В каком году была создана первая государственная дума?

12 ответов на вопрос “В каком году была создана первая государственная дума?”

  1. Goltilkis Ответить

    ПЕ?РВАЯ ГОСУДА?РСТВЕННАЯ ДУ?МА — российский представительный законодательный орган (см. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ), действовавший с 27 апреля по 8 июля 1906 года в течение одной сессии. Принципы деятельности Государственной думы были определены Манифестом 17 октября 1905 года, который декларировал основы гражданских свобод и созыв законодательного органа, к выборам которого будут допущены все слои населения. Император Николай II Александрович обещал, что никакой закон не мог быть утвержден царем без одобрения Государственной думой; органами исполнительной власти должна была быть обеспечена возможность участия депутатов Государственной думы в надзоре за исполнением законодательства.
    11 декабря 1905 года был издан закон о выборах в Государственную думу (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Российской империи). Сохранив куриальную систему, установленную ранее для выборов в Булыгинскую думу, закон прибавил к землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и расширил состав избирателей по городской курии. 49% всех выборщиков принадлежали к крестьянской курии. По рабочей курии к выборам допускались мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишали избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик на две тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи — в городской, на 30 тысяч — в крестьянской, на 90 тысяч — в рабочей), не прямыми (двух-, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными).
    Признав за Государственной думой законодательные права, царь (см. ЦАРЬ) стремился всячески ограничить их.
    Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи — Государственный совет, существовавший с 1810 года, был преобразован в верхнюю законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы. Манифест 20 февраля 1906 года разъяснял, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы. Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Согласно новой редакции основных государственных законов от 23 апреля 1906 года, император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом. Царь мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой.
    Большевики (см. БОЛЬШЕВИКИ) призвали к бойкоту выборов в Государственную думу, надеясь свергнуть самодержавие революционным путем. Однако в условиях спада революционного движения бойкот не удался. Выборы в Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 года. Из 478 избранных депутатов кадетов было 161, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских этнических групп) — 70, октябристов — 13, беспартийных — 100, трудовиков — 107. В состав фракции трудовиков входили десять социал-демократов, в основном, меньшевиков. Они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков. В июне 1906 года, по решению Четвертого съезда РСДРП, социал-демократические депутаты выделились в самостоятельную фракцию.
    Торжественное открытие Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Тронном зале Зимнего дворца (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ) в Петербурге. Председателем Государственной думы был избран один из лидеров кадетов, профессор Московского университета, правовед С.А. Муромцев. Центральным на заседаниях Первой Государственной думы стал аграрный вопрос. Кадеты выступали за частичное принудительное отчуждение помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший земельное наделение крестьян за счет казенных, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». Однако, правительство еще накануне созыва Государственной думы приняло решение распустить ее, если будет поставлен вопрос о принудительном отчуждении земли. Трудовики выступили 23 мая со своим аграрным законопроектом («проект 104»), в котором потребовали отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», создания «общенародного земельного фонда» и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Это был революционный законопроект, означавший ликвидацию помещичьего землевладения. 8 июня 1906 года группа из 33 депутатов внесла проект земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров. Этот проект требовал немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Государственная дума отказалась обсуждать радикальный «проект 33-х». Социал-демократическая фракция голосовала за аграрный проект трудовиков. Реагируя на проекты земельной реформы в Государственной думе, правительство 20 июня выступило с заявлением, в котором категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю.
    С самого начала своей деятельности Первая Государственная дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с авторитаризмом (см. АВТОРИТАРИЗМ) царской власти. В ответ на тронную речь царя 5 мая 1906 года дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель. Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отверг все требования Государственной думы. Та, в свою очередь, провела резолюцию о недоверии правительству, потребовав его отставки. За 72 дня своей работы Первая Государственная дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В условиях фактической конфронтации Государственной думы и правительства, Николай II решил воспользоваться своим правом в любой момент распустить Государственную думу, что и сделал, обосновав свое решение с помощью формулировки «за уклонение в вопросы, не входящие в компетенцию думы». Царский манифест о роспуске Первой Государственной думы был опубликован 9 июля 1906 года.

  2. Wolf Channel Ответить

    Пер­во­на­чаль­но Г. д. долж­на бы­ла со­сто­ять из 524 де­пу­та­тов, с 1907 – из 442, с 1910 – из 446. Все де­пу­та­ты име­ли рав­ные пра­ва. По за­ко­ну они не бы­ли от­вет­ст­вен­ны пе­ред из­би­ра­те­ля­ми. Чле­ны Г. д. из­би­ра­лись на 5 лет, од­на­ко им­пе­ра­тор мог дос­роч­но пре­кра­тить пол­но­мо­чия всех де­пу­та­тов (при этом он был обя­зан на­зна­чить срок но­вых вы­бо­ров). Про­дол­жи­тель­ность сес­сий Ду­мы и сро­ки пе­ре­ры­вов ме­ж­ду ни­ми оп­ре­де­лял им­пе­ра­тор. Ра­бо­той Г. д. ру­ко­во­дил пред­се­да­тель, ко­то­рый из­би­рал­ся де­пу­та­та­ми. Чле­ны Г. д. поль­зо­ва­лись (с ря­дом ого­во­рок) им­му­ни­те­том от су­деб­но­го пре­сле­до­ва­ния, по­лу­ча­ли круп­ное жа­ло­ва­нье и пу­те­вое до­воль­ст­вие.
    Ду­ма рас­смат­ри­ва­ла: про­ек­ты но­вых за­ко­нов и штат­ные рас­пи­са­ния всех гос. уч­ре­ж­де­ний; гос. рос­пись до­хо­дов и рас­хо­дов вме­сте с фи­нан­со­вы­ми сме­та­ми ве­домств, а так­же про­ек­ты сверх­смет­ных ас­сиг­но­ва­ний из каз­ны (за ис­клю­че­ни­ем смет и рас­хо­дов по Мин-ву имп. дво­ра и уде­лов, ес­ли они не пре­вы­ша­ли сме­ту это­го ми­ни­стер­ст­ва на 1906); от­чё­ты Го­су­дар­ст­вен­но­го кон­тро­ля по ис­пол­не­нию гос. рос­пи­си, часть дел об от­чу­ж­де­нии гос. до­хо­дов или иму­ществ; де­ла о по­строй­ке же­лез­ных до­рог по ини­циа­ти­ве и на сред­ст­ва каз­ны. В слу­чае от­ка­за Г. д. ут­вер­дить бюд­жет ве­дом­ст­ва ми­ни­ст­ры мог­ли про­из­во­дить рас­хо­ды лишь в раз­ме­рах ас­сиг­но­ва­ний пре­ды­ду­ще­го го­да, что в ус­ло­ви­ях по­сто­ян­но­го рос­та до­ход­ной час­ти гос. бюд­же­та су­ще­ст­вен­но ог­ра­ни­чи­ло бы воз­мож­но­сти со­от­вет­ст­вую­щих ве­домств. Ут­вер­ждён­ные Г. д. за­ко­но­про­ек­ты по­сту­па­ли на рас­смот­ре­ние Гос. со­ве­та и в слу­чае одоб­ре­ния пред­став­ля­лись им­пе­ра­то­ру, ко­то­рый мог их от­верг­нуть или при­нять. Ес­ли за­ко­но­про­ект был раз­ра­бо­тан по ини­циа­ти­ве чле­нов Гос. со­ве­та и одоб­рен ими, Г. д. рас­смат­ри­ва­ла его и, в свою оче­редь, в слу­чае одоб­ре­ния пе­ре­да­ва­ла на рас­смот­ре­ние и ут­вер­жде­ние им­пе­ра­то­ру. Из ве­де­ния Г. д. бы­ли изъ­я­ты по­ста­нов­ле­ния по строе­вой, тех­нич. и хо­зяйств. час­ти, а так­же по­ло­же­ния и на­ка­зы уч­ре­ж­де­ни­ям и долж­но­ст­ным ли­цам Во­ен. и Мор. ми­ни­стерств (ес­ли они не ка­са­лись пред­ме­тов об­щих за­ко­нов и не тре­бо­ва­ли но­во­го рас­хо­да из каз­ны или этот рас­ход по­кры­вал­ся за счёт фи­нан­со­вой сме­ты во­ен. или мор. ве­домств). За­ко­но­про­ект мог быть вне­сён в Г. д. ми­ни­ст­ра­ми или, ес­ли за­ко­но­дат. ини­ци­а­ти­ва ис­хо­ди­ла от са­мих де­пу­та­тов, а со­от­вет­ст­вую­щее ве­дом­ст­во от­ка­зы­ва­лось раз­ра­ба­ты­вать за­ко­но­про­ект, – груп­пой де­пу­та­тов Г. д. в ко­ли­че­ст­ве не ме­нее 30 чел. Г. д. бы­ла ли­ше­на пра­ва за­ко­но­дат. ини­циа­ти­вы, на­прав­лен­ной на из­ме­не­ние Ос­нов­ных гос. за­ко­нов. В пе­ре­ры­вах ме­ж­ду за­се­да­ния­ми Ду­мы в слу­ча­ях, не тер­пя­щих от­ла­га­тель­ст­ва, им­пе­ра­тор мог из­дать за­кон сво­им ука­зом (его пра­во не рас­про­ст­ра­ня­лось на Ос­нов­ные гос. за­ко­ны, за­ко­ны о Г. д., Гос. со­ве­те и вы­бо­рах в них); с во­зоб­нов­ле­ни­ем за­се­да­ний Ду­мы та­кой за­кон дол­жен был быть ею ут­вер­ждён, ина­че его дей­ст­вие пре­кра­ща­лось. Ду­ма об­ла­да­ла пра­вом на­прав­лять за­про­сы ми­ни­ст­рам и глав­но­управ­ляю­щим о не­за­кон­ных, с точ­ки зре­ния де­пу­та­тов, дей­ст­ви­ях долж­но­ст­ных лиц. Гла­вы центр. ве­домств бы­ли обя­заны в те­че­ние ме­ся­ца дать разъ­яс­не­ния или со­об­щить о при­чи­нах от­ка­за сде­лать та­ко­вые. Ес­ли 2/3 чле­нов Г. д. при­зна­ва­ли эти разъ­яс­не­ния не­удов­ле­тво­ри­тель­ны­ми, за­прос де­пу­та­тов Ду­мы пред­став­лял­ся на рас­смот­ре­ние им­пе­ра­то­ра.

    Государственная дума 1-го созыва

    [од­на сес­сия; 27.4(10.5)–8(21).7.1906]. Пред. – С. А. Му­ром­цев. К кон­цу ра­бо­ты Ду­мы в ней на­счи­ты­ва­лось 499 деп. (из­бра­ние 11 чле­нов Ду­мы бы­ло ан­ну­ли­ро­ва­но, один сло­жил пол­но­мо­чия де­пу­та­та, 6 де­пу­та­тов не ус­пе­ли при­быть на за­се­да­ния Ду­мы, из­бра­ние не­сколь­ких де­пу­та­тов не ус­пе­ло со­сто­ять­ся). Чис­лен­ность круп­ней­ших по­ли­тич. объ­е­ди­не­ний Ду­мы на 26.6(9.7).1906 со­став­ля­ла: фрак­ция Кон­сти­ту­ци­он­но-де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии (КДП) – 176 деп., тру­до­вая группа – 102, поль­ское коло – 33, фрак­ция мир­но­об­нов­лен­цев (впо­след­ст­вии об­ра­зо­ва­ли мир­но­го об­нов­ле­ния пар­тию) – 26, фрак­ция со­циал-де­мо­кра­тов (вхо­ди­ли боль­ше­ви­ки и мень­ше­ви­ки; соз­да­на в ию­не де­пу­та­та­ми, до это­го вхо­див­ши­ми в тру­до­вую груп­пу) – 18 деп.; 100 деп. от­но­си­ли се­бя к бес­пар­тий­ным, ок. 40–50 из них при­дер­жи­ва­лись пра­вых взгля­дов.
    Ра­бо­та 1-й Г. д. про­хо­ди­ла в об­ста­нов­ке ост­рой кон­фрон­та­ции с пра­ви­тель­ст­вом. Ка­де­ты вы­дви­ну­ли тре­бо­ва­ние ус­та­но­вить от­вет­ст­вен­ность пра­ви­тель­ст­ва пе­ред Ду­мой, их под­дер­жа­ла зна­чит. часть др. де­пу­та­тов. Ду­ма на­пра­ви­ла св. 260 за­про­сов ми­ни­ст­рам (в осн. ка­сав­ших­ся смерт­ных каз­ней, аре­стов, «на­си­лий по­ли­цей­ских вла­стей» и пр.), при­ня­ла 2 законопроекта – об от­ме­не смерт­ной каз­ни и её за­ме­не бес­сроч­ной ка­тор­гой (был вне­сён са­ми­ми чле­на­ми Ду­мы, за­дер­жан в Гос. со­ве­те) и об от­пус­ке средств на по­мощь го­ло­даю­щим (вне­сён пра­ви­тель­ст­вом, стал за­ко­ном).

  3. Braris Ответить

    Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.
    Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Думы избирались на пять лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов. Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Государственной думы руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.
    Государственная дума Российской империи рассматривала проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений, государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Министерству императорского двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906 год), отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи, часть дел об отчуждении государственных доходов или имуществ, а также дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны.
    В случае отказа Думы утвердить бюджет ведомства министры могли производить расходы лишь в размерах ассигнований предыдущего года, что в условиях постоянного роста доходной части государственного бюджета существенно ограничивало бы возможности соответствующих ведомств. Утвержденные Госдумой законопроекты поступали на рассмотрение Госсовета и в случае одобрения представлялись императору, который мог их отвергнуть или принять. Если законопроект был разработан по инициативе членов Госсовета и одобрен ими, Дума рассматривала его и в случае одобрения передавала на рассмотрение и утверждение императору.
    6 мая (23 апреля по старому стилю) 1906 года Николай II утвердил свод Основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе царя.
    Решения Думы могли быть отменены Государственным советом (верхней палатой). Император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство.
    В перерывах между заседаниями Думы в случаях, не терпящих отлагательства, император мог издать закон своим указом (его право не распространялось на Основные государственные законы, законы о Госдуме, Госсовете и выборах в них), с возобновлением заседаний Думы такой закон должен был быть ею утвержден, иначе его действие прекращалось. Дума обладала правом направлять запросы министрам и главным управляющим о незаконных (с точки зрения депутатов) действиях должностных лиц. Главы центральных ведомств были обязаны в течение месяца дать разъяснения или сообщить о причинах отказа. Если 2/3 членов Думы признавали эти разъяснения неудовлетворительными, запрос депутатов представлялся на рассмотрение императора.
    Всего состоялись выборы четырех созывов Государственной думы Российской империи. Первая Государственная дума просуществовала с 10 мая (27 апреля по старому стилю) по 21 (8 по старому стилю) июля 1906 года, ее председателем был кадет, профессор Петербургского университета Сергей Муромцев. Вторая Государственная дума действовала с 5 марта (20 февраля по старому стилю) по 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года, ее председателем был избран кадет Федор Головин. Предлогом для разгона думы стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. Роспуск Второй Государственной думы 16 (3 по старому стилю) июня 1907 года и издание нового избирательного закона, значительно урезавшего избирательные права населения, вошел в историю под названием “Третьеиюньского переворота”.
    Выборы в Третью Государственную думу происходили осенью 1907 года. По новому избирательному закону были значительно урезаны права ряда категорий населения: число представителей от крестьянства и рабочих, от Польши и Кавказа было сокращено, народы Сибири и Средней Азии потеряли право представительства. Значительно были расширены избирательные права сословия помещиков. Помещики и крупная буржуазия получили две трети общего числа выборщиков, рабочим и крестьянам было оставлено около четверти выборщиков. Рабочие и крестьянские выборщики были лишены права самим избирать депутатов из своей среды, право было передано губернскому избирательному собранию в целом.
    Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь пятилетний срок — с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Председателем Третьей Думы был избран октябрист Николай Хомяков, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник Александр Гучков, а с 1911 года — один из лидеров октябристов Михаил Родзянко.
    Четвертая Дума под председательством Родзянко возникла в предкризисный для России и всего мира период — канун мировой войны и просуществовала с ноября 1912 года по март 1917 года. Была ликвидирована в результате Февральской революции 1917 года. 12 марта (27 февраля по старому стилю) 1917 года был сформирован Временный комитет Государственной думы, сыгравший важную роль в свержении самодержавия. Формально Дума продолжала существовать до 19 (6 по старому стилю) октября 1917 года, когда была распущена Временным правительством.
    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

  4. Balladonara Ответить

    Таврический дворец – уникальный памятник архитектуры, истории и культуры. Построенный для Г. А. Потемкина,
    в 1792 г. он становится императорской резиденцией, а с 1906 по 1917 гг. — местом заседаний Государственной Думы Российской империи.
    Сегодня в Таврическом дворце размещается Музей истории Парламентаризма в России и штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
    ***
    После Февральской революции 1917 года
    После Февральской революции 1917 г. в стране стала быстро расти сеть советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В мае 1917 г.
    состоялся I съезд крестьянских советов, а в июне – рабочих и солдатских. II съезд советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 25 октября,
    провозгласил переход всей власти к советам (в декабре крестьянские советы присоединились к рабочим и солдатским).
    Избранный съездом ВЦИК (Всероссийский Центральный исполнительный комитет) оказался носителем законодательных функций.
    III Всероссийский съезд советов в январе 1918 г. принял два акта, имевших конституционное значение: “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа”
    и постановление “О федеральных учреждениях Российской республики”. Здесь было официально оформлено образование Российской Советской Федеративной
    Социалистической Республики – РСФСР.
    В июле 1918 г. V съезд советов принял Конституцию РСФСР. В ней устанавливалось, что именно съезд советов является “высшей властью”,
    компетенция которой никак не ограничивается. Съезды должны были собираться не реже двух раз в год (с 1921 г. – один раз в год). В периоды
    между съездами их функции переходили к ВЦИКу, но и этот последний с осени 1918 г. перешел к сессионному порядку работы (а в 1919 г. вообще не собирался,
    т.к. все его члены были на фронте). Постоянно действующим органом оказался Президиум ВЦИК, состоявший из узкого круга лиц.
    Председателями ВЦИК являлись Л. Б.Каменев (несколько дней в 1917 г.) Я. М.Свердлов (до марта 1919 г.), М. И. Калинин.
    При ВЦИКе сложился значительный рабочий аппарат, включавший несколько отделов, различные комитеты и комиссии.
    Установленная конституцией избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах.
    При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских – на 125 тысяч (что давало преимущества рабочим).
    К участию в выборах не допускались 7 категорий лиц: эксплуататоры и лица, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители культа,
    бывшие служащие полиции, члены царствовавшего дома, умалишенные, а также лица, осужденные в судебном порядке.
    Голосование было открытым (к началу 20-х гг. в стране окончательно установилась однопартийная система).
    РСФСР оказалась не единственной советской республикой, образовавшейся на территории бывшей Российской империи. В итоге гражданской войны советская власть
    победила в провозгласивших независимость Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджане (три последние объединились в Закавказскую федерацию – ЗСФСР).
    30 декабря 1922 г. состоялось решение об объединении советских республик в единое федеративное государство – СССР (решение принял I Всесоюзный съезд советов).
    На II Всесоюзном съезде 31 января 1924 г. была принята первая Конституция СССР. Установленный в ней государственный механизм Союза был вполне аналогичен РСФСР.
    Высшим органом власти в стране провозглашался всесоюзный съезд советов (созывался один раз в год, а с 1927 г. – один раз в два года), ЦИК (двухпалатный),
    собиравшийся на сессии три раза в год), Президиум ЦИК (в подчинении которого находилось более 100 учреждений). С начала 30-х годов на сессиях
    ЦИК установилась специфическая процедура: депутаты утверждали списком (без обсуждения) постановления, принятые Президиумом.
    Именно СССР стал фактическим наследником дореволюционной российской государственности. Что ж касается РСФСР, то ее правовой статус в ряде отношений был ниже,
    чем у других союзных республик, поскольку многие российские вопросы отошли в ведение союзных учреждений.
    5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзный съезд советов принял новую Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании.
    На смену съездам советов и ЦИКу пришел Верховный Совет СССР. Он также собирался на сессии два раза в год, рассматривал законопроекты и утверждал указы своего Президиума.
    21 января 1937 г. была принята и новая Конституция РСФСР, также заменившая съезды советов на Верховный Совет республики, депутаты которого избирались
    на 4 года по норме 1 депутат от 150 тысяч населения.
    В новой Конституции более детально были прописаны структурные, организационные, процедурные и другие вопросы формирования и деятельности Верховного Совета
    и его руководящих органов. В частности, впервые за годы советской власти депутаты получили право парламентской неприкосновенности,
    наряду с Председателем Президиума Верховного Совета был введен пост избираемого съездом Председателя Верховного Совета.
    Первым Председателем Верховного Совета РСФСР в 1938 г. был избран А. А. Жданов.
    В последующие годы полномочия и статус высшего органа законодательной власти в Российской Федерации неоднократно пересматривались и уточнялись.
    Заметными вехами на этом пути стали: законы об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР от 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г.,
    от 24 мая и 1 ноября 1991 г., закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. Большинство этих изменений и дополнений были связаны с начавшимися
    в стране глубокими социально-экономическими и политическими преобразованиями и роли в них представительных институтов.
    Самым принципиальным изменением в системе государственной власти этого периода стало введение в 1991 г. поста Президента РСФСР и соответствующее
    перераспределение властных функций между различными ветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов как высший орган государственной власти и Верховный Совет,
    состоящий из двух палат – Совета Республики и Совета Национальностей, как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган
    сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности, определения внутренней и внешней политики,
    принятия решений по вопросам государственного устройства и т.д., многие их прежние права, включая подписание и обнародование законодательных актов,
    формирование правительства и назначение его Председателя, контроль за их деятельностью, отошли к Президенту РСФСР как высшему должностному лицу
    и главе исполнительной власти в Российской Федерации.
    Подобное перераспределение общественных ролей в условиях отсутствия парламентских традиций, отработанного механизма согласования интересов,
    а также личные амбиции руководителей с обеих сторон не раз служили причиной острых правовых и политических коллизий во взаимоотношениях
    законодательной и исполнительной властей, что, в конце концов, привело в октябре 1993 г. к их открытому конфликту,
    завершившемуся роспуском Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации и ликвидацией системы советов.
    21 сентября 1993 г. Президент России Б. Н. Ельцин издал Указ №1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”,
    которым предписывалось “прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации”.
    Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы.
    В соответствии с этим Положением предлагалось провести выборы в Государственную Думу – нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации.
    Впервые нижняя палата парламента РФ начала свою работу в декабре 1993 года. В ее состав входили 450 депутатов.
    Использованы источники:
    Высшие законодательные органы России (1906-1993 годы) [Электронный ресурс] // Государственная Дума : [официальный сайт]. –
    Режим доступа:
    http://www.duma.gov.ru/about/history/information/ . – 01.03.2016.
    Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910) // История государства Российского: жизнеописания. XХ век / Рос. нац. б-ка. – М.: Книжная палата, 1999. – С. 142-148.
    Хмельницкая, И. «День незабываемый и полный очарования»… : день открытия Первой Государственной Думы /
    Ирина Хмельницкая // Родина. – 2006. – № 8. – С.14-16 : фот. – (Эпоха и лица).
    Псковичи – парламентарии
    В составе I – IV Государственных Дум Российской империи Псковская губерния имела 17 мест: по четыре места в Первой, Второй и Третье Думах,
    и пять мест – в Четвертой. Депутатами избирались 19 человек.
    Псковская губерния в I Государственной Думе была представлена четырьмя депутатами – Федот Максимович Максимов – георгиевский кавалер,
    зауряд-прапорщик, крестьянин Опочецкого уезда, Слободской волости, деревня Липицы, Константин Игнатьевич Игнатьев – крестьянин Холмского уезда,
    деревня Замошье, граф Петр Александрович Гейден – тайный советник, Опочецкий уездный предводитель дворянства,
    Трофим Ильич Ильин – георгиевский кавалер, крестьянин Островского уезда Качановской волости, деревня Унтино.
    Во II Государственную Думу тоже было избрано четыре представителя Псковской губернии. Избранными оказались трое крестьян – Ефим Герасимович Герасимов,
    Петр Никитич Никитин, Василий Григорьевич Федулов. Выборщики забаллотировали всех крупных землевладельцев, из которых прошел только один –
    Николай Николаевич Рокотов, председатель Новоржевской уездной земской управы.
    В III Думе были четверо представителей Псковской губернии. Среди них – А. Д. Зарин, С. И. Зубчанинов, Г. Г. Челищев.
    В составе первых двух Дум от Псковской губернии преобладали депутаты-крестьяне, в составе третьей и четвертой Дум – дворяне,
    что стало следствием третьеиюньского государственного переворота 1907 года, обеспечившего большинство в Думе представителям консервативных сил.
    Из 19 депутатов 11 были представителями дворянства, 8 – от крестьянства.
    Источник:
    Никитенко, Н. В. “Выборные люди” от Земли Псковской : (Псковичи-депутаты Государственной Думы, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР,
    народные депутаты СССР и РСФСР, Депутаты и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ ) / Николай Никитенко, Мария Никитенко. –
    Псков : [б. и.], 2007. – 572, [1] с. : фот. – (100-летию парламентаризма в России посвящается).
    ***
    Кузьмин, В. От крестьянина до юриста: кто представлял Псковщину в Госдуме столетие назад [Электронный ресурс] // ПАИ. – 2016. – 13 сент. –
    Режим доступа: http://blogs.informpskov.ru/news/221927.html. – 13.09.2016.
    Автор статьи Валерий Кузьмин – директор Государственного архива Псковской области.
    Полезные материалы для учителей и библиотекарей
    В 2011 году с целью более глубокого ознакомления учащихся 10 – 11-х классов общеобразовательных учреждений РФ с историей,
    развитием и современной законодательной базой парламентаризма в России, с работой Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ,
    других законодательных и представительных органов были разработаны
    Методические рекомендации по проведению открытого урока «Развитие парламентаризма в России».
    К методической разработке приложен довольно обширный рекомендательный список источников и литературы, состоящий из нескольких разделов:
    – развитие парламентаризма в Российской империи (1906-1917 годы)
    – развитие парламентаризма в Российской Федерации
    – учебники
    – справочные издания
    – методические издания
    – интернет-ресурсы.
    Также на сайте Государственной Думы РФ представлены богато иллюстрированные
    Информационно-справочные материалы по истории российского парламентаризма (в формате pdf),
    подготовленные советником Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации профессором Н. А. Сахаровым.
    Содержание:
    Раздел 1. Руководство Российской Федерации о значении парламентаризма в современной России
    Раздел 2. Исторические предпосылки парламентаризма в России
    Раздел 3. Первая Государственная Дума
    Раздел 4. Вторая Государственная Дума
    Раздел 5. Третья Государственная Дума
    Раздел 6. Четвертая Государственная Дума
    Раздел 7. Революции 1917 года и судьбы парламентаризма в России
    Раздел 8. Эпоха советской системы власти
    Раздел 9. Перестройка советской политической системы и начало возрождения парламентаризма в России
    Раздел 10. Конституционные основы современного российского парламентаризм
    Раздел 11. Государственная Дума первого созыва
    Раздел 12. Государственная Дума второго созыва
    Раздел 13. Государственная Дума третьего созыва
    Раздел 14. Государственная Дума четвертого созыва
    Раздел 15. Государственная Дума пятого созыва
    Раздел 16. Современный парламентаризм на региональном и местном уровнях власти Российской Федерации
    Список литературы
    Книги

    Алешкин, А. М. Думы Таврического дворца : [Гос. Дума России, 1906-2006] / Александр Алешкин, Александр Калмыков. – М. :
    Парламентская газета, 2006. – 519 с. : ил. – (Политический Олимп России). – На обл. в надзагл.: К 100-летию Рос. парламентаризма.
    Сборник выпущен в 2006 году к столетнему юбилею Государственной Думы издательством «Парламентской газеты»- «Думы Таврического дворца».
    Авторы сборника – кандидаты исторических наук пeтербуржец Александр Калмыков и москвич Александр Алешкин – не только подробно анализируют ситуацию,
    сложившуюся в России в начале ХХ века, но и, что наиболее ценно, представляют наиболее популярных действующих лиц той эпохи – депутатов первых четырех Государственных Дум.
    В сборнике исторических очерков впервые подробно рассказывается о жизненном пути и общественной деятельности многих известных российских политиков,
    законодателей начала прошлого века – С. А. Муромцеве, В. Д. Набокове, М. В. Родзянко, А. И. Коновалове и многих других. Их имена ранее либо совсем замалчивались,
    либо подавались чересчур тенденциозно. Отсюда и название сборника – это и четыре Государственные Думы, заседавшие в одном из красивейших
    дворцов Санкт-Петербурга – Таврическом, и думы, идеи, мысли законодателей, витавшие в зале заседаний российского парламента.
    Исторические эссе органично дополняют и архивные фотографии, предоставленные Санкт-Петербургским государственным архивом кинофотофонодокументов.
    Издание открывает выступление Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова на научно-практической конференции, посвященной 100-летию Манифеста
    “Об усовершенствовании государственного порядка”.

    Государственная Дума России, 1906-1917 годы : путеводитель по нац. коллециям крупнейших библиотек РФ / [под общ. ред. В.А. Пехтина]. –
    М. : Изд. Гос. Думы, 2006. – 623 с. – Указ.: с. 570-623.
    При подготовке путеводителя использованы сведения о коллекциях публикаций крупнейших библиотек России – Российской государственной библиотеки,
    Российской национальной библиотеки, Библиотеки Администрации Президента РФ, Государственной публичной исторической библиотеки и Библиотеки Таврического дворца.
    Библиографический указатель информирует об изданиях дореволюционного периода, публикациях советского времени и материалах современных исследователей.
    Основной текст путеводителя предваряет вступительная статья заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ В. А. Пехтина,
    в которой кратко анализируется международное значение 100-летия Первой Государственной Думы.
    Во введении, подготовленном доктором исторических наук профессором Российской академии государственной службы при Президенте РФ О. Г. Малышевой,
    дан обзор основных публикаций по истории российского парламентаризма.

    Государственная Дума Российской империи : портреты полит. лидеров (1906-1917) : науч.-попул. биобиблиогр. очерки / авт. очерков Е. В. Ярошенко,
    сост. библиогр. Н. С. Антонов, А. А. Ермак. – М. : Пашков дом, 2006. – 317 с. – Библиогр.: с. 310-316.
    Сборник научно-популярных биобиблиографических очерков о лидерах Государственной Думы Российской империи, основателях и идеологах политических партий
    о общественных движений, руководителях парламентских фракций, оказавших значительное влияние на происходившие в стране исторические процессы.
    Открывает издание очерк, посвященный деятельности Государственной Думы Российской империи всех четырех созывов в контексте происходивших в обществе политических событий.
    Герои очерков – Александр Иванович Гучков, Александр Федорович Керенский, Роман Вацлавович Малиновский, Павел Николаевич Милюков, Сергей Андреевич Муромцев,
    Владимир Митрофанович Пуришкевич, Михаил Владимирович Родзянко.
    Приведены документальные источники – письма, дневники, воспоминания, партийные издания начала 20 века.
    При подготовке издания были использованы фонды Российской государственной библиотеки.
    Представленная в книге литература хронологически охватывает период с 1905 по 2005 год.

    Никитенко, Н. В. “Выборные люди” от Земли Псковской : (Псковичи-депутаты Государственной Думы, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР,
    народные депутаты СССР и РСФСР, Депутаты и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ ) / Николай Никитенко, Мария Никитенко. –
    Псков : [б. и.], 2007. – 572, [1] с. : фот. – (100-летию парламентаризма в России посвящается).
    Статьи

    Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910) // История государства Российского: жизнеописания.
    XХ век / Рос. нац. б-ка. – М.: Книжная палата, 1999. – С. 142-148.

    Хмельницкая, И. «День незабываемый и полный очарования»…: день открытия Первой Государственной Думы / Ирина Хмельницкая //
    Родина. – 2006. – № 8. – С. 14-16 : фот. – (Эпоха и лица).
    Интернет-ресурсы
    Высшие законодательные органы России (1906-1993 годы) [Электронный ресурс] // Государственная Дума : [официальный сайт]. –
    Режим доступа:
    http://www.duma.gov.ru/about/history/information/. – 01.03.2016.
    К 105-летию парламентаризма в России [Электронный ресурс] : информационно-справочные материалы / автор-составитель – советник Председателя
    Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации профессор Н. А.Сахаров // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации :
    [официальный сайт]. –
    Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/about/parl105/lesson/inform105/index.php. – 11.04.2016.
    Кузьмин, В. От крестьянина до юриста: кто представлял Псковщину в Госдуме столетие назад [Электронный ресурс] // ПАИ. – 2016. – 13 сент. –
    Режим доступа: http://blogs.informpskov.ru/news/221927.html. – 13.09.2016.
    Автор статьи Валерий Кузьмин – директор Государственного архива Псковской области.
    Методические рекомендации по проведению открытого урока «Развитие парламентаризма в России» [Электронный ресурс] :
    для учащихся 10 – 11-х классов общеобразовательных учреждений // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации : [официальный сайт]. –
    Режим доступа:
    http://www.duma.gov.ru/about/parl105/lesson/recom/ . – 11.04.2016.
    Представлены книги и журналы из фондов Центральной городской библиотеки Пскова.
    ***
    20 лет Псковской городской Думе
    Материал подготовила библиограф Информационно-библиографического отдела ЦГБ «ЦБС» Пскова Е. П. Примак.

  5. Max Deep Ответить

    СОЗЫВ ПЕРВОЙ ДУМЫ
    Учреждение Первой Государственной Думы было прямым следствием Революции 1905–1907. Николай II под давлением либерального крыла правительства преимущественно в лице премьер-министра С.Ю.Витте решил не накалять обстановку в России, дав подданным понять в августе 1905 о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо сказано в манифесте 6 августа: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов». Манифест 17 октября 1905 существенно расширил полномочия Думы, третий пункт Манифеста превращал Думу из законосовещательного органа в законодательный, она становилась нижней палатой российского парламента, откуда законопроекты поступали в верхнюю палату – Государственный Совет. Одновременно с манифестом 17 октября 1905, содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной думе «по мере возможности» те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 был утвержден указ О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений. В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, «никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров». Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Сохранялись «всеподданнейшие» доклады министров царю. Совет министров собирался 2–3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С. Ю.Витте (до 22 апреля 1906). С апреля по июль 1906 Совет министров возглавлял И.Л.Горемыкин, который не пользовался ни авторитетом, ни доверием среди министров. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А.Столыпин (до сентября 1911).
    I Государственная дума действовала в период с 27 апреля по 9 июля 1906. Ее открытие состоялось в Петербурге 27 апреля 1906 в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца. После обследования многих зданий Государственную Думу было решено разместить в построенном Екатериной Великой для своего фаворита светлейшего князя Григория Потемкина Таврическом дворце.
    Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, – депутатов избирали выборщики от избирателей – двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи, в крестьянской – на 30, в рабочей – на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. 23 апреля 1906 Николай II утвердил Свод основных государственных законов, который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также по-прежнему подчинялась царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в Свод основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени.
    Выборы в I Государственную Думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906. Большинство левых партий бойкотировали выборы – РСДРП (большевики), национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров (эсеры), Всероссийский крестьянский союз. Меньшевики заняли противоречивую позицию, заявив о готовности участвовать лишь на начальных стадиях выборов. Только правое крыло меньшевиков во главе с Г.В.Плехановым стояло за участие в выборах депутатов и в работе Думы. Социал-демократическая фракция образовалась в Государственной Думе только 14 июня, после приезда 17 депутатов с Кавказа. В противовес революционной социал-демократической фракции, все, кто занимал правые места в парламенте (их называли «правыми»), объединились в особую парламентскую партию – Партию Мирного Обновления. Вместе с «группой прогрессистов» их было 37 человек. Продуманно и умело провели свою предвыборную кампанию конституционные демократы КДП («кадеты»), сумевшие обязательствами навести порядок в работе правительства, провести радикальную крестьянскую и рабочую реформы, ввести законодательным путем весь комплекс гражданских прав и политических свобод привлечь на свою сторону большинство демократических избирателей. Тактика кадетов принесла им победу на выборах: они получили 161 место в Думе или 1/3 от общего числа депутатов. В отдельные моменты численность фракции кадетов доходила до 179 депутатов.
    Энциклопедия «Кругосвет»
    http://krugosvet.ru/enc/istoriya/GOSUDARSTVENNAYA_DUMA_ROSSISKO_IMPERII.html
    ВЫБОРГСКОЕ ВОЗЗВАНИЕ
    Роспуск Государственной Думы, о котором было объявлено утром 9 июля 1906 г., стал для депутатов сюрпризом: депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на запертые двери. Рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, так как она, призванная “вносить спокойствие” в общество, лишь “разжигает смуту”.
    Около 200 депутатов, основную массу которых составляли трудовики и кадеты, незамедлительно выехали в Выборг с единственной целью: обсудить текст воззвания к народу “Народу от народных представителей”. Уже вечером 11 июля текст отпечатанного воззвания сами депутаты начали распространять, возвращаясь в Петербург. Воззвание призывало к гражданскому неповиновению в ответ на роспуск Думы (неуплата налогов, отказ от воинской повинности).
    Реакция в стране на Выборгское воззвание была спокойной, лишь в некоторых случаях были попытки арестовать депутатов, распространявших воззвание. Народ, вопреки ожиданиям депутатов, практически не откликнулся на эту акцию, хотя в массовом сознании к этому моменту укрепилось мнение, что Дума все-таки нужна.
    Первая Дума прекратила свое существование, но распрощаться навсегда с Государственной Думой царь и правительство уже не могли. В Манифесте о роспуске I Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы “сохранен без изменений”. На этом основании началась подготовка к новой кампании по выборам во II Государственную Думу.
    Проект «Хронос»
    http://www.hrono.ru/dokum/190_dok/19060710vyb.php
    ВЫБОРЫ ВО ВТОРОЙ СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
    Избирательная кампания во вторую Думу началась рано, еще в конце ноября. На этот раз в ней участвовали и крайние левые. Боролось, в общем, четыре течения: правые, стоящие за возвращение к неограниченному самодержавию; октябристы, принявшие программу Столыпина; к.-д. и «левый блок», объединивший с.-д., с.-р. и другие социалистические группы.
    Устраивалось много предвыборных собраний; на них шли «диспуты» между к.-д. и социалистами или между к.-д. и октябристами. Правые держались в стороне, устраивая собрания только для своих.
    Правительство Витте в свое время совершенно пассивно отнеслось к выборам в 1-ю Думу; со стороны кабинета Столыпина были сделаны некоторые попытки воздействовать на выборы во 2-ю. При помощи сенатских разъяснений был несколько сокращен состав избирателей в городах и на съездах землевладельцев. Партиям левее октябристов было отказано в легализации, и только легализованным партиям было разрешено раздавать печатные избирательные бюллетени. Эта мера никакого значения не получила: и у к.-д., и у левых оказалось достаточно добровольных помощников, чтобы заполнить от руки требуемое количество бюллетеней.
    Но избирательная кампания носила новый характер: при выборах в Первую Думу никто не защищал правительство; теперь же борьба шла внутри общества. Самый этот факт был уже существеннее, чем то, кто получит большинство на выборах. Некоторые слои населения – более состоятельные слои – почти целиком повернулись против революции.
    Избрание выборщиков происходило в январе. В обеих столицах к.-д. сохранили свои позиции, хотя и сильно растаявшим большинством. Они победили и в большинстве крупных городов. Только в Киеве и Кишиневе на этот раз одержали верх правые (избраны были епископ Платон и П. Крушеван), а в Казани и Самаре – октябристы.
    Гораздо более пестрыми были результаты по губерниям. Там сыграла свою роль аграрная демагогия, и крестьяне выбирали в Думу тех, кто более резко и решительно обещал им землю. С другой стороны, среди землевладельцев проявилось то же резкое поправение, как на земских выборах, и в Западном крае Союз русского народа имел успех среди крестьян. Поэтому одни губернии посылали в Думу с.-д., с.-р. и трудовиков, а другие – умеренных и правых. Бессарабская, Волынская, Тульская, Полтавская губернии дали наиболее правый результат; поволжские губернии – наиболее левый. К.-д. потеряли почти половину своих мест, а октябристы усилились очень мало. Вторая Дума была Думой крайностей; в ней громче всего звучали голоса социалистов и крайних правых.128 Но за левыми депутатами уже не чувствовалось революционной волны: выбранные крестьянами «на всякий случай» – авось правда «исхлопочут» землю – они не имели реальной поддержки в стране и сами удивлялись своей многочисленности: 216 социалистов на 500 человек!
    Насколько торжественным было открытие 1-й Думы, настолько буднично прошло 20 февраля 1907 г. открытие 2-й. Правительство заранее знало, что в случае неработоспособности этой Думы она будет распущена, и избирательный закон будет на этот раз изменен. А население мало интересовалось новой Думой.
    По своему личному составу 2-я Дума была беднее первой: больше полуграмотных крестьян, больше полуинтеллигенции; гр. В. А. Бобринский назвал ее «Думой народного невежества» .
    С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II
    http://www.empire-history.ru/empires-210-74.html
    РОСПУСК ВТОРОЙ ДУМЫ
    Вопрос о возможности досрочного роспуска Второй Думы обсуждался еще до ее созыва (за это выступал бывший премьер Горемыкин еще в июле 1906 года). Пришедший на смену Горемыкину П.А.Столыпин все-таки надеялся наладить сотрудничество и конструктивную работу с народным представительством. Николай II был менее оптимистичен, заявляя, что “не видит практических результатов от думской работы”.
    В марте активизировались правые, которые слали в адрес правительства и царя послания с “настойчивыми” просьбами и даже требованиями о немедленном роспуске Думы и изменении избирательного закона. Чтобы не допустить роспуска Думы видные депутаты от кадетской партии вели переговоры с правительством, но власть, тем не менее, все увереннее склонялась к роспуску Думы, т.к. “большинство Думы желает разрушения, а не укрепления государства”. С точки зрения правящих кругов ни для стабилизации положения, ни для новых осторожных преобразований не годилась Дума, в которой заседало, по словам одного помещика, “500 Пугачевых”.
    Располагая через полицейскую агентуру данными о революционной агитации социал-демократов в армии и о причастности к этой работе некоторых депутатов Думы – членов РСДРП, П.А.Столыпин решил представить это дело как заговор с целью насильственного изменения существующего государственного строя. 1 июня 1907 года он потребовал отстранить от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократических депутатов и немедленного лишения 16 из них депутатской неприкосновенности в виду привлечения к суду. Это была откровенная провокация, поскольку никакого заговора в действительности не было.
    Кадеты настояли на передаче этого вопроса в специальную комиссию, дав ей на расследование дела 24 часа. Позже и председатель II Думы Ф.А.Головин, и видный кадет Н.В.Тесленко признали, что комиссия пришла к твердому убеждению, что в действительности речь шла не о заговоре социал-демократов против государства, а о заговоре петербургского охранного отделения против Думы. Однако комиссия попросила продлить срок ее работы до понедельника 4 июня. Социал-демократы от имени всех левых фракций предложили прекратить прения о местном суде, которые шли в то время на пленарном заседании Думы, отвергнуть бюджет, столыпинские аграрные законы и немедленно перейти к вопросу о готовящемся государственном перевороте, чтобы предотвратить молчаливый роспуск Думы. Однако это предложение было отклонено, причем решающую роль здесь сыграла “законопослушная” позиция кадетов, настоявших на продолжении прений о местном суде.
    В итоге Дума отдала инициативу в руки П.А.Столыпина, на которого в свою очередь давил царь, требовавший ускорить роспуск непокорных депутатов. В воскресенье, 3 июня, II Государственная Дума указом царя была распущена. Одновременно, вопреки ст.86 Основных законов, было опубликовано новое положение о выборах в Государственную Думу, заметно менявшее социально-политическую структуру российского парламента в пользу правых сил. Таким образом, правительство и император совершили государственный переворот, названный “третьеиюньским”, который знаменовал собой конец революции 1905-1907 годов и наступление реакции.

  6. Lightforge Ответить

    Николай II не отличался волевым характером и не придерживался прогрессивных политико-правовых взглядов. Он решился встать на путь конституционной реформы не по зову реформаторства, которого у него просто не было, а под напором революционных событий. Царское правительство не смогло устоять перед «воспалением страстей и крайними обстоятельствами» и в спешном порядке разработало правовые акты о создании Государственной Думы. Это стало возможным благодаря русской революции 1905 года. Одна из газет того времени назвала учреждение Думы «великим даром революции». Этот «дар» предназначался не царю с его властвующей бюрократией и, разумеется, не народу, а повзрослевшей российской элите. Именно она давно желала заполучить реальные политические права для участия в управлении государственными делами. Российская элита, которая «была воспитана на европейском Просвещении, говорила по-французски, получила образование в немецких университетах и обожествляла английский парламентаризм», хотела играть в российском государстве такую же роль, которую давно играли в своих странах западноевропейские политические элиты.
    Само название будущего парламента – «Государственная Дума» – было взято у М.М. Сперанского. Еще в 1809 году великий реформатор предложил создать в России стройную и единую по вертикали и горизонтали представительную систему власти от волостных дум вплоть до Государственной Думы. Но этому предложению не суждено было сбыться. Государственная Дума образца августа 1905 года выглядела «как древо без корней, ибо не имела, в отличие от проекта Сперанского, соответствующих структур в губерниях, уездах, волостях».
    В России в начале XX века исполнительная и законодательная власти не обособлялись: император возглавлял правительственную власть, он же сохранял высшую законодательную власть. В этом отношении возникновение совещательных государственных структур (Государственного Совета, Кабинета Министров, Сената, а потом и Государственной Думы) означало начало внедрения в государственную жизнь империи принципа разделения властей.
    Застарелым русским недугом было «размывание законов». Граница между законами и подзаконными актами была неопределенной и зависела от административного усмотрения. Лучшие юридические умы России того времени не могли в условиях отсутствия парламента выработать отличительные признаки между законом и просто повелением императора. В Западной Европе эта проблема была решена давно и очень просто: закон – это правовой акт, принимаемый парламентом. Если в стране нет парламента, то любые повеления и прихоти, исходящие от власти, будут всегда считаться законами.
    Историческое значение утвержденных сто лет назад правовых актов об учреждении и избрании Государственной Думы заключалось в том, что в систему верховного управления, наряду с единодержавием, была введена новая представительная структура власти, которая опиралась на избрание. Несмотря на свой совещательный характер, Государственная Дума наделялась правом отклонения законопроектов большинством в две трети голосов. А это уже было, пусть и умеренным, но ограничением абсолютной власти монарха в области законодательства.
    Это был самый первый шаг к установлению в России конституционной монархии. Именно за ним последовало издание манифеста 17 октября 1905 года, принятие новых более прогрессивных актов о формировании Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, утверждение новой редакции Основных законов Российской империи.
    Восхищенный изданием царского манифеста об учреждении Государственной Думы, известный русский публицист А.С.Суворин писал 20 августа 1905 года в «Новом времени»: «Зажглась заря нового дня, когда голос русского народа будет слышен не только во всей России, но и во всем мире. Русский народ выстрадал этот призыв к законодательной работе множеством лет своего роста и своей работы в поте лица, в напряжении всех сил, физических и нравственных».
    Однако «заря нового дня» светила недолго. Благодаря революции 1905 года Государственная Дума появилась на свет, но в результате февральской революции 1917 года она была упразднена.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *