В каких произведениях русской поэзии отображен конфликт поэта и толпы?

7 ответов на вопрос “В каких произведениях русской поэзии отображен конфликт поэта и толпы?”

  1. Nuadann Ответить

    В лирике А.С. Пушкина затрагивается много важных тем, но одними из основных являются темы поэтического предназначения и роли поэта в жизни людей. Во множестве стихотворений Пушкина отражён конфликт поэта и толпы. В чём же заключается его суть?
    В стихотворении “Пророк” (1826) автор утверждает, что поэт – это божественный пророк. К лирическому герою, томимому “духовной жаждой” , является “шестикрылый Серафим” – посланник высших, небесных сил. Он наделяет героя нечеловеческим зрением (“вещие зеницы”) и слухом (“И внял я неба содроганье”), вместо “празднословного и лукавого” языка дарует ему “жало мудрыя змеи”. После этого лирический герой перестаёт быть обычным человеком, теперь его предназначение – исполнять божью волю, “глаголом жечь сердца людей”. Но в стихотворении “Свободы сеятель пустынный…” (1823) мы видим, что “живительное семя”, которое дарует поэт народам, не приносит “плодов”. По мнению лирического героя, люди – это “стада”, которым ни к чему “дары свободы”. Герой чувствует, что “потерял только время, благие мысли и труды”, потому что люди не понимают поэта, его слова не проникают в их сердца. Мы видим трагический конфликт поэта и “мирных народов”: лирический герой одинок, не понят людьми, он отчаялся донести “Бога глас” до толпы.
    Неразрешимость противоречия отражена также в стихотворении “Поэт и толпа” (1828). Поэт здесь предстаёт “сыном небес”, а толпа представлена, как “чернь тупая”, не способная понять высокие творения поэта. “Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв”, – отвечает поэт людям, просящим его употребить свой талант на благо общества: исправить его недостатки, смягчать “сердца собратьев”. Но “божественный посланник” не внимает просьбам народа, поэтому люди презирают поэта. Противостояние заканчивается трагично: поэт забыл своё назначение “глаголом жечь сердца людей” и поэтому уже не может называться

  2. Musyako Ответить

    (235 слов)
    Существенное место в творчестве Лермонтова занимает тема взаимоотношений поэта и «толпы». В своих произведениях он часто показывал гонимого людьми гения, который не находит понимания в обществе.
    Этот вопрос Лермонтов поднимает в стихотворении «Пророк», которое было написано в 1841 году. Необходимо отметить, что оно является продолжением одноименного стихотворения А. С. Пушкина, где показано сотворение поэта, Лермонтов же показывает результат его трудов. Его герой живет в страданиях, его жизнь полна непонимания, а в связи с этим и жестокости, которая исходит со стороны людей. В произведении нет чувства веры в лучшее, его строки источают пессимизм.
    Но «Пророк» — не единственное стихотворение, где Лермонтов поднимает тему поэта и «толпы», произведение «Поэт» тому подтверждение. Для того чтобы раскрыть этот конфликт, автор использовал прием параллелизма. В начале, мы видим историю боевого клинка, когда-то бывшего надежным оружием, а ныне утратившего свое назначение. Далее Лермонтов сравнивает удел кинжала с участью поэта: когда-то он, чей «стих, как божий дух, носился над толпой», был так же величав, как боевой клинок. Ныне звук его могучих слов забыт, а общество презирает его. Автор обвиняет современных писателей в том, что они отреклись от своего предназначения и подчинились толпе, теперь их главная задача не просвещать, а веселить читателей. В финале Лермонтов задает вопрос современникам, смогут ли они вновь вернуться к своей миссии или никогда «Из золотых ножен не вырвут свой клинок».

  3. Anayarin Ответить

    Конфликт поэта и эпохи является часто затрагиваемым русскими поэтами разных поколений. Так, в первой четверти XX века, ознаменовавшейся переломом в исторической судьбе России, отмеченной тремя революциями, Первой Мировой и Гражданской войнами данный конфликт всё чаще вторгается в лирику поэтов серебряного века. Обозначим различия и сопоставим, исходя из заданной темы, два стихотворения: «Мне голос был. Он звал утешно…» А. Ахматовой и «Ленинград» О. Мандельштама. Во-первых, обстоятельства времени написания этих лирических произведений различны, однако поэтическое пространство, в котором находятся лирические герои, одинаково – это Петербург (Ленинград). Стихотворение Ахматовой написано осенью в период Октябрьской революции 1917 года и является откликом на события, поражающие своей жестокостью: «Когда в тоске самоубийства // Народ гостей немецких ждал, // И дух суровый византийства // От русской церкви отлетал». Тогда как стихотворение Мандельштама «Ленинград» создано в 1930 году, то есть спустя более чем 10 лет после свершения революции, в условиях новой социалистической власти. Оно являет собой поэтическую картину советской России, которая с трудом «узнаётся» поэтом. Во-вторых, оба стихотворения объединяет ощущение неприятия эпохальных событий и их последствий. Лирическая героиня Ахматовой испытывает «боль поражений и обид», вызванную страшными событиями настоящего, а «при

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *