В какой области искусства творил морис фальконе?

9 ответов на вопрос “В какой области искусства творил морис фальконе?”

  1. Truefang Ответить

    В 1753-1766 годах Фальконе принимал участие в украшении капелл Распятия и Святой Девы в парижской церкви Святого Роха. Из восьми скульптурных групп, исполненных в манере барочных алтарей XVII века, в настоящее время сохранилась одна — “Моление о чаше”, остальные погибли в годы Французской революции (1789-1799).
    По заказу фаворитки Людовика XV мадам Жанны де Помпадур в 1750-х годах Фальконе создал статуи “Музыка”, “Амур”, “Купальщица” (все — Лувр).
    В 1757 году Этьенн Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры, находившейся под покровительством маркизы де Помпадур, для которой создал множество сразу вошедших в моду статуэток из “бисквита” (из фарфора без покрытия глазурью) с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Известна его “Психея” (1758, Эрмитаж).
    В этот период скульптор создал образы сидящей девочки-подростка с розами у ног (“Флора”, 1750-60, Эрмитаж), девушки в античном хитоне с голубем (“Нежная грусть”, 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион (“Пигмалион и Галатея”, 1763, Лувр).
    Шедевром является его статуя “Зима”, начатая по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х годов и завершенная в 1771 году (Эрмитаж), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро.
    По совету Дидро российская императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан еще в Париже; после приезда мастера в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.
    Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как “созидателя, законодателя и благодетеля своей страны”, который “простирает десницу над объезжаемой им страной”. Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло.
    Отливка конной статуи была окончена в 1775 году. К этому времени Екатерина II охладела к Фальконе. В 1778 году Фальконе, недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента.
    Работы по подъему и установке монумента выполнил архитектор Юрий Фельтен по расчетам Фальконе. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года. Благодаря поэту Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть “Медный всадник”.
    В 1767 году Фальконе был удостоен звания “почетный вольный общник” Петербургской Академии художеств.
    В 1778 году скульптор уехал в Голландию, а в 1781 году вернулся во Францию.
    В 1783 году он стал адъюнкт-ректором Французской академии художеств.
    Фальконе был известен и как писатель, издавший в 1761 году в Париже “Размышления о скульптуре”. В 1785 году в Лозанне вышли его сочинения в пяти томах.
    В последние годы жизни скульптора разбил паралич.
    24 января 1791 года Этьенн Морис Фальконе скончался в Париже.
    Многие из его произведений экспонировались на выставке произведений искусства XVIII века, устроенной в галерее Жоржа Пти в Париже в 1883-1884 годах из разных частных коллекций. Среди них — “Падение Польши”, “Прославление Екатерины II”, “Дюбарри, танцующая перед Людовиком ХV”, “Венера и Амур”, “Три Грации”, “Исправление” и “Вознаграждение” и другие.
    Сын скульптора — Пьер Этьен Фальконе (годы жизни неизвестны) стал живописцем, до 1773 года жил в Лондоне, где написал много портретов. Во время пребывания своего отца в Санкт-Петербурге создал несколько портретов Екатерины II, цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I, и его первой супруги. Был женат на талантливой ученице своего отца — скульпторе Мари Анн Колло (1748-1821).
    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

  2. xoxol Ответить

    ФАЛЬКОНЕ? (Falconet) Этьен Морис (1 декабря 1716, Париж — 24 января 1791,там же), французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) середины — второй половины 18 в.
    Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана (см. ЛЕМУАН Жан-Батист), одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» (авторский гипс — 1744, Эрмитаж); в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ («Франция, обнимающая бюст Людовика XV» по рисунку Ш. Куапеля (см. КУАПЕЛЬ (семья)), 1748, завершена О. Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко (см. БАРОККО) динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы.
    Работы для церкви св. Роха
    В 1753—66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Девы в парижской церкви св. Роха. Из восьми скульптурных групп, исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна («Моление о чаше»), остальные погибли в годы Французской революции.
    В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).
    Произведения1750—60-х годов
    В работах, исполненных по заказу мадам де Помпадур (см. ПОМПАДУР Жанна), фаворитки Людовика XV, старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство рококо (см. РОКОКО). Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица» (все — 1750-е, Лувр), полные рокайльной (см. РОКАЙЛЬ) изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита (см. БИСКВИТ) с изображением аллегорий и мифологических персонажей («Психея», 1758, Эрмитаж).
    Преклоняясь перед античным искусством (см. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО), мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног («Флора», 1750—60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне (см. ХИТОН) с голубем в руках («Нежная грусть», 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион («Пигмалион и Галатея», 1763, Лувр), исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.
    Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. и завершена в 1771), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро (см. ДИДРО Дени), не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.
    «Медный всадник» (1766—1778)
    Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) поручила скульптору создание конного памятника Петру I (см. ПЕТР I Великий). Эскиз из воска был сделан еще в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.
    Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло (см. КОЛЛО Мари Анн), но впоследствии, по-видимому, внес свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.
    В статуе царя, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом «Гром-камне», весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты (см. ЛАХТА)), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название «Медный всадник (см. МЕДНЫЙ ВСАДНИК)») выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись “Petro primo Catharina secunda” («Петру первому Екатерина вторая») сделана по предложению Фальконе.
    Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев (см. ГОРДЕЕВ Федор Гордеевич)) в 1775 Фальконе выполнял сам. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.

  3. Fezragore Ответить

    «Вот гениальный человек полный всяких качеств, свойственных и несвойственных гению. В нем есть бездна тонкого вкуса, ума, деликатности, прелести и грации; он неотесан и выполирован, мил и шершав, нежен и суров; он мнет глину, обрабатывает мрамор, и в тоже время читает и размышляет; он мягок и едок, серьезен и забавен; он философ, ни во что не верит, и знает, почему; он добрый отец, а однако же сын бежал от него; он любил свою любовницу до безумия, и однако же уморил ее горем, отчего потом стал печален, мрачен, меланхоличен и чуть сам не умер с горя; уже как давно он ее потерял, а до сих пор все безутешен. Прибавьте к этому, что нет человека более ревнивого к признанию его современниками, и более равнодушного к признанию его потомством; он доводит эту философию до непостижимой степени и сто раз мне говорил, что гроша не даст за то, чтобы закрепить вечное существование за самой превосходной из своих статуй…»
    Этьен Морис Фальконе родился в Париже в семье столяра. В детстве не получивший никакого образования мальчик был отдан в ученики к столяру, изготовлявшему болванки для париков. Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Одаренный юноша привлек внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана, который взял его к себе в ученики. Фальконе стал развивать свои задатки скульптора, а также усиленно занялся самообразованием, изучая классические языки, историю и литературу. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов.

    «Милон Кротонский». 1744
    Сюжет произведения автор заимствовал из античного мифа о Милоне, который заявил, что голыми руками расщепит дерево, иными словами, готов вступить в единоборство с самой природой. Хвастовство героя было, однако, наказано: расщепленный ствол словно в крепкие тиски зажал сорвавшуюся руку Милона, и он, лишенный возможности защищаться, был растерзан львом.
    В 28 лет Этьен Морис Фальконе за скульптурную группу «Милон Кротонский» был причислен к Парижской академии художеств. В 1754 он был избран в действительные члены Академии и получил в ней место адъюнкт-профессора. Фальконе известен работами по мрамору.
    В работах, исполненных по заказу мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV, Фальконе старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство рококо. Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица» (1750-е) полные изысканной грации, естественны и изящны без жеманства.

    “Музыка”
    Преклоняясь перед античным искусством Фальконе, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон.
    «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова были девизом Фальконе.

    Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног «Флора», 1750—60

    юной девушки в античном хитоне с голубем в руках «Нежная грусть», 1763,
    ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион, исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.

    «Пигмалион и Галатея», 1763
    С 1757 по 1766 Фальконе был директором скульптурных мастерских в Королевской мануфактуре Севрского фарфора.

    Оракул, 1766. Севр, Национальный музей керамики
    В 1753 – 1766 годах Фальконе создал несколько скульптур для парижской церкви святого Роха. Все они кроме мраморной статуи Христа из сцены «Моления о чаше» погибли во время Великой Французской революции.

    Скульптура «Грозящий Амур» работы Фальконе, ныне хранящаяся в Эрмитаже, раньше принадлежала Вольтеру.
    В 1766 Екатерина II по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила Фальконе в Россию для сооружения памятника Петру I в столице. В Петербурге Фальконе работал двенадцать лет. Отливка конной статуи Петра была окончена в 1775, еще несколько лет Фальконе занимался отделкой статуи. В 1778 он покинул Россию, не дожидаясь официального открытия памятника, так как устал от постоянных конфликтов с президентом Императорской Академии искусств Иваном Бецким.
    Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций, изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре». Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения». В эстетической концепции Фальконе соединялись идеал и чувство и, соответственно, классицизм и рококо. В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств. Последние годы жизни был парализован и не мог работать.
    Умер Этьен Морис Фальконе 4 января 1791 года в Париже.

  4. Dukazahn Ответить


    Французы были невысокого мнения о Фальконе: “Слишком обычный, такой, каких много. Идеи его банальны, а техника тривиальна”. Интерес к творчеству мастера возник после того, как появилась его самая знаменитая скульптура – “Медный всадник” в Петербурге. Многие земляки художника приезжали в российскую столицу, чтобы лично увидеть шедевр, созданный “посредственностью”. Во многом французы были правы, но не во всем. Как известно: “Лицом к лику лица не разглядеть. Большое видится на расстоянии”.

    Фальконе рано попал в придворные скульпторы. Выполнял заказы монархов и их фавориток. Высокое положение требовало от него строго соблюдать все условности моды, а модным при дворе был внешне сложный и замысловатый стиль рококо.
    Работы автора “Медного всадника” сегодня можно увидеть в Лувре, Эрмитаже и нескольких французских музеях.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *