В какой стране было впервые введено всеобщее избирательное право?

13 ответов на вопрос “В какой стране было впервые введено всеобщее избирательное право?”

  1. Ведущий балтолог Ответить

    ВСЕО?БЩЕЕ ИЗБИРА?ТЕЛЬНОЕ ПРА?ВО, кон­сти­ту­ци­он­ный прин­цип из­би­ра­тель­ной сис­те­мы, пред­по­ла­гаю­щий пре­до­став­ле­ние воз­мож­но­сти уча­ст­во­вать в го­ло­со­ва­нии всем гра­ж­да­нам, дос­тиг­шим оп­ре­де­лён­но­го воз­рас­та, без к.-л. ог­ра­ни­че­ний в свя­зи с иму­ще­ст­вен­ным и со­ци­аль­ным по­ло­же­ни­ем, по­лом, эт­нич. и ре­лиг. при­над­леж­но­стью, уров­нем об­ра­зо­ва­ния или ины­ми кри­те­рия­ми.
    Идея В. и. п. воз­ник­ла в 1647, в пе­ри­од Англ. ре­во­лю­ции 17 в., и пер­во­на­чаль­но трак­то­ва­лась как из­би­ра­тель­ное пра­во, не ог­ра­ни­чен­ное иму­ще­ст­вен­ным цен­зом (ра­нее вы­бор­ные ор­га­ны фор­ми­ро­ва­лись на ос­но­ве со­слов­но­го и тер­ри­то­ри­аль­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва). В 18–19 вв. толь­ко ли­ца, яв­ляв­шие­ся соб­ст­вен­ни­ками ли­бо на­ни­ма­те­ля­ми не­дви­жи­мо­го иму­щест­ва оп­ре­де­лён­ной пло­ща­ди или до­ход­но­сти и уп­ла­чи­вав­шие пря­мой на­лог не ни­же ус­та­нов­лен­ной сум­мы, при­зна­ва­лись спо­соб­ны­ми ре­шать важ­ные про­бле­мы по­ли­тич. жиз­ни в ка­че­ст­ве из­би­ра­те­лей.
    Впер­вые прин­цип В. и. п. был сфор­му­ли­ро­ван в яко­бин­ской Кон­сти­ту­ции 1793, но, как и са­ма кон­сти­ту­ция, не был вве­дён в дей­ст­вие. Прин­цип В. и. п. был за­кре­п­лён в Швей­ца­рии и во Фран­ции (1848), но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил в нач. 20 в. В Рос­сии он был про­воз­гла­шён по­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 в По­ло­же­нии о вы­бо­рах в Уч­ре­дит. со­б­ра­ние, ко­то­рое пре­дос­та­ви­ло из­би­рат. пра­во всем гра­ж­да­нам, дос­тиг­шим 20 лет, без раз­ли­чия по­ла, от­ме­ни­ло иму­ще­ст­вен­ный ценз, ценз осед­ло­сти, гра­мот­но­сти, ог­ра­ни­че­ния из­би­рат. прав, свя­зан­ные с на­цио­наль­но­стью, ве­ро­ис­по­ве­да­ни­ем, во­ен. служ­бой.
    По­сле Окт. ре­во­лю­ции в Сов. Рос­сии по Кон­сти­ту­ции РСФСР 1918 В. и. п. пре­дос­тав­ля­лось всем до­бы­ваю­щим сред­ст­ва к жиз­ни про­из­во­дит. и об­ще­ст­вен­но по­лез­ным тру­дом, в т. ч. ли­цам, за­ня­тым до­маш­ним хо­зяй­ст­вом, сол­да­там Крас­ной Ар­мии и Фло­та, а так­же ино­стран­цам, за­ни­маю­щим­ся тру­до­вой дея­тель­но­стью на тер­ри­то­рии РСФСР. Ли­ше­ны из­би­рат. пра­ва бы­ли ли­ца, при­бе­гаю­щие к на­ём­но­му тру­ду, жи­ву­щие на не­тру­до­вые до­хо­ды, свя­щен­но­слу­жи­те­ли и др. Кон­сти­ту­ция СССР 1936 уп­раз­д­ни­ла ка­те­го­рию «ли­ше­нец».
    Уни­вер­саль­ные под­хо­ды к В. и. п. сло­жи­лись по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны. В ка­че­ст­ве об­ще­при­знан­но­го стан­дар­та прав че­ло­ве­ка дан­ный прин­цип на­шёл от­ра­же­ние во Все­об­щей дек­ла­ра­ции прав че­ло­ве­ка 1948 (ст. 21), Ме­ж­ду­нар. пак­те о гражд. и по­ли­тич. пра­вах 1966 (ст. 25), До­ку­мен­те Ко­пен­га­ген­ско­го со­ве­ща­ния Кон­фе­рен­ции по че­ло­ве­че­ско­му из­ме­ре­нию СБСЕ 1990 (п. 7.3).
    Из­би­рат. пра­вом на­де­ля­ют­ся дее­спо­соб­ные гра­ж­да­не, дос­тиг­шие оп­ре­де­лён­но­го воз­рас­та (16 лет – Иран, 18 – Рос­сия, 20 – Тур­ция). Во мно­гих стра­нах до­пус­ка­ет­ся врем. ог­ра­ни­че­ние из­би­рат. пра­ва в свя­зи с при­го­во­ром су­да, пре­ду­смат­ри­ваю­щим ли­ше­ние сво­бо­ды. Ог­ра­ни­че­ния свя­зы­ва­ют­ся с фак­том вы­не­се­ния при­го­во­ра (Рос­сия), его сро­ком (Ав­ст­рия), со­ста­вом пре­сту­п­ле­ния (Ита­лия). В ря­де стран су­ще­ст­ву­ет осо­бое на­ка­за­ние в ви­де ли­ше­ния из­би­рат. прав (Фин­лян­дия, Бель­гия, Поль­ша, Ки­тай). Во всех стра­нах прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ют иму­ще­ст­вен­ные цен­зы, тре­бо­ва­ния уп­ла­ты из­би­рат. или ино­го на­ло­га для уча­стия в вы­бо­рах.
    Из­би­рат. кор­пус рас­ши­ря­ет­ся за счёт гра­ж­дан, про­жи­ваю­щих за гра­ни­цей, при фор­ми­ро­ва­нии выс­ших ор­га­нов гос. вла­сти (Швей­ца­рия, Тур­ция) или за счёт ино­стран­цев на ме­ст­ных (Скан­ди­нав­ские стра­ны, го­су­дар­ст­ва – чле­ны ЕС) ли­бо об­ще­нацио­наль­ных вы­бо­рах (Но­вая Зе­лан­дия). В ча­ст­но­сти, Кон­вен­ция Со­ве­та Ев­ро­пы об уча­стии ино­стран­цев в пуб­лич­ной жиз­ни на ме­ст­ном уров­не (1992) при­зна­ёт пра­во ино­стран­цев, про­жи­ваю­щих на за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях в стра­не в те­че­ние 5 лет, пред­ше­ст­вую­щих вы­бо­рам, го­ло­со­вать и вы­став­лять свою кан­ди­да­ту­ру на му­ни­ци­паль­ных вы­бо­рах.

  2. автор твоей улыбки Ответить

    Смотреть что такое “Всеобщее избирательное право” в других словарях:

    Всеобщее избирательное право — конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление: активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны, исключая недееспособных и лиц, находящихся в местах лишения свободы; а также пассивного… … Финансовый словарь
    Всеобщее избирательное право — конституционный принцип избирательной системы, предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны, исключая недееспособных и лиц, находящихся в местах лишения свободы, без каких либо ограничений избирательными… … Политология. Словарь.
    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — в большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения… … Юридический словарь
    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — в большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, заключающийся в предоставлении активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам государства (за исключением недееспособных лиц и лиц, находящихся в… … Юридическая энциклопедия
    Всеобщее избирательное право — (англ. universal suffrage) право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах органов гос ной власти, не ограниченное иными, кроме возрастного … Энциклопедия права
    Всеобщее избирательное право — право всех взрослых жителей страны избирать депутатов в парламент или органы местного самоуправления. На практике фактически этого права, как всеобщего, не существует нигде (не пользуются этим правом женщины, безработные и т.д.)Благодаря тому,… … Популярный политический словарь
    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — предоставление права участия в выборах представительных органов государственной власти всем гражданам, достигшим определенного возраста без каких либо ограничений избирательными цензами (см. Цензы избирательные). Как правило, закрепляется в… … Большой Энциклопедический словарь
    всеобщее избирательное право — предоставление права участия в выборах представительских органов государственной власти всем гражданам, достигшим определенного возраста без каких либо ограничений избирательными цензами (см. Цензы избирательные). Как правило, закрепляется в… … Энциклопедический словарь
    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — – см. Избирательное право … Советский юридический словарь
    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — один из основополагающих принципов избирательного права права участия в выборах. Оно распадается на две возможности: избирать и быть избранным. Право избирать именуется активным избирательным правом, оно предоставляется гражданам РФ по достижении … Энциклопедический словарь конституционного права
    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — в большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц. находящихся в местах лишения… … Энциклопедия юриста

  3. Aisek_Klark Ответить

    Обычно для получения активного избирательного права требуется достижение соответствующего возраста на день выборов. Например, согласно предложению третьему § 2 гл. 3 шведского конституционного закона Форма правления 1974 года на выборах в Риксдаг (парламент) «не имеет права голоса лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста ко дню выборов…» В Австрии же в соответствии с предложением первым ч. 1 ст. 26 Федерального конституционного закона избирательное право принадлежит лицам мужского и женского пола, которым исполнилось 19 лет к началу избирательной кампании.
    Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается. Опыт последних десятилетий и таких стран, как Германия, США, Индия, дает примеры занятия первых должностей в государстве (главы государства, главы правительства), притом успешного, лицами на седьмом, восьмом и даже девятом десятке лет жизни.
    Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или в данной местности определенное время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости, равный 6 месяцам (прожить нужно в коммуне – низовой территориальной единице), в Новой Зеландии – трем месяцам, которые нужно прожить на территории избирательного округа. Смысл этого ценза заключается в том, что избиратель должен быть хотя бы минимально знаком с проблемами своей местности, где ему предстоит участвовать в выборах. Этот ценз направлен против лиц, не имеющих постоянного местожительства либо часто его меняющих, что не принадлежит к числу гражданских достоинств. Случайные люди в составе избирательного корпуса нежелательны. Тем не менее цензы оседлости обнаружили тенденцию к сокращению и исчезновению, по крайней мере на всеобщих выборах.
    С цензом оседлости не следует смешивать ценз гражданства, в соответствии с которым к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране, да и вообще не требует сам по себе этого проживания. Например, согласно части первой разд. 2 и части третьей разд. 3 ст. I Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года членом Палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором – не менее 9 лет. В Аргентине натурализованные граждане получают право голоса лишь спустя три года после получения гражданства, в Тунисе – через пять лет.
    Имущественный ценз, устанавливавшийся на заре конституционного строя, заключался в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму, или чтобы он уплачивал определенного размера налоги. Считалось, что люди, не имеющие в своей собственности достаточного имущества, не могут быть причастны к управлению государством. В этом был определенный резон, если учесть, что пролетарии и пауперы были совершенно безграмотны, а первые к тому же были вынуждены работать по 10– 14 часов в сутки, что самым отрицательным образом влияло на их умственное развитие. Борьба рабочего класса за свои права, равно как и рост образовательного уровня масс трудящихся, привела к тому, что в XX веке этот ценз практически повсеместно был отменен и избирательное право стало считаться всеобщим. В настоящее время этот ценз встречается крайне редко. В качестве примера можно указать норму ст. 23 канадского Конституционного акта 1867 года, согласно которой кандидат в члены Сената должен обладать «по закону или по праву справедливости в качестве собственника для собственного пользования или извлечения прибыли землями или владениями по праву свободного и общего пользования или обладать для своего собственного пользования или извлечения прибыли землями или владениями по праву аллоидного или свободного владения в провинции, от которой он назначается, стоимостью в четыре тысячи долларов помимо и сверх всех рент, долгов, обязательств, обременений, ипотек, причитающихся или выплачиваемых с этих имуществ или лежащих на них или касающихся их» (правда, этот ценз не является условием получения пассивного избирательного права, ибо канадские сенаторы не избираются, а назначаются).
    Примерно, в это же время был уничтожен и ценз пола, заключавшийся в недопущении к выборам женщин. Примечательно, что в Швейцарии, известной своими демократическими традициями, это произошло значительно позже, чем в других странах,– лишь в 1971 году.
    С имущественным цензом тесно связаны образовательный ценз и представляющий собой его разновидность ценз грамотности. Образовательный ценз предполагает допущение к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. По мере того как начальное и затем основное образование становилось бесплатным и обязательным, этот ценз утрачивал свой имущественный характер. Впрочем, в настоящее время он не встречается или почти не встречается. Что же касается ценза грамотности, предполагающего умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковывать конституцию страны, то он еще наблюдается не столь уж редко, когда речь идет о пассивном избирательном праве. Например, согласно § 4 ст. 14 Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 года не могут быть избранными неграмотные. Это вряд ли нужно объяснять: участие в политической жизни требует определенной степени умственного развития и образованности, без чего гражданин становится лишь объектом политического манипулирования.
    Встречаются, хотя и достаточно редко, религиозные цензы. Так, чтобы быть избранным в иранский парламент, необходимо активно исповедовать ислам.
    Особую группу образуют так называемые моральные цензы. Например, в Люксембурге лишены активного избирательного права банкроты, содержатели домов терпимости; в Эквадоре – пьяницы, бродяги, мошенники; в Пакистане кандидат в Национальное собрание должен иметь «хорошую моральную репутацию». Если большинство указанных признаков могут быть более или менее точно юридически установлены, то такой критерий, как хорошая моральная репутация, поддается достаточно произвольному истолкованию.
    Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание лишением свободы по приговору суда. Так, согласно ч. 1 ст. 3 британского Акта о народном представительстве 1983 года «лицо, находящееся в заключении, которое оно отбывает в исправительном учреждении во исполнение приговора, не может голосовать на законном основании на любых парламентских выборах или на выборах в органы местного самоуправления». Кроме того, лицо может быть по приговору суда лишено публичных прав (включая избирательные) либо действие для него этих прав может быть приостановлено без лишения свободы. Например, согласно п. IV и VI части первой ст. 38 Политической конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года права и привилегии граждан (в том числе избирательные права) приостанавливаются, в частности, в случае бродяжничества или систематического пьянства, установленных в предусмотренном законом порядке, а также в результате вынесения окончательного приговора, который предусматривает такое приостановление в качестве меры наказания.
    Рассмотренные цензы представляют собой ограничения и активного, и пассивного избирательного права. К последнему, однако, относится и такое специфическое ограничение, как несовместимость. Оно заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Например, французский Избирательный кодекс устанавливает целый ряд несовместимостей. В частности, кадровые военнослужащие и приравненные к ним лица не могут быть депутатами Национального собрания и советниками (членами представительных органов местного самоуправления), не допускается совмещение, как правило, более двух выборных мандатов, нельзя быть одновременно депутатом Национального собрания и сенатором, депутатом и заместителем депутата или сенатора, членом Экономического и социального совета, членом правительственного совета заморской территории, государственным служащим (кроме профессоров – руководителей кафедр или научных исследований, священнослужителей и представителей правительства в управлении культовыми учреждениями в трех департаментах); депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие функции в частных компаниях, обществах, предприятиях, если их деятельность как-то связана с правами государства и т.д.
    Установление института несовместимости должностей, мандатов и функций преследует несколько целей: соблюсти принцип разделения властей – не допустить, чтобы парламент или иной представительный орган включал лиц, подчиненных правительству или экономически от него зависимых; гарантировать избирателям свободу на выборах, не позволяя кандидатам использовать свое служебное положение для оказания давления; обеспечить независимость парламентариев и других выборных лиц пор отношению к частным интересам.
    Другое ограничение пассивного избирательного права – неизбираемость. Речь при этом идет не об общем отсутствии пассивного избирательного права вследствие, например, недостижения возраста, отсутствия гражданства и т. п., а о случаях специальных. Например, тот же французский Избирательный кодекс предусматривает, что генеральные инспектора административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или выполняли их в последние три года до выборов, а супрефекты и генеральные секретари префектур не могут быть избраны в любом избирательном округе департамента, где выполняют свои функции или выполняли их в последний год до выборов.
    Вернемся теперь к вопросу об участии в выборах лиц, не обладающих гражданством данного государства. До недавнего времени вопрос о предоставлении иностранцам права голоса и права избираться в представительные органы другой страны решался повсеместно однозначно: только свои граждане могут осуществлять принадлежащий им суверенитет и от выборов отстраняются лица-неграждане. В прошлом только Конституция Франции 1793 года (кстати, так и не вступившая в силу) в ст. 4 устанавливала, что иностранец, достигший 21 года, проживший в стране в течение года, живущий во Франции своим трудом, приобретший собственность или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика; так же как иностранец, имеющий, по мнению Законодательного корпуса, достаточные заслуги перед человечеством, допускается к осуществлению прав французского гражданина*. В настоящее время уже нельзя говорить, что избирательное право предоставляется только своим гражданам. Прежние правовые концепции были серьезно поколеблены новыми подходами, проявившимися сначала в актах Совета Европы, а затем в регламентации Европейского Союза. Конвенция об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне, подписанная в Страсбурге 5 февраля 1992 года, установила в ст.6:
    * См.: Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII – XIX вв. М.: Госюриздат, 1957. С. 334. Можно вспомнить также, что и советское конституционное законодательство до 1936 года также предоставляло избирательные права трудящимся иностранцам. Революционное правосознание оказалось в обеих странах сходным, причем не только по данному вопросу.
    «1. Каждая Договаривающаяся сторона… обязуется предоставить избирательное право и право быть избранным на местных выборах каждому жителю-иностранцу, если он подпадает под те же условия, которые применяются к гражданам, и если, кроме того, он обычно и законно проживает в соответствующей стране в течение 5 лет, предшествующих выборам.
    2. Договаривающееся Государство может, однако, при депонировании своего документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении заявить о том, что оно намерено ограничить применение положений пункта 1 только предоставлением права голоса».
    Правда, ст. 9 названной Конвенции установила возможность введения ограничений прав для иностранцев в случае войны или в случае иной угрозы жизни нации.
    Новый шаг по пути предоставления избирательного права иностранцам, но только в 15 государствах – членах Европейского Союза, был сделан Маастрихтским договором 1992 года. Этот Договор учредил так называемое европейское гражданство, этакий «навесок», добавляемый к национальному гражданству. Каждый европейский гражданин, в какой бы стране – участнице Европейского Союза он ни находился, имеет право участвовать в выборах местных органов самоуправления. В п. 1 ст. 8-b Договора об учреждении Европейского Сообщества, измененного Маастрихтским договором, установлено, что «каждый гражданин Союза, проживающий в каком-либо государстве-члене, гражданином которого он не является, имеет избирательное право и право быть кандидатом на муниципальных выборах в государстве-члене, в котором он проживает, на тех же условиях, что и граждане этого государства». Однако к выборам в национальный парламент иностранцы не допускаются.
    Некоторым исключением из общего правила стал порядок предоставления иностранцам права голоса во Франции. Конституционный совет объявил о неконституционности предоставления активного и пассивного избирательного права на муниципальных выборах иностранцам – гражданам других государств – членов Европейских Сообществ. Аргументация Совета была следующей: муниципальные выборы служат для избрания муниципальных советников, которые затем в избирательных коллегиях участвуют в выборах сенаторов, а Сенат – это собрание Республики, которое участвует в осуществлении национального суверенитета. Потому позволить иностранцам избирать муниципальных советников означает разрешение, правда косвенным образом, избирать сенаторов и, следовательно, участвовать в осуществлении национального суверенитета, который согласно ст. 3 Конституции могут реализовывать только лица с французским гражданством. Правительство инициировало пересмотр Конституции, и 25 июня 1992 г. в Конституцию было включено положение (ст. 88–3), признающее за иностранцами – гражданами других стран – членов Европейского Союза – избирательные права на муниципальных выборах. Новая норма содержит, однако, ограничения этого права: иностранцы не могут осуществлять функции мэров или их заместителей, участвовать в назначении выборщиков сенаторов и в выборах сенаторов.
    Впрочем, в некоторых странах право голоса на местных выборах иностранцам было предоставлено при соблюдении некоторых условий еще до вступления в силу Маастрихтского договора, например в Ирландии в 1963 году, в Швеции в 1976 году, в Дании в 1981 году, в Норвегии в 1982 году, в Нидерландах в 1985 году. В двух швейцарских кантонах (Невшатель и Юра) иностранцы также голосуют на выборах в местные органы. Во Франции еще в 1981 году социалисты предлагали ввести аналогичное право, но этот проект не получил продолжения из-за неприязни общественного мнения.
    Кроме того, каждый гражданин Европейского Союза, проживающий в каком-либо государстве-члене, в гражданстве которого он не состоит, обладает не только активным, но и пассивным избирательным правом на выборах в Европейский парламент в государстве проживания на тех же условиях, что и граждане этого государства (п. 2 ст. 8-b вышеупомянутого Договора). Действительно, право иностранцев участвовать в выборах Европарламента не затрагивает национального суверенитета государств-участников. Процедура избрания не служит цели назначить лиц, которые осуществляли бы национальный суверенитет страны, в которой иностранец находится. Европарламент имеет в качестве юридического основания не конституции государств-участников, а международные договоры.
    Правда, оба пункта ст. 8-b Договора предусматривают возможность в последующем подробном регулировании допускать отступления от изложенных принципов, когда специфические проблемы государства-члена это оправдывают.

  4. MahaMij Ответить

    В связи с этим возникает вопрос: если народ недееспособен, зачем ему предоставлять всеобщее избирательное право, чтобы он мог избирать хотя бы «некое представительство» от себя? Ведь определенные лица, именуемые депутатами, могут заниматься законодательной деятельностью, руководствуясь конституцией, действуя в рамках правового поля. Именно закон станет первоосновой для законодателей, а не народ. Ответ на обозначенный вопрос, с точки зрения сторонников недееспособности народа, может быть таким: определенные силы могут воспользоваться незрелостью народа и указать ему на его якобы бесправие, затем свергнув легальную власть и провозгласив себя руководящей силой государства и общества, таким образом, установят коллективный диктат и лишат граждан, народ прав и свобод. Выходит, что предоставление недееспособному народу ограниченного участия в делах государства, посредством формирования представительного органа, является иллюзией наличия у него неких прав, противодействием от речей и призывов радикальных политиков. Возникает вопрос: чем такие «защитники» народных прав – легальная власть будет отличаться от диктаторов, ведь все они в равной мере лишают народ суверенитета? Суть вопроса заключается в том, что этим самым «защитники» народных прав, «опекуны недееспособного» будут только прикрывать свое преступное деяние – узурпацию власти и отстранение народа от управления государством. Поэтому недопустимы идеи о недееспособности народа, проблемы неграмотности населения в правовом плане необходимо решать посредством его образования, но не путем отстранения его от власти[39].

  5. yopik Ответить

    Попробуем кратко рассмотреть основные принципы на примере российского избирательного права.
    Так, у нас действует принцип равного избирательного права, который заключается в том, что граждане имеют равные возможности с юридической точки зрения при голосовании.
    Следующий принцип касается прямого избирательного права. Он подразумевает, что граждане могут голосовать за органы государственной власти или местного управления как «за», так и «против». При этом каждый человек лично участвует в выборах. Голосование за других людей не допускается, о чём говорится в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав».
    Следующий принцип касается добровольного участия в выборах. Нельзя оказывать воздействие на человека для того, чтобы принудить его участвовать или не участвовать в выборах. Человек должен сам определить целесообразность и необходимость своего участия в этом процессе.
    Принцип тайного голосования исключает контроль со стороны должностных лиц. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли честно проявлять свою волю. Голосование – личное право человека, и при его нарушении он может отказаться от процедуры вовсе.

    Принципы организации выборов

    Во-первых, это принцип обязательности выборов, который заключается в том, что они являются необходимой и единственно возможной формой законного привлечения избираемых людей в органы государственной власти.
    Следующий принцип касается периодичности выборов. Он связан с тем, что любые полномочия имеют свои временные рамки. Такие промежутки необходимы для того, чтобы гарантировать стабильность политики выбранных кандидатов, а также возможность их сменяемости для предотвращения злоупотреблений со стороны власти.
    Следующий принцип – альтернативность выборов. Он означает, что гражданин по своей личной воле может выбирать из представленных кандидатов. Очень тесно он переплетается с понятием состязательности.
    Ещё один принцип выборов – независимость избирательных комиссий. Это основа, на которой строится вся избирательная система. Чтобы обеспечить её, комиссия должна формироваться в основном порядке, иметь определенные ограничения и полномочия.
    Последний принцип – гласности. Он означает, что вся деятельность должна быть полностью прозрачной (подсчет голосов, проведение подготовительных работ, опрос населения и так далее). Всё это должно проходить максимально открыто, ведь такова основная идея всеобщего избирательного права на равных условиях.

  6. Delagra Ответить

    Смотреть что такое “ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО” в других словарях:

    Всеобщее избирательное право — конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление: активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны, исключая недееспособных и лиц, находящихся в местах лишения свободы; а также пассивного… … Финансовый словарь
    Всеобщее избирательное право — конституционный принцип избирательной системы, предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны, исключая недееспособных и лиц, находящихся в местах лишения свободы, без каких либо ограничений избирательными… … Политология. Словарь.
    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — в большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения… … Юридический словарь
    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — в большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, заключающийся в предоставлении активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам государства (за исключением недееспособных лиц и лиц, находящихся в… … Юридическая энциклопедия
    Всеобщее избирательное право — (англ. universal suffrage) право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах органов гос ной власти, не ограниченное иными, кроме возрастного … Энциклопедия права
    Всеобщее избирательное право — право всех взрослых жителей страны избирать депутатов в парламент или органы местного самоуправления. На практике фактически этого права, как всеобщего, не существует нигде (не пользуются этим правом женщины, безработные и т.д.)Благодаря тому,… … Популярный политический словарь
    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — предоставление права участия в выборах представительных органов государственной власти всем гражданам, достигшим определенного возраста без каких либо ограничений избирательными цензами (см. Цензы избирательные). Как правило, закрепляется в… … Большой Энциклопедический словарь
    всеобщее избирательное право — предоставление права участия в выборах представительских органов государственной власти всем гражданам, достигшим определенного возраста без каких либо ограничений избирательными цензами (см. Цензы избирательные). Как правило, закрепляется в… … Энциклопедический словарь
    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — – см. Избирательное право … Советский юридический словарь
    ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — один из основополагающих принципов избирательного права права участия в выборах. Оно распадается на две возможности: избирать и быть избранным. Право избирать именуется активным избирательным правом, оно предоставляется гражданам РФ по достижении … Энциклопедический словарь конституционного права

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *