В какие дни можно ходить на кладбище?

14 ответов на вопрос “В какие дни можно ходить на кладбище?”

  1. Morana Ответить

    Когда нельзя ходить на кладбище:
    *православие не приветствует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;
    *Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;
    *считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;
    *женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола.
    Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу. Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного.
    Существуют также некоторые суеверия и правила поведения на погосте.

    Как вести себя на кладбище:
    Если вы запланировали поездку на кладбище, не стоит надевать одежду ярких цветов. Самыми подходящими будут черный или белый. Также можно подобрать из своего гардероба вещи заглушенных тонов. Ноги должны быть закрыты: одевайте штаны или длинную юбку. Обувь тоже должна быть закрытой. Голову желательно покрыть головным убором или накинуть платок.
    Когда ходят на кладбище, ведут себя спокойно, без лишних эмоций. Избегайте смеха или громкого плача. Не ругайтесь.
    Не плюйте и не мусорьте. А если вам захочется по нужде, найдите подходящее для этого место за территорией кладбища.
    По приходу на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего.
    Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.
    Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них.
    Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.
    В случае когда вы что-то обронили на мертвую землю, лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы).
    Уходя с кладбища, не оборачивайтесь, и, тем более, не возвращайтесь.
    Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.
    Когда посещать кладбище, каждый человек определяет для себя сам. Конечно, ходить в такие места чуть ли не каждый день не рекомендуется. Но и забывать о своих близких тоже не нужно. Поступайте так, как подсказывает вам ваше сердце.
    В ситуации когда вы живете далеко от могилы ваших родных или просто не имеете возможности навещать их, но присутствует желание уделить внимание и помянуть, сходите в церковь и поставьте свечу за упокой.
    Необходимо знать, что такие свечи не ставят в дни Страстной недели и дни Светлой седмицы.
    Также в храме есть возможность заказать у батюшки панихиду (моление об умерших) или литию (усиленное моление). Можно молиться и самим: читать Псалтырь или чин литии, совершаемой мирянином.
    При любых обстоятельствах помните о своих умерших близких, а придя на их могилы, ведите себя подобающе, ведь кладбище – это священная земля, место покоя усопших.

    КОГДА УМЕР БЛИЗКИЙ РОДСТВЕННИК. ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ЦЕЛЫЙ ГОД.
    В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.
    На 9-й день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол. За первый поминальный стол семья умершего не садилась.
    Теперь же наоборот: за стол садилась семья и еще девять человек (трое, кто омывал покойника, трое, кто делал гроб, трое, кто яму копал).
    В современных условиях количество приглашенных может варьироваться, потому что существуют различные государственные службы, которые оказывают необходимые ритуальные услуги: в морге покойника переодевают, гроб можно купить в магазине ритуальных принадлежностей, могила также может быть приготовлена заранее. Следовательно, приглашенных может быть 3 — 6 — 9, а может не быть никого.
    На 40-й день после смерти человека устраивают третий поминальный стол — «саракавiцы», на котором присутствует семья умершего, родственники, близкие, друзья, коллеги по работе. В церкви заказывают Сорокоуст — сорок литургий.
    Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом», тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.
    После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное». Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь».
    В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.
    Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться,
    Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета — синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.
    После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.
    На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.
    На протяжении этого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.
    Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.
    Посещайте кладбище до 12 часов дня.
    Дни особого поминовения усопших в течение года:
    Мясопустная суббота — суббота на девятой неделе перед Пасхой;
    Вселенская Родительская суббота — суббота на второй неделе Великого поста;
    Вселенская Родительская суббота — суббота на третьей неделе Великого поста;
    Вселенская Родительская суббота — суббота на четвертой неделе Великого поста;
    Радуница — вторник на второй неделе после Пасхи;
    Троицкая суббота — суббота на седьмой неделе после Пасхи;
    Дмитриевская суббота — суббота на третьей неделе после Покровов (14.10).
    Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») — 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1—3 дня раньше.
    В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище — проведать могилу.
    Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.
    Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.
    После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.
    Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.
    Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.
    Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.
    На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.
    Не все из нас умеют молиться, а тем более знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

  2. БоРоДаЧ Ответить

    Наверно невозможно найти такого человека, для которого посещение кладбища не было бы равнозначно встрече с близким, но уже усопшим родственником. Русским людям свойственно уделять родственникам как можно больше внимания. И уход одного из них в мир иной ничего не меняет, только теперь постоянно посещается его могилка, за которой осуществляется надлежащий уход.
    Однако не всем людям известно, что имеются определенные правила посещения кладбища. Имеются дни, когда посещение усопших не только возможно, но и желательно. Но при этом есть и такие, в которые от посещения умерших лучше воздержаться.

    Когда посещают кладбище

    Кладбище считается традиционно сакральным местом. Смерть является закономерным итогом, венчающим жизнь каждого человека, а потому кладбища множатся и расширяются в ходе естественных событий. Поэтому часто можно услышать вопрос о том, насколько часто должны посещаться могилы близких людей, покинувших наш бренный мир.
    Надо сказать, что это личное дело каждого индивидуума. Одни чувствуют насущную потребность в таких походах и совершают их очень часто. Другие же приходят строго по установленным дням. Церковью же даются свои рекомендации о периодичности посещения кладбища. Но она при этом никого не заставляет им строго следовать.
    Они просто могут быть взяты за основу, а удобный график каждый определяет для себя сам, в соответствии со своим видением этого вопроса.

    Когда можно ходить на кладбище

    Имеется перечень дней, в которые желательно посещать кладбище:
    В день захоронения.
    По прошествии трех, девяти и сорока дней со дня смерти.
    Ежегодно в день смерти.
    В дни поминовения. Речь тут идет о понедельнике и вторнике недели, наступающей вслед за Пасхальной.
    В мясопустную неделю, которая наступает за неделю до начала Великого поста.
    Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.
    В Троицкую субботу — день предшествующий празднику Святой Троицы.
    В Дмитровскую субботу, которая приходится на первую субботу ноября.

    Когда идти на кладбище — до или после светлого праздника Пасхи?

    Посетить кладбище можно до Пасхи. Для этого выделены специальные дни, которые называются Родительскими субботами. На протяжении Великого поста их три и любой из них может быть выбран для прихода на могилы близких людей.
    После Пасхи для похода на кладбище выделен специальный день, который называется Радуница. Это первый, после пасхальной недели, вторник. Перед тем, как пройти к местам захоронений родственников, церковь рекомендует посетить церковь и воздать молитву об усопших и поставить свечки за их упокой.

    Когда нельзя ходить на кладбище

    Православием определены дни и временные периоды, когда посещение захоронений не приветствуется:
    Рождество Христово, Благовещение, Пасха.
    В Троицу тоже лучше посетить церковь, а не кладбище.
    Любой день после заката солнца.
    Во время протекания беременности женщинам лучше воздержаться от посещения умерших. А также не желательно это делать при менструальном цикле. Хотя представительницы слабого пола вправе сами решать, следовать этим рекомендациям или нет.
    В некоторых источниках содержится информация о том, что в день рождения покойного посещать его последнее пристанище также не надо. Считается достаточным упоминание его добрым словом в кругу близких для него людей.

    Как следует себя вести, когда ходят на кладбище

    Людям, собравшимся посетить кладбище, не надо надевать одежду ярких цветов. Лучше всего для этого мероприятия подходят классические белый и черный цвета. Но можно подобрать в гардеробе что-нибудь, окрашенное в приглушенные тона.
    Ноги желательно полностью закрыть, для этой цели можно воспользоваться брюками или длинной юбкой. Обувь также лучше всего одевать закрытого типа. На голове желательно иметь головной убор или обыкновенный платок.
    При нахождении на территории кладбища рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:
    Воздержаться от выражения чрезмерных эмоций.
    Поведение должно быть чинным и спокойным.
    Не надо громко смеяться или плакать.
    Браниться нельзя.
    Мусор должен складываться в специально для этой цели отведенные места.
    Не плюйте на освященную землю.
    Для исправления нужды пользоваться только местами, предназначенными для этого.
    При посещении могилы приветствуется зажигание на ней свечи.
    Возле надгробия лучше воздержаться от принятия пищи и напитков. Лучше это сделать по возвращении домой.
    На могилы нельзя наступать и перепрыгивать через них тоже запрещено.
    Не следует распоряжаться на чужом захоронении, если только об этом специально не попросили родственники человека в нем покоящегося.
    Вещь, упавшую на мертвую землю, лучше на ней и оставить. Если же она очень вам нужна, то ее можно поднять, но взамен надо что-нибудь положить. Это может быть цветок, печенье или конфета.
    Закончив все дела на кладбище, надо уходить, не оборачиваясь, и ни в коем случае не возвращаться.
    Перед уходом с кладбища следует тщательнейшим образом помыть руки, очистить от налипшей земли обувь и сполоснуть инструмент, которым производились работы. Если такой возможности нет, то все это надлежит сделать сразу после возвращения домой.

    Время для посещения кладбища каждый человек выбирает сам. Естественно, никто не говорит, что делать это надо как можно чаще, но и придавать память забвению тоже нельзя. Прислушайтесь к своему сердцу, и оно наверняка подскажет вам правильное решение.
    Если могилы близких вам людей находятся настолько далеко от места вашего проживания, что у вас просто нет возможности их навещать, то это не страшно. Главное, чтобы сохранялась память, хотелось помянуть. Для этого вполне достаточно пойти в церковь и поставить свечу за упокой. Но при этом надо помнить, что нельзя поминальные свечи зажигать в дни, Светлой седмицы и Страстной недели.
    Кроме того, у батюшки в церкви может быть заказано моление об усопших (панихида) или усиленное моление (лития). Молитва может возноситься и самостоятельно. При этом читается Псалтырь или чин литии, совершаемой мирянами.
    Независимо от обстоятельств, надо всегда помнить о своих близких, покинувших землю. А посещая их могилы, следует вести себя подобающим образом. Надо всегда помнить о святости земли, в которой покоятся усопшие.

    Почему нельзя ходить на кладбище по средам

    Этому имеются свои объяснения:
    С древних времен люди считали, что в середине недели, происходит восстание душ усопших из могил для того, чтобы им собраться всем вместе. Как уверяли наши бабушки, если кто в этот день придет на кладбище, то незваный гость может быть забран этими душами в загробный мир.
    Священники, отвечают на этот вопрос совсем иначе. По их мнению, нет никаких противопоказаний против посещения кладбища в среду, если именно этот день стал урочным. Отменять его руководствуясь какими-то приметами просто глупо. Церковью вообще не приветствуется верование в приметы, гадания и нечистую силу.

    Как посещать кладбище в первый год после смерти близкого родственника

    В течение этого года на могилу усопшего можно ходить исключительно по субботам. Именно эти дни признаны церковью для поминовения умерших. Надо постараться разъяснить всем близким, что слишком часто ходить на место захоронения почившего родственника нельзя, так как это может негативно сказаться на здоровье.
    Имеются несколько дней в году, когда осуществляется особое поминовение:
    Суббота на девятой пред пасхальной неделей, называемая Мясопустной.
    Суббота второй недели под названием Вселенская Родительская.
    Еще одна Вселенская родительская суббота, но на четвертой неделе держания Великого поста.
    Радуница, которая всегда выпадает на первый после пасхальной недели вторник.
    Троицкая суббота седьмой недели после празднования Пасхи.
    Дмитриевская суббота — третья неделя после Покрова.
    После года семья умершего накрывает поминальную трапезу, раньше она называлась «угодня». Эти поминки являются четвертым и завершающим поминальным семейно-родовым столом. Но при этом необходимо помнить, что как живых нельзя поздравлять с днем рождения заранее, так и поминальный стол должен накрываться либо день в день, либо на несколько дней раньше.
    В этот день родственники идут в храм и заказывают панихиду по усопшему. После этого следует посетить могилу, возложить на нее цветы и поставить поминальную свечку.
    Памятник ставится не раньше, чем через год после смерти человека. При этом лучше руководствоваться народной мудростью, которая гласит: «Не чапай зямлю после Пакрову да Радунщы». В переводе на современный язык это означает, что в том случае, когда год со дня смерти выпал на завершающую часть октября, то есть после Покрова, то временем установки памятника должна быть только весна, после Радуницы.
    По завершении работ по установке памятника, крест еще на протяжении одного года должен лежать возле могилы. Только по истечении этого срока его можно выбросить или закопать под могильной плитой или цветником.
    В течение трех лет принято отмечать как день рождения усопшего, так и дату его смерти. После того, как этот срок истечет принято отмечать только день перехода человека в мир иной. А также умершего вспоминают по всем годовым церковным праздникам, в которые положено поминать предков.
    Не каждый современный человек умеет возносить молитвы Господу, еще меньше людей знают, какие молитвы читаются по умершим. Если выучить одну-две из них, то не исключено, что это поможет вернуть покой душе, пораженной невосполнимой утратой.

    Похожие статьи

  3. ALIAN PRO KLAN Ответить

    Автор статьи
    Наталья Капцова
    Время на чтение: 6 минут
    АА
    Безусловно, посещать кладбище нужно. Ведь там захоронены наши близкие, которые хотят, чтобы их навещали. В некоторых случаях посещение кладбища помогает нам справиться с утратой родного человека и пережить смерть близких. Тем не менее, злоупотреблять визитами на кладбище не стоит. Посещать усопших нужно в определенные дни, которые определила для этого религия.
    Содержание статьи:
    На какие праздники можно ездить на кладбище?
    Ездят ли зимой на кладбище?
    Можно беременным ездить на кладбище?
    Как часто необходимо посещать кладбище?
    В библии указаны определенные дни, когда нужно посещать кладбище. Считается, что именно в эти дни происходит контакт живых и мертвых.

    Когда можно ездить на кладбище? На какие праздники ездить, а на какие – нет?

    Православная церковь обязывает нас посещать усопших на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Также могилы родных и близких нужно навещать на каждую годовщину и на родительскую (поминальную) неделю, которая следует за пасхальной.
    Кроме этого, православная церковь визиту на кладбище посвятила так называемую Радоницу. В этот день происходит поминовение умерших, совершаемое в понедельник (во вторник) недели, следуемой за пасхальной неделей. Основанием поминовения умерших служит воспоминание о сошествии Христа в ад и его победе над смертью. Именно на Радоницу все верующие собираются на могилах родных и близких и поздравляют их с Воскресением Христовым.
    Помимо дней, предусмотренных церковью для визита на кладбище, исторически сложилось так, что и на Пасху многие приходят на кладбище. Традиция зародилась еще в советское время. Храмы в день Пасхи были закрыты, а люди испытывали потребность разделить друг с другом радость праздника. Поэтому они шли на кладбище, которое заменило храм. С точки зрения православной церкви это неправильно. Пасха – это величайший праздник радости и ликования всех верующих. Поминовение усопших в этот день неуместно. Поэтому ездить на кладбище в день Пасхи и совершать панихиды не стоит. Даже если в этот день кто-то умирает, отпевание осуществляется по пасхальному чину.
    Сейчас храмы открыты, традиция советских времен не должна быть оправдана. В день Пасхи нужно быть в церкви и встречать радостный праздник. А на Радоницу нужно посетить кладбище.
    Что касается других праздников (Рождество, Троица, Благовещение и т.д.), то и в эти дни церковь не советует посещать могилы усопших. Лучше сходить в церковь.

    Ездят ли зимой на кладбище?

    Церковь не запрещает зимой посещать могилы родных. Более того, на годовщину мы просто обязаны приехать на кладбище и помолиться на могиле усопшего. На кладбище в зимний период многие не ездят не потому, что запрещает вера, а потому, что могилы заметены снегом, да и погода совсем неблагоприятная для таких поездок. Если есть потребность посетить умерших, то можно смело отправляться в путь.

    Можно беременным ездить на кладбище?

    Служители православной церкви придерживаются мнения, что поминание усопших и посещение кладбища — обязанность каждого живущего на земле. И выполнять эту обязанность должны все без исключения, и беременные тоже.
    Церковь утверждает, что Господь Бог дает благословение только тем, кто не забывает умерших родственников и далеких предков. Нужно знать, что поминать усопших необходимо от чистого сердца, а не по принуждению. Если беременная чувствует себя плохо, то не стоит посещать кладбище. Необходимо отложить поездку.

    Как часто необходимо посещать кладбище?

    Помимо обязательных дней для посещения кладбища есть и те, которые определяем мы сами. У некоторых людей, которые совсем недавно потеряли близкого человека, возникает потребность в регулярном посещении могилы. Так им становится легче, они будто ощущают присутствие умершего, разговаривают с ним и со временем успокаиваются и возвращаются к нормальной жизни.
    Автор статьи
    Наталья Капцова
    Практик интегрального нейропрограммирования, эксперт-психолог
    Об авторе
    Поделитесь с друзьями и оцените статью:
    (11 оценок, среднее: 4,00 из 5)
    Загрузка…

    Присоединяйтесь к нам на канале
    Яндекс.Дзен.

  4. Bluebreaker Ответить

    Одним из самых важных элементов культуры каждого народа является поминание усопших. В сокровищницах народной и философской мысли можно найти немало мудрых изречений на эту тему, но даже без них не нужно объяснять важность этого обычая, идущего из глубины веков и незримо связывающего друг с другом все человеческие поколения. Особую важность поминание приобретает для тех, у кого потеря родных и близких – ещё свежая рана. Посещение кладбищ для них – это один из способов справиться со своим горем.
    С народным обычаем солидарны все религии мира, однако они же предупреждают и о нежелательности частых посещений кладбищ, а православная церковь, например, даже разделяет т.н. «дни радости» и «дни печали», выпадающие на Пасху (один из главных христианских праздников, посвящённых воскресению Христа). С религиями согласны и экстрасенсы, утверждающие, что кладбище – это средоточие мёртвой энергетики, и человек, слишком часто посещающий его, не только воспринимает её в полной мере, но и несёт т.н. «мёртвую землю» к себе домой. Поэтому так важно, по их мнению, ничего не брать с кладбища, а по возвращении с него (после уборки могил или их посещения в определённые дни) обязательно вымыть руки и вытереть ноги, оставив эту землю за порогом.
    Поскольку с обычаем поминания мёртвых связано немало примет, суеверий и самых противоречивых сведений, особенно в сельской местности, неудивительно, что очень часто можно услышать вопрос, адресованный в равной степени и православным священникам, и обычным пожилым людям: когда можно и когда нельзя ходить на кладбище? Что удивительно, ответы бывают самыми разными. Например, на вопрос, можно ли посещать кладбище на Пасху, один священник ответит отрицательно, другой скажет, что это не по канону, но тем не менее не возбраняется, а в деревнях же, напротив, нередко бытует мнение, что можно. Кроме того, бытуют рассказы о том, как и сами батюшки посещали на Пасху кладбища и святили там куличи (такую историю, например, рассказывает настоятель храма в п. Максаковка, Республика Коми, отец Игнатий). Кто же прав и по каким же дням на самом деле нужно посещать место последнего покоя?

    «Машина времени»

    Начнём с Пасхи – точнее, с рассказа не о ней, а о её истории в ХХ веке (это поможет понять природу некоторых обычаев, распространённых на постсоветском пространстве по сегодняшний день). До революции 1917 года она была не просто большим религиозным праздником, но ещё и праздником государственным, к которому согласно закону 1897 года давалось четыре выходных дня (пятница и суббота Страстной недели, предшествующей Пасхе, и понедельник и вторник следующей). Таким образом жители дореволюционной России получали маленькие пасхальные каникулы. Первые семь дней после праздника назывались «пасхальной неделей», а после неё начиналась т.н. Радоница (или Радуница) – древнейший народный праздник поминовения мёртвых, возникший ещё в дохристианскую эпоху и чуть ли не единственный (за исключением, пожалуй, Троицы), полностью воспринятый и поддержанный православием. Точно определённого дня для Радоницы не было: её отмечали и в первое воскресенье после Пасхи, и в следующий за ним понедельник, и во вторник. Единственное, что можно отметить в этой связи, было общее для всех местностей правило: поминали мёртвых (и соответственно посещали кладбище) не позже 9-го дня после Христового Воскресения.
    О повсеместном распространении Радоницы говорит хотя бы то, что в русском языке она имеет 14 диалектных синонимов, в украинском – 5, в белорусском – 7, а в приграничном украино-польско-белорусско-русском Полесье её называют «Деды радостные». На последнее название, кстати, стоит обратить внимание, как и на некоторые синонимы типа «Бабский Великдень» или «Мертвецкий Великдень», прижившиеся в украинском языке. После крещения Руси народное сознание накрепко связало Пасху как празднование воскресение Сына Божьего и обещанное им через Писание воскресение всех мёртвых в Судный день, что способствовало возникновению следующей трактовки: Пасха – это общий праздник для всех живых и мёртвых; в этот день Бог отпускает души на землю, чтобы они вместе с живыми отпраздновали этот день, и разрешает им побыть вместе целую неделю. На Радоницу же души возвращаются обратно, и это также было закреплено в некоторых названиях-синонимах этого праздника: «Проводы» (или «Проводки») – в украинском языке и «Навьи проводы» – в русском. То есть, Пасха стала символом объединения мёртвого и живого мира, подкреплённым евангельским рассказом о сошествии в эти дни Иисуса в ад и освобождении из него всех грешников, и Радоница воспринималась как её естественное продолжение: живые люди провожают души мёртвых родственников обратно на кладбище. Несмотря на то, что это было неканоническое толкование сути праздника, церковь не препятствовала ему и даже в чём-то его поощряла – например, предпочитала называть «мёртвых» «усопшими», в чём народное сознание видело лишнее подтверждение своей правоты. Единственное, от чего она предостерегала верующих – это от излишнего разгула и размаха при праздновании, свойственного славянской душе (особенно после строгого Великого поста).
    Как известно, Советская власть не очень жаловала православную веру и её служителей, и это ещё мягко сказано. Выдернув из контекста фразу Карла Маркса о религии как об «опиуме для народа» (при этом совершенно забыв, что во времена Маркса опиум являлся болеутоляющим средством, а его наркотические свойства были выявлены позже), она восприняла её как лозунг и начала действовать в соответствии с ним. В годы гражданской войны священнослужители были одними из первых, кто подвергался различным репрессиям, и даже поиски патриархом Тихоном (В. И. Беллавиным (1865-1925)) компромисса между Советской властью и церковью не имели особого успеха. Никакие его уверения в лояльности церкви к власти, никакая помощь во время изъятия ценностей в помощь пострадавшим от голода 1920-1921 г.г. (Тихон разрешил «жертвовать на нужды голодающим» церковную утварь и украшения, «не имеющие богослужебного употребления») не могли отменить факта анафемы 1918 года и публичного осуждения им действий Советской власти в период революции и гражданской войны. Реакция была соответствующей: храмы и церкви закрывались и осквернялись, а все прежние праздники объявлялись «пережитком старого режима» и запрещались. Естественным образом в этот список попала и Пасха: открытое её празднование на государственном уровне было запрещено (как, собственно, и Радоницы). Исключение делалось лишь для стариков, но против них (как и против верующих различных возрастных категорий, воспитанных в соответствующей среде и не поддававшихся атеистической пропаганде) Советская власть использовала моральное давление, блокируя добровольцами подступы к уцелевшим церквям в субботу и воскресенье. Логика была не только в недопущении прихожан: для оцепления привлекались активные беспартийные, сочувствующие Советской власти, комсомольцы и коммунисты, и среди них обязательно должны были найтись (и находились) знакомые и друзья тех, кто шёл на богослужение, которые сообщали их имена в партийные и комсомольские ячейки. Нетрудно понять, что последствия для верующих могли быть самыми неприятными и плачевными.
    Такое положение дел приводило к тому, что люди под предлогом «посетить могилки» начинали в пасхальный день идти на кладбища, где отмечали Пасху вместе со своими умершими родными и близкими. Это не противоречило народному пониманию Пасхи, о котором мы уже упоминали, и способствовало её окончательному объединению с Радоницей, пусть и в несколько искажённом под воздействием внешних обстоятельств варианте. Так и родился обычай, до сих пор вводящий в заблуждение очень многих жителей постсоветских стран.
    Так продолжалось до 1941 года. Во время войны, когда СССР искал не только материальной, но и моральной поддержки где только мог и в чём только мог (известно, что в ночь на 19 ноября 1942 года перед наступлением советских войск под Сталинградом специальный самолёт втайне даже облетел их позиции, имея на борту мощи знаменитого полководца Тамерлана), отношения власти и церкви заметно потеплели. Сталин не раз имел в своём кабинете долгие беседы с местоблюстителем патриаршего престола, а затем патриархом Московским и всея Руси Сергием (И.И. Страгородским, (1867 – 1944)), а 4 апреля 1942 года как раз перед очередной Пасхой был издан указ, официально разрешавший её празднование и позволявший всем желающим, несмотря на комендантский час и режим светомаскировки, находиться на улицах всю ночь.
    Последствия этого распоряжения сохранились в архивах российского ФСБ. Так, согласно донесениям сотрудников НКВД, в ту ночь в одной только Москве праздничные службы посетили около 85 тыс. человек, причём в некоторых храмах их число достигало до 4-6 тысяч. Вряд ли это число было преувеличенным: в ведомстве прекрасно знали, какие последствия для исполнителей могут повлечь за собой недостоверные сведения такого рода. Конечно, многие скептики сразу истолковали этот шаг как, говоря современным языком, очень грамотную пиар-акцию, призванную не только обеспечить поддержку власти советских верующих, но и получить дополнительные очки в глазах союзников по антигитлеровской коалиции, но верующим-то было совершенно всё равно. В тех же донесениях сохранились тщательно записанные в тот день слова благодарности Сталину, которые произносили посетители московских храмов, и они были совершенно искренними.
    После войны Пасху уже не запрещали официально, хотя противодействие её празднованию в довоенном духе всё равно оказывалось, особенно в глубинке. Свидетелем одного такого празднования стал в 1961 году учитель математики в сельской школе, будущий всемирно прославленный писатель А. И. Солженицын, отразивший свои впечатления в одном из рассказов цикла «Крохотки». Во многих, даже не воцерковленных  семьях родилась традиция домашнего празднования Пасхи (и в архивах РИА «Новости» сохранилось немало любительских фотографий на эту тему), после чего люди отправлялись на кладбище в тот же день поминать своих родных и праздновать с ними. Так довоенный обычай ещё более укрепился в сознании советского человека.
    Вплоть до распада СССР отношение к Пасхе представляло собой удивительную двойственность, присущую самой сути Советской власти. Начиная с 70-х годов ХХ века, ближе к празднику в магазинах начинал продаваться т.н. кекс «Весенний», очень-очень напоминавший по своей форме пасхальный кулич, а государственные типографии – сначала московские, затем и областные – выпускали пасхальные открытки. Надписей на них типа «Поздравляем с Пасхой», конечно же, не было, но пасхальные элементы неизменно присутствовали. Праздничные богослужения по-прежнему привлекали толпы людей, и в Москве часто доходило до того, что в субботу отменялись маршруты автобусов и троллейбусов, проходивших мимо наиболее посещаемых храмов: их посетителей было так много, что они не умещались ни в помещениях, ни внутри ограды и запруживали тротуар и проезжую часть. С другой стороны, Пасху по-прежнему не признавали официально, следующие за ней дни были рабочими, а меры воздействия стали более изощрёнными и весьма действенными. Например, в ночь с пасхальной субботы на воскресенье по телевидению (или в сельском клубе) намечался показ какого-нибудь популярного заграничного кинофильма (чаще всего французского боевика или комедии), а в глубинке устраивались крупные дискотеки. Естественно, зачастую выбор делался не в пользу богослужения. Подобное отношение было и к поминовению мёртвых: поскольку традиционные для этого дни были рабочими, возник обычай «Родительского дня», для которого стихийно выбрали выходной 7-й день после Пасхи – воскресенье. Сохранялось и посещение кладбища на Пасху, тем более что многие погосты в глубинке находились непосредственно при церквях, и таким образом люди убивали сразу двух зайцев. Те же, кто был вынужден уехать из родных мест, старались ездить на могилы родственников во время отпуска, что привело к тому, что кладбища посещались не в какой-то определённый день, а в любой удобный.
    Сложившиеся под влиянием реалий обычаи привели к тому, что когда с распадом СССР в 1991 году церковь стала открыто указывать на недопустимость бесконтрольного посещения кладбищ, это привело к многочисленным вопросам и путанице. Её отголоском до сих пор служит упомянутое нами разное понимание одного и того же праздника жителями постсоветской провинции и разномыслие православных священников по этому поводу. Впрочем… разномыслие ли?

  5. Каменное сердце Ответить

    Во все времена кладбища являлись священными местами, а любое нарушение спокойствия, не говоря уже про разрушение могил, считалось кощунством, осквернением памяти похороненных и неуважением к своим предкам. Такие правила поведения сохранились и сегодня.
    По христианским обычаям, место захоронение человека отмечается небольшим холмиком, на котором установлен крест. Этот религиозный символ может быть начертан на надгробной плите, а может быть установлен над памятником.
    Церковь не называет покойных «умершими», а предпочитает употреблять слово «усопшие», подразумевая то, что наступит время, когда Всевышний оживит верующих, а могила и станет местом воскрешения. Именно по этой причине ее необходимо держать в чистоте и порядке.
    Навещая место захоронение близкого, вы должны зажечь свечу и совершить литию – то есть осмысленно помолчать некоторое время. В это время ваши добрые мысли и воспоминания об ушедшем будут гораздо лучше любых слов. Если вы хотите совершить чин литии, то вы можете пригласить священника.
    Сами вы можете прочесть акафист об упокоении усопших или обычную молитву. Многие священники говорят о том, что молитва лучше слез и рыданий по умершему. После этого приведите могилу в порядок: почистите памятник, подрежьте цветочные кусты. Ни в коем случае не накрывайте стол и не пейте на могиле близкого – этим вы оскорбите его память. Обычай оставлять еду на кладбище является языческим – гораздо лучше, если вы отдадите ее нуждающимся.
    Перед тем, как отправиться на кладбище, необходимо посетить храм для того, чтобы подать записку с именем умершего близкого – тогда не только вы, а вся церковь будет просить высшие силы за дорогого вам человека. Хорошо, если вы сможете не только присутствовать на службе, но и причаститься.

    В какие дни нужно ходить на кладбище?

    В году есть определенные дни, когда Церковь поминает всех покойных. К таким дням относятся вселенские родительские субботы. Назвать точную дату этих дней нельзя, так как они исчисляются, исходя из пасхального цикла. Вот самые значимые из них:
    За восемь дней до наступления Великого Поста православные верующие отмечают субботу мясопустную.
    Вторая, третья и четвертая суббота во время Великого поста носит название родительской.
    Троицкая родительская суббота – девятый день после Вознесения, перед днем Святой Троицы.
    Перед каждым этим днем в церковных храмах проходят заупокойные всенощные бдения, которые вы можете посетить. Однако это не все дни, установленные Русской Православной Церковью. Ходить на кладбище и поминать своих предков принято в следующие дни:
    Радуница – отмечается во вторник после Пасхи.
    Дмитриевская родительская суббота. Первоначально этот день был установлен в память о Куликовской битве, но сейчас в эту субботу поминают всех погибших воинов. Дмитриевской считается суббота перед восьмым ноября.
    9 мая – поминовение усопших воинов.
    В эти дни, помимо молитвы, полезно жертвовать церкви и нуждающимся. Помните о том, что ходить на кладбище и поминать умерших близких можно не только в вышеперечисленные дни, но и в Дни их рождения, смерти и именин. Также вы можете посещать кладбище тогда, когда сами захотите пообщаться с близким человеком, принести ему цветы или помолиться на месте захоронения.

  6. Auririn Ответить


    Когда можно ходить на кладбище:
    *в день похорон;
    *на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;
    *каждый год в день ухода человека из жизни;
    *в поминальные дни – понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;
    *Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;
    *2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;
    *Троицкая суббота – день перед праздником Святой Троицы;
    *Дмитровская суббота – первая суббота ноября.
    Когда нельзя ходить на кладбище:
    *православие не приветствует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;
    *Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;
    *считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;
    *женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола. Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу.
    Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного.
    По приходу на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего.
    Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.

  7. Игритт Ответить

    Теперь следует разобраться, можно ли ходить на кладбище в среду, и вообще важен ли день недели для посещения умерших родственников и друзей. На самом деле и Библия, и церковь могут только советовать посещать кладбище в некоторые дни, а вот прямых запретов не существует, тем более это касается того, почему нельзя ходить на кладбище в среду. Священнослужители говорят о том, что никто не может запретить посетить могилу близкого человека, тем более, если возникло сильное желание. Многим людям приход на кладбище и разговор с усопшим помогает смириться с утратой, разобраться в своих мыслях и успокоиться. Подведя итог можно сказать о том, ходить или не ходить на кладбище в среду должен решать сам человек, не обращая внимания на существующие предрассудки.
    Теперь поговорим о том, как правильно посещать могилы родственников и друзей, которые ушли из жизни. Церковь, говоря о покойных, предпочитает употреблять слово «усопшие», что подразумевает наступление времени, когда Бог оживит верующих и могила будет местом, где человек воскреснет. Именно отсюда пошла традиция и правило ухаживать за местом погребения и украшать его живыми и искусственными цветами. Посещая могилу близкого человека, рекомендуется зажечь свечу и совершит литию, то есть помолчать возле надгробия некоторое время, причем делать это следует осмысленно. Считается, что в такой момент добрые мысли будут важнее любых слов. Еще можно прочитать молитву или акафист об упокоении, что будет гораздо лучше, чем рыдания. К тому же экстрасенсы вообще говорят о том, что плакать за умершими людьми нельзя, поскольку души на том свете тонут в них. Стоит также упомянуть о распространенной традиции среди людей – накрывать стол и пить возле могилы, но подобные действия будут лишь оскорблением памяти усопшего. Одна из распространенных традиций – оставлять еду на могиле, но она является языческой и лучшим решением будет отдать пищу нуждающимся. Церковь рекомендует обязательно посетить храм, чтобы подать записку с именем усопшего. Таким образом, не только вы, но и церковь помолится за душу близкого усопшего.

  8. *°•M@LENьI{ИЙ 4Е{LOVE}4игГг•°* Ответить

    После похорон близкого человека для его родственников посещение кладбища становится обязательным ритуалом. Особенно в первое время пока боль от утраты переживается особенно остро. Итак, когда ходят на кладбище? Посещение кладбища после похорон для самых близких умершего иногда совершается ежедневно. Это позволяет в одиночестве переживать тяжелые моменты, связанные с утратой. Поплакать у могилки, мысленно пообщаться, попросить прощение. Массовыми поминальными днями, когда посещают кладбище после похорон друзья и родные это девятый и сороковой день. Исключением считается посещение кладбища на пасху.


    Эти дни можно отнести к традиционными, и они исходят из православных обычаев и канонов. В целом церковь определяет несколько дней поминовения усопших, в которые совершаются массовые моления и когда можно ходить на кладбище. Здесь у могил умерших родственники и друзья совершают повторно короткую молитву, ухаживают за захоронением.
    Говоря о том, в какие дни посещают кладбище православные христиане, можно выделить восемь поминальных суббот:
    перед праздником Димитрия Солунского
    2017 г. – 04.11
    2018 г. – 03.11
    2019 г. – 02.11
    Вселенская родительская суббота
    2017 г. – 18.02
    2018 г. – 10.02
    2019 г. – 02.03
    субботы на 2, 3 и 4 неделе Великого поста
    2017 г. – 11.03, 18.03, 25.03
    2018 г. – 03.03, 10.03, 17.03
    2019 г. – 23.03, 30.03, 06.04
    на Пасху ходят на кладбище в день, именуемый Радоницей
    2017 г. – 25.04
    2018 г. – 17.04
    2019 г. – 07.05
    суббота перед праздником Святой Троицы
    2017 г. – 03.06
    2018 г. – 26.05
    2019 г. – 15.06
    9 мая каждый год поминают павших воинов
    Кроме перечисленных выше дней, не возбраняется посещать могилы и в любые другие дни. Многих интересует Пасха – ходят ли на кладбище? В сам день Воскресения нет, но спустя девять дней — Радоница, когда нужно ходить на кладбище.
    Кроме церковных дней каждая семья устанавливает свои собственные дни поминовения, когда надо ходить на кладбище. Это различного рода индивидуальные памятные даты как, например, день рождения умершего или годовщина его смерти.

  9. Rockworker Ответить

    Говоря о том, когда можно ходить на кладбище, стоит отметить, что посещать умерших можно хоть каждый день. Но так как для многих — это просто невозможно, стоит остановится на днях массовых поминок. Так как наиболее распространенной религией в России является православие, то и в народе наиболее известны выделенные церковью дни поминовение усопших.
    Дмитриевская родительская суббота
    2017 г. – 4 ноября
    2018 г. – 3 ноября
    Вселенская родительская суббота
    2017 г. – 18 февраля
    2018 г. – 10 февраля
    Субботы – 2,3 и 4 неделя Великого поста
    2017 г. – 11, 18, 25 марта
    2018 г. – 3, 10, 17 марта
    Радоница
    2017 г. – 25 апреля
    2018 г. – 17 апреля
    Поминовение павших воинов
    9 мая
    Троицкая родительская суббота
    2017 г. – 4 июня
    2018 г. – 26 мая
    В эти дни в храмах страны совершаются специальные Богослужения, после которых совершается посещение кладбища. Самым сложным вопросом для многих является — на пасху ходят на кладбище? В сам праздник – нет, для этого выделен отдельный, девятый день после Воскресения Христова (Пасхи) – Радоница.

  10. killrock Ответить

    Обычно в церкви рекомендуют посещать погост в дни поминовений усопших, в день кончины того, кого собираются посещать на кладбище, в Радоницу, а также допускается посещение кладбища каждую субботу – она считается заупокойным днем. Ко дням поминовения усопших относят 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти.
    В Радоницу поминовение усопших совершается в понедельник или вторник недели, следуемой за пасхальной. Его чаще в просторечии называют родительским днем. Но несмотря на подобную градацию, многие переносят Радоницу на выходные перед ней. Это объясняется тем, что большая часть населения работает и в рабочий день не может найти достаточно времени для посещения погоста. Ведь мало просто приехать на могилку, на ней обязательно нужно убраться: выкинуть старые и выцветшие цветы, помыть те, что еще выглядят достойно, вырвать сорняки, положить на тарелочку специальное угощение.
    Так как Радоница отмечается после Пасхи, в качестве угощения, как правило, используют крашеные яйца, куличи, конфеты и т.д. Однако это не ограничивает вас, и вы вполне можете привезти и что-нибудь другое.
    Посещение кладбища на Радоницу относится к числу обязательно и ознаменовывает собой тот факт, что Христос сошел в ад и победил смерть. Такой день считается своеобразным праздником для усопших. Ведь родственники, собираясь на могилке, поздравляют их с воскресением Господним.
    Что же касается церковных праздников – Рождества, Троицы, Благовещения и т.д. – крайне не рекомендуется ходить в эти дни на кладбища. Ведь покойные люди уже не относятся к этому миру, а находятся в Царстве небесном. Распространенной ошибкой считается и поход на кладбище в Пасху, так как это праздник живых.
    Во все остальные дни, если появляется желание, рекомендуют посещать церковь и ставить свечки за упокой.

    Правила посещения

    Что касается цветов, которые берут с собой на кладбище, расхожий миф, что их должно быть четное количество. Для покойника совершенно неважно, сколько их будет – 4 или 5. Чаще всего берут с собой искусственные цветы, хотя рекомендуется от них воздерживаться. Лучше засадить землю различными растениями. А зимой что живые растения, что искусственные цветы из-под снега не видно.
    Если вы хотите зажигать свечи на могилке, что сегодня совершенно не возбраняется, делать это нужно по определенным правилам. Необходимо приобрести специальные свечи в церкви и зажигать их непосредственно перед крестом (или, что чаще бывает, памятником).
    Посещать кладбище нужно только трезвым. Быть под шофе и не прилично, и некрасиво. Кроме того, кладбище – не место для увеселений: въезжая на погост на машине, выключайте музыку.
    И помните, что выносить с кладбища ничего нельзя. Вы вынесете отрицательную энергетику, которой на кладбище в избытке. Причем это касается любых предметов – будь то красивый цветок, ветка с дерева или мусор (для него есть на кладбищах специальные мусорки).

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *