В каких русских народных сказках встречается баба яга какими качествами?

11 ответов на вопрос “В каких русских народных сказках встречается баба яга какими качествами?”

  1. troomer Ответить

     ТИПЫ БАБЫ-ЯГИ В ВОЛШЕБНЫХ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ
    Выполнила: Максач Полина,
    ученица 5 «а» класса
    МОУ «Гимназия г. Тюкалинска»
    г. Тюкалинска Омской области
    Руководитель: Максач Н.В.,
    учитель русского языка и
    литературы
    2011 год
    Оглавление
    I. Введение ………………………………………………………………стр. 2
    II. Основная часть……………………………………………………….стр.3
    II.I Теоретическая часть ………………………………………………..стр. 3
    II.II Практическая часть…………………………………………………стр.5
    III. Заключение………………………………………………..…………стр. 10
    Литература………………….…………………………….………………стр11
    Приложение……………………………………………….…………….стр.12
    Баба Яга – род ведьмы, злой дух,
    под личиной безобразной старухи.
    В. Даль
    Баба Яга – положительный
    персонаж древней русской мифологии.
    В. А. Иванов
    I.Введение
    В начале ХХ века один из известных учёных В.Я. Пропп написал работы об исторических корнях волшебной сказки, где дал подробную классификацию сказочных сюжетов и сказочных персонажей. Одной из самых ярких, оригинальных, загадочных и сложных героинь русских народных волшебных сказок является Баба-Яга, которой В.Я. Пропп посвятил в работе «Исторические корни волшебных сказок» несколько глав. С той поры прошло много времени, однако для широкого круга людей этот образ до сих пор остается таинственным.
    Все мы знаем (по сказкам), что живет Баба-Яга в дремучем лесу или в чистом поле, а то и на горе в избушке на курьих ножках, на бараньих рожках, вокруг избы – забор из человеческих или лошадиных черепов. Слугами Бабы-Яги считают змей, лягушек, ящериц, черных кошек, ворон… Создаётся впечатление, что Яга очень злая. Но всегда ли это так? И такая ли уж страшная, ужасная и кровожадная эта Баба-Яга, ведь кроме плохих поступков она часто помогает главным героям, т. е. совершает добро?
    Актуальность данного исследования и определяется сформулированными выше противоречиями.
    Гипотеза исследования: если Баба-Яга способна помогать герою, то, вероятно, её нельзя причислять к отрицательным персонажам.
    Практическая значимость: материал данной работы может быть использован как на уроках литературного и внеклассного чтения в начальной школе, так и для выступлений перед школьниками 5-6 классов.
    Материалом исследования послужили тексты волшебных русских народных сказок из 6 сборников (А.Н. Афанасьева, Т.Г. Леоновой…)
    Объект исследования: волшебные русские народные сказки.
    Предмет исследования: типы Бабы-Яги.
    Цель: выяснить, в каких образах (положительных или отрицательных) предстаёт в русских волшебных сказках Баба Яга.
    Для реализации поставленной цели мы наметили следующие задачи:
    1.Проанализировать русские народные сказки, в которых присутствует образ Бабы Яги, и выявить ее добрые и злые поступки.
    2.Определить основные типы Бабы-Яги.
    3.Изучить современные представления о Бабе-Яге.
    4.Провести опрос среди учащихся и учителей Гимназии.
    -2-
    Методы работы.
    1.Чтение русских народных сказок.
    2.Изучение энциклопедической, научной литературы, материалов на электронных носителях по проблеме исследования.
    3.Наблюдение, классификация, обобщение (описательный метод).
    II.Основная часть
    II.I  Теоретическая часть.
    Типы Бабы-Яги.
    На протяжении нескольких столетий ученые пытаются по­нять образ Бабы-Яги. Русский ученый А.А. Потебня, академик Б.А. Рыбаков, лите­ратуровед В.А. Иванов, А. Аливердиев, М.И. Корнилович, профессор В.Я. Пропп занимались изучением этого таинственного сказочного персонажа. В.Я. Пропп подчёркивал, что «Яга – очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ». Именно В.Я. Пропп выделил в волшебной сказке три типа Бабы-Яги.
    Это, во-первых, Яга-дарительница, к которой приходит герой. Здесь можно выделить несколько подтипов:
    а) Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре);
    б) Яга-повелительница сил природы и животного мира (в народных сказках типа “Заколдованная королевна”, “Василиса Прекрасная” из сборника А.Н. Афанасьева Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем);
    в) Яга-охранительница / покровительница (следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя);
    г) помощница / покровительница героя (это та Яга, которая героя накормит, напоит, в баньке попарит, а потом еще и даст ему клубочек, меч и расскажет, где находится Кощеева смерть). Но чтобы Яга помогла герою, ему часто надо выполнить целый обряд. Для начала – повернуть к себе избушку на курьих ножках (происходит это от домов, стоявших на пнях). Если Яга – посредник между живыми и мертвыми, ее дом надо повернуть входом к миру живых, иначе герой не сможет туда войти. Потом он входит, и Яга ему говорит: «Русским духом пахнет». Русским в данном случае – человечьим. Оба прекрасно знают, что человеку здесь не место. Яга произносит запугивающие фразы – угрожает съесть героя и поплясать на его косточках. Звучат они нараспев, даже ритуально. Герой также ритуально говорит ей, что так гостей встречать нельзя, надо его сначала накормить, в баньке попарить, а тогда уже разговаривать. После такого обмена любезностями Яга меняет гнев на милость и помогает герою. Почему? Может быть, его фразы – что-то вроде пароля, то
    -3-
    есть он «свой», или его пожелание съесть что-нибудь в мире мертвых свидетельствует о его силе и тайных знаниях. В любом случае, герой демонстрирует Яге, что не боится ее, а видит в ней помощницу.
    Во-вторых, — тип Яги-похитительницы, уносящей детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Этот образ появился не случайно. Дело в том, что у древних славян был такой обряд «выпекания ребенка». Применялся он в случае болезни ребенка, а также к недоношенным детям. Ребенка клали на лопату и трижды засовывали в теплую печь, символизирующую материнское лоно. Также был обряд инициации, то есть взросления, когда ребенка символически похищали и уносили в лесную чащу. С уходом лесных божеств эти обряды стали вне закона, и, конечно же, их отголоски превратились в страшилки.
    В-третьих, — тип Яги-воительницы. Это та Яга, которая гонится в ступе за героем, похитившим ее дочь (меч, живую воду и т. д.). Яга, которая вырезает из спины героя ремни. Яга, которая машет мечом, сражается, как мужчина, и часто побеждает. Как страж загробного мира она обладает большими силами. Ее ступа, по утверждениям некоторых специалистов – ни что иное, как древнеславянский вид гроба. Яга всегда в итоге терпит поражение в сражении с героем, или, в лучшем случае, вынуждена повернуть назад, побежденная своей дочерью (Василисою), которая не захотела наследовать силу и мастерство матери, а вместо этого выбрала подчинение мужу и домашний очаг.
    Некоторые учёные также выделяют тип Яги-прародительницы (она мать / бабка для нескольких своих дочерей / внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка “Баба Яга”, теща). Вспомним, Баба-яга, Яга-баба как древнее устойчивое понятие состоит из двух слов. Баба — женщина, бабушка, прабабушка, прародительница, пращур, ещё и бог, то есть слово «баба» восходит к божественным, произошедшим от Бога первопредкам.
    Слово «яга» в древнерусском языке означало: шкура ягнёнка или шуба из шкуры ягнёнка мехом наружу. Это ритуальная одежда древней волхвы, при помощи которой, как правило, определялась любая старшая женщина в роду.
    Баба-Яга может выступать и в образе врага героя. Она тоже может ему помочь, но делает это неохотно, под угрозой силы, и всячески пытается увильнуть от своих обещаний и навредить герою. Однако благодаря магическому предмету или каким-то собственным силам герой имеет над Бабой-Ягой власть и заставляет ее временно подчиниться. В таких историях герой часто дурачит Бабу-Ягу и крадет у нее то, что она не пожелала дать ему добром.
    -4-
    II.I  Практическая часть.
    Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках.
    Баба-Яга, действительно, очень трудный для анализа персонаж.
    В волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.
    Нами проанализировано 23 волшебные сказки из 6 сборников, где одним из действующих лиц является Баба-Яга.
    В роли Яги-дарительницы в этих сказках Баба-Яга встречается в 11 сказках.
    1. Яга – дарительница принимает героя, иногда испытывает его и вру­чает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели.
    В сказке «Финист – ясный сокол» Баба-Яга помогает и делом, и советом.
    «Вышла [Марьюшка] на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнем горит.
    Говорит Марьюшка:
    – Избушку, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.
    Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит. Увидела Баба-Яга Марьюшку, зашумела:
    – Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль дело лытаешь?
    – Ищу, бабушка, Финиста – ясна сокола.
    – Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.
    – Спасибо тебе, бабушка!
    – Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста – ясна сокола повидать…
    Поблагодарила Марьюшка Бабу – Ягу и пошла, а лес зашумел, загудел, поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли да все на Марьюшку.
    Такой нам с детства знакома Баба-Яга. И предметы волшебные дала она Марьюшке, и подсказала, что нужно сделать, чтобы Финиста – ясна сокола спасти. Добрые, а не злые поступки совершает Баба-Яга в данной сказке.
    -5-
    Подтип Баба-Яга – советчица встретился нам в 6 сказках.

  2. Keshca Ответить

    Баба Яга встречается практически во всех русских народных сказках и в фильмах и мультиках, снятых по мотивам этих самых сказок. Их даже сложно все перечислить. Самые первые сказки, которые приходят в голову, это те, которые снял в свое время Александр Роу:
    – “Морозко”;
    – “Василиса Прекрасная”.
    В год проведения Олимпиады был очень популярным мультсериал “Баба Яга против”.
    Из других экранизированных сказок:
    – “Новогодние приключения Вити и Маши”;
    – “Сказка о молодильных яблоках и живой воде”;
    – “Гуси-лебеди”;
    – “Марья Моревна”
    – “Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что”;
    – “Финист – ясный сокол”;
    – “Избушка на курьих ножках”;
    – “Иван-царевич и Белый полянин”;
    – “Царевна лягушка”;
    – “Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня богатыри”;
    – “Буря-богатырь, Иван коровий сын”;
    – “Князь Данила-Говорила”;
    – “Заколдованная королевна”;
    – “Два Ивана”;
    – “Две сестры”;
    – “Баба-Яга и жихарь”…
    И разве можно забыть знаменитую сказку Леонида Филатова “Сказ о Федоте-стрельце…”, там тоже присутствует столь колоритный персонаж.
    И это далеко не полный список. У каждого есть свои любимые сказки, где обязательно присутствует столь колоритный персонаж, как Баба Яга.

  3. Frickerxxx Ответить

    Во многих русских сказках.
    Злая, зловредная, умеющая пользоваться волшебством, колдовать, бесстрашная летчица (ступа) , хорошая домохозяйка (хорошие отношения с живым домом на курьих ножках) , нелюдима, живет в лесу одна, людоедка (хотела поджарить мальчика и съесть) , имеет порочащие её связи с сомнительными так же сказочными субъектами. А в общем старая забытая несчастная женщина. Хотя привлекающая к себе людей.
    А вот что написано в интеренете:
    Баба-Яга – популярный персонаж фольклора у славян. Обычно Баба-Яга
    выступает в качестве старухи, наделённой магической силой. По своим
    свойствам и характеристикам Баба-Яга ближе всего к ведьме, поскольку
    умеет колдовать и летать в ступе. Все с детства знают, кто такая
    Баба-Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они
    отрицательны, а поэтому самой героине отводят место в пантеоне нечистой
    силы. Тем не менее в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Если
    ее убрать из сказки, то герой ничего не сможет: он либо не достанет
    необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точные кординаты где
    искать и куда идти. К тому же герой будет голодным и грязным, поскольку
    она изначально кормит, напоит героя и в баньке парит, а уж потом
    творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Баба-Яга
    (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской
    мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным
    хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших
    в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую
    деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна
    родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во
    всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают
    герои как к последней надежде, последней помощнице – это бесспорные
    следы матриархата.

  4. s-mikhail Ответить

    Введение
    Сказки – прекрасное творение искусства. Русская народная сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно. Сказки входят в нашу жизнь в раннем детстве и остаются c нами навсегда. Именно сказки открыли нам мир человеческих чувств и взаимоотношений, добра и зла, справедливости и коварства. Сказочных героев очень много, каждый из них играет свою важную роль, у каждого – свое неповторимое, загадочное имя.
    Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем нам она прекрасно известна с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали нам перед сном. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем она в этих сказках нужна? Так ли страшна Баба Яга, как старались нам её преподнести?  Ведь в сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь. И не одна деталь не может быть там без уважительной причины.
    Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно попробовать проанализировать сам персонаж и все детали, которые нам о нём известны. Сделать это несложно, надо лишь внимательно прочитать сказки. Мы  решили узнать у своих сверстников их мнение о данном образе.
    Мы провели практические и теоретические  исследования:
    1        Чтение и анализ русских народных сказок, составление таблицы об образе Бабы Яги;
    2        Изучение научной литературы и словарей по данной теме;
    3        Опрос одноклассников и составление диаграмм по результатам опросов;
    Целью нашего исследования является: изучение образа Бабы-Яги в русских народных сказках.
    Для реализации данной цели были определены следующие задачи:
    1.Узнать значение имени Бабы Яги в разных словарях и научных трудах;
    2.Проанализировать поступки, которые, совершает Баба Яга в сказках, соотнести их с добром или злом;
    3.  Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение о образе Бабы Яги.
    Объект исследования: русские народные сказки
    Предмет  исследования: образ Бабы-Яги в русских народных сказках.
    Методы исследования:
    – Чтение книг.
    –  Анализ русских народных сказок.
    – Описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение).
    – Анкетирование.
    – Анализ результатов
    Теоретическая часть
    2.1     Кто такая Баба Яга?
    На краю полянки                       малой,
    Вся трава как изумруд.
    Там в избушке старой-старой
    Кот с Ягою век живут.
    Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, мы читали энциклопедии, толковые словари.
    Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина.
    Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения людей, намного старше нас.
    Современный толковый словарь Ефремовой сообщил, что «баба, бабушка» – это:
    1. Мать отца или матери по отношению к их детям.
    2. Старая женщина.
    Этот же толковый словарь русского языка говорит, что «яга» это:
    1 Злая старуха-колдунья как персонаж русских народных сказок.
    2. Шуба мехом наружу.
    В «Толковом словаре живого великорусского языка»  В.Даля сказано, что «яга» – «шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур; шуба, тулуп, халатного покрою».
    Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать».  (Толковый  словарь живого великорусского языка В.Даля)
    Получается, что Баба Яга – это пожилая женщина, которая наверняка носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.
    Энциклопедия «Мифы народов мира» говорит, что  «Баба Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба Яга живёт в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В печи Баба Яга старается изжарить похищенных детей.
    Кроме образов Бабы Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы Яги одна нога – костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она – старуха.  Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.
    2.2 Образ Бабы Яги в русских народных  сказках.
    Я прочитал двенадцать русских народных сказки, где говорилось о Бабе Яге:
    1.        Баба Яга и Заморышек.
    2.        Василиса Прекрасная.
    3.        Гуси-лебеди.
    4.        Заколдованная королева.
    5.        Марья – Моревна.
    6.        Морской царь и Василиса Премудрая.
    8.      Сказка о молодильных яблочках и живой воде.
    9.      Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.
    10.    Терешечка.
    11.   Царевна – Лягушка.
    12.   Финист- ясный сокол
    В шести сказках она представляет «зло»,   в шести  сказках  – «добро».[2]
    Во всех сказках Баба Яга  выглядит одинаково [1]. Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос…». «Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос».  «Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки». А для того, чтобы попасть  к Бабе Яге, приходится идти  долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла  всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги.  Марьюшка  из сказки «Финист-Ясный сокол» шла  чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила  башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги. Дом у Бабы Яги – это избушка на курьих ножках. «Огляделся Иван кругом, увидал тропинку и пошёл по ней – авось куда и приведёт. И привела его тропинка в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинёшенька, на курьей ножке, об одном окошке, со крутым крыльцом.»  «Сказка про Василису Премудрую» «Гуси-лебеди»: «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается». А в сказке «Баба Яга и Заморышек» Баба Яга живёт в белокаменных палатах. Передвигается  Баба-Яга в ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом. «Вдруг слышит Василиса – земля дрожит, ходуном ходит. Это Баба Яга в ступе летит, пестом погоняет, помелом след заметает»  – так описано появление Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная».   Кто же встречается в сказках с Бабой Ягой? По какой причине герой сказки попадает в такое неприятное место? В некоторых сказках  у Бабы Яги оказываются дети. Баба Яга хочет их съесть и предлагает сесть на лопату, чтобы она могла посадить их в печь.  Детей или похищает сама Баба Яга, как в сказке «Терешечка», или по ее приказу крадут детей гуси, как в сказке  «Гуси-лебеди». Но в этих сказках дети оказались у Бабы Яги потому, что не послушали своих родителей. Машенька не за братцем смотрела, а с подружками играла.  В этих сказках детей Яга не съела, всем им удалось от нее сбежать, но для этого им пришлось обмануть Ягу, проявить смелость, смекалку или попросить помощь у других героев, которые помогали детям за их хорошее отношение к ним.    Иногда к Бабе Яге отсылают своих падчериц-рукодельниц, красавиц мачехи, как в сказке «Баба Яга».   Взрослые попадают к Бабе Яге почти всегда по своей воле, они специально ищут ее. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Баба Яга много знает, особенно про волшебный мир, который отличается от мира людей. А еще у нее часто просят волшебные предметы, которыми она владеет. В сказках «Марья Моревна», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек» героям, пришедшим за помощью, Баба Яга соглашается помочь. Но она проверяет, заслуживают ли волшебные предметы или коня герои, смогут ли они выполнить ее задание. Например, в сказке «Марья–Моревна»: … “Здравствуй, бабушка!” – “Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел – по своей доброй воле аль по нужде?” – “Пришел заслужить у тебя богатырского коня!” – “Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц – дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся – торчать твоей голове на последнем шесте!” В сказке «Баба Яга»: «Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!»
    А есть такие сказки, в которых Баба Яга помогает героям, не желая им зла. Но сразу при встрече она тоже их пытается напугать, говорит: «Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?» или «-Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь….».  И если герои не испугались, говорили ласково, то Баба Яга им и предметы волшебные даёт, и дорогу подскажет.   Получается, что одолеть Бабу Ягу или заслужить ее сочувствие и помощь могут не все.  Остаются невредимыми только те, кто проявил выдержку, смелость, не испугался её; был с Ягой вежливым; помогал  слабым, был умным, смог перехитрить Бабу Ягу; сумел выполнить задание Яги. А если не сумел угодить  Бабе Яге, то у нее и пропадёшь.
    В сказках Баба Яга – старая  некрасивая  бабка, которая умеет  колдовать, воровать детей, летать в ступе, заметая следы помелом. Злобная  Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а  пришедшему к ней передом. На службе у Яги могут оказаться не только разные лесные жители – змеи, лягушки, чёрные кошки, вороны, но и нечисть – черти, например, или сказочные существа –         кикиморы. А о том, что она не всегда злючка, она и сама иногда вспоминает. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Она может быть и доброй, и мудрой. В разных сказках Баба Яга разная и судить однозначно о её образе нельзя.
    2.3 Родина Бабы Яги
    В 180 километрах от Ярославля и в 58 километрах от Пошехонья, на границе Ярославской и Вологодской областей, в живописном месте на берегу реки Ухтомы расположено небольшое село Кукобой.
    В последнюю субботу июня в селе Кукобой двойной праздник: день села и день рождения Бабы-Яги, поселившейся в Сосновом бору, что находится в центре села. Здесь ей местные умельцы построили новую избушку.                                Для жителей района Баба-Яга – символ домовитости, а вовсе не что-то тёмное, языческое. Она – прародительница, хранительница обычаев и традиций рода. Открылся в Кукобое музей Сказки, где главный персонаж – всё та же Баба-Яга, но только кукольная. Работает для туристов и Чайная Бабы-Яги, где угощают знаменитыми кукобойскими пирогами. А у избушки гости и туристы играют с лесной старушкой.
    Практическая часть
    Среди своих одноклассников мы провели опрос на сколько они знают и любят русские народные сказки. Было опрошено 20 человек. Получились такие результаты.

    Вывод: большинство моих одноклассников – 80% читают и любят сказки.   Читать сказки – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о                  себе и о людях.
    Тем ребятам, кто «положительно»  ответил на первый  вопрос, мы задали следующий.

    Вывод: Ответы моих одноклассников (16 человек) на данный вопрос   можно разделить на три  группы, но большинство (12 человек) ценят сказки за победу добра.  Меня порадовали ответы данной  группы. Со сказками связаны наши первые детские представления о  справедливости, где добро обязательно побеждает зло.
    Мы  решили расспросить одноклассников об отношении к героям.

    Вывод: мнения одноклассников разделились следующим образом:
    1 группа (3 чел.) – выбрали  «отрицательных» героев;
    2 группа (4 чел.) – не отдали предпочтение ни «положительным», ни
    «отрицательным»;
    3 группа и таких большинство (9 чел.) – выбрали «положительных» героев.
    Это радует, значит и в реальной жизни, ребята  отдадут предпочтение добру и сами  будут стремиться совершать добрые поступки.

    Вывод: Оказалось, что не только мне, но и моим ровесникам, тоже больше всего запомнился такой персонаж, как Баба Яга.                                                  Нам   стало интересно узнать, как относятся школьники к Бабе Яге. мы решили провести опрос среди  учеников начальной школы (3 класс), что они думают о её образе. В опросе участвовало 60 человек.                                          Начав изучение образа Бабы Яги мы решили узнать как относятся к данному образу мои сверстники. Мы  опросили не только своих одноклассников, но и учащихся третьих  классов.

    Вывод: Большинство  учеников – 21 человек,  считают Бабу Ягу разной в зависимости от обстоятельств, по мнению следующей подгруппы, и таких большинство –  27 человек,   она  представитель зла, колдунья и похитительница, третья группа считает, что Баба Яга достаточно добрый персонаж – 15 человек, но есть и такие ребята, кто затруднился ответит – 6 человек. В детстве мы просто воспринимаем Бабу Ягу всей своей душой, не давая определения, плохая эта женщина или хорошая.
    Заключение
    В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Я прочитал много русских народных сказок, узнал значение многих непонятных слов, провел опрос среди учащихся по теме исследования, узнал из дополнительной литературы многое о Бабе Яге.  Мне очень понравилось анализировать сказки.                                                                                 Я понял, что нужно всегда внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
    Оказалось, что  Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она бывает не только злой, но  и доброй, хозяйственной, гостеприимной. Взрослые рассказывают нам  о том,  что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться  человеком. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла.  Благодаря своему исследованию я узнал много нового и интересного.
    Литература
    1. Большая книга русских народных сказок. М.: Планета детства, 2003.
    2. Даль. В. Толковый словарь живого великорусского языка /  В. Даль. –                 М.: Русский язык, 2005.
    3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка / Т.Ф.Ефремова. – М.:                          Русский язык, 2001.
    4.  Забылин. М. Русский народ: Его обычай, предания, обряды. – М.: Изд – во
    5. Лебёдушка: Русские волшебные сказки. М.: Детская литература, 1983.
    6. Матюшкина К. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане/К.Матюшкина. –М: Астрель, 2009.
    7. Мифы народов мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987.
    8. Сказки народов мира / сост. Л.В.Ханбеков. – Минск:  Юнацтва, 1985.
    9. Успенский Э. Вниз по волшебной реке/Э.Успенский. – М: Астрель, 2007.
    10. Чудесные русские сказки. М: Эксмо, 2004.
    Интернет источники:
    1.http://www.yaga.ru/rus/r_events_obj.html?71
    2. http://ru.wikipedia.org/wiki
    3. http://images.yandex.ru/images.html
    4. http://www.babybiog.ru/community/post/
    5. http://www.fanbio.ru/mif/83-2010-05-16-00-57-36.html
    Приложение
    Приложение 1

    Приложение 2
    «Баба Яга в русских народных сказках»
    Название сказки
    Поступок Бабы Яги
    Силы добра или зла?
    Терешечка
    Хотела съесть Терешечку
    зла
    Марья-Моревна
    Хотела погубить Ивана-царевича
    зла
    Василиса Прекрасная
    Хотела съесть Василису
    зла
    Сказка про Василису Премудрую
    Помогла Иванушке найти Василису
    добра
    Баба Яга
    Хотела съесть девочку
    зла
    Баба Яга и заморышек
    Хотела всех погубить
    зла
    Гуси-лебеди
    Похитила ребёнка, чтобы съесть
    зла
    Сказка о молодильных яблочках и живой воде
    Дала совет, как найти воду и яблоки
    добра
    Царевна-лягушка
    Дала совет, чтобы победить Кощея Бессмертного
    добра
    Финист-Ясный сокол
    Помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола
    добра
    Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что
    Помогла Андрею-стрелку
    добра
    Заколдованная королевна
    Помогла найти королевну
    добра
    Приложение 3
    Музей Бабы – Яги село Кукобой Ярославской области

  5. bush49 Ответить

    Во многих русских сказках.
    Злая, зловредная, умеющая пользоваться волшебством, колдовать, бесстрашная летчица (ступа) , хорошая домохозяйка (хорошие отношения с живым домом на курьих ножках) , нелюдима, живет в лесу одна, людоедка (хотела поджарить мальчика и съесть) , имеет порочащие её связи с сомнительными так же сказочными субъектами. А в общем старая забытая несчастная женщина. Хотя привлекающая к себе людей.
    А вот что написано в интеренете:
    Баба-Яга – популярный персонаж фольклора у славян. Обычно Баба-Яга
    выступает в качестве старухи, наделённой магической силой. По своим
    свойствам и характеристикам Баба-Яга ближе всего к ведьме, поскольку
    умеет колдовать и летать в ступе. Все с детства знают, кто такая
    Баба-Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они
    отрицательны, а поэтому самой героине отводят место в пантеоне нечистой
    силы. Тем не менее в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Если
    ее убрать из сказки, то герой ничего не сможет: он либо не достанет
    необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точные кординаты где
    искать и куда идти. К тому же герой будет голодным и грязным, поскольку
    она изначально кормит, напоит героя и в баньке парит, а уж потом
    творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Баба-Яга
    (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской
    мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным
    хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших
    в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую
    деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна
    родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во
    всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают
    герои как к последней надежде, последней помощнице – это бесспорные
    следы матриархата.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *