В чем состоит сущность мировоззрения почему мировоззрение нередко называют?

4 ответов на вопрос “В чем состоит сущность мировоззрения почему мировоззрение нередко называют?”

  1. ROFI Ответить

    Мировоззрение – система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире.
    В мировоззрении выделяют 2 уровня:
    1. рационально-теоретический
    2. жизненно-практический
    Философия относится к рационально-теоретическому уровню. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.
    Мировоззрение включает 3 компонента:
    1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)
    2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)
    3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) . Мироотношение – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
    Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариант.
    Исторические типы мировоззрения
    1. Мифологическое мировоззрение
    2. Религиозное мировоззрение
    3. Философское мировоззрение
    достаточно?

  2. ALEXA Ответить

    Теоретической базой мировоззрения является философия, а практической – духовная целостность человека, подтвержденная его деятельностью. Условно ее можно разделить на несколько типов:
    Архаический – период, когда человечество воспринимало мир живым и взаимодействовало с ним, исходя из этого знания. Этому типу присущ тотемизм, одним из свойств которого было отождествление людьми себя с животными, птицами или явлениями природы.
    Следующий уровень развития – мифологический тип мировоззрения, по которому всему видимому и невидимому свойственно не только иметь образ, но и взаимодействовать с человеком и друг с другом. Люди общаются с богами, приносят им жертвы, молятся, строят храмы, соблюдают обряды и могут даже соперничать или противостоять им.
    Религиозный тип отделяет человека от мира духов. На Олимпе нет богов, но вера в них у людей не пропала. Появились другие обряды, догмы, заповеди, но авторитет богов был неоспорим.
    В основе философского типа лежит критическое сознание, не принимающее на веру старые постулаты, а требующее их логического подтверждения.

    Каждому типу мировоззрения были свойственны свои принципы. В зависимости от меняющихся взглядов на окружающую действительность, всем эпохам свойственны свои ценности.

    Основные принципы

    Главные принципы мировоззрения касаются взаимоотношения Бога с миром и подразделяются на:
    Атеизм – отрицание существования сверхъестественного и богов, а первоосновой всего является материя, изучение которой возможно только чувственным образом.
    Скептицизм – в основе принципа лежат сомнения в непреложности истины и отрицание божественного предназначения человека и смысла его жизни. Разделяющие эти взгляды люди считают, что индивидуум обязан сам определять свою судьбу, главные ценности мировоззрения которого должны состоять в достижении максимального количества удовольствий.
    Пантеизм – вера в некую основу мира, породившую все сущее. Формой изучения реальности в пантеизме является наблюдение за действительностью и дедукция на физическом уровне, и мистическая интуиция на духовном.
    Креационизм – принцип, утверждающий Бога, как первопричину всего, но разделяющий компоненты, лежащие в основе мира от природы самого Творца.
    Обобщая, что такое мировоззрение, можно определить, что это совокупность всех знаний, чувств, взглядов и оценок реальности человека в его понимании мира.

    Имеющиеся проблемы

    Главной проблемой мировоззрения являются противоречия во взглядах людей на существующую реальность. Каждый индивидуум видит ее через собственную линзу восприятия, в которой фокусируются убеждения и основные жизненные установки, подтвержденные на практике. Именно различие в том, на чем люди сосредотачиваются, и делают их настолько разными.

  3. comforteagle Ответить

    В двух словах не получится раскрыть сущность мировоззрения. Поэтому посмотрим, какие подходы к сущности мировоззрения имеются у нас сегодня.
    Мировоззрение не может быть без взаимосвязи двух главных компонентов: Человек – Мир (объекты окружающего мира)
    Причем объектами окружающего мира могут быть: явления, чувства, эмоции, настроения, образы, понятия, концепции, теории, гипотезы, убеждения, идеалы, знания, ценности, верования, нормы жизни, и т. д.
    На взаимосвязи человек – объекты окружающего мира можно выделить несколько подходов к мировоззрению:
    онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический.
    Онтологический (онтология — учение о бытии) – это подход к мировоззрению, который стремится объяснить происхождение мира и человека в нем, особенности этого взаимодействия между миром и человеком.
    Гносеологический (познавательный) – это подход к мировоззрению, который отражает возможность познания по объективным и всеобщим измерениям (границам) в отношениях человек – мир и человек к самому себе в виде форм и методов этой познавательной деятельности. Чтобы было понятно, о чем это я. В качестве формы гносеологического подхода к мировоззрению можно выделить агностицизм (отрицание возможности познаваемости мира только через субъективный опыт). Сторонником агностицизма считаются Герберт Спенсер, Уильям Гамильтон, Давид Юма и т. д.
    Гегель же отвергает мысль об отрицании возможности познаваемости мира, т. е. он считает, что человек через свой опыт способен познать окружающий мир.
    Ценностный (аксиологический) – это подход к мировоззрению, в котором фундаментом во взаимодействии человека и мира является смысл жизни. Как я это понимаю, у каждого человека есть свои ценности и убеждения, через которые человек имеет свое представление об окружающем мире, все знания, которые человек получает в этом мире соотносятся с его ценностями, и либо эти знания принимаются им (если соответствуют его ценностям), либо нет (если не соответствуют). Ценности при таком подходе к мировоззрению выступают фильтром. Естественно ценности могут искажать реальную суть получаемых знаний извне.
    Практический (праксеологический) – это подход к мировоззрению, в котором отношение человека к миру рассматривается в деятельности и оцениваются возможности и границы осуществления этой деятельности. Здесь главным выступает деятельность. На протяжении истории возникали вопросы, дискуссии и споры при таком подходе, например, является ли жизнь человека строго определенной, ограниченной какими-то рамками или же человек считается полностью свободным в выборе своих целей и способов деятельности.
    В свою очередь выделяют типы мировоззрения, в зависимости от классификаций: философское, религиозное, мифологическое, научное, жизненно-практическое, идеалистическое и материалистическое мировоззрение, оптимистическое или пессимистическое, политическое, художественное, индивидуальное, массовое (групповое) и т. д.
    Я не буду останавливаться на типах, так как полностью они не раскрывают сущность мировоззрения, а только его часть. К тому же, если говорить о каждом типе мировоззрения какой-то только есть, то объем моего ответа будет с полкниги, поэтому типы мировоззрения – это тема отдельного вопроса.
    Сущность мировоззрения может быть раскрыта в различных определениях мировоззрения. Я выделю два, которые, по моему мнению, хорошо отражают её сущность.
    Мировоззрение – это способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний (из учебника по философии Андрейченко Г., Грачева В.)
    Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации (из учебника по философии Андрейченко Г., Грачева В.)
    Исходя из всего вышесказанного попробую дать свое определение мировоззрения:
    Мировоззрение – это совокупность взглядов, знаний, убеждений (ценностей), верований человека о мире и его места в нем, а также накопленного опыта для взаимодействия с миром.
    Ох, ну и вопрос Вы задали, пришлось изрядно постараться, чтобы на него ответить:)

  4. Turg Ответить

    Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко используется термин “Украинская душа”, при этом имеется в виду целый ряд психических качеств: открытость в общении, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т.д.). Разумеется, далеко не каждый представитель украинского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты типичны именно для украинского народа. Современная наука о национальных сообщества людей – этнология пытается найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, других этнических групп.
    Основные понятия
    Мировоззрение. Убеждения. Менталитет.
    Сроки
    Миропонимания. Мировоззрение. Геоцентризм. Природоцентризм. Антропоцентризм. Типы мировоззрений. Вера.
    Вопросы для самопроверки
    1. В чем заключается сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?
    2. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
    3. Что такое убеждение? На какой основе они формируются?
    4. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их отличие?
    5. В чем заключается значение мировоззрения для деятельности человека?
    6. Как влияет духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность на формирование мировоззрения?
    7. Что такое менталитет? В чем заключается его влияние на взгляды и деятельность человека, сообщества людей?
    8. Почему мировоззрение является формой духовно-практического освоения мира и самовыражения человека в нем?
    9. Почему философия является теоретической формой мировоззрения?
    Задача
    1. По мнению А. Швейцера, мировоззрение должен отвечать трем требованиям: быть сознательным (“мыслящим”), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на нравственных началах, оптимистичным.
    Какой, на ваш взгляд, развернутый содержание каждого из этих требований? Разделяете выдумку ученого, можете ли вы посмотреть, расширить круг этих требований? Свою позицию аргументируйте.
    2. Проанализируйте два сделанных в разное время высказывания выдающегося русского философа Н.А. Бердяева (1874-1948).
    Конец XIX в .: “Весь мировой путь бытия является сложным взаимодействием различных степеней мировой иерархии индивидуальностей, творчества, врастание одной иерархии в другую, личности в нацию, нации в человечество, человечества в космос, космоса в Бога”. Конец 30-х гг. XX в .: “Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос – все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности”. Как вы думаете, почему произошли изменения во взглядах философа? В каком направлении изменялись его взгляды? К какому из типов мировоззрения относится первое высказывание? Которая наиболее обобщающая характеристика второго высказывания?
    3. Проанализируйте следующее высказывание видного немецкого социал-демократа К. Каутского (1854-1938):
    “Задача науки состоит вовсе не в том, чтобы дать простое изображение того, что есть, верную фотографию действительности так, чтобы каждый нормально организованный наблюдатель мог получить ту же картину. Задача науки, напротив, заключается в том, чтобы в бесконечном множестве лиц, явлений отыскать общее, существенное и дать, таким образом, нить Ариадны, с помощью которой можно было бы ориентироваться в лабиринте действительности “.
    Как вы думаете, касается это выражение мировоззрения? Аргументируйте свое заключение.
    Краткие выводы к разделу
    1. Духовный (внутренний) мир личности сводит воедино ум, чувства, волю человека, характеризует личность с позиций его отношение к окружающей действительности, к другим людям, к себе.
    2. Духовная деятельность в различных ее видах и формах создает и развивает культуру личности и общества.
    3. Осваивая культуру, люди овладевают духовными богатствами народа своей страны и мира.
    Благодаря пониманию и признанию общезначимых национальных ценностей, свободному выбору гуманистических моральных и мировоззренческих установок деятельность человека становится активной, направленной на благо личности и общества. Практическая реализация этих установок зависит от человеческих усилий, направленных на их осуществление.
    Вопросы к главе
    1. Сопоставьте духовно-теоретическую и духовно-практическую деятельность, покажите общую отличие, раскройте взаимосвязь этой деятельности с освоением культуры, с мировоззрением человека и его моральными взглядами.
    2. Охарактеризуйте главные нравственные категории. Покажите, в чем заключается взаимосвязь идеалов, ценностей, моральных норм (приведите примеры).
    3. Философы утверждают: моральный выбор – это тот пункт, где абстрактные требования этики и нравственная оценка реальной ситуации отражаются в принятом решении, а затем проявляются в поступке. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Характеризуя моральный выбор, постарайтесь опираться и на примеры из окружающей жизни.
    4. Раскройте сущность нравственной оценки деятельности. Можно труд считать моральной ценностью? Почему обращение к нравственных ориентиров деятельности особенно существенное в ситуации коренных общественных перемен? Почему в эти периоды наиболее опасные проявления ненависти, нечестности и ценные доброта, дружелюбие, честность, совестливость, милосердия?
    5. Охарактеризуйте сущность и типология мировоззрения. Как мировоззрение влияет
    6. Какой смысл вкладывает наука в понятие «менталитет»? Есть ли связь между моральными ориентирами, мировоззрением и менталитетом?
    7. Сформулируйте общую характеристику духовного мира личности, раскройте его влияние на деятельность человека и общества (приведите примеры).

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *