В чем смысл названия повести собачье сердце?

9 ответов на вопрос “В чем смысл названия повести собачье сердце?”

  1. Barabanus Ответить

    Повесть Михаила Булгакова Собачье сердце в свое время вызвала негодование литературных критиков, и даже неодобрение властей. Собачье сердце было изъято, а повесть запрещена к публикации. Лишь спустя время ее смог увидеть читатель. А все потому, что многие не поняли смысл произведения, как впрочем, был непонятен и смысл названия Собачье сердце. Кто-то думал, что смысл названия — это намек на собачью жизнь рабочего класса. Другие считали, что таким образом автор дает понять, что все люди псы. А были и те, кто полагал, что здесь описан эксперимент из области фантастики, и не более. Так в чем заключается смысл названия повести Собачье сердце на самом деле? Порассуждаем в нашем сочинении.

    Собачье сердце: в чем смысл названия

    Раскрывая в сочинении тему смысла названия повести Булгакова, хочется проработать разные версии. Стоит отметить, что смысл названия Собачьего сердца поверхностный, и намекает на сюжетную линию произведения. Профессор решается на эксперимент и пересаживает гипофиз и семенники человека в тело животного. Вот только донор оказался той еще собакой и все черты скверного характера человека передались Шарикову, хотя у него была и вторая сторона — положительная, унаследованная от пса. Этим автор показал, что порой собаки, чьим именем часто оскорбляют оппонента в ссоре, стоят гораздо выше человека.

  2. Logan_Present Ответить

    Мне кажется, что название повести «Собачье сердце» имеет двойной смысл. Повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским, он пересадил человеческое сердце в тело собаки, о которой в дальнейшем пойдет речь в посети. Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно, Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер – воспитанник пролетариата. Пролетариат – это группа людей, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями. Именно эти люди не знают не жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они не культурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца. Шарик-рассказчик стоит ступенью ниже, чем профессор Преображенский и Борменталь, но он, безусловно, оказывается выше «по уровню развития» Швондера и Шарикова.
    Такое промежуточное положение Шарика-собаки в повествовательной структуре произведения подчеркивает драматическое положение «массовидного» человека в обществе, который стоял перед выбором — либо следовать законам естественной социальной и духовной эволюции, либо пойти по пути нравственной деградации. У Шарикова, героя произведения, возможно, и не было такого выбора: все-таки он существо, искусственно созданное и имеющее наследственность собаки и пролетария. Но такой выбор был у всего общества и только от человека зависело, какой путь он изберет. В биографии М. Булгакова, написанной Э. Проффер в 1984 г., «Собачье сердце» рассматривается как «аллегория революционной трансформации советского общества, рассказ-предостережение об опасности вмешательства в дела природы». Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего — история общества. развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается.
    Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее. Проблема «нового человека» и устройства «нового общества» была одной из центральных проблем литературы 20-х годов. М. Горький писал: «Героем наших дней является человек из «массы», чернорабочий культуры, рядовой партиец, рабселькор, военврач, выдвиженец, сельский учитель, молодой врач и агроном, работающий в деревне крестьянин-опытник и активист, рабочий- изобретатель, вообще — человек массы! На массу, на воспитание таких героев и должно быть обращено главное внимание» . Главной особенностью литературы 20-х годов было то, что в ней доминировала идея коллектива. Идеи коллективизма обосновывались в эстетических программах футуристов, Пролеткульта, конструктивизма, РАППа. Образ Щарикова можно воспринимать как полемику с теоретиками, обосновывающими идею о «новом человеке» советского общества. «Вот какой ваш «новый человек». — словно говорил Булгаков в своей повести. И писатель в своем произведении, с одной стороны, раскрывает психологию массовидного героя (Шариков) и психологию массы (домком во главе со Швондером). С другой стороны, им противопоставлен герой-личность (профессор Преображенский). Движущей силой конфликта в повести является постоянное столкновение разумных представлений об обществе профессора Преображенского и иррациональности воззрений массы, абсурдности устройства самого общества.
    Повесть «Собачье сердце» воспринимается как антиутопия, осуществившаяся в реальной действительности. Здесь присутствует традиционное изображение государственной системы, а также противопоставление ей индивидуального начала. Преображенский представлен как человек высокой культуры, независимого ума, обладающий глобальными знаниями в области науки. К. М. Симонов писал, что Булгаков в повести «Собачье сердце» с наибольшей силой «отстаивал свой взгляд на интеллигенцию, на ее права, на ее обязанности, на то, что интеллигенция — это цвет общества. Для меня профессор Булгакова… фигура положительная, фигура павловского типа. Такой человек может придти к социализму и придет, если увидит, что социализм дает простор для работы в науке. Тогда для него проблема восьми или двух комнат не будет играть роли. Он отстаивает свои восемь комнат потому, что он рассматривает покушение на них не как покушение на свой быт, а как покушение на свои права в обществе.” Филипп Филиппович Преображенский критически относится ко всему, что происходит в стране с 1917 года. Он отвергает революционную теорию и практику. Он имел возможность проверить это в ходе своего медицинского эксперимента. Опыт создания «нового человека» не удался.
    Переделать натуру Шарикова невозможно, как невозможно изменить и наклонности чугункиных, швондеров и им подобных. .Доктор Борменталь спрашивает профессора о том, что было бы, если бы Шарикову пересадили мозг Спинозы. Но Преображенский уже убедился в бесперспективности вмешательства в эволюцию природы: «Вот, доктор, что получается когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай Шарикова… Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно» (10). Этот вывод важен также и для понимания социального подтекста повести: нельзя искусственно вмешиваться не только в природную, но и социальную эволюцию. Нарушение нравственного равновесия в обществе может привести к страшным последствиям.

  3. Ironseeker Ответить

    Повесть Булгакова «Собачье сердце» вызвала град нападок со стороны критики. Резкое неодобрение произведения со стороны властей и литераторов привело даже к расторжению договора о постановке повести и ее публикации. Рукопись вместе с дневниками Булгакова была изъята. И лишь сравнительно недавно это произведение было опубликовано и стало доступно для широкого круга читателей.
    Необычное построение произведения – от общего к частному – необычайно ярко передает идею произведения. В центре его – невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.
    Бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.
    Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Повествование в «Собачьем сердце» построено в тесной связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную.
    В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь: и в 30-ые — 50-ые он годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь герой пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, Шариков оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.
    Герой гордится своим низким происхождением, гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
    Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.
    Смысл названия произведения можно толковать двояко. Первый вариант лежит на поверхности – повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским: он пересадил человеческое сердце в тело собаки.
    Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер – воспитанник пролетариата – группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.
    Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
    Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
    В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена.

  4. Voodoomuro Ответить

    Михаил Афанасьевич Булгаков глубоко понимал людей и происходящие исторические события. Писатель также очень тонко чувствовал, в каком направлении развиваются те или иные ситуации. Свои наблюдения он воплотил в повести «Собачье сердце». Здесь дано сатирическое разоблачение науки, лишенной этической основы.
    И в центре такого описания встает профессор Преображенский. Он жрец, кудесник, божество, которое творит новую жизнь. Филипп Филиппович стремится улучшить природу. Но суть его эксперимента была в другом. Профессор добивался омоложения, а получилось очеловечивание. Подобная операция маловероятна, наверное, и с научной точки зрения. Поэтому её можно обозначить как гротесковую. Новое существо оказалось способным постепенно приобретать человеческий облик, хотя и немного странный:
    У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу на ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка.
    Оно также приобретает и человеческие навыки. Некоторые из них достаются по наследству, другие же приобретаются не без помощи окружающей среды. Для описания таких новых качеств Шарикова писатель использует различные проявления гротеска. Новый человек сначала лишь произносит отрывочные непонятные слова. Но со временем у него появляется и реакция на окружающий мир.
    В 5 часов событие: впервые слова произнесенные существом, не были оторваны от окружающих явлений, а явились реакцией на них.
    В дальнейшем скудный словарный запас не обогащается, в нем присутствует лишь брань. Гротескную основу имеет и воспитание Шарикова Швондером. Швондер упорно настаивает на том, что Шариков должен иметь документы. Заканчиваются все попытки домкома тем, Шариков получает документы. Но стоит лишь на миг задуматься: существо, созданное лабораторным путем, получает документ, удостоверяющий его личность и дающий ему право на жилплощадь. А ведь это выглядит как абсурд, если при этом еще вспомнить, что «родителями» ему послужили пес Шарик и уголовник Чугункин.
    И такой полноценный теперь человек — Полиграф Полиграфович Шариков — гоняется за котами и не может открыть щеколду в ванной. Получается поистине что-то фантастическое и уродливо комическое в этих ситуациях.
    Для проявления гротеска служат и характеристики персонажей. Булгаков преувеличено описывает яркие особенности внешности и действий героев. И за счет таких доминант перед нами порой возникают чудовищные люди. Вот как описан профессор при встрече незваных гостей:
    Он стоял у письменного стола и смотрел на вошедших, как полководец на врагов. Ноздри его ястребиного носа раздувались. Вошедшие топтались на ковре.
    Так же гротескно дан портрет Филиппа Филипповича Преображенского, вошедшего в азарт.
    Ястребиные ноздри его раздувались. Набравшись сил после сытного обеда, гремел он подобно древнему пророку, и голова его сверкала серебром.
    После двух таких характеристик перед нами возникает просто какой-то сверхчеловек. Ведь он — то полководец перед войском, то подобен древнему пророку, а то говорит змеиным голосом. Преувеличены и действия Борменталя во время описания операции. «Борменталь набросился хищно, стал комьями марли давить Шарикову рану». И взгляд ассистента не просто убивает, он сравнивается с оружием. «Глаза у того (Борменталя) напоминали два черных дула, направленных на Шарикова в упор», — так описывает автор помощника профессора в момент, когда Шариков приходит домой (после известия о доносе). «Удивленный Шариков пришел и с неясным страхом заглянул в дуло на лице Борменталя».
    Гротескно Булгаковым описана и обстановка действия. Здесь можно остановиться на операции Шарикову.
    Тишина покрывала квартиру, заползала вовсе углы. Полезли сумерки, скверные, настороженные, одним словом, мрак
    В такой обстановке начинается эта странная операция. Здесь также виден гротеск. После пересаживания органов новое человеческое существо снова становится псом. Но соседи отметили, что в этот вечер горели не все огни у Преображенского.
    Так действительно, что же было на самом деле это за существо? Превращенный в человека пёс или оживление человека в собаке? Это, наверное, самый сложный вопрос. И мы ответим — это зависит от сердца. Ведь все порывы продиктованы действием именно этого органа. Какое же сердце имеет новое существо? В названии повести стоит собачье сердце. Но что под ним подразумевается?
    Если посмотреть с точки зрения эксперимента, то это — сердце собаки. Ведь от человека псу пересаживают лишь яичники и гипофиз. Но по повествованию понято, что облик человека определяет именно гипофиз. То есть получается человек действительно с собачьим сердцем. На этом настаивает Борменталь: «Еще! Одни коты чего стоят! Человек с собачьим сердцем». Но профессор Преображенский опровергает его предположения. Ведь ассистент относит Шарикова к собачьей породе только лишь по причине ненависти к котам. Профессор же считает, что вопрос о дисциплине можно решить в течение двух-трех недель.
    Однако на самом деле все-таки сердце становится человечьим. И применяя к нему определение, данное в названии писателем, мы еще раз сталкиваемся с приемом гротеска. «Сейчас Шариков проявляет уже только остатки собачьего, — говорит профессор ассистенту, — и поймите, что коты — это лучшее из всего, что он делает. Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!» Созданное существо очеловечилось как внешне, так и внутренне. Собачье сердце стало только основой, неподготовленной почвой для развития человеческого. Такая благодатная почва и берет себе из окружающего мира все его новые качества и нововведения. Но Шариков все равно не становится настоящим человеком. Ведь для придания подобного статуса нужно больше, чем сердце.
    Да и поведение его невольно заставляет вспомнить, что ведет он себя по-скотски. То есть человеческого в его поступках мало. А мы говорили выше, что поступки и действия определяет именно сердце. Полиграф Полиграфович Шариков так и остается на самой низшей ступени в развитии человеческих качеств. Новое существо Преображенского не прошло испытание окружающей действительностью. Оно так и осталось с собачьим сердцем.
    Названием повести «Собачье сердце» Михаил Афанасьевич Булгаков в самой основе заложил гротескные нотки. Ведь подобное преувеличение — собачье сердце в груди человека — кажется просто фантастикой. И эта гротескная линия, заданная в самом названии прослеживается на протяжении всего повествования.
    Гротеск писателя создавался из своеобразного юмористического переосмысления событий реальной жизни и поэтому кажется некоторым фантастической неожиданностью. Это прием помог писателю намного глубже проникнуть в потаенные уголки души людей, в исторические перипетии и события.

  5. Agamardred Ответить

    Им не пересаживали собачьих сердец. У таких людей они с рождения. Швондера можно назвать человеком без духовного мира, хамом, бездельником. Можно сказать, что он искусственно создан, ведь у этого героя нет своего мнения. Все его взгляды навязаны ему извне. Швондер является воспитанником пролетариата, то есть группы людей, которые поют о светлом будущем, но при этом ничего не делают. Именно они не ведают сочувствия, скорби, жалости. Эти люди глупы и некультурны. У них с рождения собачьи сердца, хотя одинаковые сердца имеют не все собаки. Вот какой смысл названия повести “Собачье сердце” можно увидеть.

    Был ли выбор у героев произведения?


    Шарик находится ступенью ниже, чем Борменталь и профессор Преображенский. Однако по уровню развития он оказывается, безусловно, выше Шарикова и Швондера. Промежуточное положение в повествовательной структуре этого произведения Шарика (собаки) подчеркивает драматическое положение в обществе “массовидного” человека, который находится перед выбором: либо идти путем естественной духовной и социальной эволюции, либо же начать нравственно деградировать. У героя произведения Шарикова, возможно, такого выбора не было. Это существо являлось все-таки искусственно созданным, и потому имело наследственность пролетария и собаки. Однако у всего общества выбор был, и лишь от человека зависело, какой он изберет путь.

    Аллегория в “Собачьем сердце”


    В биографии Михаила Булгакова, написанной в 1984 году Э. Проффер, можно найти попытку ответить на вопрос о том, в чем смысл названия повести “Собачье сердце”. Произведение рассматривается Проффер в качестве аллегории трансформации всего советского общества во время революции как предостережение об опасности человеческого вмешательства в дела природы.
    Смысл названия повести “Собачье сердце” заключается не только в истории превращений Шарикова, но и в истории изменения общества, которое развивается по иррациональным, абсурдным законам. Если в повести фантастический план завершен сюжетно, то открытым остается нравственно-философский: “шариковы” на земле продолжают плодиться и утверждаться в жизни. Следовательно, “чудовищная история” современного писателю общества продолжается.

    Особенности художественной литературы 1920-х годов

    К сожалению, трагические прогнозы Михаила Афанасьевича оправдались. Это подтвердилось в 1930-1950-е годы, когда формировалась сталинщина, а также в более позднее время. Одной из главных в литературе 1920-х годов была проблема устройства “нового общества” и “нового человека”. Основной особенностью творчества указанного времени было то, что в нем преобладала идея коллектива. Она обосновывалась в эстетических программах РАППа, конструктивизма, пролеткульта, футуристов.

    Полемика Михаила Булгакова

    Можно воспринимать образ Шарикова как полемику с обосновывающими идею “нового человека” теоретиками. Писатель в этой повести, с одной стороны, показывает психологию нового “массовидного” героя (в образе Шарикова) и всей массы (домком со Швондером во главе). Но, с другой стороны, Булгаков противопоставляет им героя-личность в образе профессора Преображенского. В повести движущей силой конфликта является столкновение представлений профессора Преображенского об обществе, которые можно назвать разумными, и иррациональности воззрений людской массы, абсурдности устройства общества.

    “Собачье сердце” – антиутопия


    Так какой смысл вложен в название повести “Собачье сердце” помимо вышеуказанного? Произведение можно воспринимать как антиутопию, которая осуществилась в действительности. Присутствует в повести традиционное изображение всей государственной системы и противопоставление этому механизму индивидуального начала.

    Образ профессора Преображенского


    Профессор Преображенский показан как человек независимого ума, высокой культуры, обладающий в области науки глобальными знаниями. К.М. Симонов писал о том, что в повести “Собачье сердце” Булгаков отстаивал с наибольшей силой свой взгляд на права и обязанности интеллигенции, а также то, что она является цветом общества. Профессор является положительной фигурой павловского типа. Подобный ему человек может придти в конечном счете к социализму. Он и придет, если сможет увидеть, что социализм открывает простор для научной работы.
    Для него тогда не будет играть роль проблема восьми или двух комнат. Он свои 8 комнат отстаивает потому, что посягательство на них рассматривает как покушение не на собственный быт, а на общественные права. Филипп Филиппович относится критически ко всему, что творится в стране с 1917 года. Преображенский отвергает практику и теорию революции. Он смог проверить это в ходе проведенного им медицинского эксперимента, в котором опыт создания так называемого нового человека оказался неудачным.

    Можно ли переделать натуру Шарикова?


    Отвечая на вопрос о том, в чем смысл названия повести “Собачье сердце” Булгакова, следует рассмотреть несколько подробнее образ Шарикова. Натуру этого героя переделать невозможно, как нельзя изменить и наклонности швондеров, чугункиных и им подобных. Борменталь спрашивает Преображенского о том, что было бы, если бы мозг Спинозы пересадили Шарикову. Однако профессор убедился уже в бесперспективности человеческого вмешательства в природную эволюцию. Он говорит, что не видит необходимости фабриковать Спинозу искусственно, когда его “может родить в любое время любая баба”. Такой вывод для понимания социального подтекста произведения даже важнее: нельзя вмешиваться искусственно не только в природную эволюцию, но и в социальную. К страшным последствиям может привести нарушение в обществе нравственного равновесия. Вот в чем смысл названия повести “Собачье сердце”.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *