В чем смысл названия драмы на дне горького?

20 ответов на вопрос “В чем смысл названия драмы на дне горького?”

  1. VsLv1 Ответить

    Жизнь складывается по всякому, потому на дне оказаться может и полицейский, и хороши мастер, знающий свое дело, и барин, который переписал все имущество на жену, и вполне культурный человек, совершивший непреднамеренное убийство. После таких ситуаций легко потерять себя и выпасть из реальности.
    Жизнь сломать может любого, а общество никогда не поддержит, а лишь толкнет падающего. Но и вина бедняков в их положении тоже есть. Никто не виноват в безответственности и лени конкретного человека. И не стоит жалеть бесконечно обездоленных.
    Так вы только затормозите его развитие и не дадите ему подняться, оттолкнувшись ото дна. Пьеса начинается с появления в ночлежки странного старика Луки, который всем дает надежду, но убеждает, что нужно действовать. Его оппонент, Сатин, уверен, что человек прекрасен вне зависимости от того, в какой он оказался ситуации.
    Вот только все герои пьесы абсолютно бездеятельны и не заинтересованы в своей жизни. Погрязнув в своем болоте, они не желают отталкиваться от этого дна и считают, что начать все заново и сопротивляться поздно.
    А ведь оказавшись в тяжелой ситуации, человек должен (в первую очередь) сам хотеть из нее выйти и изменить будущее, не обвиняя при неудачах свою жизнь и не злиться на нее. Среди всех героев изменить свою жизнь готов лишь алкоголик Актер, который загорелся идеей Луки насчет лечения алкоголизма в новой больнице. Он даже начал копить деньги на лечение.
    Но жители дна верят, что за все их страдания и слезы на них свалится чудо, придет бог из машины и вытянет их из ночлежки к новой и счастливой жизни.

  2. starforce333 Ответить

    Какой же смысл названия пьесы На дне?
    Когда Горький переименовал свое произведение, смысл названия заиграл другими красками, и мы попробуем немного порассуждать о смысле названия пьесы На дне в нашем сочинении.
    Читая произведение Горького, мы познакомимся с героями ночлежки — людьми озлобленными, слабовольными, больными. По их рассказам и разговорам мы делаем вывод о том, что они уже разуверились в жизни, потеряли в ней смысл и надежду. Эти потерянные люди от жизни уже ничего не ждут, да и не хотят ничего менять в своем существовании. Все это прямо говорит о том, что они уже находятся на самом дне социальной лестницы. Герои не могут прожить без пьянства, скандалов, лжи. Они постоянно бранятся, но все же мы видим, что и люди дна способны еще рассуждать о правде и свободе. Вот только для каждого из них своя правда. Название На дне в полной мере раскрывает суть пьесы. Благодаря удачно подобранному названию автор показал, что речь идет не только о месте ночлега, которое похоже на пещеру и кажется, будто ты на самом дне. Но и смог передать атмосферу, что витала в этой ночлежке. Моральное и нравственное уродство людей, которые там собрались. В последствии горьковское «на дне» стало символичным и раскрыло не только суть пьесы, но и образ жизни некоторых людей в нашем обществе.

  3. gru2007 Ответить

    Related posts:

    Смысл названия “На дне” Смысл названия. Горький долго не мог подобрать точного на­звания пьесы. Первоначально она называлась “Ночлежка”;, затем “Бог солнца”;, “На дне жизни”; и только потом “На дне”;. В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. […]…
    Смысл название пьесы “На дне” (Горький А. М.) Почему из названий заголовков “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни”, “Ночлежка” Горький выбрал название “На дне”? Название пьесы должно выражать ее суть. По-моему, заголовок “Ночлежка” – поверхностный, называет лишь место действия. Он не отражает бедственного, отчаянного положения персонажей пьесы. Название “Без солнца” – более глубокое, оно показывает, что в жизни обитателей ночлежки нет тепла, света […]…
    Каков смысл названия пьесы “На дне”? Уважение к имени человеческому, бесконечная любовь к человеку за то только, что он человек, без всяких отношений к своей личности и к его национальности, вере и званию, даже личному его достоинству или недостоинству, – словом, бесконечная любовь и бесконечное уважение к человечеству, даже в лице последнего из его членов, должно быть стихией, воздухом, жизнью человека. […]…
    Смысл названия пьесы М. Горького “Дачники” Пьесу “Дачники” (1904) называют “самой темной” среди ранних произведений М. Горького. Сам писатель, формулируя замысел этой драмы, писал, что изобразил ту часть русской интеллигенции, которая “стоит одиноко между народом и буржуазией без влияния на жизнь, без сил, она чувствует страх пред жизнью, полная раздвоения, она хочет жить интересно, красиво, и – спокойно, тихо, она ищет […]…
    Смысл названия пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова “Вишневый сад” – название емкое и многозначное, как и сам этот образ. Неверно понимать его только как место действия пьесы. Продажа вишневого сада лежит в основе ее сюжета, и можно сказать, что по отношению к нему характеризуются все герои комедии. Но еще важнее то, какой смысл вкладывается в образ вишневого сада. Известно, что вначале Чехов […]…
    Почему М. Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы – “На дне жизни”? по пьесе На дне (Горький А. М.) Максиму Горькому пришлось раздумывать над заглавием для своей социальной пьесы. Изначально у него было несколько вариантов: “Ночлежка”, “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни” и все же автор выбрал самое меткое – “На дне”. Если предыдущие версии оттеняли тяжелое положение бедноты, то последнее название обладало многозначительностью. “На дне” можно воспринимать довольно широко – от жизненных реалий […]…
    Анализ пьесы М – Горького На дне (Сочинения, ЕГЭ по литературе 2014) Подготовка к ЕГЭ: Анализ пьесы М. Горького “На дне” (Сочинения, ЕГЭ по литературе 2014) Прочитав произведение Максима Горького “На дне”, можно с уверенностью сказать, что автор показал нам глубокую социальную драму. Читатели познакомились с пьесой в 1902 году, для них жанр этого произведения стал новаторским и своеобразным. Свое творение Горький охарактеризовал как “картины”. Мы не […]…
    Смысл названия пьесы Александра Островского “Гроза” “Гроза” – одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. И не случайно Островский избрал именно такое название для своей пьесы. В слове “гроза” заключен огромный смысл. Гроза – это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, […]…
    В чем смысл финала пьесы М. Горького “На дне”? Пьеса Горького “На дне” сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы. Огромную роль […]…
    Смысл названия пьесы “Гроза” Название произведения очень часто отражает либо же его суть, либо дает читателю хоть немного понять, о чем будет идти речь. Это не касается текстов конца XX и начала XXI века, но зато это положение в полной мере можно применить к текстам эпохи реализма. Например, в “Бедных людях” Ф. Достоевского действительно рассказывается о бедных людях, а […]…
    Сочинение на тему: “Дно жизни” – трагический образ пьесы М. Горького “На дне” В 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра Максим Горький написал пьесу “На дне”. Долгое время писатель не мог подобрать точного названия пьесе. Первое название пьесы было “Ночлежка”, потом переименовал на “Без солнца”, и, наконец, окончательно автор назвал пьесу “На дне”. Само по себе название пьесы уже несет в себе огромный смысл. Люди, попавшие […]…
    Смысл названия и символика пьесы “Гроза” Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот прием в комедии ” Горе от ума “. Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом. Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяющимися несколько раз на протяжении текста. В этом случае смысл символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, […]…
    “Дно” как основной мотив пьесы А. М. Горького “На дне” Максим Горький написал пьесу “На дне” в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Самым трудным для автора оказался выбор точного названия пьесы. Сначала она называлась “Ночлежка”, затем “Без солнца” и, наконец, “На дне”. Само название носит огромный смысл. Люди, попавшие на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных […]…
    Смысл названия пьесы А. Н. Островского “Гроза” С появлением А. Н. Островского в русской литературе изменилось многое, а основные перемены произошли в драматургии: писатель открыл новый конфликт в русской жизни, новую среду – купечество, которая принесла своих героев и новый смысл пьес, следовательно, принципиально новые названия произведений. Эти изменения хорошо заметны в пьесе А. Н. Островского “Гроза”. Почему автор именно так назвал […]…
    Система образов пьесы “На дне” М. Горького В пьесе нет подробного изложения биографий героев, но по отдельным деталям можно восстановить образ каждого из обитателей подвала. Все они достойны лучшей жизни, однако жестокие обстоятельства заставили их влачить жалкое существование в ночлежке. Обитатели ночлежного дома очень разные люди. Клещ когда-то работал слесарем, теперь живет мечтами о честном труде. Всю злость и безысходность он вымещает […]…
    Смысл названия пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” 1. Вишневый сад как место действия и основа сюжета пьесы. 2. Значение вишневого сада в настоящем, прошлом и будущем персонажей пьесы. 3. Сопоставление вишневого сада с Россией. Название пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” представляется вполне закономерным. Действие происходит в старом дворянском имении. Дом окружен большим вишневым садом. Более того, развитие сюжета пьесы связано с […]…
    Смысл названия пьесы Гроза Островского Драма А. Н. Островского “Гроза” одно из самых известных произведений писателя. В нем присутствует множество тем: и любви, и свободы, и крепостничества. И, конечно, главная мысль, которая красной нитью проходит через все произведение отражена в названии пьесы. Гроза – это и природное явление, и нависшая над городом опасность, и символ эпохи. С самого начала повествования, […]…
    Идейно-тематическое содержание пьесы “На дне” М. Горького Человек всегда оставался главным героем произведений Горького. Писатель любил людей, поэтому он выступал против всего, что принижало Человека. Однако любовь к людям не мешала Горькому объективно изображать своих героев. В центре действия драмы “На дне” не столько человеческие судьбы, сколько столкновений идей, спор о человеке, о смысле жизни. Центром этого спора является проблема правды и […]…
    Персонажи пьесы Горького “На дне” Пьеса Горького была написана в 1902 году для одного из московских театров. Автор долгое время не мог определиться с вариантом написания в названии самой пьесы. Наверное, в самом названии произведения заложен его смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не смогут подняться в своей жизни. Тема униженных и оскорбленных не является новой в русской […]…
    Гуманистический пафос пьесы Горького “На дне” Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом “гуманизм” понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные действия способны разбудить в человеке лучшие его качества, то не является ли гуманизм чем-то большим? Действие пьесы М. Горького “На дне” происходит в грязной ночлежке. […]…
    Жизнь ночлежников до появления Луки (Анализ первой сцены пьесы М. Горького “На дне”) Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. За год до написания пьесы Горький так сказал о замысле новой пьесы: “Это будет страшно”. Тот же акцент подчеркнут и в ее меняющихся названиях: “Без солнца”, “Ночлежка”, “Дно”, “На дне жизни”. Заглавие “На дне” впервые появилось на афишах Художественного театра. Автор выделил не место действия […]…
    “Дно жизни” – трагический образ пьесы Пьеса “На Дне” была написана А. М. Горьким в 1902 году. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе, поэтому первоначально название пьесы изменялось три раз – “Без солнца”, “Ночлежка”, “В ночлежном доме”. Действия пьесы происходит в ночлежном доме Костылевых – это “Подвал похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся […]…
    Жанровое своеобразие пьесы Горького “На дне” Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса “На дне”. Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое […]…
    Идейно-художественное своеобразие пьесы Максима Горького “На дне” Чем объяснить тот факт, что интерес к пьесе “На дне” вот уже второе столетие не угасает?” В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне” занимает особое место. Писатель […]…
    Смысл названия Гроза Островский Смысл названия. В “Грозе”; Островский предпринимает по­пытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейно­бытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно и символично, хотя реальная гроза также присутствует в ходе действия пьесы. Более того, именно перед грозой под раскаты грома происходит кульми­национная сцена пьесы: […]…
    Герои и смысл пьесы М. Горький “На дне” Горький всегда задумывался над тем, что управляет человеком, какие ценности для него превыше всего, как согласуются свобода и любовь, добро и истина, сила и справедливость. Пьесу “На дне” можно с полным правом назвать философской драмой. Горький писал: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – лучше: истина или сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как […]…
    Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького “На дне” считать открытым финалом? Я считаю, что четвертое действие пьесы М. Горького “На дне” – открытый финал. Последний акт раскрывает серьезные последствия пережитого. Здесь нет уже многих героев, остались только воспоминания, переживания. В центре действия беседа оставшихся обитателей ночлежки, которая переходит с воспоминаний о Луке к “текущим событиям”. Некоторые сюжетные линии героев завершаются. Так, например, подходит к концу линия […]…
    Проблематика пьесы Горького “На дне” В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на “дно” жизни. Пользуясь безвыходным положением […]…
    Характеристика Квашни из пьесы “На дне” М. Горького Квашня – торговка пельменями, жительница ночлежки. Сама говорит, что “свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала – нет! Да будь он хоть принц американский – не подумаю замуж за него идти” Это сильная женщина, которая сама зарабатывает себе на хлеб. За плечами у нее тяжелая […]…
    Социальная проблематика пьесы Горького “На дне” В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. Закрывались фабрики и заводы. Тысячи и тысячи крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под давлением тягчайшего экономического гнета опускалось на “дно” жизни огромное количество появившихся босяков. Написанная в 1902 году пьеса […]…
    Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале 4 действия пьесы А. М. Горького “На дне”) Общее благо создается счастьем каждого. Калио Исправьте условия жизни людей, и люди станут лучше, чтобы быть достойными этих благ. Флетчер Для чего живет человек, каково его предназначение на земле – этот вопрос волновал и волнует многих писателей и публицистов. В пьесе “На дне” А. М. Горький пытается найти ответ на этот вопрос. Его герои, обитатели […]…
    Главная проблематика пьесы М. Горького “На дне”. Суть спора Луки и Сатина 1. История появления пьесы М. Горького “На дне”. 2. Новаторство пьесы. 3. Общая характеристика жильцов ночлежки. 4. Позиция Луки. 5. Противопоставление идей двух героев – Луки и Сатина. Человек – свободен… он за все платит сам:за веру, за неверие, за любовь, за ум. Человек – за все платит сам и потому он – свободен!.. М. […]…
    История создания пьесы “На дне” М. Горького В начале XX века Горький обращается к драматургии. Он пишет свои первые пьесы почти одновременно. “На дне” была задумана раньше, чем “Мещане”, замысел “Дачников” обозначился еще до первой премьеры “На дне”. Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: “Затеял еще одну пьесу. Босяцкую. Действующих лиц человек двадцать. Очень […]…
    Художественные особенности пьесы “На дне” М. Горького Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчеркивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжетной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным углам сцены. Пьеса “На дне” представляет собой цикл маленьких драм, […]…
    Современность пьесы М. Горького “На дне” Искусство – сама жизнь, и оно не знает смерти. О. Уайльд Пьеса “На дне” была написана Горьким в тысяча девятьсот втором году и поставлена на сцене МХАТа. Знаменательно, что о пьесе сразу же было написано невиданное количество критических статей и монографий. Пьеса всколыхнула весь литературный мир, всю общественность. Действительно, произведение было необычным. Казалось, что там […]…
    Какой смысл заключен в высказывании Сатина: “Дважды убить нельзя” ? Подумайте, какой смысл заключен в высказывании Сатина: “Дважды убить нельзя” ? Изображение героев из “низов”, “униженных и оскорблен­ных” – это одна из тенденций раннереалистического расска­за и очерка “натуральной школы”. И М. Горький создает пьесу в русле литературной традиции. Мы находим в произведении реминисценции из Достоевского, Чернышевского. Сатин воспринимает свою жизнь в ночлежке как духов­ную смерть. […]…
    Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького “На дне”) Пьеса М. Горького “На дне”, написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла автору мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность этого произведения сразу привлекла внимание русской общественности. Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о “босяках”. Вот как писал о своей пьесе “На дне” сам автор: “Когда я […]…
    Рассказ Луки про “праведную землю” (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького “На дне”.) Пьеса “На дне”, написанная в 1902 году, показала, что в русскую литературу пришел драматург-новатор. Были необычны и проблематика пьесы, и ее герои – обитатели ночлежки. В ней Горький выступил как создатель нового типа социально-философской драмы. Он умел объективно анализировать окружающую действительность, проникать во все ее противоречия, что необходимо для написания любой пьесы. “На дне” – […]…
    Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ I сцены пьесы А. М. Горького “На дне”) Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует. Томас Манн Ужасен тот, кому уже нечего терять. Гете Несмотря на то, что пьеса А. М. Горького “На дне” была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся […]…
    Характеристика Клеща из пьесы “На дне” М. Горького Клещ – слесарь, житель ночлежки, муж Анны. Клещ мечтает вернуть нормальной жизни с помощью честного и тяжелого труда. Он упорно трудится и противопоставляет себя другим жителям ночлежки, осуждая их спсоб жизни: “Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь – […]…

  4. Danil090 Ответить

    Изначально Максим Горький назвал пьесу «Без солнца», среди вариантов были и «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», но остановился он на самом подходящем и многозначительном названии – «На дне». Действительно, оно не так прозрачно, как «На дне жизни», потому как здесь рассматривается не только социальное положение героев, но и их душевное состояние.
    Действие пьесы происходит в ночлежке, а ее обитатели – воры, бездельники, пьяницы и даже убийцы, те, от которых уже давно отказалось общество. Из них никто, кроме Квашни, торговки пельменями, не имел работы и не желал заниматься трудом. Барон раньше где-то служил, был аристократом, но проворовался и угодил в тюрьму. Сатин, защищая сестру, убил ее мужа. Настя – большая выдумщица, рассказывающая нелепые истории о своих возлюбленных. Актера выгнали из театра за пьянство.
    Бубнов владел красильной мастерской, но, побоявшись того, что может убить жену и ее любовника, ушел, оставив им все свое имущество. Слесарь Клещ сидит без работы и винит в своем жалком положении жену, которую сам довел до смерти вечными побоями и пьянством. Все эти люди когда-то что-то имели, но из-за слабости или пороков не смогли удержать это, и оказались на «дне».
    Но, несмотря на нищету, тесноту и удушающую атмосферу равнодушие к другим, каждый из ночлежников о чем-то мечтает. Настя, читая любовные романы, с трепетом ждет своего принца, который приведет ее в другую, чистую жизнь. Актер как-то признается, что ему тяжело обходиться без имени, будто нет его вовсе. Он оправдывает свой образ жизни «болезнью», отравлением алкоголем, но продолжает мечтать о сцене и только думает о том, как найдет лечебницу, но за поиски не принялся. Поступаете в 2019 году?
    Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
    подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
    Клещ уверен, что его жизнь вот-вот изменится в лучшую сторону, как только он освободится от жены. Но вот Анны не стало, а желанная свобода не принесла ему ничего, кроме разочарования. Все они хотели вырваться из этой среды, и с приходом Луки у них наконец появилась надежда. Старик каждому дал понять, что их судьба в их руках, стоит только постараться. Да, ночлежники воодушевились возможностью начать все с чистого листа, но, видимо, их равнодушные к своей жизни сердца стали балластом, не дающим подняться с этого «дна». Им так жить удобно, они привыкли жить почти без «кислорода», забыли, что такое сила воли, потому довольствовались неопределенными мечтаниями и ничего не предпринимали.
    «Дно» по Горькому значит не столько социальный статус, место пребывания героев, сколько их образ жизни. Всех их будто устраивает положение люмпенов, жалкая и нищая жизнь, душевная пустота и нравственная низость. На дне не виден солнечный свет – там лишь мрак, холод и одиночество. И это – жизнь героев пьесы.
    Полезный материал по теме:
    Смысл названия пьесы Горького «На дне»
    Почему М. Горький отказался от первоначального варианта названия пьесы — «На дне жизни»?
    В чём заключается внутренняя драма героев пьесы М. Горького «На дне»?
    Смысл название пьесы “На дне”
    Смысл первых ремарок в пьесе Горького «На дне»

  5. sergey-stv82 Ответить

    в которую он попал из-за убийства мужа своей сестры. Казалось бы, мужчина был успешным телеграфистом, однако этот поступок толкнул бывшего телеграфиста в пропасть. Бубнов, любитель крепкой выпивки, бывший владелец красильной мастерской, оставил все свое имущество жене, затем бросил все и ушел “куда глаза глядят”. Актер – пьяница, которого выгнали из театра, а Клещ – беспробудный алкоголик, регулярно избивавший жену, вследствие чего она тяжело заболела.
    Жизнь главных героев протекает между дружбой, ссорами и ложью. Бесчестные люди постоянно ссорятся друг с другом, однако читатель может видеть то, что даже заблудшие души могут рассуждать на такие темы как свобода и правда. В других отношениях герои не имеют представлений о праведной жизни, и кроме того, даже не пытаются найти путь, ведущий к исправлению собственных грехов. Главный конфликт пьесы раскрылся вместе с появлением Луки – странника, привезшего с собой идеи философии и Бога. В этот момент бытовые проблемы персонажей, обычно занимающие всю их сознательную жизнь, отходят на задний план. Вопросы о Боге, добре и зле начали разрастаться в головах героев. Однако персонажи, не имеющие целей и желания менять привычный устрой вещей, не могут смириться с подобными мыслями. Они уже оказались на самом дне, и, безучастные и безликие, бесцельно доживают свои годы.
    Название пьесы “На дне” идеально отображает главную суть истории, кратко, но содержательно отображая прослойку общества, описанную в произведении.

  6. separate933 Ответить

    Барон – 33 года, пьёт, но из-за неудачно сложившихся обстоятельств. Постоянно напоминает о своих дворянских корнях, которые помогли когда-то стать состоятельным чиновником, но не имели особой значимости при обвинения в растрате казенных средств, из-за чего герой попал в тюрьму, оставшись нищим. Имеет любовные отношения с Настей, но относится к ним, как к должному, переваливает все свои обязанности на девушку, постоянно берет деньги на пьянки.
    Анна – жена Клеща, 30 лет, болеет чахоткой. В начале пьесы находится в предсмертном состоянии, но не доживает до конца. Для всех героев ночлежки является неудачным предметом «интерьера», издающим лишние звуки и занимающим место. До самой смерти надеется на проявление любви мужа, но умирает в углу от безразличия, побоев и унижений, возможно, породивших болезнь.
    Актёр – мужчина, возраста, примерно, 40 лет. Так же, как и все жильцы ночлежки, вечно вспоминает о прошлой жизни. Добрый и справедливый человек, но чрезмерно жалеет себя. Хочет бросить пить, узнав от Луки про лечебницу для алкоголиков в каком-то городе. Начинает копить деньги, но, не успев узнать местонахождение больницы до ухода странника, герой отчаивается и кончается жизнь самоубийством.
    Костылев – муж Василисы, 54-летний содержатель ночлежки. Воспринимает людей лишь как ходячие кошельки, любит напоминать о долгах и самоутверждаться за счёт низменности собственных жильцов. Пытается скрыть свое истинное отношение за маской доброты. Подозревает жену в измене с Пеплом, отчего постоянно прислушивается к звукам за его дверью. Считает, что ему должны быть благодарны за ночлег. С Василисой и её сестрой Наташей обращается не лучше, чем с пьяницами, живущими за его счёт. Скупает вещи, которые крадёт Пепел, но скрывает это. По собственной глупости погибает от рук Пепла в драке.
    Василиса Карповна – жена Костылева, 26 лет. Ничем не отличается от мужа, но ненавидит его всей душой. Тайно изменяет мужу с Пеплом и подговаривает любовника на убийство супруга, обещая, что в тюрьму его не посадят. А к сестре не испытывает никаких чувств, кроме зависти и злобы, отчего достаётся ей больше всех. Ищет во всем для себя выгоду.
    Наташа – сестра Василисы, 20 лет. Самая «чистая» душа ночлежки. Терпит издевательства со стороны Василисы и её мужа. Не может довериться Пеплу с его стремлением увезти её, зная всю подлость людей. Хотя сама понимает, что пропадёт. Помогает жильцам бескорыстно. Собирается пойти навстречу Ваське, чтобы уехать, но, попадает в больницу после гибели Костылева и пропадает без вести.
    Квашня – 40-летняя торговка пельменями, испытавшая на себе силу мужа, который бил её на протяжении 8 лет брака. Помогает жителям ночлежки, пытается иногда привести дом в порядок. Спорит со всеми и больше не собирается выходить замуж, припоминая своего покойного супруга-тирана. В течение пьесы развиваются их отношения с Медведевым. В самом конце Квашня выходит замуж за полицейского, которого сама начинает бить из-за пристрастия к алкоголю.
    Медведев – дядя сестер Василисы и Наташи, полицейский, 50 лет. В течение всей пьесы пытается свататься к Квашне, обещая, что не будет таким, как её бывший муж. Знает, что племянница терпит побои от старшей сестры, но не вмешивается. Знает обо всех махинациях Костылева, Василисы и Пепла. В конце пьесы женится на Квашне, начинает пьянствовать, за что жена его бьёт.
    Алешка – сапожник 20-ти лет, пьёт. Говорит, что ему ничего не надо, что он разочарован в жизни. Пьёт от безысходности и играет на гармошке. Из-за буйства и пьянок часто попадает в полицейский участок.
    Татарин – тоже живёт в ночлежке, работает ключником. Любит поиграть в карты с Сатиным и Бароном, но всегда возмущается их нечестной игрой. Честный человек и не понимает жуликов. Постоянно говорит о законах, чтит их. В конце пьесы Кривой Зоб бьёт его и ломает руку.
    Кривой Зоб – ещё один малоизвестный обитатели ночлежки, ключник. Не такой честный, как Татарин. Тоже любит скоротать время за картами, спокойно относится к шулерству Сатина и Барона, находит им оправдания. Бьёт Татарина, ломает ему руку, из-за чего у него возникает конфликт с полицейским Медведевым. В конце пьесы поёт песню с остальными.

    Темы

    Несмотря на, казалось бы, достаточно простой сюжет и отсутствие крутых кульминационных поворотов, произведение изобилует темами, которые дают почву для размышлений.
    Тема надежды тянется через всю пьесу до самой развязки. Она витает в настроении произведения, но ни разу никто не упоминает о своем намерении выбраться из ночлежки. Надежда присутствует в каждом диалоге обитателей, но лишь косвенно. Как когда-то каждый из них попал на дно, так когда-нибудь они и мечтают оттуда выбраться. В каждом теплится маленькая возможность снова вернуться к прошлой жизни, где каждый был счастлив, хоть и не ценил этого.
    Тема судьбы также является немало важной в пьесе. Она определяет роль злого рока и его значение для героев. Судьба может быть в произведении той движущей силой, которую нельзя было изменить, что свела всех обитателей вместе. Или тем обстоятельством, всегда подверженным измене, которое нужно было преодолеть, чтобы суметь достичь больших успехов. По жизни обитателей можно понять, что они приняли свою судьбу и пытаются изменить её лишь в противоположную сторону, считая, что падать ниже им некуда. Если же кто-то из жильцов пытается предпринять попытку изменить свое положение и выбраться со дна – претерпевает крах. Возможно, автор хотел показать таким образом, что они заслужили такую участь.
    Тема смысла жизни выглядит достаточно поверхностно в пьесе, но, если вдуматься, то можно понять причину такого отношения к жизни героев лачуги. Каждый считает нынешнее положение дел – дном, из которого не выбраться никуда: ни вниз, ни, тем более, наверх. Герои, несмотря на разные возрастные категории, разочарованы в жизни. Они потеряли к ней интерес, и перестали видеть какой-либо смысл в собственном существовании, что уж говорить о сочувствии друг к другу. Они не стремятся к другой участи, потому что не представляют её. Лишь алкоголь иногда придаёт существованию краски, отчего ночлежники любят выпить.
    Тема правды и лжи в пьесе является основной задумкой автора. Данная тема является философским вопросом в произведении Горького, о котором он размышляет устами героев. Если говорить о правде в диалогах, то, её границы стираются, ибо порой герои говорят несуразные вещи. Тем не менее, в их словах скрываются секреты и тайны, раскрываемые нам по ходу сюжета произведения. Автор поднимает данную тему в пьесе, так как рассматривает истину как способ спасения обитателей. Показать героям реальное положение дел, открыв глаза на мир и на их собственную жизнь, которую они теряют каждый день в хижине? Или скрывать правду под масками лжи, притворства, потому что им так легче? Ответ каждый выбирает самостоятельно, но автор дает понять, что ему по душе первый вариант.
    Тема любви и чувств затрагивает в произведении, поскольку даёт возможность понять взаимоотношения обитателей. Любовь в ночлежке, даже между супругами, абсолютно отсутствует, да и вряд ли имеет возможность там появиться. Само место словно пропитано ненавистью. Всех соединила лишь общая жилплощадь и чувство несправедливости судьбы. В воздухе витает равнодушие, как к здоровым, так и к больным людям. Лишь перебранки, словно грызутся собаки, веселят ночлежников. Вместе с интересом к жизни потеряны краски эмоций и чувства.

    Проблемы

    В пьесе богатая проблематика. Максим Горький попытался в одном произведении указать актуальные, на то время, нравственные проблемы, которые, впрочем, существуют и по сей день.
    Первой проблемой является конфликт между обитателями ночлежки, причем не только друг с другом, но и с жизнью. По диалогам между героями можно понять их взаимоотношения. Постоянные ссоры, расхождение во мнениях, элементарные долги приводят к вечным перепалкам, что является ошибкой в данном случае. Ночлежникам нужно научиться жить над одной крышей в гармонии. Взаимопомощь облегчит быт, изменит общую атмосферу. Проблема общественного конфликта заключается в разрушении любого социума. Бедняки объединены общей проблемой, но, вместо её решения, они создают новые общими усилиями. Конфликт с жизнью заключается в отсутствии адекватного ее восприятия. Бывшие люди обижены на жизнь, из-за чего не предпринимают дальнейшие шаги к созданию другого будущего и просто плывут по течению.
    Другой проблемой можно выделить острый вопрос: «Истина или сострадание?». Автор создает повод для размышления: показать героям реалии жизни или посочувствовать такой судьбе? В драме кто-то страдает от физического или психологического насилия, а кто-то умирает в муках, но получает свою долю сострадания, и это уменьшает его мучения. У каждого человека свой взгляд на происходящую ситуацию, и реагируем мы исходя из своих ощущений. Писатель в монологе Сатина и исчезновении странника четко дал понять, на чьей он стороне. Лука выступает в роли антагониста Горького, пытаясь вернуть обитателей к жизни, показать истину и утешить страдающих.
    Также в пьесе поднимается проблема гуманизма. Точнее, его отсутствия. Возвращаясь снова к отношениям между обитателями, и их отношению к самим себе, — можно рассмотреть данную проблему с двух позиций. Отсутствие гуманизма со стороны героев друг к другу можно увидеть в ситуации с умирающей Анной, на которую никто не обращает внимания. Во время издевательства Василисы над сестрой Наташей, унижения Насти. Появляется мнение, что, если люди оказались на дне, значит, более никакая помощь им не нужна, каждый сам за себя. Эта жестокость к самим себе обуславливается их нынешним образом жизни – постоянные пьянки, драки, несущие в себе разочарование и потерю смысла в жизни. Существование перестаёт являться высшей ценностью, когда цели к ней нет.
    Проблема безнравственности поднимается в связи с образом жизни, который жители ведут исходя из социального расположения. Работа Насти девушкой по вызову, игры в карты на деньги, употребление алкоголя с вытекающими последствиями в виде драк и приводов в полицию, воровство – все это последствия нищеты. Автор показывает данное поведение как типичное явление для людей, оказавшихся на дне социума.

    Смысл пьесы

    Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди абсолютно одинаковы вне зависимости от их социального и материального положения. Все состоят из плоти и крови, отличия заключаются лишь в воспитании и характере, которые дают нам возможность по-разному реагировать на сложившиеся ситуации и действовать, исходя из них. Кем бы ты ни был, жизнь может измениться в один момент. Любой из нас, потеряв все, что имел в прошлом, опустившись на дно, — потеряет себя. Больше не будет смысла удерживать себя в рамках приличия общества, подобающе выглядеть и вести себя соответствующе. Когда человек теряет ценности, установленные окружающими, он сбивается с толку и выпадает из реальности, как произошло с героями.
    Главная мысль заключается в том, что жизнь может сломать любого человека. Сделать его равнодушным, ожесточённым, потерявшим какой-либо стимул к существованию. Безусловно, во многих его бедах будет виновно равнодушное общество, которое только подтолкнет падающего. Однако сломленные бедняки зачастую сами виноваты в том, что не могут подняться, ведь в их лени, порочности и безучастности ко всему сложно еще найти виноватых.
    Авторская позиция Горького выражается в монологе Сатина, который разлетелся на афоризмы. «Человек – звучит гордо!» — восклицает он. Писатель хочет показать, как надо относиться к людям, чтобы воззвать к их достоинству и силе. Бесконечное сожаление без конкретных практических шагов только навредит бедняку, ведь он так и будет жалеть себя, а не работать, дабы выйти из порочного круга нищеты. Это и есть философский смысл драмы. В споре об истинном и ложном гуманизме в обществе побеждает тот, что говорит прямо и честно, даже рискуя навлечь на себя негодование. Горький в одном из монологов Сатина связывает правду и ложь со свободой человека. Независимость дается лишь ценой постижения и поиска истины.

    Вывод

    Каждый читатель вынесет для себя свой определенный вывод. Пьеса «На дне» может помочь человеку понять, что в жизни стоит всегда к чему-то стремиться, потому что это дает силы идти дальше, не оглядываясь назад. Не останавливаться с мыслями, что ничего не получится.
    На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих.

    Критика

    Нельзя сказать, что до появления на свет своей легендарной пьесы, Горький не имел какой-либо популярности в обществе. Но, можно подчеркнуть, что интерес к нему усилился именно из-за этого произведения.
    Горький сумел показать бытовые, обыденные вещи, окружающие грязных, необразованных людей под новым углом. Он знал, о чем пишет, так как сам имел опыт в достижении своего положения в обществе, он ведь был выходцем из простонародья и сиротой. Нет точного объяснения, почему именно произведения Максима Горького имели такую популярность и произвели настолько сильное впечатление на публику, ибо он не был новатором какого-то жанра, писав обо всем известных вещах. Но творчество Горького в то время было модным, обществу нравилось читать его произведения, посещать театральные постановки по его творениям. Можно предположить, что градус социального накала в России поднимался, и многие были недовольны устоявшимся порядком в стране. Монархия себя исчерпала, а народные акции последующих лет были жестко подавлены, и поэтому многие люди с удовольствием искали минусы в существующей системе, как бы подкрепляя собственные выводы.
    Особенности пьесы заключаются в способе изложения и подаче характеров персонажей, в гармоничном употреблении описаний. Одной из затронутых проблем в произведении является индивидуальность каждого героя и его борьба за неё. Художественные тропы и стилистические фигуры очень точно изображают условия обитания действующих лиц, ведь автор видел все эти детали лично.
    Автор: Алёна Ласькова

  7. 11Denis86 Ответить

    Иришка
    В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже уже некуда больше идти. Много сходных черт можно найти у героев
    Достоевского и Горького это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показаны Горьким. В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Каждый из них
    наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о
    своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом
    подвале, похожем на пещеру, -трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно
    раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. Не помню, когда я сыта была,
    – говорит она. – Над каждым куском хлеба тряслась.. . Всю жизнь мою дрожала.. . Мучилась.. . как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила.. . всю мою несчастную
    жизнь.. . Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле. Работы нет.. . силы нет.. . Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо.. . Вот правда! Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит дно, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы дна. Вызывает отвращение фигура
    содержателя ночлежки Костылева, одного из хозяев жизни, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте .”Человек
    – вот правда! Все – в человеке, все для
    человека! Существует только человек, все же
    остальное – дело его рук и его мозга! Человек!
    Это великолепно! Это звучит- гордо! ” Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует
    писатель. И этот контраст приобретает особый смысл.. . Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно
    после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем,
    что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора) , но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои
    мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

  8. Norad_Stilgar Ответить

    Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии. Пьесы, конечно, во многом отличаются друг от друга, но существует и сходство. Оба произведения, как кажется, ближе к жанру драмы. Но Чехов настаивал на таком жанровом определении, как лирическая комедия, а Горький назвал свою пьесу собранием картин из жизни босяков. Почему же нам, читателям, ближе определение жанра пьесы “На дне” как драмы? На мой взгляд, это обусловлено ее социально-философским содержанием, глубиной жизненных и человеческих проблем, поставленных и решаемых автором.
    Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, “дна”. Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На “дне” происходит страшное — морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Все они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Несчастливое стечение жизненных обстоятельств – и человеку не под силу выправить судьбу, не подняться, и тогда одна дорога — на “дно”.
    Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая. Их жизнь мало чем отличается от смерти, недаром так много смертей в пьесе, а умный Сатин говорит: “Мертвецы не слышат!” Эти “живые мертвецы” – не самые худшие из людей. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные, начисто отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?
    Постепенно, но неотвратимо все участники споров встают перед вопросом: что лучше — истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только успокаивающую и утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного. Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” – так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.
    Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу. В пьесе звучат гордые слова о человеке: “Человек – вот правда! Человек! Это -великолепно! Это— звучит… гордо!”. Эти слова резко контрастируют со страшной участью обитателей ночлежки. И это неизбежно порождает сложнейшие вопросы: почему происходит так, что люди попадают на “дно”? Что делать, чтобы жизнь каждого была бы достойна великого звания — Человек? Такие глубокие социально-философские проблемы ставит автор в своей пьесе.
    Леонид Андреев писал, что Горький как философ настойчиво и мучительно ищет смысл бытия. “Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц – все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости”.
    Пьеса заканчивается трагически, потому что ее героям, попавшим на “дно”, уже не подняться к свету, не возродиться к достойной жизни. Но близко духовное пробуждение обитателей “дна”, растет их стремление к лучшему. Так звучит в пьесе горьковское слово – и осуждение мрака, и надежда на свет.

  9. Encore96 Ответить

    А. М. Горький «На Дне»
    Смысл пьесы
    Горький о смысле пьесы: « Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше – истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.
    Пьеса философская, но всё общечеловеческое в ней не отделимо от глубоко жизненного и конкретно исторического. Поэтому важно обратить внимание на социально-бытовое одержание пьесы. На то, что герои ранее знакомые по рассказам Горького, босяки, даны в сниженном плане. Горький увидел и отразил в пьесе не трагедию русских людей, а трагедию русской жизни.
    В заглавии автору было важно выделить не место действия, не характер условий, даже не социальное положение, а то чем наполнена душа, что происходит на дне человеческой жизни, на дне человеческой души.
    Лука
    Внешне Лука никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается серьёзная робота, поэтому предметом исследования в пьесе становятся социальные условия действительности и их отражение сознаниях людей. В каждом из героев Лука видел светлые стороны его личности, все его разговоры направлены на то, чтобы поддержать человека, его веру в лучшее. Поэтому он разговаривает только с теми, кто живёт правдой надежды, с неверующими ему говорить не о чем. Стремясь постичь человеческую природу, Лука делает ряд мудрых наблюдений. Суть этих наблюдений – человек достоин уважения, любви и жалости. Истоки такого отношения к человеку лежат в убеждении Луки, что человек изначально хорош, и лишь социальная неустроенность жизни делает его плохим и несовершенным. Поэтому ночлежники и потянулись к Луке, который добр и искренен с нами и бескорыстен в желании помочь. Он никого не обманывает и никому ни в чём не лжёт. Таким образом Лука выступает идеологом пассивного сознания, а в споре о правде, который возникает между ним и Бубновым, Бароном, Лука утверждает благотворительность утешительной лжи. Притча о праведной земле выражает мысль о том, нельзя человека лишить надежды, пусть и мизерной.
    Правда Луки и правда Сатина
    Проповедь Луки дала Сатину импульс для возникновения новой жизненной позиции, в основе которой лежит тоже уважение к человеку, но смещены акценты в сторону активного участия человека в жизни. Монолог Сатина – это лишь первый шаг на пути формирования активного сознания человека. Отношение Горького к Луке неоднозначно, в развитии сюжета чувствуется авторский укор Луке, ведь все иллюзии разрушились. С другой стороны автор обвиняет в том, что произошло с людьми не Луку, а самих ночлежников, а тем самым вскрывает одну из основных черт русского национального характера. Недовольство жизни, критическое отношение к ней и неспособность что-то изменить.

  10. presstigio Ответить

    Пьесу Максима Горького «На дне» можно со смелостью отнести к произведениям философской направленности, ведь в ней поднимаются проблемы, которые присущи, как всему обществу в целом, так и отдельно взятому человеку. Этим произведением Горький попытался донести до нас свою жизненную позицию, которая нашла отражение в главных героях пьесы.
    Одним из главных, системообразующих образов пьесы был старик Лука. С его приходом все «завертелось» по-новому. Жители ночлежки получили призрачную надежду подняться со дна. Лука подарил им сострадание, жалость, слова, которые так все хотели услышать. Но как показали дальнейшие события, эта «сладкая ложь» стала фатальной для многих.
    Я считаю, что во всей этой неправде нуждалась лишь умирающая Анна. За всю свою недолгую жизнь она не знала ни радости, ни покоя. Девушка умирает в возрасте тридцати лет раздавленная своей тяжелой судьбой. Жители ночлежки отвернулись от нее и не хотят вмешиваться в дела смерти. Только Анна единственная требовала какой-то поддержки и жалости, которую она нашла в облике Луки.
    Еще о более трагичной истории жизни мы узнаем, знакомясь с образом Актера. Он был бывшим служителем театра, но бросив свою работу, скатился на самое дно жизни. Актер превратился в беспробудного пьяницу. В алкоголе он нашел утешение и объяснение всех своих неудач. Актер был настолько слаб морально, что ему легче было продолжать пить, чем попытаться подняться со дна жизни. С появление Луки, он узнает о лечебнице для людей, страдающих алкоголизмом, о том, что лечение там проводят бесплатно. Окрыленной этой новостью, Актер не употребляет алкоголь целый день, за который успевает заработать несколько монет, чем очень гордится. Его надежды рухнут в тот момент, когда он узнает, что нет ни какой лечебницы. Актер заканчивает свою жизнь самоубийством. Сведя счеты с жизнью, он так и не понял, что дело не в лечебнице, нужно просто верить в себя и свои силы.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *