В чем заключается смысл физической культуры как компонента культуры общества?

10 ответов на вопрос “В чем заключается смысл физической культуры как компонента культуры общества?”

  1. Deva Ответить

    Билет №1
    В чем заключается смысл физической культуры как компонента культуры общества?
    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.
    Раскройте классификацию методов, применяемых при обучении двигательным действиям.
    МЕТОД упорядоченная совокупность использования средств физической культуры в процессе формирования физического совершенства человека.
    Методы, направленные на приобретение знаний: словесные методы (описание, рассказ, беседа, указание, объяснение, разбор, оценка, самопроговаривание, идеомоторная тренировка.
    Методы обеспечения наглядности. Метод непосредственной наглядности: показ. Метод опосредованной наглядности – плакаты, презентации, видеосюжеты. Методы направленного прочувствования двигательного действия направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия выполнение упражнений в замедленном темпе
    использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения упражнения.
    Методы срочной информации предназначены для получения срочной информации после или по ходу выполнения двигательных действий (фотоэлектронные устройства, электрогониометры, светолидеры).
    Для чего нужны были физические упражнения в первобытно-общинном строе? Чтобы выжить.
    Билет №2
    Перечислите 3 группы признаков, характеризующих сферу физической культуры.
    Сферу физической культуры характеризует ряд присущих только ей признаков, которые принято объединять в 3 группы:
    активная двигательная деятельность человека. Причем, не любая, а только организованная таким образом, чтобы формировались жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось совершенствование природных свойств организма, повышалась физическая работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средством решения этих задач являются физические упражнения.
    положительные изменения в физическом состоянии человека повышение его работоспособности, уровня развития морфо – функциональных свойств организма, количества и качества освоенных жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений, улучшения показателей здоровья. Результатом полноценного использования физической культуры является достижение людьми физического совершенства.
    комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенствовании физических возможностей человека. К таким ценностям следует отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексы упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, материально-технические условия и др.
    В чем преимущества и недостатки игрового и соревновательного методов?
    Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом.
    Наиболее характерные признаки игрового метода являются:
    ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях.
    чрезвычайная изменчивость хода игры требуют от участника приспосабливаемости к изменяющимся условиям.
    вариативность игровых ситуаций требует самостоятельность в выборе наиболее результативных физических упражнений.
    отсутствие строгой регламентации нагрузки и отдыха. Многое зависит от инициативы самого ученика.
    комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств (бег, прыжки, метания).
    Отрицательная сторона этого метода – ограниченная возможность дозирования нагрузки и формирования нового двигательного навыка.
    Соревновательный метод это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков. Он может использоваться в элементарных формах (например, кто точнее попадет в цель), в виде полуофициальных или официальных соревнований. Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся.
    Наиболее характерные признаки соревновательного метода:
    подчинение всей деятельности задаче победить в соответствие с правилами;
    стимулирование максимальных проявлений двигательных и личностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития;
    обеспечение максимальной физической и психической нагрузок.
    Но необходимо помнить, что соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся.
    Когда был выявлен «эффект упражняемости»? В первобытном строе
    Билет №3
    Дайте сравнительную характеристику понятиям «физическая культура» и «физическое воспитание»; «физическая культура» и «спорт».
    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей
    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного человека, включающий в себя обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управление развитием) физических качеств.
    СПОРТ составная часть физической культуры – это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межличностные отношения.
    Что понимается под принципами в теории физической культуры?
    ПРИНЦИП – это основная идея, следование которой помогает наилучшим образом достигать поставленной цели.
    ПРИНЦИП ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ есть определяющее требование, регулирующее процесс целенаправленного формирования физического совершенства. Различают социальные, общепедагогические и специфические принципы. Каждый отдельный принцип рассмотрен отдельно только для удобства изложения. На самом деле все они синтезированы в систему единого педагогического процесса и лишь отражают отдельные его стороны. Так, сознательность и активность обязательно предполагают доступность обучения и развития физических способностей. Доступность и индивидуализация обеспечиваются наглядностью и систематичность. Принцип систематичности, в свою очередь, содействует постепенному повышению тренирующего воздействия. Успешность учебно-воспитательного процесса будет обеспечена лишь в том случае, если при принятии решений преподаватель (тренер) будет учитывать требования всех принципов.
    Когда было признано «триединство человеческого начала»? В рабовладельческом строе.
    Билет №4
    Что является результатом физической подготовки?
    ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА это процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности.
    ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – неспециализированный процесс физического воспитания, направленный на общие предпосылки успеха в различных видах деятельности.
    СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА специализированный процесс физического воспитания, направленный на углубленную специализацию в спортивной деятельности или в профессиональной.
    Результатом физической подготовки является физическая подготовленность.
    Охарактеризуйте формы проявления наглядности.
    Наглядность в физической культуре существует в таких формах как зрительная, звуковая и двигательная.
    Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Применяют зрительную наглядность на всех этапах овладения двигательными действиями.
    Звуковая наглядность (различные звуковые сигналы голосом, аппаратурой) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик движений. Звуковая наглядность играет ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.
    Двигательная наглядность предусматривает формирование у человека представления о физическом упражнении за счет мышечных ощущений, которые возникают у него при попытках выполнить двигательное действие. Прочувствовать особенности двигательного действия – значит понять сущность двигательного действия.
    Комплексное использование всех форм наглядности в учебно-тренировочном процессе обеспечивает качественный переход от чувственного познания к пониманию сущности изучаемого материала. При использовании комплексных форм наглядности необходимо учитывать ряд положений. Эффективность тех или иных средств обусловлена индивидуальными особенностями восприятия (доминированием функций зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности индивида (преобладанием предметно-чувственного или словесно-логического восприятия). Степень и характер применения наглядности различны в зависимости от этапа обучения, возраста, пола. Подготовленности и типологических особенностей нервной системы занимающегося. Целенаправленное использование комплексных форм наглядности существенно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
    Как в рабовладельческом строе осуществлялось физическое воспитание?
    Детей обучали в школах профессиональные педагоги.
    Билет №5
    Какими показателями характеризуется процесс физического развития
    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни.
    Этот процесс характеризуется следующими показателями:
    Показателями, которые характеризуют биологические формы или морфологию человека (размер тела, массы тела, осанка, величина жироотложения).
    Показателями функциональных изменений физиологических систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем, органов пищеварения и выделения и др.)
    Показателями развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей).
    Каждому отрезку жизни свойственны свои показатели физического развития. Они могут отражать процессы поступательного развития (до 25 лет) сменяющихся стабилизацией форм и функций (до 45-50 лет), а затем инволюционных изменений (процесс старения). Физическое развитие обусловлено множеством факторов, как биологического так и социального характера. Этот процесс управляемый.
    В зависимости от всей совокупности факторов и условий физическое развитие может быть всесторонним, гармоничным или дисгармоничным, можно отодвинуть процесс старения.
    Физическое развитие определяется законами: наследственности; возрастной ступенчатости; единств организма и среды (климато-географических, социальных факторов); биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.
    Показатели физического развития имеют большое значение для оценки качества жизни того или иного общества. Уровень физического развития, наряду с такими показателями как рождаемость, смертность, заболеваемость, является одним из показателей социального здоровья нации.
    Какое значение имеет реализация принципа прогрессирования воздействий?
    Принцип прогрессирования воздействий предусматривает целенаправленное повышение требований к проявлению психических функций и двигательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышением функциональных возможностей организма и физических способностей. Он выражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся, сущность которых заключается в постоянном обновлении и усложнении используемых упражнений, методов, условий занятий, а также величины физической нагрузки, ее объема и интенсивности. Реализация данного принципа будет приводить к положительным результатам лишь в том случае, если последующее задание окажется посильным для занимающегося. Преподавателю (тренеру) необходимо учитывать сенситивные периоды развития организма индивида, а также необходимо помнить, что наряду с развитием физических качеств важно совершенствовать и изменять технику двигательных действий.
    Что послужило толчком к развитию физкультуры и спорта в позднем средневековье?
    Появление промышленности и предпринимательства.
    Билет №6
    В чем смысл терминов «физическая рекреация» и «двигательная реабилитация»?
    ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получение удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.
    ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.
    Раскройте сущность принципа цикличности.
    Принцип цикличности определяет упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и серий (циклов). В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса.
    Микроциклы (недельные) циклы совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса, обеспечивающий срочный и отставленный эффекты тренировочных занятий.
    Мезоциклы (месячные) циклы включают в себя от 3 до 6 микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств. Мезоциклы обеспечивают суммарный (кумулятивный) эффект занятия физическими упражнениями.
    Макроциклы (годичные) циклы включают в себя чередование нескольких мезоциклов. Методологической основой технологии управления в макроцикле являются объективные биологические закономерности долговременной адаптации индивида к физическим нагрузкам.
    Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортивной тренировки должен быть построен с использованием относительно завешенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо- и макроциклов). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта. Последовательность чередования циклов в многолетнем учебно-воспитательном процессе должна обеспечивать неуклонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.
    Какая система физического воспитания была в Китае? УШУ
    Билет №7
    Назовите основные виды физической культуры.
    Базовая физическая культура направлена на обеспечение базового уровня общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер человеческой деятельности.
    Её содержание способствует приобретению жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего физического развития, Базовыми навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Её основным видом является урок физической культуры.
    Спорт как компонент физической культуры. Основу спорта составляет соревновательная деятельность.
    Профессиональноприкладная физическая культура. Этот компонент физической культуры направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков, которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность.
    Оздоровительнореабилитационная физическая культура относительно самостоятельное направление использования физической культуры в качестве средства лечения заболеваний и восстановления функций организма, после заболеваний, травм, переутомления.
    Фоновая физическая культура – это гигиеническая физическая культура (утренняя гимнастика, прогулки и др.) и рекреативная физическая культура (игры на пляже, гребля, туристические походы и др.)
    Дайте определение экстраполяции.
    ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ – психофизиологический механизм построения новых движений на базе ранее приобретенного опыта.
    Перечислите три наиболее крупные буржуазные гимнастические системы Нового времени
    Немецкое гимнастическое (турнерское) движение (Ф. Ян, Э. Айзелен), Шведское гимнастическое направление (П. Линг, Я. Линг), Чешская гимнастическая система (сокольская) (М. Тырш)
    Билет №8
    Раскройте понятие оздоровительно-реабилитационной физической культуры.
    Оздоровительно-реабилитационная ФК необходима людям, имеющим хронические заболевания, для поддержания необходимой физической формы, работоспособности, улучшения качества жизни. А также спортсменам получившим травму для восстановления. Проводить занятия может специалист с медицинским образованием.
    Что Вам известно о взаимодействии (переносе) навыков?
    ПЕРЕНОС НАВЫКОВ это влияние формирования одних двигательных навыков на усвоение других. Различают несколько разновидностей взаимодействия навыков, прежде всего положительный и отрицательный переносы.
    ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает формирование последующего. Основными условиями положительного переноса является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий. Например, метание малого мяча поможет освоить метание гранаты и копья
    (на начальном этапе обучения); езда на велосипеде – управлению мотоциклом; акробатические прыжки помогут освоить прыжки в воду.
    ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего. Например, если был выработан прочный навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине, это может явиться существенным препятствием для овладения «подъемом одной»; плавание на боку нарушает симметричную работу ног в плавании способом брасс; прыжок в высоту затрудняет освоение барьерного бега. Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще всего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в ведущих звеньях техники действий.
    Какая уникальная народная форма физического воспитания была в России в период феодализма?
    Кулачные бои
    Билет №9
    На что направлено содержание фоновой физической культуры?
    Фоновая физическая культура. Под этим условным названием объединены гигиеническая физическая культура (занятия физическими упражнениями в режиме повседневного быта, не связанные со значительными нагрузками: утренняя гимнастика, прогулки и др.) и рекреативная физическая культура (использование физических упражнений для развлечений: игры на пляже, гребля, туристические походы). Как правило, в фоновой физической культуре нагрузка незначительна и поэтому коррекции процесса физического развития не происходит. Тем не менее, двигательная активность создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жизнедеятельности организма.

  2. Truesinger Ответить

    1. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в:

    укреплении здоровья и воспитании физических качеств людей;

    совершенствовании природных, физических свойств людей;

    обучении двигательным действиям и повышении работоспособности

    2. Что из представленного не является отличительным признаком физической культуры?

    знания, принципы, правила и методика использования упражнений;

    виды гимнастики, спорта, игр.

    обеспечение безопасности жизнедеятельности

    3. Под физическим развитием понимается:

    процесс изменения морфофункциональных свойств организма, протекающих на протяжении всей жизни;

    процесс физической подготовки, направленный на развитие физических качеств;

    размеры мускулатуры, формы тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения.

    4. Положительное влияние физических упражнений на развитие функциональных возможностей организма будет зависеть:

    от технической и физической подготовленности занимающихся;

    от особенностей реакций систем организма в ответ на выполняемые упражнения;

    от величины физической нагрузкам, степени напряжения в работе определенных мышечных групп.

    5. Что называется осанкой человека?

    вертикальное положение тела человека;

    формы позвоночника;

    привычная поза человека в вертикальном положении.

    6. Что является объективным показателем состояния здоровья?

    частота сердечных сокращений;

    крепкий сон;

    аппетит

    7. С какой целью планируют режим дня?

    с целью организации рационального режима питания;

    с целью поддержания высокого уровня работоспособности организма;

    с целью высвобождения времени на отдых и снятие нервных напряжений

    8. Каковы причины нарушения осанки?

    привычка держать голову прямо;

    привычка к неправильным позам;

    слабая мускулатура

    9. Физическими упражнениями принято называть:

    определенным образом организованные двигательные действия;

    движения, способствующие повышению работоспособности;

    действия, вызывающие функциональные сдвиги в организме

    10. Основным специфическим средством физического воспитания является:

    физическое упражнение;

    соблюдение режима дня;

    закаливание

    11. Что нужно делать для предупреждения переутомления во время занятий физическими упражнениями:

    через каждые пять минут измерять частоту сердечных сокращений;

    правильно дозировать нагрузку и чередовать упражнения, связанные с напряжением и расслаблением;

    пить минеральную воду

    12. Профилактика нарушений осанки осуществляется с помощью:

    силовых упражнений;

    скоростных упражнений;

    упражнений на координацию

    13. Наиболее важным слагаемым здорового образа жизни является:

    двигательный режим;

    рациональное питание;

    личная и общественная гигиена

    14. Каким должен быть пульс в состоянии покоя?

    120 – 130 уд/мин;

    40 – 50 уд/мин

    70 – 80 уд/мин

    15. Какой способностью обладает позвоночник и стопы при правильной осанке?

    выдерживать вертикальную нагрузку до 200 кг;

    выдерживать приземление в прыжках с высоты трехэтажного дома;

    амортизировать и тем самым смягчить толчки, сотрясения

    16. Каких показателей достигает пульс при большой физической нагрузке?

    90 уд/мин

    150 уд/мин

    180 уд/мин

    17. Какой из признаков показывает, что организм справляется с физическими нагрузками и их можно постепенно увеличивать?

    беспокойный сон;

    жизнерадостное настроение;

    вялость, постоянное желание спать

    18. Что является субъективным показателем состояния здоровья?

    жизненная емкость легких;

    хорошее самочувствие;

    частота сердечных сокращений

    19. Что необходимо сделать при ушибах?

    наложить стерильную повязку;

    наложить холодный компресс на 20 – 30 мин;

    массировать место ушиба.

    20. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на:

    сохранение и укрепление здоровья;

    развитие физических качеств человека;

    поддержание высокой работоспособности людей.

    21. Что означает принцип закаливания – систематичность?

    принимать закаливающие процедуры ежедневно в одно и то же время;

    принимать закаливающие процедуры 1 раз в неделю по выходным дням;

    принимать закаливающие процедуры до и после приема пищи

    22. Документом, представляющим все аспекты организации соревнований ,является:

    правила соревнований;

    программа соревнований;

    положение соревнований

    23. Почему на уроке физической культуры выделяют подготовительную, основную, заключительную части урока?

    учителю удобнее распределять различные по характеру упражнения;

    выделение частей урока связано с необходимостью управлять двигательной работоспособностью занимающихся;

    такова традиция

    24. Каким должен быть вдох и выдох?

    более продолжительный вдох по отношению к выдоху;

    одинаковыми по продолжительности;

    более продолжительным выдох по отношению к вдоху;

    25. Каков один из принципов закаливания?

    постепенность;

    решительность;

    однообразие.

    26. Под здоровьем понимают состояние человека, при котором:

    достигнута относительно высокая устойчивость организма к инфекционным и вирусным заболеваниям;

    физическое, психическое, нравственное благополучие сочетается с активной творческой деятельностью и продолжительностью жизни;

    легко переносятся неблагоприятные климатические условия и отрицательные экологические факторы

    27. Правильной можно считать осанку, если Вы, стоя у стены, касаетесь ее…

    затылком, лопатками, ягодицами, пятками;

    затылком, ягодицами, пятками;

    затылком, спиной, пятками;

    28. Личная гигиена включает в себя:

    уход за телом и полостью рта, закаливание организма, занятия физической культурой, утреннюю гимнастику;

    организацию рационального суточного режима, закаливание организма, занятия физической культурой, утреннюю гимнастику; уход за телом и полостью рта;

    водные процедуры, домашние дела, прогулки на свежем воздухе

    29. Основную часть урока рекомендуется начинать с…

    разучивания координационно сложных действий;

    закрепления сформированных навыков;

    совершенствования гибкости

    30. В какой последовательности рекомендуется выполнять ниже перечисленные упражнения утренней гимнастики?

    1 – прыжки и бег;

    2 – потягивание;

    3 – упражнения для мышц ног;

    4 – упражнения для мышц туловища;

    5 – упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

    6 – дыхательные упражнения, спокойная ходьба

    1, 2, 3, 4, 6, 5

    3, 5, 1, 4, 2, 6

    2, 5, 4, 3, 1, 6

  3. Doule Ответить

    К таким ценностям следует отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексы упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, материально-технические условия и др.
    Таким образом, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид культуры человека и общества. Это деятельность и социально значимые результаты по
    8
    созданию физической готовности людей к жизни; это, с одной стороны, специфический прогресс, а с другой, – результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенства (В.М.Выдрин, 1999).
    Для примера можно привести еще несколько определений данного понятия: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей (Б. А. Ашмарин, 1999).
    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности. (В. И. Иль-инич, 2001)
    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая деятельная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма (В.П.Лукьяненко, 2003).
    Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение.
    ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ – это социальное течение (как самодеятельное, так и организованное), в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию, распространению, приумножению ценностей физической культуры. (А.А. Исаев)
    В настоящее время общественные физкультурные движения приобретают все больший размах во многих странах, хотя имеют свои национальные и региональные особенности. Примерами физкультурных
    9
    течений могут быть «Спорт для всех», «Фитнес-мувмент», «Активная Австралия» и др.
    Остановимся на понятии «физическое воспитание». Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного использования средств физической культуры осуществляется именно в процессе физического воспитания. Следовательно, этот процесс выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение в улучшение здоровья, повышения уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности, более гармоничном развитии и т.п..
    Нередко физическое воспитание характеризуют в качестве одной из частей физической культуры. Такая трактовка соотношений двух понятий не лишена смысла, но, по мнению многих авторов недостаточна, корректна (Л.П.Матвеев, Б.А.Ашмарин, Ж.К.Холодов, А.А.Исаев). Точнее говоря, физическое воспитание является по отношению к физической культуре не столько частью, сколько одной из основных форм функционирования в обществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей в рамках системы образования. Физическому воспитанию присуще все признаки педагогического процесса, а именно: ведущая роль педагога-специалиста, организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с дидактическими и педагогическими признаками, направленность деятельности на решение задач образования и воспитания, построение занятий в соответствии с закономерностями развития человека и т.д. Необходимо усвоить, что физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит процесс, обеспечивающий обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств.
    Отсюда, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного человека, включающий в себя обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управлении развитием) физических качеств. (Ж.К.Холодов).
    Либо, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (в широком смысле слова)
    – это вид воспитательной деятельности, специфической особенностью
    10
    которой является управление процессом использования средств физической культуры с целью содействия гармоничному развитию человека (В.П.Лукьяненко).
    Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка». По существу они имеют аналогичный смысл, но вторым термином пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности.
    ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (Ю.Ф. Курамшин).
    ФИЗИЧЕСКСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности, уровне развития физических качеств и уровне сформированности жизненно важных и прикладных умений и навыков.
    ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – неспециализированный процесс физического воспитания, направленный на общие предпосылки успеха в различных видах деятельности.
    СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА- специализированный процесс физического воспитания, направленный на углубленную специализацию в спортивной деятельности или в профессиональной.
    ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
    Смысл физического образования по мысли П.Ф. Лесгафта состоит в том, чтобы научиться сознательно управлять движениями, сравнивать их между собой, «приучиться» с наименьшим трудом, возможно в меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу.
    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни.
    Этот процесс характеризуется следующими показателями:
    11
    1. Показателями, которые характеризуют биологические формы или морфологию человека (размер тела, массы тела, осанка, величина жироотложения).
    2. Показателями функциональных изменений физиологических систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем, органов пищеварения и выделения и др.).
    3. Показателями развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей).
    Каждому отрезку жизни свойственны свои показатели физического развития. Они могут отражать процессы поступательного развития (до 25 лет) сменяющихся стабилизацией форм и функций (до 45-50 лет), а затем инволюционных изменений (процесс старения). Физическое развитие обусловлено множеством факторов, как биологического так и социального характера. Этот процесс у п р а в л я е м ы й. В зависимости от всей совокупности факторов и условий физическое развитие может быть всесторонним, гармоничным или дисгармоничным, можно отодвинуть процесс старения.
    Физическое развитие определяется законами: наследственности; возрастной ступенчатости; единства организма и среды (климато-географических, социальных факторов); биологический закон упраж-няемости и закон единства форм и функций организма.
    Показатели физического развития имеют большое значение для оценки качества жизни того или иного общества. Уровень физического развития, наряду с такими показателями как рождаемость, смертность, заболеваемость, является одним из показателей социального здоровья нации.
    ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНЧТВО – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Общество в его историческом развитии предъявляло различные требования к физическому совершенствованию человека. Отсюда следует, что нет и не может быть единого идеала физического совершенства.
    Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности является:
    1. Крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность быстро адаптироваться к различным условиям.
    12
    2. Высокая общая физическая работоспособность
    3. Пропорционально развитое телосложение, правильная осанка
    4. Владение рациональной техникой основных жизненно важных движений
    5. Всесторонне и гармонично развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека.
    6. Физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде и спорте.
    ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – потенциальные возможности человека выполнять физическое усилие без снижения заданного уровня функционирования организма, в первую очередь его сердечно-сосудистой и дыхательных систем (Т.Ю. Круцевич).
    Физическая работоспособность – комплексное понятие. Оно определяется значительным числом факторов: морфофункциональным состоянием различных органов и систем, психическим статусом, мотивацией и др. факторами. Поэтому заключение о ее величине возможно составить только на основе комплексной оценки.
    ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это форма отношения человека к окружающей действительности, в процессе которой осуществляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры.
    Успешная реализация процессов физического воспитания, физической подготовки, спортивной тренировки возможна лишь на основе организованной физкультурной деятельности. Физкультурную деятельность необходимо рассматривать как один из основополагающих видов человеческой деятельности, обеспечивающих эффективное развитие органов и систем, высокий уровень здоровья и работоспособности.
    СПОРТ – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.
    СПОРТ – составная часть физической культуры – это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межличностные отношения.
    В последнем представлении термин «спорт» входит в понятие «физическая культура». «Спорт» имеет смысл рассматривать как часть
    13
    физической культуры пока он выполняет роль воспитания и является частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности.
    Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в последнее время спорт все больше приобретает свое самостоятельное значение: вопросы развития спорта имеют отражение в Конституциях многих стран, обсуждаются в организации Объединенных наций, в сфере спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют стимулы материального характера. Наличие громадных физических нагрузок, установка на достижение наивысшего результата и победы «любой ценой» не позволяют рассматривать спорт как элемент физической культуры. Спортивная деятельность, особенно если она представлена про-фессионально-комерчеческим спортом, выступает как контркультура.
    ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ – вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получение удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.
    ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.
    Контрольные вопросы:
    1. В чем заключается смысл физической культуры как компонента культуры общества?
    2. Перечислите 3 группы признаков, характеризующих сферу физической культуры.
    3. Дайте сравнительную характеристику понятиям «физическая культура» и «физическое воспитание»; «физическая культура» и «спорт».
    4. Что является результатом физической подготовки?
    14
    5. Какими показателями характеризуется процесс физического развития?
    6. Перечислите законы, которыми определяется и которым подчиняется процесс физического развития человека.
    7. Перечислите важнейшие показатели физически совершенного человека современности.
    8. В чем смысл терминов «физическая рекреация» и «двигательная реабилитация»?

  4. Lain Ответить

    ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    Понятия: физическая культура, физкультурное движение, физическое воспитание, спорт, двигательная реабилитация, физическая рекреация, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическое образование, физическое развитие, физкультурная деятельность.
    ПОНЯТИЕ – это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства и признаки определенного объекта (явления).
    Для изучения вопросов теории и практики физической культуры большое значение имеет правильное понимание основных понятий. Их по возможности четкое и строгое определение является одной из важнейших проблем теории физической культуры, которая является относительно молодой и окончательно не сформировавшейся областью знаний. В таких условиях предельная точность представлений о том или ином термине позволяет облегчить обсуждение и понимание проблем, помочь глубже проникнуть в их сущность. Овладение понятиями способствует конкретизации мысли, облегчает общение и взаимопонимание.
    Самым широким, собирательным и многогранным является понятие «физическая культура». Для более глубокого и правильного представления о содержании этого понятия его целесообразно сравнить с термином «культура», который появился в период возникновения человеческого общества и был связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «развитие», «почитание». М.В. Выдрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории физической культуры определения культуры:
    – культура – это мера и способ развития человека;
    – культура – это качественная характеристика деятельности человека и общества;
    – культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.
    Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура».
    Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.
    Деятельность – это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребностей человека и общества.
    Потребность – это нужда в чем-либо, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей. В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали такие виды деятельности, которые специально направлены на совершенствование самого себя, на преобразование собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.
    Сферу физической культуры характеризует ряд присущих только ей признаков, которые принято объединять в 3 группы:
    • активная двигательная деятельность человека. Причем, не любая, а только организованная таким образом, чтобы формировались жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось совершенствование природных свойств организма, повышалась физическая работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средством решения этих задач являются физические упражнения.
    • положительные изменения в физическом состоянии человека -повышение его работоспособности, уровня развития морфо-функциональных свойств организма, количества и качества освоенных жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений. улучшения показателей здоровья. Результатом полноценного использования физической культуры является достижение людьми физического совершенства.
    • комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенствовании физических возможностей человека. К таким ценностям следует отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексы упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, материально-технические условия и др.
    Таким образом, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид культуры человека и общества. Это деятельность и социально значимые результаты по созданию физической готовности людей к жизни; это, с одной стороны, специфический прогресс, а с другой, – результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенства (В.М.Выдрин, 1999).
    Для примера можно привести еще несколько определений данного понятия: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей (Б. А. Ашмарин, 1999).
    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности. (В. И. Иль-инич, 2001)
    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая деятельная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма (В.П.Лукьяненко, 2003).
    Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение.
    ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ – это социальное течение (как самодеятельное, так и организованное), в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию, распространению, приумножению ценностей физической культуры. (А.А. Исаев)
    В настоящее время общественные физкультурные движения приобретают все больший размах во многих странах, хотя имеют свои национальные и региональные особенности. Примерами физкультурных течений могут быть «Спорт для всех», «Фитнес-мувмент», «Активная Австралия» и др.
    Остановимся на понятии «физическое воспитание». Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного использования средств физической культуры осуществляется именно в процессе физического воспитания. Следовательно, этот процесс выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение в улучшение здоровья, повышения уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности, более гармоничном развитии и т.п..
    Нередко физическое воспитание характеризуют в качестве одной из частей физической культуры. Такая трактовка соотношений двух понятий не лишена смысла, но, по мнению многих авторов недостаточна, корректна (Л.П.Матвеев, Б.А.Ашмарин, Ж.К.Холодов, А.А.Исаев). Точнее говоря, физическое воспитание является по отношению к физической культуре не столько частью, сколько одной из основных форм функционирования в обществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей в рамках системы образования. Физическому воспитанию присуще все признаки педагогического процесса, а именно: ведущая роль педагога-специалиста, организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с дидактическими и педагогическими признаками, направленность деятельности на решение задач образования и воспитания, построение занятий в соответствии с закономерностями развития человека и т.д. Необходимо усвоить, что физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит процесс, обеспечивающий обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств.
    Отсюда, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного человека, включающий в себя обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управлении развитием) физических качеств. (Ж.К.Холодов).
    Либо, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (в широком смысле слова)
    – это вид воспитательной деятельности, специфической особенностью которой является управление процессом использования средств физической культуры с целью содействия гармоничному развитию человека (В.П.Лукьяненко).
    Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка». По существу они имеют аналогичный смысл, но вторым термином пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности.
    ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (Ю.Ф. Курамшин).
    ФИЗИЧЕСКСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности, уровне развития физических качеств и уровне сформированности жизненно важных и прикладных умений и навыков.
    ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – неспециализированный процесс физического воспитания, направленный на общие предпосылки успеха в различных видах деятельности.
    СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА- специализированный процесс физического воспитания, направленный на углубленную специализацию в спортивной деятельности или в профессиональной.
    ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
    Смысл физического образования по мысли П.Ф. Лесгафта состоит в том, чтобы научиться сознательно управлять движениями, сравнивать их между собой, «приучиться» с наименьшим трудом, возможно в меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу.
    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни.
    Этот процесс характеризуется следующими показателями:
    1. Показателями, которые характеризуют биологические формы или морфологию человека (размер тела, массы тела, осанка, величина жироотложения).
    2. Показателями функциональных изменений физиологических систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем, органов пищеварения и выделения и др.).
    3. Показателями развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей).
    Каждому отрезку жизни свойственны свои показатели физического развития. Они могут отражать процессы поступательного развития (до 25 лет) сменяющихся стабилизацией форм и функций (до 45-50 лет), а затем инволюционных изменений (процесс старения). Физическое развитие обусловлено множеством факторов, как биологического так и социального характера. Этот процесс у п р а в л я е м ы й. В зависимости от всей совокупности факторов и условий физическое развитие может быть всесторонним, гармоничным или дисгармоничным, можно отодвинуть процесс старения.
    Физическое развитие определяется законами: наследственности; возрастной ступенчатости; единства организма и среды (климато-географических, социальных факторов); биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Показатели физического развития имеют большое значение для оценки качества жизни того или иного общества. Уровень физического развития, наряду с такими показателями как рождаемость, смертность, заболеваемость, является одним из показателей социального здоровья нации.
    ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНЧТВО – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Общество в его историческом развитии предъявляло различные требования к физическому совершенствованию человека. Отсюда следует, что нет и не может быть единого идеала физического совершенства.
    Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности является:
    1. Крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность быстро адаптироваться к различным условиям.
    2. Высокая общая физическая работоспособность
    3. Пропорционально развитое телосложение, правильная осанка
    4. Владение рациональной техникой основных жизненно важных движений
    5. Всесторонне и гармонично развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека.
    6. Физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде и спорте.
    ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – потенциальные возможности человека выполнять физическое усилие без снижения заданного уровня функционирования организма, в первую очередь его сердечно-сосудистой и дыхательных систем (Т.Ю. Круцевич).
    Физическая работоспособность – комплексное понятие. Оно определяется значительным числом факторов: морфофункциональным состоянием различных органов и систем, психическим статусом, мотивацией и др. факторами. Поэтому заключение о ее величине возможно составить только на основе комплексной оценки.
    ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это форма отношения человека к окружающей действительности, в процессе которой осуществляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры.
    Успешная реализация процессов физического воспитания, физической подготовки, спортивной тренировки возможна лишь на основе организованной физкультурной деятельности. Физкультурную деятельность необходимо рассматривать как один из основополагающих видов человеческой деятельности, обеспечивающих эффективное развитие органов и систем, высокий уровень здоровья и работоспособности.
    СПОРТ – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.
    СПОРТ – составная часть физической культуры – это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межличностные отношения.
    В последнем представлении термин «спорт» входит в понятие «физическая культура». «Спорт» имеет смысл рассматривать как часть физической культуры пока он выполняет роль воспитания и является частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности.
    Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в последнее время спорт все больше приобретает свое самостоятельное значение: вопросы развития спорта имеют отражение в Конституциях многих стран, обсуждаются в организации Объединенных наций, в сфере спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют стимулы материального характера. Наличие громадных физических нагрузок, установка на достижение наивысшего результата и победы «любой ценой» не позволяют рассматривать спорт как элемент физической культуры. Спортивная деятельность, особенно если она представлена профессионально-комерчеческим спортом, выступает как контркультура.
    Спорт выделяет пять направлений.
    1) детско-юношеский спорт, в нем учитываются половые, возрастные, физиологические признаки. Главное в детско-юношеском спорте – массовость, т.к. в нем происходит естественный отсев, и к спорту высших достижений доходят единицы. Детско-юношеский спорт направлен на высшие достижения.
    2) спорт высших достижений и профессиональный спорт можно объединить, т.к. направлены на достижение мировых рекордов. В профессиональном спорте платят зарплату за выступления и берут штрафы за плохую подготовленность и выступление в соревнованиях. В профессиональном спорте правила отличаются от любительского спорта.
    3) массовый спорт, в нем главное не достижения, а участие.
    4) инвалидный спорт – для людей с врожденными и приобретенными заболеваниями. Спортсмены с ограниченными возможностями выступают по своим нормативам. Соревнования проводятся по степени заболевания, где каждый выступает в своей группе. Для спортсменов это возможность, не только укрепить своё здоровье, но и социальной адаптации.
    ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ – вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получение удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.
    ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.
    Контрольные вопросы:
    1. В чем заключается смысл физической культуры как компонента культуры общества?
    2. Перечислите 3 группы признаков, характеризующих сферу физической культуры.
    3. Дайте сравнительную характеристику понятиям «физическая культура» и «физическое воспитание»; «физическая культура» и «спорт».
    4. Что является результатом физической подготовки?
    5. Какими показателями характеризуется процесс физического развития?
    6. Перечислите законы, которыми определяется и которым подчиняется процесс физического развития человека.
    7. Перечислите важнейшие показатели физически совершенного человека современности.
    8. В чем смысл терминов «физическая рекреация» и «двигательная реабилитация»?
    9. Назовите пять направлений развития спорта. Приведите примеры.
    10. Назовите функции физической культуры.
    11. Назовите формы физической культуры.
    Тест №1
    Вариант 1
    1. Физическое совершенство ? это:
    1. развитая мускулатура;
    2. хорошее здоровье;
    3. высокий рост;
    4. ловкость.
    2. Процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, склонностей называется……………………………
    3. Вид физической культуры, включающий в себя использование физических упражнений, а так же видов спорта в упрощенных формах, используемый дляя активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечение, переключение с одного вида деятельности на другой, отвлечение от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности называется…………………………………………
    4. Вид физической культуры, целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, используемый для лечения травм и их последствий называется………………………………
    5. Процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий, (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений называется …………………………………
    6. Главой целью физкультурного образования является формирование …………физической …культуры…….личности.
    7. Укажите, что послужило основой (источником) возникновения физического воспитания в обществе:
    1) результаты научных исследований;
    2) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности;
    3) осознанное понимание людьми явления упражняемости (повторяемости действий), важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни и установление связи между ними;
    4) желание заниматься физическими упражнениями.
    8. Наиболее общие группы задач системы физкультурного образования:
    1) воспитательные, психолого-педагогические, оздоровительные, образовательные;
    2) оздоровительные, образовательные, воспитательные;
    3) задачи по развитию двигательных качеств, оздоровительные и воспитательные.
    9. «Вид культуры личности и общества, совокупность его материальных и духовных ценностей в области принципов, средств, методических и организационных основ деятельности, её процесс и результат физического совершенствования человека».
    1. физическая культура
    2. физическое воспитание
    3. физическое совершенство
    4. физическая подготовленность
    10. «Вид ФВ, направленного на восстановление нарушенных функций организма на основе метода упражнения».
    1. общее ФВ
    2. спортивная подготовка
    3. профессионально-прикладное ФВ
    4. двигательная реабилитация
    5. двигательная рекреация
    6. гигиеническое ФВ
    Тест №1
    Вариант 2
    1. Физическая подготовка ? это:
    1. воспитание морально- волевых качеств;
    2. овладение рациональными формами ведения соревновательной борьбы;
    3. развитие двигательных качеств;
    4. овладение техникой.
    2. Вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей называется………………
    3. Вид физической культуры, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений, и направленная на достижение наивысших результатов, называется…………………………………..
    4. Процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности называется……………………………………
    5. Движения или действия, используемые для развития физических способностей человека, органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков называются……………………………………
    6. К показателям, характеризующим физическое развитие человека, относятся:
    1) показатели телосложения, здоровья и развития физических качеств;
    2) показатели уровня физической подготовленности и спортивных результатов;
    3) уровень и качество сформированных жизненно важных двигательных умений и навыков;
    4) уровень и качество сформированных спортивных двигательных умений и навыков.
    7. Составляющей базового компонента физической культуры является
    1. физическое развитие
    2. средства физического воспитания
    3. физическое совершенство
    8. «Вид ФК, направленной на формирование и развитие разнообразных физических способностей человека, как фундаментальных предпосылок к освоению им различных видов двигательной деятельности».
    1) спорт
    2) базовая ФК
    3) профессионально-прикладная ФК
    4) лечебная ФК
    5) гигиеническая ФК
    6) рекреативная ФК
    9. «Основное направление ФВ, педагогический процесс прогрессивного изменения морфофункциональных свойств организма человека».
    1. физическое образование
    2. воспитание личностных качеств
    3. физическое развитие
    10. Физическое совершенство ? это:
    1. развитая мускулатура;
    2. хорошее здоровье;
    3. высокий рост;
    4. ловкость.
    6. Планы семинарских занятий.
    Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
    1. Система основных понятий теории и методики физической культуры:
    – Философский уровень понятий: развитие, формирование, физическая культура;
    – Общепедагогический уровень понятий: образование, воспитание, дидактика (теория обучения), цели, задачи, принципы, содержание образования, средства, методы, формы организации, технология и методика обучения;
    – Специально-педагогический уровень понятий: физкультурное образование, физкультурное воспитание, физкультурное обучение, теория физкультурного образования, оздоровительный спорт, физическое совершенство.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *