В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме бунта?

16 ответов на вопрос “В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме бунта?”

  1. ki22d404 Ответить

    Картины народного бунта встречаются и в поэме « Мертвые души». Гоголь упоминает о происшествии, случившемся в селе Великая Спесь, крестьяне которого, объединившись с крестьянами другого села, «снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя, какого- то Дробяжкина». Обычно крестьяне, смирные и спокойные, терпеливо переносили произвол помещиков и чиновников, но  иногда, и чем ближе к времени отмены крепостного права, тем чаще они расправлялись со своими обидчиками. « Повесть о капитане Копейкине», целиком запрещенная цензурой, отдельная новелла, вошедшая в состав поэмы «Мертвые души», повествует о героическом офицере, участнике войны1812года, Копейкине, который оказался ненужным после окончания войны; правительство забыло о его заслугах перед отечеством, и покалеченный патриот оказался без средств к существованию. Более того: министр, нисколько не стыдясь, советует ветерану «самому поискать себе средств». И тогда Копейкин решил заявить о себе, своих правах единственно оставшимся ему способом: собирает вокруг себя беглых солдат; банда ,сформированная Копейкиным, грабит все, принадлежащее «казне», то есть государству, становясь таким образом «благородным разбойником»: грабит он только грабителей народа, отнимает излишек.
    Отражает тему народного бунта и повесть Пушкина «Дубровский».Тема, нашедшая отражение в повести, подсказана писателю самой российской историей: в тридцатых годах растет количество крестьянских волнений, поскольку крестьяне были доведены до отчаяния бесправием и жестокостью помещиков, стихийно восставали против своих господ, убивали, поджигали барские усадьбы. В повести Пушкина, помимо любовной линии(истории романтических взаимоотношений Дубровского и Маши Троекуровой); авантюрного сюжета( вражды двух самолюбивых дворян) нас привлекает фигура Дубровского – дворянина, мстителя за обиды и несправедливости, борющегося  с оружием в руках вместе со своими крестьянами против помещиков и чиновников. Автор повести показал, как нарастает народное возмущение и протест против угнетения и насилия.
    Таким образом, в рассмотренных нами произведениях тема русского бунта раскрывается писателями – Пушкиным в «Капитанской дочке» и «Дубровском», Гоголем в «Повести о капитане Копейкине», как вынужденное стихийное восстание народа, как процесс неизбежный, ибо народ доведен до ужасного состояния, но бесперспективный; гуманисты Пушкин и Гоголь не преемлят такого пути, ибо путь этот – жестокий, кровавый.

  2. Dr.DreaD Ответить

    ЕГЭТема «русского бунта» нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы, но, несомненно, свое начало в литературе XIX века она берет с романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
    Работая над этим произведением, писатель пользовался многочисленными историческими источниками, совершил поездку по местам пугачевского бунта, записывал рассказы очевидцев. В «Капитанской дочке» перед нами предстает Пушкин – художник, раскрывающий тему народного «бунта» в высшей степени художественно. Пейзажная зарисовка – описание разбушевавшейся стихии, бурана – является грозным предзнаменованием другой, не менее грозной, стихии –– народного бунта. Снежный буран предсказывает те страшные события, которые скоро всколыхнут Россию, – войну под предводительством Пугачева. В центре внимания Пушкина оказывается личность самого Е.Пугачева. Этот человек изображается писателем не только как монументальная политическая фигура, но и как человек со всеми своими достоинствами и недостатками.
    «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», – говорит Пушкин в повести «Капитанская дочка». Действительно, нельзя без содрогания читать, как восставший народ, руководимый Пугачевым, ведет себя как обезумевшая толпа. Пугачевское войско грабит и убивает людей. Так, ворвавшись в Белогорскую крепость, убивает отказавшихся дать присягу, в том числе – несчастного коменданта крепости Ивана Кузьмича; убивают жестоко, через повешение, всенародно. Народный бунт для Пушкина- процесс неизбежный, но бесперспективный.
    Картины народного бунта встречаются и в поэме « Мертвые души». Гоголь упоминает о происшествии, случившемся в селе Великая Спесь, крестьяне которого, объединившись с крестьянами другого села, «снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя, какого- то Дробяжкина». Обычно крестьяне, смирные и спокойные, терпеливо переносили произвол помещиков и чиновников, но иногда, и чем ближе к времени отмены крепостного права, тем чаще они расправлялись со своими обидчиками. « Повесть о капитане Копейкине», целиком запрещенная цензурой, отдельная новелла, вошедшая в состав поэмы «Мертвые души», повествует о героическом офицере, участнике войны1812года, Копейкине, который оказался ненужным после окончания войны; правительство забыло о его заслугах перед отечеством, и покалеченный патриот оказался без средств к существованию. Более того: министр, нисколько не стыдясь, советует ветерану «самому поискать себе средств». И тогда Копейкин решил заявить о себе, своих правах единственно оставшимся ему способом: собирает вокруг себя беглых солдат; банда ,сформированная Копейкиным, грабит все, принадлежащее «казне», то есть государству, становясь таким образом «благородным разбойником»: грабит он только грабителей народа, отнимает излишек.
    Отражает тему народного бунта и повесть Пушкина «Дубровский».Тема, нашедшая отражение в повести, подсказана писателю самой российской историей: в тридцатых годах растет количество крестьянских волнений, поскольку крестьяне были доведены до отчаяния бесправием и жестокостью помещиков, стихийно восставали против своих господ, убивали, поджигали барские усадьбы. В повести Пушкина, помимо любовной линии(истории романтических взаимоотношений Дубровского и Маши Троекуровой); авантюрного сюжета( вражды двух самолюбивых дворян) нас привлекает фигура Дубровского – дворянина, мстителя за обиды и несправедливости, борющегося с оружием в руках вместе со своими крестьянами против помещиков и чиновников. Автор повести показал, как нарастает народное возмущение и протест против угнетения и насилия.
    Таким образом, в рассмотренных нами произведениях тема русского бунта раскрывается писателями – Пушкиным в «Капитанской дочке» и «Дубровском», Гоголем в «Повести о капитане Копейкине», как вынужденное стихийное восстание народа, как процесс неизбежный, ибо народ доведен до ужасного состояния, но бесперспективный; гуманисты Пушкин и Гоголь не преемлят такого пути, ибо путь этот – жестокий, кровавый.
    http://www.examens.ru

  3. Timur777 Ответить


    Тема «русского бунта» нашла свое отражение в нескольких произведениях русской литературы, но, несомненно, свое начало в литературе XIX века она берет с романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
    Работая над этим произведением, писатель пользовался многочисленными историческими источниками, совершил поездку по местам пугачевского бунта, записывал рассказы очевидцев. В «Капитанской дочке» перед нами предстает Пушкин – художник, раскрывающий тему народного «бунта» в высшей степени художественно. Пейзажная зарисовка – описание разбушевавшейся стихии, бурана – является грозным предзнаменованием другой, не менее грозной, стихии –– народного бунта. Снежный буран предсказывает те страшные события, которые скоро всколыхнут Россию, – войну под предводительством Пугачева. В центре внимания Пушкина оказывается личность самого Е. Пугачева. Этот человек изображается писателем не только как монументальная политическая фигура, но и как человек со всеми своими достоинствами и недостатками.
    «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», – говорит Пушкин в повести «Капитанская дочка». Действительно, нельзя без содрогания читать, как восставший народ, руководимый Пугачевым, ведет себя как обезумевшая толпа. Пугачевское войско грабит и убивает людей. Так, ворвавшись в Белогорскую крепость, убивает отказавшихся дать присягу, в том числе – несчастного коменданта крепости Ивана Кузьмича; убивают жестоко, через повешение, всенародно. Народный бунт для Пушкина – процесс неизбежный, но бесперспективный.
    Картины народного бунта встречаются и в поэме « Мертвые души». Гоголь упоминает о происшествии, случившемся в селе Великая Спесь, крестьяне которого, объединившись с крестьянами другого села, «снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя, какого – то Дробяжкина». Обычно крестьяне, смирные и спокойные, терпеливо переносили произвол помещиков и чиновников, но иногда, и чем ближе к времени отмены крепостного права, тем чаще они расправлялись со своими обидчиками. « Повесть о капитане Копейкине», целиком запрещенная цензурой, отдельная новелла, вошедшая в состав поэмы «Мертвые души», повествует о героическом офицере, участнике войны1812года, Копейкине, который оказался ненужным после окончания войны; правительство забыло о его заслугах перед отечеством, и покалеченный патриот оказался без средств к существованию. Более того: министр, нисколько не стыдясь, советует ветерану «самому поискать себе средств». И тогда Копейкин решил заявить о себе, своих правах единственно оставшимся ему способом: собирает вокруг себя беглых солдат; банда ,сформированная Копейкиным, грабит все, принадлежащее «казне», то есть государству, становясь таким образом «благородным разбойником»: грабит он только грабителей народа, отнимает излишек.
    Отражает тему народного бунта и повесть Пушкина «Дубровский».Тема, нашедшая отражение в повести, подсказана писателю самой российской историей: в тридцатых годах растет количество крестьянских волнений, поскольку крестьяне были доведены до отчаяния бесправием и жестокостью помещиков, стихийно восставали против своих господ, убивали, поджигали барские усадьбы. В повести Пушкина, помимо любовной линии(истории романтических взаимоотношений Дубровского и Маши Троекуровой); авантюрного сюжета( вражды двух самолюбивых дворян) нас привлекает фигура Дубровского – дворянина, мстителя за обиды и несправедливости, борющегося с оружием в руках вместе со своими крестьянами против помещиков и чиновников. Автор повести показал, как нарастает народное возмущение и протест против угнетения и насилия.
    Таким образом, в рассмотренных нами произведениях тема русского бунта раскрывается писателями – Пушкиным в «Капитанской дочке» и «Дубровском», Гоголем в «Повести о капитане Копейкине», как вынужденное стихийное восстание народа, как процесс неизбежный, ибо народ доведен до ужасного состояния, но бесперспективный; гуманисты Пушкин и Гоголь не преемлят такого пути, ибо путь этот – жестокий, кровавый.

  4. Credons Ответить

    К теме народного восстания обращались А.С. Пушкин, Н.В Гоголь Н.А., Некрасов.
    Так, в поэме « Мертвые души» Н.В. Гоголь, показав, насколько тяжелым было положение крепостных, описал, как казенные крестьяне сел Вшивая спесь и Задирайлово-тож «снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя, какого – то Дробяжкина». После чего ввел историю капитана Копейкина, ставшего ненужным государству после войны, нашедшего в себе силы взбунтоваться против прогнившего строя, безразличного к судьбе своего народа. Тем самым Гоголь предупредил, что народное терпение не безгранично и даже самые смиренные люди способны на жестокий бунт.
    Как и в “Капитанской дочке” А.С Пушкина, крестьяне “Мертвых душ” долго сносили гнет помещиков, а потом жестокой и неудержимой силой сметали преграды на своем пути.
    Также проблема народного восстания поднята Н.А.
    Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт показал, что крестьянские бунты могли вспыхнуть от малейшей искры, как в случае, о котором рассказал Савелий, “богатырь святорусский”.
    Мы узнали о жестоком обращении управляющего с крестьянами: они терпели произвол немца “осьмнадцать лет”, однако в один момент, не сговариваясь, мужики сбросили немца в яму и закопали его заживо: “ямы словно не было – сравнялася с землей!”. Достаточно было одного слова – ”«Наддай!» — я слово выронил”, чтобы крестьяне “девятью лопатами ответили ему”.
    “Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!” – писал Некрасов. Такая “неисчислимая” и “несокрушимая” сила напоминает войска Пугачева, жестоких разбойников, готовых и закопать заживо, и насадить на кол, и повесить врага. Поступаете в 2019 году?
    Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
    подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
    Крестьяне, присоединившиеся к Пугачеву – те же Савелии, уставшие от гнета и рабства, решившиеся пойти на бунт.
    Таким образом, тема крестьянского восстания затронута Пушкиным, Гоголем и Некрасовым, а также найдет свое отражение в творчестве многих авторов в будущем.
    Полезный материал по теме:
    В чем двойственность отношения автора и его героя к явлению «русского бунта»? и В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме народного бунта и в чем их можно сопоставить с пушкинской «Капитанской дочкой»?
    Что свидетельствует о зарождающейся симпатии Гринева к его новому знакомому ?В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения представителей дворянства и народа и в чем эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой»?
    В каких произведениях отечественной классики изображен тип «деятельного» героя и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем?
    В чем проявляется отношение автора к герою и его жизненной философии? В каких произведениях отечественной классики объектом изображения являются социальные пороки и в чем эти произведения можно сопоставить с щедринским «Премудрым пискарём»?
    В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?

  5. koteyka-2 Ответить

    Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он её без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы…» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»– Да вот пошёл семнадцатый годок, – отвечала матушка. – Петруша родился в тот самый год, как окривела тётушка Настасья Гарасимовна,и когда ещё…«Добро, – прервал батюшка, – пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слёзы потекли по её лицу. Напротив того, трудно описать моё восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.– Не забудь, Андрей Петрович, – сказала матушка, – поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.– Что за вздор! – отвечал батюшка нахмурясь. – К какой стати стануя писать к князю Б.?– Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?– Ну, а там что?– Да ведь начальник Петрушин – князь Б. Ведь Петруша записанв Семёновский полк.– Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместес сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его со вниманием, положил перед собою на столи начал своё письмо.Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего.
    (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

  6. ShidenK4i Ответить

    В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения
    дворянства и народа и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина?
    На другой день утром пришёл я к Марье Ивановне. Я
    сообщил ей свои предположения. Она признала их благоразумие и тотчас со
    мною согласилась.
    Отряд Зурина должен был
    выступить из города в тот же день. Нечего было медлить. Я тут же
    расстался с Марьей Ивановной, поручив её Савельичу и дав ей письмо к
    моим родителям. Марья Ивановна заплакала. «Прощайте, Пётр Андреич! –
    сказала она тихим голосом. – Придётся
    ли нам увидаться, или нет, Бог один это знает; но век не забуду вас; до
    могилы ты один останешься в моём сердце». Я ничего не мог отвечать.
    Люди нас окружали. Я не хотел при них предаваться чувствам, которые меня
    волновали. Наконец она уехала. Я возвратился к Зурину, грустен и
    молчалив. Он хотел меня развеселить; я думал себя рассеять: мы провели
    день шумно
    и буйно и вечером выступили в поход.
    Это
    было в конце февраля. Зима, затруднявшая военные распоряжения,
    проходила, и наши генералы готовились к дружному содействию. Пугачёв всё
    ещё стоял под Оренбургом. Между тем его отряды соединялись и со всех
    сторон приближались к злодейскому гнезду. Бунтующие деревни при виде
    наших войск приходили в повиновение; шайки разбойников везде бежали от
    нас, и всё предвещало скорое и благополучное окончание.
    Вскоре
    князь Голицын, под крепостию Татищевой, разбил Пугачёва, рассеял его
    толпы, освободил Оренбург и, казалось, нанёс бунту последний
    и решительный удар…
    Но
    Пугачёв не был пойман. Он явился на сибирских заводах, собрал там новые
    шайки и опять начал злодействовать. Слух о его успехах снова
    распространился. Мы узнали о разорении сибирских крепостей. Вскоре весть
    о взятии Казани и о походе самозванца на Москву встревожила начальников
    войск, беспечно дремавших в надежде на бессилие презренного бунтовщика.
    Зурин получил повеление переправиться через Волгу.
    Не
    стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что
    бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разорённые
    бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они
    спасти. Правление было повсюду прекращено: помещики укрывались по лесам.
    Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов
    самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где
    свирепствовал пожар, было ужасно… Не приведи Бог видеть русский бунт,
    бессмысленный и беспощадный!
    Пугачёв бежал,
    преследуемый Иваном Ивановичем Михельсоном. Вскоре узнали мы о
    совершенном его разбитии. Наконец Зурин получил известие о поимке
    самозванца, а вместе с тем и повеление остановиться. Война была кончена.
    Наконец мне можно было ехать к моим родителям! Мысль их обнять, увидеть
    Марью Ивановну, от которой не имел я никакого известия, одушевляла меня
    восторгом. Я прыгал как ребёнок. Зурин смеялся и говорил, пожимая
    плечами: «Нет, тебе несдобровать! Женишься –
    ни за что пропадёшь!»
    Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль
    о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле: «Емеля, Емеля! –
    думал я с досадою, – зачем
    не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не
    мог бы ты придумать». Что прикажете делать? Мысль о нём неразлучна была
    во мне с мыслию о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его
    жизни, и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина.
    (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

  7. viktor_okulov Ответить

    С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:— Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!— А ты думала — ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!— Да что же, вас там не кормят, что ли? — Черти бы их так кормили! — мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. — Что спромыслишь — то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, — берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!
    (М. А. Шолохов, «Тихий Дон»)

  8. OPT Ответить

    Задание 9 (сопоставление произведений эпоса, драмы и лироэпоса), как правило, вызывает определенные трудности у экзаменующихся. Связаны эти трудности и с возможностью потерять драгоценные баллы (максимум 10 за это задание), и с цейтнотом, в условиях которого не всегда сразу приходят на ум нужные произведения, эпизоды, герои. Надеемся, наши советы помогут вам при подготовке.
    Ниже предлагаем вашему вниманию небольшой список произведений, распределенных по темам. Произведения преимущественно из “Кодификатора”, но есть и не вошедшие в него. Естественно, вы вправе брать для сопоставления и другие произведения. Только внимательнее читайте задания, чтобы не отойти от темы!
    1. В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений?
    Д.Фонвизин. Недоросль (г-жа Простакова и ее сын Митрофан)
    А.Грибоедов. Горе от ума (Фамусовское общество и Чацкий)
    Н.Гоголь. Тарас Бульба (Тарас и его сыновья)
    И.Тургенев. Отцы и дети (Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров)
    Л.Толстой. Война и мир (семья Болконских)
    М.Шолохов. Тихий Дон (семья Мелеховых, старое и молодое казачество)
    2. В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне?
    А.Пушкин. Капитанская дочка
    Н.Гоголь. Тарас Бульба
    Л.Толстой. Война и мир. Севастопольские рассказы
    Л.Андреев. Красный смех
    М.Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон
    Б.Васильев. В списках не значился
    3. В каких произведениях отечественной классики звучит тема “гордого человека”?
    А.Пушкин. Цыганы
    М.Лермонтов. Герой нашего времени
    И.Тургенев. Отцы и дети
    Ф.Достоевский. Преступление и наказание
    Л.Толстой. Война и мир
    М.Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль
    4. Почему жанр “Войны и мира” Л. H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?
    А.Н.Толстой. Хождение по мукам
    М.Шолохов. Тихий Дон
    К.Симонов. Живые и мёртвые
    А.Черкасов, П.Москвитина. Сказания о людях тайги
    А.Солженицын. Красное колесо
    5. В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?
    И.Гончаров. Обломов
    А.Чехов. Невеста. Дом с мезонином
    И.Бунин. Чистый понедельник. Солнечный удар. Тёмные аллеи. Холодная осень
    А.Куприн. Одиночество. Гранатовый браслет. Олеся
    6. В каких произведениях русской литературы раскрывается тема “маленького человека”?
    А.Пушкин. Станционный смотритель. Медный всадник
    Н.Гоголь. Шинель. Нос. Записки сумасшедшего. Мёртвые души (Повесть про капитана Копейкина)
    Ф.Достоевский. Преступление и наказание (семья Мармеладовых)
    А.Чехов. Смерть чиновника. Толстый и тонкий
    Л.Андреев. Жизнь Василия Фивейского
    А.Куприн. Молох. Гамбринус
    7. В каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
    А.Грибоедов. Горе от ума
    М.Лермонтов. Мцыри. Песня про царя Ивана Васильевича…
    И.Тургенев. Отцы и дети. Накануне
    Ф.Достоевский. Преступление и наказание
    Н.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
    8. В каких произведениях русской литературы воспевается яркая, сильная личность?
    Н.Гоголь. Тарас Бульба
    М.Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль
    Н.Островский. Как закалялась сталь
    Б.Пастернак. Доктор Живаго
    9. В каких произведениях русской литературы представлены яркие женские образы?
    А.Пушкин. Капитанская дочка. Евгений Онегин
    М.Лермонтов. Герой нашего времени
    А.Островский. Гроза. Бесприданница
    И.Гончаров. Обломов
    Ф.Достоевский. Преступление и наказание.
    Л.Толстой. Война и мир
    А.Куприн. Олеся
    М.Шолохов. Тихий Дон
    10. В каких произведениях русской литературы присутствуют сцены семейной идиллии?
    Н.Гоголь. Старосветские помещики. Мёртвые души
    И.Гончаров. Обломов
    И.Тургенев. Отцы и дети
    Л.Толстой. Война и мир. После бала
    А.Чехов. Душечка
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  9. shurikpd Ответить

    Картины народного бунта встречаются и в поэме « Мертвые души». Гоголь упоминает о происшествии, случившемся в селе Великая Спесь, крестьяне которого, объединившись с крестьянами другого села, «снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя, какого- то Дробяжкина». Обычно крестьяне, смирные и спокойные, терпеливо переносили произвол помещиков и чиновников, но иногда, и чем ближе к времени отмены крепостного права, тем чаще они расправлялись со своими обидчиками. «Повесть о капитане Копейкине», целиком запрещенная цензурой, отдельная новелла, вошедшая в состав поэмы «Мертвые души», повествует о героическом офицере, участнике войны1812года, Копейкине, который оказался ненужным после окончания войны; правительство забыло о его заслугах перед отечеством, и покалеченный патриот оказался без средств к существованию. Более того: министр, нисколько не стыдясь, советует ветерану «самому поискать себе средств». И тогда Копейкин решил заявить о себе, своих правах единственно оставшимся ему способом: собирает вокруг себя беглых солдат; банда ,сформированная Копейкиным, грабит все, принадлежащее «казне», то есть государству, становясь таким образом «благородным разбойником»: грабит он только грабителей народа, отнимает излишек.
    Отражает тему народного бунта и повесть Пушкина «Дубровский».Тема, нашедшая отражение в повести, подсказана писателю самой российской историей: в тридцатых годах растет количество крестьянских волнений, поскольку крестьяне были доведены до отчаяния бесправием и жестокостью помещиков, стихийно восставали против своих господ, убивали, поджигали барские усадьбы. В повести Пушкина, помимо любовной линии(истории романтических взаимоотношений Дубровского и Маши Троекуровой); авантюрного сюжета( вражды двух самолюбивых дворян) нас привлекает фигура Дубровского – дворянина, мстителя за обиды и несправедливости, борющегося с оружием в руках вместе со своими крестьянами против помещиков и чиновников. Автор повести показал, как нарастает народное возмущение и протест против угнетения и насилия.
    Таким образом, в рассмотренных нами произведениях тема русского бунта раскрывается писателями – Пушкиным в «Капитанской дочке» и «Дубровском», Гоголем в «Повести о капитане Копейкине», как вынужденное стихийное восстание народа, как процесс неизбежный, ибо народ доведен до ужасного состояния, но бесперспективный; гуманисты Пушкин и Гоголь не преемлят такого пути, ибо путь этот – жестокий, кровавый.
    Александр Сергеевич ПушкинРоман «Евгений Онегин» Жанр «Евгений Онегин» — общественно-психологический роман в стихах
    В ноябре 1823 г. Пушкин писал Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница!»
    Роман в стихах в прозе Определяющее лирическое начало. Образ автора — композиционный центр романа. Роман в стихах шире романа героев
    В центре — повествование о событиях и героях
    Жанр «свободного романа», где лирическое и эпическое равноправно, позволяет автору легко переходить от основного повествования к лирическим отступлениям. Произведение как бы пишется на глазах читателя, меняется в диалоге с жизнью
    Онегинская строфа Особым образом организованная строфа, состоящая из 14 строк. Обычно представляет собой законченный по смыслу и форме фрагмент текста, написанный 4-стопным ямбом. Онегинская строфа позволяет передавать повествовательные, разговорные, лирические интонации, диалоги
    героев, создает эффект импровизации. 1. «Мой дядя самых честных правил,
    2. Когда не в шутку занемог,
    3. Он уважать себя заставил
    4. И лучше выдумать не мог. А
    b
    А
    b перекрестная
    рифмовка 5. Его пример другим наука;
    6. Но, Боже мой, какая скука
    7. С больным сидеть и день и ночь,
    8. Не отходя ни шагу прочь! С
    С
    d
    d парная 9. Какое низкое коварство
    10. Полуживого забавлять,
    11. Ему подушки поправлять,
    12. Печально подносить лекарство, Е
    f
    f
    Е кольцевая 13. Вздыхать и думать про себя:
    14. Когда же черт возьмет тебя!» g
    g куплет (двустишие) Прописные буквы (А, С, Е) обозначают женские рифмы, строчные (b, d, f, g) — мужские.
    Онегинской строфой написан весь роман, кроме:
    – письма Татьяны;
    – письма Онегина;
    – песни девушек Композиция Восемь глав организованы по принципу симметрии (зеркальности) и параллелизма.
    Симметрия выражается в:
    особом попарно антитетичном (по принципу антитезы) расположении героев:
    Онегин – Ленский
    Татьяна – Ольга
    повторении сюжетной ситуации главных героев (Татьяна и Онегин практически меняются ролями): встреча — письмо — объяснение:
    Татьяна Онегин Встреча, зарождение любви В деревне. Татьяна влюблена, Онегин холоден
    В Москве. Онегин влюблен, Татьяна холодна
    Письмо
    (композиция писем параллельна) «Теперь, я знаю, в вашей воле
    Меня презреньем наказать».
    «Когда б надежду я имела
    Хоть редко, хоть в неделю раз
    В деревне нашей видеть вас,
    Чтоб только слышать ваши речи,
    Вам слово молвить, и потом
    Все думать, думать об одномИ день и ночь до новой встречи».
    «Но так и быть! Судьбу мою
    Отныне я тебе вручаю,
    Перед тобою слезы лью
    Твоей защиты умоляю…» «Какое горькое презренье
    Ваш гордый взгляд изобразит!»
    «Нет, поминутно видеть вас,
    Повсюду следовать за вами,
    Улыбку уст, движенье глаз
    Ловить влюбленными глазами,
    Внимать вам долго, понимать
    Душой все ваше совершенство,Пред вами в муках замирать,
    Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!»
    «Но так и быть: я сам себе
    Противиться не в силах боле;
    Все решено: я в вашей воле
    И предаюсь моей судьбе» Ожидание ответа «Но день протек, и нет ответа
    Другой настал: все нет как нет»
    «Ответа нет. Он вновь посланье:
    Второму, третьему письму
    Ответа нет» Объяснение В саду. Реакция Онегина:
    «Блистая взорами, Евгений
    Стоит, подобно грозной тени…»
    Отповедь Евгения:
    «И был бы счастлив… сколько мог!
    Но я не создан для блаженства…»
    «Я вас люблю любовью брата
    И, может быть, еще нежней»
    В гостиной. Реакция Татьяны:
    «Она навстречу. Как сурова!
    Его не видят, с ним ни слова…»
    Отповедь Татьяны:
    «А счастье было так возможно,
    Так близко!.. Но судьба моя
    Уж решена.»
    «Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна» четкой параллели между сном Татьяны и происходящим на именинах. Схожи атмосферы происходящего, описания гостей и чудищ
    Главные герои

Добавить комментарий для ShidenK4i Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *