В каком году было подавлено восстание спартака?

8 ответов на вопрос “В каком году было подавлено восстание спартака?”

  1. aa.delite Ответить

    В переводе с латыни – меченосец. Воин, мясник, секс-символ и просто артист оригинального жанра. Участник специфического древнеримского шоу с третьего века до нашей эры до 404 года нашей. Феномен античного шоу-бизнеса, в котором крутились миллионы сестерциев и тысячи людей. Позвольте мне, ретивым сайгаком пробежаться по самым интересным особенностям этого явления.
    В начале были…похороны
    Да. Древний этрусский обычай, провожавший в мир иной добрых граждан человеческим жертвоприношением. В жертвы выбирались не прекрасные девы, а вовсе наоборот – суровые военнопленные. В случае их отсутствия не брезговали рабами и прочими унтерменшами. К процессу подошли творчески: вместо скучного жреца и какого-нибудь ритуального кинжала и не менее ритуального алтаря участникам выдавали по мечу, а там — как боги рассудят. Зрителям было положено взирать на это с миной серьезной, отчасти трагической, а что делать, похороны же.
    Римляне перенимали этрусский обычай не сразу. В третьем веке известно только о двух покойниках, которых родственники помянули подобным образом. Но если почтить память первого вышло шестеро бойцов, то второго помянуло уже более сорока человек. А в 106-м году «погребальные игры» перестали быть погребальными и были включены в число публичных зрелищ.
    Путь в профессию
    Как попадали? Кино приучило нас к мысли, что гладиатор это раб или военнопленный, обращенный в рабство. Так или иначе, человек крайне тяжкой и трагической судьбы. Но, гладиаторские игры в качестве массового развлечения просуществовали более пяти сотен лет. Логично предположить, что в разные года было очень по-разному. На заре существование – да, гладиатор это чаще всего военнопленный. Которого можно использовать на арене по прямому назначению сразу же. Он силен, сыт, обучен. Взят на поле боя с оружием и броней, которые тоже можно было использовать там же. Есть кстати гипотеза, что типы гладиаторов произошли от тех племен и народов с кем римляне активно воевали. Наличие таких типов на республиканских аренах как фракиец, галл и самнит – тому подтверждение. Но о типах гладиаторов — позже.
    Помимо военнопленных туда попадали просто крепкие рабы, проданные в гладиаторские школы за немалые деньги. Не обходилось и без свободных, желавших славы, денег и цветущего здоровья. И чем дальше, тем больше их становилось. Властям приходилось даже издавать специальные эдикты, запрещавшие определенным категориям граждан, например всадникам (!), продавать себя в гладиаторы. Не обходилось и без преступников, отправленных в эту индустрию самыми гуманными римскими судами. Их, кстати могли приговорить к зверям, к мечу или к школе. Последний вариант, как Вы понимаете, был самым легким. Предыдущие два означали, что тебя выпустят на арену с заточкой против профессионала или в толпе таких же везунчиков против такой же толпы (зрителям же иногда хочется не высокого качества поединка, но просто массы дымящегося мяса на арене) или с той же заточкой против зверушки. Если выжил – молодец, в школу, приговор смягчен на один пункт.
    Живые трупы
    Попадая в школу, каким бы путем ты туда ни попал, человек приобретал очень интересный социальный статус. Он приносил клятву гладиатора. Что это значило? На время своей работы он становился собственностью хозяина, который мог его использовать только по прямому назначению, то есть чистить сортиры вилкой, как простого раба, он его заставить не мог. Но мог вязать, казнить огнем и железом. А после выхода из школы (если везло) гладиатор не мог занимать никаких общественных должностей. Не мог избирать и быть избранным, не мог быть похоронен на общественном кладбище, только на особом, гладиаторском. Или, если не было спец кладбища, хоронили вместе с двумя другими категориями не-граждан, актерами и проститутками, людьми зарабатывавшими своим телом. Как и он сам.
    Карьерный рост у этих парней был только один: становиться тренерами в своих школах или, если повезло с деньгами, открывать свои школы. Как, например Гней Лентул Батиат – хозяин школы, в которую, в свое время, попал Спартак.
    Кстати, деньги
    Деньги у гладиаторов были. За каждую победу на арене гладиатор получал четверть своей цены, по самому гуманному римскому закону. С каждой победой популярность, а соответственно и цена гладиатора росла. Рос и гонорар.
    Но, давайте сначала. Ланиста (хозяин школы) игр не устраивал. Так как устраивать игры – развлечение для уважаемых парней, чтобы стать еще более уважаемыми. Ланиста же по своему социальному статусу был не намного выше своих подопечных, по крайней мере, в глазах власть придержащих. Этакий содержатель хорошего, годного борделя, если мерять нашей меркой. Сутенер высшего пошиба. Так вот, он сдавал свою собственность, гладиаторов, в аренду устроителю. Тот возмещал в полном объеме цену погибших, платил гонорары победителям и арендную плату хозяину. Плюс, бывали же не только игры с большой буквы. Бывало так, что патриции, испивши зелена вина, требовали гладиаторов (пару, две) прямо на виллу. Или сами заявлялись в школу, посмотреть бой, так сказать, приват. Кстати о привате. Римские матроны бывали очень не против провести время с неким до ужаса романтичным и брутальным героем арены. И это все за отдельные деньги.
    А деньге школе были нужны. И не для сто двадцать пятых золотых серег жене ланисты, но для годной еды подопечным, для постоянного ремонта и улучшения снаряжения (в этом сезоне конкурент выставил бойцов в посеребренных латах, надо к празднику удивить толпу чем-то новым). И, конечно же, врачи. На толкового врача в среде ланист скупиться было не принято, а то ты вбухаешь в свою новую супер машину убийства сотни денег, а от царапины схватит сепсис и помрет. Например, по легенде, знаменитый Гален, некоторое время был врачом в нескольких школах. Уже ставши знаменитым и даже великим.
    Убей его!
    Мы привыкли к тому, что поверженный гладиатор погибал. Толпа требовала крови, победитель добивал невезучего оппонента. Но, как мы помним, гладиатор стоил очень дорого. И вот так вот всех убивать – денег не напасешься. Кроме того, останки гладиаторов, найденные в Эфесе, говорят о том, что ранили их немало, но потом тщательно штопали и возвращали в строй, чтоб и дальше обогащал хозяина. Вот, например, Фламма – мегачемпион античности, четырежды получавший деревянный меч, но никак не уходивший с арены. Он провел тридцать четыре поединка, в четырех из которых он потерпел поражение. Трижды же его, получается, миловали. Сохраняя для будущих игр.
    Ave Caesar!
    Да, немало удивляет невеликое количество боев, выпадавшее на долю гладиатора. 4-5 в год, остальное – тренировки. Непривычно видеть эти цифры после фильмов, в которых гладиатор бьется чуть ли не каждый день.
    Еще одна непривычность заключается в том, что средний бой профессионалов мог продолжаться до 20 минут (об этом в книге В.А. Гончаровского «Арена и кровь»). Бойцов разводили, давали им отдохнуть, толпу в это время развлекали проктологи-иллюзионисты и прочие мастера эльфефокусов.
    Но вот вопрос, который меня немало заботит: что же происходило на арене? Всякий, знакомый с холодным оружием и с фехтованием подтвердит, что двух-трех минут (а то и меньше) вполне достаточно, чтобы решить, кто тут альфа, а кто не тащит. 20 минут это что-то запредельное. Так не бывает. Точнее бывает, если люди не бьются, а показывают рестлинг или катают арт-фехтовальный номер. Но арт-фехт не предполагает трупов, а там они были. Притом запланировано. А реальный бой не требует столько времени. И вот вопрос, на который у меня нет ответа: что именно показывали на арене гладиаторы. Само-собой шоу, но как они ловили грань между эффектностью и эффективностью?
    И зачем все это?
    Меня в гладиаторских играх всегда смущало одно. По сути, это такой античный рестлинг, только насмерть. Развлечение для не самой взыскательной публики, казалось бы нам. Но римляне, культурная, развитая нация подходит к этому процессу очень серьезно, сеть амфитеатров и лудусов раскинулась от Франции до Африки. Многие из них мы до сих пор можем лицезреть. И в те амфитеатры ходили и патриции и сыновей своих водили. Зачем? Какой смысл римляне вкладывали в происходящее?
    С одной стороны, не стоит усложнять: бой, кровь, мясо, азарт. Вот тебе и смысл. Но не только. Был еще кусок воспитательного эффекта. «Умереть как гладиатор» — бесстрашно, подлинно по-римски – это очень круто. К этому приучали детей, что если раб так может, то и ты смоги, когда придет пора.
    С другой стороны, римляне жили в постоянном внутреннем страхе, как единственный оплот цивилизации в море варваров, а амфитеатр успокаивал. Амфитеатр это мир наизнанку – грозные варвары, обряженные в перья, гламурные доспехи и кожаные трусы, убивают друг друга на потеху римлян, круто же.
    На этом, пожалуй все. Интересно, а большинство людей, слушающих российскую эстраду, делают это из тех же побуждений: «Спасибо Юпитеру, что я не такой варвар, чтобы делать со сцены это»? Хм…надо по-расспрашивать.

  2. TypuCT1 Ответить


    Александрия, Египет


    Мраморная статуя Клеопатры VII. Ок. I века до н. э.
    Правительница Египта, появившаяся на свет в 69 году до н. э., пережила двух братьев-супругов и была любовницей двух великих римских полководцев, Юлия Цезаря и Марка Антония.

    Римские легионы подавили восстание Спартака


    Устье реки Селе, Италия


    Гибель Спартака. Гравюра Никколы Санези. XIX век
    Крупнейшее в истории Античности восстание рабов возглавил фракиец Спартак, преподаватель школы гладиаторов. Согласно источникам, мятежников было до 60 000 человек. Восстание продолжалось три года, в 71-м до н. э. Спартак погиб, а его войско было разгромлено. Имя фракийца носит российский футбольный клуб «Спартак».

    Возвели гробницу и циклопические статуи на горе Немрут


    Немрут-Даг, Турция


    Построенный в середине I века до н. э. погребальный комплекс царя Коммагены Антиоха I — один из самых узнаваемых памятников эпохи Античности в регионе. С 1987 года он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Впервые записали канонические тексты классического буддизма


    Шри-Ланка


    Наставления учеников Будды столетиями передавались устно, пока их не записали на пальмовых листьях в I веке до н. э. Сборник назван Трипитака на санскрите или Типитака на пали, что значит «три корзины».

    Изваяли самый знаменитый храм Петры


    Петра, Иордания


    В 2007 году по результатам международного голосования вырубленные в скалах здания древнего города были признаны одним из новых cеми чудес света. Главный архитектурный шедевр — храм-мавзолей Эль-Хазне. По легенде, это здание наколдовал преследовавший пророка Моисея египетский фараон, чтобы спрятать внутри сокровища.

    Изобрели стеклодувную трубку


    Сирия


    Стекло люди научились делать еще в 5-м тысячелетии до н. э., а вот главный инструмент и метод стеклодувов, как считается, появились в Сирии в I веке до н. э.

    Впервые упомянут в источнике будущий Париж


    Париж, Франция


    Карта «Париж времен римского владычества» из атласа XIX века
    В «Записках о галльской войне», созданных Юлием Цезарем в 58–50 годах до н. э., фигурирует Лютеция, главный город кельтского племени паризиев. От названия этого племени образовано современное имя столицы Франции.

    Дописали первую всеобщую историю Древнего Китая


    Сиань, Китай


    Титульный лист «Исторических записок», издание XIX века
    Приближенный императора Сыма Цянь продолжил начатый отцом трактат и в первой половине I века до н. э. завершил труд многих лет. «Книга придворного историографа», более известная как «Исторические записки», состояла из 130 глав и около 526 500 иероглифов.

    Слово года

    МЕТАФИЗИКА

    Александрия, Египет

    В переводе с греческого τὰ μετὰ τὰ φυσικά означает «то, что после физики». Такое название Андроник Родосский, издатель трудов Аристотеля, дал трактатам философа о бытии, поскольку опубликовал их после его работ по физике.
    Фото: DIOMEDIA, AKG / EAST NEWS, ISTOCK (X2), ALAMY, SPL / LEGION-MEDIA, PAUL VIDAL DE LA BLANCHE / HIPKISS’ SCANNED OLD MAPS
    Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2019

  3. kkati Ответить

    Восстание быстро перекинулось из Кампании в юж. обл. Италии (Апулию, Луканию, Бруттий). Спартак повел свою армию (насчитывавшую к нач. воен. кампании 72 уже ок. 70 тыс. чел.) в Апулию и Луканию. На Ю. он занялся спешной организацией армии и ее вооружением. Оружие захватывалось у римлян, а также было налажено его производство в лагере. Армия была организована Спартаком по рим. образцу. По его требованию добыча делилась поровну, была запрещена торговля золотом и серебром; Спартак не принимал перебежчиков и требовал строгой воинской дисциплины. В отличие от предводителей Сицилийских восстаний рабов, он не объявил себя царем; все дела, видимо, решал совет воен. командиров и собрание воинов. В 72 рим. сенат направил против восставших 2 армии во главе с консулами Г. Лентулом и Л. Геллием (что делалось в Риме в случае лишь очень серьезной опасности). Одной консульской армии удалось уничтожить в битве у Гарганской горы (Сев. Апулия) отделившийся (по неясным причинам) 30-тыс. отряд спартаковцев во главе с Криксом. Римляне хотели 2 армиями окружить и разгромить армию Спартака. Однако, воспользовавшись разъединенностью рим. армий, Спартак поодиночке разгромил их. Армия восставших прошла по побережью Адриатич. м. всю Италию и в провинции Цизальпинская Галлия (совр. Сев. Италия) в битве при Мутине уничтожила войска проконсула Кассия. План Спартака состоял, видимо, в том, чтобы вывести рабов из Италии. Однако после победы над Кассием он вместе с армией неожиданно повернул на юг и начал движение вдоль Адриатич.
    побережья. Для борьбы против восставших были набраны 6 новых рим. легионов, к к-рым были присоединены 2 уцелевших консульских легиона. Во главе этой большой армии (ок. 40 тыс. чел.) был поставлен крупный политич. деятель, один из богатейших рабовладельцев М. Лициний Красс. Суровыми мерами он восстановил воинскую дисциплину, подвергнув децимации (казнь каждого десятого) бежавшие от спартаковцев воинские части. Не вступая в решительное сражение, Красс преследовал Спартака при его движении на Ю. Последний намеревался переправиться в Сицилию и договорился с киликийскими пиратами о поставке кораблей и др. транспортных средств. Армия восставших благополучно дошла до Мессинского пролива, но киликийские пираты обманули Спартака и кораблей не предоставили. Красс же отрезал спартаковскую армию от остальной Италии, прорыв ров от моря и до моря (длиной 55 км, шириной и глубиной 4,5 м), укрепил его стеной. Спартаковцы прорвались через это укрепление, причем при штурме погибло 2/3 армии рабов. Спартаку удалось быстро пополнить армию и довести ее вновь до 70 тыс. чел. Он повел свою армию к Брундизию, видимо, рассчитывая переправиться в Грецию. Стремясь поскорее покончить с восставшими, сенат направил против Спартака исп. армию Гнея Помпея и отряд из Фракии под рук. Марка Лукулла. В это время Крассу удалось разбить отделившийся от Спартака отряд повстанцев (ок. 12 тыс.) под рук. Каста и Ганника. Опасаясь объединения всех рим. армий, Спартак был вынужден дать генеральное сражение армии Красса на границе Апулии и Лукании по пути к Брундизию (весна 71). В этой битве повстанческая армия (ок. 60 тыс.) была разбита, а С. погиб в бою. Ок. 6 тыс. восставших были распяты римлянами вдоль дороги из Рима в Капую. Разрозненные отряды спартаковцев продолжали сражаться в разных областях Италии (в Этрурии, Лукании, в г. Фурии и др.) еще в течение неск. лет после гибели Спартака.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *