В какой праздник выпускают на волю птиц?

12 ответов на вопрос “В какой праздник выпускают на волю птиц?”

  1. ^^Ти Кто ))я тебя и НЕ ЗВАЛ Ответить

    Чиж — Spinus spinus
    Александр Пушкин в своем письме из Кишинева Николаю Гнедичу 13 мая 1822 г.  писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:
    В чужбине свято наблюдаю,
    Родной обычай старины;
    На волю птичку выпускаю,
    При светлом празднике весны.
    Я стал доступен утешенью:
    За что на Бога мне роптать,
    Когда хоть одному творенью
    Я мог свободу даровать!
    (А.С.Пушкин. 1823г.)
    Зоряночка
    Обычай, о котором в стихах говорит Пушкин, сохранился у русского народа до XX столетия и был связан с весенними праздниками. В одних местах России птиц выпускали на  Пасху, в других местах — на праздник Благовещенья 7 апреля (25 марта по-старому стилю). Владимир Иванович Даль пишет: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье». (В. И. Даль 1862 г., стр. 977). В Санкт-Петербурге обычай отпускать птиц на волю приходился на Пасху.
    Чижик — Spinus spinus
    Чиж — Spinus spinus
    В книге «Быт русского народа» (1848 г.) этнограф и археолог Александр Власьевич Терещенко (1806 — 1865) писал об обычае освобождения птиц из неволи следующее: «В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России.
    синичка
    В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль — и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. …Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на то, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» (А. В. Терещенко 1848, часть 6, стр. 97-98).
    ласточки
    У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю.
    «Уж ты, ластовка, ты косатая,
    Ай лели-лели, ты косатая!
    Ты возьми ключи, лети на небо.
    Ай лели-лели, лети на небо!
    Ты запри зиму, отомкни лето.
    Ай лели…»
    синичка
    Вот ещё одна из песенок, записанная в Симбирском Поволжье:
    Синички-сестрички,
    Тетки — чечотки,
    Краснозобые снегирюшки,
    Щеглята — молодцы,
    Воры — воробьи.
    Вы по воле полетайте,
    Вы на вольной поживите,
    К нам весну скорей ведите!
    За нас Божью Мать молите!
    Синички-сестрички… и т. д.»
    (А.А. Коринфский 1901 г., стр. 195-196).
    Украинский этнограф Пётр Васильевич Иванов (1837 – 1931 г.г.) писал в 1907 году о том, что украинцы, живущие в Купянске в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи». (П. В. Иванов 1907г., стр. 84). 
    Обычай освобождения птиц из клеток известен всем восточнославянским народам — русским, украинцам, белорусам. Старое народное объяснение этого обычая гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил.
    Зоряночка
    В  Грузии был древний обычай выпускать птиц-посланников на волю. В начале XIX века, жившая в Москве грузинская княгиня купила на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте привет от меня – это пример модернизованного понимания древнего обычая.
    Щегол
    В чём древний смысл обычая отпускать весной птиц на волю?
    Чечётка — Acanthis flammea — Redpoll
    Все древние обычаи известны не только одному народу, а многим или, во всяком случае, нескольким народам мира. В памяти одних народов обычаи сохранились лучше, у других — хуже, у одних народов сохранились древнейшие объяснения обычая, у других — более новые.
    куропатки
    Обычай отпускать птиц весной известен анатолийским туркам. В  1906 году Русский ученый востоковед, академик АН СССР Владимир Александрович Гордлевский (1876-1956), посвятивший многие годы изучению истории Турции. От уроженца Сиваского вилайета он записал в Стамбуле: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, турецкие крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, то есть в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая:  Азатбузат, дженнети гoзет! (Вот ты свободна, так сторожи рай).
    А вслед улетающим куропаткам турки кричат: «Не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» (В. А. Гордлевский 1910 г., стр. 177-178). Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу, как на вестника и посланца к Богу.
    Путешественник, исследователь Северного полюса, Ямала и севера Тюменской губернии Кушелевский Юрий Иванович (1825-1880) в «Путевых записках» 1868 года писал о том, что ненцы (самоеды) считают, что птицы летят к доброму и высшему богу Нуму, сотворившему мир. (Ю. И. Кушелевский 1868 г., стр. 116). У своих жилищ якуты ставят длинный кол, на вершине которого укрепляют деревянные фигуры летящей птицы: вороны, орла, чайки, или летящего жеребца. По старинным верованьям якутов, вид птицы принимает богиня Эехсит, она «посредник между божеством и человеком». Богиня принимает просьбы людей, относит Богу и приносит им божеские повеления». («Описание якутов», 1822 г., стр. 211-212).
    кукушка
    В древности у монгольских народов было обычай выпускать на волю диких зверей, заклеймив их. Первый  бурятский учёный, востоковед, Доржи Банзаров (1822-1855г.г.) упоминает о том, что иранский придворный историк Мирхонд (1433 -1498 г.г.) записал, что Чингисхан после охоты-облавы приказывал клеймить и выпускать зверей. (Д. Банзаров 1891, стр. 93, ).  Этнографы и исследователи Клеменц Д. А.  и   Хангалов М. Н. в 1910 году писали о том, что бурят-монголы,  в старину, тоже клеймили и отпускали на свободу зверей. (1910, стр. 150).
    Коноплянка — Acanthis cannabina — Linnet
    Московка — Parus ater — Coal Tit
    Наложение клейма на пойманного зверя свидетельствует, что выпускаемый зверь был  посланцем, ходатаем перед демонами за человека, освободившего их.
    Древний русский обычай совершенно не связан с занятием охотой. Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек. В старой Москве, в Охотном ряду, на Птичьем рынке продавали лесных певчих птичек в качестве певчих комнатных птиц. Обычай держать в доме, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространён у русских, как бытовая традиция, именно, это способствовало сохранению древнерусского обычая. У анатолийских турок бытовая обстановка обычая выпускать птиц на волю, схожа с русским обычаем, но всё же несёт другую смысловую нагрузку.
    Свиристель
    Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут». Древнерусское слово «ирья» (от слова ведического санскрита «саурьика» — «saurika» — рай, небеса) проникло к якутам и сохранилось в языке, как «рай» (Ионов 1914, стр. 349). Отсюда происходит объяснение турецкому поручению, выпускаемой куропатке: «Сторожи рай!».

    Статьи по теме:

    Католическое Рождество.
    Святитель Николай Чудотворец
    Святки – Святые вечера.
    Рождественский сочельник
    День народного единства России.

  2. Я SмЕрТH1i Ответить

    Каков идейный смысл стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»? О каком празднике говорится в нем?

    Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

    В литературе встречается устойчивая ошибка: это небольшое произведение связывают с праздником Благовещения. Однако из письма А.С. Пушкина к Н.И. Гнедичу (1784 – 1833) мы узнаем другое: «13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было […]. Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое Воскресеніе выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это —
    В чужбине свято наблюдаю
    Родной обычай старины:
    На волю птичку отпускаю
    На светлом празднике весны.

    Я стал доступен утешенью:
    За чем на Бога мне роптать
    Когда хоть одному творенью
    Могу я волю даровать?»

    (Соб. соч. в 10-ти томах. Т. 10). Окончательный вариант, опубликованный в журнале «Литературные листки» (1823, № 2), претерпел небольшие изменения: выпускаю (вместо отпускаю), На светлом празднике (При светлом празднике), За что (вместо – За чем), Я мог свободу даровать (вместо – Могу я волю даровать).
    Птичка
    В чужбине свято наблюдаю
    Родной обычай старины:
    На волю птичку выпускаю
    При светлом празднике весны.

    Я стал доступен утешенью;
    За что на Бога мне роптать,
    Когда хоть одному творенью
    Я мог свободу даровать.

    Из приведенного письма видно, что светлым праздником весны в стихотворении названа святая Пасха. Стихотворение написано в 1823 г. Тогда Светлое Христово Воскресение праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю). Письмо к Н.И. Гнедичу было написано 13 мая, ровно через три недели. День этот был воскресный – 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном).
    Стихотворение «Птичка» проникнуто личными переживаниями. Поэт был в ссылке в Бессарабии (в чужбине). Неволя сильно томила его. На Руси на святой праздник Пасхи был древний христианский обычай: люди, располагавшие средствами, употребляли их на выкуп из тюрьмы попавших туда невинных должников. В обычае выпускать в день святой Пасхи на волю птиц поэт видит символическое выражение данной Богом человеку свободы творить дела милосердия, в том числе и освобождать людей из неволи.
    11 апреля 2008 г.

  3. Sharpdragon Ответить

    В день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля и по старинному русскому обычаю выпустит в небо над Соборной площадью стаю голубей.
    Благовещение – один из 12 главных церковных праздников. Он установлен в память о том, как архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о грядущем рождении Иисуса Христа – Сына Божьего и Спасителя мира.
    Праздник Благовещения открывает последовательный ряд описанных в Новом Завете событий – воплощения, земной жизни, крестной смерти и светлого Воскресения Христова. Духовное содержание праздника заключается в раскрытии великой тайны чудесного воплощения Сына Божьего от Девы, предреченного еще в VIII веке до Рождества Христова ветхозаветным пророком Исайей.
    Издавна на Руси существовала традиция в день Благовещения отпускать на волю птиц. «Родной обычай старины», как писал о нем Александр Пушкин, после революции угас и был возрожден только в 1995 году стараниями православного общества «Радонеж», напоминает РИА «Новости».
    С тех пор ежегодно седьмого апреля после литургии в Благовещенском соборе Кремля патриарх на ступенях собора выпускает из клеток сотни голубей.
    В дореволюционной России перед Благовещением многие москвичи специально покупали птиц на Охотном ряду. Теперь в день праздника в московское небо взмывают голуби, выращенные Всероссийским обществом голубеводов и Федерацией спортивного голубеводства.
    Эти птицы могут летать со скоростью более ста километров в час. Так что посетители Московского Кремля недолго смогут наблюдать за их полетом – немного покружив над Соборной площадью, голубиная стая быстро растворяется в небе. Птицы разбиваются на группы, каждая из которых возвращается в свой питомник, расположенный в Москве или Подмосковье.
    Помимо голубей, Алексий II обычно выпускает на волю и семь собственных птиц – синичек. В зрелищной церемонии как правило участвуют учащиеся православных гимназий и дети прихожан московских храмов. Некоторые из них также приносят на Соборную площадь своих питомцев, чтобы отпустить их на волю.
    По словам священнослужителей, этот обычай символизирует стремление человеческой души освободиться от пут греха и соединиться с небом.
    Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Птичка» писал:
    «В чужбине свято наблюдаю
    Родной обычай старины:
    На волю птичку выпускаю
    При светлом празднике весны.
    Я стал доступен утешенью;
    За что на Бога мне роптать,
    Когда хоть одному творенью
    Я мог свободу даровать!»

  4. Жизнь бессмыслина Ответить

    Обычай выпускать птиц на волю на Руси шире связан с праздником Благовещения. В.И. Далю был известен только один срок:”Благовещение – птиц на волю отпущение.” По старому стилю отмечали его 25 марта. В этот день деревенские ребята выносили на овины, на возвышенные места печенья из ржаного теста. Женщины накануне празднества лепили жаворонков и куликов с раскрытыми, как будто в полёте, крыльями. Ребятня, напевая песни-веснянки, зазывали Весну, развешивая печеные изображения птах на ветках деревьев, и на растопыренных палках-руках чучел. Мужички постарше становились птицеловами. Они осторожно, с любовью, освобождали птичек из расставленных силков, помещали их в клетки, затем несли в город. Там, на рынке их уже ждали красны девицы, купцы, другие люди. Птиц покупали, заслышав возгласы:”Дайте выкуп за птичек,пташки Богу помолятся!” А ВОТ БЛИЖЕ К ПЕТЕРБУРГУ этот обычай применяли в Светлое Христово Воскресение. Так, А.С. Пушкин прислал 13 мая 1822 года (в некоторых источниках указывают 1823 год) в письме Гнедичу Н.И. стихотворение “Птичка”. Предварительно он указал на русский обычай выпускать птиц из неволи в Пасху. Стихотворение тесно связано с личными переживаниями поэта. Дело в том, что денежки, вырученные за птиц, шли на освобождение невольников. Пушкин в тот период находился в Бессарабии в тюремных застенках.

  5. ^_^BioSferA^_^ Ответить

    Всем знаком красивый обычай: на Благовещение или в Светлое Христово Воскресение выпускать птиц на волю. Это действие даже подкреплено народным поверьем о том, что птичка донесет молитвы ближе к небу. С другой стороны, мы слышим возмущенные голоса орнитологов и защитников живой природы на тему, что нельзя калечить птиц, они умирают от стресса и прочих напастей. Так в чем же дело?
    Необходимо знать, что есть птицы, которые питаются семенами растений. У них толстый клиновидный мощный клюв. Птицы, у которых клюв как иголочка или чуть толще, ловят и едят насекомых. Если у вас нет навыков содержания птиц в неволе, последних, скорее всего, вам выкормить не удастся. Таких птах лучше сразу осенью отпустить, чтобы они присоединились к своей стае и мигрировали на юг.
    1 апреля – международный день птиц. Учрежден в США в 1894 году и вскоре стал отмечаться в России. После трагических событий 1917 года день птиц не проводился. В Москве день птиц возобновлен в 1926 году как официальный праздник.
    «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку?» А. С. Пушкин

    Мы против!

    Орнитологи совершенно справедливо указывают на то, что при массовом спросе на пташек для выпуска на волю птицеловы нередко ненадлежащим образом содержат птиц, травмируя их. Живое существо испытывает огромный стресс, будучи насильно изъятым из естественной среды обитания. Когда птица попадает в тесную клетку, потом еще в одну и через детские руки, которые ее слишком сильно сжимают обретает свободу, это явно не добавляет ей жизненных сил.
    Немалую роль играет и время, когда птица выпущена из клетки. По народным приметам, если Пасха ранняя, то и весна наступит скоро, а если Пасха поздняя, то на Благовещение зачастую еще лежит снег и холодно. Холодной поздней весной благовещенская птичка практически наверняка погибнет, зная это, стоит ли обрекать живое существо на смерть от голода и холода ради красивого обычая? В этом году природные условия складываются так, что на светлый Богородичный праздник самое время выпускать птиц. Выпускать?

    Так все-таки выпускать!

    Откуда берутся птицы, которых принято выпускать весной на праздник? С птичьего рынка – и это неправильно! Сама жизнь подсказывает, что-то здесь должно быть по-другому.
    На Руси всегда был обычай, особенно в городах, держать птиц дома. Перед осенним отлетом пернатых в теплые края птицеловы продавали мелких пташек горожанам. А те заботились о них в течение долгих зимних месяцев, радуясь на пестрых щеглов, зябликов, чижиков, корольков. И вот, когда наступал праздник, не обязательно Благовещение, лишь бы погода установилась теплая, весенняя, горожане выпускали своих питомцев на волю, чтобы они могли присоединиться к прилетевшим с юга собратьям. Оказывается, чтобы выпустить птицу, надо еще потрудиться. Но эти труды, во-первых, совсем незначительны, во-вторых, сколько радости зимой доставляет маленький посланник лета!

    Птицы дома – это просто!

    Надо сразу заметить, что содержание певчих птиц средней полосы России ради их пения сильно отличается от содержания ради эстетического удовольствия.
    В первом случае птица находится одна в небольшой, почти полностью закрытой клетке. Ее ничто не тревожит и обычно в декабре она начинает пробовать свою песню. Самых «талантливых» певцов оставляют, чтобы «учить» других птиц, а остальных весной выпускают.
    Во втором случае, желающему завести птицу понадобится просторная клетка, в которой будет комфортно двум-четырем особям. Жердочек должно быть в два раза больше, чем птиц, иначе драки перед сном неизбежны. Их желательно располагать так, чтобы они не находились друг над другом, а один конец веточки подходил к кормушке. На дно клетки лучше насыпать крупный прокаленный песок, который периодически надо менять.
    Кормить наших лесных птиц несложно. Зерновая смесь для канареек, свежая зелень, мел и вода – вот все, что им надо. Вода должна быть всегда свежей. Птицам необходимо поддерживать «форму». Поэтому, во избежание ожирения и утраты навыков к полету, домашних пташек можно выпускать полетать по комнате, только форточки сначала закрыть. Если птица не идет в клетку, что обычно бывает в начале содержания, то достаточно вечером выключить свет, аккуратно взять птицу в руки и посадить обратно в клетку. Никаких гонок с сачком по квартире, так и прибить пернатого друга недолго.

    Выпускаем правильно

    Итак, ярко светит весеннее солнце, в парках раздаются первые трели, пришло время прощаться с домашними питомцами. Это не значит, что можно просто выпустить птицу в окно. Лучше всего это делать за городом, на даче, у кого есть возможность. Выпускаем: поставим клетку среди кустарника или деревьев на табуретку, насыплем рядом привычный корм, откроем дверцы. Не удивляйтесь, если ваша пташка вечером вернется в клетку, все-таки это ее дом. Но обычно птицы покидают клетку сразу и потом долго держатся вблизи нее, для этого и нужен рассыпанный корм рядом.
    Если нет возможности поехать на дачу, то идем в парк, где много кормушек для диких птиц. Нашего питомца несем в маленькой переносной клетке. Чтобы выпустить птицу, совсем не обязательно, даже нежелательно брать ее в руки, просто откройте клетку.
    При таких условиях обычай выпускать птиц на праздник становится осмысленным и доставляет много радости людям и птицам.
    Вот и все, убираем клетку до осени.
    Сергей Любимов

  6. Белавель Ответить

    Что такое уход за птицей, а также бережное к ней отношение, торгашам не ведомо. Подтверждением этому стала контрольная закупка птиц представителями Союза и одного из московских изданий. Торговца птицами нашли в Сети по его объявлению. Директор Союза рассказала представителям СМИ, что он не мог ответить ни на вопрос пола птицы, ни о том, здорова ли она. А оказалось, что у пернатой серьёзный диагноз.
    Торговцы, думая исключительно о своей выгоде, отлавливая птиц, помещают их в тесную клетку, да ещё и о правильном кормлении мало что знают. Как результат, купленная у них птица, просидев в клетке месяц, а то и несколько месяцев, к моменту её выпуска на свободу уже не может летать. И когда её выпускают, она просто падает и погибает то ли от голода, то ли, угодив под колёса автомобиля.

    Накануне Благовещения Союзом выпускается листовка, в которой подробно описана данная проблема. Людей извещают о том, что на самом деле то, что выглядит как бы гуманно, оказывается в корне не так. Ведь к вылету на свободу птицу следует подготовить. Она элементарно должна где-то вспомнить, как это – летать.
    Проведя в неволе даже месяц, птица теряет навыки полёта и нуждается в реабилитации, а не в широком жесте свободы. Такая свобода для неё смерти подобна. А потому незадолго до Благовещения необходимо дать птице возможность «размять» крылья и полетать хотя бы по комнате.

    Как на Благовещение выпускает птиц Патриарх

    Традиция родом из дореволюционной России возрождена была стараниями Патриарха Алексия II. Произошло это знаменательное событие в день 7 апреля в 1995 году. Тогда в небо над Благовещенским собором были выпущены белые голуби.
    По мнению Патриарха, голуби символизируют собой то, что душа обретает свободу от греховной тяжести, и эта свобода дарована людям Спасителем нашим Иисусом Христом.

    Вслед за Алексием II, забытую традицию стали перенимать и представители других монастырей и епархий. Выпускают голубей и при патриархе Кирилле. К празднику голубей берут в спортивном голубеводстве. Они специально обучены и могут преодолевать достаточно дальние дистанции, после чего благополучно возвращаются в свой питомник.
    Выпускание голубей во время празднования Благовещения для церкви – это просто обычай, не связанный ни с каким-либо обрядом, ни со священнодействием. Это делается не по церковному уставу.

    На Благовещение выпускают птиц, объединяя церковный праздник с Днём птиц

    В России ещё до революции существовал такой праздник — День птиц. Потом его перенял и Советский Союз. Детей приучали беречь и заботиться о природе на «Майских союзах». Но с приходом революции 1917 года всё это прекратилось. Однако идеей о защите птиц и братьев наших меньших озаботились юные натуралисты – юннаты.
    День птиц возродили в 1924 году на первом Всесоюзном съезде юннатов. И с 1926 года этот праздник стал уже официальным. Дети с удовольствием вступали в ряды защитников птиц. Год от года День птиц стал праздноваться всё в больших масштабах. Известно, что в 1927 году в акции в Москве участвовало более 65 тыс. человек, которые развесили по всей столице скворечники общей численностью свыше 15 тыс.

    В годы Великой Отечественной войны о празднике вновь забыли, но с 1948 года движение продолжило свою работу. Теперь праздник стал ещё более масштабным, так что в 1953 году в нём уже участвовали не тысячи, а более 5 млн человек. Но в 60-70 гг. прошлого столетия о празднике снова забыли, пока в 1999 он не воспрянул, благодаря заботам Союза охраны птиц.
    С 2000 года к празднованию Дня птиц подключились и городские власти. И сегодня он широко празднуется по всей России, часто объединяясь со светлым праздником Благовещения.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *