В чем суть основного конфликта в пьесе гроза?

12 ответов на вопрос “В чем суть основного конфликта в пьесе гроза?”

  1. D E T K A 21 V E K A Ответить

    В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе.
    В пьесе «Гроза» можно выделить несколько конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, «домостроевский» и новый, представленный молодым поколением. Поэтому можно сказать, что пьеса посвящена социальному конфликту поколений, где новое наступает на пятки старому, старое не хочет уступать новому. Взаимоотношения невестки и свекрови, неволю женщины в купеческой семье тоже можно рассматривать как часть социального конфликта. Но пьеса гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина борется сама с собой, конфликтуют разные стороны ее личности. Это духовный конфликт. В этом отношении «Гроза» по своему жанру близка к трагедии. Попробуем разобраться во всех этих конфликтах по отдельности.
    Представителями старого времени, эпохи «Домостроя» являются Кабанова и Дикой. Уже одни имена рисуют характеры этих людей. Кабанова — последняя блюстительница «домостроевского» уклада в городе. Она придерживается старых порядков, взглядов и стремится навязать их своим домочадцам: «…никакого порядка, проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». Кабаниха деспотична и своевольна, требует полного себе подчинения. И добилась этого прежде всего от собственного сына, который не отваживается пойти против воли матери. Ее еще больше заставляет держаться за старый мир вера в то, что за пределами Калинова творится невероятное, там «просто содом», люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия» и сам дьявол ходит между них, никем не замеченный. Старых порядков придерживается и Дикой. Для него главное в жизни — деньги и богатство, недаром он, разбогатев, даже городничего может «потрепать по плечу».
    Кабанихе и Дикому противопоставлен в пьесе Кулигин — человек прогрессивных взглядов, изобретатель. Каждый из противников старается отстоять свои идеалы. В арсенале Дикого дикое церковное суеверие. Кулигин защищает свое человеческое достоинство ссылками на авторитет Ломоносова и Державина. Символична в этом отношении сцена спора Кулигина с Диким. Если присмотреться к ней повнимательнее, то мы увидим в спорящих не просто жадного купца и талантливого меха- ника-самоучку, но человека, рьяно отстаивающего патриархальные устои, и лицо, пытающееся их опрокинуть. С этой точки зрения роли Кулигина и Дикого очень важны. В этом заключается суть социального конфликта.
    Другой конфликт — духовный. Он развивается внутри главной героини пьесы — Катерины. Катерина выросла в мире, где царили любовь, доброта, нежность. Мать в Катерине «души не чаяла». Девушка ходила в церковь, слушала богомолок, жила в единении с природой. Катерина воспитана так, что не может нарушить моральные и нравственные законы, всякое отклонение от них приводит ее в смятение. Из этого мира Катерина попала совсем в другую среду, где людей заботят иные ценности. Свекровь Катерины, Кабаниха, делает вид, что ее семья — образец благополучия: ее боятся и уважают невестка и сын, Катерина боится своего мужа. Но на самом деле ей все равно, что происходит в действительности, для нее важна только видимость. Старый уклад жизни разрушается внутри самой Катерины. Большую роль здесь играет и Варвара — представительница молодого поколения, но носительница других взглядов, отличных от взглядов Катерины. Именно Варвара подбивает Катерину на свидание с Борисом. Без Варвары вряд ли Катерина решилась бы на это. Мир Варвары устроен гораздо проще, она может закрыть на все глаза. Следуя этой весьма упрощенной морали, Варвара не видит ничего предосудительного во встречах Катерины с Борисом. Для Катерины же измена мужу что-то постыдное, она в глаза ему потом не может глядеть. Но и Тихон, муж, не соответствует ее понятиям об идеальном супруге. Муж — это опора, поддержка, властелин. Тихон же не оправдывает ожиданий Катерины. Это разочарование приводит ее к Борису. Это новое чувство для Катерины — грех, оно порождает укоры совести. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, этого не случилось бы. Да и если бы Тихон настоял на своем и взял ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что эта чистая, с высокими нравственными требованиями натура не умеет приспосабливаться к жизни. Катерина не смогла жить дальше, нарушив один раз моральные законы «Домостроя». Замученная укорами совести, она признается во всем мужу, но и в прощении мужа не находит избавления от душевных страданий. В этом суть духовного конфликта.
    Таким образом, в пьесе показаны два основные конфликта — социальный и духовный. Гибель Катерины доказывает ее моральное превосходство над «темным царством» и невежественными людьми.

  2. provesor Ответить

    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» поднимается комплекс проблем, характерных для переломного времени в жизни общества 50-х гг. XIX в., когда менялись общественные устои, пересматривалась роль женщины в семье и обществе.
    Конфликт пьесы имеет две плоскости. Первая – социальная. Противоборствуют два уклада жизни: «домостроевский» и уже вытесняемый им новый, утверждающий свободу личности и взаимоуважение в семье.
    Представители старого времени – Кабанова и Дикой. Эти фамилии говорящие, уже они дают представление о характерах героев. Кабанова — блюстительница старых порядков, взглядов и стремится навязать их своим домочадцам:

    Кабаниха деспотична и своевольна, требует полного себе подчинения. Узы со старым миром укрепляют в ней примитивность ума и ограниченность кругозора. Кабаниха верит, что за пределами Калинова творится невероятное: там «просто содом», люди запрягают «огненного змия», и сам дьявол ходит среди них, никем не замечаемый.
    Не отличается прогрессивным мироощущением и Дикой, для которого главное — материальное богатство, возможность даже городничего может «потрепать по плечу».
    Кабанихе и Дикому противопоставлен Кулигин — изобретатель, человек передовых взглядов. Примечательно, что и он обращается к прошлому, но, в отличие от Кабанихи и Дикого, к истинным ценностям прожитых лет, его подлинным идеалам – например, к именам Ломоносова и Державина.
    Как ни странно, но социальный конфликт не означает в пьесе конфликт поколений – старого и молодого. Ни Варвара, ни Тихон не борются с изжившим себя прошлым, его самыми темными, разрушающими сторонами. Эти герои просто пытаются найти в нем свое место, устроиться потеплее. В результате зло только приумножается: в виде новой лжи – от Варвары, полной покорности, подавления в себе всего личностно ценного – от Тихона.
    И только Катерина, – по выражению критика пьесы Н.А. Добролюбова, – луч света в темном царстве». Она выросла в мире любви, нежности и доброты. Мать в ней «души не чаяла». Девушка ходила в церковь, слушала богомолок, жила в единстве с природой. Естественным и закономерным результатом такого взросления стала нравственная устойчивость, светлое мироощущение, основанное на вере в жизнь и в людей.
    После замужества Катерина попала совсем в другую, чуждую ей среду, утверждающую в качестве жизненных ценностей, залога семейного благополучия, ханжество, бездуховность, лицемерие.
    Художественный конфликт пьесы не исчерпывается столкновением двух социальных миров. Катерина борется не только с Кабанихой, но и сама с собой, в ней активно звучат противоположные личностные начала. Это духовный конфликт. Это и позволяет соотнести «Грозу» жанром классической трагедии.
    Этот поставленный с ног на голову мир Катерина и пытается разрушить прежде всего в самой себе. Но героиня оказывается один на один перед неразрешимыми противоречиями. Она воспитана в духе христианских ценностей, в том числе ценности семьи, нерушимости брака, и оказывается не в состоянии любить и уважать своего абсолютно безвольного мужа. Варвара уговаривает ее на тайные встречи на стороне, после которых совесть Катерины теряет всякий покой.
    Закономерным следствием духовного конфликта становится уход Катерины из жизни.

  3. LolyDoly_FUN Ответить

    Сюжетно пьеса развивается стандартно: муж Катерины Тихон уезжает, Катерина просит взять ее с собой, однако Тихон не может ослушаться матери, да и сам рад вырваться из дома. Катерина признается Варваре, что ей нравится Борис. Варвара устраивает свидания влюбленных. Возвращается муж. Мучимая сознанием содеянного Катерина прилюдно сознается в грехе. Мать Тихона, Кабаниха, торжествует: она предупреждала. Доведенная до отчаяния Катерина бросается к Борису, но он не может защитить ее, тогда героиня кончает жизнь самоубийством, бросается в Волгу, предпочитая смерть жизни с нелюбимым мужем и страшной свекровью.
    Традиционно русская литература изображала социальные конфликты, отраженные в личной жизни людей. Основной конфликт пьесы «Гроза»  — борьба старого и нового в жизни, протест против угнетения и унижения.

    Тематика пьесы и ее герои

    Представители старого мира — Дикой и Кабаниха — верны ветхим догмам, которые упорядочивают изменяющийся мир. Семантика фамилий героев подчеркивает их приверженность к старому миру — миру самодуров. Н.А.Добролюбов называет этот старый мир в пьесах Островского
    «темным царством».
    Тема протеста по-разному трактуется драматургом: Кудряш и Варвара бегут из города, Тихон выступает против деспотизма матери только после смерти Катерины
    «Это вы ее убили, маменька!».
    Апофеозом протеста становится образ Катерины. Девичья жизнь героини, ее религиозность, поэтичность, богатое воображение
    «Отчего люди не летают, как птицы?»
    сталкивается с суровой реальностью порядков Кабанихи, основанных на подавлении искреннего чувства, ханжестве, угнетении, унижении.

  4. Артистан Ответить

    Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза».
    Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».
    Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.
    Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

  5. Bloody Line Ответить

    В 1859 году, за два года до крепостной реформы, Александр Николаевич Островский создает пьесу, в которой отразилась «предгрозовая» атмосфера русской провинции. В этом смысле название пьесы «Гроза» символично. В финале драмы разбушевавшаяся стихия как бы должна смыть уже догнившие и расшатавшиеся устои русского «домостроя». Разразившаяся гроза как бы разряжает накопившуюся в обществе «духоту», символизируя близкий конец «темного царства».
    Конфликт пьесы строится на столкновении двух характеров: Катерины (невестки) и ее свекрови Кабанихи. Они представляют два полюса русского провинциального мира. Все силы Кабанихи направлены на удержание, собирание и отстаивание старого уклада купеческих отношений. Она олицетворяет собой «темное царство» с его гнетущей атмосферой и мертвящими законами. Катерина же воплощает мечту и порыв. При всем своем желании она никак не укладывается в предначертанные домостроем рамки безропотного подчинения воле мужа и свекрови, не может кланяться в ноги и выть по ритуалу. Катерина и сама не осознает, что ее естественные стремления к любви и счастью, к воле и простору вступают в борьбу с моралью и укладом мира, в котором она живет. И в таком разрезе противоборство двух частных характеров перерастает рамки семейного конфликта и обретает общественное звучание.
    Добролюбов в своей знаменитой статье «Луч света в темном царстве» так отозвался об обывателях городка
    Калинова: «Никакие интересы мира их не тревожат, потому что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли может измениться, мир может начать новую жизнь на новых началах, — обитатели городка Калинова будут себе существовать по- прежнему в дальнейшем неведении об остальном мире».
    Это общий взгляд на жителей Калинова, общая оценка атмосферы полнейшей апатии и равнодушия к тому, что происходит за заборами их двора. Но есть в пьесе и персонажи, вырисованные с их индивидуальными чертами. Таков Кулигин, механик-самоучка, мечтатель и поэт. Он добр, деликатен, честен, не ищет личной выгоды, наоборот, готов безвозмездно вкладывать свой труд и умение в благоустройство родного города. Главная его мечта — создание «перпетуум мобиле» — вечного двигателя.
    Борису тоже присущи природная деликатность и доброта, но он безволен, безропотен. Предвидя дальнейшую судьбу свою и сестры, он не может и не смеет изменить что-либо к лучшему. Он не герой, как говорил о нем Добролюбов, — и далеко не стоит Катерины. Она и полюбил а-то его больше на безлюдье.
    Тихон, муж Катерины, не смеет ослушаться слова или повеления своей матушки. И этот ежедневный гнет он воспринимает как необходимое условие мира, в котором он вынужден существовать. Единственная его мечта — вырваться на несколько дней из-под власти матери и погулять и попьянствовать вволю. О жене он мало заботится, хотя и любит ее искренно, не понимает ее душевного строя и стремлений. Смерть Катерины он воспринимает как личную драму, и только такое событие могло вывести его из состояния рабского покорства и заставило бросить гневно матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!».
    Ярким представителем «темного царства» является Дикой, богатый купец и самодур, готовый браниться и ругаться из-за каждой копейки с кем угодно. Всех в семье он держит в страхе, все боятся разгневать его и ходят перед ним чуть ли не на цыпочках. Он в состоянии пустить по миру племянника и племянницу, присвоив себе их наследство. Он регулярно обкрадывает всех, кто служит у него, прикарманивая добытые их трудом деньги. Никаких обязанностей за собой он не признает, знает только о своих правах. «Когда же нужно признать их и за другими, он считает это посягательством на его личное достоинство» (Добролюбов).
    Кабанова выступает в пьесе своеобразным стражем ка- линовских порядков. В ней воплощен слепой деспотизм, уродливое понимание долга и отсутствие всякой человечности. Под ее властью люди «вянут», теряют чувство собственного достоинства и ищут спасения от этой неволи вне родительского крова (дочь Варвара убегает из дома) или гибнут, как Катерина. Но Кабаниха нисколько не считает себя «самодуркой» или насильницей. «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить», — говорит она детям, и едва ли она лицемерит. Другое дело, что «любовь» и «добро» в том смысле, как она понимает, уже устарели и не соответствуют времени. Но у Кабанихи нет никаких сомнений в моральной правоте тех отношений патриархального быта, которые она усвоила еще с юности, но уверенности в их нерушимости у нее нет. Наоборот, она чувствует себя чуть ли не последней блюстительницей этого «правильного» миропорядка и боится, что с ее смертью этот «порядок» может быть разрушен.
    Самым светлым образом во всей пьесе является Катерина. Она родилась, сформировалась в тех же калиновских условиях. И вобрала в себя этот мир с его моралью и нравами. И потому она воспринимает как вполне естественное и обычное дело то, что ее судьбу решает семья, отдавая замуж за Тихона. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь, заранее ожидая, что муж будет над ней властелином. По своему характеру Катерина вовсе не борец за свои права, и она никогда сознательно не выдвинет ни одного требования, разве что только постарается защитить себя от унижения. Проснувшееся в ней чувство любви к Борису воспринимается ею как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, является нарушением нравственного долга. Моральные заповеди патриархального мира для Катерины полны своего первозданного значения и смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной (Катерина в переводе с греческого означает «чистая»). Ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе с собой. Наоборот, обстоятельства складываются таким образом, что у нее не остается сил противостоять своему влечению: Тихон, уезжая на две недели, отказывается брать с нее клятву верности, как об этом Катерина его ни просила, а Варвара по собственной инициативе устраивает ее встречу с Борисом. Катерина не выдерживает соблазна отдаться чувству любви и исподволь вступает в противоречие с тем укладом, в правильности и незыблемости которого она не сомневалась. Это противоречие между нравственным долгом и искренним влечением сердца становится для нее трагическим. Отдавшись любви, она ощущает себя грешницей, которой нет прощения. «Все равно уж душу свою погубила», — вот что вынесла она из кратковременного упоения счастьем. И, будучи совестливой и суеверной, она не выдерживает внутренних терзаний и принародно признается мужу в измене. Она не находит исхода своей муке, и полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство. Гибель Катерины предрешена и неотвратима, потому что ни ее самосознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству найти выход.
    «Бесприданницу» нередко сопоставляют с «Грозой», так как и там и тут разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической гибели героинь, хотя «Бесприданница» — драма уже буржуазной эпохи. Здесь нет уже абсолютного противостояния героини и среды. Лариса лишена той цельности, которой обладала Катерина. Ее человеческая талантливость, обаяние, стремление к нравственной чистоте поднимают героиню над окружающими. Житейская драма Ларисы является результатом того, что и над ней имеют власть буржуазные представления о жизни. Мотив торговли, проходящий через всю пьесу, в конечном счете концентрируется на торговле за Ларису: с кем она поедет на выставку в Париж, оплачивая любовью свое содержание. И в этом торге отсутствуют какие-нибудь чувственные эмоции, присутствует лишь спокойная рассудительность и холодный расчет. И уже узнав правду об окружающих ее мужчинах, Лариса принимает решение стать «очень дорогой вещью» и обслуживать своей любовью того, кто заплатит за нее больше. В результате она погибает от руки своего жениха, небогатого чиновника Карандыше- ва. И перед смертью Лариса испытывает удовлетворение от того, что в мире, где царит холодный расчет, она сумела вызвать вспышку человеческого чувства — безрассудный и нерасчетливый выстрел Карандышева.
    Образ Снегурочки может быть соотнесен с Ларисой и Катериной лишь в том плане, что и она, подобно этим героиням, погибает в конце пьесы из-за любви. Более сходств никаких между ними не существует, так как Снегурочка — сказочный персонаж, дочь северного ветра Борея и Весны, оказавшаяся в стране берендеев. Жизнь этих людей проста и предельно близка природе. Они тонко чувствуют ее красоту и красоту мира вообще. Пастух берендеев Лель, извлекающий чудные звуки из дудки мира. При всем желании принять законы жизни берендеев и вступить в их круг она не может быть похожа на них во всем. Перепрыгивая через разожженный костер, как и другие девушки, Снегурочка растворяется в его пламени. Именно потому, что она не как все, она другая. Так и в этом случае любовь становится трагическим барьером для героини.

  6. Moonfist Ответить

    Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать ее гибель как результат столкновения с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма — это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил. В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина, прежде всего, борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой, поэтому пьесу можно определить как трагедию. Трагедия — это произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: здесь хор заменяют некоторые внесюжетные герои (Кулигин), а развязка заканчивается гибелью главного героя. Гибель Катерины — результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в котором они живут. Например, Кулигин — это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле — излюбленная тема средневековья, или громоотвод, цитирует поэтов XVIII столетия Ломоносова и Державина. Борис — это уже образованный человек XIX века. Катерина же — героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве — это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этом идеализированном мире царит только всепроникающая взаимная любовь и человек не отделяет себя от общества. Катерина воспитана так, что не может отказаться от нравственных законов, всякое нарушение их — неминуемая смерть. Героиня оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь та только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и сын. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе: патриархальный уклад оказывается ложен и разрушается прямо на глазах. Она не может сжиться с этим обществом, оно чуждо ей. Для Катерины муж — это опора и властелин. Но Тихон не таков, жена разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства — чувства личности, которое оборачивается “греховной” любовью. Это чувство для Катерины — страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить. Во многом судьбу Катерины решает Варвара, подбивая ее идти на свидание, без нее вряд ли Катерина решилась бы на это. Варвара относится к тем молодым людям города Калинова, которые сформировались на переломе патриархальных отношений. Но Катерина как личность с высокими нравственными требованиями не умеет приспосабливаться через насилие над собой. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы “Домостроя”. То чувство, которое зародилось в героине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех — самоубийство. Итак, можно сделать вывод: пьеса “Гроза” — это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *