В каких произведениях русской классики звучат песни и в чем соответствующие?

13 ответов на вопрос “В каких произведениях русской классики звучат песни и в чем соответствующие?”

  1. kma2000 Ответить

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.
    Под навесом сарая у круглых яслей стояли четыре осёдланные лошади. Из амбара вышел подросток с железной мерой, доверху насыпанной овсом. Он мельком взглянул на Григория, пошёл к заржавшим лошадям. За углом куреня разливалась песня. Дрожащий высокий тенорок выводил:
    Как по той-то было по дороженькеНикто пеш не хаживал…Густой прокуренный бас, повторив последние слова, сомкнулся с тенором, потом вступили новые слаженные голоса, и песня потекла величаво, раздольно и грустно. Григорию не захотелось своим появлением прерывать песенников; он тронул Прохора за рукав, шепнул:— Погоди, не показывайся, нехай доиграют.— Это — не проводы. Еланские так играют. Это они так запеснячивают. А здорово, черти, тянут! — одобрительно отозвался Прохор и огорчённо сплюнул: расчёт на то, чтобы выпить, судя по всему, не оправдался.Ласковый тенорок до конца рассказал в песне про участь оплошавшего на войне казака:
    Ни пешего, ни конного следа допрежь не было.Проходил по дороженьке казачий полк.За полком-то бежит душа добрый конь.Он черкесское седельце на боку несёт.А тесмяная уздечка на правом ухе висит,Шёлковы поводьица ноги путают.За ним гонит млад донской казак,Он кричит-то своему коню верному:«Ты постой, погоди, душа верный конь,Не покинь ты меня, одинокого…»Очарованный пением, Григорий стоял, привалившись спиной к белёному фундаменту куреня, не слыша ни конского ржания, ни скрипа проезжавшей по проулку арбы…За углом кто-то из песенников, кончив песню, кашлянул, сказал:— Не так играли, как оторвали! Ну да ладно, как умеем, так и могём. А вы бы, бабушки, служивым на дорогу ишо чего-нибудь дали. Поели мы хорошо, спаси Христос, да вот на дорогу у нас с собой никаких харчишек нету…Григорий очнулся от раздумья, вышел из-за угла. На нижней ступеньке крыльца сидели четверо молодых казаков; окружив их плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы, старухи, детишки. Слушательницы, всхлипывая и сморкаясь, вытирали слёзы кончиками платков, одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила, когда Григорий подходил к крыльцу:— Милые вы мои! До чего же вы хорошо да жалостно поёте! И, небось, у каждого из вас мать есть, и, небось, как вспомнит про сына, что он на войне гибнет, так слезьми и обольётся… — Блеснув на поздоровавшегося Григория жёлтыми белками, она вдруг злобно сказала: — И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?— Нас самих, бабушка, губят, — хмуро ответил Григорий.Казаки, смущённые приходом незнакомого офицера, проворно поднялись, отодвигая ногами стоявшие на ступеньках тарелки с остатками пищи, оправляя гимнастёрки, винтовочные погоны, портупеи.
    М. А. Шолохов «Тихий Дон»

  2. РЁСѓСЂРёРє75 Ответить

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.
    Под навесом сарая у круглых яслей стояли четыре осёдланные лошади. Из амбара вышел подросток с железной мерой, доверху насыпанной овсом. Он мельком взглянул на Григория, пошёл к заржавшим лошадям. За углом куреня разливалась песня. Дрожащий высокий тенорок выводил:
    Как по той-то было по дороженькеНикто пеш не хаживал…Густой прокуренный бас, повторив последние слова, сомкнулся с тенором, потом вступили новые слаженные голоса, и песня потекла величаво, раздольно и грустно. Григорию не захотелось своим появлением прерывать песенников; он тронул Прохора за рукав, шепнул:— Погоди, не показывайся, нехай доиграют.— Это — не проводы. Еланские так играют. Это они так запеснячивают. А здорово, черти, тянут! — одобрительно отозвался Прохор и огорчённо сплюнул: расчёт на то, чтобы выпить, судя по всему, не оправдался.Ласковый тенорок до конца рассказал в песне про участь оплошавшего на войне казака:
    Ни пешего, ни конного следа допрежь не было.Проходил по дороженьке казачий полк.За полком-то бежит душа добрый конь.Он черкесское седельце на боку несёт.А тесмяная уздечка на правом ухе висит,Шёлковы поводьица ноги путают.За ним гонит млад донской казак,Он кричит-то своему коню верному:«Ты постой, погоди, душа верный конь,Не покинь ты меня, одинокого…»Очарованный пением, Григорий стоял, привалившись спиной к белёному фундаменту куреня, не слыша ни конского ржания, ни скрипа проезжавшей по проулку арбы…За углом кто-то из песенников, кончив песню, кашлянул, сказал:— Не так играли, как оторвали! Ну да ладно, как умеем, так и могём. А вы бы, бабушки, служивым на дорогу ишо чего-нибудь дали. Поели мы хорошо, спаси Христос, да вот на дорогу у нас с собой никаких харчишек нету…Григорий очнулся от раздумья, вышел из-за угла. На нижней ступеньке крыльца сидели четверо молодых казаков; окружив их плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы, старухи, детишки. Слушательницы, всхлипывая и сморкаясь, вытирали слёзы кончиками платков, одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила, когда Григорий подходил к крыльцу:— Милые вы мои! До чего же вы хорошо да жалостно поёте! И, небось, у каждого из вас мать есть, и, небось, как вспомнит про сына, что он на войне гибнет, так слезьми и обольётся… — Блеснув на поздоровавшегося Григория жёлтыми белками, она вдруг злобно сказала: — И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?— Нас самих, бабушка, губят, — хмуро ответил Григорий.Казаки, смущённые приходом незнакомого офицера, проворно поднялись, отодвигая ногами стоявшие на ступеньках тарелки с остатками пищи, оправляя гимнастёрки, винтовочные погоны, портупеи.
    М. А. Шолохов «Тихий Дон»

  3. smirnyh123 Ответить

    8. Как характеризует Григория его поведение во время пения казаков?
    Поведение Григория во время пения казаков характеризует его, как задумчивого и чувственного человека. Главный герой относится к песне трепетно, он осторожно себя ведет, чтобы не «прервать песенников». Слушая голоса казаков, Григорий размышляет о жизни («Очарованный пением, Григория стоял, привалившись спиной к беленому фундаменту куреня..»). Сам по себе Григорий Шелехов является очень чувственным героем романа-эпопеи «Тихий Дон», поэтому он проникается песней и погружается в собственные мысли. Таким образом, во время пения в Григории раскрывается чувственная натура простого казахского парня.
    9. В каких произведениях русской классики звучат песни и в чем соответствующие эпизоды можно сопоставить с приведенным фрагментом «Тихого Дона»?
    Во многих произведениях русской классики звучат песни, среди них можно отметить главу «Незваный гость» из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и роман-эпопею «Война и мир» Л.Н.Толстого.
    В главе «Незваный гость» романа А.Пушкина «Капитанская дочка» разбойники пели «заунывную бурлацкую» песню на пиру , посвященном взятию белогорской крепости.
    Гринев, так же, как и Мелехов в романе-эпопее «Тихий Дон», был глубоко тронут песней. Оба героя услышали что-то родное и близкое для себя в этих песнях. Однако Гринев слушал голоса своих врагов, поэтому их пение совсем не нравилось герою, а только вселяло ужас после свершившейся раннее казни. Григорий Мелехов же был очарован песней, так как находился в обществе родных ему казаков.
    В романе-эпопее «Война и мир» также звучит песня Наташи Ростовой. Ее брат, Николай Ростов, находится в печальном положении, он проиграл большую сумму денег и чувствует себя ужасно. Пение сестры заставляет его задуматься о том, как никчемны его проблемы, ведь искусство гораздо важнее, чем жизненные невзгоды. И Григорий, и Николай полностью погружаются в песню и забывают обо всем, красивые звуки подталкивают их на размышления о смысле жизни. Поступаете в 2019 году?
    Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
    подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
    Тем не менее, Григорий не способен найти внутреннее успокоение, ведь он не может закончить войну и начать мирную жизнь, а Николай открывает для себя, что все можно исправить, главное – радоваться происходящему.
    Таким образом, песни в произведениях русской классики помогают героям справиться с трудностями и насладиться красотой пения.
    Полезный материал по теме:
    В каких произведениях русской классики описывается сватовство героя и в чем соответствующие эпизоды можно сопоставить с приведенным фрагментом пьесы Гоголя «Женитьба»?
    Как характеризует Григория его поведение во время пения казаков? (Задание №8)
    8. Как характеризует Григория его поведение во время пения казаков? Какой ассоциативный фон создаёт песня жаворонка?
    9. В каких произведениях русской литературы изображено светское общество и в чем их можно сопоставить с приведенным фрагментом «Войны и мира»?
    Герои каких произведений русской классики попадают в чуждый для них мир и в чём их можно сопоставить с Печориным? Как характеризует Печорина его отношение к девушке-«певунье»?

  4. EGENCHIC Ответить

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.
    Под навесом сарая у круглых яслей стояли четыре осёдланные лошади. Из амбара вышел подросток с железной мерой, доверху насыпанной овсом. Он мельком взглянул на Григория, пошёл к заржавшим лошадям. За углом куреня разливалась песня. Дрожащий высокий тенорок выводил:
    Как по той-то было по дороженькеНикто пеш не хаживал…Густой прокуренный бас, повторив последние слова, сомкнулся с тенором, потом вступили новые слаженные голоса, и песня потекла величаво, раздольно и грустно. Григорию не захотелось своим появлением прерывать песенников; он тронул Прохора за рукав, шепнул:— Погоди, не показывайся, нехай доиграют.— Это — не проводы. Еланские так играют. Это они так запеснячивают. А здорово, черти, тянут! — одобрительно отозвался Прохор и огорчённо сплюнул: расчёт на то, чтобы выпить, судя по всему, не оправдался.Ласковый тенорок до конца рассказал в песне про участь оплошавшего на войне казака:
    Ни пешего, ни конного следа допрежь не было.Проходил по дороженьке казачий полк.За полком-то бежит душа добрый конь.Он черкесское седельце на боку несёт.А тесмяная уздечка на правом ухе висит,Шёлковы поводьица ноги путают.За ним гонит млад донской казак,Он кричит-то своему коню верному:«Ты постой, погоди, душа верный конь,Не покинь ты меня, одинокого…»Очарованный пением, Григорий стоял, привалившись спиной к белёному фундаменту куреня, не слыша ни конского ржания, ни скрипа проезжавшей по проулку арбы…За углом кто-то из песенников, кончив песню, кашлянул, сказал:— Не так играли, как оторвали! Ну да ладно, как умеем, так и могём. А вы бы, бабушки, служивым на дорогу ишо чего-нибудь дали. Поели мы хорошо, спаси Христос, да вот на дорогу у нас с собой никаких харчишек нету…Григорий очнулся от раздумья, вышел из-за угла. На нижней ступеньке крыльца сидели четверо молодых казаков; окружив их плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы, старухи, детишки. Слушательницы, всхлипывая и сморкаясь, вытирали слёзы кончиками платков, одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила, когда Григорий подходил к крыльцу:— Милые вы мои! До чего же вы хорошо да жалостно поёте! И, небось, у каждого из вас мать есть, и, небось, как вспомнит про сына, что он на войне гибнет, так слезьми и обольётся… — Блеснув на поздоровавшегося Григория жёлтыми белками, она вдруг злобно сказала: — И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?— Нас самих, бабушка, губят, — хмуро ответил Григорий.Казаки, смущённые приходом незнакомого офицера, проворно поднялись, отодвигая ногами стоявшие на ступеньках тарелки с остатками пищи, оправляя гимнастёрки, винтовочные погоны, портупеи.
    М. А. Шолохов «Тихий Дон»

  5. Chuvokhi Ответить

    9. В каких произведениях русской классики
    звучат песни и в чём соответствующие эпизоды можно сопоставить с приведённым
    фрагментом «Тихого Дона»?
    под навесом сарая у круглых яслей стояли четыре осёдланные лошади. Из амбара вышел подросток с железной мерой, доверху насыпанной овсом. Он мельком взглянул на Григория, пошёл к заржавшим лошадям. За углом куреня разливалась песня. Дрожащий высокий тенорок выводил:
    Как по той-то было по дороженьке
    Никто пеш не хаживал…
    Густой прокуренный бас, повторив последние слова, сомкнулся с тенором, потом вступили новые слаженные голоса, и песня потекла величаво, раздольно и грустно. Григорию не захотелось своим появлением прерывать песенников; он тронул Прохора за рукав, шепнул:
    — Погоди, не показывайся, нехай доиграют.
    — Это — не проводы. Еланские так играют. Это они так запеснячивают. А здорово, черти, тянут! — одобрительно отозвался Прохор и огорчённо сплюнул: расчёт на то, чтобы выпить, судя по всему, не оправдался.
    Ласковый тенорок до конца рассказал в песне про участь оплошавшего на войне казака:
    Ни пешего, ни конного следа допрежь не было.
    Проходил по дороженьке казачий полк.
    За полком-то бежит душа добрый конь.
    Он черкесское седельце на боку несёт.
    А тесмяная уздечка на правом ухе висит,
    Шёлковы поводьица ноги путают.
    За ним гонит млад донской казак,
    Он кричит-то своему коню верному:
    «Ты постой, погоди, душа верный конь,
    Не покинь ты меня, одинокого…»
    Очарованный пением, Григорий стоял, привалившись спиной к белёному фундаменту куреня, не слыша ни конского ржания, ни скрипа проезжавшей по проулку арбы…
    За углом кто-то из песенников, кончив песню, кашлянул, сказал:
    — Не так играли, как оторвали! Ну да ладно, как умеем, так и могём. А вы бы, бабушки, служивым на дорогу ишо чего-нибудь дали. Поели мы хорошо, спаси Христос, да вот на дорогу у нас с собой никаких харчишек нету…
    Григорий очнулся от раздумья, вышел из-за угла. На нижней ступеньке крыльца сидели четверо молодых казаков; окружив их плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы, старухи, детишки. Слушательницы, всхлипывая и сморкаясь, вытирали слёзы кончиками платков, одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила, когда Григорий подходил к крыльцу:
    — Милые вы мои! До чего же вы хорошо да жалостно поёте! И, небось, у каждого из вас мать есть, и, небось, как вспомнит про сына, что он на войне гибнет, так слезьми и обольётся… — Блеснув на поздоровавшегося Григория жёлтыми белками, она вдруг злобно сказала: — И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?
    — Нас самих, бабушка, губят, — хмуро ответил Григорий.
    Казаки, смущённые приходом незнакомого офицера, проворно поднялись, отодвигая ногами стоявшие на ступеньках тарелки с остатками пищи, оправляя гимнастёрки, винтовочные погоны, портупеи.
    М. А. Шолохов «Тихий Дон»

  6. s.a.n.y.o Ответить

    Четырнадцатое задание ЕГЭ по литературе также связано с отрывком из прозы русских классиков, однако задающийся в нем вопрос связан не только с этим произведением, но и с другими. В ответе должно быть 5-8 предложений, но если вы можете написать больше, при этом не уходя от темы ответа – ничего страшного. В данном задании выпускникам нужно продемонстрировать умение проводить комплексное сравнение произведений русской классики: выделять общие темы, схожие черты персонажей, сравнивать два и более произведений, приводить такие произведения, которые схожи с каким-либо указанным в конкретных чертах. Можно приводить цитаты – как по памяти, так и из приведенного в тексте задания отрывка. Для написания полного ответа очень важно хорошо знать школьную программу по литературе, ведь в нем могут быть упомянуты любые произведения – начиная с 18 и заканчивая концом 20 веков.
    В экзаменационной работе задания под номерами 13 и 14 относятся к одному тексту, поэтому в примерах выполнения мы также опираемся на тексты из 13 задания и не приводим их здесь.

    Система оценок

    За это задание можно максимально набрать 4 балла. Их ставят, если в ответе ученик опирается на позицию автора, упоминает не менее двух литературных произведений, приводя грамотные аргументы в объяснение их выбора и не допуская ни одной фактической ошибки. В случае, если выпускник приводит объяснения выбора не каждого произведения, либо допускает 1 фактическую ошибку, он получает 3 балла. 2 балла можно получить, если указать лишь одно произведение с обоснованием его выбора либо допустить 2 фактические ошибки. Если в ответе нет опоры на авторскую позицию, либо приведены 2 произведения, но без объяснения выбора, либо допущено 3 фактических ошибки – ставят 1 балл. В 0 баллов оценивается ответ, не относящийся к теме вопроса, а также ответ, в котором допущено 4 и больше фактических ошибки.

    Разбор типовых вариантов заданий №14 ЕГЭ по литературе

    Первый вариант задания

    В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки отоб­ра­же­но столк­но­ве­ние не­ве­же­ства и про­све­щен­но­сти и в чем эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пье­сой Д.И.Фонвизина?
    Конфликт между невежеством и просвещенностью – одна из центральных тем произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль»; также эта тема поднимается в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом произведении сталкиваются два мира: молодой и стремящийся к просвещению в лице Чацкого и консервативный и невежественный в лице Фамусова, Скалозуба, Молчалина. Эти герои имеют много общих черт со Скотининым и Простаковой. Все они не видят смысла в образовании; «собрать все книги бы да сжечь» — говорит Фамусов. Главное для этих людей – обогащение; как говорит Простакова, «Без наук люди живут и жили».

    Второй вариант задания

    В каких произведениях русской классики изображаются картины жизни крестьян и в чем они могут быть сопоставлены с «Обломовым»?
    Проблема русской деревни часто встречается в произведениях многих русских писателей: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, И. А. Бунина и других. В романе Н. В. Гоголя «Мертвые души» перед читателем предстают картины крестьянской жизни, очень похожие на изображенные в «Обломове» И. А. Гончаровым. В деревнях Плюшкина и Манилова у изб покосились крыши и нет окон, всюду царит запустение – результат «деятельности» хозяев земель. В этих деревнях все будто бы вымерло. Схожа ситуация и в Обломовке: «Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями». Оба писателя убеждены, что такие помещики не могут привести свои деревни, и, следовательно, всю страну к процветанию.

    Третий вариант задания

    В каких произведениях русских классиков звучат песни и в чем соответствующие эпизоды можно сопоставить с приведенным отрывком из «Тихого Дона»?
    Песни нередко звучат в произведениях русской классической литературы. В романе М. Шолохова «Тихий Дон» поют казаки, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — Наташа Ростова, в романе И. А. Гончарова «Обломов» — Ольга Ильинская. Ольга поет арию Casta Diva – любимое произведение Ильи Ильича Обломова; пение девушки было столь проникновенно, что в Обломове пробуждалось желание к жизни и стремление к прекрасному. Как говорил он сам, слушая пение, он ощущал способность «чувствовать любовь».
    Однако в приведенном отрывке песня не только влияет на чувства героя, но и является предсказанием: конь, уходящий от казака – очень плохой знак. Подобную роль песня исполняет и на страницах произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка», а именно – в главе «Незваный гость». Главный герой Гринев услышал, как разбойники поют «заунывную бурлацкую» песню, и поразился: те люди, которые обречены на то, чтобы оказаться на виселице, поют песню про виселицу. Цель песни – продемонстрировать силу и бесстрашие русского народа, способного бороться за свои права, не боясь суда и смерти.

  7. cradoi45 Ответить

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.
    Под навесом сарая у круглых яслей стояли четыре осёдланные лошади. Из амбара вышел подросток с железной мерой, доверху насыпанной овсом. Он мельком взглянул на Григория, пошёл к заржавшим лошадям. За углом куреня разливалась песня. Дрожащий высокий тенорок выводил:
    Как по той-то было по дороженькеНикто пеш не хаживал…Густой прокуренный бас, повторив последние слова, сомкнулся с тенором, потом вступили новые слаженные голоса, и песня потекла величаво, раздольно и грустно. Григорию не захотелось своим появлением прерывать песенников; он тронул Прохора за рукав, шепнул:— Погоди, не показывайся, нехай доиграют.— Это — не проводы. Еланские так играют. Это они так запеснячивают. А здорово, черти, тянут! — одобрительно отозвался Прохор и огорчённо сплюнул: расчёт на то, чтобы выпить, судя по всему, не оправдался.Ласковый тенорок до конца рассказал в песне про участь оплошавшего на войне казака:
    Ни пешего, ни конного следа допрежь не было.Проходил по дороженьке казачий полк.За полком-то бежит душа добрый конь.Он черкесское седельце на боку несёт.А тесмяная уздечка на правом ухе висит,Шёлковы поводьица ноги путают.За ним гонит млад донской казак,Он кричит-то своему коню верному:«Ты постой, погоди, душа верный конь,Не покинь ты меня, одинокого…»Очарованный пением, Григорий стоял, привалившись спиной к белёному фундаменту куреня, не слыша ни конского ржания, ни скрипа проезжавшей по проулку арбы…За углом кто-то из песенников, кончив песню, кашлянул, сказал:— Не так играли, как оторвали! Ну да ладно, как умеем, так и могём. А вы бы, бабушки, служивым на дорогу ишо чего-нибудь дали. Поели мы хорошо, спаси Христос, да вот на дорогу у нас с собой никаких харчишек нету…Григорий очнулся от раздумья, вышел из-за угла. На нижней ступеньке крыльца сидели четверо молодых казаков; окружив их плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы, старухи, детишки. Слушательницы, всхлипывая и сморкаясь, вытирали слёзы кончиками платков, одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила, когда Григорий подходил к крыльцу:— Милые вы мои! До чего же вы хорошо да жалостно поёте! И, небось, у каждого из вас мать есть, и, небось, как вспомнит про сына, что он на войне гибнет, так слезьми и обольётся… — Блеснув на поздоровавшегося Григория жёлтыми белками, она вдруг злобно сказала: — И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?— Нас самих, бабушка, губят, — хмуро ответил Григорий.Казаки, смущённые приходом незнакомого офицера, проворно поднялись, отодвигая ногами стоявшие на ступеньках тарелки с остатками пищи, оправляя гимнастёрки, винтовочные погоны, портупеи.
    М. А. Шолохов «Тихий Дон»

  8. ALEX1V Ответить

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.
    Под навесом сарая у круглых яслей стояли четыре осёдланные лошади. Из амбара вышел подросток с железной мерой, доверху насыпанной овсом. Он мельком взглянул на Григория, пошёл к заржавшим лошадям. За углом куреня разливалась песня. Дрожащий высокий тенорок выводил:
    Как по той-то было по дороженькеНикто пеш не хаживал…Густой прокуренный бас, повторив последние слова, сомкнулся с тенором, потом вступили новые слаженные голоса, и песня потекла величаво, раздольно и грустно. Григорию не захотелось своим появлением прерывать песенников; он тронул Прохора за рукав, шепнул:— Погоди, не показывайся, нехай доиграют.— Это — не проводы. Еланские так играют. Это они так запеснячивают. А здорово, черти, тянут! — одобрительно отозвался Прохор и огорчённо сплюнул: расчёт на то, чтобы выпить, судя по всему, не оправдался.Ласковый тенорок до конца рассказал в песне про участь оплошавшего на войне казака:
    Ни пешего, ни конного следа допрежь не было.Проходил по дороженьке казачий полк.За полком-то бежит душа добрый конь.Он черкесское седельце на боку несёт.А тесмяная уздечка на правом ухе висит,Шёлковы поводьица ноги путают.За ним гонит млад донской казак,Он кричит-то своему коню верному:«Ты постой, погоди, душа верный конь,Не покинь ты меня, одинокого…»Очарованный пением, Григорий стоял, привалившись спиной к белёному фундаменту куреня, не слыша ни конского ржания, ни скрипа проезжавшей по проулку арбы…За углом кто-то из песенников, кончив песню, кашлянул, сказал:— Не так играли, как оторвали! Ну да ладно, как умеем, так и могём. А вы бы, бабушки, служивым на дорогу ишо чего-нибудь дали. Поели мы хорошо, спаси Христос, да вот на дорогу у нас с собой никаких харчишек нету…Григорий очнулся от раздумья, вышел из-за угла. На нижней ступеньке крыльца сидели четверо молодых казаков; окружив их плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы, старухи, детишки. Слушательницы, всхлипывая и сморкаясь, вытирали слёзы кончиками платков, одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила, когда Григорий подходил к крыльцу:— Милые вы мои! До чего же вы хорошо да жалостно поёте! И, небось, у каждого из вас мать есть, и, небось, как вспомнит про сына, что он на войне гибнет, так слезьми и обольётся… — Блеснув на поздоровавшегося Григория жёлтыми белками, она вдруг злобно сказала: — И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?— Нас самих, бабушка, губят, — хмуро ответил Григорий.Казаки, смущённые приходом незнакомого офицера, проворно поднялись, отодвигая ногами стоявшие на ступеньках тарелки с остатками пищи, оправляя гимнастёрки, винтовочные погоны, портупеи.
    М. А. Шолохов «Тихий Дон»

  9. fletch82 Ответить

    В каких произведениях русских писателей важную роль играют песни и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”?
    И ангел милосердия
    Недаром песнь призывную
    Поёт над русским юношей, –
    Немало Русь уж выслала
    Сынов своих, отмеченных
    Печатью дара божьего,
    На честные пути,
    Немало их оплакала
    (Пока звездой падучею
    Проносятся они!).
    Как ни темна вахлачина,
    Как ни забита барщиной
    И рабством – и она,
    Благословясь, поставила
    В Григорье Добросклонове
    Такого посланца.
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Светило солнце ласково,
    Дышало утро раннее
    Прохладой, ароматами
    Косимых всюду трав…
    Григорий шёл задумчиво
    Сперва большой дорогою
    (Старинная: с высокими
    Курчавыми берёзами,
    Прямая, как стрела).
    Ему то было весело,
    То грустно. Возбуждённая
    Вахлацкою пирушкою,
    В нем сильно мысль работала
    И в песне излилась:
    “В минуты унынья, о родина-мать!
    Я мыслью вперёд улетаю.
    Ещё суждено тебе много страдать,
    Но ты не погибнешь, я знаю.
    Был гуще невежества мрак над тобой,
    Удушливей сон непробудный,
    Была ты глубоко несчастной страной,
    Подавленной, рабски бессудной.
    Давно ли народ твой игрушкой служил
    Позорным страстям господина?
    Потомок татар, как коня, выводил
    На рынок раба-славянина,
    И русскую деву влекли на позор,
    Свирепствовал бич без боязни,
    И ужас народа при слове “набор”
    Подобен был ужасу казни?
    Довольно! Окончен с прошедшим расчёт,
    Окончен расчёт с господином!
    Сбирается с силами русский народ
    И учится быть гражданином.
    И ношу твою облегчила судьба,
    Сопутница дней славянина!
    Ещё ты в семействе – раба,
    Но мать уже вольного сына!”

  10. sochikp Ответить

    Детство Антона Чехова прошло в Таганроге, где больше половины жителей были иностранцы — греки, итальянцы, англичане и немцы. Они устраивали концерты европейских исполнителей, в домах звучала музыка из «Травиаты» и «Трубадура» — известных опер Верди. Чеховы на досуге тоже музицировали, отец Павел Чехов даже организовал семейный хор. Михаил Чехов вспоминал: «Петь и играть на скрипке, и непременно по нотам, с соблюдением всех адажио и модерато, было его призванием. Для удовлетворения этой страсти он составлял хоры из нас, своих детей, и из посторонних, выступал и дома, и публично».
    В 1888 году Антон Чехов познакомился с Петром Чайковским и посвятил ему сборник «Хмурые люди». Писатель и композитор планировали создать оперу «Бэла» по мотивам произведения Лермонтова, но в 1890 году Чехов уехал на Сахалин, а в 1893-м не стало Чайковского.
    Опера Чайковского «Евгений Онегин» фигурирует в рассказе «После театра». Ариозо Ленского «Что день грядущий мне готовит» Чехов ввел в «Рассказ неизвестного человека» как лейтмотив, чтобы подчеркнуть непредсказуемость жизни главного героя — подпольного революционера.
    Романс Чайковского на стихи Якова Полонского «Ночь» («Отчего я люблю тебя, светлая ночь») исполняет Маша — героиня повести «Моя жизнь»: «Вот она кончила, ей аплодировали, она улыбалась очень довольная, играя глазами, перелистывая ноты, поправляя платье, точно птица, которая вырвалась наконец из клетки, и на лице было нехорошее, задорное выражение, точно она хотела сделать всем нам вызов или крикнуть на нас, как на лошадей: «Эй, вы, милые!»
    На страницах чеховских произведений можно встретить упоминание мелодий и других композиторов — Глинки и Даргомыжского, Бородина и Шуберта, Гуно и Листа. Да и сами названия часто связаны с музыкой — «Скрипка Ротшильда», «Контрабас и флейта», «Певчие», «Хористка», «Тапер».
    Слушайте Ария Ленского — Сергей Лемешев на Яндекс.Музыке

    Булгаков: Берлиоз и Гуно

  11. dmialenar Ответить

    Задание 9 (сопоставление произведений эпоса, драмы и лироэпоса), как правило, вызывает определенные трудности у экзаменующихся. Связаны эти трудности и с возможностью потерять драгоценные баллы (максимум 10 за это задание), и с цейтнотом, в условиях которого не всегда сразу приходят на ум нужные произведения, эпизоды, герои. Надеемся, наши советы помогут вам при подготовке.
    Ниже предлагаем вашему вниманию небольшой список произведений, распределенных по темам. Произведения преимущественно из “Кодификатора”, но есть и не вошедшие в него. Естественно, вы вправе брать для сопоставления и другие произведения. Только внимательнее читайте задания, чтобы не отойти от темы!
    1. В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений?
    Д.Фонвизин. Недоросль (г-жа Простакова и ее сын Митрофан)
    А.Грибоедов. Горе от ума (Фамусовское общество и Чацкий)
    Н.Гоголь. Тарас Бульба (Тарас и его сыновья)
    И.Тургенев. Отцы и дети (Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров)
    Л.Толстой. Война и мир (семья Болконских)
    М.Шолохов. Тихий Дон (семья Мелеховых, старое и молодое казачество)
    2. В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне?
    А.Пушкин. Капитанская дочка
    Н.Гоголь. Тарас Бульба
    Л.Толстой. Война и мир. Севастопольские рассказы
    Л.Андреев. Красный смех
    М.Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон
    Б.Васильев. В списках не значился
    3. В каких произведениях отечественной классики звучит тема “гордого человека”?
    А.Пушкин. Цыганы
    М.Лермонтов. Герой нашего времени
    И.Тургенев. Отцы и дети
    Ф.Достоевский. Преступление и наказание
    Л.Толстой. Война и мир
    М.Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль
    4. Почему жанр “Войны и мира” Л. H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?
    А.Н.Толстой. Хождение по мукам
    М.Шолохов. Тихий Дон
    К.Симонов. Живые и мёртвые
    А.Черкасов, П.Москвитина. Сказания о людях тайги
    А.Солженицын. Красное колесо
    5. В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?
    И.Гончаров. Обломов
    А.Чехов. Невеста. Дом с мезонином
    И.Бунин. Чистый понедельник. Солнечный удар. Тёмные аллеи. Холодная осень
    А.Куприн. Одиночество. Гранатовый браслет. Олеся
    6. В каких произведениях русской литературы раскрывается тема “маленького человека”?
    А.Пушкин. Станционный смотритель. Медный всадник
    Н.Гоголь. Шинель. Нос. Записки сумасшедшего. Мёртвые души (Повесть про капитана Копейкина)
    Ф.Достоевский. Преступление и наказание (семья Мармеладовых)
    А.Чехов. Смерть чиновника. Толстый и тонкий
    Л.Андреев. Жизнь Василия Фивейского
    А.Куприн. Молох. Гамбринус
    7. В каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
    А.Грибоедов. Горе от ума
    М.Лермонтов. Мцыри. Песня про царя Ивана Васильевича…
    И.Тургенев. Отцы и дети. Накануне
    Ф.Достоевский. Преступление и наказание
    Н.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
    8. В каких произведениях русской литературы воспевается яркая, сильная личность?
    Н.Гоголь. Тарас Бульба
    М.Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль
    Н.Островский. Как закалялась сталь
    Б.Пастернак. Доктор Живаго
    9. В каких произведениях русской литературы представлены яркие женские образы?
    А.Пушкин. Капитанская дочка. Евгений Онегин
    М.Лермонтов. Герой нашего времени
    А.Островский. Гроза. Бесприданница
    И.Гончаров. Обломов
    Ф.Достоевский. Преступление и наказание.
    Л.Толстой. Война и мир
    А.Куприн. Олеся
    М.Шолохов. Тихий Дон
    10. В каких произведениях русской литературы присутствуют сцены семейной идиллии?
    Н.Гоголь. Старосветские помещики. Мёртвые души
    И.Гончаров. Обломов
    И.Тургенев. Отцы и дети
    Л.Толстой. Война и мир. После бала
    А.Чехов. Душечка
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *