В каких экологических условиях развивались предки людей?

8 ответов на вопрос “В каких экологических условиях развивались предки людей?”

  1. Mr Falver Ответить

    ?
    Вопросы в начале параграфа.

    Вопрос 1. В каких экологических условиях развивались предки людей?

    Прародиной человека считается обширная территория, в которую входили Северо-Восточная Африка, Южная и Центральная Азия и Юго-Восточная Европа. Отсюда люди расселились по всей планете. Когда-то эти пространства были покрыты тропическими лесами, но примерно 3,5–5 млн лет назад климат стал суше, наступило похолодание. Тропические леса отступили, а их место заняла высокая травяная растительность.

    Вопрос 2. Как эти условия повлияли на формирование вида Человек разумный?

    Чтобы выжить, предкам человека приходилось приподниматься, чтобы осмотреть местности поверх высокой травы. В дальнейшем это привело к прямохождению и разделению функций ног и рук. Ноги приобрели опорную функцию, руки освободились и стали cиспользоваться для употребления орудий.
    Вопросы в конце параграфа.

    Вопрос 1. Перечислите характерные особенности древнейшего, древнего и современного человека.

    Древнейшие люди обладали следующими особенностями: рост достигал 160 см, объем головного мозга – 1100 см3. Но у них сохранялись еще многие примитивные черты: мощные надбровные валики, тяжелая массивная челюсть, а подбородочный выступ, связанный с развитием речевых мышц, почти отсутствовал.
    Древнейшие люди вели активный образ жизни. Это были свирепые охотники. Они нападали на таких крупных животных, как буйволы, туры и даже слоны. Охота на крупных животных требовала совместных действий. Возможно, что первым коллективом был коллектив охотников.
    К особенностям, которыми обладали древние люди относят: головной мозг неандертальцев по объему (до 1700 см3) приближался к мозгу современных людей. Наряду с этим в строении тела неандертальцев было довольно много примитивных черт, как у питекантропов. Однако левая часть мозга неандертальцев была уже несколько больше, чем правая, то есть появилась асимметрия мозга, свойственная современному человеку. Это говорит о том, что неандертальцы были праворукими. Некоторое развитие получает подбородочный выступ, что связано с речью.
    Для современного человека характерны следующие особенности: они были рослыми людьми (до 180 см). От неандертальцев их отличали более высокий лоб, отсутствие надбровных валиков и хорошо развитый подбородочный выступ, свидетельствовавший о развитии речи.
    Объем (до 1800 см3) и масса мозга были примерно такими же, как и у ныне живущих людей, причем лобные и височные доли достигли своего окончательного развития. Не отличались кроманьонцы от современных людей и по строению тела. Кроманьонцы изготавливали разнообразные орудия из камня, кости, рога. Они умели сверлить, шлифовать свои изделия. Рядом с останками кроманьонцев часто находили разнообразные произведения их искусства (живопись, скульптура).

    Вопрос 2. Почему о степени развития речи можно судить по подбородочному выступу и степени выраженности лобных и височных долей мозга?

    Подбородочный выступ – антропометрическая точка характеризующая развитие лицевого черепа и прикрепленных мимических мышц. Доля височная – один из основных отделов каждого полушария головного мозга, занимающий нижнебоковые отделы полушария; от лобной и теменной долей височная доля отделена латеральной бороздой. В коре височной доли находятся ядро слухового анализатора и ядро слухового анализатора устной (разговорной) речи. Функция лобных долей связана с организацией произвольных движений, двигательных механизмов речи, регуляцией сложных форм поведения, процессов мышления.

    Вопрос 3. Какие черты неандертальцев свидетельствуют об их более высокой организации по сравнению с питекантропами?

    В отличие от питекантропов неандертальцы жили в суровых условиях ледникового периода. Холод вызвал необходимость пользоваться одеждой, они изготовляли ее из звериных шкур. Неандертальцы были искусными каменотесами. Они изготовляли скребла для обработки шкур, наконечники для пик. Умело использовали огонь. Жили в пещерах, промышляли охотой и собирательством. Неандертальцы хоронили своих близких, украшали могилы. Во многих пещерах были найдены черепа и длинные кости пещерного медведя. Предполагают, что они имели какое-то ритуальное значение.

    Вопрос 4. Как совершенствовалось изготовление и использование орудий на разных стадиях исторического развития человека?

    Древнейшие люди использовали в качестве орудий труда подручный материал – камни, ветки деревьев, палки, так как они еще не умели сами изготавливать орудия труда. Однако уже неандертальцев называю искусными камнетесами. Они изготовляли скребла для обработки шкур, наконечники для пик. Люди научились самостоятельно изготавливать орудия труда и это помогло им эффективнее добывать себе пищу и изготавливать одежду.

    Вопрос 5. Какое значение для общества имел переход от присваивающего хозяйства к производящему?

    Переход от присваивающего хозяйства к производящему привел к развитию земледельческого общества. Решающее значение для перехода к земледелию и скотоводству имело осознание и опытное подтверждение того, что направленное воздействие на природу может дать ожидаемый результат, что, например, урожайность растений зависит от качества почвы и полива. Через тысячелетия это развитие производящего хозяйства привело к индустри¬альному обществу.

  2. Dorinrad Ответить

    Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 8 класс>> Историческое прошлое людей
    § 4. Историческое прошлое людей
    1. В каких экологических условиях развивались предки людей?
    2. Как эти условия повлияли на формирование вида Человек разумный?

    Предшественники людей.
    Прародиной человека считается обширная территория, в которую входили Северо-Восточная Африка, Южная и Центральная Азия и Юго-Восточная Европа. Отсюда люди расселились по всей планете. Когда-то эти пространства были покрыты тропическими лесами, но примерно 3,5—5 млн. лет назад климат стал суше, наступило похолодание. Тропические леса отступили, а их место заняла высокая травяная растительность. Чтобы выжить, предкам человека приходилось приподниматься, чтобы осмотреть местности поверх высокой травы. В дальнейшем это привело к прямохождению и разделению функций ног и рук. Ноги приобрели опорную функцию, руки освободились и стали использоваться для употребления орудий.
    О ходе эволюции человека говорят палеонтологические находки. В Южной и Восточной Африке были найдены останки древних человекообразных обезьян, австралопитеков, ходивших на двух ногах. Они жили группами. Самки заботились о детях, самцы добывали пищу. Найденные фрагменты черепов позволили определить объем их мозга (500—600 см3). Это больше, чем у современных человекообразных обезьян. Высокие надбровья и отсутствие подбородочного выступа говорили о том, что этот вид все же относился к обезьянам. Австралопитеки (рис. 6) не владели речью.

    Древнейшие люди.
    Предполагают, что первые древнейшие люди появились 1—1,5 млн. лет назад. В настоящее время известно несколько их форм, которые объединяют под общим названием «человек прямоходящий». Первые останки древнейшего человека были обнаружены на острове Ява более 100 лет назад. Ему дали название питекантроп (рис. 7) или обезьяночеловек.
    Рост древнейших людей достигал 160 см, объем головного мозга — 1100 см3. Но у них сохранялись еще многие примитивные черты: мощные надбровные валики, тяжелая массивная челюсть, а подбородочный выступ, связанный с развитием речевых мышц, почти отсутствовал.
    Останки близких по облику и уровню развития первобытных людей были найдены в Китае. Их назвали синантропами. Они жили около 400 тыс. лет назад.
    Древнейшие люди вели активный образ жизни.
    Это были свирепые охотники. Они нападали на таких крупных животных, как буйволы, туры и даже слоны. Охота на крупных животных требовала совместных действий. Возможно, что первым коллективом был коллектив охотников.
    Другой формой объединения людей была первобытная семья. Древнейшие люди могли изготавливать примитивные орудия, а находки, сделанные в Китае, говорят о том, что некоторые виды древнейших людей уже пользовались огнем.
    Древние люди.
    В 1856 г. в долине Иеандерталь (Германия) были обнаружены останки человека, названного неандертальцем (рис. 8). Дальнейшие находки показали, что неандертальцы обитали не только на территории Европы, но и в Африке, Азии.
    Головной мозг неандертальцев по объему (до 1700 см3) приближался к мозгу современных людей. Наряду с этим в строении тела неандертальцев было довольно много примитивных черт, как у питекантропов. Однако левая часть мозга неандертальцев была уже несколько больше, чем правая, то есть появилась асимметрия мозга, свойственная современному человеку. Это говорит о том, что неандертальцы были праворукими. Некоторое развитие получает подбородочный выступ, что связано с речью.
    Жили неандертальцы в суровых условиях ледникового периода. Холод вызвал необходимость пользоваться одеждой, они изготовляли ее из звериных шкур. Неандертальцы были искусными каменотесами. Они изготовляли скребла для обработки шкур, наконечники для пик. Умело использовали огонь. Жили в пещерах, промышляли охотой и собирательством. Неандертальцы хоронили своих близких, украшали могилы. Во многих пещерах были найдены черепа и длинные кости пещерного медведя. Предполагают, что они имели какое-то ритуальное значение.
    Первые современные люди. В 1886 г. во Франции, в местности Кро-Маньон, были найдены останки скелетов первых людей современного типа, которых назвали кроманьонцами (рис. 9). Они появились около 50—60 тыс. лет назад и несколько тысяч лет существовали одновременно с неандертальцами.

    Кроманьонцы были рослыми людьми (до 180 см). От неандертальцев их отличали более высокий лоб, отсутствие надбровных валиков и хорошо развитый подбородочный выступ, свидетельствовавший о развитии речи.
    Объем (до 1800 см3) и масса мозга были примерно такими же, как и у ныне живущих людей, причем лобные и височные доли достигли своего окончательного развития. Не отличались кроманьонцы от современных людей и по строению тела. Кроманьонцы изготавливали разнообразные орудия из камня, кости, рога. Они умели сверлить, шлифовать свои изделия. Рядом с останками кроманьонцев часто находили разнообразные произведения их искусства (живопись, скульптура).
    Кроманьонцы были умелыми охотниками.
    Они владели различными способами охоты. Широко использовали копья, дротики, а затем и стрелы.
    Прошло много лет, прежде чем люди от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) перешли к производящему хозяйству. Они научились выращивать растения и приручать некоторых животных.
    Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы.
    Перечислите характерные особенности древнейшего, древнего и современного человека.
    – Почему о степени развития речи можно судить по подбородочному выступу и степени выраженности лобных и височных долей мозга?
    – Какие черты неандертальцев свидетельствуют об их более высокой организации по сравнению с питекантропами?
    – Как совершенствовалось изготовление и использование орудий на разных стадиях исторического развития человека?
    – Какое значение для общества имел переход от присваивающего хозяйства к производящему?

    Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
    Отправлено читателями с интернет-сайта

    Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса
    Содержание урока
    конспект уроку и опорный каркас
    презентация урока
    акселеративные методы и интерактивные технологии
    закрытые упражнения (только для использования учителями)
    оценивание
    Практика
    задачи и упражнения,самопроверка
    практикумы, лабораторные, кейсы
    уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный
    домашнее задание
    Иллюстрации
    иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа
    рефераты
    фишки для любознательных
    шпаргалки
    юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты
    Дополнения
    внешнее независимое тестирование (ВНТ)
    учебники основные и дополнительные
    тематические праздники, слоганы
    статьи
    национальные особенности
    словарь терминов
    прочие
    Только для учителей
    идеальные уроки
    календарный план на год
    методические рекомендации
    программы
    обсуждения
    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
    Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

  3. Dagdalace Ответить

    Вид Человек разумный (Homo sapiens), которому относятся современные люди, в настоящее время разделен на 3 или 5 больших рас. В первом случае это европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) и австрало-негроидная (экваториальная), во втором – европеоидная, монголоидная, американская, австралоидная и негроидная расы. Расы появились в результате расселения и географической изоляции, видимо, популяций неоантропов, живших в разных природно-климатических условиях. С формированием социальных взаимоотношений и ослаблением действия биологических факторов темпы эволюции человека как вида резко снизились, и ни одна из рас не достигла видового обособления.
    Различия между расами заключается в морфологических особенностях: цвет кожи, волос, глаз, форма носа, губ и т.д. Эти различия, скорее всего, связаны с адаптацией к условиям окружающей среды. Так, темная кожа негроидов предохраняла организм от ярких солнечных лучей, в шапке курчавых волос создаются воздушные прослойки, защищающие от жары. Светлая кожа европеоидов пропускает ультрафиолетовые лучи и этим предохраняет от рахита, узкий выступающий нос способствует согреванию вдыхаемого воздуха. Монголоидная раса характеризуется прямыми жесткими волосами, уплощенностью лица, уменьшающей возможность обморожения, сильно выдающимися скулами, наличием эпикантуса (складки в углу глаза) – адаптациями к суровому, с частыми пылевыми бурами климату Центральной Азии.
    О единстве вида Homo sapiens свидетельствует то, что все расы человека равноценны в биологическом и психологическом отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Представители всех рас в пределах нормы реакции способны к достижению больших высот в развитии культуры и цивилизации. Также о видовом единстве свидетельствуют неограниченные возможности скрещиваний с образованием плодовитого потомства.

    3. Экологические типы людей

    История развития и распространения человечества по планете говорит о том, что люди достаточно легко приспосабливаются (адаптируются) к новым условиям среды. Разные условия жизни на Земле способствовали формированию различных адаптивных типов человека: арктического (жители Заполярья), тропического (население тропического и субтропического поясов), аридного (обитатели пустынь), высокогорного (жители гор) и континентального (население умеренного пояса Земли).
    Люди, принадлежащие к разным адаптивным типам, различаются строением тела, темпом развития и созревания организма, уровнем обмена веществ и некоторыми особенностями работы дыхательной, опорно-мышечной, выделительной и кровеносной систем. Самые высокие показатели скорости развития и уровня метаболизма характерны для арктического адаптивного типа, а самые низкие — для высокогорного адаптивного типа. В течение жизни человека факторы окружающей среды не всегда действуют постоянно и с одинаковой силой. Они могут резко и неожиданно меняться. Люди реагируют на такие влияния по-разному. Организм одних способен выносить длительные нагрузки, например, во время пребывания в условиях низких температур Заполярья. Зато у других он быстрее восстанавливается после кратковременного, но сильного воздействия неблагоприятных факторов, например, если человек вынужден отказаться от ночного сна во время поездки. Людей первой группы называют «стайерами», а второй — «спринтерами» (в спорте так называют бегунов на длинные и короткие дистанции). Существуют и те, кого нельзя строго отнести к какой-либо из групп[2]
    .
    Эволюция человека имела ряд особенностей, важных для понимания экологии человека:
    – предки человека не имели узкой морфологической, физиологической и экологической специализации, что обеспечило повышенную адаптивность в эволюционном плане, гибкому приспособительному поведению и занятию разных экологических ниш;
    – эволюция человеческого вида не только подтверждает правило ускорения эволюции, она намного превысила скорость эволюции крупных млекопитающих, особенно на последних этапах антропогенеза, что обусловило незавершенность «подгонки» биологии вида к условиям существования;
    – высокая адаптивность, отсутствие узкой специализации и разнообразная инструментальная деятельность обусловили развитие высших форм поведения и интеллекта;
    – заключительные этапы антропогенеза сопровождаются возникновением культуры – совокупности средств создания материальных ценностей, речевой и знаковой передачи информации и обучения на основе подражания и сигнальной памяти. Культура становится определяющим фактором эволюции человека, ослабляя давление факторов естественного отбора;
    – усвоение культурной информации происходит значительно быстрее, чем передача по наследству генетической информации. Поэтому научно-технический и культурный прогресс не только опережают биологическую эволюцию человека, но и замедляют ее, ослабляя естественный отбор[3]
    .
    В отличие от экологических ниш животных экологические ниши человека постоянно менялись, увеличиваясь с нарастающей скоростью.
    Предки человека занимали нишу собирателей пастбищной пищевой цепи с относительно малой долей животной пищи. Добыча пищи требовала больших затрат труда и освоения большой кормовой территории. Биологическое энергопотребление минимально. Длился этот период около 200 тыс. лет.
    Начало использования огня и увеличение потребления животной пищи расширило экологическое пространство человека до ниши первобытных охотников и рыболовов. К этому же периоду относится и применение огня для выжигания лесов, сначала для целей загонной охоты, затем для подсечно-огневого земледелия. Биологическое энергопотребление увеличилось в два раза. Длительность этого периода 10 тыс. лет.
    Переход к земледелию значительно уменьшил необходимую индивидуальную кормовую площадь, одновременно потребовав увеличения затрат энергии на обработку земли, изготовление орудий труда и т.д.
    На ограниченных территориях освоения человек не мог добыть нужное количество животной пищи, поэтому распространение земледелия сопровождалось развитием скотоводства (в т.ч. кочевого) и пастбищного хозяйства. Биологическое энергопотребление в пять раз выше. Длительность этого периода около 1000 лет.
    Географическое пространство экологической ниши человека занимает более ¾ площади суши (без Антарктиды) – около 105 млн. км2
    и во много раз больше любого другого видового ареала наземных животных. Причем более 70% населения сосредоточено на площади около 7% суши, составляющих наиболее густонаселенные районы мира[4]
    .

    Заключение

    С биологической точки зрения ныне живущее человечество представляет собой один вид, структурными единицами которого являются расы и популяции. При сравнительном изучении морфологических особенностей представителей различных рас заметна чрезвычайная изменчивость по ряду признаков (цвет кожи, рост, форма черепа, пропорции тела и др.). Совершенно очевидно, что все эти признаки и различия не являются принципиальными. Биология размножения, уход за потомством в существенных чертах одинаковы у различных рас. Межрасовые браки всегда плодовиты, и потомство часто оказывается гетерозисным, с повышенной жизнеспособностью. Все районы соприкосновения различных рас одновременно являются и их смешением. Даже искусственно воздвигаемые преграды социального порядка, направленные на сохранение «чистоты» расы, не могут остановить этот процесс и препятствовать образованию промежуточных типов.
    Человек легко адаптируется к различным условиям среды, о чем свидетельствуют различные адаптивные типы людей. Он приспособлен к воздействию различных по силе и продолжительности неблагоприятных факторов среды. Человек обладает уникальной стратегией приспособления к действию внешних факторов — стратегией активной адаптации. Однако она оказывается не абсолютной перед лицом стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также в условиях ускоряющегося ритма жизни и загрязненной среды.[5]

    Список литературы

    1. АкимоваТ.А., Хаскин В.В.Экология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
    2. Голубева Л.Г. Основы экологии. – Донецк: Издательство ДГТУ, 2001.
    3. Колесников С.И. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
    4. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. – М.: Вентана–Граф, 2004.
    5. Суханова Р.Т. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
    [1]
    Колесников С.И. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – с.-176.
    [2]
    Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. – М.: Вентана–Граф, 2004. – с.- 16 – 17.
    [3]
    Голубева Л.Г. Основы экологии. – Донецк: Издательство ДГТУ, 2001. – с.-16.
    [4]
    АкимоваТ.А., ХаскинВ.В.Экология: Учебникдлявузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- с.-195.
    [5]
    содержание ..
    254
    255
    256 ..

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *