В чем суть политики культуркампфа каковы ее последствия?

5 ответов на вопрос “В чем суть политики культуркампфа каковы ее последствия?”

  1. Drums & Flo on Bits records Ответить

    Сам термин «культуркампф» вошёл в употребление в 1873 году, когда учёный и прусский государственный деятель, придерживавшийся либеральных взглядов Рудольф Вирхов обозначил впервые борьбу Бисмарка (и примкнувших к нему национал-либералов) против притязаний католической церкви при папе Пии IX.
    Бисмарк, бывший стойким протестантом, никогда не доверял до конца лояльности католиков по отношению к вновь созданной Германской империи, а католики, составлявшие Центральную партию, были недовольны тем, что в империи главную роль играла протестантская Пруссия, и часто выступали против политики Бисмарка.

    Блаженный Пий IX
    Началом конфликта послужило упразднение в июле 1871 года Бисмарком поддерживаемого либералами Комитета Римской католической церкви в прусском министерстве культуры.
    В ноябре того же года он запретил священникам высказываться на политические темы с кафедры.
    В марте 1872 года была произведена инспекция всех религиозных школ.
    В июне 1872 года из всех государственных школ были уволены учителя религии и, согласно определению германского рейхстага в Германии, перестал существовать Иезуитский орден.
    В декабре 1872 года дипломатические отношения с Ватиканом были разорваны, а затем последовали знаменитые «майские законы» (11, 12 и 13 мая 1873 года), которыми устанавливался строгий контроль государства над школами, назначениями на церковные должности, отношениями между духовенством и паствой.
    Новым законам было подчинено не только католическое, но и евангелическое духовенство; однако, только первое, как более от них страдавшее, начало борьбу против них.

    Пик борьбы пришёлся на 1875 год, когда гражданский брак был объявлен обязательным на территории всей Германии; епархии, не шедшие на уступки государству, лишались всякой помощи с его стороны, а неподчинившиеся священники высылались из страны.
    Католическая Партия центра пыталась противиться мерам Бисмарка, но зато с успехом противостояла ему в немецком парламенте, где после выборов 1874 года увеличила своё представительство (1871 год — 63 депутата в Рейхстаге и 724 000 голосов, 1874 год — 91 депутат и 1 445 000 голосов) и образовала сильную оппозиционную коалицию.
    Ленин писал: «Такой борьбой Бисмарк только укрепил воинствующий клерикализм католиков, только повредил делу действительной культуры, ибо выдвинул на первый план религиозные деления вместо делений политических…».

    Лев XIII
    Бисмарк после признал, что многие из мер были излишними и лишь усилили противостояние Центральной партии, чья поддержка ему была необходима для борьбы с социал-демократией. Когда пришел новый папа Лев XIII в 1878 году, стало гораздо легче пойти на компромисс.
    К 1887 году, когда папа Лев XIII объявил конфликт завершённым, большинство законов, принятых в период борьбы, было отменено; сохранились лишь законы о гражданском браке и об изгнании иезуитов.
    В 1891 году католической церкви даже были возвращены не выданные ей 16 млн марок, накопившиеся с 1875 года.
    В результате этой борьбы государству удалось установить контроль над образованием и государственными архивами, в то же время этот конфликт послужил причиной отчуждения целого поколения католиков от национальной жизни Германии.

  2. Bandirdana Ответить

    В 1870-е гг. Бисмарк сотрудничал в рейхстаге с национал-либералами. Опиралась на них и часть консерваторов, в декабре 1871 г. Бисмарк начал кампанию против католической церкви и партии Центра. В качестве повода было использовано заявление папского секретаря Д. Антонелли, выражающее солидарность Центру. Хотя партия не была послушным орудием Ватикана и не ставила под сомнение существующий порядок, официальная пропаганда стала создавать из нее «образ врага», который угрожает безопасности империи. Католическую церковь и Центр обвиняли в пособничестве Ватикану, в «возбуждении» польского освободительного движения, в тяготении к Австро-Венгрии. В туманных выражениях речь шла об их участии в международном заговоре католических стран, направленном против Германии с целью ее разрушения. Эта кампания обозначила переход к политике, направленной на подавление сепаратистских настроений среди католического населения, на утверждение прусской гегемонии в Германии, на скорейшую централизацию империи и подчинение католической церкви государству. Она получила название «культуркампфа» (борьба за культуру). Еще одной важной, но тщательно скрываемой, причиной «культуркампфа» явилось стремление переключить внимание общественности от проблем, связанных с грюндерством — коррупцией, взяточничеством, созданием фиктивных фирм и банков с целью наживы — на духовные проблемы.
    В июне 1872 г. Бисмарк открыто «объявил войну» партии Центра и папской курии. Первым его мероприятием было упразднение отделения католиков в прусском министерстве культов, и запрет деятельности ордена иезуитов. Затем был отменен надзор всех конфессий над начальным образованием. Духовные лица и организации лишались права делать публичные заявления по проблемам политического развития страны. Новое законодательство не вызвало возражения ни у одной из парламентских партий. Кульминацией кампании «культуркампфа» явились законы, принятые прусским ландтагом в мае 1873 г. — так называемые «майские законы» против католицизма. Они устанавливали контроль государства над назначением священнослужителей на церковные должности. Претендующие на них духовные лица должны были представлять свидетельства об окончании гимназии, университета или сдаче экзаменов по философии, истории, германской литературе. Государство получило право налагать на священнослужителей дисциплинарные взыскания. Епископства, иерархи которых были уволены, переходили под управление государства. С 1874 г. вводился обязательный гражданский брак. Последним в этом ряду был «закон о корзине хлеба» 1875 г., который прекращал финансирование католической церкви в случае ее нелояльного отношения к государству.
    Поводом для применения принятого законодательства явилось покушение на Бисмарка в 1874 г., совершенное подмастерьем католиком Кульманом. Канцлер использовал это событие для роспуска 300 католических объединений, в которых состояло 400 тыс. человек. В 1875 г. арестам, гонениям, смещению с постов подвергались епископы и множество рядовых духовных лиц, было закрыто 20 газет. В 1876 г. около 1300 католических приходов (из них треть в Пруссии) не имели священнослужителей. Несмотря на эти меры, Бисмарку не удалось добиться ослабления католической церкви. Католическое духовенство не подчинялось законам, несмотря на преследования. Политика «культуркампфа» во многих районах лишила верующих возможности совершать религиозные обряды, что потрясло приверженцев не только католицизма, но и других конфессий. Недовольство политикой Бисмарка широко распространилось в стране. Многие жители Германии считали, что эта политика подрывает основы религиозной жизни страны и процесс формирования национального государства. Гонения усилили солидарность католиков: на выборах в рейхстаг 1874 г. Центр завоевал вдвое больше голосов избирателей, чем в 1871 г. сумел получить поддержку датских, польских, эльзасских депутатов и увеличил свою фракцию до 95 человек. Результаты выборов показали, что партия не только не была вытеснена из политической жизни, но стала второй по значимости в рейхстаге, и превратилась в фактор, с которым канцлер должен был считаться.
    Бисмарк вскоре осознал, что политика «культуркампфа» не дала ожидаемых результатов. Признаки смены курса проявились в выступлении канцлера в рейхстаге в апреле 1875 г. К удивлению слушателей, он высказал надежду, что настанет день, когда можно будет иметь дело с главой римско-католической церкви, готовым к взаимопониманию. Однако, лишь в 1878 г. новый глава Ватикана Лев XIII направил в Берлин послание с выражением надежды на восстановление дружественных отношений, но одновременно давал понять, что они установятся лишь в случае отмены «майских законов». Отказаться от политики «культуркампфа» Бисмарк мог лишь с согласия своих союзников — национал-либералов, имевших большинство в рейхстаге, которые, однако, были настроены на продолжение этого антиклерикального курса.
    К этому времени Бисмарк уже тяготился партнерством с либералами, которые постоянно требовали постов в кабинете, противодействовали политике протекционизма, и начал поиски более приемлемых союзников. Весной 1879 г. началось сближение правительства с партией Центра. Бисмарку удалось привлечь ее к поддержке своей таможенной и налоговой политики. Одновременно происходило сближение партии Центра с консерваторами, при поддержке которых католик Франкенштейн был избран вице-президентом рейхстага.
    В 1880-1883 гг. большинство законов «культуркампфа» было отменено. От этой эпохи сохранился лишь гражданский брак и надзор государства над школьным образованием. Политика «культуркампфа» ухудшила духовное состояние германского общества, взаимоотношения между двумя христианскими конфессиями и поколебала доверие католического населения к новому государству. Отход от политики «культуркампфа» был обусловлен как ее крахом, так и подъемом рабочего движения, в котором Бисмарк видел главную опасность для существующего строя.
    В 1880-е гг. фракция Центра заняла ключевое место в парламенте и оказалась приемлемой как для правых, так и левых группировок в рейхстаге. Ее консервативное крыло предпринимало попытки обновить средневековый «союз алтаря и монархии» и нередко поддерживало политику Бисмарка. Группы, близкие к либералам, неоднократно пытались провалить или, по крайней мере, изменить содержание проектов правительства. Руководство партии противостояло давлению Бисмарка и, чтобы пресечь обвинения в связях с Ватиканом, добилось от папы признания независимости германских католиков от римско-католической церкви. Лавирование между правыми и левыми силами позволило Центру после выборов 1890 г. стать крупнейшей фракцией рейхстага.
    Обеспокоенность Центра ростом влияния в Германии социал-демократии побудила его создать свои организации для работы с массами. В 1890 г. был учрежден «Народный католический союз Германии», в который за год вступило 100 тыс. человек; к 1914 г. в нем было уже 850 тыс. членов. Своей главной целью союз объявил противодействие СДРП и проведение политики «христианских социальных реформ». Он развернул кампанию по привлечению членов и избирателей к партии Центра, наладил просветительскую работу, издательскую деятельность. В Западной Германии Центру и церкви удалось создать христианское крыло в профсоюзном движении. Католические клерикалы способствовали выдвижению представителей трудящихся в ландтаги и рейхстаг, разрабатывали проекты социальных реформ. В 1902 г. по инициативе Центра был принят закон, предусматривавший передачу части прибыли от аграрных тарифов в страховые кассы вдов и сирот. В 1890-е годы партия Центра, при помощи Союза сельских хозяев, создала объединения крестьян.

  3. Mocage Ответить

    Смотреть что такое “Культуркампф” в других словарях:

    Культуркампф — (нем. Kulturkampf  «культурная борьба»)  в 1873 г. данным термином Вирхов обозначил впервые борьбу прусского и отчасти общеимперского германского права против ультрамонтанства или, конкретнее, борьбу Бисмарка (и примкнувших к… … Википедия
    КУЛЬТУРКАМПФ — (нем., культурная борьба). Борьба государства с католическою церковью, как назвал ее Вирхов, в Германии, в 1871 87 гг. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КУЛЬТУРКАМПФ борьба за культуру; борьба между… … Словарь иностранных слов русского языка
    КУЛЬТУРКАМПФ — (нем. Kulturkampf борьба за культуру) наименование мероприятий правительства О. Бисмарка в Германии в 1870 х гг. против католической церкви, выражавшей сепаратистские антипрусские тенденции. В 80 х гг. остались в силе лишь законы 1875 о… … Большой Энциклопедический словарь
    КУЛЬТУРКАМПФ — «КУЛЬТУРКАМПФ» (нем. Kulturkampf борьба за культуру), наименование мероприятий правительства О. Бисмарка в Германии в 1870 х гг. против католической церкви, выражавшей сепаратистские антипрусские тенденции. В 80 х гг. остались в силе лишь законы… … Энциклопедический словарь
    Культуркампф — (нем. Kulturkampf борьба культур), конфликт между герм, пр вом во главе с Бисмар ком и Римской католической церковью (1872 87), связанный с контролем над школами и назначением священников. Население в Юж. Германии, Эльзас Лотарингии и польских… … Всемирная история
    Культуркампф — («Культуркампф»)         распространённое в литературе наименование мероприятий правительства О. Бисмарка в 70 х гг. 19 в. против католической церкви главной опоры католической партии «Центра», которая выражала сепаратистские, антипрусские… … Большая советская энциклопедия
    Культуркампф — Этим именем обозначил впервые Вирхов, в 1873 г., борьбу прусского и отчасти общеимперского германского права против ультрамонтанизма. После периода мирных отношений с церковью, прусское правительство, немедленно вслед за объединением Германии,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
    КУЛЬТУРКАМПФ — (нем. Kulturkampf), борьба германского правительства с Римско католической церковью в 1872 1886. Провозглашение на I Ватиканском соборе (1870) догмата о папской непогрешимости привело к образованию в Германии т.н. старокатолической церкви,… … Энциклопедия Кольера
    “КУЛЬТУРКАМПФ” — (Kulturkampf борьба за культуру) принятое в лит ре наименование мероприятий пр ва О. Бисмарка в 70 х гг. 19 в. против католич. церкви, гл. опоры католич. партии Центра , выражавшей сепаратистские, антипрусские тенденции, распространенные гл. обр … Советская историческая энциклопедия
    Культуркампф — Культуркампфъ Культурная борьба. Борьба (неудачная) прусскаго и отчасти общеимперскаго германскаго права противъ ультрамонтанизма противъ притязанія католическаго духовенства. (Слово Рихтера.) Ср. Kulturkampf. Ср. Ich wollte damals (1873)… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *