В чем смысл конфликта в повести прощание с матерой?

12 ответов на вопрос “В чем смысл конфликта в повести прощание с матерой?”

  1. ПяТ@4oK Ответить

    Андрей также пытается доказать бабушке, что судьба человека в его руках. Каждый волен делать то, что хочет, что ему нравится: «Надо не поддаваться судьбе, самому распоряжаться над ней». Дарья же с иронией отвечает: «Распорядись, распорядись». Она утверждает, что весь свет обжить невозможно. Слова старушки не переубеждают Андрея. Он пытается найти причину такой позиции Дарьи: «Это у тебя от Матеры, оттого что ты дальше Матеры носа не высовывала».
    Петруха – пример того, что случается с людьми, когда они перестают чтить предков, их традиции. Мужчина, не задумываясь, сжигает свою избу, а вместе с ней и память о прошлом. Удивляет тот факт, что в этом случае не возникает внутреннего конфликта. Видимо, это из-за того, что мужчина недалекий. Он живет одним днем.
    Неоднократно также завязывается конфликт между властями и жителями Матёры. Материнцев пытаются выселить из их домов, не спрашивая согласия. Люди защищают свои избы, но у «чужаков» оказывается больше прав.
    Можно выделить в повести и внутренние противоречия героев. Например, Катерина чувствует угрызения совести, что воспитала такого сына, но она ничего не может поделать с материнской любовью. Женщина страдает, но старается не показывать этого. Она защищает сына, пытается его оправдать.
    Таким образом, в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» развиваются и внешние, и внутренние конфликты. Центральным является противоречие между старым и новым, в контексте него проявляются другие конфликты. Противоречие между старым и новым приобретает социально-историческое значение.

  2. Cofyn Ответить

    Много традиционных символов. Однако иногда они приобретают новое звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни, конец дней Матеры.
    Символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами.
    С этим образом связан и образ Хозяина – духа, домового Матеры.
    Работа над главным символом – названием повести.
    Главный же символ является уже в самом заглавии.
    Словарная работа:
    -Подберите к слову прощание синоним (расставание)
    Прощание –расставание
    -Каково лексическое значение слова проститься?(работа с толковым словарём )
    Ученик: Проститься
    1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании;
    2) покинуть что-нибудь, расстаться.
    Ученик продолжает: Существительное прощание, образованное от глагола проститься, относиться к обоим значениям глагола, следовательно, в его семантике присутствует очень важная для понимания идея повести – “расстаться с одушевленным лицом”. Остров Матера и одноименная деревня, находящаяся на нем, для писателя и для многих персонажей произведения суть одушевленные лица. Матера – живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. для её жителей она – первооснова, “стержень”, на котором держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее.
    -Что означает слово Матёра?
    Ученик: Матера – образовалось от слова матерый, что означает
    Матерый – 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
    2) опытный, знающий;
    3) неисправимый, отъявленный.
    Учитель: Подберите к этому слову однокоренные слова
    – мать
    – материк
    Ученик: Все эти значения реализуются в тексте повести. Матера полна сил, крепка, опытна (“какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение) и … неисправима, да, именно неисправима: нельзя на ней жить не по совести, не задумываясь о смысле бытия.
    2) Слово Матера семантически связано со словом мать. Суффикс – ер – в русском языке указывает на название лиц по действию. Следовательно, Матера– это лицо, чье назначение быть матерью. Матера для всех её жителей родная, первоосновная. “И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра?”
    даже – вечности.
    Сделаем вывод.
    -Что символизирует прощание с Матёрой для жителей острова?
    Вывод:Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием во все века накопленными духовными ценностями, да и самой жизнью. Недаром автор всех их устами персонажа называет “утопленниками”, что символизирует нравственную, духовную смерть материнцев.

  3. Mrs.Viktoria Ответить

    Литература 1960 – 1980-х годов развивает традиции русской классической литературы, обращаясь к судьбе России, к образу «малой родины», к народным нравственно-этическим идеалам. Произведения такого плана назвали «деревенской прозой».
    Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» (1976) – одно из самых значительных, вершинных произведений деревенской прозы. Конкретная жизненная ситуация приобретает здесь обобщенно-символическое значение. Жанр произведения можно определить как философскую притчу. О судьбе родины, всей земли, моделью которой и является Матера, с тревогой размышляет писатель.
    Матера – это остров на Ангаре, где уже триста с лишним лет живут люди, из поколения в поколение возделывая плодородную сибирскую землю, в изобилии дающую им хлеб, картошку, корм для скотины. Создается впечатление вековечной жизни: старухи на острове уже не помнят в точности своих лет.
    Когда приходит время, с Матерой они прощаются, как с живым существом. Ее уход старожилы объясняют вмешательством неразумной человеческой воли в естественный ход вещей, в разумное жизнеустройство. Исчезновение Матеры равносильно концу света. Но все это очевидно только для старух, старика Богодула и самого автора. Особенно тяжело переживает происходящее Дарья Пинигина, «самая старая из старух». Она «видит на память» всю историю Матеры.
    Образ Дарьи, мне кажется, – самая большая удача Распутина. Он уникален по своему драматическому психологизму и философичности.
    В мыслях Дарья всегда обращается к предкам, которые жили и умерли, чтобы подготовить жизнь новых поколений, которые оставили им свой духовный опыт. Героиня болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил материнцев «нечистью» из санэпидстанции становится для Дарьи и других старожилов Матеры настоящей бедой. По их мнению, это признак полного одичания человека.
    Таким образом, один из основных философских смыслов повести заключается в том, что не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Распутин устами своей героини, Дарьи, говорит о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Память Дарьи не смыть водами Ангары. Она даже избу свою, в которой жили многие поколения предков, провожает в последний путь, как живую, отмывая и беля в последний раз.
    Писатель показывает, как от поколения к поколению связи с Матерой ослабевают. Пятидесятилетний сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в своей яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабкой спор о техническом прогрессе. В дальнейшем существовании острова он не видит толку и согласен отдать его «на электричество». Тем самым Андрей отрекается от своей родины и объединяется с чужими, «официальными лицами», для которых жители Матеры – «граждане затопляемые».
    Распутин вовсе не против прогресса, но его настораживает то, что за ним теряется человек. В устах Дарьи звучит материнская тревога и боль за человеческую душу, изуродованную цивилизацией. Героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди – машинам и предостерегает: «Себя вы и вовсе скоро растеряете по дороге».
    В повести двадцать две главы, в которых воспроизводится быт жителей Матеры в последние три месяца их пребывания на острове. Сюжет развивается неторопливо, позволяя вглядеться в каждую деталь навсегда уходящей жизни, в подробности привычного пейзажа, ставшего особенно дорогим накануне гибели. В черты родной своей природы вглядывается Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая строгим и справедливым характером, что притягивает к ней слабых и страдательных. Она оказывается в центре переплетения сюжетных линий, связанных с другими жителями Матеры: Богодулом, Катериной и ее сыном Петрухой, Настасьей, женой деда Егора, Симой, воспитывающей внука Колю.
    Дом Дарьи – последний оплот «обжитого» мира в противостоянии с «недумью, нежитью», воплощенной в мужиках, присланных, чтобы сжечь ставшие ненужными постройки, деревья, кресты на кладбище, а также в председателе бывшего сельсовета Воронцове.
    Трагическая развязка повести проявляет авторскую позицию. Но разрешение конфликта неоднозначно. Конфликт повести имеет социально-исторический смысл. Столкновение старого и нового предстает как попытка «пополам преломить» вековые устои жизни.
    В этом философско-нравственном произведении затрагиваются проблемы, ставшие актуальными на исходе ХХ века: экономические последствия научно-технического прогресса, наступление цивилизации на немногие уголки патриархальной жизни. Но, кроме того, «прощание с Матерой» рассматривает и вечные вопросы: отношения поколений, поиск смысла человеческого существования, ожидание смерти. В социально-бытовых вопросах повести – различие городского и деревенского укладов жизни, разрушение традиций, отношение народа к власти – высвечивается их глубинный, сущностный смысл.
    Беру!

  4. Meziramar Ответить

    С первых строк повести начинается знакомство с Матерой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.
    Происходит завязка повести. Все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека. Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков. В ее речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал свое прошлое, у того нет и жизни.
    Печальна и развязка повести, где Павел, сын Дарьи, осознает неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.

    Главные герои

    О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Прощания с матерой».

    Жанр

    Жанр произведения «Прощание с Матерой» можно отнести к «деревенской прозе». Эту повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием реалистического направления. Деревенская проза включала в себя описание жизни и быта простых сельских жителей. В ней описывались насущные проблемы человека, их незатейливые запросы. Вместе с этим, писатели поднимали огромные проблемы по сохранению старых традиций, касающиеся памяти прошлого, связь поколений.

  5. ZUBA Ответить

    Это проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будто последствия научно-технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями (не только В. Распутиным), исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества — сохранить жизнь на земле. Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами «экологии души». Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим у от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести Распутина ставятся и проблемы противоречий между городским и деревенским укладами, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *