В какой части слова заключено его лексическое значение а в какой грамматическое?

6 ответов на вопрос “В какой части слова заключено его лексическое значение а в какой грамматическое?”

  1. Yozshugami Ответить

    (Два урока)

    5-й класс

    Ученики 5-х классов, осваивая курс
    русского языка, знакомятся с большим количеством
    определений. Сталкиваясь с обилием терминов,
    дети часто не понимают их сути. Пятиклассник
    бойко дает определение, но теряется, если его
    надо воспроизвести своими словами. Происходит
    это не из-за того, что ученик плохо владеет
    навыком давать определения. Просто ребенок не
    понимает внутреннего наполнения явления, его
    сущности, формулировку же легко заучивает,
    подобно стихам или выражению на иностранном
    языке, – автоматически.
    Любой учебник 5-го класса предлагает
    ученику и учителю освоить тот понятийный
    аппарат, который, с одной стороны, немного знаком
    из курса начальной школы, с другой – еще не
    совсем понятен, так как в начальной школе не
    всегда даются определения языковых явлений. При
    этом уже известные вещи рассматриваются вновь, и,
    безусловно, делать это надо не только на новом
    научном уровне, но так, чтобы заинтересовать
    ученика, показать необычное в знакомом.
    Осуществляя такой подход к работе с
    терминами, мы можем по-новому раскрыть уже
    знакомое явление, пробудить интерес к нему,
    помочь в нем разобраться и глубже его постичь.
    К понятиям, которыми каждый
    пятиклассник должен свободно владеть, относятся
    термины лексическое и грамматическое значение.
    Обратимся к учебникам. Для примера
    возьмем традиционно используемый во многих
    школах учебник под редакцией Т.А. Ладыженской,
    М.Т. Баранова, Л.Т. Григоряна (1) и «Русский язык»
    под редакцией М.В. Панова (2), который или
    привлекается в качестве дополнительного
    материала, или служит основным учебником в ряде
    гимназий и школ с гуманитарными классами.
    Рассматриваемые термины в них встречаются при
    изучении тем: 1) «Лексика», «Словообразование.
    Морфемика»; 2) «Лексика», «Морфология».
    Посмотрим, какие определения лексического и
    грамматического значения в них предлагаются.
    В учебнике под ред. Т.А. Ладыженской читаем:
    «Каждое слово что-то обозначает.
    Например, слово ельник обозначает «лес,
    состоящий из одних елей». Это его лексическое значение.
    Кроме лексического, слово имеет и грамматическое
    значение. Например, у существительных можно
    определить род, падеж, число, у глаголов – время,
    лицо и число.
    «Русский язык» под ред. М.В. Панова
    предлагает следующий вариант:
    Елка – это вечнозеленое хвойное
    дерево с конусообразной хвоей и длинными
    чешуйчатыми шишками. Это основное значение слова
    елка. Оно обозначает главный смысл в слове,
    то, о чем мы думаем, когда его произносим. Такое
    значение слова называется лексическим значением.
    Елка – это существительное
    женского рода в им. пад. ед. ч. Такие значения
    называются грамматическими значениями.
    Согласитесь, не очень удачно давать
    определение через пример, но зато суть
    раскрывается очень наглядно.
    Обратимся к энциклопедии «Русский
    язык», где даются общие определения.
    Лексическое значение – содержание
    слова, отображающее в сознании и закрепляющее в
    нем представление о предмете, свойстве, процессе,
    явлении и пр.
    Грамматическое значение
    обобщенное, отвлеченное языковое значение,
    присущее ряду слов, словоформ, синтаксических
    конструкций и находящее свое регулярное
    выражение в грамматических формах.
    Безусловно, такие определения никто не
    будет предлагать в 5-м классе.
    Поставив цель совместить принцип
    научного подхода с увлекательной подачей
    материала, чтобы таким образом помочь учащимся
    освоить его глубже, я использовала при изучении
    терминов лексическое и грамматическое
    значение знаменитую фразу Льва
    Владимировича Щербы.
    Уроки являются вводными к теме
    «Лексика» по учебнику под ред. Т.А. Ладыженской.

    О глокой куздре

    Урок 1

    Цель:
    1) познакомить с понятием лексическое
    и грамматическое значение
    ;
    2) закрепить знание о частях речи;
    3) совершенствовать навык давать определения
    языковым явлениям своими словами.
    ХОД УРОКА

    I. Вводная беседа.

    Вспомните, какие разделы науки о языке
    вы уже знаете, что вы уже изучали.
    Часто главным объектом нашего изучения было
    слово. Мы наблюдали, как оно работает в
    предложении, словосочетании, строили из слов
    тексты.
    Как назвать все слова языка? (Лексика.)
    Вспомните название разделов языкознания и
    подумайте: есть ли у слова лексика еще
    значения?

    II. Работа со словарем.

    На доске записаны слова:
    колорит
    номинироваться
    лубочный

    Знаете ли вы смысл этих слов?
    Если значение слова непонятно, как можно узнать,
    какое оно? (Воспользоваться словарем.)
    Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов?
    Почему нам необходим толковый словарь? (Именно
    там дано определение, толкование слов.)

    Прежде чем обратиться к словарю С.И. Ожегова, Н.Ю.
    Шведовой, подумайте, можно ли сказать что-то о
    каждом из приведенных слов. Рассмотрим их как
    части речи и запишем выводы.
    колорит – сущ., м. р., ед. ч., им. п. / в.
    п.
    номинироваться – глагол, несов. в., I спр.
    лубочный – прил., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
    Ниже запишите определение данных слов
    из толкового словаря.
    Скажите, есть ли еще другие слова, обладающие
    значением «печатающийся с лубков»?
    Значит, у слова лубочный уникальное значение,
    то есть такое, которым обладает лишь оно.
    Попробуйте подобрать слова с теми же
    характеристиками, как у прилагательного лубочный
    (см. запись выше). Много ли таких слов?

    III. Формулирование понятий.

    Итак, мы увидели, что у каждого из
    рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем
    они различаются? (Одно подходит к множеству
    аналогичных, другое подходит только к
    конкретному слову.)

    Если лексика рассматривает смысл слов, какое из
    двух значений назовем лексическим? Попытайтесь
    дать ему определение.
    Лексическое значение – смысл слова, значение,
    свойственное только данному слову, или
    уникальное значение. Чем будет отличаться от
    него грамматическое значение? (Не является
    уникальным.)

    Теперь, зная, что грамматическое значение
    рассматривает слово с точки зрения части речи,
    попробуйте дать определение ему.
    Грамматическое значение – значение слова как
    части речи; признаки, которые есть у данного
    слова, могут быть у многих других слов.

    IV. Закрепление материала.

    1) Запишите лексическое значение слов:
    кафтан, базироваться, взыскательный.
    2) Укажите грамматическое значение
    этих слов и приведите несколько (4–5) слов с
    аналогичным грамматическим значением.
    3) Рассмотрим словосочетание глокая
    куздра. Запишите его лексическое и
    грамматическое значение. Какое значение –
    лексическое или грамматическое – вы смогли
    записать? Что легче выполнить? Почему?
    Как вы думаете, будут ли эти слова в других
    словарях?
    Скажите: какая часть слова помогла вам узнать
    грамматическое значение слов?

    V. Проверка усвоенных знаний.

    1) Расскажите, как вы поняли, что такое грамматическое
    и лексическое значение.
    2) Чем они различаются?
    3) Какая морфема показывает грамматическое
    значение?
    4) Назовите слова по лексическому значению:
    требовательный, строгий…;
    старинная долгополая мужская одежда

    VI. Домашнее задание.

    1. Приготовьте рассказ, что такое
    лексическое и грамматическое значение.
    2. Установите лексическое значение
    слов: комфортабельный, конвейер, нежиться,
    ополченец, ополчиться, перечить, реверанс
    .
    3.
    Придумайте свои словосочетания (3–4) из слов,
    которые не имеют определенного лексического
    значения, но имеют грамматическое значение.
    При проверке данного задания
    выяснилось, что наибольшие трудности вызывает
    объяснение (не по словарю, а свое) лексического
    значения слов. Несомненно, предложенные примеры
    сложны, принадлежат пассивному словарному
    запасу, но одной из причин, почему именно такие
    слова были даны, стала необходимость понять, как
    (успешно или нет) будет проходить работа с
    трудными словами. Проблемы в основном возникли с
    существительными. Я полагаю, вызвано это тем, что
    для слов конвейер, ополченец нельзя
    подобрать синонимы, возможно лишь развернутое
    объяснение. Слово реверанс, имеющее синоним поклон,
    вызвало меньше трудностей. Такова и ситуация с
    глаголами. Подбирая синонимы, пятиклассники для
    себя определяли место конкретного глагола в ряду
    близких понятий.

    Урок 2

    Цель:
    1) закрепить понятие о лексическом
    и грамматическом значении;
    2) установить, как знания о лексическом и
    грамматическом значении помогут при изучении
    морфемики.

    I. Проверка домашнего задания.

    Прочитайте, какое лексическое
    значение имеют данные слова. Встретились ли
    среди них слова, в определениях которых были
    пометы, данные в скобках?
    Какое грамматическое значение имеют данные
    глаголы?
    Каких частей речи в словах, данных для анализа,
    было больше?
    Были ли слова, относящиеся к возвышенной лексике?
    Употребляемые в определенном контексте?

    II. Закрепление понятий лексическое
    и грамматическое значение.

    Расскажите, что такое лексическое
    значение и грамматическое значение на примере
    слов: бежать, бегун, расти, росточки.
    Расскажите, какое значение уникально для слова.
    Какое значение можно применить к группе слов?
    Послушайте текст.
    Шарада – это особая загадка, в которой
    надо отгадать слово по его частям.
    Например:
    Первое – лоб.
    Второе – сто лет.
    Целое – разумное существо.
    Ответ: чело-век.
    Первые шарады появились еще в
    древнеримской литературе, но особенно их
    полюбили в XVIII веке.
    А теперь скажите: с чего начинается текст?
    того, что дается лексическое значение слова.)

    Это частый прием построения научного текста, в
    котором рассказывается о каком-либо неизвестном
    для читателя предмете, явлении.
    Запишем первое предложение, объясняя знаки
    препинания.
    Укажите грамматическое значение слова шарада.
    Есть ли в предложении слова с тем же
    грамматическим значением? (Загадка.)

    III. Освоение нового материала.

    Внимательно послушайте и подумайте, о
    чем это.
    Глокая куздра штеко будланула бокра
    и кудрячит бокренка
    .
    Можно ли это понять? Почему?
    Эту фразу придумал для своих студентов известный
    лингвист Л.В. Щерба.
    (Раздаются листочки с этой фразой.)
    Можно ли понять, какие части речи использует
    Щерба, какие члены предложения?
    Почему мы это понимаем?
    Если мы внимательно проанализируем, по какой
    части слова мы его опознаем, увидим, что это
    окончание. Можно ли сказать, какая морфема
    связана с грамматическим значением? Мы видим, что
    окончание несет грамматическое значение слова.
    Попробуйте отбросить окончания, сможем ли мы в
    этом случае узнать части речи?
    Изучите фразу; есть ли в ней однокоренные слова?
    Как это узнать? Если вспомнить, что основное
    значение, смысл слова, заключено в корне, то эта
    морфема – носитель лексического значения.
    Как и от чего образуется слово бокренок?
    бокр < -- бокренок
    Какой элемент значения добавляет -енок-?
    Подумайте, какое значение – лексическое или
    грамматическое – выражает этот суффикс.
    Для классов, хорошо знающих морфемный
    состав, можно отметить, что -л-, в отличие
    от -енок-, передает частицу
    грамматического значения, указывая на время
    глагола.

    IV. Вывод.

    Мы попробовали искать элементы
    грамматического значения и лексического
    значения в незнакомом, искусственно созданном
    тексте. Есть ли в словах морфемы, помогающие
    выяснить принадлежность слова к определенной
    части речи, установить его грамматические
    признаки? Какие морфемы являются носителями
    лексического значения?

    V. Домашнее задание.

    Попробуйте составить свои
    предложения, текст, где окончания помогают
    выявить грамматическое значение слова, а корни
    обладают неясным лексическим значением.
    Образуйте существительные со
    значением:
    – детеныш животного;
    – житель какого-либо населенного пункта;
    – человек по роду деятельности –
    от корней:
    -ресн-,
    -борл-,
    -омкр-.

    Попробуйте образовать другие части
    речи.

    Примеры творческих работ учащихся 5-го
    класса Пироговской школы г. Москвы

    1. Темочка нокла на ренку измураться, но
    зарюла буральник. И придлось ей ознуться кимой.
    Брястная камория!
    Ханна Бренер
    2. Суркалось. По норогу хряпал свутник.
    «Двидимо вунракаем?» – гидурил он у рвубатника,
    швудшему с ним. Рвубатник не отвечал. Свобло 230,
    и свутник повимил на бузень и намензил
    зантихнуть. Рвубатник зламеньзенье обслензил, и
    они квытко посюмали.
    Дмитрий Леонкин
    3. Вомил Турлют Фурклю: «Не потли по
    Мабраку без драбруса. В Мабраке паблы дотнуют.
    Скряпают. Праломей не сварзились».
    Но Фуркль не заушнил Турлюта. Потлал Фуркль во
    Мабрак без драбруса. Дуд Фуркля и скряпали. Но дуд
    сзизмал об удрамле Фуркля Турлют. Скошматила
    Турклют тукалку и попатлил к Мабраку, ради олил
    паблу и тикнул тухалкой по дуралке. Пазамался
    пабл и сдрукнул, а из дуралки пабла выпатлил
    Фуркль.

  2. Elsaesser Ответить

    Слова  выступают в роли строительного материала для языка. Для передачи мысли мы используем предложения, которые состоят из сочетаний слов. Для того, чтобы связываться в сочетания и предложения, многие слова меняют свою форму.
    Раздел языкознания, который изучает формы слов, типы словосочетаний и предложений, называется грамматикой.
    Грамматика состоит из двух частей: морфологии и синтаксиса.
    Морфология – раздел грамматики, изучающий слово и его изменение.
    Синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетания слов и предложения.
    Таким образом, слово является объектом изучения в лексикологии и в грамматике. Лексикологию в большей степени интересует лексическое значение слова – его соотнесённость с определёнными явлениями действительности, то есть, при определении какого-либо понятия мы стараемся найти его отличительную особенность.
    Грамматика же изучает слово с точки зрения обобщения его признаков и свойств. Если для лексики важно различие слов дом и дым, стол и стул, то для грамматики все эти четыре слова абсолютно одинаковы: они образуют одинаковые формы падежей и числа, имеют одинаковые грамматические значения.
    Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.
    Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.
    Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения.
    Материальным выражением грамматического значения является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.
    Каждое грамматическое значение находит своё выражение в соответствующей грамматической форме.
    Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).
    Простая (синтетическая) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме прошедшего времени.
    Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать, давайте почитаем! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать.
    Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа. Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.
    Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм.  Совокупность всех возможных форм данного слова называетсяпарадигмой слова. Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.
    Парадигма бывает:
    универсальная – все формы (полная);
    неполная – отсутствуют какие-либо формы;
    частная по определённой грамматической категории: парадигма склонения, парадигма наклонения.
    Лексическое и грамматическое значения находятся во взаимодействии: изменение лексического значения слова ведёт к изменению и его грамматического значения и формы. Например, прилагательное звонкий в словосочетании звонкий голос является качественным  (имеет формы степеней сравнения: звонкий, звонче, самый звонкий). Это же прилагательное в словосочетании звонкий согласный является относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса). В этом случае данное прилагательное не имеет степеней сравнения.
    И наоборот грамматическое значение некоторых слов могут прямо зависеть от их лексического значения. Например, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Он бежал довольно долго, до тех пор, пока не упал в полном изнеможении. Лексическое значение («совершать побег») обусловливает и другое грамматическое значение – значение совершенного вида: Заключённый  бежал из тюрьмы.
    Остались вопросы? Хотите знать больше о грамматическом значении слова?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
    Первый урок – бесплатно!
    Зарегистрироваться
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *