задачи по своему усмотрению (в рамках закона) и нести за принятые решения и последовавшие за этим последствия полную ответственность перед Федеральным Канцлером. В случае несоответствия кандидатов занимаемой должности их кандидатуры будут пересмотрены в личном порядке и заменены.
    Правительство ФРГ напрямую зависит от Бундестага, который вправе вынести вотум недоверия Канцлеру (как прямому представителю Правительства), что может являться причиной отставки как Правительства, так и Канцлера. В обратном порядке, в случае возникновения спорных вопросов, угрожающих интересам благополучия страны, Канцлер имеет возможность выразить недоверие Бундестагу и требовать его роспуска посредством вынесения соответствующего решения Президентом.
    Конституционно закреплёнными функциями Правительства ФРГ являются:
    Осуществление контроля по воплощению в жизнь законопроектов, после их принятия Парламентом, путём рассмотрений и голосования;
    Планирование векторов движения развития страны в политическом ракурсе;
    Воплощение в жизнь процессов руководства государственно- важными делами и иными вопросами подобного уровня важности;
    Осуществление контроля над деятельностью управленческих органов на местах;
    Издание постановлений: общего характера, об исполнении законов, имеющих силу, равную законам.
    Представители Правительства избираются на срок до 4 лет. Данный термин может быть сокращен в связи с несколькими факторами, а именно:
    Уход в отставку, либо смерть Федерального Канцлера страны;
    Утверждение нового состава Бундестага;
    Выдвижение вотума недоверия, адресованного Федеральному Канцлеру;
    В случае отклонения Бундестагом, выдвинутого Канцлером, вопроса о роспуске Бундестага Президентом.
    Президент в Германии избирается путём выборов, проводимых Федеральным Собранием, на срок до 5 лет (допускается сохранение должности за одним человеком до двух сроков подряд). Обычно основной кандидатурой на пост главы государства является представитель победившей на гражданских выборах партии. Им вправе стать лицо, которое достигло сорокалетнего возраста и на протяжении, не менее чем десяти лет является гражданином страны, не имеющим судимости. Выборы главы государства проходят в три тура. Мероприятие проходит следующим образом:
    В полдень в Берлине. в здании Бундестага начинается заседание Федерального собрания, которое открывает его президент. Федеральное собрание состоит из 1200-1250 человек. Это примерно 620 членов Бундестага и столько же представителей федеральных земель. Первый тур голосования начинается с поименного вызова каждого из них. Они покидают зал и получают избирательные бюллетени и конверты. После этого в специально установленных  кабинах они отмечают в бюллетене фамилию кандидата в президенты, которого они решили поддержать. Голосующий кладет бюллетень в конверт и возвращается в зал заседаний, где стоят избирательные урны. Выборщик сдает избирательное удостоверение и опускает конверт в одну из урн. Первый тур длится примерно два с половиной часа. Президентом становится тот кандидат, который наберет в первом или втором туре голосования — абсолютное большинство голосов. Третий тур проводится, если ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов, тогда результатом выборов становится кандидат, набравший относительное большинство голосов.
    Выбранный глава государства не имеет права находиться в составе Правительства, Парламента и Ландтага земель, а также занимать иную оплачиваемую должность. Функциональные обязанности Президента ФРГ включает в себя:
    Назначение судей и министров;
    Выдвижение кандидатуры Федерального Канцлера;
    Подписание законов федерального характера.
    Отстранение Президента от занимаемой должности возможно в случае наличия выдвинутых Бундестагом обвинений и принятия соответствующего решения Конституционным судом страны. Президент Германии с 23 марта 2012 года – Йоахим Гаук.
    Бундесрат осуществляет представительство регионов на федеральном уровне, участвуя в законодательной и исполнительной деятельности. Правительство каждой из земель направляет в Бундесрат своих представителей, кроме того, в бундесрат входит 10 постоянных членов — представителей различных районов. Количество представителей земли зависит от количества населения на ней проживающем. Зачастую бундесрат выступает оппозиционно к Бундестагу, не пропуская законопроекты, ущемляющие права земель. Интересы земли при этом стоят у депутатов выше в приоритетах, чем партийные обязательства. Председатель бундесрата становится и.о. Президента, в случае если последний не может осуществлять свои обязанности.
    В Германии законодательную инициативу проявляет Правительство, члены Бундестага и Бундесрата. Все законопроекты Правительства отправляются в Бундесрат, который дает заключения, а затем в Бундестаг. Если законопроект инициирован Бундесратом, то он направляется в Правительство, которое дает заключение, а затем передает его в Бундестаг.

  6. real man Ответить

    ТАСС-ДОСЬЕ. 14 марта в Берлине состоится заседание Бундестага (парламент), на котором, как ожидается, канцлер Ангела Меркель будет переизбрана на четвертый срок. Голосование проводится в соответствии с законодательством после парламентских выборов, которые состоялись 24 сентября 2017 года.
    По их итогам первое и второе места заняли правящие партии – блок ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз) и Социал-демократическая партия Германии. При этом они получили соответственно 33% голосов (самый низкий результат за 12 лет правления) и 20,5% (наихудший результат за всю историю партии).
    В связи с этим СДПГ решила уйти в оппозицию, а блок ХДС/ХСС вел консультации по формированию нового кабинета с другими политическими силами. Однако они зашли в тупик, и консенсуса христианским демократам удалось достичь все же с СДПГ лишь в феврале 2018 года.
    Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о процедуре голосования по кандидатуре на пост канцлера.

    Полномочия канцлера

    Согласно конституции, действующей с 1949 года с последующими поправками, канцлер определяет основные положения политики страны и несет за них ответственность. Его деятельность подотчетна парламенту. Глава кабинета – единственный член правительства, избираемый Бундестагом. Срок пребывания канцлера на посту – четыре года. Полномочия заканчиваются в день первого заседания парламента очередного созыва (в 2017 году – 24 октября). После этого весь кабинет министров исполняет обязанности до приведения к присяге нового главы правительства и его кабинета.
    Канцлер может быть смещен с поста, только если депутаты инициируют и вынесут ему вотум недоверия. При этом парламент должен не только проголосовать за недоверие канцлеру, но и выбрать нового главу правительства (поэтому данная процедура называется конструктивным вотумом недоверия).
    С 2005 года должность канцлера занимает Ангела Меркель, она – восьмой канцлер в послевоенной истории Германии, пятый от ХДС и первая женщина, возглавившая правительство страны.

    Процедура выборов

    Процедура выборов канцлера закреплена в статье 63 конституции, а также в правилах, установленных Бундестагом. Кандидатуру выдвигает президент страны (по традиции – по предложению крупнейшей парламентской фракции). Кандидат на пост канцлера должен быть немцем, обладающим избирательным правом, при этом он не обязан быть депутатом парламента.
    Канцлер избирается тайным голосованием без прений. Для победы в первом туре кандидату необходимо получить абсолютное большинство голосов (50% плюс 1 голос; так называемое канцлерское большинство; в действующем Бундестаге, состоящем из 709 депутатов, “за” должны проголосовать минимум 355 человек). Если победителя выявить не удается, в течение 14 дней проводится второй тур, при этом инициатива выдвижения кандидата (их может быть несколько) переходит к Бундестагу. Предложение может быть внесено 1/4 от общего состава депутатского корпуса.
    Во втором туре количество раундов голосования не ограничено, для избрания кандидату также необходимо абсолютное большинство. Если и второй тур оканчивается безрезультатно, сразу же проводится третий тур, в котором для победы достаточно относительного большинства голосов. В течение семи дней после третьего тура президент может либо назначить избранного таким образом кандидата канцлером (“канцлер меньшинства”), либо распустить Бундестаг (в этом случае в 60-дневный срок проводятся новые выборы). Если же в третьем раунде претенденту удается набрать абсолютное большинство, президент назначает его канцлером, вопрос о роспуске парламента не встает. При равном количестве голосов у кандидатов проводится новый раунд голосования на тех же условиях.
    После назначения президентом канцлер приносит присягу в Бундестаге и объявляет состав нового правительства, которое также назначается президентом и приводится к присяге.

    Срок выборов канцлера

    Срок выборов канцлера законодательно не установлен. До сих пор самый короткий промежуток между парламентскими выборами и выборами канцлера – 23 дня – был зафиксирован в 1983 году (6 и 29 марта). В 2018 году установлен новый рекорд по длительности этого периода – 171 день (24 сентября 2017 года и 14 марта 2018 года).

    Итоги голосования прошлых лет

    До сих пор все канцлеры избирались в первом туре, при этом большинство из них – с минимальным перевесом голосов. Так, согласно данным сайта Бундестага, первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр (ХДС) на выборах в 1949 года получил ровно столько голосов, сколько тогда было необходимо для победы (202); Вилли Брандт (СДПГ) в 1969 году – на два голоса больше необходимого (251); Гельмут Шмидт (СДПГ) в 1976 году и Гельмут Коль (ХДС) в 1994 году – на один голос больше (соответственно 250 и 338; известно, что дополнительный голос за Коля отдал депутат от его партии Роланд Рихтер, который опоздал на заседание, но смог проголосовать в последний момент); Герхард Шрёдер (СДПГ) в 2002 году – на три голоса больше (305).
    Беспрецедентно высокие результаты были у Меркель. В 2005 году ее кандидатуру поддержали 397 депутатов (для победы было достаточно 308 голосов), а в 2013 году – 462 (316; в 2009 году за нее проголосовали 323 депутата, было необходимо 312 голосов).

  7. Forgotten Age Ответить

    Согласно основному закону, федеральный президент не может входить ни в состав федерального правительства, ни в состав законодательной корпорации какой-либо земли. Он также не может занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, работать по профессии, входить в состав руководства или наблюдательного совета предприятий, имеющих целью получение прибыли.
    Полномочия Федерального президента длятся пять лет. Переизбрание допускается только один раз.
    Федеральное собрание состоит из членов бундестага (парламента) и равного числа членов, которые избираются парламентами земель на основе пропорционального представительства.
    Федеральное собрание созывается не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий президента, а при досрочном окончании его полномочий — не позднее чем через 30 дней после окончания полномочий. Оно созывается председателем бундестага.
    Закон о выборах Федерального президента Федеральным собранием (1959) гласит, что предложение о выдвижении кандидата на пост Федерального президента может представить председателю бундестага в письменной форме каждый член Федерального собрания. На второй и третий туры голосования могут вноситься новые предложения. Предложения о выдвижении кандидата должны содержать только те данные, которые требуются для характеристики выдвигаемого. В обязательном порядке прилагается письменное согласие лица, выдвигаемого на пост президента.
    Президиум собрания проверяет, соответствуют ли предложения о выдвижении кандидатов требованиям закона. Федеральное собрание принимает решения об отклонении предложений о выдвижении кандидатов.
    Выборы проводятся с помощью запечатанных официальных избирательных бюллетеней. Избирательный бюллетень с именем кандидата, не допущенного в официальном порядке к выборам, считается недействительным.
    Чтобы быть избранным, кандидат в Федеральные президенты должен заручиться поддержкой большинства членов Федерального собрания. Если ни один из кандидатов не получит большинства голосов, проводится дополнительное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов.
    Председатель бундестага сообщает избранному лицу о результатах выборов и предлагает ему в течение двух дней сообщить о своем согласии на занятие поста президента. Если избранный в течение этого срока не подает соответствующего заявления, его кандидатура считается отклоненной.
    Председатель бундестага объявляет Федеральное собрание закрытым после того, как избранное лицо дает согласие на избрание.
    Исполнение обязанностей Федерального президента начинается с момента истечения срока полномочий его предшественника, однако не ранее чем на имя председателя бундестага поступит заявление от избранного лица о согласии на занятие этого поста.
    Федеральный президент при своем вступлении в должность приносит перед собравшимися членами бундестага и бундесрата (орган представительства земель) присягу.
    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

  8. Dorad Ответить

    Главой государства в Германии является Федеральный президент. Его полномочия сознательно ограничены в пользу Федерального правительства и возглавляющего его Федерального канцлера. Федеральный президент выполняет по преимуществу представительские функции, олицетворяя собой государство (все президенты отказывались от своего партийного членства на время пребывания на этом посту) и в случае необходимости выступая в качестве посредника и третейского судьи в конфликтных ситуациях. Реальная роль президента во многом зависит от его личного авторитета.
    Федерального президента избирает Федеральное собрание – орган, формирующийся специально для этой цели из членов бундестага и равного числа представителей земель, избираемых ландтагами (земельными парламентами). В Федеральное собрание часто делегируются авторитетные общественные деятели, ученые, деятели искусства, не являющиеся членами ландтагов. Избранной считается кандидатура, получившая большинство голосов всех членов Федерального собрания. В случае, если ни первый, ни второй тур выборов не приносят победы одному из баллотирующихся, в третьем туре выборов достаточно набрать большинство голосов членов, участвующих в голосовании.
    Федеральный президент избирается сроком на 5 лет. Срок его избрания на год превышает полномочия бундестага, избираемого на 4 года. Это сделано для того, чтобы избежать трудностей с формированием правительства, если процедура выборов президента затянется. (В Германии правительство избирается бундестагом по предложению президента)
    Правом быть избранным в президенты пользуются граждане ФРГ, имеющие право быть избранными в бундестаг и достигшие 40-летнего возраста. Президентом можно быть избранным только на два срока.
    Федеральный президент не может занимать другую оплачиваемую должность, осуществлять коммерческую или профессиональную деятельность, входить в состав руководящих органов предприятий, получающих прибыль.
    Президент не несет ответственности за свои действия в качестве главы государства: почти все его акты должны быть контрассигнованы (подписаны) также Федеральным канцлером или соответствующим министром, берущими таким образом политическую и юридическую ответственность на себя и правительство. Исключение составляют акты, касающиеся назначения и увольнения Федерального канцлера, роспуска бундестага и просьбы президента к уходящему в отставку Федеральному канцлеру продолжать ведение дел до назначения его преемника. Роль президента возрастает, если в бундестаге отсутствует партия или коалиция, обладающая большинством мест. Тогда он лично предлагает кандидатуру канцлера, определяя тем самым политическое развитие страны на несколько лет вперед.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *