В каком году был создан государственный совет?

12 ответов на вопрос “В каком году был создан государственный совет?”

  1. Tojatilar Ответить

    В общем виде принципы организации и деятельности можно свести к следующим:
    члены совета назначаются на должность и увольняются с нее исключительно Императором;
    все решения в Государственном совете принимаются исключительно большинством голосов;
    все основные вопросы рассматриваются в Государственном совете и только через него докладываются Императору;
    проекты всех законов, указов, уставов, новых учреждений рассматриваются Государственным советом;
    никакой закон, устав, учреждение «не исходит из Совета и не может иметь совершения без утверждения верховной власти».
    Помимо вопросов, касающихся законодательства Российской Империи, рассмотрению Государственного совета подлежали и дела административные.
    Компетенция Государственного совета по делам судебным была самой малой, по сравнению с законодательными и административными сферами деятельности. Объяснить это можно прежде всего тем, что, во-первых, Государственный совет создавался для рассмотрения законодательных вопросов, а, во-вторых, для рассмотрения дел судебных существовал другой орган государственной власти – Сенат. Однако Государственному совету было предоставлено право в особых случаях принимать жалобы на решения Сената, поступавшие в комиссию по принятию прошений. К судебной функции Государственного совета относились также следствия, производимые им по донесениям, возбуждавшим ответственность министров.
    Государственный совет при Александре I состоял из четырех департаментов, возглавляемых Председателями:
    Департамент законов, первым председателем которого стал граф П. В. Завадовский.
    Департамент дел военных, под председательством графа А.А. Аракчеева.
    Департамент дел гражданских и духовных, возглавляемый светлейшим князем П.В. Лопухиным.
    Департамент государственной экономии.

  2. Rainweaver Ответить

    Все ре­зуль­та­ты об­су­ж­де­ния за­ко­но­про­ек­тов и др. во­про­сов пред­став­ля­лись го­су­дар­ст­вен­ным сек­ре­та­рём (воз­глав­лял Го­су­дар­ст­вен­ную кан­це­ля­рию, ко­то­рая за­ни­ма­лась ор­га­ни­за­ци­ей ра­бот Г. с.) им­пе­ра­то­ру, ко­то­рый мог ут­вер­дить мне­ние лю­бо­го чис­ла чле­нов Г. с. или на­ло­жить собств. ре­зо­лю­цию.
    В 1815–41 и 1861–67 су­ще­ст­во­вал так­же ре­гио­наль­ный Го­су­дар­ст­вен­ный со­вет Цар­ст­ва Поль­ско­го, кон­тро­ли­ро­вав­ший и ко­ор­ди­ни­ро­вав­ший дея­тель­ность осн. ве­домств Цар­ст­ва Поль­ско­го.
    Пре­об­ра­зо­ва­ние Г. с. Рос. им­пе­рии в за­ко­но­дат. ор­ган со­стоя­лось со­глас­но ука­зу имп. Ни­ко­лая II от 20.2(5.3).1906 и бы­ло за­кре­п­ле­но в Ос­нов­ных го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нах 1906. По­ло­ви­на или ме­нее по­ло­ви­ны чле­нов Г. с. еже­год­но на­зна­ча­лись им­пе­ра­то­ром (чле­ны по на­зна­че­нию; из них им­пе­ра­тор на­зна­чал пред­се­да­те­ля Г. с.), др. чле­ны Г. с. из­би­ра­лись пу­тём двух­сте­пен­ных или пря­мых вы­бо­ров на срок 9 лет (чле­ны по вы­бо­рам). По­след­ние из­би­ра­лись: дво­рян­ски­ми об­ще­ст­ва­ми (18 чел.); Со­ве­том тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур, ко­ми­те­та­ми тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур, бир­же­вы­ми ко­ми­те­та­ми и ку­пе­че­ски­ми упра­ва­ми (12 чел.); Пе­терб. АН и уни­вер­си­те­та­ми (6 чел.); Сей­мом Вел. кн-ва Фин­лянд­ско­го (2 чел.); гу­берн­ски­ми зем­ст­ва­ми (по од­но­му че­ло­ве­ку); зем­ле­вла­дель­ца­ми тех гу­бер­ний Ев­роп. Рос­сии, где от­сут­ст­во­ва­ли зем­ст­ва, а так­же зем­ле­вла­дель­ца­ми Об­лас­ти вой­ска Дон­ско­го (по од­но­му че­ло­ве­ку от ка­ж­дой гу­бер­нии); зем­ле­вла­дель­ца­ми гу­бер­ний При­вис­лин­ско­го края (6 чел.). К чле­нам по вы­бо­рам от­но­си­лись 6 чел. из чис­ла пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ст­ва, на­зна­чав­ших­ся Си­но­дом. Ка­ж­дые 3 го­да треть вы­бор­ных чле­нов Г. с. пе­ре­из­би­ра­лась по жре­бию. В 1914 Г. с. со­сто­ял из 188 чле­нов.
    Г. с. имел рав­ные за­ко­но­дат. пра­ва с Гос. ду­мой. На рас­смот­ре­ние Г. с. по­сту­па­ли за­ко­но­про­ек­ты, одоб­рен­ные Гос. ду­мой или вне­сён­ные са­ми­ми чле­на­ми Со­ве­та. При­ня­тый в Г. с. за­ко­но­про­ект пе­ре­да­вал­ся на рас­смот­ре­ние или им­пе­ра­то­ру (ес­ли по­сту­пил в Г. с. из Гос. ду­мы), или в Гос. ду­му (ес­ли был раз­ра­бо­тан по ини­циа­ти­ве са­мих чле­нов Гос. со­ве­та). И им­пе­ра­тор, и Гос. ду­ма мог­ли от­кло­нить или ут­вер­дить за­ко­но­про­ект Со­ве­та. Как и Гос. ду­ма, Г. с. мог об­ра­щать­ся к ми­ни­ст­рам и глав­но­управ­ляю­щим с за­про­са­ми по по­во­ду не­за­кон­ных дей­ст­вий под­ве­дом­ст­вен­ных им уч­ре­ж­де­ний или долж­но­ст­ных лиц.
    Ос­нов­ной фор­мой ра­бо­ты Г. с. ста­ло Об­щее со­б­ра­ние. Для пред­ва­рит. рас­смот­ре­ния за­ко­но­про­ек­тов в со­ста­ве Г. с. уч­ре­ж­да­лись ко­мис­сии, из ко­то­рых важ­ней­шую роль иг­ра­ла по­сто­ян­ная Фи­нан­со­вая ко­мис­сия, рас­смат­ри­вав­шая про­ек­ты рос­пи­си гос. до­хо­дов и рас­хо­дов, смет и чрез­вы­чай­ных рас­хо­дов.
    По­дав­ляю­щая часть чле­нов Г. с. ор­га­ни­зо­вы­ва­лась по по­ли­тич. при­над­леж­но­сти в груп­пы (фрак­ции) – пра­вых, цен­тра, а так­же ака­де­ми­че­скую (с 1913 на­зы­ва­лась про­грес­сив­ной груп­пой), ко­то­рая объ­е­ди­ня­ла ли­бе­раль­ных чле­нов Г. с. Пер­во­на­чаль­но пре­об­ла­да­ла груп­па цен­тра, с нач. 1910-х гг. – груп­па пра­вых (в 1911 из неё вы­шла груп­па пра­во­го цен­тра); в 1915 зна­чит. часть чле­нов Г. с. во­шла в «Про­грес­сив­ный блок», к осе­ни 1916 его сто­рон­ни­ки ста­ли пре­об­ла­дать в Со­ве­те. Часть чле­нов Г. с. ос­та­ва­лась вне групп.

  3. лаботамий Ответить

    ГОСУДА?РСТВЕННЫЙ СОВЕ?Т, название высших государственных органов в ряде стран. В Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) в 1810—1906 годах Государственный совет был высшим законосовещательным учреждением. Он рассматривал внесенные министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената. Председатель и члены Государственного совета назначались императором. Государственный совет состоял из нескольких департаментов и Государственной канцелярии во главе с государственным секретарем.
    Члены Государственного совета назначались императором.
    Первоначально Государственный совет насчитывал 35 членов. В него входили все министры (по положению) и назначенные императором наиболее доверенные сановники. Председателем Государственного совета считался император, а в его отсутствие — назначаемый ежегодно императором председатель из числа членов Совета. С 1812 по 1865 год председатель Государственного совета одновременно являлся председателем кабинета министров.
    При Совете действовали Комиссия составления законов и Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем. Государственная канцелярия не только вела делопроизводство Государственного совета, но и редактировала тексты законопроектов, выносимых на обсуждение, проводила работу по составлению законов. Законопроекты рассматривались в департаментах, затем выносились на общее собрание Государственного совета и после утверждения императором получали силу закона. При этом император мог внять мнению как большинства, так и меньшинства Совета, а мог отвергнуть и то, и другое. Тем самым подчеркивался совещательный характер Государственного совета.
    На Комитет председателей департаментов Государственного совета было возложено рассмотрение проекта преобразования министерств. Совет рассматривал также сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената и других органов. При Совете работала комиссия прошений. Государственный совет играл важную роль в подготовке и издании первого Полного собрания законов и Свода законов Российской империи. К 1833 году было подготовлено 33 тома Полного собрания и 15 томов Свода законов. В царствование императора Александра II Николаевича Государственный совет принимал участие в разработке законодательной базы реформ 1860—1870-х годов.
    После Манифеста 17 октября 195 года Государственный совет был преобразован в верхнюю палату российского парламента, половина членов которой назначалась императором, а половина избиралась от особых сословных и профессиональных курий. Выборные члены избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, а также от промышленников и торговцев (частично путем косвенных выборов). Государственный совет рассматривал принятые Государственной думой законопроекты до их утверждения императором. Дума и Совет имели равные законодательные права. На рассмотрение императора представлялись только те законопроекты, которые были одобрены обеими палатами парламента. После Февральской революции 1917 года Государственный совет Российской империи прекратил существование.
    Заново Государственный совет был образован в 1991 году Президентом СССР М.С. Горбачевым. Он и занял пост председателя Государственного совета СССР. Но Государственный совет просуществовал всего несколько месяцев – до распада Советского Союза.
    1 сентября 2000 года президент Российской Федерации В.В. Путин образовал Государственный совет Российской Федерации в качестве совещательного органа при главе государства. Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации. Обеспечением деятельности Государственного совета занимается Управление Президента по внутренней политике.
    В состав Государственного совета входят высшие руководители субъектов федерации. По решению Президента в состав Совета могут входить и другие лица. Для организации работы по подготовке вопросов к заседаниям Государственного совета, а также решения текущих вопросов был учрежден президиум Государственного совета. В президиум входят семь глав субъектов федерации, представляющие все федеральные округа. Периодически, два раза в год, осуществляется ротация состава президиума.
    На Государственном совете обсуждаются вопросы государственного строительства, хода экономических и социальных реформ, общественные проблемы. Основная форма работы Госсовета — заседания. Они проводятся четыре раза в год, жесткой периодичности нет. Каждое заседание посвящено одному крупному вопросу. Накануне заседаний Государственного совета по теме предстоящего обсуждения проводятся заседания президиума Совета. Утвердилась практика обсуждения вопросов в ходе совместных заседаний президиума Государственного совета и Совета безопасности, иногда – с привлечением профильных совещательных органов при президенте.
    В ряде иностранных государств Государственным советом называют различные государственные органы. Во Франции это высший орган административной юстиции. В Швеции, Норвегии, Финляндии, Китае, Южной Корее Государственный совет — официальное наименование правительства. Государственный совет Дагестана возглавляет исполнительную власть в республике и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти. Этот коллегиальный орган формируется не парламентом, а специально созываемым для этого органом — Конституционным собранием. В состав Государственного совета Дагестана (насчитывающего 14 членов) не может входить более одного представителя одной национальности. Государственный совет Удмуртии является высшим представительным, законодательным и контрольным органом республики.

  4. Bloodbrand Ответить

    Смотреть что такое “ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ” в других словарях:

    Государственный совет — Государственный совет  законодательный или совещательный орган в ряде стран: В Российской империи: Государственный совет Российской империи  в 1810 1917 годах законосовещательный, а с 1905 года и законодательный орган. В СССР:… … Википедия
    Государственный совет — I высший законосовещательный орган Российской империи с 1810; с 1906 верховная законодательная палата. Рассматривал внесённые министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения… … Энциклопедический словарь
    Государственный Совет РТ — Государственный Совет Республики Татарста Парламентская система Однопалатная Председатель Мухаметшин, Фарид Хайруллович … Википедия
    Государственный совет — название высших государственных органов в ряде стран. В Российской империи в 1810 1906 годах Государственный совет был высшим законосовещательным учреждением. Он рассматривал внесенные министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы … Политология. Словарь.
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, высший совещательный (с 1906 законодательный) орган Российской империи в 1810 1917. Первоначально рассматривал законопроекты до их утверждения императором. Состоял из департаментов и государственной канцелярии (во главе с… … Современная энциклопедия
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ — высший совещательный орган Российской империи в 1810 1917. Рассматривал внесенные министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената и других органов.… … Большой Энциклопедический словарь
    Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея Парламентская система Однопалатн … Википедия
    Государственный совет — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, высший совещательный (с 1906 законодательный) орган Российской империи в 1810 1917. Первоначально рассматривал законопроекты до их утверждения императором. Состоял из департаментов и государственной канцелярии (во главе с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ — 1) в 1810 1906 гг. высшее законосовещательное учреждение Российской империи. В 1906 1917 гг. верхняя палата российского парламента, половина членов которой назначалась императором, а половина избиралась от особых сословных и профессиональных… … Юридический словарь
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ — в ряде стран название государственных органов различной компетенции. Напр., во Франции высший орган административной юстиции; в Дании, Норвегии и ряде других стран название исполнительного органа власти, в котором председательствует король … Большой Энциклопедический словарь
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, высший законосовещательный орган Российской империи с 1810; с 1906 верховная законодательная палата. Рассматривал внесённые министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений,… … Русская история

  5. .:AISON:. Ответить

    Высшее законосовещат. учреждение Росс, империи. Образован 1 янв. 1810 в соответствии с планом гос. преобразований М. M. Сперанского, при противодействии наиболее консервативных придворно-дворянских кругов, недовольство к-рых созданием Г. с. выразил в своей известной записке Н. M. Карамзин. Предусматривалось рассмотрение в Г. с. перед утверждением царем всех законопроектов, что часто не исполнялось. Внесение законопроектов в Г. с. фактически определялось волей царя. Законодат. инициативой Г. с. не обладал. Помимо законопроектов, Г. с. рассматривал сметы и сверхсметные предположения, уставы различных об-в, штаты тех или иных учреждений, отд. вопросы, требовавшие утверждения верховной власти. Первоначально в Г. с. было 35 чл., в 1890 уже 60. Они назначались царем из высших сановников. Министры являлись членами Г. с. по должности. Пред. Г. с. назначался царем. В случав присутствия царя председательство переходило к нему. С 1812 по 1865 пред. Г. с. являлся одновременно и пред. К-та министров.
    =====
    Г. с. состоял из 4 департаментов: 1) законов — рассматривавшего законопроекты общегос. значения; 2) гражд. и духовных дел — ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; 3) гос. экономии — вопросы, касавшиеся финансов, пром-сти, торговли, наук и пр.; 4) военного — (до кон. 50-х гг. 19 в.). С 1832 по 1862 существовал департамент Царства Польского. С 1866 по 1871 с аналогии, функциями — К-т по делам Царства Польского. В 1901-06 — департамент пром-сти, наук и торговли. Все дела поступали в Гос. канцелярию, к-рая делилась на отделения, соответствовавшие числу департаментов. Во главе канцелярии стоял гос. секретарь. Первым гос. секретарем был М. М. Сперанский. После обсуждения дел в департаментах наиболее важные из них поступали в Общее собрание (нек-рые же поступали непосредственно в Общее собрание). Часть членов Г. с. распределялась по департаментам (они являлись вместе с тем и членами Общего собрания), часть же состояла только в последнем. Кроме того, в составе Г. с. были: 1) Комиссия составления законов, преобразованная в 1826 во 2-е Отделение собственной его императорского величества канцелярии. В 1882 после ликвидации 2-го отделения в состав Г. с. были включены Кодификац. отдел (1882-93), ведавший составлением полного собрания законов — “Свода законов”; 2) Комиссия прошений (1810-35); 3) Особое присутствие для предварит, рассмотрения жалоб на определения департаментов Сената (1884 -1917); 4) Особое присутствие о воинской повинности (1874-81).
    =====
    Роль Г. с. была не всегда одинакова. В царствование Николая I (1825-55) было окончательно определено место Г. с. в системе гос. учреждений как законосовещат. инстанции, В 1815-25 и в 80-е гг. роль Г. с. падает, он подменяется К-том министров. С 1906, в связи с созданием Государственной думы функции, состав и структура Г. с. несколько меняются. Г. с., как и Гос. дума, получал законодат. инициативу, исключая вопрос об изменении осн. гос. законов. В Г. с. поступали на обсуждение законопроекты, рассмотренные в Гос. думе. Если законопроект первоначально обсуждался в Г. с., он поступал на рассмотрение в Гос. думу. Г. с. составлялся наполовину из членов по назначению, наполовину по выборам. Члены Г. с. избирались Синодом от православного духовенства (6 чел.), от каждого губ. земского собрания (по 1 чел.), от дворянских губ. и обл. обществ (18 чел.), от академиков и профессоров ун-тов (6 чел.), от крупнейших орг-ций промышленников и торговцев (12 чел.). Финляндский сейм избирал 2 чел. Члены Г. с. избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава.
    =====
    Председатели Г: с: гр. Н. П. Румянцев — 1810 -12, кн. Н. И. Салтыков — 1812-16, кн. П. В. Лопухин — 1816-1827, кн. В. П. Кочубей-1827-34, гр. H. H. Новосильцев — 1834-38, кн. И. В. Васильчиков — 1838-47, гр. В. В. Левашев — 1847-48, кн. А. И. Чернышев — 1848-56, кн. А. Ф. Орлов — 1856-61, гр. Д. Н. Блудов — 1862-64, кн. П. П. Гагарин — 1864-65, вел. кн. Константин Николаевич — 1865-81, вел. кн. Михаил Николаевич -1881 -1905 гр. Д. М. Сольский — 1905-06, Э. В. Фриш — 1906, М. Г. Акимов -1907 -14, с июня 1914 по июнь 1915 должность пред. Г. с. замещалась Манухиным и И. Я. Голубевым, с июня 1915 по 1916 А. Н. Куломзиным и с янв. 1917 И. Г. Щегловитовым.
    =====
    Лит.: Сперанский М. M., Проекты и записки М.-Л., 1961; ПСЗ, т. 31, No 24064; 3 ПСЗ, т. 26, отд. 1, No 27805, No 27808; Отчеты по делопроизводству Гос. совета, т. 1-38, СПБ, 1870-1906; Стенографич. отчеты Гос. совета. Сессия 1-12, СПБ, 1906-1916; Щеглов В. Г., Гос. совет в России в особенности в царствование имп. Александра Первого, Я., 1892; Гос. совет 1801-1901, СПБ, 1901; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960; Центр. гос. ист. архив СССР в Ленинграде. Путеводитель, Л., 1956.
    =====
    П. А. Зайончковский. Москва.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *