В каких древнерусских городах построены софийские соборы?

14 ответов на вопрос “В каких древнерусских городах построены софийские соборы?”

  1. Bandi Ответить

    Следовать мудрому слову Соломона и, подражая ему, вместе с тем желать превзойти его – подобного рода чувство одолевало византийских императоров, «заказывавших» архитекторам храмы в честь Премудрости Божией, подобным чувством, судя по всему, был одержим и Ярослав Мудрый, приказавший строить в Киеве, а затем в Новгороде Софию. «Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки… Множество мудрых — спасение миру, и царь разумный — благосостояние народа», – говорится в «Книге Премудрости Соломона». Впрочем, описание трёх храмов Премудрости Божией следует предварить заметкой о том, как понимали Её в непросто складывавшейся православной традиции (споры вокруг этого понятия ведутся до сих пор). Соломон называет Её «художницей всего», «дыханием силы Божией и чистым излиянием славы Вседержителя», «образом благости Его». В контексте учения о Троице и библейских текстов, в которых упоминается София, Её существование кажется логически необоснованным, чрезмерным, излишним: в одних местах она сближается со Святым Духом и талмудическим Руах ха-Кодеш, в других – с Богом-Сыном и античным Логосом. Её значение неясно, равно как и причины Её существования, и отношение Её к Троице. Эта неясность привела к идеологическому противостоянию: приверженцы арианства сопоставляли Софию со Святым Духом, православные – с Иисусом Христом и Богоматерью. Примечательно, что первый из храмов Софии – Константинопольский – был посвящён именно Святому Духу: император Констанций Второй, в чьё правление произошло посвящение и освящение собора, был арианином, а Юстиниан, построивший современный величественный храм, сочувствовал монофизитам. Однако ко времени принятия христианства на Руси закрепилась другая точка зрения, связывавшая Софию с Христом и Девой Марией. Классической формулировкой стала «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь», где под домом понималась Богоматерь, а под Премудростью – воплощённый Бог-Сын.
    София Киевская

    Макет-реконструкция первоначального облика собора
    Фото – Александр Носкин

  2. Bandilhala Ответить

    полях псковского Апостола I307 г., об Ольге как храмоздательнице – в
    Иоакимовской летописи).
    До недавнего времени дата основания храма считалась
    сомнительной, так как во всех наших летописях крещение Ольги записано под 957
    годом. Но еще В. Татищев
    писал, что княгиня крестилась в 945 году (ИР,1,с.106), а Г. Литаврин недавно доказал, что княгиня
    Ольга была в Константинополе на приеме у императора в 946 году, причем уже со
    своим духовником о. Григорием (“История СССР”,1981, N 5).
    Храм 952 года был деревянным и простоял 65 лет
    до 1017 года, когда сгорел при нападении на Киев поляков Болеслава Храброго
    (Титмар Мерзебургский). Размещался он в одноименном монастыре “на поле вне
    града” Киева, позади большого языческого кладбища, у пересечения двух
    больших дорог, на вершине огромного Киевского холма. Легенды сообщили, что храм
    имел 70 верхов, подобно иерусалимскому храму Святая Святых (Беседа
    Иерусалимская и др.).
    Но могли ли вообще помещаться на деревянной
    Софии 70 верхов? В этой
    связи настоящей находкой оказалась записанная под Киевом в начале XIX века народная
    колядка о построении деревянной (!)Киевской Софии (текст представлен в
    извлечении).
    … Присвята Дива
    Зизвала… сорок ремисникив:
    “Ой прийдит же вы, ремисничейки,
    А зизнит же вы кедрове древо,
    Збудуйте з него Святу Софию,
    Святу Софию в Святем Кийови.
    Бы на ний було сямдесять верхив,
    Симдесять верхив, симдесять крыжив,
    Семеро дверий, а едины пидлоги…
    День будувалы, в ночи втикалы,
    В ночи втикалы, в день прибывалы.
    А заслав Господь Ангела з неба:
    “Не влякайтесь, ремисничейки!..
    Крыжи робите, верхы зводите!..
    Един вершейко – и браз сличнейко.
    А в тым вершику – Золотый Престил,
    За тым Престилом – Сам мылый Господь,
    Служил службойку суборовую,
    Суборовую, заздоровую”.
    (Киевская Старина, 1889, январь).
    Народный словарь колядки заслуживает особого
    внимания, так как он – не случайность сюжета-вымысла, а ценный
    “набор” христианских терминов и понятий, отразивший их многовековую
    “каноничность”. Что в колядке ценно и интересно для нашей темы?
    – До XIХ века народ не забывал о том, что
    каменной, существующей доныне Софии середины XI века (!) предшествовала София более
    древняя, деревянная.
    – Народ считал, что на деревянном храме имелось 70 верхов. Если круглое число
    “70” может вызывать сомнение, то “множество” верхов
    (впечатление) вполне допустимо и вот почему.
    – Народ называл “верхами” не
    обязательно “главы” (понятие позднее), а просто кресты с разными
    подножиями. Крупные и мелкие они очевидно во множестве находились со всех
    сторон храма как его обереги.
    – “Верхи” вообще могли существовать
    только с крестами, иначе их разрушает нечистая сила (без крестов они “в ночи втикалы”,
    то есть исчезали). Отсюда – важный вывод, например, в отношении каменной Софии:
    она сразу же получила кресты по всем 13 верхам-главам.
    – “Верх с крестом” на храме
    символически трактуется как “Престол”. Это важное народное
    представление, не противоречащее церковным канонам, позволяет символически
    трактовать, например, 25 верхов Десятинной церкви в качестве символов 25
    Небесных Престолов, поскольку сам храм был символом Небесного Града, в котором
    эти 25 Престолов появятся для Судей человечества в Конце Света при Страшном Суде.
    Нам неведомо, какие конкретно архитектурные
    формы деревянная София “передала” каменной. Помимо посвящения
    Премудрости Божией, это было очевидно многовершие и пирамидальность композиции
    (вытекающие из “иерархичности” храмовой символики, от следования
    избранным образцам), ритмика и масштаб бревенчатых клетей, перешедшие на
    “клети” каменные… Семь дверей на едином полу указывают на
    существование у деревянного храма притвора и, возможно, галереи (три двери впереди с запада, по двое
    дверей – с юга и востока).
    Но настоящее удивление и восхищение вызывает
    реальный факт былой
    устремленности княгини Ольги как храмоздательницы загородного храма на
    следование высочайшим храмовым образцам христианского Востока: на виденную ей
    Константинопольскую Софию (посвящение), на Иерусалимский храм Святая Святых (на
    его легендарное многовершие). В условиях языческого Киева это душевное и
    духовное движение выглядит чудом! Причем именно оно оказалось затем оценено и
    подхвачено Святым Владимиром и Мудрым Ярославом. Киевская София в итоге
    оказалась в центре Верхнего Киева точно также, как указанные святыни-образцы в
    центрах главных христианских столиц того времени.
    26 ноября 1047 года при торжественном освящении
    церкви св. Георгия Иларион, митрополит, говорил о соборе св. Софии, обращаясь к
    великому князю Ярославу, что князь “окончил недоконченное”
    Владимиром, причем Владимира он уподобил Давиду, а Ярослава – Соломону.
    Следовательно, каменный храм св. Софии задумал создать еще Владимир, а на долю
    Ярослава пришлось только исполнение его планов. Ярослав довершил дело, начатое
    Владимиром, довел его до конца.
    “Эта драгоценная историческая правда,
    запечатленная речью Илариона, – заметил Д. Айналов, – ведет к соответствующим
    выводам. Подготовительные работы по постройке церкви св. Софии (каменной, авт.)
    следует приписать Владимиру. Он мог их предпринять только с теми мастерами,
    которых вызвал для создания Десятинной церкви… И если летопись молчит о новом
    призыве греческих мастеров при Ярославе, то значит он выполнил свою задачу при
    помощи старых мастеров своего отца” (Сб. “В память св. равноапост.
    кн. Владимира”, 1917,с.35).
    Можно сделать еще один вывод. Если Владимир (+
    1015) основал каменный собор, то собор этот был заложен не на месте деревянного
    (сгорел позднее, в 1017 году), а рядом, скорее всего, с запада от него. Этот
    адрес можно подкрепить, очевидно тем, что на месте главного алтаря и престола
    сгоревшей деревянной Софии был установлен в 1018 году огромный памятный
    деревянный крест. Крест этот вскоре стал геометрическим центром всего Верхнего
    Киева. Расстояние от него до древнейших Киевских ворот в 300 греческих царских
    саженей (сажень – 197,6 см.) было отмерено крестообразно по земле еще до трех
    других ворот Золотых, Лядских и Жидовских при закладке в 1037 году “города
    Ярослава”. Деревянный крест стал “Середой земли”, Лобным местом
    не только Верхнего Киева, но всей Киевской Руси, Русской земли (показан позднее
    в XVII
    веке на первом изображении Киева 1638 г., а с распятием – на рисунке св. Софии
    1651 г. Вестерфельдом).
    В конце XIX века А. Прахов писал: “Очищая фрески
    в древней крестильне (между ложной башней и папертью), пришлось обнажить угол,
    образуемый северной стеною башни и западной стеною церкви; при этом оказалось,
    что стена башни отошла от стены церкви на три с лишним вершка, что стена башни
    была приложена к стене церкви уже совсем готовой, украшенной шиферным карнизом
    и фресками, виднеющимися в щели” (Древности, XI в.III, с.7). Оказывается, внешняя (вторая)
    галерея с контрфорсами и лестничными башнями строилась много позднее вокруг
    храма с внутренней двухэтажной первой
    галереей, уже расписанной снаружи фресками.
    В итоге получается, что каменная София
    возводилась в три этапа, причем между каждым этапом протекал значительный
    отрезок времени.
    На первом этапе (начало XI в.) собор был заложен
    князем Владимиром: ему принадлежали общий замысел, многолетняя подготовка
    необходимого большого количества стройматериалов (обжиг плинфы, извести, завоз
    булыжного камня и проч.) и очевидно закладка фундаментов с запада от деревянной
    Софии. Но в 1015 году Владимир был убит пасынком Святополком Окаянным и стройка
    остановилась. В 10I7 году
    победивший Святополка Ярослав “иде к Берестию (против Болеслава Храброго,
    поддержавшего Святополка) и заложена бысть святыя Софея в Киеве”. Ярослав
    битву проиграл, а поляки сожгли затем весь Киев вместе с деревянной Софией.
    Постройка каменного храма, естественно, опять остановилась.
    На втором этапе (1025 – 1037 гг.) победивший в
    княжеских усобицах Ярослав строит, наконец, каменный собор (с первой внутренней
    галереей). В I037
    году “заложи Ярослав город Кыев и церковь святыя Софея сверши ” (Новг.
    лет. I, M-Л,
    I 950, с. 160). 11 мая1039 года в храмовый праздник собор освящал грек
    Феопемпт. С 1037 по 1044 гг. великий князь, помимо строительства своего
    “города Ярослава”, возводил Золотые ворота, храмы св. Георгия, Ирины,
    Лазаря перед св. Софией (церковь св. Георгия освящалась в
    I047 году). В
    начале 40х годов София Киева была расписана фресками внутри и
    снаружи. А в 1044 году греки-каменьщики были отправлены Ярославом в Новгород
    строить вторую каменную Софию, потом третью Полоцкую.
    На третьем этапе (II пол. 50х годов) после
    окончания строительства софийских храмов в Новгороде и Полоцке, оставшиеся
    мастера-каменьщики вернулись в Киев и, укрепляя Киевскую Софию, обстроили ее
    наружной одноэтажной галереей с контрфорсами, возведя также две лестничные
    башни. 4 ноября, как значится в Мстиславовом Евангелии и древних Прологах (год неизвестен), собор был окончательно
    освящен греком Ефремом (митрополит с 1053 года). Хотя еще в феврале 1055 г.
    (1054 по март. календ.) “преставися Ярослав, иже Правду устави, и положиша
    его у Святыя Софии в Киеве” (Пск., лет.,3, с,76).
    Иларион говорил, что Ярослав “Дом Божий великий
    святый Его Премудрости създа на святость и освящение граду.., юже съ всякою
    красотою украси златом, и сребром, и камением драгым, и съсуды честными, яже
    церкви дивна и славна всем округным странам, якоже ина
    нe отыщется въ
    всем полунощи земнем от востока до запада”( Похвальное слово Владимиру ).
    В конце XI века летописец Нестор записал: “Ныне святые церкви стоят
    златоверхия, каменнозданныя…” Золотыми на св. Софии были не только
    купола и кресты: лестничные башни с шатрами превратились в “две вежи позлащенные”
    (Супрасльск.лет.).
    Сейчас София имеет 19 глав: 6 больших
    дополнительных возводились в конце ХУП века на средства царей Иоанна и Петра
    Алексеевичей при участии гетмана Мазепы и митрополита Варлаама (Ясинского).
    “Обновление” было произведено к 1706 году зодчим Осипом Старцевым
    “со товарищи” в стиле “украинского барокко”.

  3. Atlas Air Ответить

    Мартирьевская паперть


    В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.
    Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.
    Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

    Голосники


    В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

    Иконостас


    Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.

    Купола


    Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

    Голубь на кресте


    На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

    Фреска


    Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

    Магдебургские врата


    В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

    Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи


    Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

    Интересные факты:

  4. Swordhammer Ответить

    “Товарищ генерал, вот добровольцы -Двадцать два гвардейца и их командирПостроены по вашему…” – “Отставить, вольно!Значит, вы, ребята, пойдете впереди.Все сдали документы и сдали медали.К бою готовы, можно сказать…Видали укрепленья?” – “В бинокль видали”. -“Без моста, ребята, нам город не взять”.Этот город называется Полоцк,Он войною на две части расколот,Он расколот на две части рекою,Полной тихого лесного покоя.Словно старец, он велик и спокоен,Со своих на мир глядит колоколен,К лесу узкие поля убегают -Белорусская земля дорогая.”Задача такова: в город ворваться,Мост захватить и от взрыва спасти.Моста не отдавать, держаться, держатьсяДо подхода наших танковых сил.А мы-то поспешим, мы выйдем на взгорье,Прикроем артиллерией смелый десант.Как ваша фамилия?” – “Лейтенант Григорьев!” -“Успеха вам, товарищ старший лейтенант!”Беги вперед, беги, стальная пехота -Двадцать два гвардейца и их командир.Драконовским огнем ревут пулеметы,Охрана в укрепленьях предмостных сидит.Да нет, она бежит! В рассветном туманеГрохочут по настилу ее сапоги,И мост теперь уж наш! Гвардейцы, вниманье:С двух сторон враги, с двух сторон враги!Четырнадцать атак лавой тугоюБились об этот малый десант.Спасибо вам за все, товарищ Григорьев -Командир десанта, старший лейтенант.Вот берег и река, грохотом полны,И мост под танками тихо дрожит…Товарищ генерал, приказ ваш исполнен,Да некому об этом вам доложить.Этот город называется Полоцк,Он войною на две части расколот,Он расколот на две части рекою,Полной тихого лесного покоя.Словно старец, он велик и спокоен,Со своих на мир глядит колоколен,К лесу узкие поля убегают -Белорусская земля дорогая.

  5. Bugrinn Ответить

    После захвата Полоцка в 1579 году войсками Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара 1607 года собор был в запустении, в 1618 году архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.
    В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.
    июля 1705 года, во время Северной войны 1700-1721 годов, собор был закрыт российской армией.
    Согласно польскому историку XVIII века Духинскому, пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Святой Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда васильяне отказались их дать, лично убил настоятеля и четырех монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. В храме по приказу царя разместили пороховой склад.
    В 1710 году пороховой склад взорвался, после чего храм пролежал в руинах до 1738 года.
    Восстановление собора осуществил архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на месте Софийского собора была возведена двухбашенная базилика в стиле барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм был осквернён французскими войсками, которые использовали его как конюшню.
    В 1839 году собор был возвращён православным. В 1911-1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.
    После перестройки собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м. поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой.
    Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. В одном из приделов собора по церковным праздникам совершаются православные богослужения.
    Заключение
    Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. Однако существовали общие тенденции в развитии ее культуры.
    Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации Древней Руси. В первые века Киевскую Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к центральной Европе, таким образом, на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейской и византийской культур. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов. В данной работе я попытался отразить некоторые аспекты, связанные с историей создания и открытия Софийских соборов, а также показать, насколько уникальны эти сооружения. Также провел анализ некоторых точек зрения, связанных с историей данных соборов. Данная работа позволила мне более подробно вникнуть во все тонкости, связанные с великими архитектурными сооружениями Древней Руси, а именно – храмами.
    Выполняя данную курсовую работу, я пришел к выводу, что Софийские соборы Киева, Новгорода и Полоцка – это величайшие сооружения Х -ХI вв. Также я считаю необходимым еще раз подчеркнуть грандиозность достижений Древнерусского искусства. Оно до сих пор привлекает совершенством своих пропорций и форм, которые возникли не как результат стремления к «чистой» бездумной красоте, а отражали в первую очередь, функциональность возводимых сооружений, характеризуя всю проблематику общественного строя.
    Список использованной литературы
    1. Брунов Н.А., Травин. Н.Е. Собор Софии в Новгороде. Сообщения института Истории и Теории архитектуры. Вып. 7, 1947. – 41 с.
    . Брюсова В.Г. Софийский собор Великого Новгорода. – М.:Просвещение, 1941. – 231 с.
    .Лихачев Д.С. Древнерусское зодчество конца Х – начала ХII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. – М.: Наука, 1987. – 320 с.
    . Михеев С. М. Заметки о надписях-графитти новгородского Софийского собора. Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. – 116 с.
    . Никитина Ю.И. Софийский собор. – 4-е изд., перераб. и доп. – Л.: Лениздат, 2009. – 80 с.
    . Никитенко Н.Н. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Историческая проблематика. – М.: ИЗОГИЗ, 2009. – 294 с.

  6. RAXUKA Ответить

    Софийский собор в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый на месте 13-главого храма 989 года. Освятил его первый русский епископ Лука Жидята в 1050 году.
    Собор построили по распространенному в Древней Руси типу — крестово-купольному. Очертания его основания напоминали крест, а внутреннее пространство состояло из основного объема под куполом и четырех галерей с разных сторон.
    Изнутри отделывали храм уже в следующем столетии. Его декорировали на манер византийских соборов, только вместо мрамора и мозаики на стены нанесли штукатурку и фрески. В конце XII века в соборе установили бронзовые врата, которые создали в Магдебурге немецкие мастера. Створки украсили барельефами по сюжетам из Ветхого и Нового Заветов.
    В соборе сохранились фрагменты фресок XII века: изображения пророков и ангелов на сводах главного купола и настенные лики святых Константина и Елены. В храме можно также увидеть царское моленное место, которое установили по приказу Ивана Грозного, и паникадило — основной канделябр. Его подарил собору Борис Годунов.
    Подробнее о соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде.

    Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)

  7. JoJozragore Ответить


    Софийский собор в Киеве
    Самым древним сооружением древнерусской архитектуры, дошедшим до наших дней, является Софийский собор в г. Киеве — один из выдающихся памятников древнерусского государства. Гордость Киева – Софийский собор был поставлен в 1037 г. при князе Ярославе Мудром, в память о победе над печенегами, на том месте, где Ярослав разбил вражеские войска.
    Всей своей торжественной праздничностью храм выражал радость победы и стал памятником славы русского народа. Строился храм византийскими мастерами, однако, как говорилось ранее, им помогали русские зодчие, и при строительстве учитывались особенности древнерусской архитектуры. Основной массив храма, заключенный между двумя башнями, был опоясан открытыми галереями. Выложенный из кирпича, красный цвет которого чередовался с полосами розового раствора, и сиявший золотом своих 13-и куполов, храм выглядел праздничным и великолепным. Конечно, в более поздние периоды храм подвергался реставрации и изменил свой внешний вид, но не стал менее прекрасным.
    Внешней парадности Софийского собора соответствует и его внутреннее убранство. Блестящие мозаики и матовые, изысканные по цвету фрески сплошь покрывали стены. Полы были выложены из разноцветных камней. Церковная утварь из золота, серебра и самоцветов придавала собору еще большую пышность. Мозаики и фрески, выполненные византийскими мастерами с большим мастерством, выразительность лиц, фигур, строгие ритмические композиции, тонкость цветовых сочетаний до сих пор производят огромное впечатление. Поражает воображение фигура Богородицы – стоящая с воздетыми руками Оранта (молящаяся), воспринималась киевлянами как защитница города. Ее прозвали “Нерушимой стеной”, – по народной легенде, до тех пор, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев. Может быть, Оранта потому так близко вошла в мир русского человека, что облик ее и сама поза – оберегающий жест поднятых рук – напоминали древнюю Берегиню славян. Фигура Оранты излучает тепло и силу, она кажется живой -будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Золотой нимб над ее головой ярко светится даже в сумеречной атмосфере собора.
    Строгие образы святых смягчаются лучезарными красками: розовые лица, русые волосы, белоснежные, с фиолетовыми тенями, ризы. В росписях в основном изображены религиозные сюжеты, но персонажи не похожи на мучеников, святых, скорее, это прекрасные юноши, молодые воины с правильными, красивыми чертами лица. Особенно запоминается Иоанн Златоуст – это почти портрет одухотворенного проповедника, у которого пламенный интеллект побеждает телесную немощь.
    Софийский собор занимал центр города и был самым грандиозным и красивым сооружением, гордостью всех киевлян.
    Рисунок Софийского собора

    Макет первого Софийского собора в византийском стиле

    Современный Софийский собор

    Внутреннее убранство Софийского собора

    Внутреннее убранство Софийского собора

    Внутреннее убранство Софийского собора

    Благовещение. Фреска Софийского собора в Киеве.

    Мозаика Софийского собора. Богоматерь. 1037г.

    Фреска Софийского собора

    Фреска Софийского собора

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *